УДК 94(571.13)"1914/1918"
Коняев Роман Валерьевич
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
Ram-ne@mail.ru
ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ ДЛЯ ФРОНТА В ОМСКОМ ВОЕННОМ ОКРУГЕ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Война является серьезным испытанием для вооруженных сил любого государства. Пополнение действующей армии - одна из важнейших задач армейского командования и руководства страны во время боевых действий. Вопрос подготовки офицерских кадров приобретает особую актуальность в условиях военного времени. Вынужденное сокращение курса подготовки офицеров во время войны оказывает негативное влияние на качество подготовки командиров. В статье рассматривается вопрос подготовки офицеров в Омском военном округе (ОмВО) в годы Первой мировой войны. На широкой источниковой базе реконструируется процесс обучения офицеров в школах подготовки прапорщиков пехоты в ОмВО. Значительное внимание уделено вопросам укомплектования школ прапорщиков, организации учебного процесса, производства в офицеры и последующей отправке командиров на фронт.
Ключевые слова: школы подготовки прапорщиков, Омский военный округ, Первая мировая война, прапорщики, запасные части, действующая армия.
Боеспособность вооруженных сил во многом зависит от уровня подготовки командиров. Подготовка грамотного офицера всегда требует значительных материальных и временных затрат. При ведении боевых действий командование различных стран нередко стремится сберечь офицерский состав как наиболее ценный ресурс армии. Однако российское руководство и военное командование не всегда придерживалось подобных принципов.
По подсчетам Н.Н. Головина, некомплект офицеров в русской армии накануне Первой мировой войны составлял 3 тыс. человек [6, с. 53]. С началом мобилизации в июле - августе 1914 г. в значительной степени обострилась проблема нехватки офицеров, большая часть кадрового офицерского состава была направлена на фронт. Мобилизационное развертывание позволило укомплектовать войска офицерами примерно на 2/3 от требуемой численности [20, с. 150]. В тяжелых боях 1914-1915 гг. подавляющая часть офицеров, подготовленных до войны, погибла [22, с. 47]. Перед армейским командованием и руководством страны встал вопрос создания системы ускоренной подготовки командиров в условиях военного времени. Решение этой задачи во многом осложнялось тем, что подавляющее большинство опытных офицеров находилось на фронте, и тыловые военные округа, в том числе и ОмВО, испытывали острую нехватку опытных командиров, способных передать свои знания, боевой опыт и навыки обучающимся.
Для укомплектования действующей армии командирами военное командование еще до начала войны, 12 июля 1914 г., произвело в офицеры 2 831 юнкера военных училищ, выпустив их на месяц раньше срока. После начала войны было произведено еще три досрочных выпуска из военных училищ подпоручиков с правами кадровых офицеров. Всего к концу 1914 г. были выпущены все юнкера, поступившие в училища в 1913 г. Однако этого количества офицеров было недостаточно для обеспечения армии командным составом. Для
налаживания системы постоянного пополнения войск офицерами все военные училища перешли на ускоренный курс обучения юнкеров [17, с. 22]. Тем не менее подобные меры не смогли полностью удовлетворить потребность войск в командирах. Проблема укомплектования армии офицерами решалась с помощью увеличения масштабов подготовки прапорщиков.
Чин прапорщика существовал только в военное время [3, с. 53]. Его получали все выпускники ускоренных курсов военных училищ. Для увеличения масштабов подготовки по всей стране было решено открыть школы подготовки прапорщиков различных родов войск. При этом выпускники таких учебных заведений, получавшие чин прапорщика, не могли пользоваться правами кадрового офицерства. Иными словами, они практически не имели возможности продвинуться по службе и получить обер-офицерский чин. После окончания войны они подлежали увольнению из армии [3, с. 180].
