НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ^
ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ В АСПИРАНТУРЕ: ПОИСК ЕДИНОГО ОРИЕНТИРА
ПОПОВА Наталья Геннадьевна - канд. социол. наук, зав. кафедрой, Институт философии и права УрО РАН. E-mail: [email protected]
БИРИЧЕВА Екатерина Вячеславовна - канд. филос. наук, ст. преподаватель, Институт философии и права УрО РАН. E-mail: [email protected]
Аннотация.. Цель данного исследования - поиск единого основания для практической реализации образовательных программ в аспирантуре нового типа. В последние годы множество исследователей обеспокоены противоречивостью новых образовательных стандартов для аспирантуры; ведутся дискуссии о внесении корректив в нормативные документы, регулирующие обучение по новым программам подготовки аспирантов. Данный критико-рефлексивный подход, безусловно, важен, однако, помимо постановки и решения вопросов о «должном », преподаватели и научные руководители вынуждены тем или иным образом реализовывать текущую версию учебного плана аспиранта «здесь и сейчас ». Поэтому необходим поиск надёжных оснований, позволяющих уверенно вести подготовку молодых учёных с учётом обновленных требований, требуются общезначимые ориентиры для понимания целей обучения в аспирантуре и, соответственно, разработка адекватной модели преподавания.
В ходе социально-философского анализа современной повседневности молодых учёных в статье рассматриваются контуры возможного практического решения задачи перестройки образовательного процесса в аспирантуре, ориентированного на повышение качества подготовки будущих учёных. Обсуждаются результаты педагогической рефлексии, основанной на данных анкетирования аспирантов по вопросам реализации новых учебных планов в аспирантуре институтов УрО РАН. В ходе теоретического осмысления ситуации и анализа эмпирических данных делается вывод о том, что хорошим ориентиром для воплощения идей новой аспирантуры может служить осознанная самореализация аспиранта как «исследователя» и «преподавателя-исследователя».
Статья представляет интерес для широкого круга читателей, в том числе социологов науки, философов, методистов и преподавателей, задействованных в подготовке аспирантов, а также для всех исследователей, неравнодушных к современным проблемам модернизации науки и высшего образования.
Ключевые слова: аспирантура, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), производство научного знания, молодой учёный, исследователь, осознанная самореализация, иностранный язык в аспирантуре, история и философия науки, итоговая аттестация аспирантов, компетентност-ный подход, УрО РАН
Для цитирования: Попова Н.Г, Биричева Е.В. Подготовка молодых учёных в аспирантуре: поиск единого ориентира // Высшее образование в России. 2017. № 208 (1). С. 5-14.
Введение
В 2014 г. в России вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении новых Федеральных государственных образовательных стандартов
высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки в аспирантуре. Изменившиеся требования к обучению в аспирантуре вызвали дискуссию ученых и преподавателей высшей школы по поводу
новых стандартов [1]. Исследователи говорят о противоречивости нормативно-правовой базы [2; 3], о концептуальной незавершённости модели новой аспирантуры [4; 5], о необходимости поиска адекватных критериев оценивания эффективности реализации изменённых программ подготовки аспирантов [6]. Осмысление данных проблем затрагивает широчайший спектр вопросов - от социальной идентичности молодёжи, поступающей в аспирантуру [7], до финансового обеспечения организаций, осуществляющих подготовку аспирантов и научно-исследовательскую работу [8-10]. Нам представляется, что комплексное решение сложившейся ситуации невозможно без осознания всеми сторонами процесса подготовки кадров высшей квалификации надёжного основания и, соответственно, вектора новой аспирантуры. Пока идут споры о том, какой аспирантура должна быть, она в том или ином виде уже существует, а научно-педагогические работники должны на практике реализовывать новые программы подготовки аспирантов. Согласно текущим нормативным документам аспирантура представляет собой третью ступень высшего образования, а успешно прошедший в ней обучение получает квалификацию «Исследователь. Преподаватель-исследователь» [1]. Тогда вопрос о том, кого мы получим на выходе из новой аспирантуры, - это вопрос выработки ориентира для понимания формулировки данной квалификации. В связи с таким ракурсом рассмотрения проблемы цель настоящего исследования заключается в попытке определить условия единства педагогического процесса, направленного на подготовку молодых учёных в современной ситуации.
