Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. Т. 5, № 3, 2019.
УДК 316.344.3
Зерчанинова Т. Е.1 Тарбеева И. С.2
DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-3 Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов
^ Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ул. 8 Марта, д. 66, Екатеринбург, 620144, Россия tatiana_z@ui. гапера. ги
2) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ул. 8 Марта, д. 66, Екатеринбург, 620144, Россия planeta421993@mail. ги
Статья поступила 1 августа 2019 г.; Принята 12 августа 2019 г.;
Опубликована 30 сентября 2019 г.
Аннотация. С 2013 года в результате реформы высшего образования подготовка кадров высшей квалификации стала ступенью высшего образования. Однако на протяжении последних лет продолжается устойчивое снижение удельного веса лиц, защитивших диссертации, в общей численности выпускников аспирантуры. Статья посвящена исследованию причин, приводящих к снижению данного показателя. Для проведения исследования была выбрана качественная стратегия и использовалось два метода сбора данных: анализ документов и свободное интервью. Методом анализа документов проанализированы такие официальные документы как нормативные правовые акты, национальные проекты «Образование» и «Наука», а также статистические сборники и аналитические доклады. Методом свободного интервью были опрошены аспиранты 1 и 2 курсов очной и заочной форм обучения. В результате исследования был сделан вывод о том, что снижение числа защит диссертаций в последнее время отражает низкий уровень эффективности подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. Новая модель аспирантуры предполагает серьезную образовательную подготовку аспирантов, высококвалифицированных специалистов, что приводит к увеличению аудиторной нагрузки. Необходимость аспиранта работать и увеличение аудиторных занятий приводит к дефициту времени на научную деятельность. Государство предпринимает меры, направленные на совершенствование системы подготовки кадров высшей квалификации. Одной из ключевых задач национальных проектов «Образование» и «Наука», связанной с аспирантурой, является увеличение числа защит кандидатских диссертаций. Предусмотрена также материальная поддержка аспирантов за счет грантов.
Ключевые слова: аспирантура; аспиранты; высшее образование; научная деятельность; образовательная деятельность; кандидатская диссертация.
Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. Т. 5, № 3, 2019.
Информация для цитирования: Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 3. С. 37-48. DOI: 10.18413/2408-9338-20195-3-0-3
Tatiana Ev. Zerchaninova1 Irina S. Tarbeeva2
Problems of scientific and educational activities of postgraduate students
1) Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
620144, 66 8 Marta St., YYekaterinburg, Russia [email protected]
2) Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
620144, 66, 8 Marta St., Yekaterinburg, Russia [email protected]
Received on August 1, 2019; Accepted on August 12, 2019;
Published September 30, 2019
Abstract. Since 2013, as a result of the reform of higher education, training of highly qualified personnel has become a stage of higher education. However, over the past few years, the share of those who defended their dissertations in the total number of postgraduate students has been steadily decreasing. The article is devoted to the research of the reasons leading to the reduction of this indicator. To conduct the research, a qualitative strategy was chosen and two methods of data collection were used: document analysis and free interview. Such official documents as normative legal acts, national projects "Education" and "Science", as well as statistical collections and analytical reports were analyzed by the method of document analysis. The method of free interview was used to interview postgraduate students of the 1st and 2d years of study of full-time and distance learning. As a result of the study, it was concluded that the recent decrease in the number of dissertations reflects the low level of efficiency of postgraduate training of highly qualified personnel. The new model of postgraduate studies assumes serious educational training of postgraduate students and highly qualified specialists, which leads to an increase in the auditorium load. The need for postgraduate students to work and the increase in classroom activities leads to a shortage of time for research activities. The state is taking measures to improve the system of training of highly qualified personnel. One of the key tasks of the national projects "Education" and "Science" related to postgraduate studies is to increase the number of PhD theses. There are also provisions for material support for postgraduate students through grants. Keywords: postgraduate studies; postgraduate students; higher education; scientific activity; educational activity; PhD thesis.
Information for citation: Zerchaninova, T. E. and Tarbeeva, I. S. (2019), "Problems of scientific and educational activities of postgraduate students", Research Result. Sociology and management, 5(3), 37-48. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-3
Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. Т. 5, № 3, 2019.
