Научная статья на тему 'Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития'

Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1018
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития»

с

N

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

С. ДЬЯКОНОВ, профессор, ректор А. ТУЗИКОВ, профессор Р. ЗИНУРОВА, профессор Казанский государственный технологический университет Л. ГРЕБНЕВ, профессор Московский государственный индустриальный университет Ю. КРУПНОВ, заместитель директора Институт учебника «Пайдейя»

Ю. ЦАРИК, директор Институт мирового развития (Белорусский филиал)

Общественные противоречия и сфера образования

Образование в XXI в. становится основой развития и прямо определяет качество жизни и прогресс во всех сферах жизни общества. Однако само оно представляет собой противоречивый сплав весьма многообразных тенденций, накопившихся за многие века его функционирования в самых разных исторических условиях.

Развитие образования на современном этапе осуществляется в условиях глобального - социального и культурного - кризиса [1]. При этом интерпретация сложившейся ситуации в терминах «кризиса» типична для общественной мысли развитых индустриальных стран. Так, американский философ Л. Штраус утверждает, что «современный кризис западной цивилизации тождествен кризисному периоду в истории идеи прогресса в его подлинном смысле. Существует фундаментальный и необходимый параллелизм между интеллектуальным и общественным прогрессом » [2]. Другими словами, новые проблемы, требующие оригинальных решений, чаще всего формулируются неадекватно: реальность изменилась, а категории для ее описания используются прежние. Отсюда и преобладание объяснений сложившейся ситуации в терминах «тупика», «кризиса», «заката».

Сложившиеся социокультурные прак-

Корпоративный университет на основе проектнодеятельностного образования как инструмент инновационного развития

тики (включая образование и воспитание) оказались не готовы к новым вызовам, главным из которых является ресурсный. Речь идет прежде всего о том, что современные общества, ставя задачу экономического роста в качестве основного средства для решения большинства своих проблем, сталкиваются с серьезными экологическими ограничениями. Другим глобальным вызовом является информационный кризис, суть которого заключается в резком росте количества производимой человечеством информации при сокращении той ее доли, которую большинство людей реально используют в своей деятельности.

Эти противоречия индустриальной цивилизации не могут быть разрешены в рамках адекватной ей образовательной парадигмы (система Я.А. Коменского).

В Российской Федерации в условиях радикальных преобразований экономического строя и смены социальных ориентиров развития социокультурный кризис «индустриализма» имеет особенно негативные последствия, проявляющиеся как минимум в трех главных противоречиях в сфере образования:

1) между многими новыми социальноэкономическими и культурными практиками, постиндустриальными по своей сути, и прежним, индустриальным содержанием и формами образования;

2) между «внутренними» самооценками качества профессиональной подготовки специалистов и независимой «внешней » оценкой работы системы образования;

3) между традиционным «продуктом» образования (обученный исполнитель) и требованиями к компетенциям выпускников, готовых к реальной проектной деятельности в условиях «инновационного общества»1 .

Немного истории. Смена крупных технологических эпох в жизни общества, как правило, связана со сменой образователь-ныхпарадигм, задающихцели, содержание и методы обучения и воспитания, а также форму образовательных учреждений. Так, античной эпохе адекватна парадигма гражданского воспитания свободного члена полисной организации общества, осуществляемого под непосредственным контролем государства.

В средние века господствовала парадигма христианского воспитания и схоластический тип обучения, направленного на воспроизводство традиций. Основной задачей университетов было образование кадровой элиты существовавших тогда обществ в части религии, права, медицины и искусства, вооружение их знаниями в этих сферах культуры и умениями их применять. В этот период началось приобщение европейской элиты к культурным богатствам античности, утраченным на территории самой Европы, но сохранившимся в странах ислама. Проводившиеся в тот период исследования

- в основном в теологии и философии -сформировали существенные элементы культуры абстрактного мышления, рациональных доказательств и опровержений. Непосредственно научными исследованиями университеты еще не занимались, лекции читались лекторами (в буквальном смысле - чтецами) в основном по конспек-

1 Термин «инновационное общество» был использован участниками саммита Большой восьмерки в Санкт-Петербурге (http:// www.kremlin.ru/interdocs/2006/07/16/ 1744_type72067_108823.shtml?type=72067).

там, не изменявшимся годами и десятилетиями.

Затем появление книгопечатания высвободило время на иные виды образовательной деятельности, изучение текстов стало все больше дополняться изучением фактов, экспериментированием, дальнейшим развитием логической аргументации уже без ориентации на теологические проблемы, усилением связей университетов со светскими властями по месту своего нахождения. Стали появляться и специализированные учебные заведения неуниверситетского типа. Университет перестает быть прежде всего общеевропейским феноменом, а превращается в явление жизни отдельного национального государства, обеспечивая его потребности в интеллектуальной элите.

Логичным завершением этого периода стало появление в начале XIX в. классического гумбольдтовского университета, отличительными особенностями которого стали: упор на интеллектуальную элиту, ее создание и применение; культ научного рационализма, а не религиозного авторитета; исследования в сфере естественных наук как главная задача вуза и образование как органически связанный с исследованиями процесс; сами же исследования при этом имели преимущественно монодисципли-нарный характер, в связи с чем исходный смысл слова «ишуегзказ» - совокупность

- все в большей степени начинал относиться к связке «наука - образование» в рамках отдельных дисциплин. В отличие от средневековых университетов, ориентированных больше на применение уже имеющихся знаний, университеты нового времени свою активность направили на поиски новых. Самым благоприятным поприщем для такой активности была природа. Открытие ее законов стало делом жизни многих поколений университетских ученых, породило свою специфическую этику деятельности и общения.

В индустриальную эпоху сложилась классическая парадигма образования, выражающаяся в доминировании функции полезнос-

ти знаний, обеспечивающей подготовку людей к обслуживанию расширяющегося производства. Наряду с государством образование регулируется и социальным заказом со стороны промышленности.

Однако классическое высшее образование является эффективным лишь в условиях эволюционно-исторического развития, непрерывно осуществляющихся процессов естественного культурно-хозяйственного воспроизводства. В этом случае цель университета состоит в том, чтобы человек освоил всемирно-историческую традицию развития науки философии и стал ее инструментом.

Возникнув на волне форсированной индустриализации и трансформировавшись в нашей стране в технологические университеты, вузы политехнического профиля акцентировали именно эту традицию профессиональной подготовки с упором на овладение технологиями производственных и социальных процессов.

Переход роли «всемирной мастерской » к Китаю и другим развивающимся странам, а также растущая специализация экономики бывших метрополий на производстве и продаже новых технологий, основанных на фундаментальных научных исследованияхи разработках, еще раз в корне изменили место классических университетов, особенно американских и европейских, в обществе, ставшем за последние десятилетия глобальным.

Превращение новых, основанных на качественных научных знаниях, технологий в товар, причем высокоценный, в очередной раз изменяет роль университетов в жизни общества, в чем-то возвращая ее к исходному пункту - к умениям применять имеющиеся знания. На качественно новом этапе это означает выдвижение на первый план философско-методологических, деятельностных аспектов бытия «инновационного общества».

Сущность изменений, лежащих в основе современного социального и культурного сдвига, составляет разрушение естественных процессов эволюционирования культурной и хозяйственной жизни [3].

Между тем образование, в том числе высшее, в основном продолжает воспроизводить классическую естественно-научную рациональность, ориентирующую на пассивное отношение к миру, на процесс получения знаний. Выпускниктакой системы образования не способен работать с будущим, проектировать и преобразовывать реальность. Кроме того, особо отметим, что современное техническое образование ориентирует студента главным образом на мир машин и технологий вне социального контекста, как бы на мир без людей.

Таким образом, классическая парадигма образования ограничивается пониманием закономерностей процессов, происходящих в природе и обществе, воспроизводством сложившихся в прошлом эффективных практик, но не позволяет обучаемым овладеть навыками реальной деятельности по созданию инновационных и конкурентоспособных продуктов.

В условиях постиндустриальной цивилизации актуальной становится задача разработки и реализации новой образовательной парадигмы, сочетающей проектный и деятельностный подходы. В частности, педагогическая наука стоит перед необходимостью поиска форм и методов воспитания специалиста как носителя проектно-деятельностного мировоззрения - профессионала, способного сознательно и ответственно «работать с будущим», конструировать его как «будущее инноваций». Это означает «последовательное осуществление ряда проектов - от региональных до национальных и международных, каждый из которых привносит ту или иную инновацию... Будущее есть совокупность проектов» [4]. Специалист сегодня должен управлять изменениями, а не только постигать смыслы.