Социально-философский анализ проблемы
Единое основание логично искать с учётом данности нашей ситуации в изменившихся условиях обучения аспирантов. Что
же входит в это новое «дано»? С одной стороны, необходимо учитывать специфику поступающих в аспирантуру - преимущественно молодёжи, представителей так называемого «поколения У», а в скором будущем - и «поколения Z» [11]. Это люди, активно пользующиеся цифровыми и интернет-технологиями, ориентированные в целом на здоровый образ жизни и экономное существование, имеющие «постматериальную » систему ценностей (т.е. готовые скорее вкладываться в собственное развитие, путешествовать, получать новые впечатления от различных занятий, чем приобретать вещи, машины, недвижимость). Одной из основных особенностей данного поколения является ориентация на саморазвитие и самореализацию. Это проявляется в стремлении нынешней молодёжи к поиску интересной работы, основным критерием выбора которой является не столько уровень зарплаты, сколько возможность расти и развиваться, узнавать новое и реализовывать свой потенциал. Понимание специфики современного молодого поколения, представители которого-идут в том числе и в науку, должно становиться ориентиром в плане изменения особенностей педагогического процесса в аспирантуре. Научные руководители вместе с преподавателями, ведущими базовые и вариативные дисциплины нового учебного плана аспиранта, должны способствовать раскрытию потенциала и развитию исследовательских способностей будущих учёных.
Нужно отметить, что нормативные документы, формирующие концепцию новой аспирантуры и предписывающие регламент достижения соответствующих результатов образования, демонстрируют ориентированность на эту специфику молодого поколения в совокупности с требованиями современного глобализующегося мира. Взят курс на изменение традиционного учебного плана аспиранта, который получает статус учащегося [12]. Для успешного освое-
ния программы подготовки в аспирантуре теперь необходимо не только сдать кандидатские экзамены по базовым курсам «Иностранный язык» (ИЯ) и «История и философия науки» (ИФН), но также изучить ряд дисциплин вариативной части учебного плана, по которым предусмотрены зачёты. Обязательно знакомство с основами педагогики высшей школы и прохождение педагогической практики в вузе. Учебный план строится на основании индивидуального подхода и предполагает, помимо дисциплин и собственно научного исследования, также ряд профессионально ориентированных практик. В ФГОС ВО по всем направлениям аспирантуры в пунктах 5.1-5.3 формулируются обязательные к освоению универсальные и общепрофессиональные компетенции. Данный набор компетенций очерчивает контуры образа выпускника аспирантуры, выбирающего путь «исследователя» и «преподавателя-исследователя». Интерпретируя и обобщая данный список компетенций, получаем примерно следующий «портрет» выпускника новой аспирантуры. Это исследователь, который, помимо глубокого знания проблем собственной сферы науки и подходов к их решению, обладает:
• способностью выходить на междисциплинарный уровень анализа;
• целостным системным научным мировоззрением, подразумевающим знания по иФН;
• готовностью работать в отечественном или международном коллективе учёных;
• навыками научной коммуникации на государственном и иностранном языках;
• способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личного развития;
• навыками использования в своей научной работе информационно-коммуникационных технологий;
• готовностью к преподавательской
деятельности в системе высшего образования.
