Валиев Ш.З.
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление»
ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»,
Россия, г. Уфа
О ПРОБЛЕМЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ
ABOUT THE STAFF PROBLEM OF THE EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE HOUSING FUND
Реформирование жилищно-коммунального комплекса нашей страны продолжается более 20 лет! Главным позитивным результатом реформы ЖКХ 1992-2013 гг. следует признать неоспоримый факт: жилищно-коммунальный комплекс Российской Федерации в основном функционирует устойчиво. Масштабность, сложность и важность этого сектора российской экономики трудно переоценить.
Однако темпы и результаты реформирования ЖКХ за последние 20 лет не в полной мере удовлетворяют многих наших граждан. Социологические опросы, отчеты государственных органов, официальная статистика, обращения граждан в различные структуры свидетельствуют, что в настоящее время наиболее острой социальной проблемой является ситуация в жилищно-коммунальном комплексе России.
Успешная реализация реформ жилищной сферы невозможна без квалифицированного управленческого персонала. Однако анализ ситуации в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг показывает, что ни один из четырех основных участников данного процесса - население, управляющие организации, поставщики коммунальной услуги и местная власть - не удовлетворен положением дел. Неудовлетворенность субъектов рынка жилищных и коммунальных услуг сегодняшним положением дел имеет вполне объективные основания. Одна из существенных причин сложившейся ситуации
- неэффективная организация системы подготовки профессиональных кадров в области управления ЖКХ как в органах местного самоуправления, так и на предприятиях отрасли в свете требований Жилищного кодекса РФ. Между спросом и предложением на рынке профессиональных менеджеров в ЖКХ
- огромный разрыв.
Проведение рыночных реформ в России оказало серьезное влияние на процессы подготовки кадров в сфере ЖКХ. Необычайно возросла актуальность эффективного кадрового сопровождения проводимой реформы и возникла необходимость наряду с реформированием экономического механизма най-
ти пути резкой интенсификации работы по подъему уровня квалификации и компетентности работников предприятий любой формы собственности в этой важной для всех сфере.
В своем докладе считаем необходимым остановиться на наиболее острой проблеме - повышении эффективности управления многоквартирными домами. Недаром Президент Российской Федерации В.В. Путин на совещании по вопросам повышения качества жилищно-коммунальных услуг (в ноябре 2012 г.) среди основных проблемных вопросов ЖКХ, которыми необходимо заниматься сегодня в первую очередь, обозначил вопрос управления многоквартирными домами. По словам Президента РФ: «В этой сфере растет количество злоупотреблений и следует признать, что значительная часть законодательных норм, которые вырабатывались в последнее десятилетие, не только не улучшала, но и запутывала ситуацию в управлении многоквартирными домами» [1].
В последнее время резко возросло число жалоб на работу отрасли. Так, за 2013 год в Госжилин-спекцию РБ поступило более 12 тысяч обращений от физических, юридических лиц, органов исполнительной власти, средств массовой информации, что на 125 % больше, чем за аналогичный период 2012 года [2]. В ходе инспекционных проверок выявлено свыше сорока трех тысяч нарушений по технической эксплуатации жилищного фонда, правилам пользования жилыми помещениями и обеспечению коммунальными услугами.
При этом в структуре жалоб увеличиваются жалобы по вопросам управления жилищным фондом (неудовлетворительной работы управляющих компаний) и ненадлежащего содержания общего имущества с 43 % из общего числа в 2012 году до 51 % в 2013 году.
Специалисты отмечают, что на одно проверенное жилое здание в среднем приходится 5,2 факта нарушений, в ряде многоквартирных домов при инспектировании выявляются до 15 и более нарушений как
по технической неисправности конструкций и инженерных систем, так и некомплектности технической документации.
Названные факты свидетельствуют о том, что на современном этапе реформы ЖКХ к числу важнейших проблем относится неэффективность содержания и эксплуатации жилищного фонда. Во многом это связано с отсутствием подлинного участия населения в управлении своими домами, разрозненностью собственников жилья и отсутствием системного контроля качества работ и услуг. Приватизация квартир в многоквартирных домах еще не сделала их обладателей эффективными собственниками. Несмотря на ежегодный рост жалоб, собственники по-прежнему практически не участвуют в управлении своим имуществом.