Теоретические основания проектно-деятельностного образования

Неадекватность традиционной системы высшего образования запросам на проект-

ную ориентированность мышления и практическую компетентность привела к созданию неклассических практико-ориентиро-ванных форм реализации высшего образования. Исторически первой такой формой был американский университет, созданный на основе философии Джона Дьюи. В соответствии с концепцией прагматизма университет создается как средство удовлетворения потребностей различных областей практики. Студент изначально включается в атмосферу осмысления опыта нововведений и изобретений, а на более поздних этапах совместно с профессором становится соавтором прорывных открытий и сораз-работчиком передовых технологических решений.

В начале ХХ века в России и за рубежом был популярен метод проектов как инструмент обучения. Он опирался на практическую деятельность обучаемых, которые в процессе работы над своими индивидуальными или групповыми проектами под руководством наставников должны были попутно овладеть и необходимыми знаниями из предметных областей наук. Здесь полностью пересматривались классноурочная система и универсальный учебный план, состоящий из стандартного набора дисциплин, который конструируется на основе тех или иных наук. Ценой этого была утрата систематичности и фундаментальности образования.

Во второй половине ХХ столетия в нашей стране деятельность стала предметом изучения группы исследователей, объединенных в Московский методологический кружок (Г.П. Щедровицкий и его ученики). В результате многолетней работы был выработан теоретический инструментарий анализа деятельности и мышления (систем-но-мыследеятельностный подход), а также проведены важные практические разработки (техника организационно-деятельностных игр).

В отечественной педагогической теории идею смены акцентов в образовании с постижения смыслов на овладение деятель-

ностью развивали сторонники деятельностного подхода к процессу обучения (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Е.А. Щукина, Ю.С. Тюнников и др.). Нельзя не отметить и теорию контекстного обучения А.А. Вербицкого. Важнейшее противоречие в сфере профессионального образования он видит в том, что овладение профессиональной деятельностью специалиста происходит в процессе качественно и содержательно иной учебной деятельности: «деятельность студентов оказывается как бы вырезанной из пространственновременного контекста, из контекста жизни и деятельности » [5]. Указанное выше противоречие, по мнению А.А. Вербицкого, разрешимо с позиции контекстного обучения, в котором «динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда »[6].

Вместе с тем в нашей педагогической науке до сих пор не уделялось должного внимания обучению реальной проектной деятельности, направленной на управление изменениями, а рассмотренные подходы ограничивались построением технологий учебной или, в лучшем случае, квазипро-фессиональной деятельности.

Сегодня до 40% целенаправленной общественно полезной деятельности реализуется через различные проекты и проектно-ориентированную деятельность, поэтому в системах образования развитых стран активно применяются модели проектного образования. Прежде всего сошлемся на опыт Стэнфордского университета (США), Билефельдского университета (Германия), университетского холдинга в г. Линчепинге (Швеция); в СССР таким примером может служить знаменитый Московский физико-технический институт.

В Республике Татарстан проектное образование было частично апробировано в Казанском государственном технологическом университете в виде Федеральной экспериментальной площадки университетского комплекса за счет расширения опыта Физтеха на промышленность. В настоящее

время эта идея подкреплена инфраструктурой инновационного развития республики, о чем свидетельствует недавний выигрыш вузом проекта РТ по нефтепереработке в конкурсе инвестиционных проектов.

На основе развития вышеизложенных теоретических подходов и опыта реальной образовательной практики методологической основой построения экспериментального образовательного процесса в КГТУ определена проектно-деятельностная парадигма.

«Методологическая основа» понимается нами в смысле концептуальных подходов академика РАО А.М. Новикова, который трактует методологию как «учение об организации деятельности», ее принципах и способах [7, с. 16].

Организация деятельности неразрывно связана с организационной культурой определенного исторического типа, соответствующей доминирующим формам социального взаимодействия и способам их нормирования в основных видах деятельности. Российские специалисты отмечают, что профессиональный тип организационной культуры, основывавшийся прежде на теоретическом знании и письменных инструкциях, «где-то в середине ХХ века сменился. новым типом организационной культуры. -проектно-технологической культурой » [7, с. 28]. Под проектом здесь понимается «ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» [8].

Основная идея проектно-деятельностного подхода в образовании состоит в том, что выпускник должен овладевать различными конкретными целостными способами деятельности, а не знаниями об этих способах. Продуктом университета в таком случае становится специалист, обладающий компетенциями, уровень развития которых позволяет обеспечить ему эффективную профессиональную деятельность и само-

развитие в условиях инновационного производства.

Рассматриваемый подход отнюдь не отменяет важности фундаментального образования для развития высших способностей и навыков самообучения. Именно фун-даментализация задает возможности специализации и последующей эффективной профессиональной деятельности по разным специальностям в течение трудовой жизни. Однако осмысление исторической неизбежности перехода от «созерцательной» рациональности (и соответствующего типа образования) к проектно-практической, мыследеятельностной рациональности (и соответствующему образованию) позволяет сделать вывод о необходимости овладения студентами компетенциями проектной деятельности, которые задают универсализм работника на современном рынке труда.

Задачи перехода страны на инновационный путь развития, перемены в социальном заказе на «продукцию» в сфере высшего профессионального образования и новая проектно-деятельностная парадигма образования предполагают поиск новых форм организации профессиональной подготовки и новых способов институционализации сотрудничества науки, образования и промышленности. Мировой и отечественный опыт показывает, что адекватной формой решения перечисленных задач является корпоративный университет.

Корпоративный университет как форма реализации проектнодеятельностного образования

Бурное развитие фундаментальной науки, увеличение количества аккумулируемых и подлежащих трансляции знаний, с одной стороны, и несовершенство средств коммуникации, управленческих и информационных технологий - сдругой, привели в ХХ в. к появлению двух основных тенденций в развитии образования. Одна из них состояла в существенной фундамен-тализации высшего образования, другая-

в создании особых учебных заведений, предназначенных для интенсивной подготовки кадров для работы в той или иной сфере или в конкретной компании, - корпоративных университетов.

Первоначально услуги корпоративного образования предоставляли традиционные высшие учебные заведения - одним из наиболее ранних примеров такого сотрудничества стал Университет штата Вирджиния и его Школа непрерывного и профессионального образования, созданная в 1915 г. [9]. Большую известность и широкое развитие получила также модель Нью-йоркского университета, в частности его Школы непрерывного и профессионального образования, созданной в 1934 г. [10].

Нью-йоркский университет сегодня является одним из лучших вузов США (он подготовил 23 Нобелевских лауреата), а Школа непрерывного и профессионального образования в 2002 г. стала первым учебным заведением, получившим оценку качества образования «Е », присваиваемую Президентом США.

В целях надлежащей подготовки персонала сегодня получила распространение и практика создания внутрикорпоративных университетов. Одним из первых представителей этого вида учебных заведений является «Университет Гамбургер» (Hamburger University) компании McDonald’s, основанный в 1959 г. Корпоративные университеты подобного типа созданы большинством крупнейших корпораций мира (IBM, Samsung, Motorola и др.).

Обычный корпоративный университет (в том числе существующий в виде подразделения традиционного университета) - это не академическое учебное заведение, а институционализированный процесс непрерывной профессиональной подготовки [11]. Такой университет не имеет полноценных научных подразделений, его преподавательский состав характеризуется высоким уровнем ротации (преподавателями чаще всего становятся хорошо зарекомендовавшие себя работники корпорации,

отвлекаемые от основной деятельности на период преподавания). Образовательный процесс в корпоративном университете ха-растеризуется следующими чертами:

• самостоятельное изучение учебных материалов;

• практические занятия (решение смоделированных производственных задач);

• мозговые штурмы и т.д.;

• обучение коллег коллегами;

• немедленное применение получаемых знаний и навыков;

• существенная роль технологий дистанционного обучения.

Целью корпоративного университета является формирование у обучающихся определенных профессиональных компетенций. Имеется тенденция перехода от обучения с целью выработки практических навыков, применимых на рабочем месте «здесь и сейчас», к обучению с целью овладения студентами более широкими, в том числе общими, компетенциями (умением решать типовые производственные задачи, критическим мышлением, анализом, общими коммуникативными навыками и т.д.).

В СССР первый аналог корпоративного университета (с поправкой на отсутствие рыночных отношений) возник в 1951 г. Это «система Физтеха», основными элементами которой являются:

• тщательный отбор талантливой молодежи из всех регионов страны;

• фундаментальная подготовка в области математики и физики;

• специальная подготовка и самостоятельная научная работа студентов в научных центрахи институтах Российской академии наук и других ведомств;

• привлечение ведущих российских ученых к преподаванию и руководству работой студентов;

• воспитание студентов в атмосфере исследований и конструктивного творчества с использованием лучших лабораторий [12].

Выполняя задачу не столько поставщика кадров для атомной энергетики и раке-

тостроения, сколько проектирования и программирования развития этих отраслей, МФТИ стал образцовым примером корпоративного университета нового типа. Однако в дальнейшем проектная составляющая работы Физтеха была в значительной мере утрачена в силу того, что государство перестало исполнять роль заказчика проектов в прежней форме, а сам вуз по различным причинам не сумел взять инициативу на себя, ограничившись интеграцией с академической наукой.