Школы подготовки прапорщиков начали открываться в соответствии с приказом по военному ведомству под № 647 от 30 сентября 1914 г. Изначально курс подготовки был расчитан на 4 месяца. В течение войны, в зависимости от потребности фронта, сроки подготовки прапорщиков могли либо снижаться, либо увеличиваться [7, с. 272]. Первые четыре школы были открыты в Петрограде, Москве и Киеве. Первый прием юнкеров произошел 1 октября 1914 г. [20, с. 180]. Подавляющее большинство школ прапорщиков, открывавшихся в годы Первой мировой войны, было предназначено для обучения будущих командиров пехотных подразделений [10, с. 148]. Постепенно численность этих учебных заведений увеличивалась, и в 1917 г. уже действовала 41 школа [10, с. 150]. В г. Омске в 1915 г. была открыта 1-я Омская школа подготовки прапорщиков пехоты [11, с. 413]. В конце 1915 -начале 1916 г. была открыта 2-я Омская школа подготовки прапорщиков [15; 9, л. 84]. Каждая школа прапорщиков г. Омска была рассчитана на обучение 400 человек [16]. Для командования ОмВО
© Коняев Р.В., 2018
Вестник КГУ^ № 1. 2018
155
подготовка офицеров являлась довольно непростой задачей. До войны округ не занимался обучением командного состава и не имел специальных военно-учебных заведений, выпускавших офицеров. Отсутствие в округе необходимой инфраструктуры, традиций и опыта подготовки офицеров затрудняло задачу обучения командных кадров.
Школы подготовки прапорщиков подчинялись начальникам запасных пехотных бригад [20, с. 153]. Непосредственные начальники школ в служебном и административном отношении имели права командира полка [19, л. 38 об.]. Преподавание в школах осуществлялось офицерами. Как правило, в штат зачислялось по 20-30 офицеров-преподавателей и несколько военных чиновников. На одного курсового офицера приходилось не более 50 юнкеров [12, с. 5]. Зачастую в ходе войны школы были вынуждены отдавать своих офицеров-преподавателей в действующую армию, а взамен они получали уже негодных к строевой службе офицеров, списанных с фронта. Весь состав школ подразделялся на постоянный (командно-преподавательский) и переменный состав. К первой категории военнослужащих относились: ротные командиры (капитаны, подполковники), взводные командиры - курсовые офицеры (обер-офицеры), а также помощники взводных командиров (обер-офицеры). К переменному составу относились юнкера, объединенные в батальоны, роты и взводы [20, с. 195, 420]. Так, Омские школы прапорщиков имели в своем составе две роты по четыре взвода в каждой. Ротные командиры имели права командиров неотдельных батальонов, а взводные курсовые командиры - права ротного командира [19, л. 38, 38 об.].
В связи с тем, что на подготовку офицеров отводилось очень мало времени, начальство школ, а также командиры частей уделяли пристальное внимание отбору желающих поступить в школы прапорщиков. Командование стремилось отобрать самых лучших и наиболее подходящих для офицерской службы нижних чинов. Отбор претендентов на поступление в школу начинался в воинских частях. Командиры частей составляли списки желающих стать юнкерами школ. В первую очередь в данный список попадали наиболее образованные нижние чины 1-го разряда по образованию. Военнослужащие 2-го разряда попадали в списки по остаточному принципу. Преимущество отдавалось тем, кто имел боевой опыт либо дольше всего прослужил в войсках [13]. Нижние чины, окончившие унтер-офицерскую учебную команду, могли направляться в школы прапорщиков в приоритетном порядке [7, с. 279].
