УДК 378 ББК 74.480.268
М.В. Потапова
ПОДГОТОВКА НАУЧО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ В СООТВЕТТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРТСВЕННЫМ ОБРЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»
В статье рассматриваются вопросы реализации основной профессиональной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В качестве примера рассмотрена структура и содержание научного семинара «Методология научного (диссертационного) исследования», показано как можно реализовать основные идеи, сформулированные в ФГОС ВО уровня подготовки кадров высшей квалификации.
Ключевые слова: подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре, компетенции образовательного стандарта «Образование и педагогические науки», планируемые результаты по дисциплине.
M.V. Potapova
ACADEMIC PERSONNEL POSTGRADUATE TRAINING
IN COMPLIANCE WITH FEDERAL STATE EDUCATION STANDART OF '^DUATION AND PEDAGOGIAL SCIENCES" DEGREE PROGRAMME
The questions of academic personnel postgraduate principal training programme realization are considered. For illustrative purposes, the article suggests considering structure and content of "Methodology of scientific (dissertation) research" seminar and shows how the key ideas could be implemented as stated in the Federal State Educational Standard of Higher Education on the level of postgraduate personnel training.
Key words: Academic personnel postgraduate training, "Education and Pedagogical Sciences" educational standard competencies, intended discipline outcomes.
Модернизация высшего образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [7] предполагает трехуровневую подготовку кадров: (уровень бакалавриата, магистратуры, аспирантуры). Министерство образования и науки РФ специальными приказами утвердило федеральные государственные образо-го вательные стандарты по направлениям £ подготовки: 44.03.05 (уровень бакалав-ь риата); 44.04.01 (уровень магистрату-с ры) и 44.06.01 (уровень подготовки ка-Ц дров высшей квалификации) [8; 9; 10].
Направление подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) включает совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Выпускники, освоившие такую программу, готовы к следующим видам профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской в об-
ласти образования и социальной сферы; 2) преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования.
В процессе освоения программы аспирантуры у выпускников должны быть сформированы универсальные компетенции (УК), не зависящие от конкретного направления подготовки; общепрофессиональные компетенции (ОПК), определяемые направлением подготовки аспиранта; профессиональные компетенции (ПК) в рамках конкретного направления подготовки аспирантов. ФГОС ВО (уровень подготовки кадров высшей квалификации) выделяет шесть УК и восемь ОПК. Профессиональные компетенции программы аспирантуры образовательные организации выбирают самостоятельно в соответствии с ее направленностью, а также с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденные Министерством образования и науки РФ [5].
Требования к структуре программы аспирантуры, сформированные в ФГОС ВО (направление 44.06.01), включает обязательную часть (базовую) и вариативную (формируемую образовательной организацией), которые систематизированы в блоки. Первый блок (Блок 1) включает дисциплины (модули) базовой части программы и дисциплины (модули) вариативной части программы. Второй блок (Блок 2) - «Практика», относится к вариативной части программы. В этой же части программ (вариативной) есть модуль «Научно-исследовательская работа» (Блок 3). Наконец, «Государственная итоговая аттестация», относящийся к базовой части программы (Блок 4), завершает структурные компоненты программы по присвоению аспиранту квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» [8].
На выполнение программы аспирантуры выделяется 180 зачетных единиц (180 з.е.). Они распределены по блокам
подготовки следующим образом: 1) на выполнение базовой части программы дисциплин (Блок 1), в том числе на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов выделяется 39 з.е.; 2) на выполнение вариативной части программы (Блоки 1,2) - 21 з.е.; 3) на вариативную часть (Блоки 2,3) - 141 з.е.; 4) на базовую часть (Блок 4) - 9 з.е.
Таким образом, на практику и научно-исследовательскую работу программа выделяет самое большое количество зачетных единиц (141 з.е). Следует отметить, что базовая и вариативная части программы (Блоки 1,2) успешно осуществлялись до принятия нового стандарта в рамках федеральных государственных требований подготовки аспирантов к сдаче кандидатского экзамена. В настоящее время необходимо эту подготовку связать с требованиями ФГОС ВО, выделив совокупность компетенций, формируемых в рамках дисциплины «История и философия науки» и «Иностранный язык».