Сегодня в России реализуется несколько проектов, ориентированных на вовлечение студентов в реальную практическую (в том числе и предпринимательскую) деятельность как составную часть учебного процесса. Примером формирования корпоративного (с акцентом на предпринимательство) университета как ядра кластера инновационного промышленного развития является проект университетского холдинга в Обнинске, на территории которого расположены исследовательские центры крупных компаний.

Другим примером начинаний в области создания корпоративных университетов может служить и проект Корпоративного ядерного университета, который активно лоббирует глава Минатома России С.В. Кириенко.

В Республике Татарстан за последние

15 лет накоплен значительный опыт в поисках форм эффективной интеграции на-уки,образования и производства. Казанский государственный технологический университет в эти годы сформировался как один из лидеров инновационной деятельности региона, активно влияющий на экономику РТ и РФ. Поэтому вполне логичным было решение Правительства РФ №722 от 16.06.1997 г. об интеграции плодотворно работающего в этом направлении КГТУ с иными образовательными учреждениями, научно-производственными и социально-экономическими структурами. В итоге на базе КГТУ был создан учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) в

форме единого юридического лица в составе двух НИИ, техникума, производственных и инновационных подразделений, объектов социальной сферы; соучредителем университета, наряду с Правительством РФ, утвержден Кабинет министров РТ. Данная модель университетского комплекса постановлением Правительства РФ № 676 от 17.09.2001 г. была признана в качестве приоритетной.

Учитывая положительный опыт работы университета, Минобразование России в 2000 г. придало КГТУ статус федеральной экспериментальной площадки (ФЭП) по реализованной здесь форме УНИК. В рамках ФЭП апробированы механизмы интеграции инженерного образования с фундаментальной наукой и производством, в которых на первое место поставлены наука, техника, технология, а подготовка студентов непосредственно погружена в исследования, конструкторские и проектные разработки. Организована также научно-производственная и инновационная деятельность по полному циклу - от фундаментальных поисковых работ до проектов технологий, производств и организации выпуска продукции.

Большую роль в развитии УНИК сыграл Совет попечителей КГТУ - один из первых в России, вот уже 15 лет решающий вопросы общественно-государственного управления и контроля за качеством образования, обеспечения сбалансированного распределения специалистов и подготовки их по нужным для экономики направлениям.

Длительное время участие преподавателей и студентов ограничивалось реализацией уже существующих инновационных проектов на промышленных предприятиях республики. Однако, во-первых, таких проектов было не так уж много, а во-вторых, к реальной проектировочной инновационной деятельности студенты не привлекались.

В рамках национального проекта «Образование», опираясь на мировой и собственный опыт, в Республике Татарстан на базе КГТУ с участием ОАО «Татнефтехим-

инвест-холдинг», ОАО «Технопарк “Идея” », проектного института «Союзхим-проект», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и других партнеров создается корпоративный университет, призванный реализовать проектно-деятельностное образование. Главными образовательными программами данного корпоративного университета являются «Управленческое обеспечение инновационного развития субъекта с доминирующим нефтегазохимическим профилем экономики» и «Инженерно-техническое и кадровое обеспечение нефтехимических производств РТ ».

Корпоративный университет, возможно, объединит ряд вузов республики, уже имеющих согласованную программу инновационного развития, которая ориентирована на модель национального университета РФ с участием профильных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования без потери ими юридического лица и традиционной системы образования и явится инструментом взаимовыгодного развития входящих в него структур.

Уникальность предлагаемого проекта состоит в том, что он будет интегрировать все ступени профессионального образования, обеспечивая не только переподготовку и повышение квалификации, но и полноценную профессиональную подготовку начального, среднего и высшего уровня. Выполнение этих функций будет возможно благодаря особому статусу корпоративного университета как научного, кадрового и проектировочного ядра формирующегося в Республике Татарстан мультикластера инновационного промышленного развития. Наш локальный ответ на глобальные вызовы может стать привлекательным для многих, в том числе зарубежных, партнеров из самых разных сфер производства.

Корпоративный университет должен быть не только поставщиком кадров и перспективных идей, но и организационным ядром нефтегазохимического кластера, центром проектирования и программиро-

вания его развития. Выделим следующие функции корпоративного университета.

1. Интеграция образования, науки и промышленности в целях обеспечения инновационного развития экономики Республики Татарстан.

2. Сопряжение профессионального образования всех уровней.

3. Осуществление раннего отбора новых кадров из числа студентов университетов - участников корпоративного университета. Обеспечение ранней специализации и раннего вовлечения студентов в практи-ко-ориентированную деятельность по специальности.

4. Создание условий для переподготовки и повышения квалификации кадров ведущих отраслей промышленности и органов государственного управления на основе единых стандартов и единой методологии.

5. Выработка проектов инновационного развития ведущих отраслей промышленности, науки, высшего и среднего специального образования на основе межотраслевого и межведомственного сотрудничества. Методологическое, кадровое, организационно-правовое и информационно-аналитическое обеспечение реализации приоритетных федеральных национальных проектов и национальных проектов Республики Татарстан.

6. Согласование стратегий развития субъектов, сотрудничающих в рамках корпоративного университета; создание межотраслевых и междисциплинарных коммуникативных площадок и форумов.

7. Организация экспорта образовательных и других технологий, а также импорта лучших зарубежных образцов корпоративного образования в виде проведения зарубежных стажировок студентов, приглашения зарубежных специалистов и т.д.

8. Информационно-аналитическое и организационно-правовое обеспечение международной политики корпораций региона и Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.

9. Управление миграцией посредством экспорта образования; формирование в системе корпоративного университета органичных путей интеграции иммигрантов во все сферы жизни республики.

Возможные организационноправовые формы корпоративного университета

Инициативы Президента РФ В.В. Путина по созданию в России высших учебных заведений нового типа дают ориентиры в области организационного строительства. Вместе с тем цель создания национальных университетов, конкурентоспособных в мировой и отечественной системе образования, сформулирована настолько в общем виде, что дает простор инициативе в поиске адекватных организационных решений.

Проект развития корпоративного университета на базе КГТУ опирается на стратегию инновационного развития экономики, основанную на кластерной методологии анализа конкурентоспособности. Согласно теории Майкла Портера, кластер -это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщиков, производителей и др.) и связанных с ними организаций (образовательных заведений, органов государственного управления, инфраструктурных компаний), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сущность инновационности, по М. Портеру, состоит в том, что сами экономические системы, составляющие их фирмы и организации способны выступать субъектами национального и мирового рынков, самостоятельно переорганизовывать себя в целях достижения наивысшей эффективности и, как следствие, мировой конкурентоспособности. То есть создание кластера инновационного промышленного развития становится возможным лишь в случае организационной интеграции науки в экономические системы деятельности, «интеллектуализации этих систем деятельности, устойчивого применения на-

уки в целях их проектирования, анализа и рефлексии» [14].

Среди важнейших достоинств инновационного кластера казанский ученый А.И. Шинкевич особо отмечает снижение (по сравнению с отраслевой структурой) трансакционных издержек на научные исследования и разработки, гарантии качества, структурные изменения внутри предприятий [15].

Университетский компонент кластера может быть сформирован как в результате слияния ряда вузов, так и путем извлечения отдельных факультетов, лабораторий, кафедр и передачи их в корпоративный университет.

Учитывая относительно небольшой отечественный опыт слияния вузов и известную практику западных университетов, необходимо отметить, что стандартными проблемными зонами здесь являются проблемы делегирования полномочий и ответственности, а также трудности выстраивания отношений с участниками экономического кластера по вопросам собственности (прежде всего из-за неотрегулированности законодательства в области охраны интеллектуальной собственности) и межбюджетных отношений.

Исходя из правовых документов, регламентирующих российское высшее образование, предложений, сформулированных в ходе дискуссии о создании национальных университетов, а также имеющихся зарубежных и отечественных разрабо-токпо созданию крупных университетских центров, поле для принятия решения по выбору организационно-правовой формы корпоративного университета, создаваемого в Республике Татарстан, ограничено следующими вариантами:

• корпоративный университет как ассоциация;

• корпоративный университет как региональный учебный округ;

• корпоративный университет в форме корпорации.