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
R Е ^Е A R С Н R Е S
Введение (Introduction). На сегодняшний день аспирантура является основной формой подготовки научных и научно-педагогических кадров в России. Начиная с 2013 года, аспирантура стала третьей ступенью высшего образования. Сегодня завершение обучения в аспирантуре предполагает получение диплома об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Нововведения оказали большое влияние на весь процесс обучения в аспирантуре. Основополагающим документом, в котором аспирантура закреплена в качестве уровня профессионального образования и ступени высшего образования в России, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Феде-рации»1.
Все нововведения в аспирантуре связаны с реализуемой в России государственной политикой в сфере высшего образования, все решения принимаются на федеральном уровне власти и далее исполняются на местах. Основными субъектами, разрабатывающими и реализующими государственную политику в сфере подготовки кадров высшей квалификации, выступают: Правительство РФ, Министерство науки и высшего образования РФ и Высшая аттестационная комиссия. Научно-исследовательские организации (НИО), образовательные организации высшего образования (ООВО) и организации дополнительного профессионального образования (ОДНО) - осуществляют непосредственную подготовку аспирантов. Как уже отмечалось ранее, статистика свидетельствует о доминирующей роли аспирантуры ООВО в подготовке кадров высшей квалификации: «распределение численности аспирантов по типам организаций (НИО, ООВО и ОДНО) за
1Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (в ред. от
последние семь лет практически не изменилось (в 2017 г. - 10,9; 88,4 и 0,7% соответственно)» (Подготовка научных кадров, 2018: 12). Таким образом, подавляющее большинство аспирантов обучается в образовательных организациях высшего образования, в которых уже выстроены достаточно похожие по форме организации учебного процесса модели бакалавриата, специалитета и магистратуры.
Согласно действующей общей концепции прохождения обучения в аспирантуре, как уже отмечалось ранее, «исследователь» и «преподаватель-исследователь» должен быть всесторонне развитым специалистом не только в своей предметной области, но и в смежных. Для достижения этой цели процесс подготовки научно-педагогических кадров должен гармонично сочетать в себе образовательную и научную деятельность аспирантов.
Однако на протяжении последних лет продолжается устойчивое снижение удельного веса лиц, защитивших диссертации, в общей численности выпускников аспирантуры, который является показателем результативности аспирантуры. В связи с этим актуальным представляется выявление причин, приводящих к снижению данного показателя.
Методология и методы (Methodology and methods). Различные аспекты функционирования аспирантуры и подготовки аспирантов изучали Б. И. Бедный (Бедный, 2016, 2017), И. В. Вершинин (Вершинин, 2015), А. Б. Гусев (Гусев, 2015), B. C. Леднев (Лед-нев, 2002), А. М. Марголин, Р. М. Мельников (Марголин, Мельников, 2018), Е. Ю. Новикова (Новикова, 2014, 2015), В. Л. Петров, Ю. Е. Бабичев (Петров, Бабичев, 2017), Н. Г. Попова, Е. В. Биричева (Попова, Бири-чева, 2017), Д. Ю. Райчук, Н. В. Минина (Райчук, Минина, 2016), С. Д. Резник,
06.03.2019) // Справ.-правовая система «Консультант-Плюс». Ст. 10.
Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. Т. 5, № 3, 2019.
О. В. Холькина (Резник, Холькина, 2017), Н. В. Рыбаков (Рыбаков, 2018), В. В. Рыбакова (Рыбакова, 2015), В. С. Сенашенко (Се-нашенко, 2013, 2016), В. П. Шестак, Н. В. Шестак (Шестак В., Шестак Н., 2015) и др.