Претенденты должны были быть хорошо подготовленными в боевом и строевом отношении, иметь надлежающую физическую форму и хорошее здоровье, в особенности зрение, а также быть приведенными к присяге. До отправки в школы
прапорщиков военнослужащие получали все необходимые прививки, а также тщательно осматривались врачом [9, л. 18]. Командование запасных частей при командировании своих военнослужащих в школы прапорщиков обеспечивало их всеми необходимыми документами и положенными видами довольствия. Нижние чины получали, по возможности, новое обмундирование, исправные сапоги, 3 смены белья и другое снаряжение [14]. С марта 1915 г. для обучения в школах прапорщиков стали активно привлекать студентов гражданских вузов. В первую очередь вакансии закрывались за счет призыва первокурсников 20-летнего возраста, затем - студентов более старших курсов. Следует отметить, что медики и ветеринары к обучению в школах прапорщиков не привлекались [22, с. 58].
После прохождения первоначального отбора в воинских частях претенденты могли проходить дополнительный отбор в самих школах прапорщиков. Руководство школ стремилось отсеять наименее подходящих для офицерской службы солдат. Так, 20 февраля 1916 г. командование 1-й Омской школы подготовки прапорщиков пехоты произвело смотр 437 юнкеров, прибывших из запасных частей ОмВО. В результате проверки их боевой подготовки 37 военнослужащих оказались непригодными к обучению в школе, после чего они были возвращены в свои части [8, л. 78, 85]. Таким образом, командование школы отсеяло наименее годных к офицерской службе лиц, а также довело численность курса до приемлемого количества -400 человек.
Школы подготовки прапорщиков представляли собой воинские части, в задачи которых входила подготовка офицеров по ускоренным курсам военного времени. Они ставили своей основной целью подготовку грамотных начальников, которые могли бы: 1) целесообразно разрешить на практике все задачи, выпадающие на долю взводных и ротных командиров в боевой обстановке; 2) с успехом нести обязанности инструкторов при подготовке военнослужащих из нижних чинов в запасных частях [19, л. 38 об.]. Следует отметить, что Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) предоставляло школам прапорщиков довольно широкую автономию. Зачастую контроль над учебным процессом в школах мог быть минимальным. В связи с этим программы подготовки в разных школах, а также качество подготовки офицеров могли в значительной степени различаться. Из-за этого юнкера школ могли изучать неполный курс военных дисциплин, что оказывало негативное влияние на их подготовку. По требованию ГУВУЗ курс подготовки в связи с краткосрочностью должен был иметь практическую направленность [7, с. 62].
Программа подготовки командиров в школах прапорщиков подразделялась на классные (теоретические) и практические (полевые) занятия.
В теории юнкера школ изучали такие дисциплины, как стрелковое дело, службу связи, артиллерию, тактику, уставы (внутренний, дисциплинарный и гарнизонной службы), законоведение, топографию, окопное дело, пулеметное дело, гигиену, оптическую сигнализацию и т. д. Обучающеся осваивали стрельбу из револьвера и винтовки, приемы рукопашного и штыкового боя, полевую службу, службу связи, окопное дело, съемку и топографию, инструкторскую часть и др. [17, с. 93]. Офицеры школ могли варьировать объем теоретической и практической подготовки в зависимости от погодных услових, времен года и других факторов.
Распорядок дня в школах прапорщиков был расписан поминутно. Так, в 1-й Омской школе подготовки прапорщиков действовало следующее распределение дня. В 06:30 подавался сигнал «подъем». В это время юнкера должны были встать, умыться, почистить сапоги и форму. В 07:30 взводы по сигналу выстраивались для утренней проверки на наличие отсутствующих, которую проводили фельдфебели рот. После этого юнкера направлялись в столовую для утреннего чая. В 07:55 подавался сигнал для начала занятий. В 08:00 начинались утренние занятия в классе либо в поле. В 08:55 подавался сигнал «отбой», и первый час занятий оканчивался. Далее с 09:00 до 10:50 с небольшим перерывом проходило два часа занятий. В 11:00 начинался завтрак. В 11:45 вновь начинались занятия и продолжались до 15:35, после чего юнкера уходили на обед. После обеда начиналось свободное время. В 19:30 подавался сигнал на вечерний чай. В 21:00 обучающиеся могли отправляться спать. Для юнкеров, желавших заниматься сверхурочно, классы были открыты до 23:00. В 23:00 подавался сигнал «отбой». В праздничные дни подъем производился в 08:00. В эти дни занятия для юнкеров не предусматривались [18, л. 43, 43 об., 46].
