правильных ответов / Т. Г. Станкевич, А. Г. Деребина // Общие проблемы квалиметрии в образовании: материалы XI Всерос. симп. «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика». - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - Ч. 2. - С. 33-35.
3. Станкевич, Т. Г. Новый подход к обработке многовариантных тестовых заданий с выбором нескольких правильных ответов / Т. Г. Станкевич, Г. Я. Кама-шев // Вопросы тестирования в образовании. - 2005. - № 4 (16). - С. 32-43.
4. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М. Б. Челышкова. - М.: Логос, 2002. - 431 с.
УДК 3 78.634:343.8:343.851.5
К. А. Кунаш, А. Н. Ростовцев
ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ*
Рост престзшности несовершеннолетних, повышение криминальной активности детей младших возрастов, увеличение доли тяжких преступлений, совершаемых подростками, вызывают обоснованную тревогу в обществе и обусловливают необходимость принятия эффективных мер, направленных на профилактику преступности вообще и преступного поведения несовершеннолетних в частности [1-4, 7 и др.]. Грамотно организованная профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями, выбор и осуществление адекватных технологий, форм и методов работы предполагают предупреждение совершения преступлений подростками.
Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями должна осуществляться высококвалифицированными сотрудниками, прошедшими специальную профессиональную подготовку в этом направлении [6, 8]. Однако в настоящее время профилактическую работу выполняют сотрудники, зачастую не понимающие специфики профилактической деятельности и не знающие эффективных методов и приемов превентивной работы. Вопросы профессиональной подготовки выпускников ведомственных вузов для осуществления профилактической работы являются актуальными и требуют решения на государственном и отраслевом уровнях [5]. Подготовка курсантов вузов ФСИН к профилактической деятельности с несовершеннолетними, профилактике рецидива как одному из
* Работа выполняется при финансовой поддержке МОиН РФ: задание на выполнение работы по теме 1.1.06 «Исследование процесса социализации подростков-правонарушителей» (тематический план № 1, фундаментальные исследования).
основных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы России в структуре профессиональной подготовки должна иметь приоритетное значение [9].
Под профилактической работой с несовершеннолетними правонарушителями понимают систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении [10].
Для определения исходного уровня профессионального потенциала по осуществлению профилактической работы, психолого-педагогичес-кой компетентности было проведено анкетирование 153 сотрудников воспитательных отделов учреждений уголовно-исполнительной системы в Кемеровской области.
Сотрудники ответили на ряд вопросов по различным аспектам отклоняющегося поведения подростков и профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Характер ответов анкеты был закрытый, т. е. необходимо было выбрать нужный ответ из числа предложенных. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что большая часть опрошенных сотрудников знакомы с понятиями и основными положениями де-виантологии, но в действительности не способны уберечь подростка от антиобщественного влияния среды и предостеречь от противоправного поведения.
Так, 85,6% опрошенных правильно называют девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, причем, по мнению 46%, отклоняющееся поведение характерно именно для подростков в связи с особенностями их психики; 51% респондентов видят причины девиантного поведения несовершеннолетних в семье, ее полноте, традициях, благополучии и т. д. О том, что отклоняющееся поведение приводит к совершению преступлений - грабежей, краж, разбоя - знают 54% опрошенных; 73% согласны с тем, что выпускники вузов ФСИН и сотрудники учреждений ФСИН должны осуществлять работу по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. Вместе с тем, 61% сотрудников уверены, что проводить профилактическую работу должны, прежде всего, родители, так как они знают все особенности своего ребенка и способны найти к нему определенный подход, а потом и учителя, которые также могут оказывать влияние на подростка; 35% опрошенных считают, что именно сотрудникам правоохранительных органов необходимо проводить профилактическую работу с подростками, склонными к девиантному поведению. По мнению 24% сотрудников, если у подростка проявляются отклонения в поведении, то необходимо проводить с ним индивидуальные беседы с целью отгородить
его от возможной уголовной ответственности. Среди опрошенных сотрудников 41% считают, что специалист, осуществляющий профилактическую работу, должен обладать как соответствующими психологическими способностями, так и владеть приемами и способами этой деятельности. И, самое главное, 88% сотрудников правоохранительных органов касаются в своей работе проблемы профилактики девиантных явлений, но большинство из них не знают, как нужно организовывать работу в данном направлении.