Национальный университет как ассоциация вузов

Практика использования ассоциаций как формы объединения вузов достаточно обширна и противоречива. Как правило, такие образования не слишком активны; они так и не стали точками прорыва в высшей школе, хотя, безусловно, выполняют ряд важных задач интеграции высшей школы с другими уровнями системы образования, научными учреждениями, бизнесом. Общими проблемами ассоциаций являются их низкая управляемость, длительность процедур согласования и принятия решений, сложность создания общих финансовых и материальных фондов. Вместе с тем данная организационная форма сегодня наиболее привлекательна для ректорского корпуса и является практически единственной легитимной формой создания объединений вузов для решения общих стратегических задач. Инициативы ряда регионов по созданию крупных университетских центров, в частности Большого евразийского университета в Екатеринбурге, предусматривают использование именно этой организационно-правовой модели как первого шага в процессе интеграции вузов.

Университет как региональный учебный округ

Учебные округа как форма интеграции учебных заведений региона появились в России в начале XIX в. Тогда они включали в свой состав учебные заведения нескольких губерний и обеспечивали административно-контрольные функции. В современных условиях практика университетских учебных округов реализована в трех десятках российских регионов. Как подчеркивает В.А. Садовничий, «университетский округ - это наиболее адекватная современному этапу научно-технологического развития форма повышения интеллектуального и материального потенциала самого образования. Университетские округа открывают широкие возможности по созданию научно-технологических парков, центров

высоких технологий и венчурных производств » [16].

Ограниченность российского опыта создания и функционирования университетских округов обусловлена не только ведомственными перегородками, но и отсутствием правовой базы их деятельности.

Университет в форме корпорации

Корпорация как форма объединения является альтернативной по отношению к слиянию. Участники корпорации стремятся использовать все выгоды интеграции и другие синергические эффекты, образующиеся при централизации определенных управленческих функций, сохраняя при этом некоторую автономию. В бизнесе интегрированная корпоративная структура рассматривается как система взаимодействия хозяйствующих субъектов; в этом качестве формами организации корпораций могут выступать финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги, объединения предприятий на основе франчайзинга и т. д. В условиях современной правовой базы вузы не могут создавать подобные объединения юридически самостоятельных организаций. В случае принятия законов, расширяющих спектр организационно-правовых форм вузов, такая возможность по созданию интегрированной структуры через систему учредительства появляется; правда, она ограничена согласием учредителя.

В плане использования корпоративной модели объединения вузов интересным является предложение В.М. Шукшунова: «Оптимальным нам представляется решение, основанное на сложении потенциалов нескольких ведущих вузов путем не простого механического слияния университетов, а их интеграции. По нашему мнению, национальный университет может быть создан как географически распределенный интегрированный инновационный научнообразовательный комплекс. Вузы и академические центры, вошедшие в состав национального университета, сохраняют юридическую самостоятельность. Формируют-

ся единые органы управления и координации национального университета, такие как управляющий совет, президент, исполнительная администрация. Создаются общие структуры: распределенный технопарк (инкубатор бизнеса, инновационный центр); центр коллективного пользования уникальным оборудованием; центр технологического трансфера и коммерциализации технологий; корпоративная электронная библиотека и др. Создаваемый университет должен получить статус государственной научно-образовательной корпорации, объединяющей самостоятельные юридические лица» [17].

Как отмечалось, реализация такой модели сегодня не обеспечена правовой базой. Федеральный закон «О некоммерческих организациях»(1996) определяет «государственную корпорацию» как не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданную для осуществления социальных, управленческихили иных общественно полезных функций.

В контексте поручений Президента РФ Правительству Российской Федерации о разработке нормативно-правовой базы, обеспечивающей возможность формирования ресурсного капитала для финансирования учреждений профессионального образования, а также о мерах по стимулированию привлечения негосударственных инвестиций в сферу образования актуальна идея объединения интересов предприятий, компаний и вузов. Реализация этой идеи возможна лишь в случае изменения государственной политики в области взаимосвязей «высшая школа - промышленность», разработки механизмов адаптации высшего образования и промышленности к новым экономическим условиям.

Для координации интересов данных субъектов целесообразно создать специальную структуру. В качестве таковой можно предложить образовательно-промышленные группы (ОПГ) - объединения учеб-

ных заведений и предприятий на основе договора для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение качества образовательных услуг.

Состав ОПГ может колебаться в зависимости от поставленных перед таким объединением задач. Типовой набор участников группы состоит из одного вуза и нескольких предприятий промышленности. В случае необходимости в группу могут входить несколько образовательных учреждений -вузов, учебных заведений разных уровней системы профессионального образования. Это даст возможность создать фирменное образование - эффективную цепочку поэтапной, начиная со школы, профессиональной подготовки специалистов для определенных отраслей промышленности.

Создание и функционирование такой формы корпоративного университета может быть основано на Федеральном законе «О финансово-промышленных группах», согласно которому финансово-промышленная группа - это «совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансовопромышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест ».

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений).

Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или

иных кредитных организаций. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками финансово-промышленной группы в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества. В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, включающий представителей всех ее участников.

Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы.

Центральной компанией мог бы выступить корпоративный институт как часть КГТУ, реализующая или управляющая проектным образованием в КГТУ.

Данный федеральный закон дает право объединения структур с разными организационно-правовыми формами.

В качестве аналогов объединения в сфере высшего образования можно привести следующие примеры.

> Производственно-образовательный консорциум «Пермский корпоративный университет» - добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе предприятий и организаций, желающих внести свой вклад в развитие системы корпоративного образования в Западно-Уральском регионе и объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.

> Корпоративный ядерный универси-

тет (КЯУ), созданный на основе МИФИ и базовых отраслей промышленности в форме ассоциации. Основными положениями устава закреплена данная юридическая форма сотрудничества отраслевых вузов по реализации работы КЯУ. На добровольной основе возможно вступление в состав участников и других образовательных учреждений отрасли. Высшим органом управления ассоциацией является Совет КЯУ. Между заседаниями Совета общее управление его подразделениями возлагается на президента университета.

> В феврале 2006 г. более 20организа-ций, входящих в атомную отрасль или имеющих с ней тесные отношения, подписали соглашение о создании образовательного консорциума «Российский ядерный инновационный университет» (РЯИУ). Консорциум создан с целью формирования эффективной интегрированной системы подготовки квалифицированных кадров для выполнения задач Росатома. Особенностью образовательного консорциума РЯИУ является то, что он ориентирован на потребности крупной отрасли, нуждающейся в многопрофильной подготовке специалистов. Корпоративный университет призван обеспечить единые стандарты качества профессионального образования, адаптировать все существующие и планируемые учебные программы к насущным и перспективным задачам отрасли, создать для работающих в отрасли возможности карьерного роста, в том числе за счёт развитой системы непрерывного образования.

Наиболее функциональной организационно-правовой формой корпоративного университета нам представляется некоммерческое партнерство в виде образовательного консорциума.

Консорциум - это организационная форма временного объединения предприятий, организаций, промышленных компаний и/ или банков для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Обязанности членов консорциума, доля каждого из них в за-

тратах и ожидаемой прибыли, а также формы участия в реализации проекта определяются соглашением о консорциуме. Консорциум несет солидарную ответственность перед своими заказчиками. По достижении поставленной цели он прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения.

В контексте создания корпоративного университета речь идет об объединении учреждений всех уровней профессионального образования, науки, промышленности, бизнеса.

Литература

1. Козулин А.В. Роль образования и миссия

университета в XXI веке // Образованная Россия: специалист XXI века. III съезд Петровской Академии наук и искусств / Под общ. ред. Л.А. Майбороды. -СПб., 1998. - С. 37-41.

2. Штраус Л. Введение в политическую фи-

лософию. - М., 2000. - С. 274.

3. Castells М. The Information Age: Economy,

Society and Culture. Vol. I—III. - Cambridge; Oxford, 1996-1997; Giddens A. Modernity and self-identity: Self and society in the Late Modern Age. - Cambridge, 1991; Уэбстер Ф. Теории информационного общества.

- М., 2004.

4. Переслегин С., Ютанов Н. Будущее как

проект: кризис футурологии. - http:// www.futura.ru/ index.php3?idart=51

5. Вербицкий А.А. Активное обучение в выс-

шей школе: контекстный подход. - М., 1991.

6. Вербицкий А.А. Концепция знаково-кон-

текстного обучения в вузе // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 33.

7. Новиков А.М. Методология образования.

- М., 2002.

8. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять

проектами. - М., 1997.

9. University of Virginia School of Continuing and

Professional Studies. - http://www.scps. virginia.edu/

10. New York University School of Continuing and Professional Studies. - http://www.scps. nyu.edu/

11. Козак Н. Корпоративный университет. // Управление компанией. - 2001. - № 12. -http://www.management.com.ua/hrm/ hrm021.html

12. Система физтеха. - http://www.abitu.ru/ f_h10mh/ university/ fsystem.html

13. Портер М. Конкуренция. - СПб., 2003.

14. Крупнов Ю.В. Зачем России образование и наука? - http://uncle.h12. ru/5/ 74_1.html

15. Шинкевич А.М. Совершенствование институциональной системы инновационного развития регионального промышленного комплекса (на примере Республики Татарстан). - Казань, 2005. - С. 31.

