ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011
4. Семенова, В. И. К вопросу о научной концепции комплектования музейных коллекций / Вю. И. Семенова // Музей и общество на пороге XXI века : материалы научной конференции, посвященной 120-летию Омского государственного историкокраеведческого музея. Омск, 1997 [Электронный ресурс] — Режим доступа : http : //www.ic.omskreg.ru/cultsib/mus/semen. htm (дата обращения : 10.09.2010).
5. Разгон, А. М. К вопросу о научном комплектовании фондов в музеях исторического и краеведческого профиля / А. М. Разгон // Актуальные вопросы изучения фондов музея по истории советского общества : сб. ст. — М., 1982. — Вып. 55. — С. 15.
6. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. Приказ министерства культуры СССР № 290 от 17 июля 1985 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http : //www. innovbusiness.ru (дата обращения 01.10.10).
7. Баранова, И. И. Методика атрибуции этнографического предмета в формате единого научного паспорта / И. И. Баранова, Е. Ф. Кононова, Е. Н. Котова // Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. — СПб., 2003. - С. 15-40.
БОГОЛЕПОВА Людмила Захаровна, аспирантка кафедры музейного дела, руководитель отдела истории вуза музея «Археология, этнография и экология Сибири».
Адрес для переписки: e-mail: ludmila-zah58@ yan-dex.ru
Статья поступила в редакцию 27.10.2010 г.
© Л. 3. Боголепова
уД»< Е. Б. БОРИСОВА
Омский институт водного транспорта (филиал) Новосибирской государственной академии водного транспорта
ЗАЩИТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОД ЗНАМЕНЕМ ВЕЧНОСТИ_____________________________________
Статья посвящена 75-летию ратификации Менедународного договора о защите художественных и научных ценностей и исторических памятников» в Вашингтоне. Это первое в истории человечества международное соглашение, посвященное охране культурных ценностей. Идеи этого договора легли в основу Гаагской конвенции 1954 года. Данная статья показывает актуальность идеи сохранения культурных ценностей и духовного возрождения общества.
Ключевые слова: Пакт Мира, охрана культуры, духовное здоровье нации, культурная преемственность, культурные ценности, знамя мира.
Наш стремительный век явился для человечества временем великого перелома. За последние 100 лет испытанию не раз подвергались жизненные устои целых народов, происходили невиданные кровавые столкновения, унесшие миллионы жизней. Даже сама природа обрушилась на человечество в виде колоссальных стихийных бедствий — землетрясений и наводнений, ураганов и смерчей, глобальных катастроф экологического и техногенного характера. Возникали различные идеи в поисках выхода из этого тупика. Но не смогли помочь ни материалистическая наука и научно-технический прогресс, который поставил планету на грань экологической катастрофы, ни попытки социального переустройства. Неужели действительно все так безнадежно? Беда современного человечества в том, что оно отвергло мир Духа и признает лишь мир материальный. Но ведь только одухотворенная материя способна противостоять хаосу и разложению. Средством, соединяющим мир Духа с миром Материи, является для человека Культура, которая включает в себя все, чем живет человек: искусство и науку, религию и красоту. Только встав на путь Духа, современная наука, в том числе и социальная, сможет стать созидательной силой. Именно сохранение культурных ценностей и приумножение I культурного достояния может служить человечеству
надёжной основой экологии культуры и преображения жизни.
Идея охраны культурных ценностей неоднократно высказывалась в истории европейской юридической мысли еще с XVI века. Одним из первых заговорил об охране национальных сокровищ известный юрист Эмер де Ваттель (1714—1767). Вот что он писал об этом: «По какой бы причине не разорялась страна, на её территории должны быть сохранены строения, которые делают честь человечеству и не прибавляют ничего к мощи врага, а именно: храмы, общественные строения и сооружения выдающейся красоты» [1]. Отдельные правила, направленные на сохранение памятников, содержались в Брюссельской декларации права войны, принятой на конференции, созванной по инициативе России в 1874 году. Предпринимались еще несколько попыток защитить сокровища культуры [2].
