Научная статья на тему 'Инновационная модель подготовки офицеров в гражданском вузе'

Инновационная модель подготовки офицеров в гражданском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРА / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / MILITARY TRAINING OF STUDENTS / INNOVATIVE MODEL OF TRAINING OFFICERS / INNOVATIVE EDUCATIONAL TRAJECTORY / BACHELOR''S PROGRAMME / MASTER''S PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Александр Николаевич, Ротков Леонид Юрьевич, Симонов Алексей Валентинович, Трембовецкий Валерий Владимирович

В статье обосновывается вывод о необходимости наращивания возможностей системы высших военных учебных заведений и учебных военных центров гражданских вузов по обеспечению постоянно возрастающих требований Министерства обороны РФ к подготовке офицерских кадров. Разработанная ННГУ им. Н.И. Лобачевского модель целевой подготовки офицеров для военной службы по контракту предполагает реализацию инновационной образовательной траектории на базе гражданского вуза, имеющего в своем составе военную кафедру (факультет военного обучения). Предлагаемая модель дает возможность вести обучение офицера по двум разным направлениям подготовки высшего образования. Инновационная модель представлена для варианта подготовки офицеров по направлению «Зарубежное регионо-ведение» (бакалавриат) с последующим обучением по направлению подготовки «Психология» (магистратура). Реализация инновационной модели не требует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамов Александр Николаевич, Ротков Леонид Юрьевич, Симонов Алексей Валентинович, Трембовецкий Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE MODEL OF TRAINING OFFICERS IN CIVIL UNIVERSITY

The article demonstrates the necessity of expanding the capabilities of the system of higher military institutes and military training centers of civilian universities to ensure the increasing requirements of the Russian Ministry of Defence for training of officers. The article considers the model of the special officers' training for military service under the contract by the innovative educational trajectory on the basis of a civil university, having in his structure the military department (department of military training). The model has been developed at Lobachevsky State University ofNizhni Novgorod (UNN). It enables to prepare an officer for two different fields of study in higher education. The innovative model is presented for officer training area "Foreign regional studies" (Bachelor's programme) followed by training by the programme of "Psychology" (Master). The implementation of innovative model does not require changes to existing legal acts.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель подготовки офицеров в гражданском вузе»

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В ГРАЖДАНСКОМ ВУЗЕ

АБРАМОВ Александр Николаевич - канд. пед. наук, доцент, директор института военного образования, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ). E-mail: [email protected] РОТКОВ Леонид Юрьевич - канд. техн. наук, доцент, начальник управления информационной безопасности, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ). E-mail: [email protected] СИМОНОВ Алексей Валентинович -канд. воен. наук, доцент, начальник учебного военного центра ИВО, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ). E-mail: [email protected] ТРЕМБОВЕЦКИЙ Валерий Владимирович - начальник учебной части - заместитель начальника военной кафедры, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ). E-mail: [email protected]

АннотацияВ статье обосновывается вывод о необходимости наращивания возможностей системы высших военных учебных заведений и учебных военных центров гражданских вузов по обеспечению постоянно возрастающих требований Министерства обороны РФ к подготовке офицерских кадров. Разработанная ННГУ им. Н.И. Лобачевского модель целевой подготовки офицеров для военной службы по контракту предполагает реализацию инновационной образовательной траектории на базе гражданского вуза, имеющего в своем составе военную кафедру (факультет военного обучения). Предлагаемая модель дает возможность вести обучение офицера по двум разным направлениям подготовки высшего образования. Инновационная модель представлена для варианта подготовки офицеров по направлению «Зарубежное регионо-ведение» (бакалавриат) с последующим обучением по направлению подготовки «Психология» (магистратура). Реализация инновационной модели не требует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты.

Ключевые слова: военная подготовка студентов, инновационная модель подготовки офицера, инновационная образовательная траектория, бакалавриат, магистратура

Для цитирования: Абрамов А.Н, РотковЛ.Ю, Симонов А.В, Трембовецкий В.В. Инновационная модель подготовки офицеров в гражданском вузе // Высшее образование в России. 2016. № 7 (203). С. 17-24.

