Научная статья на тему 'Подготовка колледжа к практической реализации ФГОС СПО нового поколения'

Подготовка колледжа к практической реализации ФГОС СПО нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крель Н. А.

Автор рассматривает новые требования к организации учебного процесса при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крель Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers new requirements to the organisation of educational process at transition to Federal state educational standards of new generation.

Текст научной работы на тему «Подготовка колледжа к практической реализации ФГОС СПО нового поколения»

ПОДГОТОВКА КОЛЛЕДЖА К ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

КРЕЛЬ Н.А.

Автор рассматривает новые требования к организации учебного процесса при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

The author considers new requirements to the organisation of educational process at transition to Federal state educational standards of new generation.

Проблема конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (ОУ СПО) обусловлена потребностью общества в специалистах, способных системно решать профессиональные задачи. Это качество особенно актуально для специалистов в области экономики и управления, в частности - менеджеров, бухгалтеров, специалистов в области финансов, страховых услуг.

Переход профессионального образования на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения предусматривает принципиально новые требования к организации учебного процесса. ФГОС СПО закрепляют требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных профессиональных образовательных программам (ОПОП).

В процессе сотрудничества с предприятиями - социальными партнерами в адрес учебных заведений, готовящих специалистов экономико-управленческого профиля, часто поступают различные замечания, которые в совокупности характеризуют проблемы, связанные с адаптацией студентов и выпускников ОУ СПО к профессиональной деятельности. Одной из причин подобных недостатков является неразработанность междисциплинарного подхода к организации процесса обучения.

Важным элементом учебных планов, в соответствии с новыми ФГОС СПО являются профессиональные модули и соответствующие им междисциплинарные курсы. В этой связи учебнометодической службой колледжа был разработан интегрированный междисциплинарный курс (МДК), который позволяет целенаправленно систематизировать междисциплинарные связи в пределах практически любой специальности, входящей в группу 080000 «Экономика и управление».

В основе междисциплинарного курса лежит результат дидактической интерпретации межфунк-циональных связей, существующих на реальном предприятии. Это позволяет рассматривать его как элемент системы адаптации студентов и выпускников ОУ СПО к профессиональной деятельности.

Профессиональный модуль как часть ОПОП, имеет определённую логическую завершённость по отношению к заданным ФГОС результатам образования, которая определяет оптимальные условия для освоения студентами профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности.

Подобный подход полностью соответствует логике взаимосвязей, существующих между базовыми понятиями, зафиксированными в новых стандартах, и позволяет целенаправленно работать над проектами междисциплинарных курсов (схема 1):

Схема.1 Последовательность разработки междисциплинарного курса

Модель интегрированного МДК в состоянии систематизировать теоретический материал и соответствующие ему практические работы по дисциплинам профессионального цикла в соответствии с логикой создания и функционирования реального предприятия (табл.1).

Межфункциональные связи Функции (Фп) Профессиональные компетенции (ПКп) Профессиональные модули (ПМп) Междисциплинарные курсы Интегрированный междисциплинарный курс как дидактический эквивалент межфунк-циональных связей, существующих на предприятии

Ф1 ПК1 ПМ1 МДК1

Ф2 ПК2

Ф3 ПК3 ПМ2 МДК2

Ф4 ПК4

Ф5 ПК5

В зависимости от основных видов деятельности, характерных конкретной специальности, были разработаны следующие междисциплинарные курсы:

«Юридическая служба предприятия». Включает дисциплины: «Основы права», «Правое обеспечение профессиональной деятельности и др.

«Финансово-экономическая служба предприятия». Объединяет дисциплины: «Экономика организации (предприятия)», «Финансы и кредит», «Основы банковского дела», «Анализ финансовохозяйственной деятельности предприятия» и др.

«Организационно-управленческая служба предприятия». Включает дисциплины: «Менеджмент», «Маркетинг», «Управление персоналом».

«Бухгалтерская служба предприятия». К ней могут быть отнесены дисциплины: «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет», «Система национальных счетов», «Международная система учета», «Налоги и налогообложение», «Аудит» и др.

Для технических специальностей (270100 «Строительство», 190500 «Эксплуатация транспортных средств», 150100 «Металлургия» и др.) важным междисциплинарным курсом может стать МДК «Производственно-техническая служба предприятия».

В рамках эксперимента было доказано, что реализация интегрированного МДК способствует формированию у студентов ОУ СПО интегрированного видения осваиваемой специальности. Это профессионально значимое качество в значительной степени определяет высокий уровень профессиональной адаптации будущих специалистов.

2 Профессиональное образование. Столица | №10 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.