Н.И. Гендина // Библиотековедение. — 2006. —№ 4. — С. 13-15.
8. Готт, В.С. Социальная роль информатики / В.С. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул. — М.: Знание, 1987. — 64 с.
9. Ермаков, Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации / Д.С. Ермаков // Открытое образование. — 2011. —№ 1. — С. 4-8.
10. Семеновкер, Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков / Б.А. Семеновкер // Библиография. — 1991. — № 1. — С. 11-15.
11. Урсул, А.Д. Природа информации. Философский очерк / А.Д. Урсул. — М.: Политиздат, 1968. — 288 с.
12. Уханов, В.А. Информационная деятельность человека: социально-философский анализ: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Уханов Владимир Андреевич. — Екатеринбург, 1997. — 292 с.
13. Формирование информационной компетентности личности в региональной образовательной среде: монография / А.А. Темербекова [и др.]. — Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. — 226 с.
УДК 377.5
М.М. Абрагимович
Академия социального управления
ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современных условиях развития рыночной системы отношений существующие проблемы подготовки специалистов и рабочих, реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования её взаимоотношений с реальным сектором экономики встали в ряд важнейших общегосударственных задач. Конкурентоспособность будущего специалиста-выпускника приобретает статус одного из важнейших показателей в образовательной деятельности учреждений профессионального образования.
Несоответствие перечня и качества образовательных услуг современным запросам рынка труда стало существенным противоречием в сегодняшней социально-экономической ситуации: студент профессиональной школы не имеет полноценной профессиональной подготовки; приступая к трудовой деятельности, выпускник оказывается к ней недостаточно подготовленным — он что-то знает в одних областях, что-то умеет делать — в других, что-то проектировать — в третьих. Он не приучен делать что-либо целиком и целиком нести ответственность за свои дела. Он не научен общению в коллективе, он не умеет получать наслаждение от своего труда. И поэтому ему приходится действовать не так, как следовало бы, а так, как получится, как сложатся внешние обстоятельства и условия его работы, по знаменитому принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». Это — крупнейший недостаток всего нашего образования на всех уровнях [4, с. 98].
В сложившейся ситуации одним из ключевых элементов формирования конкурентоспособного специалиста-выпускника является сфера дополни-
тельного профессионального образования (ДПО). Повышение квалификации и профессиональная переподготовка трудовых ресурсов стали одними из значимых факторов национального конкурентного преимущества на рынке труда, достичь которых можно только развивая и поддерживая себя в сфере ДПО. Принципы сферы ДПО основываются на опережающем и регулирующем характере содержания обучения, ориентации на развитие специалиста как личности, индивидуализации учебного процесса, гуманизме и демократичности образования.
В настоящее время в Европе проходят интенсивные интеграционные процессы в профессиональном образовании. Важность участия в общеевропейских процессах развития профессионального образования обусловливается тем, что в странах Европейского Союза наработаны различные положительные механизмы повышения качества и эффективности профессионального образования, позволяющие системам профессионального образования реально способствовать повышению конкурентоспособности экономики и решению важных социальных задач. Международное образовательное пространство предоставляет новые возможности для продвижения российского образования на международной арене, и для полноценного участия России в общеевропейском образовательном пространстве необходимо принять ряд мер по модернизации российского образования.
Современное состояние российского профессионального образования оценивается многими авторами как кризисное, что связано как с глобальными тенденциями развития современного общества, так и с особенностями его развития в России.
Но, несмотря на сложную социально-экономическую обстановку, в российском образовании ведется интенсивная творческая работа в педагогическом, научно-методическом и организационном направлениях.
В связи с этим справедливо отмечается, что отечественное профессиональное образование по многим направлениям является конкурентоспособным, и поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы лучшие традиции российского образования были сохранены и получили дальнейшее развитие [5, с. 413].
Основным критерием востребованности специалиста-выпускника на рынке труда является качество его подготовки и качество его образования.
Учреждения профессионального образования как субъекты рыночных отношений в целях сохранения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг напрямую заинтересованы в изучении и прогнозировании рынка труда и в том, чтобы их образовательные программы как можно полнее соответствовали требованиям работодателей и рынка труда, а студенты-выпускники как можно полнее усваивали эти программы [1, с. 119].
Реализация данного механизма взаимодействия рынка труда и профессионального образования путем воздействия на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы позволит учреждению профессионального образования повышать качество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью молодых специалистов, вносить свой вклад в развитие трудовых ресурсов региона.
В связи с этим возрастает регулирующая роль ДПО в учреждениях профессионального образования для обеспечения трудоустройства их специалистов-выпускников, обеспечения престижности и востребованности на рынке труда. Главной целью ДПО является формирование конкурентоспособной личности, активно, компетентно и эффективно участвующей во всех сторонах общественной жизни. И эта цель достигается посредством удовлетворения конкретных образовательных потребностей обучающихся средствами ДПО по освоению новых рабочих профессий, повышению квалификации по специальности.