16. Садовничий В.А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России: университетские округа // Университетское управление: практика и анализ. - 2000. - № 2(13).

17. Шукшунов В. Национальным становись! // Поиск. - 2006, январь.

Р. СТРОНГИН, ректор С. ГУРБАТОВ, проректор по развитию А. ПЕТРОВ, проректор по учебной работе

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

В современных условиях задача интеграции науки, образования и инновационной деятельности рассматривается как один из решающих факторов развития общества, основанного на знаниях. Ее акту-

Интеграция как путь повышения качества и востребованности образования

альность отмечается и в Послании Президента РФ Федеральному собранию, где прямо отмечается необходимость «дальше интегрировать образование и научную деятельность. Развитие вузовской науки и круп-

ных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей ». В существующих российских условиях решение задачи интеграции образования и науки означает налаживание эффективного и устойчивого взаимодействия университетов с исследовательскими институтами Российской академии наук, с исследовательскими центрами отраслевой направленности, а также с предприятиями, выпускающими наукоемкую и высокотехнологичную продукцию.

Возможный подход к достижению обозначенной цели может состоять в административном объединении (присоединении, слиянии) исследовательских институтов и университетов. Например, ставится вопрос о присоединении институтов РАН к университетам или о создании университетов в системе РАН.

В Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского, отмечающем в этом году свое 90-летие1, был реализован другой подход - создание институционально интегрированной научнообразовательной структуры [1]. Опыт работы показал, что крупный университет может играть роль сетевого интегратора в регионе, при этом она не ограничивается только взаимодействием с научными учреждениями и промышленными предприятиями.

Цель статьи - дать описание системы подготовки широко образованных и востребованных специалистов в рамках научнообразовательной структуры, включающей в себя университет исследовательского типа и крупные разнопрофильные академические институты, в которой университет играет роль образовательного, научного и культурного интегратора.

Общая схема интегрирующей роли университета

В настоящее время Нижегородский университет является центром сетевой интег-

1 См.: Хохлов А.Ф. Университет, рожденный трижды. - Н. Новгород, 1998.

рации в регионе. Схематически взаимодействие университета с разными структурами изображено на рис. 1.

Сам по себе университет - это сложная структура, включающая факультеты, НИИ, научно-образовательные центры, институт аспирантуры и докторантуры и систему диссертационных советов, центры коллективного пользования, инновационно-технологический центр, центр довузовской подготовки, факультет повышения квалификации. Наряду с горизонтальными связями внутри университета, все эти структуры и университет в целом имеют множественные связи с внешними организациями.

Нижегородский госуниверситет представляет собой крупнейший учебно-научный комплекс, имеющий все необходимое для подготовки исследователей. В его состав входят: 19 факультетов, 134 кафедры, 6 научно-исследовательских институтов, ряд образовательных и научных центров, в том числе инновационно-технологический центр, научно-исследовательский и образовательный центр сканирующей зон-довой микроскопии, Нижегородский региональный центр информатизации.

В официальных рейтингах университет стабильно находится в десятке лучших университетов России. В ННГУ учится более 30 000 студентов и слушателей, 1100 аспирантов и докторантов. Научно-педагогическую работу ведут более 300 докторов наук, более 1000 кандидатов наук, 17 действительных членов и членов-корреспон-дентов РАН, 23 заслуженных деятеля науки Российской Федерации, 44 лауреата Государственной премии, премий Правительства и премий Президента РФ, 37 лауреатов премии Н. Новгорода, 77 почетных работников высшего профессионального образования РФ, 18 заслуженных работников высшей школы.

Активное участие вуза в решении актуальных научно-технических задач привело к формированию в структуре университета крупных научно-исследовательских ин-

Практика модернизации

Механизм -» Договоры ( Целевая подготовка + Совместная деятельность)

Рис. 1. Университет как интегратор в обществе знаний

ститутов. Нижегородские институты РАН

- Институт прикладной физики, Институт физики микроструктур, Институт химии высокочистых веществ, Институт металлоорганической химии - «генетически» связаны с университетом: все они в свое время сформировались на основе лабораторий ННГУ и его НИИ, имеют постоянную кадровую поддержку со стороны университета. В настоящее время подавляющее большинство научных сотрудников этих институтов составляют выпускники ННГУ. В свою очередь, свыше 70 ведущих научных сотрудников институтов РАН в настоящее время преподают в Нижегородском государственном университете, а все директора институтов являются заведующими кафедрами.

Сети взаимодействия университета включают органы государственной власти и их структуры, муниципальные органы, академические и отраслевые институты, промышленные предприятия и наукоемкие фирмы, вузы, школы и техникумы, организации культуры. Университетская сеть развернута на всей территории Нижегородской области. По ряду международных проектов и программ, в частности в области информационных и коммуникационных технологий, Нижегородский университет является интегратором в Приволжском федеральном округе.

Сетевая интеграция выстраивает цепочку «школа - университет - потребитель », обеспечивающую контроль качества на каждом элементе с учетом интересов потребителя. Важно отметить, что она же служит основой для реализации принципа «образование через всю жизнь », который позволяет мобильно решать вопросы подготовки кадров в динамично развивающемся обществе.

Взаимодействие со школами

Качество выпускников вуза, несомненно, зависит от уровня подготовки абитуриентов, от их мотивации к учебе и, конечно, от их способностей. Поэтому университет

уделяет очень большое внимание индивидуальной работе с потенциальными студентами, т.е. с учащимися школ региона.

В свою очередь, для учреждений среднего образования их взаимодействие с высшими учебными заведениями является весьма значимым не только в плане профориентации школьников, выявления наиболее талантливых и одаренных детей, но и в смысле получения учебно-методической поддержки со стороны вуза, повышения квалификации учителей и т.п.

ННГУ имеет более 80 базовых школ города и области. Однако в последнее время появились качественно новые, нетрадиционные формы его взаимодействия со школами. Университет стал инициатором и распространителем инновационного опыта, а также центром его совершенствования.

На протяжении последних 10 лет здесь складывалась и в настоящее время успешно функционирует система непрерывного многоступенчатого профессионального образования, включающая в себя программу профессионально ориентированного обучения в 10-11 классах общеобразовательной школы, программу среднего профессионального образования (профильного высшему), реализуемую на базе университета, и образовательную программу высшего профессионального образования, реализуемую в университете в сокращенные сроки по дневной или заочной формам обучения.

В настоящее время в систему непрерывного многоступенчатого профессионального образования вовлечены более 20 школ города и области. Программы среднего профессионального образования действуют по специальностям:правоохранительная деятельность, правоведение, экономика и бухгалтерский учет (в машиностроении), менеджмент (в машиностроении), маркетинг (в машиностроении), финансы (в сфере кредитно-денежного обращения). Идет подготовка к организации аналогичного взаимодействия по специальностям среднего профессионального образования (издательское дело, иностранный язык, туризм, реклама).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На протяжении многих лет ННГУ является базовым вузом для проведения областных олимпиад школьников, на сегодняшний день - по 13 предметам (всего в области олимпиады проводятся по 21 предмету). Три года подряд (в 2003, 2004,

2005 гг.) здесь проходил Всероссийский (заключительный) этап олимпиады школьников по литературе, русскому языку, математике. Такие высокопрофессиональные масштабные мероприятия, безусловно, способствуют становлению «профессиональных сообществ».

На базе университета также проходят следующие творческие олимпиады:

• «Т аланты земли Нижегородской » для сельских школьников - совместно с Министерством образования и науки Нижегородской области и Информационнорекламным агентством «Биржа плюс » (по 8 предметам);

• «Будущие исследователи » - совместно с Министерством образования и науки Нижегородской области, Институтом прикладной физики РАН, Институтом физики микроструктур РАН, Институтом химии высокочистых веществ РАН, Институтом металлоорганической химии им. Г.А. Разуваева РАН (по физике, химии, математике);

• «Знатокрусской словесности и истории » - совместно с Министерством образования и науки Нижегородской области (по русскому языку, литературе, истории).

Взаимодействие с органами государственной власти

Сотрудничество с региональными органами государственной власти и управления, муниципальными органами региона разворачивается в нескольких направлениях: подготовка и переподготовка кадров для государственных муниципальных структур, повышение их квалификации, проведение научных исследований социальноэкономических процессов в регионе, экспертиза и участие в подготовке решений государственных и муниципальных органов

через различного рода советы при админи-страцияхи др. Параметры взаимодействия с администрацией Нижегородской области определяются успешно реализуемым на протяжении многих лет договором о сотрудничестве в области образования, науки, подготовки и переподготовки кадров. В рамках «Программы развития государственной гражданской службы Нижегородской области на период 2006-2010 годы», утвержденной правительством Нижегородской области в марте 2006 г. осуществляется подготовка резерва кадров для аппарата органов государственного управления и местного самоуправления

Отметим также, что в интересах области университетом был проведен ряд научных исследований, в частности демографических процессов, состояния и динамики преступности, девиантного поведения молодежи и др.

