ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
і
А.Г. ЛИТВАК, академик РАН, профессор
М.Д. ТОКМАН, профессор, декан Д. С. ДОРОЖКИНА, доцент, зам. декана
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Подготовка научных сотрудников-физиков на базовом факультете института РАН
Статья посвящена описанию эффективной системы подготовки научных сотруд-ников-физиков на факультете «Высшая школа общей и прикладной физики » Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ВШ ОПФ ННГУ) -базового факультета Института прикладной физики Российской академии наук (ИПФ РАН). В статье обсуждаются исторически сложившиеся особенности научно-образовательного комплекса России, которые существенно влияют на формы и методы сотрудничества научно-исследовательских организаций с вузами; возможные методы преодоления современных трудностей. Описаны схема взаимодействия академического института ИПФ РАН с его базовым факультетом и система обучения на ВШ ОПФ.
Ключевые слова: физико-м,атем,атическое образование; целевая подготовка; институт РАН; научно-исследовательский университет; научно-образовательный комплекс.
Для российских научных центров в настоящее время одним из ключевых вопросов является пополнение штата молодыми научными сотрудниками. Если подготовка кандидатов наук в аспирантуре научно-исследовательских институтов все еще может работать в рамках отлаженной десятилетиями схемы 1, то эффективность функционирования прежних моделей взаимодействия научно-исследовательских институтов с вузами существенно снизилась.
Подготовка профессиональных научных сотрудников является одним из элементов общей образовательной системы, перед которой стоят, вообще говоря, две задачи:
• общее и специальное образование для широких слоёв общества;
• «элитарная» подготовка, обеспечивающая проведение в стране научных исследований и использование достижений науки.
Такое разделение, конечно, в известной мере условно. Здесь мы будем называть «элитарным» образование, получение которого требует явных (проявляющихся обычно еще в средней школе) специфических способностей, необходимых не только для достижения успеха в последующей профессиональной деятельности, но и для освоения программы подготовки к ней. Сам по себе факт наличия водораздела между массовым и элитарным уровнем подготовки (в смысле научной фундаментальности) довольно очевиден, однако эта грань подвижна во времени. В XIX веке квалифицированные инженеры были, как правило, вполне компетентны в научных основах своей деятельности. В XX же веке стандартное инженерное образование отнюдь не являлось достаточной базой для научной работы. Очевидно, что здесь можно говорить о совершенно разных степенях фундаментальности научной
1 Существующие проблемы в этой сфере связаны, в частности, с чрезмерно бюрократизированными формами финансирования.
подготовки. При этом существенное различие в научной фундаментальности, трудоёмкости и требуемых способностях при формальном «равенстве» соответствующих сертификатов об образовании начало порождать определенные трудности с того момента, когда у общества появился социальный заказ на расширение именно массовой подготовки. Например, положительный в целом эффект от введения в СССР всеобщего полного среднего образования сопровождался известным ухудшением условий для подготовки старшеклассников, планирующих получить высшее образование достаточно высокого уровня 2.
В вузы России подобная проблема пришла вместе с социальным заказом на увеличение выпуска специалистов с высшим образованием. Задача подготовки научно-технической элиты не могла не оказаться в определённом противоречии с этим социальным заказом.
Основная тенденция в подготовке научно-технической элиты на Западе тесно связана с мобильностью населения. Именно последняя позволяет приглашать в элитарные бакалавриаты лучших выпускников школ со всей страны, а в элитарные магистратуры - наиболее успешных бакалавров не только со всей страны, но и со всего мира. Важно подчеркнуть, что такая мобильность в «образовательном пространстве» определяется не только традициями и соответствующей правовой базой, но и целым комплексом социально-экономических условий: наличием университетских кампусов с достаточным количеством мест для проживания студентов; уровнем оплаты научной работы магистрантов, позволяющим им сосредоточиться на учебе и науч-
ных исследованиях; отсутствием проблемы жилья при трудоустройстве выпускников и т.д. В России совокупность условий, необходимых для подобного уровня мобильности населения, может, вероятно, сложиться в результате успешного проведения объявленной руководством страны модернизации, однако в настоящее время до этого ещё далеко. Поэтому российский научно-образовательный комплекс напряжённо ищет свои собственные ответы на вызовы времени «здесь и сейчас». Разумеется, эти ответы во многом определяются как «наследством», так и своеобразием реалий постперестроечной России.