Но наиболее хорошо подготовленное и широко поддержанное общественностью предложение о заключении международной конвенции по охране памятников и учреждений культуры, как в военное, так и в мирное время, было выдвинуто в начале XX столетия известным русским художником Николаем Константиновичем Рерихом. В отличие от предыдущих проектов, так и оставшихся нереализованными, это
предложение удалось воплотить в юридическую реальность в результате подписания странами Северной и Южной Америки договора о защите культурных ценностей в 1935 году в Вашингтоне. Этот договор вошел в историю международного права как Пакт Рериха. Его часто называют Вашингтонским пактом, а также Пактом Мира.
История рождения Пакта в документах, письмах, очерках, статьях и обращениях может послужить нам содержательным уроком на будущее. На полной документальной основе (более десяти томов статей, очерков и писем) предстает внутренний драматизм становления рериховской идеи о спасении культуры. «Культура и мир являются священным оплотом человечества. В дни материальных и духовных потрясений именно к этим светлым прибежищам устремляется дух. Но не только должны мы идейно объединиться во имя этих возрождающих понятий. Мы должны каждый посильно, каждый в своем поле, вносить их в окружающую жизнь как самое нужное, неотложное» — читаем мы в статье Н. Рериха «О культуре и мире моление» [3, с. 116].
Еще на рубеже XIX —XX веков, после паломничества по 40 древним городам России, Н. К. Рерих начал активную борьбу против разрушения памятников культуры, которое происходило в основном из-за халатности, небрежения или неумелой реставрации. В 1914 году он создает лубочный плакат «Враг рода человеческого», осуждающий разрушение прекрасной библиотеки в бельгийском городе Лувене и известного собора в Реймсе. Плакат был разослан в части действующей русской армии.
Но не кисть художника сыграла главную роль в его благородной борьбе за сохранение достижений человеческой культуры. Еще во времена русско-японской войны 1904 — 1905 годов у художника возникла идея необходимости заключения специального международного соглашения об охране памятников культуры в военное время. Эту идею он высказал в своем докладе в русском архитектурном обществе. С аналогичным предложением Рерих обращается в 1914 году к правительству России и верховному командованию русской армии, посылает телеграмму президенту Франции, вручает письмо послу США, в котором призывает правительство США выступить с протестом против варварских разрушений культурных ценностей.
Во всей дальнейшей общественной деятельности художника большое место заняла страстная пропаганда охраны ценностей человеческого гения. В годы мирового кризиса художник предполагал возможность нового вооруженного конфликта. Был подготовлен проект международного соглашения, в котором идеи Рериха были переведены на язык права. Проект договора вместе с обращением художника к правительствам и народам всех стран был опубликован в 1929 году на различных языках. Этот проект получил всемирную известность. В своем обращении к 2-й конференции Международного союза Пакта охранения памятников искусства и знания Рерих писал: «Не может быть такой страны, которая бы заявила, что она не желает еще раз озаботиться сугубым хранением своих истинных сокровищ. Не может быть настолько огрубевшего сердца, которое бы не желало понять, что государственный расцвет приходил вместе с расцветом высоких начал цивилизации и культуры» [4, с. 54].
В 1931 и 1932 годах прошли две первые международные рериховские конференции в защиту культуры. Третья собралась в 1933 году в Вашингтоне, и
там же, в 1935 году, Пакт Мира подписали десятки стран Северной и Южной Америки. Его поддерживали крупнейшие политические и духовные лидеры того времени. Международная организация Лиги Наций утвердила Пакт по сохранению культурных ценностей. Он имел широкий характер и был рассчитан на массовое движение в защиту Культуры. И действительно, общественный резонанс, вызванный идеями документа, был необычайно велик. Согласно этому Пакту, исторические памятники, музеи, научные и художественные, образовательные и культурные учреждения, а также сотрудники этих учреждений, пользуются нейтралитетом, уважением и покровительством не только во время войны, но и в мирное время. Заметим, что правительства обязывались предпринимать необходимые меры в области внутреннего законодательства своих стран для обеспечения указанного покровительства и уважения. В этом простом решении начертан не только путь сохранения материальной и нематериальной культуры, но и путь превращения человека разумного в человека духовного. Особо следует подчеркнуть, что весь Пакт пронизан идеей мира. Но именно те страны, которые участвовали во второй мировой войне, по тем или иным причинам не присоединились к Пакту, и правительства остались свободными от обязательств охранять великие культурные сокровища прошлого. О результатах этой всемирной катастрофы мы знаем.