Так, B. С Леднев отмечает, что осуществляемое научное образование в аспирантуре «принадлежит одновременно к двум системообразующим социальным институтам -науке и образованию, будучи областью их пересечения» (Леднев, 2002: 45). Реформирование системы высшего образования, в частности, аспирантуры вызывает активные дискуссии в научном и образовательном сообществе. Помимо финансовых возможностей успешного проведения реформ, важным остается вопрос об истинной цели подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. Как постулирует Б. И. Бедный, существует два основных подхода в этом вопросе: диссертационный, где главная цель аспирантуры - написание кандидатской диссертации, и квалификационный, в котором на первое место выходит построение образовательной программы, освоение необходимых компетенций, защита кандидатской диссертации является важным, но не единственным результатом обучения в аспирантуре (Бедный, 2016: 46). Именно этот подход сейчас реализуется в России. Предполагается, что выпускник аспирантуры - это специалист не только в своей области знаний, но и в смежных областях. Д. Ю. Райчук уверен, что безусловным позитивным эффектом новой системы обучения в аспирантуре выступает «создание структурированных образовательных программ аспирантуры» (Райчук, 2016:
35), но в то же время главный риск связан с «нечетко реализуемыми российскими университетами уровневыми различиями между программами бакалавриата и магистратуры» (Райчук, 2016: 36), то есть существует вероятность того, что в аспирантуре будет доминировать образовательная составляющая процесса обучения, тем самым отодвигая на второй план научную деятельность.
Для проведения исследования была выбрана качественная стратегия и использовалось два метода сбора данных: анализ документов и свободное интервью. Методом анализа документов проанализированы такие официальные документы как нормативные правовые акты, регулирующие подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре, национальные проекты «Образование» и «Наука», в которых определены цели и задачи развития аспирантуры, а также статистические сборники и аналитические доклады, содержащие статистические данные об объеме и динамике подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Методом свободного интервью были опрошены 9 аспирантов 1 и 2 курсов очной и заочной форм обучения.
Научные результаты и дискуссия (Research results and discussion). Анализ статистических данных за период с 2000 по 2017 годы показал, что в последнее время наблюдается значительное снижение этого показателя: в 2017 году он достиг своего минимума по сравнению с предыдущими годами и составил 12,8%. Самым максимальным за 18 лет этот показатель был в 2006 году и составлял 33,5% (рисунок).
Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. Т. 5, № 3, 2019.
Основной - Основной Основной
Основной
Основной
Основной
Основной ^сновной
Основной
Основной
Основной I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-
//////////////^ fr <h fr
Рис. Удельный вес защитивших диссертацию в выпуске из аспирантуры, %2 Fig. Specific weight of those who defended their thesis in graduate school, %
Снижение числа защит кандидатских диссертаций может быть связано с изменениями, произошедшими в подготовке кадров высшей квалификации, с введением новой модели аспирантуры, предполагающей подготовку дипломированных специалистов.
В процессе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре должно уделяться внимание и научному, и образовательному компоненту. Однако сегодня происходит активное усиление образовательного компонента. Образовательные программы в аспирантуре реализуются в соответствии с Перечнем направлений подготовки в аспирантуре и федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) по направлениям подготовки. Выпускники аспирантуры, независимо от направления подготовки, готовятся к научно-исследовательской деятельности и преподавательской деятельности в определенной области знания. Объем программы аспирантуры зависит от
2 Рисунок составлен авторами по: ЕИС Минобрнауки России. URL: http://eis.mon.gov.ru/educa-
tion/SitePages/Россия.aspx (дата обращения: 29.03.2019); Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2016. 178 с.; Подготовка научных кадров
направления подготовки и может составлять 180 или 240 зачетных единиц (з.е.), например, направление подготовки 05.06.01 «Науки о земле» и направление подготовки 24.06.01 «Авиационная и ракетно-космическая техника» соответственно. Объем зачетных единиц должен быть равномерно распределен в очной аспирантуре, то есть объем программы аспирантуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е. (при объеме программы 240 з.е. предполагается 4 года обучения, при 180 з.е. - 3 года). В заочной аспирантуре объем учебной программы на один год определяется организацией самостоятельно.
Образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно и включают базовую и вариативную части. К обязательным дисциплинам, установленными образо-
высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2017. 170 с.; Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2018. 200 с.
Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. Т. 5, № 3, 2019.
вательными стандартами, относятся «Иностранный язык» и «История и философия науки».