Основное содержание данной статьи - это описание эффективной системы подготовки научных сотрудни-ков-физиков на факультете «Высшая школа общей и прикладной физики» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ВШ ОПФ ННГУ) - базового факультета Института прикладной физики Российской академии наук (ИПФ РАН).
Научно-образовательная система СССР как «точка отсчета»
Научно-образовательная система СССР, позволившая, в частности, создать научную базу высокотехнологичных отраслей оборонной промышленности, считалась в свое время весьма эффективной. Однако в условиях общества с традициями подавления личной инициативы даже она не смогла как избавить страну от импорта в области инновационных гражданских (а затем и «двойных») технологий, так и предотвратить отставание в медико-биологических и компьютерно-информационных направлениях. Тем не
2 Специфичным для СССР ответом на этот вызов времени являлось создание специализированных (в т. ч. заочных) физико-математических школ с конкурсным набором, организованных не столько по инициативе руководящих органов образования, сколько по инициативе ведущих научных институтов.
менее именно созданная в СССР научно-образовательная система обеспечила «по наследству» более чем заметное положение России в международном сообществе в области фундаментальной науки, которое является реальным основанием для ее пребывания в ряду «высокотехнологичных» наций. Огромное количество питомцев отечественной системы подготовки научных кадров, успешно работающих за рубежом, подтверждают тот факт, что причины определенного отставания страны в области высоких технологий связаны с социально-экономическими проблемами, а не с проблемами компетентности российского научно-образовательного сообщества.
Одной из исторически сложившихся особенностей нашей научно-образовательной системы является то обстоятельство, что если на Западе университеты являлись одновременно как научными, так и образовательными центрами, то в СССР и его наследнице РФ эти виды деятельности оказались в некотором смысле разделенными. Раздельно существовали Минвуз, с одной стороны, и институты Академии наук, Минсредмаша, Мин-радиопрома, МЭП’а и др. - с другой. Уже сам факт существования в России термина «вузовская наука» неявно указывал на отношение к ней не столько как к самостоятельной ценности, сколько как к инструменту поддержания учебного процесса на должном уровне. Если в США первый ядерный реактор, крупнейшие ускорители, установки программы управляемого термоядерного синтеза и т.д. - это «дети» университетов, то в СССР существование подобных объектов как элементов университетской жизни даже трудно себе представить (исключением, пожалуй, является МГУ). Стремление (и способность) тех или
иных научных групп в вузах соответствовать мировому уровню определялось конкретными обстоятельствами развития отдельных научных школ, а вовсе не общепринятыми стандартами функционирования высшего учебного заведения.
В силу отмеченного административного дистанционирования вузов от академических и иных научных центров первыми периодически ощущалась потребность в привлечении к преподаванию таких специалистов, которых в системе Минвуза не было. Как правило, эта проблема эффективно могла быть решена лишь путем создания новых вузов или новых факультетов и кафедр при существующих вузах. Так, по инициативе научного сообщества появились МФТИ, МИФИ, Новосибирский университет, физико-технический факультет Ленинградского политехнического института, радиофизический факультет Горьковского университета и т.д. Хорошо известна роль научных сотрудников -совместителей из исследовательских организаций - в обеспечении высокого уровня высшего образования в этих учебных заведениях. Так складывалась традиция активного участия научных коллективов в подготовке кадров в вузах.