В школах на ежедневной основе назначался суточный наряд по школе, развод и его смена. Для исполнения внутренней службы каждый день назначались: дежурный по школе - офицер, помошник дежурного офицера - юнкер, дежурные по ротам, кухне, чайной и околодку, а также дневальные [18, л. 40 об.].
При обучении в школах прапорщиков юнкерам запрещалось: самовольно отлучаться в часы занятий из школы, хранить в помещении школы порох, взрывчатые вещества и различные боеприпасы, приносить и употреблять спиртные напитки, курить в неположенном месте. В школах подготовки прапорщиков на юнкеров возлагали определенные обязанности. Требовалось сознательно и добросовестно относиться к обучению. Обучающимся давали понять, что они являются будущими офицерами, от которых зависят жизни сотен людей. Отдельное внимание уделялось поддержанию дисциплины [18, л. 39-39 об., 40-40 об.]. Этот во-
прос имел большое значение. При краткосрочном периоде обучения лишь с поддержанием строгой дисциплины было возможно подготовить боеспособных офицеров. Юнкера могли исключаться из школ за те или иные дисциплинарные проступки. Так, в начале февраля 1916 г. из 1-й Омской школы подготовки прапорщиков после четырех дисциплинарных взысканий был исключен юнкер Иван Скоцкий за неоднократное нарушение воинской дисциплины, критику ротного порядка, а также за поругание чести офицера. Он был возвращен в свой 21-й Сибирский стрелковый запасной батальон [8, л. 49 об.].
Следует отметить, что исключение из школ происходило не только в результате нарушения воинской дисциплины, но также и по причине неуспеваемости. В процессе обучения юнкера, не успевающие по ряду предметов, также откомандировывались обратно в свои воинские части. Подобная мера применялась и к военнослужащим, получившим серьезные травмы во время обучения. Так, в январе 1916 г. юнкер 1-й Омской школы прапорщиков Роберт Шенер получил травму ноги, в результате чего начальство школы приняло решение откомандировать военнослужащего обратно в свою часть после прохождения курса лечения [8, л. 26, 10]. В этот же период после лечения ревматизма юнкер этой школы Николай Вишневский был возвращен в 18-й Сибирский стрелковый запасной батальон. В подобных случаях юнкера подвергались длительному лечению и пропускали значительную часть курса. 30 января 1916 г. командование 1-й Омской школы подготовки прапорщиков отдало приказ об отчислении из школы и откомандировании в свои части десяти юнкеров. Трое обучающихся были отчислены по болезни, пять человек - по малоуспешности и двое - по неуспешности [8, л. 23, 44]. Следует отметить, что после исключения из школы военнослужащие теряли право на повторное поступление.
Юнкера школ делились на два разряда по поведению. При поступлении в школу все обучающиеся производились сразу во 2-й разряд. По мере обучения лучшие юнкера переводились начальством школ в 1-й разряд [18, л. 38 об.]. После прохождения обучения юнкера школ не сдавали специальных экзаменов. Успеваемость обучающихся контролировалась офицерами-преподавателями с периодичностью раз в два месяца.