Таким образом, квалификационные требования к «исследователю / преподавателю-исследователю », изложенные в стандартах, отвечают как современным тенденциям междисциплинарной и международной ориентации науки, так и образу молодого учёного нового поколения. Сама формулировка присваиваемой новой квалификации отсылает кконцепции «учёного по призванию». Современный аспирант в рам-кахтретьей ступени высшего образования приходит именно за профессиональным и личным развитием, за получением нового опыта в сферах интересной ему области знаний, преподавания в высшей школе, межличностной коммуникации в коллективе учёных на базе отечественных организаций и на международном уровне. Данные возможности как раз отличают аспирантуру от предыдущих ступеней высшего образования (бакалавриата и магистратуры), в рамках которых основной упор сделан на обучение применению осваиваемых про-фессиональныхкомпетенций и знаний (см. также [13]). Работа исследователя в значительной степени связана с изобретением нового, с производством научного знания, которым затем могли бы пользоваться члены всего общества в других видах деятельности. Поэтому аспирантура как «кузница » будущих учёных, несомненно, должна ориентироваться на помощь аспиранту в развитии собственного исследовательского потенциала в опоре на полученную в бакалавриате и магистратуре базу профессиональных знаний. Отдельного внимания заслуживает и вторая часть формулировки новой квалификации, присваиваемой по итогам освоения аспирантуры, - «преподаватель-исследователь». Это разделение, предполагающее преподавательскую составляющую, отражает институциональную специфику организации науки в России. Так, исследователь сможет вести свою деятельность в научно-исследовательских
институтах, к примеру, на базе Российской академии наук (РАН), а преподаватель-исследователь оказывается подготовленным к специфике деятельности российских вузов, где требуется совмещать научную работу и преподавание.
В связи с перечисленными обстоятельствами новые нормативные документы, на наш взгляд, как нельзя лучше создают привлекательный образ аспирантуры для поступающих, открывая возможности развития их исследовательского таланта и (или) преподавательского дара. Собственно, призвание исследователя (педагога-исследователя) и становится искомым единым основанием для обучения в аспирантуре, формируясь на пересечении реальной потребности молодого ученого в самореализации, современных вызовов развитию науки и предписаний новой нормативно-правовой базы. По обозначенным формулировкам компетенций в соотнесении с реалиями современной ситуации можно понять, что цель такого рода образования уже не может заключаться в простом углублении профессиональных знаний (см. также [14]). Глобальная цель - помочь молодым людям, идущим в аспирантуру, максимально раскрыть свои исследовательские и педагогические способности, реализовать своё призвание. Данная цель, безусловно, предполагает индивидуализированный подход[15] ¡{осуществлению аспирантами своего развития. Тогда и нацеленность дисциплин учебного плана должна быть не столько на получение знаний, сколько на углубление умений системно, методически и новаторски мыслить, включая умения грамотно и аргументированно выражать свои идеи на русском и иностранном языках.
Эмпирический анализ: Case study
Найденный нами ориентир в реализации программ дисциплин новой аспирантуры подтверждается эмпирическими данными, полученными в ходе проведённого опроса
аспирантов, обучающихся в институтах Уральского отделения РАН. По итогам освоения дисциплин базовой части учебного плана (ИФН и ИЯ), а также дисциплин вариативной части («Философские, теоретические и методологические проблемы научной деятельности», «Английский в сфере профессиональной научной коммуникации: подготовка научной статьи к публикации в рецензируемом отраслевом журнале», «Стиль и жанровые разновидности английского научного текста») в 2015-2016 учебном году было проведено анкетирование аспирантов по вопросам полезности данных курсов в плане развития тех или иных компетенций и т.д. В таблице 1 приведём ряд показателей, полученных в ходе опроса.