Современные трудности подготовки специалистов на традиционных физикоматематических факультетах вузов
В постперестроечный период физико-математические факультеты стали одними из основных поставщиков кадров на весьма ёмкий рынок труда «око-локомпьютерных» специалистов в бизнесе и системе госуправления. Для большинства позиций на этом рынке объем традиционного университетского физико-математического обра-
зования является явно чрезмерным 3 -вне зависимости от названия факультета (физический, механико-математический, радиофизический и т.д.). По этой причине наиболее популярными стали «информационные» специальности с «урезанной» физико-математической подготовкой. Многие толковые студенты уже во время учебы в вузе работают в компаниях, занятых разработкой и продажей программного продукта, после краткосрочного обучения непосредственно по месту работы. При этом в последние десятилетия произошло резкое снижение приемлемых для большинства выпускников вузов возможностей трудоустройства в тех областях, где «классическая» физико-математическая подготовка востребована в полном объеме (т.е. в сфере научных исследований и высоких технологий). Пагубное влияние на качество образования того факта, что большинство студентов физико-математических факультетов изначально не собираются работать по указанной в дипломе специальности, вряд ли может быть нейтрализовано административными мерами типа введения системы менеджмента качества образования или формального контроля соответствия учебного плана образовательному стандарту.
Известную трудность в современных условиях представляет и прогрессирующее снижение качества школьной подготовки основной массы абитуриентов. В результате многие поступившие на первый курс студенты не только не хотят осваивать традиционные университетские курсы физики и математики, но уже и не могут этого сделать без упрощения программ обучения. Данная тенденция обусловлена,
на наш взгляд, постепенным уходом из школ поколения преподавателей, которые сознательно выбрали свою профессию 30-40 лет назад, и заменой их на учительский контингент значительно худшего (в среднем) качества, пришедший в школу, как правило, потому, что другие места работы оказались недоступными. В силу запущенности проблемы на данный момент даже при самых разумных и активных реформах в этой сфере заметный положительный эффект не сможет проявиться ранее, чем через 7-10 лет. Имея же в виду более оперативные меры, вполне реально повторить и заново отработать на первом курсе в небольших группах ряд сложных элементов «школьной» физики и математики. Однако надеяться компенсировать «огрехи» школьного обучения на стандартном факультете с набором 100-150 (а то и больше) человек, не стоит.
О принципах подготовки профессиональных научных сотрудников в области точных наук
Каким же образом должен взаимодействовать с физико-математическим факультетом университета научный институт, активно работающий коллектив которого реально заинтересован в притоке молодежи с качественным физико-математическим образованием?
Традиционным является подход, когда поддерживаемая НИИ структура (базовая кафедра) организует на старших курсах (в магистратуре) «большого» факультета профильные спецкурсы и руководство квалификационными работами, выполняемыми в интересах данного НИИ. При этом магистрантов приходится, как правило, набирать из
3 В том числе это относится даже и к методам вычислений как таковым, т.к. при современной доступности дружественного к пользователю программного продукта соответствующая квалификация необходима лишь для небольшого числа научных сотрудников, участвующих в решении уникальных новых задач.
бакалавров «своего» вуза, поскольку формальные (правовые) возможности перехода выпускников бакалавриата в магистратуры других вузов в современных условиях не поддержаны социально-экономически. Однако, к сожалению, именно на младших курсах в основном и происходит потеря качества профессиональной подготовки и утрата интереса к науке у многих перспективных студентов, поскольку уровень преподавания на «большом» факультете ориентирован в лучшем случае на основную массу средних студентов, которые, в силу описанных выше современных реалий, плохо мотивированы. Отсюда ясно, что подготовку будущих научных сотрудников следует начинать уже в бакалавриате.
В итоге мы приходим к модели образования, основанной на использовании кадрового и материального потенциала научного центра для обучения подобранной группы способных и мотивированных ребят в условиях их погружения с первых же шагов в вузе в творческую атмосферу активно работающего научного коллектива. Очень важно, что такое погружение является также эффективным средством против столь распространенной сейчас «утечки» научной молодежи из профессии уже на стадии подготовки. В рамках такой системы после восполнения пробелов школьной подготовки лекционные курсы и практические занятия вполне могут соответствовать уровню сложности, принятому в ведущих университетах мира.