Реализуя программу создания Вооруженных сил нового типа, отвечающих современным требованиям и вызовам, Министерство обороны (МО) РФ активно работает над совершенствованием системы военного образования. Так, в рамках реформы военного образования распоряжением Правительства РФ от 06.03.2008 г. №275 р в 37 государственных вузах РФ были созданы учебные военные центры (УВЦ) для подготовки офицеров для военной службы по контракту из числа студентов. УВЦ

на сегодняшний день провели уже несколько выпусков и наряду с высшими военными учебными заведениями стали источником комплектования Вооруженных сил РФ вы-сокоподготовленными кадровыми офицерами. Созданная в рамках реформы сеть военных вузов и УВЦ осуществляет подготовку офицеров более чем по 200 специальностям высшего образования (ВО). По своим возможностям она соответствует параметрам кадрового заказа, непрерывно развивается, совершенствуется и способна

обеспечить как текущие, так и перспективные потребности Вооруженных сил РФ в офицерских кадрах.

Офицеру-руководителю требуются сегодня знания и профессиональные компетенции не только в рамках полученной им конкретной специальности и в смежных с этой специальностью областях ВО, но и в совершенно иных сферах деятельности. Реалии современного мира постоянно расширяют и модифицируют круг задач Минобороны России и вызывают необходимость поиска новых, нестандартных образовательных процедур, учитывающих специфику, а иногда и разнонаправленность требований к компетенциям отдельных категорий офицеров. При этом по многим направлениям деятельности войск требования к подготовке офицеров меняются очень быстро.

В ноябре 2015 г. Главным управлением кадров (ГУК) МО РФ на базе ННГУ были проведены методические сборы с руководящим составом УВЦ и военных кафедр гражданских вузов, где обсуждались вопросы совершенствования подготовки будущих офицеров, обучающихся по военно-учетной специальности (ВУС) «Лингвистическое обеспечение военной деятельности» (военный переводчик). Анализ выступлений участников сборов, отзывов из войск на выпускников УВЦ и требований различных структур МО РФ к уровню и направленности подготовки офицеров - военных переводчиков показал, что, кроме знания иностранного языка и необходимой терминологии для решения практических задач внутри России и в зарубежных командировках, военный переводчик должен обладать следующими умениями и компетенциями:

□ владеть навыками анализа военно-политической и экономической ситуации региона с учетом основных политических процессов, истории взаимоотношений между национально-этническими и религиозными группами на основе использования материалов проправительственных и оппо-

зиционных средств массовой информации и других источников, и своевременно докладывать командованию обобщенную информацию и выводы;

□ вести перевод в полевых условиях, то есть в быстроменяющейся оперативно-тактической и неблагоприятной эмоционально-психологической обстановке;

□ знать принципы построения, боевые возможности и основы боевого применения различных современных образцов вооружения, военной и специальной техники;

□ быть готовым к переводу военных переговоров, совещаний, докладов различной направленности при больших аудиториях с элементами показа обстановки на картах [1; 2].

В целях формирования требуемых компетенций будущих офицеров институт военного образования (ИВО) совместно с институтом международных отношений и мировой истории (ИМОМИ) ННГУ им. Н.И. Лобачевского проводит научные исследования, направленные на совершенствование программы ВО по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение » с профилем «Военный перевод», поиск новых форм и методов проведения занятий, а также на улучшение организационно-педагогических условий реализации программ военной подготовки [3; 4]. Для совершенствования подготовки военных переводчиков в учебном процессе УВЦ ИВО применяются элементы дистанционного обучения, электронные учебно-методические комплексы и инновационные формы внеаудиторной работы, в том числе лингвистические тренажи, на которых моделируются реальные ситуации предстоящей практической деятельности, что также позволяет сформировать у будущих офицеров нужные компетенции.