14 мая 1954 года государствами, входящими в ООН (в том числе и нашей страной), в Гааге была подписана «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В основу ее были положены идеи благородного гуманизма Н. К. Рериха.
Два десятилетия, разделяющие эти документы, вобрали в себя трагедии Второй мировой войны, гибель бесценных сокровищ искусства и их творцов. Сделалась очевидной необходимость предотвратить новые трагедии, научиться разрешать межнациональные, классовые и религиозные конфликты бескровными способами.
Для Рериха культура — есть краеугольный камень, прочный фундамент всего сущего в человеческих сообществах — морали, законов, государственных структур, экономики. Более 70 лет назад он говорил: «Памятники древности во всем их очаровании будут лучшими устоями государства. Ведь, без преувеличения, сокровища культуры являются оплотом народа, все строительство, все просвещение, все духовное вдохновение, вся радость спасения народного на основах культурных ценностей» [4, с. 113 — 114]. Осознание красоты спасет мир. Почему, все-таки, культура и красота спасут мир? Да потому, что они — необходимое и достаточное условие его устойчивости. Не осознав Прекрасное, не уберечь Красоту, которая и подвигает человека к творчеству, умножая духовную сокровищницу Культуры. Ренессанс любой национальной культуры всегда связан с осознанием народом этих ценностей. Критерием духовного здоровья нации во все века было отношение к культуре. Всем творчеством, всей своей жизненной активностью Рерих доказывал это.
В письмах и статьях Николая Константиновича 1932— 1935 годов часто проводится аналогия между движением под Знаменем Мира во спасение культуры и Красным Крестом: «Если Красный Крест печется о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, охраняя духовное здоровье» [3, с. 187]. Знамя Мира, которое является отличительным символом Пакта, представляет собой
красную окружность с тремя красными кругами в центре на белом фоне. Этот древний символ триединства встречается в различных культурах мира. Рерих выбрал один из немногих вечных символов, наблюдаемый в сакральном искусстве всех народов от каменного века до наших дней, который выражает в различных вариациях идею священного единства. Этот символ встречается в наскальных рисунках, на щитах крестоносцев, на гербах тамплиеров, на кавказских клинках, на буддийских знаменах, на тибетских перстнях, на скалах Монголии, на старинной иконе Св. Николая в Баре. На территории России конь с тремя кругами на спине известен среди шаманских изображений XI века н.э. [5].
В письме председателю парижского комитета Пакта Рериха барону М. А. Таубе Николай Константинович писал: «Именно этот символ — символ древнейшего христианства, так прекрасно претворенный в иконе Рублева «Святая Живоначальная Троица», Свято-Сергиевой Лавры, подсказал мне этот знак» [4, с. 290]. Как выражение прошлых, настоящих и будущих достижений в пространстве Вечности, он напоминает о необходимости сохранения культурной преемственности. Как символ науки, искусства и философии в едином поле Культуры — указывает на синтез культурообразующих сфер. Освящение Знамени Мира, Знамени защиты Красоты, Знания и Искусства, проходило в бельгийском городе Брюгге в 1931 году, в соборе Святой Крови, названного по хранящейся там реликвии Святой Крови Христовой.
Со времени подписания Пакта Знамя Мира неоднократно поднималось над культурными учреждениями многих стран, водружалось российскими и международными экспедициями на высочайших пиках планеты, на Северном и Южном полюсах, вручалось культурным и государственным деятелям разных стран. В 1990 году Знамя Мира было поднято на околоземную орбиту. В 1997 году начал работать международный проект «Знамя Мира в Космосе», активно поддержанный Российской Федерацией Космонавтики, ООН, ЮНЕСКО, НАСА, многими научными и общественными организациями. В течение 2-х лет под Знаменем Мира на борту космической станции «Мир» работали более тридцати российских космонавтов и иностранных астронавтов. Знамя Мира в космосе символизировало начало новой эпохи в развитии человечества — эпохи космического мышления, ответственности и культурного единения.