Одним из базовых принципов подготовки научных сотрудников является активное участие преподавателей в научных исследованиях. Следовательно, мощным инструментом повышения качества образования является при-
влечение к преподаванию действующих научных сотрудников.
Т аким образом, речь идет о дальнейшем развитии известной “системы Физтеха” за счет усиления интеграции образовательного процесса с академической наукой и индивидуализации учебного процесса. Именно такая система демонстрирует свою эффективность в преодолении обозначенных выше проблем российского фундаментального физико-математического образования. Развитием этой схемы является непрерывная система образования: базовый лицей - базовый факультет с маленьким набором на первый курс - аспирантура [1].
Институт прикладной физики РАН и его базовый факультет - «Высшая школа общей и прикладной физики» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Необходимым условием реализации описанной в предыдущем параграфе модели подготовки кадров является, очевидно, наличие жизнеспособного научного коллектива, участвующего в выполнении российских и международных научных проектов (обеспечивающих определенную финансовую стабильность 4) и реально заинтересованного в притоке молодежи во все основные подразделения.
Основной вклад в обеспечение работы факультета «Высшая школа общей и прикладной физики» (ВШ ОПФ) вносит Институт прикладной физики Российской академии наук (ИПФ РАН). Важное место в подготовке студентов в области физики твердого тела занимает также Институт физики микроструктур Российской академии наук5 (ИФМ РАН); этот институт является вторым
4 Финансовая стабильность коллектива позволяет сделать бесплатными все ступени подготовки будущих ученых.
5 ИФМ РАН был образован в 1993 г. на базе отделения физики твердого тела ИПФ РАН.
после ИПФ РАН основным «потребителем» выпускников ВШ ОПФ.
В настоящее время ИПФ РАН является одним из ведущих институтов Российской академии наук. Во многом благодаря активной образовательной политике институт избежал массовой потери кадров среднего и младшего возраста в постперестроечный период и продолжает успешно вести фундаментальные и прикладные исследования. Постановлением Президиума Российской академии наук от 26 февраля 2008 г. за ИПФ РАН утверждены следующие основные направления научной деятельности:
• физика конденсированных сред;
• оптика и лазерная физика;
• радиофизика и электроника, акустика;
• физика плазмы;
• астрономия и исследования космического пространства;
• физические процессы в океане;
• физические и химические процессы в атмосфере.
ИПФ РАН имеет широкие международные связи, участвуя в выполнении международных научно-технических программ и проектов, таких как проект по созданию управляемого термоядерного реактора на основе магнитного удержания плазмы (ITER); проект по созданию термоядерного синтеза путем воспроизведения процессов, идущих на Солнце (HIPER); проект создания лазерного интерферометра с целью обнаружения гравитационных волн (LIGO); систематическое измерение озона на высотах 25-60 км (CRISTA/MAHRSI); ускорительные центры CLIC (Церн, Швейцария) и SLAC (Стэнфордский университет, США) и др.6
ИПФ РАН уделяет большое внимание инновационной деятельности. В
настоящее время вокруг института образовался пояс малых наукоемких предприятий. Эти предприятия выпускают широкий спектр высокотехнологичной продукции для медицины, транспорта, энергетики, создают комплексы управления технологическими процессами, разрабатывают новые материалы и технологии, а также уникальные программные продукты (см.: http:// www.ipfran.ru/innovation.html и [2]). Таким образом, вокруг института сформирован классический технопарк, в котором научные идеи, вышедшие из недр института, коммерциализируются и реализуются на отечественном и зарубежном рынках.