Проведенное анкетирование показало, что, несмотря на сформированные представления о сути девиантного поведения несовершеннолетних, значительная часть сотрудников уголовно-исполнительной системы - это люди с низкой психолого-педагогической подготовкой, которые не мотивированы на систематическую профилактическую работу с подростками и имеют весьма смутное представление о технологиях ее реализации.
Для дальнейшего анализа проблемы мы изучили учебный план ГОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России по специальности 030501.65 - Юриспруденция. Из 5674 учебных часов освещению вопросов предупреждения преступности в местах лишения свободы и преступности несовершеннолетних отводится по 25 часов. Эти вопросы освещаются в дисциплинах по выбору студентов.
Таким образом, результаты исследования указывают на необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс вузов ФСИН программы подготовки курсантов к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями. В рамках этой программы нами был разработан и внедрён в учебный процесс курс «Психолого-педагогическая подготовка сотрудников УИС к профилактической работе с несовершеннолетними». Программа курса предлагалась курсантам четвёртого курса и опиралась на междисциплинарные связи общегуманитарных, общепрофессиональных дисциплин, дисциплин специализации и производственную практику. Разработанный курс относится к числу факультативных дисциплин и предназначен для обучения курсантов по специальности 030501.65 -Юриспруденция, специализация уголовно-правовая.
Цель курса - формирование системы знаний, умений и навыков психолого-педагогической деятельности, направленной на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также на их ресоциализацию в учреждениях ФСИН.
В соответствии с целью мы выделили задачи курса:
1. Обеспечить формирование у курсантов теоретических представлений о профилактической деятельности как отрасли гуманитарного психологопедагогического знания, ее объекте, предмете исследования и основных категориях.
2. Способствовать формированию целостного представления о факторах социализации подростка, причинах дезадаптации и отклонений в поведе-
нии (девиантное и деликвентное поведение).
3. Раскрытв специфику психолого-педагогической деятельности, направленной на профилактику правонарушений и ресоциализацию несовершеннолетних в воспитательно-производственном пространстве учреждения исполнения уголовного наказания, ее гуманистической направленности.
4. Освоить приёмы и методики организации педагогических условий успешной профилактики и ресоциализации несовершеннолетних.
5. Способствовать формированию у курсантов знаний и умений, позволяющих в дальнейшем повышать свою психолого-педагогическую компетентность.
В результате обучения у курсантов должны быть сформированы:
« чёткие представления:
- о формах профилактической работы с несовершеннолетними;
- о современных психолого-педагогических программах, направленных на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения, ресоциализацию подростков, совершивших противоправные действия;
® знания:
- о современных психолого-педагогических подходах к изучению личности несовершеннолетнего;
- о явлениях социальной дезадаптации несовершеннолетних, отклоняющегося поведения подростков;
- о методологии проектирования психолого-педагогических программ, социального сопровождения несовершеннолетних;
• умения:
- анализировать проблемные ситуации, выявлять причины их возникновения;
- совершать самостоятельный поиск необходимой информации;
- анализировать полученную информацию и аргументированно выражать свое отношение к ней;
- проектировать собственную деятельность, направленную на достижение целей профилактики отклоняющегося поведения и ресоциализацию несовершеннолетних;
• навыки:
-когнитивные - поиск и анализ информации;
- проектные - формулировка проблемы, постановка цели и задач, принятие решения;
- креативные - генерация нестандартных идей по разрешению проблем;
- коммуникативные - активное слушание, понимание позиции собеседника, постановка вопросов, адекватное выражение собственной позиции, ее аргументация.
Отбор содержания курса был проведен на основе принципов:
- гуманизации образования;
- связи с будущей профессиональной деятельностью;
- междисциплинарной интеграции.
Содержание курса состоит из нескольких логически взаимосвязанных тем.
Тема 1. Педагогическая профилактика как форма социализации подростка в качестве цели предполагает введение курсантов в проблематику пси-холого-педагогической профилактики, социализации и ресоциализации несовершеннолетних .
Обсуждаемые вопросы: основные категории педагогики: воспитание, формирование, становление личности; развитие, обучение, образование; педагогические системы и их задачи. Важное значение в данном разделе имеет рассмотрение понятия педагогической профилактики с ее объектом, предметом, целями и задачами, а также понятия социализации с ее механизмами, факторами, каналами и условиями, особенностями ресоциализации несовершеннолетних в условиях пенитенциарной системы.