Учебный план предусматривает не только дисциплины, связанные с непосредственным профилем обучающегося и подготовкой к сдаче кандидатского минимума, в плане также есть дисциплины, предусматривающие зачеты или экзамены, направленные на всестороннее развитие аспиранта. Учебная нагрузка, в основном, приходится на первые два года обучения, занятия проходят еженедельно и проводятся в традиционных для других ступеней высшего образования формах - лекции и семинары. На основе учебного плана, для каждого обучающегося составляется индивидуальный учебный план, который обеспечивает индивидуализацию процесса освоения программы аспирантуры. За выполнением индивидуального плана аспиранта следит научный руководитель.
Усиление образовательного компонента в аспирантуре приводит к большому
объему аудиторных занятий. Для примера мы проанализировали расписание занятий аспирантов очной формы обучения по направлению подготовки 39.06.01 «Социологические науки», профиль - «социальная структура, социальные институты и процессы» на 20182019 учебный год Уральского института управления - филиала РАНХиГС. Стоит отметить, что учебный год для аспирантов 1 курса начинается в ноябре, в сентябре и октябре проходят, как правило, вступительные испытания. Образовательная программа в аспирантуре осваивается аспирантами в малых и больших учебных группах. Большая учебная группа состоит из аспирантов одного года обучения и разных направлений подготовки и предполагает набор дисциплин, необходимых для всех аспирантов курса. Малая группа состоит из аспирантов одного года обучения и одного профиля, например, «социальная структура, социальные институты и процессы».
Таблица Table
Учебная нагрузка аспирантов очной формы обучения The workload of full-time postgraduate students
Курс Учебная группа Наименование дисциплины Периодичность проведения занятий Продолжительность освоения дисциплины Отчетность
1 Большая Иностранный язык (английский) 1 раз в две недели 4 часа понедельник Ноябрь - май Кандидатский экзамен
Методология теорети- 1 раз в неделю Январь-март Зачет
ческих и эксперимен- 4 часа (в январе 2 раза в ме-
тальных исследовании вторник сяц)
История и философия 1 раз в неделю - Ноябрь - апрель Канди-
науки 3 раза в месяц 4 часа среда датский экзамен
Педагогика и психоло- 1 раз в неделю Ноябрь-февраль Зачет
гия высшей школы 4 часа четверг (в январе и феврале 3 раза в месяц)
Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. Т. 5, № 3, 2019.
Курс Учебная группа Наименование дисциплины Периодичность проведения занятий Продолжительность освоения дисциплины Отчетность
Современные методы исследования и инфор-мационно-коммуника-тивные технологии 1 раз в неделю -3 раза в месяц 4 часа пятница Ноябрь - январь Зачет
Малая Актуальные вопросы социологии 1 раз в неделю 4 часа вторник Ноябрь - январь (ноябрь, декабрь,- еженедельно; январь, один раз в месяц) Зачет
Социальная структура, институты и процессы 1 раз в неделю 4 часа пятница Февраль - апрель (март, апрель - еженедельно; февраль один раз в месяц) Зачет
2 Большая Практикум личностного и профессионального роста 1 раз в неделю 4 часа вторник Январь-апрель Зачет
Малая Анализ социологических данных 3 раза в месяц 4 часа понедельник Ноябрь-март Кандидатский экзамен
Институциональные и неоинституциональные подходы в современной социологии 2 раза в неделю 4 часа Вторник, четверг (3 раза в месяц) Ноябрь-январь (в январе 1 раз в месяц)
Социальная структура и социальная стратификация современных обществ 1 раз в неделю -3 раза в месяц 4 часа пятница Ноябрь-март
Организация исследовательской деятельности в сфере социального знания 1 раз в неделю -3 раза в месяц 4 часа четверг Январь-апрель
Как видно из таблицы, основная аудиторная учебная нагрузка приходится на 1 и 2 год обучения. На протяжении периода ноябрь-апрель аспирант 1 курса, как минимум, в течение 3-х из 4-х недель в месяц посещает учебные занятия 5 раз в неделю. Основной акцент в учебной аудиторной нагрузке приходится на общие предметы, которые аспирант посещает вместе с другими аспирантами своего года поступления. Занятия всегда проходят в вечернее время (17:30-20:40), большинство аспирантов работают, так как не
имеют возможности прожить на аспирантскую стипендию. Аспирант 2 курса, в среднем, в течение 3-х из 4-х недель в месяц посещает учебные занятия 4 раза в неделю. Основной акцент в учебной аудиторной нагрузке приходится на дисциплины научной специальности. На 3 курсе аспиранты проходят предусмотренные учебным планом практики и готовятся к государственной итоговой аттестации. Стоит отметить, что параллельно, согласно индивидуальному плану ас-
Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. Т. 5, № 3, 2019.