Основным каналом стабильного пополнения ИПФ РАН молодежью является факультет ВШ ОПФ. Его основа была заложена в 1984 г., когда ИПФ РАН (тогда - ИПФ АН) организовал при физико-техническом факультете Горьковского политехнического института кафедру электрофизики, где преподавали в основном совместители из ИПФ АН. В 1991 г. студенты и профессорско-преподавательский состав кафедры были переведены в Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, образовав факультет «Высшая школа общей и прикладной физики». С 2001 г. ВШ ОПФ, оставаясь факультетом ННГУ, является также одним из важнейших подразделений созданного по постановлению Президиума РАН Научно-образовательного комплекса ИПФ РАН.
Несмотря на маленький (всего 25 человек) набор на первый курс, вклад факультета ВШ ОПФ в пополнение штата ИПФ РАН молодежью фактически эквивалентен работе нескольких базовых кафедр, что достигается за счет интенсивного использования кад-
6 Более подробно о научных исследованиях в ИПФ РАН см. на сайте: http://www.ipfran.ru/ info.html и в публикациях [2, 3].
рового и материального потенциала академического института уже с самого начала обучения. Практически все успешно окончившие ВШ ОПФ выпускники продолжают образование в аспирантуре ИПФ РАН и ИФМ РАН, а затем принимаются в эти институты на работу. В настоящее время 107 выпускников факультета работают в ИПФ РАН, 29 - в ИФМ РАН, около 40 выпускников занимаются научной деятельностью за рубежом.
Система обучения на факультете ВШ ОПФ
Факультет ВШ ОПФ представляет собой систему предельно полной интеграции академической науки с высшим образованием. Территориально он размещается в ИПФ РАН, использует лабораторную и информационную базу института и готовит специалистов фактически во всех областях научных исследований, проводящихся в базовых институтах ИПФ РАН и ИФМ РАН. В соответствии с международным стандартом образования студенты, выполнившие план обучения четырех лет, получают квалификацию и диплом бакалавра физики, после шести лет обучения - магистра физики.
Занятия проводятся приглашенными преподавателями - ведущими учеными ИПФ РАН, ИФМ РАН и других НИИ г. Нижнего Новгорода, лучшими лекторами других факультетов ННГУ и вузов города. На факультете собран уникальный коллектив преподавателей. В обучении примерно 100 студентов принимают участие два академика и три члена-корреспондента РАН, 28 докторов и 30 кандидатов наук. 11 профессоров - лауреаты государственных премий РФ, СССР и международных научных премий. Преподаватели и студенты ВШ ОПФ входят в четыре научно-образовательных центра (НОЦ’а), поддержанных ФЦП «Научные и науч-
но-педагогические кадры инновационной России».
Индивидуальный характер обучения достигается формированием малочисленных студенческих групп, каждую из которых на младших курсах курируют три наставника (тьютора) из числа молодых научных сотрудников ИПФ РАН; начиная с 3-го курса каждого студента ведет индивидуальный научный руководитель.
Основную часть времени студенты проводят в базовых институтах, где, помимо просторных учебных аудиторий, к их услугам научные лаборатории, бесплатный высокоскоростной Интернет, библиотека, постоянно работающие научные семинары.
На 1-2-м курсах наши студенты занимаются английским языком 6 часов в неделю в подгруппах численностью не более пяти человек. В результате столь интенсивной языковой подготовки магистранты, как правило, способны активно общаться с зарубежными коллегами на международных конференциях и готовить публикации на английском языке.
При переходе из бакалавриата в магистратуру студент обязан сменить научного руководителя и тематику научных исследований; после года работы по новой тематике необходимо сделать выбор между её продолжением и возвратом в ту научную группу, где студент работал в бакалавриате (не возбраняется также ещё раз кардинально изменить тему работы). Главная цель такой системы подготовки научных кадров - приобретение опыта работы в различных научных группах и разных областях современной физики. В какой-то мере здесь используются возможности, существующие у небольшого студенческого контингента в большом и многопрофильном институте, для решения тех задач, которые на Западе решаются переходом из
бакалавриата в магистратуру другого университета.