Тема 2. Феноменология отклоняющегося поведения в подростковом возрасте - знакомит курсантов с основными понятиями отклоняющегося поведения и представлениями о психолого-педагогическом исследовании и диагностике отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Обсуждаемые вопросы: отклоняющееся поведение подростков (девиантное и деликвентное поведение); причины дезадаптации и отклонений в поведении; возрастные особенности подростков, физиологические, психологические и социальные изменения; внутренние конфликты подростка и их отражение в поведении, общении; классификация акцентуированных характеров (по А.Е. Личко и по К. Леонгарду); педагогическая запущенность подростков, её виды. Большое внимание уделяется методам исследования личности несовершеннолетнего и методам педагогической коррекции.
Тема 3. Основные современные психолого-педагогические концепции, их специфика в работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, - дает представление о тенденциях развития педагогической аксиологии, теории и практики.
Обсуждаемые вопросы: субъект-объектный и субъект-субъектный подходы к построению педагогического процесса; ценности, направления развития и тенденции современного образования; поведенческий, деятельностный, когнитивный, коммуникативный подходы к изучению личности и проектированию педагогической деятельности; комплексный и культуротворческий подходы к психолого-педагогической работе с подростками.
Тема 4. Структура и проектирование психолого-педагогической деятельности в условиях пенитенциарной системы - рассматривает основы педагогического проектирования в работе с несовершеннолетними.
Обсуждаемые вопросы: понятие «педагогическое проектирование»; этапы проектирования; исследование проблемной области: выявление проблем, их симптоматики и причин возникновения; системный анализ задач профилактических программ - предпосылка их успешного решения; выбор
концепции и методологии проектирования; целеполагание. Результатом освоение темы является разработанный и оформленный проект.
Тема 5. Особенности психолого-педагогической коммуникации при работе с несовершеннолетними. Педагогическое общение как среда и средство социализации и ресоциализации несовершеннолетних - ставит целью выявить сущность педагогического общения как среды и средства воспитания (социализации и ресоциализации) несовершеннолетних.
Обсуждаемые вопросы: общение как социально-психологический феномен; общение как предмет и средство социально-педагогической деятельности; психолого-педагогические теории коммуникации; диалог как педагогическая среда, продуктивный диалог; педагогическое общение при работе с несовершеннолетними; особенности психолого-педагогической коммуникации при работе с несовершеннолетними.
Тема 6. Специфика педагогической коммуникации с несовершеннолетними в конфликтных ситуациях - позволяет освоить педагогические методы работы с несовершеннолетними в конфликтных ситуациях.
Обсуждаемые вопросы: конфликт - структура, причины возникновения, динамика развития; особенности конфликта в подростковом возрасте; исследование и диагностика конфликта; педагогическое значение конфликта, его воспитывающая и развивающая функции; ситуации педагогической помощи; методы воздействия на сознание воспитуемых в ситуациях педагогической помощи: метод «взрыва», метод убеждения, приёмы скрытой помощи, процесс фасилитации; коррекция и управление конфликтом; личностно-ориентированный подход как условие успешности индивидуализированной педагогической помощи подросткам.
Тема 7. Программы предупреждения правонарушений и ресоциализации подростков, совершивших противоправные действия (отечественный и зарубеэюный опыт) - позволяет сформировать прецеденты для проектирования профилактических программ.
Обсуждаемые вопросы: ретроспективный анализ профилактических программ; опыт детских организаций и движений в профилактике правонарушений, социализации и ресоциализации подростков; скаутское движение; педагогическое наследие А. С. Макаренко; значение педологии; опыт В. П. Кащенко; современные программы социализации и ресоциализации несовершеннолетних, анализ отечественного и зарубежного опыта (программы профилактики и ресоциализации в США). Важное внимание при рассмотрении этой темы уделяется опыту православной церкви в профилактике асоциального поведения и ресоциализации несовершеннолетних, совершивших противоправные действия.
Тема 8. Анализ эффективности психолого-педагогических программ., направленных на профилактику девиантного поведения, социализацию и ресоциализацию несовершеннолетних - осуществляет анализ эффективности психолого-педагогических программ. Изучение темы позволяет научить
оценивать эффективность психолого-педагогических программ, направленных на профилактику асоциального поведения, социализацию и ресоциализацию несовершеннолетних; разработать систему критериев и показателей эффективности педагогических программ; сформировать критериально-оценочный аппарат для анализа программ с целью их совершенствования. В качестве примера были выбраны проекты, признанные лучшими в конкурсе «Тюремная реформа в России», проводимом Фондом Форда.