Взаимодействие с органами государственной власти включает также целевую подготовку специалистов для прокуратуры, судебной системы, ГУВД, налоговой службы, МИД, таможенной службы, Госбанка и других ведомств и учреждений. Нижегородский государственный университет, пожалуй, единственный из региональных вузов, имеющий договор с Министерством иностранных дел РФ о подготовке кадров для младшего дипломатического состава структур МИД (на факультете международных отношений).

В соответствии с договором о сотрудничестве с прокуратурой области осуществляется программа ранней профессионализации студентов юридического факультета, предусматривающая формирование группы студентов, включенных в резерв кадров прокуратуры. Кроме того, для работников прокуратуры организуются ежегодные курсы повышения квалификации, около 40 сотрудников обучаются в заочной аспирантуре или являются соискателями.

Одним из ключевых моментов такой системной интеграции стало непосредствен-

ное участие руководителей различных государственных и муниципальных структур не только в преподавательской, но и в организаторской деятельности университета, в том числе на должностях заведующих кафедрами университета. Так, кафедрой «Банки и банковское дело» заведует председатель Нижегородского отделения Центробанка России, кафедрой «Системы налогообложения» - руководитель Нижегородского отделения управления ФНС.

Подобная интеграция позволяет вести целенаправленную профессиональную подготовку студентов и выпускать специалистов, уже со студенческой скамьи четко ориентированных на конкретный вид практической деятельности. Помимо этого появилась возможность перейти к этапу создания соответствующихнаучно-образовательных центров, организовать обучение по более чем двум десяткам прикладных (практически ориентированных) программ и т.п.

Важнейшая сторона деятельности университета - участие в решении задач, стоящих перед органами государственной власти. Так, в рамках договора с Управлением Министерства по налогам и сборам по Нижегородской области о совместной работе по электронным формам сдачи налоговых деклараций обучение применению электронной подписи прошли 223 человека (Нижегородская, Владимирская, Костромская, Ульяновская области, Марийская, Чувашская, Мордовская республики).

Взаимодействие с институтами РАН

Интеграционные процессы между Нижегородским университетом и нижегородской академической наукой никогда не ослабевали и не прекращались, находя свое выражение в конкретных формах научнообразовательной деятельности. В рамках федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки» при участии Нижегородского госуниверси-тета в 1997 г. были созданы шесть учебно-

научных центров по физике, радиофизике, химии, механике, информационным технологиям. В 2000 г. на основе этих центров был создан Нижегородский объединенный учебно-научный центр университета и институтов РАН (ОУНЦ), включающий ННГУ им. Н.И. Лобачевского и четыре академических института. В 2001 г. был подписан договор простого товарищества о создании и деятельности объединенного учебно-научного центра, который включил ННГУ и вышеперечисленные институты РАН. Более подробно о структуре ОУНЦ будет рассказано ниже.

Взаимодействие с НИИ и предприятиями

Университет уделяет большое внимание взаимодействию с НИИ прикладного профиля и с предприятиями высокотехнологичных отраслей промышленности. Эта работа ведется на основе договоров, а с крупными предприятиями - генеральных соглашений, предусматривающих сотрудничество в области научных исследований и подготовки кадров.

В этих соглашениях оговаривается использование научно-технического и инновационного потенциала университета в перспективных разработках НИИ, совместное участие в выполнении актуальных проектов, целевая подготовка и отбор молодых специалистов - выпускников университета для работы в НИИ, повышение квалификации инженерно-технических кадров НИИ, а также подготовка научных кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре университета, проведение стажировок преподавателей университета в НИИ на основе ежегодно составляемых планов, участие в научно-технических выставках, конференциях и других мероприятиях, реализация различных маркетинговых мероприятий, в частности выпуск совместных научно-технических и рекламных материалов. В соглашениях предусмотрено, что университет привлекает к подготовке кадров для НИИ специалистов из ин-

ститутов РАН, входящих в ОУНЦ. Стороны совместно формируют контингент студентов для целевой подготовки и контингент специалистов для ускоренной подготовки и переподготовки по профилю работы и деятельности НИИ, обеспечивают функционирование филиалов кафедр университета в НИИ, разрабатывают программы обучения. Отдельные пункты соглашения касаются назначения студентам университета стипендий за счет средств НИИ.

Значительный масштаб обрело образовательное и научное сотрудничество ННГУ с новыми российскими компаниями, представляющими известные западные фирмы (Intel, IBM, Microsoft, Motorola и др.). На конгрессе по супервычислениям (США,

2005 г.) Нижегородский университет назван в числе 10 университетов мира, с которыми активно сотрудничает крупнейшая IT-компания Microsoft. Сотрудники нашего вуза получили один из четырех (для Европы) грантов, выделенныхкомпанией IBM на проведение исследований в области параллельных вычислений. Компания Intel в целях развития совместной учебно-научной деятельности передала ННГУ первый в Европе класс компьютеров на основе двухъядерных процессоров. Дополнительное оборудование вывело вычислительную систему ННГУ в число 10 лучших в рейтинге высокопроизводительных компьютерных систем науки и образования стран СНГ. В

2006 г. ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского получил почетный диплом «В признание выдающегося вклада в подготовку кадров высшей квалификации в области информа-ционныхтехнологий» (всего таким дипломом награждены три российских вуза).

Всё большую актуальность приобретает участие работодателей в формировании учебных планов подготовки специалистов через дисциплины национально-регионального компонента. В Нижегородском гос-университете эта задача решается путем включения представителей академических и отраслевых НИИ, руководителей госструктур в ученые советы факультетов. Они

также активно участвуют в государственной аттестации выпускников, являясь членами государственных аттестационных комиссий. Это ведущие ученые и специалисты промышленных предприятий, научноисследовательских институтов, институтов РАН, учреждений культуры, банков, Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, Федерального казначейства, Министерства финансов РФ по Нижегородской области, Федеральной палаты адвокатов по Нижегородской области, Нижегородского областного суда, Прокуратуры Нижегородской области, пенсионных фондов, Управления имущественных отношений, областного Законодательного собрания и др.

Большую роль во взаимодействии университета с предприятиями играет Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей. В работе с научно-образовательными структурами Нижегородской области она исходит из того, что без подготовки кадров всех уровней - высшего звена, среднего звена и кадров рабочих профессий - решение задач «Программы деятельности НАПП на 2003-2007 гг.» практически неосуществимо.

Нижегородский ОУНЦ университета и институтов РАН

Нижегородский объединенный УНЦ университета и институтов РАН включает в себя

16 учреждений и организаций Министерства образования и науки РФ, РАН и агентства РФ по атомной энергии (РФЯЦ-ВНИИЭФ). Его структура представлена на рис. 2.

Многолетнее прочное сотрудничество с ведущими научными центрами Нижнего Новгорода и области в рамках ОУНЦ позволило создать эффективную систему подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям наук.

Отметим основные преимущества, которые дает создание учебно-научного центра университета и институтов РАН для подготовки специалистов-исследователей.

Нижегородский объединенный учебно -научный Рис. 2

центр университета и институтов РАН

Базовый факультет ННГУ в ИПФ РАН; 4 базовые кафедры и 12 филиалов кафед р в институтах РАН Базовые лаборатории институтов РАН в университете Центры коллективного пользования уникальным оборудованием Подготовка кадров высшей квалификации, совместная работа в 10 до кторских диссертационных советах

• Существенно более широкое привлечение научных работников академических институтов к руководству курсовыми, дипломными работами, бакалаврскими и магистерскими диссертациями.

• Привлечение студентов к исследовательским работам в рамках реальных научных проектов, тем, грантов, выполняемых совместно учеными ННГУ и институтов РАН. Свыше 200 докторов и кандидатов наук из научных институтов осуществляют руководство научными работами студентов, постановку новых лабораторных работ как на базе самих институтов, так и непосредственно в вузах.

• Обеспечение совместной работы с использованием современных дорогостоящих приборов. В 2005 г. в рамках федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» участники УНЦ выиграли грант на создание центра коллективного пользования «Волновые и квантовые технологии».

В 2006 г. совместно с институтами РАН

и отраслевыми НИИ разработан ряд направлений инновационной образовательной программы вуза в приоритетной для страны и региона области - создании и применении информационно-телекоммуникационных систем (ИТС). Программа нацелена на повышение качества и увеличение масштабов подготовки специалистов в области ИТС на основе интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности. Для ее реализации предполагается создание новой структуры - образовательно-научного центра «Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение» (ОНЦ ИТС ФОиМО). Разработаны научные, образовательные и научно-производственные основания различных направлений его деятельности.