С развитием товариществ собственников жилья к управлению многоквартирными домами пришла масса людей, имеющих самое смутное представление о тех проблемах, которые возникают в процессе этой деятельности. Ежегодная сменяемость председателей правлений ТСЖ достигает 35-40 % [3]. Одни уходят сами. Других сменяют бесконфликтно. Третьих привлекают к уголовной ответственности за нанесение материального ущерба собственникам помещений. Современный жилой многоквартирный дом - сложное инженерное сооружение, которое должно обеспечивать комфортное и безопасное проживание людей. Управление многоквартирным домом требует обширных знаний в различных областях: инженерии, менеджменте, экономике, маркетинге, бухгалтерии, социологии, психологии. В процессе управления МКД реализуются около 200 функций управления, процедуры и схемы, выполнение которых требует знания свыше 300 нормативных актов. Председатель товарищества собственников жилья - это универсал, который должен знать правила эксплуатации жилых зданий, уметь разговаривать с жильцами, представителями органов власти и поставщиками, уметь заключать договоры, вести делопроизводство. Все вопросы в ТСЖ (аренда нежилых помещений, ремонт) решаются общим собранием жильцов, но и его надо уметь организовать и провести.
Не наблюдается высокого профессионализма и в управляющих организациях. В эту сферу, почувствовав «запах легких денег», хлынули непрофессионалы. Бесконтрольная эксплуатация МКД такими организациями стимулируется разрозненностью собственников жилья и отсутствием системного контроля качества работ, что очень скоро обернется печальными последствиями. Перед органами местного самоуправления и государственной власти станет проблема разрушающегося жилья.
Острота названной проблемы побудила законодателя рассмотреть необходимость введения
обязательного лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами с 1 сентября 2014 года (проект закона в настоящий момент находится на рассмотрении Госдумы). В соответствии с законопроектом лицензионным требованием будет являться наличие у должностного лица (соискателя) лицензии квалификационного аттестата.
Разрешение проблемы в области кадрового обеспечения жилищного и коммунального хозяйства носит системообразующий характер для отрасли в целом. По оценке специалистов, в настоящее время в России доля работников коммунального хозяйства с высшим и средним профессиональным образованием составляет лишь 7 % [4]. Системы заказа кадров, квалификационных характеристик к ним и стандартов самой профессии в ЖКК не сформировано.
Серьезные системные проблемы кадрового обеспечения жилищно-коммунального комплекса страны не позволяют эффективно разрешать задачи модернизации и реформирования ЖКХ, а порой и напрямую тормозят эти процессы [5]. Дает себя знать также отсутствие системы заказа на подготовку кадров в сфере ЖКХ, методического обеспечения этой работы, системы должностных квалификаций и профессиональных стандартов, механизма персонификации ответственности и управления профессиональными рисками (аттестации и сертификации персонала).
Переход к инновационной экономике в сфере ЖКХ выдвигает принципиально новые требования к специалистам по управлению качеством ЖКУ. В настоящее время руководящим кадрам недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Существенным тормозом экономических и организационных нововведений стали сформировавшиеся в прежних условиях управления и хозяйствования традиции, знания, умения и навыки основной части кадров.
Необходимо также отметить, что интерес к отрасли ЖКХ среди молодежи крайне низок. Такая ситуация вызвана тем, что до настоящего времени специалист в сфере ЖКХ относится к числу непрестижных профессий, и здесь также без широкого жилищного просвещения молодежь в скором времени в сферу ЖКХ не придет.
Важнейшая задача сегодня - организовать обучение руководителей органов МСУ, работников предприятий ЖКХ, а также актива территориального общественного самоуправления инновационным рыночным формам решения проблем взаимодействия с управляющими компаниями и товариществами собственников жилья (далее ТСЖ), социальной защиты малоимущих граждан, основам работы по концессионным соглашениям, методам внедрения
персонифицированных счетов, основам тарифообра-зования в ЖКХ, изменениям законодательства при формировании муниципального заказа, информационному обеспечению систем управления многоквартирными домами и др.
Только сейчас определяется круг специальностей для жилищного управления, разрабатываются учебные программы. Вузы, пытаясь найти свой путь, решают начать с адаптации существующих программ по управлению недвижимостью к потребностям управления многоквартирными домами. Академическая среда достаточно консервативна и не любит реагировать на изменения спроса быстро. Сказывается слишком длительная процедура утверждения программ. Да и работодатель не готов сегодня платить за длительный срок обучения. Кроме того, выпускник вуза получает практику на рабочем месте, а это дополнительная нагрузка для работодателя. Как правило, получение академического образования предполагает длительные сроки.