После прохождения курса подготовки в школах прапорщиков юнкера, успешно окончившие курс обучения, получали офицерское звание. Первый выпуск 1-й Омской школы подготовки прапорщиков состоялся 7 февраля 1916 г. И уже 10 февраля 1916 г. 363 выпускника были произведены в прапорщики [8, л. 32, 56, 65]. Выпускники школ прапорщиков после выпуска получали военно-подъемные деньги. Так, первый выпуск 1-й Омской
Вестник КГУ^ № 1. 2018
157
школы получил от Омского казначейства сумму в размере 38 300 руб. [8, л. 40]. Военнослужащие, окончившие курс школы прапорщиков, как правило, откомандировывались обратно в свои воинские формирования. Однако в зависимости от потребности выпускники различных школ прапорщиков могли направляться для прохождения службы даже за пределы своего военного округа. Так, в запасные части ОмВО помимо выпускников Омских школ прапорщиков поступали офицеры из Иркутских, 2-й и 3-й Петергофских, 5-й Киевской и других школ [4, л. 28; 5, л. 3, 4, 152].
Иногда, в зависимости от потребности фронта, начальство Омских школ прапорщиков могло производить в прапорщики лишь юнкеров 1-го разряда по поведению. Выпускники 2-го разряда, окончившие курс школы «удовлетворительно», могли направляться в запасные части в звании унтер-офицера. Их дальнейшее производство в офицерское звание зависело от командиров тех частей, в которые они были направлены [19, л. 39].
После производства в офицеры выпускники школ прапорщиков были обязаны отслужить необходимый срок в запасных частях. Во время прохождения службы прапорщики должны были научиться управлять личным составом, восполнить возможные пробелы в своих знаниях и приобрести опыт военной службы. Данные офицеры направлялись в действующую армию вместе с обученным пополнением в составе маршевых рот.
Школы прапорщиков подготовили для фронта значительное количество офицеров. С 19141917 гг. ускоренные курсы дали армии 220 тыс. прапорщиков [10, с. 150]. К 1917 г. доля офицеров, подготовленных до войны, составляла лишь 4 % от общей численности офицерского корпуса [22, с. 47]. К 1917 г. в строю находилось 157 тыс. офицеров. 80-90 % командиров русской армии состояли в чине прапорщика [3. с. 53, 109]. Омские школы прапорщиков за период своего существования подготовили для фронта 3 591 командира [2, с. 42]. В результате в армии образовался сверхкомплект офицеров. Командование, учитывая данный факт, начало увеличивать срок подготовки офицеров в школах прапорщиков до 8 месяцев [1, с. 229]. Это позволило, с одной стороны, повысить качество подготовки командиров, а с другой - снизить темпы производства офицеров. В итоге 6 сентября 1917 г. начальник Генерального штаба генерал-майор В.В. Марушевский приказал прекратить наборы в школы прапорщиков ввиду сверхкомплекта офицеров на фронте и в тылу. А 14 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров по военным делам выпустил приказ № 11 о «расформировании военных училищ и школ прапорщиков». Юнкеров, находившихся в школах, направили в запасные полки, снабдив их свидетельствами об окончании курса, а сами школы закрыли [20, с. 201, 205].
Следует отметить, что качество подготовки офицеров военного времени было невысоким. Колоссальная потребность действующей армии в пополнении резервами потребовала от командования массового производства офицеров. Это приводило к тому, что с точки зрения Военного министерства в офицеры попадали люди из «крайне нежелательных для офицерской среды элементов... чернорабочих, слесарей, каменьщиков, буфетчиков и т. д.» [7, с. 283]. Несмотря на спорность данного высказывания, стоит отметить, что качество образования лиц, производимых в офицеры, оставляло желать лучшего. Многие военнослужащие шли в школы прапорщиков лишь потому, что не хотели попасть в действующую армию рядовыми [20, с. 193]. Подготовка офицера всегда являлась очень длительным и сложным процессом. Помимо отличного знания предметов военного дела, офицер должен был иметь серьезную мотивацию к воинской службе, определенные черты характера и волевые качества, которые воспитывались годами. В довоенный период на подготовку ротного командира уходило в среднем 3 года. В годы Первой мировой войны сроки подготовки прапорщиков сокращались до 3 месяцев. За такой короткий временной промежуток невозможно было подготовить грамотного командира. Как свидетельствуют документы, качество подготовки офицеров военного времени было низким и не соответствовало требованием фронта. Это вызывало серьезные нарекания многих командующих, в том числе и командующего ОмВО Н.А. Сухомлинова [21, с. 149].