пиранта, необходимо заниматься научно-исследовательской деятельностью по теме диссертации.
С целью изучения проблем, с которыми сталкиваются аспиранты 1 и 2 курса очной формы обучения в процессе их научной и образовательной деятельности, было проведено свободное интервью. Рассмотрим полученные данные.
При ответе на вопрос «Как сегодня организовано Ваше обучение в аспирантуре?», аспиранты отметили большой объем учебной нагрузки, обучение проходит чуть ли не ежедневно, особенно на 1 курсе, иногда задают домашнюю работу, которую приходится выполнять в свободное время между работой и учебой.
Женщина, 1 курс: «Обучение на 1 курсе очной формы аспирантуры проходит 6 дней в неделю. 5 дней (с понедельника по пятницу) отводится на общие дисциплины (методология научного исследования, иностранный язык, история и философия науки и т.д.). Занятия по общим дисциплинам проходят по вечерам, с 17:30 до 20:40. 1 день в неделю (суббота) отводится на специальные дисциплины, в моем случае это политология. Занятия по специальным дисциплинам проводятся днем, с 14:30 до 17:00».
Женщина, 2 курс: «Учебная нагрузка намного больше, чем я ожидала, поэтому возникают проблемы с научной деятельностью. В первый год даже было желание все бросить».
Говоря о своей научной работе, аспиранты отмечают, что занимаются наукой ровно столько, сколько от них этого требует индивидуальный план аспиранта. Согласно этому плану, для прохождения аттестации на каждом году обучения аспиранту необходимо иметь определенное количество статей, опубликованных в журналах, рецензируемых ВАК и в материалах конференций, сборников статей и т.п.
Женщина, 2 курс: «На сегодняшний день опубликовано 4 статьи одна из них в журнале ВАК».
Мужчина, 2 курс: «Написано 4 статьи на теме научной работы, с докладами на очных конференциях не выступаю, есть заочное участие. В проведении научных исследований, в работе научных групп не участвую».
Женщина, 1 курс: «Статьи пишутся в требуемом объеме: 1 - ВАК, 2 -РИНЦ».
Параллельно с учебной деятельностью и написанием научных статей, аспирантам необходимо работать над текстом будущей кандидатской диссертации в соответствии с утвержденной темой и выбранным направлением исследования. Аспиранты отмечают, что достаточно трудно на текущий момент говорить о тексте диссертации, в связи с отсутствием свободного времени затягивается этап «погружения» в тему диссертации.
Женщина, 1 курс: «Достаточно мало времени серьезно прорабатывать текст диссертации. Пока идет сбор теоретических материалов, активное использование уже проведенных собственных исследований. Реально значимой информации есть на первый пункт первой главы».
Женщина, 2 курс: «На данный момент я еще не приступала к написанию текста кандидатской диссертации. Нахожусь на стадии анализа научного материала и поиска литературы».
Почти все аспиранты уверены в том, что к концу обучения в аспирантуре завершат работу над текстом диссертации. Однако прозвучало мнение и о невозможности уложиться в сроки обучения.
Женщина, 1 курс: «Одна из моих установок перед поступлением в аспирантуру была непременно написать кандидатскую диссертацию и получить научную степень. Я имею в виду то, что простое получение «корочек» об окончании аспирантуры - меня не устраивает, закончить написание диссертации, и есть цель обучения в аспирантуре».
Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. Т. 5, № 3, 2019.
Женщина, 2 курс: «Рассчитываю, что текст будет написан. Буду стараться достигнуть этой задачи. Если нет, то по причине отсутствия свободного времени (работа/личная жизнь)».