Все это говорит о крайней актуальности и своевременности постановки вопроса не только о разработке новых образовательных продуктов (учебных программ и планов, методик преподавания и пр.) для обучения специалистов в жилищно-коммунальной сфере, но и повышения квалификации, обновления знаний преподавателей по тематике предоставления жилищных и коммунальных услуг.
За рубежом необходимость получения специального образования для работы управляющим жилым домом возникает не из-за законодательных требований, а по условиям рынка: собственники не доверят управление своим имуществом неквалифицированным специалистам. И наоборот, наличие сертификатов о специальном образовании, особенно общепризнанных на национальном или международном уровне, повышает шансы управляющего на получение заказа от собственников и высокую оплату своего труда.
Таким образом, среди основных приоритетов, решение которых позволит сформировать условия для развития эффективного, конкурентного рынка в жилищной сфере Республики Башкортостан и г. Уфы, должны быть формирование и развитие кадрового потенциала отрасли ЖКХ.
Важнейшая задача сегодня - выработка стратегических направлений по подъему уровня квалификации и компетентности работников предприятий ЖКХ, независимо от формы собственности. Разработка региональной концепции формирования и развития кадрового потенциала отрасли должна быть направлена на решение следующих задач:
- определение профессиональных и квалификационных требований по основным функционально-должностным категориям (в том числе и ТСЖ) с учетом технического переоснащения предприятий ЖКХ;
- формирование системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации как технического персонала, так и управленцев;
- создание кадрового резерва предприятий ЖКХ, управляющих компаний и ТСЖ на региональном и муниципальном уровнях;
- координация деятельности по обучению и аттестации кадров руководителей и специалистов в регионах и муниципальных образованиях;
- финансирование методического и информационного обеспечения всей работы по подготовке и повышению квалификации кадров;
- финансирование консультационной поддержки кадров (в первую очередь в ТСЖ);
- определение порядка стимулирования персонала предприятий ЖКХ в повышении качества услуг.
Помимо повышения профессионального уровня работников жилищно-коммунального хозяйства, не менее важна задача жилищного просвещения и жилищной культуры граждан. Не секрет, что большинство россиян недовольны качеством услуг ЖКХ. Но частично «народный гнев» можно было бы сократить, если бы население заранее готовили к предстоящим нововведениям, разъясняли бы им варианты действий. Это касается и вопросов, связанных с правом собственности, и тарифообразования, и энергосбережения. «Сами жители не очень-то торопятся вникать в жилищно-коммунальные вопросы. Некоторые откровенно не готовы к тому, чтобы взять на себя часть ответственности за решение своих бытовых проблем. Но есть и такие граждане, которые и рады бы дойти до самой сути, когда, например, им приходит очередная платежка, но сделать это практически невозможно», - отмечают члены Комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Российской общественной палаты [6].
На наш взгляд, Уфимский государственный университет экономики и сервиса обладает необходимыми ресурсами для того, чтобы стать одним из центров подготовки профессиональных менеджеров для регионального рынка жилищно-коммунальных услуг, управдомов, руководителей товариществ собственников жилья, инициативных граждан, членов территориального общественного самоуправления.
Во-первых, в УГУЭС создан и эффективно функционирует Институт непрерывного и дополнительного образования.
Во-вторых, преподавателями кафедры «Региональная экономика и управление» УГУЭС, в рамках подготовки специалистов и бакалавров по государственному и муниципальному управлению, накоплен значительный опыт преподавания и методического обеспечения дисциплин по экономике ЖКХ, организации городского хозяйства, экономике города и т. п.
В-третьих, кроме преподавателей названной кафедры, в УГУЭС имеется значительный штат высокопрофессиональных преподавателей в области бухгалтерского учета в коммерческих и некоммерческих организациях (в нашем случае - ТСЖ), налогообложения, ведения финансового анализа и отчетности. Данные преподаватели могли бы быть привлечены к ведению курсов по подготовке бухгалтеров для ТСЖ.
Для менеджеров, инициативных групп, председателей товариществ собственников жилья, членов правления, домкомов и других заинтересованных лиц можно организовать в УГУЭС краткосрочные курсы по подготовке профессиональных управляющих жилищным фондом и бухгалтеров ТСЖ. Цель курсов - научить правильно (в соответствии с Жилищным кодексом РФ) созывать и проводить общие собрания собственников помещений по выбору управления домом, управлять конфликтами, работать с людьми (собственниками) и организовывать их для достижения определенных целей, научить правильно и эффективно управлять ТСЖ, налогообложению; планированию деятельности; работе с оценщиками, земельно-правовым отношениям.