Респонденты отметили 100-процентную полезность изучения всех дисциплин, представленных в таблице 1,что, несомненно, свидетельствует о значимости данных курсов для личностного развития аспирантов и о безусловной необходимости преподавания данных базовых и вариативных дисциплин в рамках подготовки кадров в аспирантуре. Что касается"наиболее запомнившихся моментов" в ходе освоения философских курсов, то для аспирантов оказались весьма значимыми старания преподавателей, направленные на применение различных педагогических технологий, в частности, на организацию дискуссий, выступлений в форме докладов с презентациями, ролевых педагогических игр, работы с текстами и т.д. Аспирантам предоставляется возможность обсуждать философские проблемы жизни, научной деятельности, методологии науки, развития науки и техники, а также возможность высказать свою собственную позицию, что не может быть осуществлено в случае только лишь ведения молодым учёным научного исследования в коллективе коллег. Самостоятельность мышления, критический подход, способность к рефлексии собственной научной деятельности, навыки аргументации
Таблица 1
Результаты анкетирования аспирантов УрО РАН по итогам освоения ими дисциплин нового учебного плана в 2015-2016 учебном году
№ п/п Название дисциплины Наиболее запомнившиеся моменты Наибольшее развитие компетенций
1 ИФН Нетрадиционные формы семинарских занятий; возможность обсуждения философских проблем; возможность высказать свою позицию Представление о специфике философских проблем в истории науки; способность к философской рефлексии своей научной деятельности
2 Философские, теоретические и методологические проблемы научной деятельности Возможность обсуждения методологических проблем научных исследований; полезные практические задания на семинарах Знание философских оснований научной деятельности; умение осуществлять вы -бор научно-исследовательской стратегии и методологии исследования; навык аргументированно и последовательно обосновывать свою точку зрения
3 ИЯ Возможность реальной практики разговорного английского языка; работа с оригинальными англоязычными источниками Представление о специфике академического языкового регистра; умение читать оригинальную англоязычную литературу в своей области без словаря; умение извлекать информацию из специализированного англоязычного текста
4 Стиль и жанровые разновидности английс кого научного текста. Практикум по переводу, аннотированию и письму Возможность познакомиться со спецификой разных жанров англоязычного научного текста Умение извлекать и обобщать информацию из англоязычного научного текста и представлять её в виде резюме на английском языке
5 Английский в сфере профессиональной научной коммуникации: подготовка научной статьи к публикации в рецензируемом отраслевом журнале Полезные практические рекомендации по написанию научной статьи на английском языке; возможность сопоставить русскоязычную и англоязычную традиции академического письма Умение структурировать научную статью на английском языке согласно требованиям международных рецензируемых журналов; знание специфики научных публикаций на английском языке; умение писать раздел «Введение» и оформлять метаданные научной статьи
и логичного построения суждений могут быть систематически наработаны лишь посредством специально организованного в этих целях педагогического процесса. Данный показатель говорит о том, что преподавание курса ИФН в базовой части и фи-лософско-методологических курсов в вариативной части учебного плана крайне значимо, поскольку представляет собой чуть ли не единственную площадку для обсуждения молодыми учёными философских и методологических вопросов, связанных с жизнью научного сообщества, выбором научно-исследовательской стратегии, устным и письменным представлением результатов исследований и планированием хода самостоятельной научной работы.
Рефлексия мировоззренческих основа-
ний является неотъемлемой составляющей формирования свободно и системно мыслящей, имеющей собственную позицию личности. Понимание «своей самости» [16], несомненно, важно для каждого человека. Но в особенности это необходимо учёному - для осознания концептуальных предпосылок своей работы, отталкиваясь от которых он конструирует научное знание и в свете которых следует той или иной парадигме, научно-исследовательской стратегии, методологии. В ходе философской рефлексии достигается понимание молодым учёным места своего исследования в общемировом контексте, а также специфики гармоничного сочетания индивидуальной и коллективной составляющих глобального производства научного знания. Так, в Институте философии и права УрО
РАН имеется позитивный опыт введения в достаточно традиционные философско-методологические курсы тем, посвящён-ных социально-коммуникативным аспектам научной деятельности [17; 18, с. 2425; 19, с. 10-13]. Данный комплекс дисциплин позволяет молодому исследователю обрести надёжные ориентиры в сфере науки и наработать навыки индивидуальной и коллективной научной деятельности.