В ИМОМИ на основе внедрения современных активных форм обучения постоянно совершенствуется процесс формирования у обучающихся необходимых компетенций в области регионоведения, полити-

ческой аналитики, владения иностранными языками и по другим направлениям предстоящей профессиональной деятельности. Наряду с подготовкой офицеров-«регионо-ведов », в УВЦ ИВО университета ведется подготовка кадровых офицеров для зенитных ракетных войск Воздушно-космических сил и частей наземной радиотехнической разведки Сухопутных войск ВС РФ. Такое разнообразие военных специальностей дает уникальную возможность проводить совместные практические занятия и тренажи со студентами разныхВУС, обеспечивая расширение их кругозора и получение ими дополнительных компетенций как студентами по военно-учетной специальности «Лингвистическое обеспечение военной деятельности», так и студентами, осваивающими другие военные специальности.

Анализ содержания ФГОС по специальностям (направлениям) подготовки ВО, являющихся базовыми для обучения в УВЦ ННГУ, показывает, что не все современные требования к отдельным категориям офицеров могут быть выполнены в рамках одной специальности (направления подготовки) и в стандартных организационно-педагогических условиях военных вузов и УВЦ современной системы военного образования. Для выполнения обязанностей по некоторым должностям, замещаемым офицерами, требуемые компетенции могут быть сформированы только при получении высшего образования по нескольким направлениям подготовки. Обучение офицеров по двум разным направлениям подготовки ВО может обеспечить непрерывная образовательная траектория «бакалавриат» - «магистратура». Однако задача выпуска офицеров, у которых кроме базового ВО имелась бы подготовка и по другому направлению в интересах МО РФ, до на-

стоящего времени не решалась, а непрерывная образовательная траектория «бакалавриат» - «магистратура» пока не реализуется ни в военных, ни в гражданских вузах, имеющих в своем составе УВЦ.

Так, в соответствии с приказом министра обороны РФ 2015 г. № 185, который определяет порядок и условия приема в вузы МО РФ, в высших военных учебных заведениях предусмотрена подготовка офицеров по программам ВО уровня «специа-литет» и «магистратура». По программам специалитета могут обучаться граждане, годные к военной службе, получившие общее среднее образование. Программы магистратуры имеют оперативно-тактическую (оперативно-стратегическую) направленность, их реализуют военные академии, в которые принимаются только офицеры с ВО и с опытом военной службы не менее 7 лет \ В учебных военных центрах гражданских вузов готовят офицеров из числа студентов по инженерным и естественнонаучным специальностям ВО, и только в некоторых из них - по отдельным направлениям подготовки бакалавриата. Вузы МО РФ и гражданские вузы, имеющие в своем составе УВЦ, не могут обеспечить реализацию образовательной траектории «бакалавр - магистр» в силу того, что Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает присвоение гражданину первого офицерского звания «лейтенант», обязывает его поступить на военную службу по контракту непосредственно после получения ВО и не дает возможности поступить в магистратуру непосредственно после окончания вуза 2.

Если рассмотреть конкретную ситуацию, характеризующую потребность МО РФ в офицерах с ВО по двум разным направлениям подготовки, то одной из структур этого ведомства необходимы офицеры

1 Приказ министра обороны Российской Федерации от 07.04.2015 г. № 185 «Об утверждении порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации».

2 Федеральный закон 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».

с высшим образованием по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение », владеющие двумя иностранными языками и имеющие базовое ВО по направлению подготовки «Психология ». Для удовлетворения вышеуказанных кадровых потребностей МО РФ Институтом военного образования ННГУ им. Н.И Лобачевского совместно со специалистами ГУК МО РФ разработана и обсуждается для внедрения модель целевой подготовки офицеров для военной службы по контракту по инновационной образовательной траектории (далее - инновационная модель) на базе вуза, имеющего в своем составе военную кафедру или факультет военного обучения. Суть предлагаемой модели заключается в том, что граждане, желающие стать офицерами и поступить на военную службу по контракту, принимаются в университет на целевые места для обучения по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение » с одновременным обязательным прохождением программы подготовки офицеров запаса на военной кафедре. После получения диплома бакалавра наиболее подготовленные из них поступают на целевые места в магистратуру по направлению подготовки «Психология». Все вышеуказанные граждане после окончания университета по программе бакалавриата или магистратуры принимаются на военную службу по контракту в соответствии с обязательствами, предусмотренными договором о целевом обучении. Реализацию инновационной модели подготовки офицеров предлагается провести в три этапа.