Мужчина, 1 курс: «Работа над текстом диссертации будет завершена».
Женщина, 2 курс: Думаю нет, потому что, совмещать работу и обучение в аспирантуре сложно...времени на написание самого текста диссертации очень мало, практически нет».
В качестве рекомендаций по созданию наиболее комфортных условий для прохождения обучения, аспиранты отметили, в первую очередь, увеличение времени на самостоятельную работу, снижение объема учебной нагрузки, особенно по дисциплинам, которые не связаны с профилем и темой диссертации. Прозвучало предложение проводить обучение в выходные, чтобы была реальная возможность присутствовать на учебных занятиях и не опаздывать на них.
Мужчина, 2 курс: «Увеличить время для самостоятельной работы при соответствующем уменьшении учебных занятий. Это может способствовать увеличению количества подготовленных диссертаций».
Также аспирантов беспокоит размер аспирантской стипендии, которой не хватает даже на покупку продуктов питания.
Женщина, 2 курс: «Необходимо увеличить стипендию. Сейчас размер стипендии составляет 3680 рублей, прожить на это невозможно, приходится работать. Практически не остается времени на научную работу, большую часть свободного от работы
времени я провожу на учебных занятиях в аспирантуре».
Стоит отметить, что практически все аспиранты, независимо от формы обучения, параллельно с обучением в аспирантуре работают с полной занятостью. Студенты могут позволить себе не работать во время обучения на бакалавриате (специалитете) и даже в магистратуре. Однако у большинства аспи-рантов, которые обучаются уже седьмой-де-вятый подряд, просто нет возможности зани-маться исключительно учебной и научной деятельностью в силу объективных жизнен-ных обстоятельств. Размер норматива для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре составляет 2921 рублей в месяц3. Образовательной организацией самостоятельно устанавливается размер государственной академической стипендии для аспирантов очной формы обу-чения, обучающихся за счет бюджетных ас-сигнований федерального бюджета, но не меньше установленного норматива. Так, например, в ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» государственная стипендия для аспирантов с 1 сентября 2018 года установлена в размере 3202 рублей в месяц4. Прожиточный минимум для трудоспособного населения в Российской Федерации на 4 квартал 2018 года составлял 11069 руб./мес.5. Таким образом, при поступлении в аспирантуру обучаю-щийся вынужден искать
дополнительный ис-точник дохода.
3О формировании стипендиального фонда: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2016 г.
№ 1390 (в ред. от 21.04.2018) // Справ.-правовая
система «Кон-сультантПлюс».
4О размере государственных и социальных академиче-ских стипендий: Приказ № 01-6343 от 10
сентября 2018 г. URL: https://ui.ranepa.ru/sveden/
grants/ (дата об-ращения: 29.04.2019).
5Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по российской федерации за IV квартал 2018 года: Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № 102н // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. Т. 5, № 3, 2019.
Для решения выявленных проблем государством предпринимаются определенные меры. Например, в 2018 году были утверждены 12 национальных проектов4. В национальном проекте «Образование» перед ведущими университетами, которые получают государственную поддержку, поставлена следующая задача к 2024 году: «не менее 40% выпускников по программам аспирантуры защищают диссертации на соискание ученых степеней»5. Пока это единственная задача, непосредственно связанная с подготовкой кадров высшей квалификации. Больше внимания уделено аспирантуре в национальном проекте «Наука», который предполагает совершенствование механизмов обучения в аспирантуре по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, в том числе за счет специальной грантовой поддержки, которую в 2024 году должны получить не менее 7000 человек, обучающихся в аспирантуре. В результате предполагается увеличить долю аспирантов, представивших к защите диссертацию, к 2024 году в 2,1 раза относительно 2018 года. Также предполагается увеличить «число аспирантов, успешно защитивших диссертационную работу и выбравших карьеру исследователя или преподавателя, не менее чем в 1,25 раза» относительно 2016 года6.
В интервью Российской газете М. Ко-тюков, министр науки и высшего образования РФ, отметил, что для реализации национального проекта «Наука» необходимо прирастить около 30-35 тысяч ученых за достаточно короткий срок. Он отметил, что необходима дальнейшая модернизация аспирантуры, одной из возможных мер для решения
4Национальные проекты: ключевые цели и ожидаемые результаты. URL: http://government.ru/projects/selec-tion/741/35675/ (дата обращения: 14.04.2019).