Вариативная часть образовательной программы (Блок 3) - «Научно-исследовательская работа» ранее осуществлялась в условиях индивидуальной работы научного руководителя с соискателем. В настоящее время в учебный план подготовки кадров высшей квалификации стандарт предлагает включить новый модуль «Научно-исследовательская работа». Его можно реализовать в рамках научного семинара, основная задача которого - подготовка диссертации как конечного научного продукта государственной итоговой аттестации.
В качестве примера рассмотрим структуру и содержание научного семинара «Методология научного (диссертационного) исследования» [1]. На примере этого семинара покажем как можно реализовать основные идеи, сформулированные в ФГОС ВО (направление 44.06.01).
Основная цель данного семинара раскрыть сущность научной деятельно-
X
О) ^
ш го
^ а. ^ с со го
О) с Ь 2
о о
О О.
^ го т ч
О) I
О. ГО ^
^ I С .0
о с; ГО ф
«¡5
со со
° 2 * он
X :>
ш
у»
О £ 5
го го 2 А 8 ?
О 1—
^ «
ГО .0 а> 11 ?
^ -й ^
5 £ го « <0 £ о о-2 " го
ге?
отз-о
1= о »
сти на основе принципов детерминизма, соответствия, дополнительности [3; 6]. Данная цель реализуется с помощью совокупности задач:
Обосновать с точки зрения логики научного познания необходимость и достаточность использования трех принципов (детерминизма, соответствия, дополнительности) для получения нового знания.
Раскрыть сущность индивидуальной научной деятельности на основе методов (эмпирического, теоретического) и средств (материальных, математических, логических, языковых).
Выявить сущность процесса измерения как метода операций, включающего: 1) познающий субъект, 2) средства измерения, 3) объект измерения, 4) способ измерения, 5) результат измерения.
Обосновать гносеологическую сущность качественных и количественных характеристик изучаемого объекта в процессе измерения.
Сравнить метод прямых и косвенных измерений, оценивать их с точки зрения «точности» измерения.
Осуществить классификацию шкал измерений (наименований, порядка, интервалов, отношений), сравнить, сопоставить их.
Осуществить анализ оценочных средств для диагностирования учебных достижений респондентов.
Раскрыть сущность процесса проведения исследования (фазы, стадии и этапы).
Осуществить анализ структурных компонентов исследования: 1) выявления противоречия, 2) постановка проблемы, 3) формирование объекта и предмета исследования, 4) определение темы исследования, на основе совокупности подходов (содержательных, формальных, логических и исторических, качественных и количественных, феноменологических и существенных, единичных и общих).
Раскрыть этапы определения цели исследования.
Осуществить анализ критериев оценки достоверности результатов экспериментального исследования.
Обосновать стадии построения исследования.
Выявить этапы стадии научного проектирования: формулирование задач исследования, создание программы исследования.
Раскрыть сущность технологической фазы, стадии конструирования получаемого исследования (проведение исследования, формирование результатов) на основе совокупности этапов (теоретического, эмпирического).
Обосновать необходимость рефлексивной фазы научного исследования (оценка и самооценка результатов).
Аспирант программы подготовки кадров высшей квалификаций по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки» по дисциплине «Методология научного (диссертационного) исследования», проводимого в форме научного семинара, в соответствии с задачами, сформулированными выше, должен: исследовать педагогические процессы, образовательные системы и их закономерности; разрабатывать и использовать со-временныеобразовательныетехнологии; осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области образования; апробировать результаты исследования на семинарах, конференциях; применять методы научного исследования для изучения личностных достижений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Требования к результатам освоения ОПОП, как отмечалось выше, выражается через совокупность компетенций (универсальных и общепрофессиональных). Применительно к дисциплине «Методология научного (диссертационного) исследования» у аспирантов должны быть сформированы следующие компетенции: ОПК 1-8, УК 1-6 [8].
Программа научного семинара «Методология научного (диссертационного)
исследования» рассчитана на 3 года обучения. На первом курсе аспиранты осваивают методологический аппарат диссертационного исследования; на втором - мето-
дологию организации практической деятельности; на третьем - обобщение опыта экспериментальной работы по апробации практико-ориентированной модели.