Первый этап (подготовительный) -профессионально-ориентационная работа, предварительный и конкурсный отбор

граждан для обучения на целевых местах по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение» (ИМОМИ).

Второй этап - обучение граждан по программе высшего образования «Зарубежное регионоведение» (бакалавриат), а также обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре и отбор граждан для обучения в магистратуре. После получения диплома бакалавра и присвоения воинского звания офицера запаса выпускник, не поступивший в магистратуру, поступает на военную службу по контракту в соответствии с договорными обязательствами перед МОРФ.

Третий этап - обучение граждан, окончивших университет по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение» (бакалавриат) и поступивших в магистратуру факультета социальных наук (ФСН), по направлению подготовки «Психология». После окончания магистратуры и присвоения воинского звания офицера запаса выпускник поступает на военную службу по контракту и назначается на должность, требующую образования именно такого уровня.

Анализ соответствующих положений федеральных законов в области военной службы и образования, постановления Правительства РФ от 06.03.2008 г. № 152 3 и приказа министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 10.07.2009 г. № 666/249 4 позволяет сделать вывод о том, что реализовать предлагаемую инновационную модель возможно в рамках требований вышеуказанных нормативных правовых актов. Для практической реализации инновационной модели необходимо выполнить следующие основные мероприятия, кото-

3 Постановление Правительства РФ от 06.03.2008 г. № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

4 Приказ министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ 2009 г. № 666/249 «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных учреждениях высшего профессионального образования».

рые являются стандартными для всех субъектов - участников процесса организации и осуществления подготовки офицеров на базе гражданского вуза.

1. Министерство обороны РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 г. № 1076 направляет в университет предложение о заключении договора о целевом приеме, содержащее сведения о количестве граждан, подготовку которых необходимо осуществить по требуемым направлениям подготовки в рамках целевого обучения 5.

2. В соответствии со статьей 56 Федерального закона 2012 г. № 273-Ф3 и постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 г. № 1076 университет заключает с Минобороны РФ договор о целевом приеме граждан на направление подготовки «Зарубежное регионоведение» (бакалавриат), а в дальнейшем - на направление подготовки «Психология» (магистратура) за счет квоты целевого приема.

Контрольные цифры приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной год распределяются между вузами по конкурсу, порядок которого утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 2015 г. № 340 6, а квота целевого приема устанавливается ежегодно также решением Минобрнауки. При распределении контрольных цифр приема и установлении квоты целевого приема Министерство образования и науки РФ на основании показателя - «возможность образовательной организации обеспечить подготовку кадров с высшим образованием в целях безопасности

страны (И)» - может учесть ходатайство Министерства обороны РФ о выделении университету необходимого количества бюджетных мест по требуемым направлениям подготовки. Вышеуказанный показатель входит в формулу для расчета показателя потенциала образовательной организации по соответствующему направлению (укрупненной группе направлений) подготовки ВО, от которого зависит число бюджетных мест, выделяемых вузу. Порядок расчета данного показателя определяет «Методика проведения конкурсного отбора и критерии принятия решения о распределении контрольных цифр приема...» 7.

3. На основе типовой формы договора необходимо доработать форму договора о целевом обучении по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение», который Министерство обороны РФ заключает с гражданином.

3.1. Обязательства гражданина:

• в период обучения на целевом месте по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение » пройти обучение по программе подготовки офицеров запаса по ВУС «Информационное обеспечение военной деятельности»;

• после окончания университета и присвоения офицерского звания добровольно поступить на военную службу по контракту.

В договор о целевом обучении целесообразно также включить пункт о возможной перспективе добровольного поступления гражданина на целевое место в магистратуру по направлению подготовки «Психология».

5 Постановление Правительства РФ от 27.11.2013 г. № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении».

6 Приказ Министерства образования и науки РФ от 2015 г. № 340 «Об утверждении порядка проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».

7 Там же.

3.2. Обязательства Министерства обороны РФ:

- назначить гражданина на должность, замещаемую офицерами, после окончания им программы бакалавриата и присвоения ему воинского звания офицера;

- определить (по возможности) меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину, в период обучения на целевом месте.