5Паспорт национального проекта «Образование». URL: http://static.government.ru/me-
dia/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 14.04.2019).
главной проблемы - снижения количества защит - формирование заказа на «остепененного» выпускника, запуск целевого обучения (Агранович, Медведев, 2019).
Заключение (Conclusions). Основываясь на анализе статистических данных, официальных документов и социологическом опросе аспирантов, можно сделать следующие выводы:
1. Снижение числа защит в последнее время наглядно отражает низкий уровень эффективности подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре именно для научного сектора.
2. Новая модель аспирантуры предполагает серьезную образовательную подготовку аспирантов, высококвалифицированных специалистов не только в своей области знаний, но и в смежных, что приводит к увеличению аудиторной нагрузки.
3. В совокупности с необходимостью аспиранта работать увеличение аудиторных занятий приводит к дефициту времени на научную деятельность. Однако стратегический вектор совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации в России предполагает усиление научной деятельности аспирантов. Одной из ключевых задач национальных проектов «Образование» и «Наука», связанной с аспирантурой, является увеличение числа защит кандидатских диссертаций.
4. В ближайшем будущем можно ожидать новый этап реформирования аспирантуры, начало которому, вероятнее всего, положит новый федеральный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ», проект которого предусматривает введение обязательной защиты
6Паспорт национального проекта «Наука». URL: http://static.government.ru/me-dia/files/vCAoi8zEXRVSuy2Yk7D8hvQbp-bUSwO8y.pdf (дата обращения: 14.04.2019).
Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. Т. 5, № 3, 2019.
кандидатской диссертации по окончании аспирантуры.
Таким образом, аспирантура в настоящее время находится в стадии формирования устойчивой институциональной основы, которая в полной мере должна обеспечивать реализацию ключевой и необходимой для государства функции этой ступени высшего образования - воспроизводство научных и научно-педагогических кадров.
Список литературы
Агранович М., Медведев Ю. Требуется ученый. Министр Михаил Котюков: Россия на старте технологического прорыва // Российская газета. 2019. № 31.
Бедный Б. И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 44-52.
Бедный Б. И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 5-16.
Вершинин И. В. Развитие аспирантуры в России: решения в области повышения адресности отбора поступающих по программам подготовки кадров высшей квалификации // Наука. Инновации. Образование. 2015. № 18. С. 61-72.
Гуртов В. А., Пахомов С. И., Шишканова И. А. Обзор деятельности сети диссертационных советов в 2013 году: аналитический доклад. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. 476 с.
Гусев А. Б. Развитие аспирантуры в России: проблемы и решения // Наука. Инновации. Образование. 2015. № 17. С. 196-224.
Леднев B. C. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ, 2002. 120 с.
Марголин А. М., Мельников Р. М. Пути повышения эффективности подготовки аспирантов // Высшее образование в России. 2018. № 12. С. 9-19.
Новикова E. Ю. Компетенции аспирантов: мнения учащихся // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 2. С. 85-88.
Новикова E. Ю. Компетенции аспирантов: потребности и реалии // Право и образование. 2014. № 11. С. 4-14.
Петров В. Л., Бабичев Ю. Е. Модели программы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 5-14.
Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2018. 200 с.
Попова Н. Г., Биричева Е. В. Подготовка молодых ученых в аспирантуре: поиск единого ориентира // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 5-14.
Райчук Д. Ю., Минина Н. В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 33-40.
Резник С. Д., Холькина О. В. Проблемы, опыт и система работы с аспирантами на кафедре университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 4. С. 84-90.
Рыбаков Н. В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. 2018. № 7. С. 86-95.
Рыбакова В. В. Аспирантура в России: между наукой и образованием // Социология образования. 2015. № 1. С. 13-23.
Сенашенко В. С. О некоторых проблемах подготовки кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 54-58.
Сенашенко В. С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 33-43.
Шестак В. П., Шестак Н. В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 22-33.
