УДК 738.035.6
ПОДГОТОВКА НАСТАВНИКОВ
КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ УЧИЛИЩ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
TRAINING OF TEACHERS OF HIGHER CIVIL AVIATION SCHOOL STUDENTS
FOR PATRIOTIC EDUCATION
В. М. Бельский V. M. Belskiy
ФГОУВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации»,
г. Ульяновск
Аннотация. В статье раскрываются содержание, формы и методы подготовки наставников курсантов авиационных училищ гражданской авиации к патриотическому воспитанию.
Abstract. The article reveals the content, forms and methods of the research work in the field of training of teachers of Higher Civil Aviation School students for patriotic education.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, подготовка,
компетентность, спецкурс.
Keywords: patriotism, patriotic education, training, competence, special course.
Актуальность исследуемой проблемы. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы» подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. Патриотическое воспитание выступает составной частью целостного учебновоспитательного процесса образовательного учреждения, в том числе и высшего авиационного училища гражданской авиации. Организаторами этого процесса выступают наставники курсантов - преподавательский и летно-инструкторский состав, руководители структурных подразделений, начальники курсов и кураторы учебных групп училища.
Как показывает анализ работы училищ гражданской авиации, многие наставники курсантов испытывают определенные трудности в воспитании патриотических качеств у своих подчиненных. В связи с этим возникает проблема поиска оптимальных путей подготовки наставников к патриотическому воспитанию курсантов.
Целью исследования стало теоретическое и экспериментальное обоснование эффективных путей подготовки наставников к патриотическому воспитанию курсантов-авиаторов в процессе профессиональной подготовки.
Материал и методика исследований. Исследование проводилось в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации. В нем приняли участие 95 курсантов, 42 наставника курсантов (преподаватели, инструктора, кураторы,
руководители структурных подразделений). В основу исследований были положены Концепция и Программа патриотического воспитания курсантов. Результативность подготовленности наставников курсантов к патриотическому воспитанию проверялась с использованием диагностических методов: наблюдения, анкетирования, тестирования.
Результаты исследований и их обсуждение. В своей работе мы исходили из того, что патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная работа по формированию у курсантов высокопатриотического сознания, убеждений, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотизм - это одно из высших чувств, которое проявляется уже в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной и духовно-нравственной сфере жизни. Патриотизм - самое глубинное осознание своей родственности с Отчизной, ускоренностью в ее бытии, это целостное и потому неискоренимое отношение к Родине. Патриотизм проявляется в любви к Земле, на которой родился, к людям, среди которых вырос, языке, на котором с детства говорил, к национальным традициям и обычаям, героическому прошлому Отечества. Неслучайно русский философ И. А. Ильин назвал любовь к Отечеству «творческим актом духовного самоопределения». Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками личности, осуществляемыми на благо Отечества.
Ядром патриотического воспитания выступают: гражданское образование и воспитание, подготовка подрастающего поколения к сознательной деятельности в качестве полноправных граждан России, усвоение ими идеи верховенства закона, понятия и сущности права; знание и умение пользоваться и отстаивать свои права при уважении таких же прав других людей; гражданская активность; ответственность за собственные действия; толерантное отношение к мнениям других; неприятие национальной и религиозной нетерпимости; непримиримая позиция в отношении нарушения закона, злоупотребления положением должностных лиц, коррупции и других социальных патологий. Эти идеи легли в основу патриотического воспитания курсантов училища гражданской авиации.
На констатирующем этапе исследования были выявлены уровень сформированности патриотизма курсантов первых курсов, типичные трудности наставников в патриотическом воспитании курсантов. Оказалось, что из обследованных 95 курсантов 11,0 % имеют высокий уровень сформированности патриотизма, 73,0 % -средний, 16,0 % - низкий. В то же время 74,0 % наставников имеют недостаточную теоретическую, методическую подготовленность к патриотическому воспитанию курсантов. Они слабо знают современные концепции, цель и задачи патриотического воспитания, не владеют методиками выявления уровня нравственной воспитанности курсантов, в учебном процессе слабо используют межпредметные связи, испытывают затруднения в выборе активных методов формирования патриотических качеств у курсантов в процессе профессиональной подготовки и др.