На основе развития данных компетенций на родном языке закономерно происходит совершенствование умений и навыков коммуникации на иностранном языке. Владение иностранным языком становится особенно актуальным сегодня, в контексте интенсивных глобализационных тенденций. Причём для современных учёных именно продуктивные навыки говорения и письма, а не только умение понять содержание текста, становятся условием успешной научной деятельности. К сожалению, до сих пор не ликвидировано противоречие между компетенциями, прописанными в ФГОС, и существующими нормативными документами (программой-минимумом кандидатского экзамена) [2], согласно которым базовый курс ИЯ должен быть ориентирован на развитие навыков чтения и перевода. Поэтому удивительно, что среди "наиболее запомнившихся моментов" этого курса 27% обучающихся отметили возможность практиковать устный английский. Возможно, это связано с тем, что, с одной стороны, человеку вообще свойственно обращать внимание на личностно значимую информацию; поэтому запоминались те ситуации, где удавалось реально практиковать язык. С другой стороны, преподаватели базового курса, сознавая актуальность устных иноязычных компетенций, стремились вводить соответствующие фрагменты устной практики в задания. Поэтому тот парадоксальный факт, что треть опрошенных ас-
пирантов отметили устную речь как основное достоинство базового курса ИЯ, говорит о необходимости смещать его фокус в сторону развития устных компетенций.
На углубленное развитие универсальных компетенций, в том числе готовности осуществлять научную коммуникацию на иностранном языке, ориентированы дисциплины вариативной части программы аспирантуры. В рамках одной из них - «Стиль и жанровые разновидности английского научного текста» - аспиранты совершенствуют навыки самостоятельной работы по обработке и созданию различных жанровых форм англоязычного текста на основе поиска, отбора и обобщения информации из различных текстов. Необходимым основанием для успешного овладения такой программой являются достаточный уровень критического мышления, способность отделять главную информацию от второстепенной, аргументированно и логично выстраивать собственное суждение - то есть все те компетенции, которые формируются в философско-методологических курсах. Практический опыт показывает целесообразность хронологической координации данных курсов в программе подготовки аспирантов.
Наибольшее количество положительных комментариев получила вариативная дисциплина по английскому языку, посвященная подготовке научной статьи к публикации в зарубежном рецензируемом журнале на английском языке. Проблема в том, что в российской системе языкового образования "письму" или не учат совсем, или учат крайне мало [20], что затрудняет развитие письменных компетенций высшего порядка (создание текстов больших форм) 1. Практически полное отсутствие базовых навыков письма на английском языке стало основным вызовом как для слушателей нашего курса, так и для препо-
1 Обсуждение данных проблем активно ведётся в рамках рубрики «Академическое письмо» журнала «Высшее образование в России» (www.vovr.ru/clubitr.html).
давателя. Многие аспиранты в своих пожеланиях писали о необходимости дополнительных занятий по письму на уровне предложения и абзаца. На наш взгляд, более эффективному освоению данного курса способствовало бы введение модуля письма и в программу базового курса ИЯ, и в структуру кандидатского экзамена.
Заключение
Итак, в ходе поиска единого основания «новой аспирантуры» обнаружен педагоги-ко-методологический стержень практического воплощения учебных планов третьей ступени высшего образования. В теоретическом плане он опирается на концепцию «учёного по призванию ». Результаты нашего исследования позволяют резюмировать практические ориентиры осуществления целостной подготовки аспирантов в новых условиях в следующих положениях.
• Представляется целесообразным коллективное формирование учебного плана и рабочих программ различных дисциплин для аспирантов всеми научно-педагогическими работниками, задействованными в подготовке аспирантов. Такой подход позволяет скоррелировать курсы друг с другом, избежать повторений одного и того же материала в рамках различных дисциплин, а также совместными усилиями обогатить курсы за счёт междисциплинарных связей.
• С целью формирования единой направленности обучения в аспирантуре возникает необходимость обсуждения основной образовательной программы с научными руководителями. Они должны иметь представление о специфике и значимости блока «Дисциплины» учебного плана аспиранта и вносить предложения по корректировке содержания и методов преподавания.
• Преподавателям дисциплин аспирантуры важно делиться друг с другом опытом реализации курсов. Необходимо совместно работать над инновационными
формами занятий, что, с одной стороны, поможет сделать курсы более интересными, а с другой - будет способствовать более эффективному развитию исследовательских компетенций.
• Важнейшим элементом комплексного достижения высокого качества осуществления образовательных программ является педагогическая рефлексия по итогам реализации тех или иных курсов. Опросы, анкетирование, беседы с учащимися о пользе предлагаемых им дисциплин, несомненно, стимулируют преподавателей к совершенствованию своего мастерства.