References
Agranovich, M. and Medvedev, Ju. (2019), "We need a scientist. Minister Mikhail Kotyukov: Russia at the start of technological breakthrough", Rossiyskaya gazeta, (31). (In Russian).
Bednyi, B. I. (2016), "On the issue of the goal of postgraduate training (dissertation vs qualification)", Vysshee Obrazovanie v Rossii, (3), 44-52. (In Russian).
Bednyi, B. I. (2017), "A new postgraduate school model: pro et contra", Vysshee Obrazovanie v Rossii, (4), 5-16. (In Russian).
Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. Т. 5, № 3, 2019.
Vershinin, I. V. (2015), "The development of postgraduate studies in Russia: the solutions to improve the targeting of screened applicants to training of highly qualified personnel", Nauka. Innovacii. Obrazovanie, (18), 61-72. (In Russian).
Gurtov, V. A., Pahomov, S. I. and Shish-kanova, I. A. (2014), Overview of the Dissertation Council Network in 2013: Analytical Report, PetrGU, Petrozavodsk, Russia. (In Russian).
Gusev, A. B. (2015), "Development of postgraduate study in Russia: problems and solutions", Nauka. Innovacii. Obrazovanie, (17), 196-224. (In Russian).
Lednev, V. S. (2002), Science education: development of scientific creativity, MGAU, Moscow, Russia. (In Russian).
Margolin, A. M. and Melnikov, R. M. (2018), "Ways to Improve the Efficiency of Doctoral Education", Vysshee Obrazovanie v Rossii, (12), 9-19. (In Russian).
Novikova, E. Ju. (2015), "Postgraduate competencies: students' opinions", Alma mater, (2), 8588. (In Russian).
Novikova, E. Ju. (2014), "The competence of post-graduate education: needs and realities", Pravo i obrazovanie, (11), 4-14. (In Russian).
Petrov, V. L. and Babichev, Y. E. (2017), "Models of scholarship training programs for highly qualified personnel", Vysshee Obrazovanie v Rossii, (7), 5-14. (In Russian).
Training of highly qualified scientific personnel in Russia (2018), FGBNU NII RINKCJE, Moscow, Russia. (In Russian).
Popova, N. G. and Biricheva, E. V. (2017), "Training young researchers at the postgraduate level: in search of a goal", Vysshee Obrazovanie v Rossii, (1), 5-14. (In Russian).
Raychuk, D. Yu. and Minina, N. V. (2016), "About positioning postgraduate school in a three-tier structure of higher education", Vysshee Obra-zovanie v Rossii, (4), 33-40. (In Russian).
Reznik, S. D. and Hol'kina, O. V. (2017), "Problems, experience and system of work with postgraduate students at the university department", Alma mater, (4), 84-90. (In Russian).
Rybakov, N. V. (2018), "A New Model of Russian Postgraduate Education: Pilot Study of the
First Graduation of PhD Students", Vysshee Obrazovanie v Rossii, (7), 86-95. (In Russian).
Rybakova, V. V. (2015), "Graduate education in Russia: between science and education", Soci-ologiya obrazovaniya, (1), 13-23. (In Russian).
Senashenko, V. S. (2013), "On some problems of preparation specialists of higher qualification", Vysshee Obrazovanie v Rossii, (4), 54-58. (In Russian).
Senashenko, V. S. (2016), "Problems of postgraduate training organization on the basis of the federal state educational standards of the third level of higher education", Vysshee Obrazovanie v Rossii, (3), 33-43. (In Russian).
Shestak, V. P. and Shestak, N. V. (2015), "Postgraduate studies at the third level of higher education: discursive field", Vysshee Obrazovanie v Rossii, (12), 22-33. (In Russian).
Конфликты интересов: у авторов нет конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interest to declare.
Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой регионального и муниципального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Тарбеева Ирина Сергеевна, аспирант кафедры теории и социологии управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Tatiana Evgenievna Zerchaninova, PhD in
Sociology, Assistant Professor, Head of the Department of Regional and Municipal Government, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.
Irina Sergeevna Tarbeeva, Postgraduate Student of the Department of Theory and Sociology of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.