Таким образом, подготовка офицеров в годы Первой мировой войны являлась одной из сложнейших задач в системе подготовки военно-обучен-ного резерва для действующей армии. Требования фронта являлись главными факторами, определявшими сроки и количество подготовленных офицеров. Процесс обучения командных кадров в годы войны имел практическую направленность.
Библиографический список
1. Безугольный А.Ю., Ковалевский Н.Ф., Ковалев В.Е. История военно-окружной системы в России. 1862-1918 / Военная акад. Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Ин-т военной истории. - М.: ЛитРес, 2012. - 298 с.
2. Волков В.С. Выпуск офицеров из военных училищ и школ прапорщиков в годы Первой мировой войны (анализ количественных данных) // Вестник ПСТГУ - Вып. 5 (60). - 2014. - С. 34-45.
3. Волков С.В. Русский офицерский корпус. -М.: Воениздат, 1993. - 367 с.
4. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). - Ф. Д-132. - Оп. 1. - Д. 12.
5. ГАНО. - Ф. Д-132. - Оп. 1. - Д. 22.
6. Головин Н.Н. Военные усилия России в мировой войне: в 2 т. - Париж, 1939. - Т. 1. - 213 с.
7. Иркутск и иркутяне в Первой мировой войне: Исследования и материалы: коллективная монография / под ред. Ю. А. Петрушина. - Иркутск: Оттиск, 2014. - 448 с.
8. Исторический архив Омской области (ИАОО). - Ф. 197. - Оп. 1. - Д. 1.
9. ИАОО. - Ф. 54. - Оп. 1. - Д. 107.
10. Леонов О.Г., Ульянов И.Э. Регулярная пехота, 1855-1918: Боевая летопись, организация, обмундирование, вооружение, снаряжение. - М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 288 с. - (История российских войск).
11. Новиков П.А. Омский военный округ в годы Первой мировой войны // Иркутский историко-экономический ежегодник. - Иркутск: БГУЭП, 2014. - С. 411-416.
12. Положение об ускоренной подготовке офицеров в военное время в школах при запасных пехотных бригадах // Положение и программы школ для подготовки прапорщиков в военное время. -М.: Тип. Т.В. Васильева, 1915. - 56 с.
13. Приказ войскам Омского военного округа № 86. - 1915. - 17 апреля.
14. Приказ войскам Омского военного округа № 27. - 1916. - 16 января.
15. Приказ войскам Омского военного округа № 72. - 1916. - 4 февраля.
16. Приказ войскам Омского военного округа № 126. - 1916. - 5 мая.
17. Ростов Н.Д. Идем мы в решительный бой... Подготовка резервов для фронта в Сибири в годы Великой Отечественной войны / Алт. гос. тех. унт. им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ 2007. - 516 с.
18. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). - Ф. 1450. - Оп. 4. - Д. 14.
19. РГВИА. - Ф. 15873. - Оп. 1. - Д. 1.
20. Тимофеев Ф.Д. Военно-учебные заведения России и РСФСР в 1914-1921 годах: состав, деятельность, преемственность: дис. ... канд. истор. наук. - СПб., 2008. - 458 с.
21. Шиловский М.В. Офицеры военного времени в запасных частях сибирских военных округов во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. // Гуманитарные проблемы военного дела. - 2014. -№ 1. - С. 147-151.
22. Шиловский М.В. Первая мировая война 1914-1918 гг. и Сибирь / отв. ред. В.П. Зиновьев. -Новосибирск: Автограф, 2015. - 330 с.
References
1. Bezugol'nyj A.YU., Kovalevskij N.F., Kovalev VE. Istoriya voenno-okruzhnoj sistemy v Rossii. 1862-1918 / Voennaya akad. General'nogo shtaba Vooruzhennyh Sil RF, In-t voennoj istorii. - M.: LitRes, 2012. - 298 s.