Из всех написанных Н. К. Рерихом полотен, несущих знак Знамени Мира, особо выделяется произведение «Мадонна Орифламма» (1932 г.), которое посвящено Пакту Мира. Идеальная композиция и строгий колорит картины не могут не вызывать восхищения. Одновременно очерчено несколько сфер и пространств, в которых центральным элементом является знак триединства. Величественно-спокойный лик Мадонны склонен над развернутым в ее руках Знаменем Мира. Утонченность лика подчеркивается золотым пламенем нимба. Лилово-пурпуровые одежды мягкими складками ложатся на полукруглое подножие трона. Через проемы башни открываются дали с постройками, принадлежащими разным культурам [6].
По своему внутреннему смыслу картина уникальна. Знамя Мира именно в руках Матери Мира заставляет задуматься о его высоком происхождении и прямом указании на путь достижения лучшей жизни — он в единении, в культуре и в защите всего прекрасного.
. Пакт о защите культурных ценностей — это не I только поиски сиюминутного пути спасения. Это
философия спасения, опирающаяся на планетарное осознание драгоценности культуры. Пора принять мудрый совет, сказанный Н. К. Рерихом несколько десятилетий назад: «Когда на наших глазах потрясаются основы многожитейской мудрости, то не является ли это знаком, что эти материалистические основы дошли до какого-то предела и уже изживаются ? И не является ли это еще одним свидетельством о том, что нужно из праха поднимать забытые знамена духа, чтобы противоставить очевидному для всех разрушению ценности незыблемые?» [3, с. 198].
Н. К. Рерих прекрасно понимал, что никакие пакты и декларации не могут остановить человечество, если оно захочет разрушений. Но он думал, что Пакт может оградить людей воспитанием, то есть дать людям понятие, что есть нечто такое, что является их общим, священным достоянием. Рерих обращал взор к будущим поколениям, к молодежи: «Мы уйдем, но вы останетесь в жизненной борьбе и превозможете многие препоны. Для вас, молодых, культурные сокровища будут истинными ценностями. Вы поймете, что эти сокровища составляют всенародное достояние. Так же как и Родина, культура должна быть охранена, оборонена» [4, с. 169]. Эти слова были написаны в декабре 1941 года.
Задумываясь над тем, что происходит в современном мире, невольно приходишь к печальным мыслям, что не все из этих надежд оправдались через 75 лет после подписания Пакта. Но надежда на молодежь остается. Вечные истины, вечные ценности останутся. Остается вполне реальная мечта Н. К. Рериха о том, что во всех образовательных учреждениях планеты будет прививаться «новая традиция возвышенной и утонченной культуры, которая так нужна в наше одичалое время» [4, с. 186]; что вместе с арифметикой и компьютерной грамотой школьников будут знакомить с «каталогом ценностей человеческого гения». Остается, наконец, сверхзадача идеи Рериха, которую он сам определил двумя понятными каждому непредвзятому уму позициями: «С одной стороны, насаждая всюду Знамя Мира, мы будем способствовать миру, вообще уменьшая само физическое поле войны. С другой стороны, вводя в школах день культуры, мы будем возвышать и утончать сознание молодого поколения, утверждая его высокими примерами человеческого творчества» [4, с. 83].
Невежественное человечество бездумно уничтожает или отвергает то, что является его спасением. Да, красота спасет мир. Но при одном условии: если раньше мир спасет красоту. Только этот универсальный язык способен разрубить современный гордиев узел. Объединившись на понимании культурных ценностей, на ведущем значении духа, человечество не только не разрушит столь любимую им цивилизацию, но придет к гармоничному существованию, о котором долго мечтало. Красота одухотворенная способна дать нам импульс к нашему внутреннему росту, а значит, импульс эволюционный. Мысль о благе, обладающая сильнейшей творческой энергией, непременно претворится в действие. Как слова напутствия, можно напомнить глубокое убеждение Николая Рериха в том, что все движимо творческой любовью, чудом красоты и премудростью знания. Защита и возвышение культуры есть всенародная обязанность. Насущная необходимость возвращения международного сообщества к идеям Пакта Мира и Знамени Мира с каждым днем становится все более очевидной. «Проблемы жизни, нарастающие с каждым днем, повелительно устремляют людей к высшим решениям. Надо следовать именно путями культуры,
путями духовного совершенствования. Пусть будет так в разных странах, во всех углах мира, где бьется сердце человеческое» [7].