• На основе анализа эмпирических данных опроса аспирантов УрО РАН по итогам освоения ими дисциплин нового учебного плана в 2015-2016 учебном году можно сделать вывод о высокой значимости преподавания курсов иностранного языка и философско-методологических дисциплин для комплексного развития универсальных и общепрофессиональных компетенций учащихся.
Таким образом, надёжным ориентиром для решения вопросов практического воплощения программ новой аспирантуры является помощь аспиранту в максимальном раскрытии его собственного потенциала, т.е. в его осознанной самореализации и самоактуализации как «исследователя» и «преподавателя-исследователя». Значимость института «новой аспирантуры» для формирования «учёного по призванию», с одной стороны, коррелирует с новым зарубежным трендом в области социологии науки под названием academic selfaware-ness [21], а с другой - отвечает вызовам современной общемировой ситуации в области производства научного знания.
Литература
1. Аспирантура как образовательная программа (круглый стол) // Высшее образование в России. 2013. № 6. C. 137-158; Современная аспирантура и судьба инсти-
тута повышения квалификации (круглый стол)// Высшее образование в России.
2014. № 6. С. 130-149; № 7. С. 71-85.
2. Попова Н.Г, Кузнецова Л.Б. Английский
в аспирантуре XXI века: а posse ad esse // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 42-49.
3. Бочкова Е.В, Авдеева Е.А, Назаренко В.А.
Аспирантура в системе высшего образования России: новые правила и новые проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. С. 17-23.
4. Караваева Е.В, Маландин В.В, Пилипен-
ко С.А, Телешова И.Г. Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научно-педагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 5-15.
5. Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура
как третий уровень высшего профессионального образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России.
2015. № 12. С. 22-34.
6. Капшутарь М.А. Качество подготовки ас-
пирантов и эффективность современной аспирантуры: проблема поиска новых показателей // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7-1. С. 132-136.
7. Макарова Л.Н, Налетова И.В, Бессонова
А.А. Социальный портрет современного аспиранта // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2013. Т. 117. Вып. 1. С. 91-95.
8. Бедный Б.И., Миронос А.А, Остапенко Л.А. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 5-16.
9. Кузнецова А.Р., Саитова Р.З, Ахметья-
нова А.И. Проблемы развития науки в современных условиях в Российской Федерации // Российский электронный научный журнал. 2016. № 2(20). С. 189-203.
10. Шкурко В., Шарый И., Ермаков В., Рябова Г. Научные кадры высшей квалификации для инновационной экономики // Наука и инновации. 2015. Т. 8. № 150. С. 46-51.
11. Howe N, Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New
York: William Morrow and Company, 1991. 538 p.
12. Кельсина А.С. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» об институте аспирантуры // Научный альманах. 2016. № 1-2(15). С. 191-194.
13. Матушанский Г.У, Ключников Д.И. Отбор и продвижение студентов в аспирантуру // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2014. № 3(23). С. 136-156.
14. Никонова З.В. Связь исследовательской и методологической компетентностей научно-педагогического работника // Педагогика и современность. 2015. №1(15). С. 139-143.
15. Климова А.С. Индивидуализация и дифференциация обучения аспирантов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. 2016. № 3(26). С. 32-36.
16. Бибихин В.В. Собственность. Философия своего. СПб.: Наука, 2012. 536 с.
17. Биричева Е.В. Социальная коммуникация в сфере науки // Управление и коммуникации: анализ тенденций и перспективы развития: сб. тр. конф. (Чебоксары, 30 апреля 2016 г.). Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2016. С. 39-46.
18. Биричева Е.В. Планирование семинарских занятий по курсу «История и философия науки» (для аспирантов и соискателей): метод указ. Екатеринбург: Ажур, 2015. 80 с.
19. Биричева Е.В, Луньков А.С, Оболкина С.В, Токмянина С.В. История и философия науки. Программа семинарских занятий для аспирантов и соискателей. 4-е изд. Екатеринбург, 2015. URL:http:// www.ifp.uran.ru/ netcat_files/ 265/777/ Istoriya_i_filosofiya_nauki_Programma_ seminarov_2015_1_.pdf
20. Короткина И.Б. Университетские центры академического письма в России: цели и перспективы // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 75-86.