Обсуждаемые вопросы: категория «эффективность» в педагогической практике; система критериев и показателей эффективности; методика сравнительного анализа разработанных программ; психолого-педагогический мониторинг; процессы рефлексии и коррекции существующих программ; психолого-педагогическое самосовершенствование в ходе проведения педагогической профилактики.
Тема 9. Моделирование профессиограммы сотрудников отделов воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными - имеет цель обучить курсантов построению модели профессиограммы.
Обсуждаемые вопросы: понятие профессиограммы; моделирование в педагогике; алгоритм и структура построения профессиограммы (характерологические особенности личности сотрудника, его профессионально-пе-дагогические знания, общепедагогические навыки и умения); мотивация к педагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних, их социализации и ресоциализации; профессиограмма педагога; психолого-педагогическая компетентность сотрудника, способы её становления; создание модели профессиограммы сотрудника.
В процессе изучения дисциплины использовались различные формы активного обучения курсантов, эвристический подход: проблемные лекции и семинарско-практические занятия, защита докладов и проектов, аннотирование научных статей, посвященных проблемам отклоняющегося поведения, элементы деловых и ролевых игр, тренинги.
Новизна в организации и проведении данного курса заключается в том, что курсантам не просто давались готовые знания по предмету, а в начале курса перед ними ставились актуальные проблемы социально-педагогической профилактики, которые они самостоятельно решали на протяжении всего курса. Данные проблемы не только описывались в ходе лекций, но и воспроизводились в имитационных играх. Процесс разрешения проблем строился «спиралевидно» - осуществлялся возврат к уже сделанному на более высоком уровне.
В ходе поэтапного разрешения поставленных вопросов курсанты осуществляли проектирование профилактических программ. Элементы разработанных проектов реализовывались в ходе деловых игр и тренингов. На основе результатов рефлексии затруднений, с которыми они сталкивались в
деятельности, были намечены ориентиры самосовершенствования, которые в итоге оформились в проект профессиограммы. Тем самым были реализованы воспитательные и развивающие функции курса.
Особенностью курса является интеграция междисциплинарных связей: нисходящие связи с такими дисциплинами, как «Социология», «Философия», «Логика», «Социальная психология», «Пенитенциарная педагогика» (темы 1, 2, 8, 9); параллельные - «Конфликтология», «Юридическая психология» (темы 5,6); восходящие - «Пенитенциарная педагогика», «Криминология» (темы 3, 4, 7). Это, с одной стороны, позволяет опереться на те знания, которые курсанты уже получили при изучении данных дисциплин, с другой - восполнить пробелы по конкретным темам, выделяя проблематику курса.
Лекционные занятия были направлены на получение и осознание основ педагогической деятельности, связанной с профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних, социализацией и ресоциализацией подростков.
Семинарско-практические занятия формировали личное самоопределение курсантов к проблеме отклоняющегося поведения, мотивацию к профилактической работе с несовершеннолетними, способность проектировать собственную психолого-педагогическую деятельность, на основе использования активных форм обучения создавались предпосылки применения полученных знаний в квазипрофессиональной деятельности.
В процессе самостоятельной работы курсанты учились находить и анализировать нужную информацию, использовать ее в своих профессиональных целях.
Для организации самостоятельной подготовки курсантов к семинарско-практическим занятиям, проектирования ими профилактических программ методическое обеспечение курса включало специальный учебно-методический кейс, в котором были развёрнуто представлены опорные материалы по всем тематическим разделам, включая используемые в курсе анкеты, опросники, тесты и тренинги для проведения психолого-педагогической диагностики и мониторинга.