Особенности учебных планов ВШ ОПФ диктуются необходимостью уже на стадии бакалавриата обеспечить студентам подготовку, позволяющую им активно заниматься научной работой. С этой целью базовые курсы математики, информатики, общей и теоретической физики (в объёме, превышающем требования государственного стандарта) проходятся в основном за первые три года обучения. Реализация учебных программ повышенной интенсивности и сложности оказывается возможной, поскольку основу набора на факультет традиционно составляют победители и призеры физико-математических олимпиад. Основное содержание четвёртого курса (т.е. последнего курса бакалавриата) составляют специальные дисциплины («Физика плазмы», «Вакуумная электроника», «Физика лазеров», «Физика твердого тела», «Физика полупроводников»), изучение которых позволяет подготовить в качестве квалификационной работы бакалавра полноценную научную работу, соответствующую уровню публикаций в ведущих физических научных журналах.
Специализация в магистратуре соответствует развиваемым в ИПФ РАН и ИФМ РАН научным направлениям (физика плазмы, физика лазеров, электроника больших мощностей, гидрофизика, физика конденсированного состояния вещества, нанотехнологии). Высокая интенсивность обучения в бакалавриате существенно смещает акценты учебы студентов в магистратуре в сторону реальной научной работы. К примеру, для реализации нашей схемы обучения бессмысленно (т.е. слишком поздно) изучать в магистратуре предметы, связанные с изучением компьютерных технологий: магистранты ВШ ОПФ уже весьма эф-
фективно занимаются численным моделированием в реальных научных задачах.
Научная работа студентов факультета тесно связана с исследованиями, проводимыми в ИПФ РАН и ИФМ РАН; старшекурсники активно участвуют в выполнении российских и зарубежных грантов и разнообразных научных проектов. Ежегодно в соавторстве со студентами ВШ ОПФ публикуется, как правило, не меньше научных работ, чем число студентов магистратуры (в частности, в 2009 г. вышли 42 публикации в журналахи сборникахтрудов международных конференций). Студенты ВШ ОПФ регулярно удостаиваются медалей и дипломов Минобрнауки и РАН за успешное участие в конкурсе студенческих научных работ.
Чрезвычайно важной в настоящее время является материальная поддержка студентов. Все успевающие студенты бакалавриата получают вторую стипендию (в размере государственной) за счет спонсорской поддержки сотрудничающего с ИПФ РАН научно-производственного предприятия «ГИКОМ»; оно также регулярно премирует призеров факультетских физико-математических олимпиад. Студенты магистратуры зачисляются на оплачиваемые должности в подразделения своих научных руководителей. Не менее 10% студентов являются персональными стипендиатами (стипендии Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, стипендия им. Ю.Б. Харитона; стипендии ученого совета ННГУ, Законодательного собрания области, стипендии фонда Потанина и фонда «Династия», стипендии ИПФ РАН). Студентам ВШ ОПФ доступны поликлиника и база отдыха ИПФ РАН.
В последние 10-15 лет на университетских, областных и зональных студенческих олимпиадах наши учащиеся
занимают подавляющее большинство призовых мест по физике и математике, зачастую опережая студентов математических факультетов,а в последние годы - и по английскому языку (на олимпиаде ННГУ). Представители факультета также регулярно участвуют в студенческих соревнованиях по информатике, нисколько не уступая будущим «профессиональным» программистам со специализированных факультетов и кафедр.
Именно из студентов ВШ ОПФ формируется команда ННГУ для выступления на всероссийских физикоматематических олимпиадах, на которых наши студенты из года в год занимают призовые места. Так, за последние пять лет они награждены 21 дипломом I степени, 12 дипломами II степени и 8 дипломами III степени Всероссийских студенческих олимпиад по физике и по математике.
Достижения выпускников ВШ ОПФ
О том, что уровень подготовки на ВШ ОПФ соответствует самым высоким международным и российским стандартам, свидетельствует в первую очередь научная карьера выпускников в России и в зарубежных научных центрах. К настоящему времени 5 выпускников защитили докторские диссертации и 73 - кандидатские диссертации; более 20 человек имеют ученую степень PhD. Один из выпускников (Е.А. Хазанов) избран в 2008 г. членом-кор-респондентом РАН.