21. Bucheister J. Introduction: Toward a Theory of Academic Self-Awareness // Teaching and Learning Together in Higher Education. 2014. Vol. 1. No. 12. URL: http://repository. brynmawr.edu/cgi/viewcontent. cgi?article= 1100&context=tlthe
Статья поступила в редакцию 10.11.16.
TRAINING YOUNG RESEARCHERS AT THE POSTGRADUATE LEVEL: IN SEARCH OF A GOAL
POPOVA Natalia G. - Cand. Sci. (Sociology), Head of the Foreign Languages Department. E-mail: [email protected]
Institute of Philosophy and Law, Ural Branch RAS, Russia
BIRICHEVA Ekaterina V. - PhD (Philosophy), Senior lecturer, Department of Philosophy. E-mail: [email protected]
Institute of Philosophy and Law, UB RAS, Russia
91, Pervomayskaya St., 620990, Ekaterinburg, Russian Federation
Abstract. In this paper, we attempt to find a common ground for the practical realization of new postgraduate training standards in Russia that are aimed at increasing the quality of Russian postgraduate education. Serious concerns have been recently expressed regarding the inconsistencies in the introduced standards and the need to substantially revise existing normative documents that regulate the postgraduate study system. However, although these thorny institutional issues are of great importance, academic supervisors and PhD programme teachers need to realize postgraduate syllabi in the here and now. Therefore, in order for the postgraduate study system to meet all the modern requirements, an adequate pedagogical model and reliable reference points should be determined. A social and philosophical analysis was carried out to examine the modern reality of young researchers and to outline a framework for the modernization of the existing postgraduate study system. The results of a survey conducted across the Institutes of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences to examine the perceptions of PhD students regarding the new programmes are presented and discussed. It is concluded that a sufficient level of academic awareness as a "researcher" and "teacher-researcher" developed in postgraduate students may become an integrated pedagogical goal at this educational stage. The paper may be of interest to a wide readership of sociologists of science, PhD programme teachers, as well as to researchers concerned with contemporary issues faced by the Russian educational system and Russian science.
Keywords: postgraduate study, federal state higher education standard, scientific knowledge generation, young researcher, apprehended self-realization, teaching foreign language to postgraduates, history and philosophy of science, attestation of postgraduate students, competence approach, Russian Academy of Sciences, Ural Branch
Site as: Popova, N.G., Biricheva, E.V. (2017). [Training Young Researchers at the Postgraduate Level: In Search of a Goal]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 208 (1), pp. 5-14.
References
1. [Postgraduate Study as an Education Program (round table discussion)] (2013). Vysshee obrazovanie
v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6, pp. 137-158. (In Russ., abstract in Eng.); [Postgraduate Programs and Doctoral Studies in Modern Conditions (round table discussion)] (2014). Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6, pp. 130-149; No. 7, pp.71-85. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Popova, N.G., Kuznetsova, L.B. (2016). [English in Graduate School of the XXI Century: A Posse
ad Esse]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 42-49. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Bochkova, E.V., Avdeeva, E.A., Nazarenko, V.A. (2016). [Postgraduate Studies in the Russian
System of Higher Education: New Rules and New Problems]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems ofModern Pedagogical Education]. No. 51-6, pp. 17-23. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Karavaeva, E.V., Malandin, V.V., Pilipenko, S.A., Teleshova, I.G. (2015). [The First Experience in
the Development and Implementation of Training of the Teaching Staff as a Third Level of
Higher Education Programs: Identified Problems and Possible Solutions]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 8-9, pp. 5-15. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Shestak, V.P., Shestak, N.V. (2015). [Postgraduate Studies as a Third Level of Higher Education:
The Discursive Field]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 2234. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Kapshutar', M.A. (2016). [Quality Training of Graduate and Post-Graduate Students of Modern
Efficiency: The Problem of Searching New Indicators]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern High Technologies]. No. 7-1, pp. 132-136. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Makarova, L.N., Naletova, I.V., Bessonova, A.A. (2013). [Social Portrait of Modern Post-Graduate
Student]. Vestnik Tambovskogo Universiteta. Ser. Gumanitarnye Nauki [Bulletin of the Tambov University. Ser. Humanities Sciences]. Vol. 117. No. 1, pp. 91-95. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Bednyi, B.I., Mironos, A.A., Ostapenko, L.A. (2015). [Professional Employment of Graduates of
Postgraduate Study and Directions for Improving Graduate Programs]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3, pp. 5-16. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Kuznetsova, A.R., Saitova, R.Z., Ahmet'yanova, A.I. (2016). [Problems of Development of Science
in the Modern Conditions in Russian Federation]. Rossiiskii elektronnyi nauchnyi zhurnal [Russian Electronic Scientific Journal]. No. 2(20), pp. 189-203. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Shkurko, V., Sharyi, I., Ermakov, V., Ryabova, G. (2015). [Highly Qualified Scientific Personnel for the Innovation Economy]. Nauka i innovatsii [The Science and Innovations]. Vol. 8. No. 150, pp. 46-51. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Howe, N., Strauss, W. (1991) Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow and Company. 538 p.