Сегодня УГУЭС готов предоставить услуги по следующим видам обучения управленческих кадров и иных работников сферы ЖКХ:
Основное образование:
- по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление, диплом бакалавра, диплом магистра.
Дополнительное образование:
Курсы повышения квалификации по направлениям:
1. «Основы управления многоквартирными домами»:
- реформирование системы управления жилищным фондом городов;
- управление многоквартирным домом;
- управление общим имуществом в многоквартирном доме: содержание и ремонт общего имущества;
- предоставление и оплата коммунальных услуг;
- энергоаудит и управление энергосбережением в жилом фонде;
- страхование в жилищной сфере;
- социально-психологический климат в доме, конфликтология.
2. «Малое предпринимательство в ЖКХ»:
- организационно-правовые и финансово-экономические аспекты участия малых предприятий в реформировании ЖКХ;
- практика создания, опыт работы и особенности бизнес-планирования малых предприятий в сфере ЖКХ;
- антикризисное управление на предприятиях ЖКХ.
3. «Экономическое регулирование ЖКХ»:
- бухгалтерский и налоговый учет в коммерческих организациях ЖКХ;
- бухгалтерский и налоговый учет в ТСЖ;
- тарифообразование в ЖКХ и новые принципы регулирования тарифов.
4. «Обучение председателей домовых комитетов».
5. «Курсы по профессиональной подготовке для руководителей товариществ собственников жилья».
Продолжительность обучения:
- 72 часа - с получением удостоверения о повышении квалификации государственного образца;
- 100 и более часов - с получением свидетельства о повышении квалификации государственного образца.
Обучение предполагает курс лекций и курс практических (семинарских) занятий.
Организация и проведение семинаров и тренингов:
- для членов правления, председателей правления ТСЖ, управляющих и других лиц, практически участвующих в деятельности ТСЖ;
- для специалистов органов местного самоуправления;
- для жителей многоквартирных домов;
- для преподавателей средних специальных и высших учебных заведений и ряд других.
Конечно, только названные факторы не обеспечат качественный уровень переподготовки и повышения квалификации кадров ЖКХ, понадобится дополнительная организационная и методическая работа:
- привлечение специалистов - представителей муниципальных органов власти, юристов, председателей ТСЖ, а также специалистов Министерства ЖКХ РБ, городских служб и структур;
- разработка новых образовательных продуктов (учебных программ и планов, методик преподавания лекций, методик проведения практических занятий - тренингов, кейсов и т. п.);
- повышение квалификации и обновление знаний преподавателей по тематике предоставления жилищных и коммунальных услуг. Специфика образовательной деятельности в сфере повышения квалификации обуславливает необходимость следования принципу «опережающего обучения», то есть предоставление слушателям таких знаний и информации, которые еще не опубликованы в многотиражных изданиях, носят эксклюзивный характер, а также касаются явлений и проблем, характерных и актуальных для «завтрашнего дня».
Существующая система повышения квалификации кадров в сфере ЖКУ нуждается в активном совершенствовании и инновационных подходах.От
того, насколько успешно будут решены эти задачи, зависит повышение качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг в каждом доме.
Завершая доклад, хотелось бы отметить, что сегодня перед нами стоят новые сложные и масштабные задачи, в том числе по институциональному, финансово-экономическому и кадровому обеспечению жилищного самоуправления. В этой связи необходимы комплексные и системные усилия власти (федеральной, региональной, муниципальной) и бизнеса, а также научного, образовательного сообщества при активном сотрудничестве с общественными организациями и, конечно, с основным субъектом рынка жилищных услуг - собственниками жилья.
Список литературы: 1. Материалы совещания при Президенте РФ по вопросам повышения качества жилищно-коммунальных услуг от 13 ноября 2012 г. // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2013. -№ 1. - С. 3-6.
2. Официальный сайт Государственной жилищной инспекции по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gzhirb.ru.
3. Михайлов B.C., председатель автономной некоммерческой организации «Ростовская областная ассоциация ТСЖ» (Ростов-на-Дону) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://ратсж-ростов.рф/.
4. Шомина Е.С. Трансформация жилищной сферы и новые задачи жилищного просвещения в России / Е.С. Шомина // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.evestnik-mgou. ru.
5. Проблемы кадрового обеспечения в жилищном и коммунальном комплексе // Ассоциация некоммерческих организаций по содействию развитию товариществ собственников жилья и жилищностроительных кооперативов [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://tsg-rf.ru/news_jkh/4303.
6. Просвещен - значит вооружен // Общественная палата Российской Федерации [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.oprf.ru/.