С 2000 г. 15 выпускников ВШ ОПФ награждены золотыми медалями РАН для молодых ученых за лучшие работы по общей физике, научному приборостроению и геофизике, 15 (двое из них дважды) удостоены грантов Президента РФ для молодых ученых; 2 выпуск-
ника получили Государственную премию Российской Федерации для молодых ученых за выдающиеся работы в области науки и техники, 13 (трое -многократно) становились лауреатами конкурса Фонда содействия отечественной науке «Выдающиеся ученые. Кандидаты и доктора наук РАН» .
Необходимые затраты при подготовке специалистов в области точных и естественных наук
Уместно остановиться на вопросе о стоимости подготовки специалистов в рамках вышеописанной системы. Суммируя базовый фонд зарплаты ВШ ОПФ в ННГУ, «базовые» и выплачиваемые в ИПФ РАН студенческие стипендии, затраты НОЦ ИПФ РАН на почасовые занятия и содержание аудиторно-лабораторного фонда, получаем около 5 млн. руб. в год в (в ценах 2007 г.), что соответствует «цене» 6-летней подготовки выпускника цикла бакалавриат/магистратура (около 10 тыс. долларов США) 7.
Разумеется, эта стоимость определяется весьма низкой оплатой труда преподавателей (например, работающие на 0,5 ставки доцент и профессор, занимающиеся со студентами по 4 академических часа в неделю, в пересчете на почасовую оплату получают около 300 и 500 рублей за академический час соответственно). Впрочем, для наших преподавателей основным стимулом является забота о пополнении их научных групп молодежью и, несомненно, удовольствие от работы с талантливыми и заинтересованными студентами.
Конечно, подобные оценки стоимости обучения весьма условны, т.к. одни и те же средства, вложенные в образование в разных научно-педагогических коллективах и при разном качестве
7 Для справки: стоимость обучения в американском колледже или университете колеблется, в зависимости от престижности высшего учебного заведения, от 10 до 50 тыс. долларов в год.
набора, приведут к совершенно разной отдаче. Очевидно, что научно-исследовательские работы международного класса, пусть даже и не связанные непосредственно с подготовкой студентов, совершенно необходимы для формирования и поддержания определённого уровня среды, воспитывающей научную молодёжь, и привлечения абитуриентов должного интеллектуального и образовательного уровня. В этом смысле активно работающий академический институт представляет собой весьма эффективную «питательную среду».
Проблемы и планы
В современных условиях главным фактором, лимитирующим “количество и качество” научной молодёжи, является всё-таки проблемная ситуация в средней школе. Тот факт, что в содружестве с ННГУ, получившим недавно статус Национального исследовательского университета, Институту прикладной физики РАН удаётся поддерживать неизменным (и близким к оптимальному) средний возраст научных сотрудников (сейчас он составляет 46 лет), во многом объясняется интенсивной работой со школьниками. Так, с января 2002 г. в одном из лучших физикоматематических лицеев г. Нижнего Новгорода (лицей № 40) функционируют два «физических» класса (10-й и 11-й), курируемых и частично финансируемых ИПФ РАН (более подробно см. в [1]). Развитие в ИПФ РАН медикобиологической тематики (поддерживаемой основанным в 2008 г. Нижегородским научным центром РАН) стимулировало создание в 2009-2010 гг. также и двух «биологических» классов. В эти классы отбирается по 20-25 учащихся, интересующихся точными и естественными науками; занятия проводятся по разработанным ведущими специалистами региона программам. Для этих
классов выделены учебные аудитории и терминал-классы на территории ИПФ РАН. Следует отметить, что основная задача этих классов - обеспечение высокого уровня общего образования, включая гуманитарные дисциплины (как правило, не более половины их учащихся продолжают естественно-научное образование).