12. Kel'sina, A.S. (2016). [Federal Law «On Education in the Russian Federation» on the Institution of Graduate Studies]. Nauchnyi al'manakh [Science Almanac]. No. 1-2(15), pp. 191-194. (In Russ., abstract in Eng.)
13. Matushanskii, G.U., Klyuchnikov, D.I. (2014). [The Selection and Promotion of Students to Graduate]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta [Bulletin of the Kazan State Energy University]. No. 3(23). pp. 136-156. (In Russ., abstract in Eng.)
14. Nikonova, Z.V. (2015). [Communication Research and Methodological Competencies of Research and Teaching Employee]. Pedagogika i sovremennost' [Pedagogy and Modernity]. No. 1(15), pp. 139-143. (In Russ., abstract in Eng.)
15. Klimova, A.S. (2016). [Customization and Differentiation Graduate training]. VektornaukiTol'yat-tinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika, psikhologiya [Vector Science of the Togliatti State University. Ser. Pedagogy, Psychology]. No. 3(26), pp. 32-36. (In Russ., abstract in Eng.)
16. Bibikhin, V.V. (2012) Sobstvennost'. Filosofiya svoego [Own. His Philosophy]. St. Petersburg: Nauka Publ. 536 p. (In Russ.).
17. Biricheva, E.V. (2016). [Social Communication in Science]. In: Upravlenie i kommunikatsii: analiz tendentsii iperspektivy razvitiya: sb. tr. konf. (Cheboksary, 30 aprelja 2016 g.) [Management and Communication: Analysis of Trends and Development Prospects: Proceedings of the conference (Cheboksary, April 30, 2016)]. Cheboksary: Chuvash State Pedagogical University name after I. Y. Yakovleva Publ., pp. 39-46. (In Russ.)
18. Biricheva, E.V. (2015) Planirovanie seminarskikh zanyatiipo kursu «Istoriya i filosofiya nauki» (dlya aspirantov i soiskatelei) [Planning Seminars for the Course «History and Philosophy of Science »: methodical instructions]. Ekaterinburg: Azhur Publ. 80 p. (In Russ.).
19. Biricheva, E.V., Lun'kov, A.S., Obolkina, S.V., Tokmyanina, S.V. (2015) Istoriya i filosofiya nauki. Programma seminarskikh zanyatii dlya aspirantov i soiskatelei [History and Philosophy of Science. The Program of Seminars for Graduate Students. Ekaterinburg. (In Russ.).
20. Korotkina, I.B. (2016). [University Writing Centers in Russia: Goals and Prospects]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 75-86. (In Russ., abstract in Eng.)
21. Bucheister, J. (2014) Introduction: Toward a Theory of Academic Self-Awareness. Teaching and Learning Together in Higher Education. V. 1, No. 12. Available at: http://repository. brynmawr.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1100&context=tlthe
The paper was submitted 10.11.16.