Изучение курса «Психолого-педагогическая подготовка сотрудников УИС к работе с несовершеннолетними» завершилось сдачей зачёта на основе защиты созданных курсантами групповых проектов профилактических программ и программ ресоциализации. Суть данных программ заключается в поиске инновационных подходов к решению проблемы профилактики девиантного поведения подростков, предупреждения преступности несовершеннолетних, разработке эффективных методик воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Проекты курсантов отличаются высоким уровнем научности и наличием методических разработок, объективностью информационно-аналитических материалов, творческим подходом в определении как форм действий, так и их содержания, на-
личием практической значимости. Лучшие проекты (создание школы социальной адаптации, создание домов ребёнка при воспитательных колониях, создание военного летнего лагеря для подростков, ювенальной юстиции, программы профилактики употребления наркотических веществ, алкоголя и др.) были выбраны для участия в конкурсе «Социально-экономическое развитие подразделений УИС», который проводится ФГОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России (в рамках ежегодного конкурса студенческих инициатив - социально-экономическое развитие региона - «Моя страна -моя Россия», организованного департаментом образования Кемеровской области).
Полученные в ходе изучения курса знания, умения и навыки применялись курсантами в ходе производственной практики в учреждениях УИС: курсанты проводили анкетирование, тестирование подростков, воспитательные, нравственно-духовные, эвристические беседы. Результаты практики легли в основу написания курсантами статей для участия в студенческих научно-практических конференциях.
Данные эксперимента показали, что по сравнению с начальным уровнем к концу изучения данной дисциплины на 23% возрос уровень мотивации курсантов к профилактической работе с несовершеннолетними. В результате ряд курсантов выбрали проблемы профилактики преступности несовершеннолетних, создание программ социализации подростков, ресоциализации темами своих дипломных работ.
Библиографический список
1. Алексеева, Е. Законов достаточно, но они не исполняются / Е. Алексеева // Независимая газета. - 2002. - 6 июня. - С. 10
2. Андреева, В. М. Организация профилактики аддиктивного поведения среди детей и подростков [Электронный ресурс] / В. М. Андреева. - Режим доступа: http ://antipav.nm.rii/conf/ conf-list.htm.
3. Гилинский, Я. И. Социальный контроль над девиантным поведением в современной России: теория, история, перспективы [Электронный ресурс] /Я. И. Гилинский. -Режим доступа: http://www.narcom.ru/ideas/socio.html.
4. Гусаров, В. А. Результативность работы отделов по профилактике социально обусловленных заболеваний районных центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи [Электронный ресурс] / В. А. Гусаров. - Режим доступа: http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/-section=4_2.htm.
5. Иванова, А. И. Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений: автореф. дис.... канд. юрид. наук. / А. И. Иванова. - Н. Новгород, 2006.-20 с.
6. Исхакова, 3. Г. Пути повышения эффективности профилактической работы в системе образования г. Тюмени [Электронный ресурс] / 3. Г. Исхакова. - Режим доступа: http://antipav.nm.ru/conf/conf-list.htm.
7. Молокоедов, В. В. Преступность несовершеннолетних в Новгородской
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ...
области [Электронный ресурс] / В. В. Молокоедов. - Режим доступа: http:// subj е ct_cr i m in al i st ic s_ 1 .html
8. Старков, О. В. Предупреждение преступлений: учеб. пособие / О. В. Старков. - М.: Юристъ, 2005. - 284 с.
9. Щуркова, Н. Осложненное поведение как объект внимания социального педагога / Н. Щуркова // Социальная педагогика: деловой журнал для педагогов. -2006. - № 3. - С. 15.
10. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: № 120 - ФЗ от 24.06.1999 г. // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
УДК 378.244
Е. В. Ильенко, В. А. Беловолов
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Изучение особенностей процесса формирования «правового пространства» личности учащегося в системе существующей в настоящее время правовой культуры невозможно вне теоретического осмысления понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», которые лежат в основе всякого педагогического исследования. Теоретический анализ содержания характеризует нечто специфическое. Так, в понятии «человек» на первый план выступает «общее» т. е. биосоциальная структура и социально-деятельная сущность индивидов. На втором плане - «особенное», т. е. социально-типичное. На третьем - «единичное», отражающее характерные особенности только данного конкретного индивида.
В понятии же «личность» на первом плане - «особенное», на втором -«общее» и на третьем - «единичное».
В понятии «индивидуальность» на первом месте - «единичное», т. е. индивидуально-своеобразное, на втором - «особенное», на третьем - «общее».
Человек является носителем не только специфической биологической структуры, но и самой высшей формы движения материи - социальной. Движение традиционно рассматривается как способ существования материи. Известно, что в мире существует только движущаяся материя. Среди форм движения материи различают механическое (простейшее перемещение тел), физическое (свет электричество), химическое (молекулы), биологическое (или жизнь), социальное (законы развития социального организма, социума).