Активная агитационная работа ведется представителями ВШ ОПФ и в других школах, где есть физико-математические классы, а также в ходе проведения физико-математических олимпиад в ННГУ, дней открытых дверей и.т.д.
Конечно, возможности научного коллектива в противостоянии обсуждавшейся выше тенденции падения качества школьного образования весьма ограниченны. На факультете это проявляется в том, что поддержание принятого у нас высокого уровня требований к студентам приводит к росту отсева на младших курсах. В этих условиях пришлось (с 2010 г.) включить в учебный план первого курса элементы «школьной» математики. В дальнейшем, возможно, придется пойти на перенос определенной части учебного материала из бакалавриата в магистратуру. Это будет, несомненно, вынужденная мера. Однако и для её реализации система тесного сотрудничества живого и развивающегося научного коллектива с относительно небольшой группой интересующихся наукой студентов будет оптимальной формой саморазвития.
Литература
1. Смирнов А., Токман М. От старшекласс-
ника до аспиранта. Нижегородский опыт непрерывного профессионального образования // Лицейское и гимназическое образование. 2002. № 4. С. 21-26.
2. Механик А. Наследники Мандельштама
// Эксперт. 2010. №34 (718). URL:
http://www.expert.ru/printissues/expert/ тервью с директором ИПФ РАН, ака-
2010/34/nasledniki_mandelshtama/ демиком РАН Литваком А.Г. // Атом-
3. Век физики — вчера, сегодня и завтра. Ин- ный проект. 2010. Вып.8. C. 13—15.
LITVAK A, TOKMANM, DOROZHKINA D. TRAINING OF RESEARCHERS IN PHYSICS AT THE FACULTY SUPERVISED BY ACADEMIC INSTITUTE
The article describes the system of efficient training of researchers in physics at the faculty “Advanced School of General and Applied Physics” of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (ASGAP NNGU) - the basic faculty of the Institute of Applied Physics Russian Academy of Science (IAP RAS). The article covers the questions of historically established features of scientific-educational complex of Russia, which sufficiently influence collaboration between scientific research centers and universities. The possible methods to overcome modern difficulties are discussed. The scheme of collaboration between academic institute IAP RAS and its basic faculty, and the system of education at the faculty ASGAP are presented. The problems and perspectives of development of the educational system are discussed.
Keywords:рhysico-mathematical education; training objectives; institute of Russian Academy of Science; scientific research university; scientific-educational complex.
Л.С. ГРЕБНЕВ, профессор Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Высшая школа в новом законе «Об образовании»: хотим как лучше?
В статье критически анализируются некоторые положения новой редакции (декабрь 2010 г.) проекта Федерального Закона «Об образовании ». Вносятся предложения концептуального характера, направленные на улучшение содержания документа.
В 2010 г. проект закона «Об образовании» дважды выносился на публичное обсуждение, в том числе в Интернет-формате. Первое, предписанное процедурой прохождения законопроектов, заняло две недели (с 1 июня), второе, ввиду особой значимости именно данного законопроекта - дополнительное, предполагается уложить в два месяца (с 1 декабря). Третье обсуждение вряд ли состоится, поэтому у нас сейчас есть последняя возможность внести конструктивные предложения и оценить ожидаемые последствия принятия закона.
Ниже пойдет речь о некоторых сюжетах, касающихся образования вообще и высшей школы в особенности. Для начала сравним формулировки (определения), содержащиеся в разных вер-
сиях документа и относящиеся соответственно к июню и декабрю 2010 г.
Июнь: «образование - общественное и частное благо, под которым в системе образования понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний,умений,навыков и компетенций определенных объема и сложности» (http://mon.gov.ru/dok/ proj/7786/).
Декабрь: «образование - общественно значимое благо... (далее по тексту полное совпадение)»(zakonoproekt2010.ru).
Заметим, что июньская формулировка представляет собой значительную модификацию (в нескольких направлениях) понятия “образование”, используемого в преамбуле действую-