4. Университету, с учетом требований Министерства обороны РФ, разработать следующие программы и курсы:

• программу высшего образования по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение », включающую базовый курс по дисциплине «Психология» для получения необходимых знаний, дающих возможность поступления в магистратуру;

• магистерскую программу по направлению подготовки «Психология»,обеспе-чивающую совершенствование знаний первого и второго иностранных языков, изученных в процессе освоения программы бакалавриата;

• дополнительный курс (дисциплины) по военной подготовке, направленный на изучение магистрантами актуальных вопросов военного строительства и новаций в рамках полученной ВУС.

5. Университету совместно с МО РФ также необходимо разработать форму договора с гражданином о целевом обучении в магистратуре по направлению подготовки «Психология», в котором должны быть предусмотрены обязательства гражданина и Министерства обороны РФ, аналогичные обязательствам, указанным в договоре о целевом обучении по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение».

В целом вся работа по отбору граждан для обучения на целевых местах может проводиться университетом совместно с соответствующей структурой МО РФ аналогично работе по предварительному отбору граждан для обучения в УВЦ, а оформле-

ние всех необходимых для этого документов - в соответствии с правилами заключения и расторжения договоров о целевом приеме и целевом обучении, установленными постановлением Правительства.

Начать обучение студентов по программе военной подготовки на военной кафедре целесообразно со второго семестра и пройти указанную программу в течение пяти семестров, что позволит завершить ее теоретическую часть, реализуемую в вузе, до начала четвертого курса. Стажировку в войсках (на должностях предназначения) предлагается организовать на четвертом курсе (в феврале-марте) за счет учебного времени, предусмотренного рабочим учебным планом на учебную (учебно-языковую и переводческую) практику. При этом обеспечивается:

□ возможность в течение четвертого курса использовать все учебное время на завершение освоения программы ВО по направлению подготовки «Зарубежное реги-оноведение », подготовку к выпускным экзаменам, а также на выполнение дипломных работ по тематике, связанной с предстоящей служебной деятельностью;

□ выполнение всех требований к организации образовательной деятельности военной кафедры и порядку проведения учебных сборов (стажировок). Возможность организации полноценных стажировок в войсках подтверждается опытом, полученным ННГУ при подготовке офицеров - военных юристов;

□ присвоение выпускникам-бакалаврам воинского звания офицеров запаса сразу по окончании университета, что позволит им в кратчайшие сроки поступить на военную службу по контракту.

После получения гражданами дипломов бакалавра по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение » и освоения ими соответствующей ВУС необходимо организовать:

• поступление на военную службу по контракту тех граждан, которые не явля-

ются кандидатами для поступления в магистратуру;

• поступление граждан, отобранных для дальнейшего обучения, на целевые места в магистратурупо направлению подготовки «Психология». Этой категории студентов в соответствии с требованиями инструкции Главного управления кадров Минобороны РФ воинское звание офицера присваивается после окончания магистратуры.

В период обучения граждан на целевых местах в магистратуре по направлению подготовки «Психология» продолжается изучение ими иностранных языков и организуется прохождение ими дополнительного курса (дисциплин) по военной подготовке, который ведут преподаватели военной кафедры (УВЦ) и ИМОМИ. После окончания магистратуры и присвоения выпускникам офицерского воинского звания организуется их поступление на военную службу по контракту (в соответствии с договорными обязательствами). Приказом министра обороны РФ вышеуказанные выпускники магистратуры назначаются на офицерские воинские должности; выполнение обязанностей по ним предполагает наличие именно тех компетенций, формирование которых предусмотрено предлагаемой моделью целевой подготовки.

Данная модель позволяет готовить офицеров не только по направлениям подготовки ВО «Зарубежное регионоведение » и «Психология », но и по широкому спектру многих других направлений подготовки ВО в их различном сочетании в соответствии с

потребностями МО РФ, а ее реализация не требует внесения изменений в нормативные правовые акты федерального уровня.