Табл. 1. Содержание дисциплины «Методология научного (диссертационного) исследования»
№ п/п Разделы дисциплины Курс Учеб. деятельность Код компетенции
час/-""^ з.е. с.р., час
1 Методологический аппарат диссертационного исследования I 36 / 1 180 ОПК-6, УК-1, УК -2, УК-6
2 Методология организации практической деятельности II 36 / 1 180 ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, УК-2, УК -3, УК-6
3 Методология обобщающей исследовательской деятельности III 36 / // 1 180 ОПК-1,ОПК-2, ОПК-3,ОПК-4, УК-3
На протяжении всех лет обучения в аспирантуре у обучающихся должны быть сформированы все компетенции. Эти результаты отслеживаются в процессе усвоения знаний, умений, способов владения ими [2].
Программа дисциплины «Методология научного (диссертационного) исследования», как отмечалось выше, включает три раздела. На первом курсе аспиранты осваивают методологический аппарат исследования на лекционных и лабораторно-практических занятиях.
Научный руководитель семинара организует текущий контроль по результатам самостоятельной работы аспирантов во внеурочное время.
Самостоятельная работа аспирантов предполагает выполнение заданий: 1) по написанию научных статей, материалов (тезисов докладов на научную конференцию), параграфов к первой главе диссертации; 2) проведению педагогического эксперимента (констатирующего, поискового) на основе использования эмпирических методов научного исследования [5].
Табл. 2. Планируемые результаты по дисциплине «Методология научного (диссертационного) исследования» (первый год обучения)
№ п/п
Компетенции: ОПК и УК
Конкретизированные задачи
Знать
Уметь
Владеть
1
2
3
4
5
ОПК-6. Способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающе-
структурные компоненты этапов научного (диссертационного) исследования; этапы педагогического эксперимента, его задачи; задачи констатирующего
и поискового эксперимента
структурировать констатирующий эксперимент в соответствии с проблемой диссертационного исследования; определять критерии т его показатели для отслеживания результатов исследования
способами обоснованного выбора измерительных материалов для проведения констатирующего эксперимента;
современные технологии отслеживание личностных качеств обучающихся
1
гося
1 2 3 4 5
2 УК-1. Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач в т.ч. в междисциплинарных областях методологию научного исследования (организацию процессуальных компонентов видов деятельности как целостной системы); нарушение норм академии-ческого письма в публикациях осуществлять библиографический поиск научных изданий; отличать стереотипность и вариативность научного текста; использовать антиномии (противоположность суждений) при анализе научных работ языком и стилем научных текстов при написании научных статей, материалов региональных и международных конференций
3 УК-2. Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования «Методологии научного (диссертационного) исследования» характеристики научной деятельности средства и методы научного исследования способы проектирования научного исследования структурировать содержательные компоненты методологического аппарата исследования на основе цели, предмета и гипотезы исследования формировать задачи технологической фазой научного ис-следования:анализ и систематизация литературы и данных, построение логической структуры и научного исследования
4 ПК-1. Готовность изучать индивидуальные особенности для решения профессиональных задач методологичес-кие и психологи-ческие основы профессионального образования обучающихся; психодидакти-ческие теории организации учебного познания как факт профессиональной подготовки обучающихся проводить тестирование респондентов контрольных и экспериментальных групп с целью изучения психодидактических качеств личности делать выводы по результатам констатирующего эксперимента способами разработки экспериментальных образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с учетом их индивидуальных качеств (результатов констатирующего эксперимента)
5 ПК-2. Способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики среду учения (информационно-образовательную), ее структуру и функции; компоненты информационно-образовательной среды (учебные коммуникации, учебная книга, учебные аудио- и видеофонды, виртуальная предметная среда, учебный предметный комплекс, игровая предметная среда и др.) использовать алгоритмические предписания по проектированию образовательной информационной среды использовать в образовательном процессе компо-ненты предметной обучающей среды категориальным аппаратом образовательной информационной среды для построения научно- обоснованной среды учения; способами развития поз-навательной самостоятельности и активности обуча-ющихся в ин-формационно-образовательной среде
Обучение аспирантов первого курса по одному из разделов дисциплины завер-§ шается подготовкой и защитой научного ^ проекта (первой главы диссертационно-о го исследования), написанием 4-5 науч-^ ных статей, тезисов научных докладов ^ на конференции разного уровня (регио-
нальные, российские, международные). Данный научный продукт (глава диссертации, научные статьи) служат формой промежуточной аттестации аспиранта первого года обучения. Успешность выполнения вышеназванного научного продукта зависит от организации само-
стоятельной работы аспиранта. Объем ее в часах (зачетных единицах) находится в следующих соотношениях с аудиторной работой - 1:5. Если на выполнение программы первого раздела дисциплины «Методология научного (диссертационного) исследования» выделяется 36 часов в год, то объем часов на самостоятельную работу составит 180 часов.
