114
75 ЛЕТ ПАКТУ РЕРИХА
ХОЛЬГЕР АЙХБЕРГЕР,
член Австрийского национального комитета Голубого Щита
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
в случаях вооруженного конфликта и стихийного бедствия: развитие нового измерения стандартов для укрытия движимых (культурных) объектов1
культурные ценности: наследие и ответственность
Понятие «культура» включает в себя культурные ценности, такие как памятники, исторические здания, предметы искусства, художественные коллекции и т.п. Культура в такой форме видима, осязаема и постижима. Защита культурных ценностей является важнейшей задачей, поскольку культурное наследие — это величайшие достижения человечества, основа его будущего развития.
Культурное наследие страны можно преумножить, но нельзя восстановить. Потеря культурных ценностей безвозвратна, есть лишь возможность реконструировать их. Чтобы предотвратить уничтожение культурных ценностей, необходимо исправить уже имеющиеся повреждения, и тем самым не допустить дальнейшего разрушения. Чтобы пояснить эту позицию, необходимо рассмотреть в этом контексте финансовые затраты и соображения национальной экономики.
Уничтожение культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, разрушительное мародерство в отношении культурных объектов древности, многочисленные незаконные раскопки археологически важных мест, а также массовые кражи объектов искусства во всем мире из музеев, архивов, библиотек и других учреждений, в которых они находятся, — угрожают научным исследованиям, сохранности этих объектов и общественному доступу к нашему общему культурному наследию.
Перевод с англ. Н.А.Феногенова.
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
115
Оборот незаконных перемещений культурных ценностей насчитывает биллионы евро и сегодня достиг размеров незаконного оборота оружия, наркотических веществ, торговли людьми и животными. Невозможно измерить потери, проистекающие от этого. так как ограбление культурных объектов и незаконный оборот культурных ценностей являются частью деятельности организованной преступности, а полученные доходы используются для финансирования международного терроризма, следовательно, эффективная защита культурных ценностей также является вопросом общественной безопасности.
кроме того, природные катастрофы и экономический прогресс все еще представляют значительную угрозу культурным ценностям. Землетрясения, наводнения, пожары и другие катастрофы сокращают жизнь, повреждают и даже уничтожают культурные объекты. с точки зрения людей, принимающих политические решения, экономический прогресс, который обычно сопровождается экспансивными созидательными мерами, все еще представляется несовместимым с интересами защиты культурных ценностей современными методами.
В то же время, в большинстве стран культурные ценности защищаются как в случае вооруженного конфликта, так и в мирное время. однако во многих случаях законы не соблюдаются или не имеют достаточного действия, иногда остаются не ратифицированными конвенции. реальное состояние защиты и охраны нашего культурного наследия, к сожалению, плачевно. Превентивные меры, необходимые для защиты культурных ценностей, часто не предпринимаются под предлогом финансирования.
Проблема современной, более эффективной защиты культурных ценностей становится все более и более актуальной в нашем обществе из-за последних конфликтов в Афганистане, ираке, косово, Боснии-Герцеговине, в секторе Газа, ливане, на о. Шри-ланка, в Восточном тиморе и во многих других местах. объем информации на эту тему, публикуемый в средствах массовой информации, постоянно увеличивается, сообщая о мародерстве и разрушении культурных ценностей. так, в свое время сМи сообщили (возможно, не совсем достоверно) о военном триумфе вооруженных сил сША во время операции в ираке весной 2003 года, но в тоже время были показаны следы мародерства
116
75 ЛЕТ ПАКТУ РЕРИХА
в Иракском музее, что стало восприниматься как символ морального поражения сША.
В частности, во внимание нужно принять также задачи по защите культурного наследия как во время военно-политических операций по поддержанию мира, проводимых ооН, так и крупных операций по поддержанию многонациональной стабильности. Защита ценностей, которые находятся в особенной опасности, обязательно должна входить в бюджет военной операции, поскольку по ее окончании финансирование не представляется возможным. Безусловно, важно, если местное население осознает важность сохранения своих культурных ценностей и борьбу за них. Доказано, что защита культурных ценностей в долгосрочной перспективе невозможна без вовлечения местного населения.
однако нельзя забывать, что намеренное разрушение культурных ценностей врага классифицируется как особый вид войны и, возможно, является одним из видов этнической чистки. Яркими примерами такого вида войны являются многочисленные разрушения культурных ценностей во время вооруженных событий на Балканах в период между 1990 и 1998 годом.
За последние несколько лет природные катастрофы, такие как цунами, наводнения, пожары, также сильно повреждают или разрушают культурные ценности. так, например, в 2002 году в результате сильного наводнения произошло разрушение нескольких исторически значимых культурных центров саксов; в 2004 году цунами опустошило обширные территории северо-Восточной индии; в 1992 году крупный пожар повредил дворец хофбург в Вене, а в 2004 году — библиотеку герцогини Анны Амалии в Веймаре. Ярким примером неадекватных мер в области защиты культурных ценностей является недавнее затопление дождевыми водами современных хранилищ в галерее Альбертина в Вене в 2009 году, когда полностью отказала система автоматической эвакуации.