Библиографический список
1. Де Ваттель, Эмер. Право народов [Текст] / Эмер де Ваттель. — М., 1960. - С. 523.
2. Богуславский, М. М. Международная охрана культурных ценностей [Текст] / М. М. Богуславский. — М.: Международные отношения, — 1972. — С. 84 —85.
3. Рерих, Н. К. Статьи [Текст] / Н. К. Рерих. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. — 512 с.
4. Знамя Мира. Статьи, очерки, письма [Текст] / Под ред. О. Н. Звонарева. — М. : МЦР, 1995. — 383 с.
5. Рерих, Н. К. Листы дневника [Текст]. В 3 т. Т. 2. Листы дневника (1936 - 1941) / Н. К. Рерих. - М.: МЦР, 1994-1995. -С. 206-207.
6. Великие художники [Текст]. В 50 т. Т. 29. Николай Рерих / Под ред. А. Барагамяна. — М.: Изд-во Директ — Медиа, 2009. — С. 23.
7. Рерих, Н. К. О Вечном [Текст] / Н. К. Рерих. — М.: Политиздат, 1991. — С. 114.
БОРИСОВА Елена Борисовна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин.
Адрес для переписки: e-mail: Whiteknight2007@ yandex.ru
Статья поступила в редакцию 13.10.2010 г.
© Е. Б. Борисова
УДК «о.2 д. и. ДАВЫДОВ
Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
ПЕРИОД СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Рассматривается проблема использования психоаналитической методологии в культурологических исследованиях. Актуальность обновления научного инструментария культуролога диктуется необходимостью учета социально-психологического фактора культуры, особенно во внутренне конфликтные и противоречивые транзитивные периоды. Это особенно важно в настоящий момент, когда Россия стоит перед очередным модерни-зационным выбором.
Ключевые слова: психоанализ, проекция, вытеснение, регрессия, трансфер, амбивалентность.
В течение ста с небольшим лет Россия пережила три масштабных цикла модернизации, последний из которых не закончился. Каждый раз изменения, затрагивающие все стороны жизни общества, культуру в ее целостности, происходили в условиях достаточно длительных переходных периодов, сопровождающихся разнообразными кризисными явлениями. Уже давно стало достаточно ясно, что понять специфику российских модернизационных циклов можно только на основе междисциплинарного синтеза гуманитарного знания. В данной статье попытаемся увидеть этот феномен с точки зрения прикладного психоанализа.
Прикладной психоанализ представляет собой использование психоаналитической методологии во всем многообразии ее теорий, принципов, концепций, технических приемов применительно к социальнокультурной сфере (политике, искусству и литературе, религии, педагогике, праву, рекламе, управлению и т.д.) для объяснения индивидуальных и массовопсихологических феноменов. Он не подменяет собой традиционные научные дисциплины, будь то история, этнология или искусствоведение, но направлен на изучение ментальности, действующего в социальных и культурных процессах человека [1]. То есть того, что представляет в своей основе глубинный, бессознательный слой, формирующихся веками, устойчивых стереотипов индивидуального и массового пове-
дения и сознания. На этом уровне границы между индивидуальными и групповыми мотивами, предпочтениями и комплексами, во многом определяющими специфику и итоги событий, становятся размытыми, нечеткими, и исследовательские инструменты, эффективные для понимания человека в терапии и конкретных психологических исследованиях, — адекватно применимыми [2]. В качестве примера попробуем рассмотреть в психоаналитической перспективе динамику переходных процессов, составляющих важную неотъемлемую часть жизни любого общества.
Переходный период в данном понимании является временным, глубоко конфликтным, диалектически напряженным сочетанием исторически сложившихся структур, потерявших свою действенность в изменяющихся условиях, и новых тенденций развития. Переход предполагает одновременное существование привычных адаптивных моделей, инерционно сопротивляющихся модификации, и появление «ино-структур», разрушающих их устойчивость. Переходная эпоха, таким образом, — это разрушение и созидание одновременно, балансирование на опасной грани между выживанием и гибелью, регрессом и прогрессом, обретением нового качества и выпадением из цивилизационного процесса. Это связано с тем, что общество утрачивает режим устойчивого функционирования и обостряются все, латентно
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