Модель ОНЦ ИТС ФОиМО участвовала в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

Нижегородский государственный уни-

верситет вошел в число 17 победителей конкурса.

Подготовка исследователей в «Высшей школе общей и прикладной физики»

Опишем работу одного из УНЦ, представляющего предельную степень интеграции. Учебно-научный центр «Высшая школа общей и прикладной физики» (УНЦ «ВШ ОПФ ») организован в 1997 г. в рамках Федеральной целевой программы «Интеграция» для поддержки и дальнейшего развития успешно проявившей себя высокоэффективной формы интеграции фундаментальной науки и высшего образования

- факультета «Высшая школа общей и прикладной физики» (ВШ ОПФ) ННГУ, являющегося базовым факультетом Института прикладной физики РАН (ИПФ РАН) и Института физики микроструктур РАН (ИФМ РАН).

Организация УНЦ «ВШ ОПФ» явилась логическим продолжением деятельности факультета ВШ ОПФ, созданного в 1991 г. по предложению ИПФ РАН и ННГУ с целью подготовки кадров высшей квалификации для фундаментальной и прикладной физики. ВШ ОПФ существует на правах факультета ННГУ, но территориально размещен на базе ИПФ РАН и использует аудиторную, лабораторную и информационно-вычислительную базу академических научных центров ИПФ РАН и ИФМ РАН. Существенным отличием обучения в ВШ ОПФ от обучения на «традиционных» факультетах является переход от массовой подготовки специалистов к «штучной » подготовке, что можно обеспечить только при небольшом наборе - 25 человек в год. Самое ценное в подготовке будущих профессионалов в науке - проведение лекционных и практических занятий эффективно работающими научными сотрудниками. В этом состоит другая важнейшая особенность подготовки физиков в ВШ ОПФ. Факультет практически не имеет штатных преподавателей, все занятия ведут работающие

по совместительству сотрудники институтов ИПФ РАН, ИФМ РАН и персонально приглашенные преподаватели других факультетов ННГУ. В обучении примерно 100 студентов принимают участие два академика РАН, один член.-корр. РАН, около 20 докторов и свыше 30 кандидатов наук.

Система обучения в ВШ ОПФ является дальнейшим развитием хорошо известной системы Физтеха, отличаясь от последней предельной степенью интеграции образовательного процесса с академической наукой и упором на индивидуальный характер обучения. Важно отметить, что достигаемое при этом погружение студентов в атмосферу научного института начиная с младших курсов важно не только с точки зрения качества подготовки: приобщение к взаимоотношениям, возникающим в научном коллективе, само по себе является сильнейшим фактором привлечения молодежи в науку.

Каждый студент факультета имеет личного наставника - сотрудника ИПФ. Общую подготовку обеспечивают лучшие преподаватели многих факультетов университета; специальные практикумы на уникальном оборудовании проводятся научными сотрудниками ИПФ, а также Института физики микроструктур РАН.

В УНЦ «ВШ ОПФ» сложилась система материальной поддержки талантливой научной молодежи. Все успевающие студенты 1-4-го курсов факультета получают надбавки к государственной стипендии за счет спонсорской поддержки сотрудничающего с ИПФ РАН научно-производственного предприятия «ГИКОМ». Студенты 56-го курсов, выполняющие дипломные работы на соискание степени магистра, зачисляются на оплачиваемые должности в подразделения своих научных руководителей. Финансовая поддержка будущих физиков осуществляется также за счет выигранных грантов.

Высокое качество подготовки в ВШ ОПФ подтверждается многими наградами, которые студенты факультета ежегодно

получают на всероссийских олимпиадах по физике и математике. Выпускники факультета неоднократно награждались медалями РАН для молодых ученых, а в 2003 г. были удостоены Государственной премии РФ для молодых ученых за выдающиеся работы в области науки и техники.

Подготовка исследователей на базовых кафедрах университета в институтах РАН и базовых лабораториях институтов РАН в ННГУ

Все базовые кафедры университета являются межфакультетскими. Так, базовая кафедра ННГУ в ИФМ РАН «Физика наноструктур и наноэлектроника » ведет подготовку студентов радиофизического, физического факультетов и ВШ ОПФ; базовая кафедра ННГУ в ИХВВ РАН «Химия высокочистых веществ » - студентов химического и физического факультетов; базовая кафедра ННГУ в ИПФ РАН «Нейробиология и нейродинамика» - студентов биологического и радиофизического факультетов. Как правило, при этом симметрично создаются базовые лаборатории институтов РАН в ННГУ.

Первой была организована базовая кафедра в ИФМ РАН «Физика наноструктур и наноэлектроника» [2] . Ее созданию предшествовала 15-летняя история развития филиала кафедры электроники ННГУ в ИФМ РАН и становление специализации физики твердого тела на радиофизическом факультете. Специализация в филиале кафедры электроники осуществлялась силами совместителей - сотрудников ИФМ РАН. Так задолго до объявления ФЦП «Интеграция» началась реальная интеграция ННГУ и ИФМ РАН. Новой ступенью в развитии интеграционного процесса ННГУ и ИФМ РАН явилось одновременное создание в 2004 г. межфакультетской базовой кафедры ННГУ «Физика наноструктур и наноэлектроника» в ИФМ РАН и базовой лаборатории «Физика наноструктур и наноэлектроника» ИФМ РАН в ННГУ.

Поскольку институт пополняет кадровый резерв с трех физических факультетов, базовую кафедру создавали как межфа-культетскую.

Целями базовой кафедры являются:

■ подготовка высококлассных специалистов для ИФМ РАН и ННГУ в области нанофизики и твердотельных нанотехнологий;

■ единый уровень образования в области нанофизики и твердотельных нанотехнологий для студентов трех факультетов, специализирующихся в указанном направлении;

■ привлечение студентов к исследовательской работе на современной экспериментальной и технологической базе;

■ вовлечение в совместные исследования ученых ИФМ РАН и ННГУ.

Зачисляемые на базовую кафедру студенты остаются на своих факультетах и кафедрах, где они получают «федеральную » составляющую выбранной специальности. Обучаясь на базовой кафедре по индивидуальным учебным планам, студенты специализируются в области физики наноструктур.

В 2004-2005 учебном году на базовой кафедре обучалось более 40 студентов 36-х курсов трех факультетов ННГУ. К процессу обучения были привлечены 29 человек профессорско-преподавательского и вспомогательного состава (все - сотрудники ИФМ), в том числе 8 докторов и 12 кандидатов физ.-мат. наук. Более 30 научных сотрудников ИФМ РАН руководили курсовыми и дипломными работами студентов. В феврале 2005 г. заработал регулярный еженедельный научный семинар для студентов и аспирантов базовой кафедры и ИФМ РАН. Все студенты базовой кафедры 4-6-х курсов были зачислены на оплачиваемые должности в ИФМ РАН.

Три факультета и институт значительно удалены друг от друга, в этих условиях важную роль играет регулярно обновляемый сайт кафедры (http://www.nano. ппоу. ги), где можно найти порядок зачисления

на кафедру, учебный план и расписание занятий, содержание курсов лекций и личные страницы преподавателей, презентации выступлений на студенческом семинаре, объявления.

Лаборатории фирм высоких технологий в университете

Растущие возможности информационных технологий обязывают вуз строить учебный процесс на основе долгосрочных партнерских отношений с П-профессионалами. Как показывает практика, учебно-научное взаимодействие ННГУ с предприятиями из сектора высокихтехнологий может быть одним из важнейших факторов формирования регионального рынка труда в соответствующих областях деятельности. Ниже мы рассмотрим взаимодействие университета с Нижегородскими подразделениями 1Т-фирм, местными 1Т-компаниями, которое имеет заметную тенденцию к росту, оказывается серьезным подспорьем в подготовке кадров в области информационных технологий и в смежных областях. На рис. 3 показаны сети взаимодействия факультетов ННГУ с фирмами высоких технологий и обучающими центрами.

Лаборатории фирмы Intel

В Нижнем Новгороде сформировались достаточно большие научно-производственные лаборатории и региональные маркетинговые структуры известной международной компании 1п^е1. Рассмотрим опыт сотрудничества ННГУ с этой фирмой. Речь идет как о заказах на научные исследования, так и о безвозмездной поставке дорогого и эффективного оборудования. Компания выделяет средства и призы для проведения на базе университета студенческих и школьных олимпиад и конкурсов по информатике и компьютерному делу, способствуя профессиональной ориентации молодежи, привлечению ее в перспективную сферу деятельности.