Содержание раздела дисциплины «Методологический аппарат диссертационного исследования».
Тема 1.1. Анализ основных понятий дисциплины. Анализ структуры диссертации. Анализ понятий: методология, методология научного познания, методология учебного познания, методология организации деятельности. Анализ структурных компонентов диссертации во взаимосвязи: тема, название глав, параграфов, структура и содержание кратких выводов по параграфам, главе, заключению по диссертационному исследованию.
Тема 1.2. Анализ структуры научной статьи, рекомендации по ее написанию. Язык и стиль научных текстов. О языке диссертаций научных статей. Оплошности и нарушения норм академического письма в научной статье.
1. Паспорт оценочных средств: текущий контроль (составить проспект) научной статьи (обзор литературы) по проблеме диссертационного исследования. Оценка за выполнение задания -5 баллов.
Тема 2.1. Смена парадигм учения. Сравнительная характеристика двух эпох развития науки. Процессы управления образовательной деятельности обучающихся. Виды деятельности, формы организации, структурные компоненты, характеристики научно-исследовательской деятельности.
Тема 2.2. Анализ понятия «компетент-ностный подход» как компонента человеческой культуры. Базис компетентностного подхода - компетенция (способность решать важные практические задачи); компетентность (самостоятельно реализуемая способность к деятельности).
2. Паспорт оценочных средств: текущий контроль (осуществить анализ требований к результатам овладения
компетенциями). Оценка за выполнение задания - 5 баллов.
Тема 3.1. Характеристики научной деятельности. Особенности индивидуальной научной деятельности. Принципы научного познания. Средства и методы научного исследования.
Тема 3.2. Констатирующий эксперимент, его задачи. Шкалы измерений: порядка, наименования отношения, интервалов. Контрольно-измерительные материалы (тесты).
3. Паспорт оценочных средств: текущий контроль (изучение диагностических методик, выбор теста для оценки личностных качеств респондентов). Оценка за выполнение задания - 5 баллов.
Тема 4.1. Организация процесса проведения исследования (фазы, стадии, этапы). Фаза проектирования концептуальных стадии выявления: фазы проектирования; выявление противоречия; формулирование проблемы; определение объекта, предмета исследования; формирование темы исследования; определение цели исследования; построение гипотезы исследования; формирование задачи исследования.
Тема 4.2. Технологическая фаза названного исследования. Стадия проведения исследования: теоретический этап (анализ и систематизация литературных данных отработка понятийного аппарата, построение логической структуры теоретической части исследования); эмпирический этап (проведение опытно-экспериментальной работы).
Тема 4.3. Рефлексивная фаза научного исследования. Оценка и самооценка результатов. Рефлексия как обращение познания на самого себя («мысль о мысли»). Варианты оценок (нулевой ранг рефлексии, рефлексия первого ранга; рефлексия второго ранга). Отрефлексировать, «обратиться назад и осмыслить, сравнить, оценить исходные и конечные состояния объекта деятельности (самооценка результатов): субъекта деятельности, т.е. самого себя - самооценка».
Тема 4.4. Этап проектирования методологического аппарата своего исследования. Формирование противоречий, пробле-
X
О) ^
m го
s а.
5 с со го
6 О О) с
Н S о о
° £ О О.
^ го m ч
О) I О. ГО
f^o
S I
С .0
0 ц. ГО ф
со со
° S *
он
X S I
ш
1 1 8
^u J
о fe Е
го го 2 А 2 ?
О 1—
о«
ГО .0 а> 11 ?
^ -Q 1
5 ц го
« « о О Q-S " ф я
i= о X
мы объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования.