Все эти культурные катастрофы широко освещались в международной прессе, в связи с чем проблема защиты культурных ценностей привлекла внимание политиков. Нельзя больше терпеть разрушения и порчи культурных ценностей в результате стихийных бедствий и не принимать никаких мер по предотвращению дальнейших повреждений ценностей культуры. При небрежном отношении или только при помощи правовых требований защита
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
117
культурных ценностей невозможна. Разрушительная деятельность человека или природных сил поистине опасна. Необходимо, чтобы усилия по сохранению культуры предпринимались как государством, так и обществом, поскольку меры по защите культурного наследия требуют значительных денежных затрат. общество совместно с негосударственными организациями должно требовать от политических лидеров и органов власти принятия необходимых и своевременных мер по защите культурных ценностей.
укрытие движимых культурных ценностей
различаются понятия движимых и недвижимых культурных ценностей. Последние не могут быть перемещены в безопасное место в чрезвычайных ситуациях. По возможности такие объекты должны защищаться на месте. Движимые культурные ценности — это объекты, которые могут быть демонтированы в короткий промежуток времени или перемещены в хранилище, не разбираясь, — это произведения искусства, манускрипты, книги и другие объекты художественной, исторической или археологической значимости, а также научные коллекции и репродукции культурных ценностей.
Однако очень часто хранилища заполняются недостаточно, и польза, как правило, извлекается примерно только из 25% доступного пространства. Это означает, что оставшиеся 75% хранилища остаются неиспользованными. В основном, необходимо обеспечить культурным ценностям надлежащую юридическую защиту, но из-за высокой себестоимости эти обязательства выполняются только частично, и культурные ценности находятся под воздействием потенциальных разрушителей.
Благодаря изучению новейших технологий, должны быть разработаны стандарты, которые делают безопасным хранение движимых культурных ценностей. Цель настоящего исследования — развить тему организации хранилищ для защиты движимых культурных ценностей.
Необходим новый стандарт оптимизации мест, и, следовательно, финансирования хранилищ. Размер хранилища зависит от общего количества предметов культурного наследия и размеров каждого из них. Увеличение степени заполнения хранили-
118
75 ЛЕТ ПАКТУ РЕРИХА
ща происходит благодаря эффективному расположению ящиков с объектами. как следствие — снижение издержек, что может упростить для институтов, владеющих объектами культурной ценности, задачу постройки и содержания необходимых хранилищ, что помогает сохранению ценных, невозместимых объектов культурного наследия.
Организация защиты культурных ценностей — это важная задача каждого отдельного взятого суверенного государства, и меры по защите культурных ценностей являются предметом национального законодательства. кроме того, существует международное законодательство по защите ценностей культуры, которое, однако, полезно только в том случае, если соответствующее государство ратифицировало его.
Приведем некоторые положения Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта: «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других Высоких Договаривающихся Сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей» [1, ст. 4].
Во Втором протоколе к Гаагской конвенции говорится: «Подготовительные меры, принимаемые в мирное время для охраны культурных ценностей от предвидимых последствий вооруженного конфликта в соответствии со статьей 3 Конвенции включают, в необходимых случаях, составление перечней, планирование чрезвычайных мер по защите от пожаров и разрушения конструкций, подготовку к вывозу движимых культурных ценностей или обеспечение должной защиты этих ценностей на местах и назначение компетентных властей, отвечающих за охрану культурных ценностей» [2, ст. 5].
Исходя из этого, на полном основании можно заключить, что в странах-участниках Конвенции должны существовать места для безопасного хранения движимых культурных ценностей. Подготовительные мероприятия для перевозки культурных цен-
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
119
ностей должны быть спланированы заблаговременно, когда еще нет угрозы для объекта культуры. частью этих мероприятий также является подготовка адекватной защиты культурных ценностей на месте.
история и ежедневные события показывают нам, что культурные ценности должны находиться под защитой с помощью соответствующих мер. опасности, которым могут подвергнуться культурные ценности, реальны и бывают самого разного характера: от стихийных бедствий до вооруженных конфликтов и техногенных катастроф.
Финансовые затраты при организации хранилищ часто бывают связаны со значением объектов, ценность которых порой сложно определить. В этой связи эффективное использование хранилищ становится привлекательным, так как это экономичная альтернатива увеличениям площади и строительству новых зданий, однако здесь необходимы новые стандарты и новые программные решения. Проблемы, возникающие при загруженности хранилища объектами, интенсивно исследуются при помощи компьютерных технологий, и разработанные методы для решения подобных проблем уже дали отличные результаты.
с помощью соответствующих стандартов и технических методов, защита культурных ценностей может стать гораздо более эффективной с финансовой точки зрения.
литература:
1. Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта / Электронный ресурс: http://unesdoc.unesco.org/images/0008/000824/082464mb.pdf.
2. Второй протокол к Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Гаага, 26 марта 1999 г. / Электронный ресурс:
http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001306/130696rb.pdf.