Учитывая специфику ДПО, основой его организации являются образовательные программы, которые отличаются от программ основного профессионального образования не только учебными планами, но и тем, что обеспечивают подготовку специалистов по специфическим видам профессиональной деятельности, формируют конкурентоспособность специалиста и выводят его на региональный рынок труда. Особенность программ ДПО заключается в том, что они представляют собой услуги в области образования, главные потре-
бительские свойства которых заключаются в удовлетворении потребностей специалистов в освоении компетенций в соответствующих областях реального сектора экономики и непроизводственной сферы.
Цель обучающегося в системе ДПО — овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и качествами для того, чтобы на более высоком профессиональном уровне решать практические задачи на своём рабочем месте [3, с. 13].
Таким образом, система ДПО, основываясь на опережающем и регулирующем характере содержания обучения, играет большую, важную роль в подготовке конкурентоспособных специалистов-выпускников для регионального рынка труда с ориентацией на международный уровень качества.
Анализ понятия «конкурентоспособный специалист» позволил установить, что это не только продукт производства учебного заведения, но и личность, обладающая определенными качествами. Подготовка современного специалиста должна ориентироваться на формирование его компетентности в профессиональной, социальной и личностной сферах. Только интеграция профессиональных, социальных и личностных компетенций может обеспечить специалисту-выпускнику учреждения профессионального образования конкурентоспособность на рынке труда. Под конкурентоспособностью специалиста-выпускника мы понимаем всесторонне подготовленного, высококвалифицированного работника, способного предложить себя как товар на рынке труда, вступить в определённые отношения с работодателем или самому выступить в роли предпринимателя [6, с. 19].
Конкурентоспособный специалист должен обладать следующими качествами: целеустремлённость, чёткость ценностных ориентаций; трудолюбие, творческое отношение к делу; независимость, способность к риску; способность быть лидером; способность к непрерывному саморазвитию; стремление к высокому качеству конечного продукта; стрессоустойчивость; коммуникабельность. Кроме качественных знаний, умений и навыков, предусмотренных требованием государственного стандарта профессионального образования по специальности, выпускнику необходимы личные качества, такие как: профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, инициативность и самодисциплина, предприимчивость и деловитость, способность к самоанализу и принятию ответственных решений, достоинство и личная ответственность, способность к защите своих прав и свобод. Таким образом, профессионализм и личные качества такого работника должны способствовать выпуску конкурентоспособной продук-
ции, процветанию предприятия, фирмы, материальному и психологическому комфорту самого работника.
Знание требований, предъявляемых рынком труда к выпускникам, позволяет учреждению профессионального образования разработать и обосновать конкретные модели конкурентоспособного специалиста по различным профессиям и специальностям. Данные модели выступают в качестве ориентира функционирования образовательных структур (траекторий) и являются основанием для проектирования всей образовательной деятельности учреждения. Прогнозная модель выпускника, которая состоит из общекультурных и профессиональных компетенций, будет являться первоосновой для разработки основной и дополнительной образовательных программ по определённому направлению и уровню подготовки. Содержание образования подбирается под проектируемый результат, т. е. гарантированное формирование заявленных компетенций студента-выпускника. Рассуждения о том, что надо изучать и чем должны владеть студенты, решаются просто: что на данный момент востребовано на региональном рынке труда, то и имеет право сегодня на существование [2, с. 114].
В современных условиях реформирования системы профессионального образования конкурентоспособность учреждения профессионального образования — один из основных показателей реализации образовательной политики учреждения, во многом определяющий его рейтинг в числе других профильных учебных заведений. Конкурентоспособность учреждения профессионального образования сегодня определяется его способностью готовить специалистов-выпускников, востребованных на региональном рынке труда и в дальнейшем трудоустроенных по своей специальности.
Для эффективной деятельности учреждения профессионального образования по формированию конкурентоспособных специалистов-выпуск-
ников для существующего рынка труда должны выполняться определённые организационно-педагогические условия ДПО, включающие в себя: единство образовательной среды в сфере основного и дополнительного профессионального образования; формы, методы и средства обучения по программам ДПО — условия обучения, совместимость по видам и срокам, гибкость и преемственность содержания, функциональность и практико-ориенти-рованность, ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения; профессиональная компетентность преподавательского состава; техническая база обеспечения профессиональной подготовки; прохождение практики с учётом закрепления новых профессиональных компетенций по освоенным программам ДПО; развитие социальной и профессиональной активности студентов путём осознания необходимости повышения своих конкурентных преимуществ на рынке труда.