Тема 4.5. Этап осуществления литературного обзора предшествующих исследований по проблеме, сформулированной соискателем. Оформление в форме реферативного обзора. Выделение понятийного аппарата исследования, обобщение и систематизация его.
Тема 4.6. Этап выбора критериев оценки достоверности результатов исследования. Критерии оценки достоверности результатов теоретического исследования. Критерии оценки достоверности результатов экспериментального исследования. Соотношение понятий: критерий, показатель, параметры (коэффициенты).
4. Паспорт оценочных средств: текущий контроль (представить описание методологического аппарата своего исследования; теоретической части исследования; критериев, показателей для организации констатирующего и поискового экспериментов). Оценка за выполнение задания -15 баллов.
Тема 5.1. Методы научного исследования: теоретические, эмпирические. Анализ приема операций, приема действия в теоретических и эмпирических методах научного исследования.
Тема 5.2. Анализ структуры и содержания теоретического этапа исследования. Анализ логической структуры формулы концептуального положения: процесс восхождения от конкретного к абстрактному ^ процесс восхождения от абстрактного к конкретному.
Тема 5.3. Опытно-экспериментальная работа: эмпирические методы исследования. Статистические методы исследования: структура эксперимента (анализ данных, изучение сходства) различия, исследование зависимостей, снижение размерности, классификация, использование компьютера, интегрирование оценки.
Тема 5.4. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля. Методика поэлементного и пооперационного ана-
лиза результатов поискового эксперимента по усвоению знаний, умений, способов владения ими (ЗУВ).
Тема 5.5. Уровни усвоения ЗУВ. Уровне-вый характер требований к их оцениванию. Многомерный и многоуровневый инструментарий для отслеживания результатов оценивания разноуровневых ЗУВ. Использование весовых коэффициентов, определяющих уровневый характер ЗУВ.
Тема 5.6. Способы и средства оценивания результатов сформированности компетенций. Статистические подходы в определении коэффициентов сформированно-сти компетенций.
5. Паспорт оценочных средств: текущий контроль (составление разноуровневого теста (контрольного задания) для проверки ЗУВ респондентов; анализ результатов его выполнения на основе коэффициента полноты (коэффициента успешности) выполнения теста (контрольного задания); анализ результатов эксперимента; внесение изменений в образовательный процесс новых технологических приемов в соответствии с проблемой исследования; повторное тестирование по проверке качества усвоения ЗУВ; определение коэффициента успешности выполнения второго теста (контрольного задания); сравнение результатов первого и второго контрольного среза; анализ и выводы по результатам проведенного эксперимента). Оценка за выполнение задания - 20 баллов.
Таким образом, самостоятельная работа аспирантов по освоению методологии научного (диссертационного исследования) связана с выполнением конкретных заданий по изучению структуры и содержания диссертации, ее методологического аппарата. Познакомившись с фазами, стадиями и этапами организации теоретических и эмпирических методов исследования, аспиранты апробируют их на практике в процессе констатирующего и поискового экспериментов.
Библиографический список
1. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2006. - 175 с.
2. Карасова, И.С. Конструирование учебного процесса по физике в условиях информационных технологий [Текст]: монография / И.С. Карасова, М.В. Потапова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - 196 с.
3. Новиков, А.М. Методология [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 года № 59 «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени (с изменениями на 20 февраля 2015 года)».
5. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования [Текст]: учебное пособие для вуза / Г.И. Ру-завин. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999. - 321 с.
6. Усова, А.В. Методология научных исследований [Текст]: курс лекций / А.В. Усова. - Челябинск: Изд-во ЧПИ, 2004. - 130 с.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-
8. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 - Образование и педагогическое направление науки (уровень подготовки кадров вышей квалификации) / Приказ Минобразования науки России от 30.07.2014 № 902, зарегистрированного в Минюсте России 20 августа 2014 г № 33712).
9. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профессиональными образованиями) (уровень бакалавриат) / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 № 46, зарегистрированного в Минюсте РФ 22 марта 2014 г. № 20228.
10. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки
44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) / Приказ Министерства образова- 2
ния и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. № 35, зарегистрированного в Минюсте РФ J
27 февраля 2010 г. № 16521. Ез
я
References ь i
ф с
1. Zagvyazinskiy V.I. Exploratory activity of a teacher: pedagogical university students learning guide. М.: s Izdatelstvo'Academia" , 2006. - P. 175. [in Russian]. о н
2. Karasova I.S., Potapova M.V. Construction of Educational Process in Physics in the Context of Information Technologies. Chelyabinsk: Izdatelstvo Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta, 2013 P. 196. [in Russian].
3. Novikov A.M., Novikov D.A. Methodology. М.: SIN-TEG, 2007. P. 668. [in Russian].
4. Ministry of Education and Science of the Russian Federation order No 59 of February 25, 2009 about "Scientific profiles nomenclature approval in which Scientific Degrees may be conferred (with additions from February 20, 2015 included)". [in Russian].
5. Ruzavin G.I. Methodology of Scientific Research. М.: YUNITI - DANA, 1999. - P. 321. [in Russian].
6. Usova A.V. Methodology of Scientific Research: lecture course. Chelyabinsk: Izdatelstvo Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta, 2004. P. 130. [in Russian].
7. Federal Law 273-FZ about"Education in the Russian Federation" of 29.12.2012. [in Russian].
8. Federal State Standard of Higher Education № 44.06.01 "Education and Pedagogical Sciences (postgraduate personnel training level)". Ministry of Education and Science of the Russian Federation order № 902 of 30.07.2014 registered at Ministry of Justice of the Russian Federation on August 20, 2014 № 33712. [in Russian].
9. Federal State Standard of Higher Education No 44.03.05 "Pedagogical Education (two professional educations) (Bachelordegree)". Ministry of Education and Science of the Russian Federation order № 46 of 17/01/2011 (registered at Ministry of Justice of the Russian Federation on March 22, 2014 № 20228). [in Russian].
10. Federal State Standard of Higher Education No 44.04.01 "Pedagogical Education (Master degree)". Ministry of Education and Science of the Russian Federation order № 35 ofJanuary 14, 2010 (registered at Ministry ofJustice of the Russian Federation on February 27, 2010 № 16521). [in Russian].
° с
О О.
ГО m Ч Ф I d. ГО
Р О
£ 1
S I
С .0
О ц.
ГО ф
«¡5
CQ СО
сэ й
он
£ ° го X S ^
¡1 I
Ü» ^u J
О fe ЁЕ
го го 2
Ol- ^ ^ ^ «
ГО .0 <и 11 ?
Ж -D 1
S £ Го
^ « Й О Q-S " ф я
о -&0 1= о X
Сведения об авторе: Потапова Марина Владимировна,
доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Potapova Marina Vladimirovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Vice-Rector for Academic Work, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 378:36
ББК 74.48:65.9(2Рос)27
Л.Л. Романова
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕйНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
В статье рассматриваются активные методы обучения, применяемые в процессе подготовки бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия. Подробно описывается, каким образом каждый конкретный метод обучения формирует знания, умения и навыки будущего специалиста. А также приводятся примеры использования активных методов обучения в учебном процессе по направлению подготовки «Социальная работа».
Ключевые слова: профессиональная подготовка, методы обучения, бакалавры социальной работы, профилактика семейного неблагополучия, лекции-провокации, кейс-метод, проектирование.
L.L. Romanova
THE USE OF ACTIVE LEARNING METHODS IN THE COURSE OF BACHELOR OF SOCIAL WORK TO PREVENT FAMILY TROUBLE
The active learning methods used in the preparation of bachelors of social work to the prevention of family trouble are discussed. It is described in detail how each particular training method generates knowledge and skills of the future specialist. Examples of the use of active teaching methods in the educational process in the "Social Work" program are drawn.
Key words: training, training methods, Bachelor of Social Work, prevention of family problems, lectures-provoking, case-method design.
В современном мире семейное неблагополучие становится одной их острейших проблем российского общества. В последнее время интерес к данной проблеме значительно растет. Это связано с тем, что одни семьи успешно преодолевают трудности, а другие не могут справить-
ся с проблемами, как последствии появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе своих детей. Именно в этот момент необходима профессиональная профилактическая работа, когда есть шансы на восстановление и сохранение семьи. Семья нуждается в квалифицированной помощи и поддержке,