Литература

1. Галлиев М.Х. Предметная и процессуаль-

ная стороны содержания при подготовке военных переводчиков // Совершенствование подготовки граждан, обучающихся по военно-учетной специальности 390400 «Лингвистическое обеспечение военной деятельности»: Сб. метод. материалов. Н. Новгород.: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2015. С. 35.

2. Симонов А.В. Особенности организации

военной подготовки студентов по ВУС 390400 в учебном военном центре ННГУ им. Н.И. Лобачевского // Совершенствование подготовки граждан, обучающихся по военно-учетной специальности 390400 «Лингвистическое обеспечение военной деятельности»: Сб. метод. материалов. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2015. С. 6-15.

3. Ротков Л.Ю, Руг А.В, Абрамов А.Н. и др.

Подготовка кадровых офицеров в условиях уровневой системы образования на базе федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (на примере ННГУ) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5. С. 16-22.

4. Ротков Л.Ю, Руг А.В, Абрамов А.Н. и др.

Актуальные вопросы подготовки офицеров в гражданских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 23-29.

Статья поступила в редакцию 04.05.16.

INNOVATIVE MODEL OF TRAINING OFFICERS IN CIVIL UNIVERSITY

ABRAMOV Alexander N. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Head of Military Education Institute, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (UNN), Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: [email protected]

ROTKOV Leonid Yu. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., ChiefofInformation Security Management, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (UNN), Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: [email protected]

SIMONOVAlexey V. - Cand. Sci. (Military), Assoc. Prof., Chief ofMilitary Training Center of Military Education Institute, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (UNN), Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: [email protected]

TREMBO VETSKIY Valeriy V. - Chief of studies office - the Deputy chief of Military department, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (UNN), Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article demonstrates the necessity of expanding the capabilities of the system of higher military institutes and military training centers of civilian universities to ensure the increasing requirements of the Russian Ministry of Defence for training of officers. The article considers the model of the special officers' training for military service under the contract by the innovative educational trajectory on the basis of a civil university, having in his structure the military department (department of military training). The model has been developed at Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (UNN). It enables to prepare an officer for two different fields of study in higher education. The innovative model is presented for officer training area "Foreign regional studies" (Bachelor's programme) followed by training by the programme of "Psychology" (Master). The implementation of innovative model does not require changes to existing legal acts.

Keywords: military training of students, innovative model of training officers, innovative educational trajectory, Bachelor's programme, Master's programme

Cite as: Abramov, A.N., Rotkov, L.Yu., Simonov, A.V., Trembovetskiy, V.V. (2016). [Innovative Model of Training Officers in Civil University]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7 (203), pp. 17-24 (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Galiev, M. Kh. (2015). [Subject and Procedural Aspects in the Preparation of Military Interpreters].

Sovershenstvovaniepodgotovki grazhdan, obuchayushchikhsya po voenno-uchetnoi specialnosti 390400 "Lingvisticheskoe obespechenie voennoideyatelnosti" [Improving the Training of Citizens Studying in the Military Specialty 390400 "Linguistic Support of Military Service": Collection of Teaching Materials]. Nizhny Novgorod: Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Publ. P. 35. (In Russ.)

2. Simonov, A.V. (2015). [Peculiarities of the Organization of Students' Military Training in the Military Specialty 390400 "Linguistic Support of Military Service" in Military Training Center of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod]. Sovershenstvovanie podgotovki grazhdan, obuchayushchikhisyapo voenno-uchetnoispecialnosti 390400 "Lingvisticheskoe obespechenie voennoi deyatelnosti" [Improving the Training of Citizens Studying in the Military Specialty 390400 "Linguistic Support of Military Service": Collection of Teaching Materials]. Nizhny Novgorod: Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Publ. Pp. 6-15. (In Russ.)

3. Rotkov, L. Yu., Rug, A.V., Abramov, A.N. (2013). [Preparation of Regular Officers in the Conditions

of the Level Education System on the Basis of the Federal State Educational Standards of the Third Generation (at UNN Example)]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Bulletin of National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod]. No. 5, pp. 16-22. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Rotkov, L. Yu., Rug, A.V., Abramov, A.N. (2014). [Topical Issues of Training Officers in Civilian

Universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2, pp. 23-29. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 04.05.16.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.