2. Volkov VS. Vypusk oficerov iz voennyh uchilishch i shkol praporshchikov v gody Pervoj
mirovoj vojny (analiz kolichestvennyh dannyh) // Vestnik PSTGU. - Vyp. 5 (60). - 2014. - S. 34-45.
3. Volkov S.V. Russkij oficerskij korpus. - M.: Voenizdat, 1993. - 367 s.
4. Gosudarstvennyj arhiv Novosibirskoj oblasti (GANO). - F. D-132. - Op. 1. - D. 12.
5. GANO. - F. D-132. - Op. 1. - D. 22.
6. Golovin N.N. Voennye usiliya Rossii v mirovoj vojne: v 2 t. - Parizh, 1939. - T. 1. - 213 s.
7. Irkutsk i irkutyane v Pervoj mirovoj vojne: Issledovaniya i materialy: kollektivnaya monografiya / pod red. YU.A. Petrushina. - Irkutsk: Ottisk, 2014. -448 s.
8. Istoricheskij arhiv Omskoj oblasti (IAOO). -F. 197. - Op. 1. - D. 1.
9. IAOO. - F. 54. - Op. 1. - D. 107.
10. Leonov O.G., Ul'yanov I.EH. Regulyarnaya pekhota, 1855-1918: Boevaya letopis', organizaciya, obmundirovanie, vooruzhenie, snaryazhenie. - M.: AST-LTD, 1998. - 288 s. - (Istoriya rossijskih vojsk).
11. Novikov P.A. Omskij voennyj okrug v gody Pervoj mirovoj vojny // Irkutskij istoriko-ehkonomicheskij ezhegodnik. - Irkutsk: BGUEHP, 2014. - S. 411-416.
12. Polozhenie ob uskorennoj podgotovke oficerov v voennoe vremya v shkolah pri zapasnyh pekhotnyh brigadah // Polozhenie i programmy shkol dlya podgotovki praporshchikov v voennoe vremya. - M.: Tip. T.V. Vasil'eva, 1915. - 56 s.
13. Prikaz vojskam Omskogo voennogo okruga № 86. - 1915. - 17 aprelya.
14. Prikaz vojskam Omskogo voennogo okruga № 27. - 1916. - 16 yanvarya.
15. Prikaz vojskam Omskogo voennogo okruga № 72. - 1916. - 4 fevralya.
16. Prikaz vojskam Omskogo voennogo okruga № 126. - 1916. - 5 maya.
17. Rostov N.D. Idem my v reshitel'nyj boj... Podgotovka rezervov dlya fronta v Sibiri v gody Velikoj Otechestvennoj vojny / Alt. gos. tekh. un-t. im. I.I. Polzunova. - Barnaul: Izd-vo AltGTU, 2007. -516 s.
18. Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv (RGVIA). - F. 1450. - Op. 4. - D. 14.
19. RGVIA. - F. 15873. - Op. 1. - D. 1.
20. Timofeev F.D. Voenno-uchebnye zavedeniya Rossii i RSFSR v 1914-1921 godah: sostav, deyatel'nost', preemstvennost': dis. ... kand. istor. nauk. - SPb., 2008. - 458 s.
21. SHilovskij M.V. Oficery voennogo vremeni v zapasnyh chastyah sibirskih voennyh okrugov vo vremya Pervoj mirovoj vojny 1914-1918 gg. // Gumanitarnye problemy voennogo dela. - 2014. -№ 1. - S. 147-151.
22. SHilovskij M.V Pervaya mirovaya vojna 1914-1918 gg. i Sibir' / otv. red. V.P. Zinov'ev. -Novosibirsk: Avtograf, 2015. - 330 s.
Вестник Kry^J № 1. 2018
159