Сложившаяся ситуация была связана с тем, что многие из наставников курсантов имели техническое профильное образование и не имели педагогического образования. Только 26,0 % руководителей факультетов, кафедр, а также преподавательский состав имели практический опыт организации и проведения отдельных мероприятий по патриотическому воспитанию курсантов. В этой связи нами были разработаны
«Концепция и Программа воспитательной работы в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации». Целью названного документа является формирование компетентного специалиста, способного к самосовершенствованию и самореализации, готового в новых социально-экономических условиях организовать патриотическое воспитание курсантов, вносить ощутимый вклад в преобразование российского общества.
Для повышения теоретического, методического уровней подготовки наставников к патриотическому воспитанию курсантов нами была разработана авторская программа спецкурса «Методика организации патриотического воспитания курсантов», включающая 18 часов лекционных, 20 - практических занятий. На этих занятиях были рассмотрены следующие темы: современные концепции воспитания; сущность, задачи и содержание патриотического воспитания; специфика воспитания патриотизма и диагностика уровней ее сформированности у курсантов; передовой опыт организации патриотического воспитания курсантов авиационных вузов страны; планирование и организация патриотического воспитания; формы и методы, современные технологии патриотического воспитания курсантов и др.
В процессе чтения спецкурса наставники участвовали в руководстве социально ценной деятельностью курсантов, использовали полученные на спецкурсе знания в своей работе (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительные данные слушателей спецкурса «Методика организации патриотического воспитания курсантов»
Категория слушателей спецкурса по годам обучения
Учебный Руководители Профессорско- Начальники Летно-
год структурных преподавательски курсов и их инструкторский Всего
подразделений и состав помощники состав
2007/08 6 32 4 7 49
2008/09 4 25 1 4 34
2009/10 2 29 2 4 37
Итого: 120
Курсанты активно участвовали в проектной, научно-исследовательской работе, под руководством наставников они организовывали встречи ветеранами Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил, авиации, специалистами аварийноспасательных служб, пилотами, диспетчерами и др. Вопросы патриотического воспитания курсантов регулярно обсуждались на ученом совете вуза, вносились коррективы в организацию патриотического воспитания с учетом современных требований. Наставники вместе с курсантами организовывали и проводили мероприятия, посвященные дням воинской славы России (табл. 2).
В ходе экспериментальной работы осуществлялось отслеживание динамики изменения уровня готовности наставников к воспитанию патриотизма курсантов в процессе профессиональной подготовки. Уровень теоретической и методической готовности наставников к патриотическому воспитанию курсантов оценивался по трехбалльной системе оценок: «5» - высокий, «4» - средний, «3» - низкий. Полученные данные отражены в табл. 3. Если на начальном этапе низкий уровень готовности к патриотическому воспитанию показывали 67,0 % наставников курсантов, то на заключительном этапе исследования таких оказалось 2,0 %.
Таблица 2
Перечень мероприятий, посвященных дням воинской славы России
Дата Название
27 января День снятия блокады города Ленинграда
2 февраля День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943)
23 февраля День защитника Отечества
18 апреля День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242)
9 мая День Победы
10 июля День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709)
9 августа День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Г ангут (1714)
23 августа День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве(1943)
8 сентября День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812)
11 сентября День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790)
21 сентября День победы русских полков во главе с великим князем Д. Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380)
4 ноября День народного единства
7 ноября День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941)
1 декабря День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853)
5 декабря День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских в битве под Москвой (1941)
24 декабря День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790)
Таблица 3
Динамика изменений готовности наставников к патриотическому воспитанию курсантов (%) (2009-2010 гг.)
Уровни готовности Этапы
начальный заключительный
Высокий 10 46
Средний 23 52
Низкий 67 2
Резюме. Полученные результаты подтвердили эффективность разработанного нами спецкурса «Методика организации патриотического воспитания курсантов» в подготовке наставников курсантов авиационных училищ гражданской авиации к их патриотическому воспитанию.