Формирование конкурентоспособного специалиста-выпускника для рынка труда во многом определяется выполнением условий успешной деятельности учреждения профессионального образования (УПО) и работы административного и преподавательского состава (АПС) образовательного учреждения (рисунок).
Рассмотрим структуру условий, в которой:
♦ условие «мочь» предполагает, что администрация и преподаватели учреждения профессионального образования знают, как работать, умеют и успевают успешно работать;
♦ условие «хотеть» предполагает желание успешно работать, где степень успешности работы получает оценку, которая сопровождается соответствующими стимулами;
♦ условие «знать» предполагает, что работники учреждения профессионального образования знают, кого учить, зачем учить, сколько учить, чему учить, где учить, как учить, кому учить и чем (с помощью чего) учить;
♦ условие «уметь» предполагает высокую квалификацию работников учреждения профессионального образования и их профессиональный подход к работе;
♦ условие «успевать» предполагает рациональное планирование и использование времени учебного процесса работниками учреждения профессионального образования;
♦ условие «оценка» предполагает критерии оценки успешной работы работников учреждения профессионального образования;
♦ условие «стимулирование» означает использование потенциально возможного спектра стимулов (положительных, отрицательных, моральных, материальных и других). Раскроем содержание основных вопросов, обозначенных на схеме:
♦ «кого учить?» — проведение работы по профориентации молодёжи (школа, учреждение профессионального образования, служба занятости населения, работодатели, родители); определение уровня профессиональной пригодности поступающих в учреждение профессионального образования на конкретную специальность; заключение трёхсторонних договоров: студент — учреждение профессионального образования — работодатель;
♦ «зачем учить?» — освоение студентом-выпускником системы знаний, умений, навыков будущей специальности как необходимой предпосылки успеха его практической профессиональной деятельности;
♦ «сколько учить?» — в соответствии с ГОС и квалификационными требованиями к профессиональным компетенциям, необходимым для исполнения должностных обязанностей по конкретной специальности; использование дополнительных образовательных программ профессионального обучения;
♦ «чему учить?» — учить тому, что может понадобиться выпускнику после окончания учреждения профессионального образования; содержание обучения должно быть разработано в виде «модели конкурентоспособного специалиста» и его функциональных обязанностей; овладение самой учебной деятельностью — «учить учиться»;
♦ «где учить?» — учить в учреждении профессионального образования с базовым материально-техническим обеспечением учебного процесса по специальности;
♦ «как учить?» — применение наиболее эффективных форм обучения по конкретной обра-
зовательной программе с временным разделением теории, практики и самостоятельной работы; контроль усвоения учебной программы; корректирующая обратная связь по результатам освоения учебной программы (модуля);
♦ «кому учить?» — профессиональный отбор преподавательского состава по критериям профессиональной компетентности педагога; учёт различных свойств личности будущего преподавателя;
♦ «чем (с помощью чего) учить?» — совершенствование материального обеспечения учебного процесса учреждения профессионального образования; внедрение разнообразных технических средств обучения (средств визуализации информации, индивидуального контроля знаний, программного обучения, тренажёров и т. д.).
Таким образом, регулирующая роль ДПО в подготовке учреждениями профессионального образования конкурентоспособных специалистов-выпускников — это требование жизни в современных социально-экономических условиях существующего рынка труда, и учреждения профессионального образования должны стремиться к реализации этого требования, чтобы сохранить свой имидж и удержаться «на плаву» в жёстких рыночных условиях.
Список литературы
1. Васильченко, Н.Г. Востребованность специалиста на рынке труда как интегрированный критерий качества образовательной программы / Н.Г. Васильченко, Е.В. Бурлюкина // Инженерное образование. — 2005. — № 3. — С. 116-123.
2. Иванов, А.В. О модели конкурентоспособного выпускника вуза / А.В. Иванов, А.В. Коробейников // Ид-накар. — 2011. — № 1(11). — С. 113-121.
3. Наумова, Т.Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования / Т.Б. Наумова // Компетентность. — 2009. — № 5. — С. 10-16.
4. Новиков, А.М. Развитие отечественного образования: полемические размышления / А.М. Новиков. — М.: Изд-во «Эгвес», 2005. — 176 с.
5. Свиридова, А.Э. Актуальные проблемы развития российской образовательной системы в соответствии со стандартами Болонского процесса / А.Э. Свиридова // Экономическая наука и образование. — 2010. — № 12(73). — С. 413-414.
6. Суворов, В.С. Как сформировать конкурентоспособного специалиста: пособие для руководителей и педагогов учебных заведений профессионального образования / В.С. Суворов, П.Н. Осипов. — Казань: ИСПО РАО, 2000. — 100 с.