Один из последних совместных проектов - организация на базе факультета по-

вышения квалификации ННГУ семестрового курса в области современных информационных технологий для преподавателей региональных вузов. Этот проект, получивший название «Виртуоз» и охвативший ряд преподавателей из российских и украинских вузов, финансируется также и другими международными компаниями. Добавим к этому, что при поддержке и на средства Intel в ННГУ порядка трех тысяч учителей школ Нижегородской области прошли курсы повышения квалификации в области информационных технологий (в рамках совместной программы «Обучение для будущего » Минобразования РФ и компании Intel). Все эти работы выполнялись на основе соответствующих договоров сторон.

В рамках соглашения о долговременном сотрудничестве с фирмой Intel создаются совместные лаборатории. К примеру, на радиофизическом факультете действует базовая учебно-научная лаборатория компании по тематике беспроводных технологий, а на факультете вычислительной математики и кибернетики — аналогичная лаборатория в области информационных технологий. Деятельность лаборатории информационных технологий Интел направлена на решение комплексной проблемы формирования в ННГУ стабильной системы подготовки высококвалифицированных специалистов в области современных компьютерных технологий (с учетом рекомендаций Computing Curricula 2001 Международных организаций IEEE-CS и ACM) для предприятий и организаций информационной индустрии.

Стратегическим направлением деятельности лаборатории физических основ и технологий беспроводной связи является интеграция телекоммуникационных и компьютерных технологий. Примером интегрирующей роли университета является создание в 2005 г. лаборатории «Центр компетенции по беспроводным технологиям». Целью этой лаборатории является продвижение новых беспроводных технологий как для российских производителей радио-

Образование и исследования на базе лидирующих мировых и отечествен

информационных платформ

Радиофизический факультет

Региональный учебный центр информационных технологий National Instruments

Центр безопасности информационных систем

Центр превосходства и лаборатория л беспроводных средств связи (Wi-Fi)

Корпорация National Instruments

Центр «Атлас», компании «КриптоПро», «СКБ Контур»

Факультет вычислительной математики и кибернетики

Лаборатория новых информационных технологий

Центр моделирования на параллельных системах

Центр «Обучение для будущего»

Центр Образовательной Академии компании Microsoft

Лаборатория автоматизации _______проектирования________

Центр Сетевой Академии компании __________Cisco Systems__________

Центр геоинформационных технологий

Корпорация Intel

Компания «Пограмбанк» Корпорация Inter Systems

Компания

«БрокерКредитСервис»

ВЦ РАН (Москва) ИПФ РАН Ж.Новгород)

Корпорация 1ВМ

Microsoft

£ НИИИС им. Ю.Е.Седакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компания Телма (партнер компании Motorola Inc)

Общество слабовидящих «КАМЕРАТА»

Cisco Systems

intel

Финансовый факул

Центр биржевых ог

Лаборатория информ банковских сис

Окружной ресурс центр информатиз

Центр компетенци

Лаборатория моби ______средств связ

Тифлоинформационн _____(ослабленное зр

НИИ ПМК ННГУ

Рис.3. Лаборатории фирм высоких технологий и обучающие центры в ННГУ

26 Высшее образование в России • № 11, 2006

электронного оборудования систем связи, так и для поставщиков телекоммуникационных услуг, а также дальнейшее развитие сотрудничества ННГУ с предприятиями радиоэлектронной промышленности. В функции Центра входит проведение научно-исследовательских работ в области WiMAX и других перспективных систем передачи и обработки информации в интересах компании Intel и других заказчиков; разработка и внедрение в учебный процесс, обеспечиваемый радиофизическим факультетом, новых спецкурсов и лабораторных работ; подготовка и повышение квалификации специалистов в интересах производителей оборудования WiMAX и операторских компаний.

Важной инновационной формой подготовки, используемой в лабораториях, является организация и проведение при поддержке компании Intel молодежных школ и семинаров-практикумов для привлечения способной молодежи из числа студентов и молодых специалистов из разных городов России и ближнего зарубежья. Для этих новых форм характерно сочетание интенсивной образовательной подготовки с выполнением практических заданий в рамках научно-технических проектов.

Лаборатории фирмы «Тэлма»

Приведем пример взаимодействия университета с отечественными компаниями, работающими в области высоких технологий. Фирма «Тэлма», специализирующаяся на разработке программного обеспечения для разных видов мобильных устройств, входит в число крупнейших IT-компаний России как поставщик IT-решений для мобильных устройств. Программное обеспечение, разработанное и протестированное инженерами фирмы, используется практически во всех последних моделях сотовых телефонов Motorola, в мультимедийных телефонах третьего поколения, в карманных компьютерах и PDA. В 2003 г. «Тэлма» первой в России была аттестована на 5-й (высший) уровень по классифика-

ции СММ (Capability Maturity Model), разработанной американским институтом SEI (Software Engineering Institute, Carnegie Mellon University). В «Тэлме » имеется необходимое профессиональное оборудование для разработки, тестирования и интегрирования приложений для мобильных устройств, а коллектив «Тэлмы» обладает достаточно высоким интеллектуальным потенциалом для анализа и дизайна, разработки и внедрения инновационных программных решений.

Уже несколько лет ННГУ тесно сотрудничает с фирмой «Тэлма » по новым углубленным программам подготовки кадров. Успешные результаты реализации первого этапа взаимодействия привели к пониманию необходимости создания специализированных межфакультетских лабораторий на факультете ВМК и радиофизическом факультете. Так, в лаборатории разработки и тестирования программно-аппаратных средств для мобильных устройств предусмотрено выполнение лабораторных работ студентами радиофизического факультета (полная программа) и факультета вычислительной математики и кибернетики (сокращенная программа), а в соответствующей лаборатории факультета ВМК большее внимание уделяется программным средствам. Таким образом, плодотворное сотрудничество с лидером российской IT-индустрии позволяет университету организовать учебный процесс на самом высоком уровне и обеспечить студентам доступ к новейшим достижениям информационных технологий.

Региональный учебный «Центр технологий National Instruments»

Интегрирующую роль университета в обучении компьютерным измерительным технологиям мы рассмотрим на примере регионального учебного «Центра технологий National Instruments». Он был создан в 2005 г. в рамках сотрудничества между Нижегородским государственным университетом им. Н.И.Лобачевского и корпора-

цией National Instruments. Центр предназначен для совершенствования образования студентов и аспирантов, а также для переподготовки преподавателей и специалистов в области современных компьютерных измерительных технологий.

В Центре разрабатывается программа обучения программному комплексу LabVIEW и другим технологиям виртуальных приборов, аппаратному обеспечению National Instruments. Курс по изучению программирования на LabVIEW и технологий виртуальных приборов National Instruments включен в программу обучения студентов начальных курсов естественно-научных специальностей ННГУ. Обучение студентов старших курсов и аспирантов осуществляется по индивидуальным учебным планам, утвержденным в установленном порядке.

Центр также проводит учебные занятия по программированию на LabVIEW и технологиям National Instruments для студентов других вузов и в форме повышения квалификации (переподготовки) - для преподавателей вузов и специалистов промышленных предприятий (НИИ) Приволжского федерального округа. Таким образом, он обеспечивает обучение не менее 200 студентов ННГУ и не менее 50 студентов из вузов Приволжского федерального округа в год. Обучение осуществляется на основе базовой лаборатории на 10 рабочих мест, объе-диненныхв локальную компьютерную сеть с выходом в Интернет.

Интеграция вузов и академических институтов, тесное взаимодействие университета с госструктурами, отраслевыми НИИ, высокотехнологичными фирмами позволили поднять подготовку специалистов-ис-следователей на качественно новый уро-

вень. Свидетельством тому служат достижения студентов ННГУ, ежегодно добивающихся призовых мест на всероссийских олимпиадах. В 2005 г. они заняли 11 призовых мест на всероссийских олимпиадах по физике, математике, культурологии, истории, маркетингу, в том числе 5 первых мест. Студенческие команды университета систематически выходят в финал чемпионатов мира по программированию. Медалями Министерства образования и науки «За лучшую научную студенческую работу» и медалями Российской академии наук для студентов вузов награждены 7 студентов нашего вуза. Руководителями работ студентов, получивших медали, являются как преподаватели ННГУ, так и сотрудники академических институтов.

Интеграция, опыт масштабного развития которой коротко представлен выше, позволяет работодателям действенно участвовать в формировании и оснащении программ обучения, закладывать в условия специализации свои технологические «платформы», активно знакомиться с будущими выпускниками, привлекая их для прохождения практики и участия в проектах по своей проблематике. Одновременно студенты вуза получают возможность включиться в работу передовых коллективов и проявить себя.

Литература

1. Стронгин Р.Г., Максимов Г.А. Интеграция

образования и науки. Опыт Нижегородского университета. - Н. Новгород, 2005.

2. Гурбатов С.Н., Красильник З.Ф. Межфа-

культетская базовая кафедра «Физика наноструктур и наноэлектроника» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Сер. Инновации в образовании. - 2005. - Вып. 1(6).

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.