УДК 371.123:371.14
Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога
Е. И. Маркина
Designing the system of scientific and methodological work under conditions of implementing professional standard for teachers
E. I. Markina
Аннотация. Переход на системно-деятель-ностный (компетентностный) подход, введение федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней общего образования, в том числе инклюзивного образования, не только повышают требования к профессиональному уровню педагогических работников в целом, но и создают необходимость владения педагогами новыми профессиональными качествами.
Единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности определены профессиональным стандартом педагога. Статья посвящена актуальной проблеме введения профессионального стандарта, и в частности, определения управленческих стратегий подготовки педагогических работников к его освоению на институциональном уровне.
Особое внимание автор уделяет характеристике основных подходов к проектированию системы научно-методической (методической) работы в условиях введения профессионального стандарта педагога, определению направлений деятельности руководителей по внутриорга-низационному повышению квалификации педагогических работников.
Abstract. Transition to the systemic activity based (competency-based) approach, implementing the Federal State Educational Standards of the General Education, including inclusive education, not only increase the demands to the professional level of educators but also create the need for their possession of the new professional qualities.
Unified requirements to the content and quality of the professional pedagogical activities are defined by professional standard of the teacher. The
article is devoted to the topical issue of implementing professional standard and in particular to identifying management strategies for training teaching staff to mastering it at the institutional level.
Special attention is paid to characteristics of the main approaches to designing the system of scientific and methodological support under conditions of implementing professional standard of the teacher, and to defining the areas of executives' activities on intraorganizational professional development of educators.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, профессиональная компетентность, система научно-методической (методической) работы, внутриорганизационное повышение квалификации.
Keywords: professional standard of the teacher, professional competence, system of scientific and methodological support, intraorganizational professional development.
Нормативным основанием для проектирования системы научно-методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогических работников на институциональном уровне является ряд нормативно-правовых документов в сфере образования, предъявляющих требования к качеству образования, адресованные системе образования государством и обществом. Соответствующие требования зафиксированы прежде всего в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и выражаются:
а) в качестве результатов подготовки обучающихся;
б) в качестве используемых для этого образовательных программ;
в) в качестве условий, которые обеспечивают реализацию образовательных программ [1, с. 6].
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из основных задач инновационного развития определяет создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, в частности способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому. Формирование таких компетенций предполагает адаптацию для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь политики в сфере образования), но и общественной среды в целом, создание условий для свободы творчества и самовыражения, поощряющих и вознаграждающих людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха. Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части структуры и описания условий реализации основных образовательных программ прописывают требования к кадровым условиям реализации основных образовательных программ общего образования.
В Государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2014-2015 годы сформулированы направления деятельности по совершенствованию учительского корпуса, указанные в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», а также требования к развитию кадрового потенциала.
Кроме этого Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, направленная на повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны, предполагает
стимулирование создания интеллектуальных продуктов, их использования, а также доведение новых оригинальных идей до реализации. Разумеется, это многоплановый процесс, направленный на вовлечение научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный процесс, использованный в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные разработки. И основным резервом инновационного развития экономики в стране является сфера образования, поскольку сама направленность образования обусловливается сложившейся политикой, а также состоянием науки, техники и культуры и потребностями общества, которые существуют в государстве на определенный период времени.
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р) обозначает проблемные зоны системы образования, которые в ближайшее время могут оказать значительное стагнационное воздействие на процессы модернизации, реализуемые в рамках Программы на 2011-2015 годы. В числе таких проблемных зон выделены следующие:
1) из-за повышения требований к педагогическим кадрам в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий, усиливается потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования;
2) будет увеличиваться дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных педагогических работниках и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности [2, с. 3]...
Одним из основных взаимосвязанных направлений повышения профессионального уровня педагогических работников школ современное законодательство выдвигает внедрение профессионального стандарта педагога, и в настоящее время появился документ, определяющий систему требований к профессиональному уровню педагога: «Профессиональный стандарт „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образо-
вания) (воспитатель, учитель)"» (стандарт профессиональной деятельности педагога, стандарт, профстандарт).
Однако отношение к этому концептуально новому в системе образования документу неоднозначное, в ходе его активного обсуждения стали очевидными тенденции тревожности и негатива ввиду недостаточной готовности части педагогов мобильно и адекватно отзываться на изменяющиеся условия и требования к образовательной деятельности. Таким образом, для успешного введения профессионального стандарта педагога крайне важна организация подготовительного периода, который позволит психологически адаптировать педагогическое сообщество к началу его действия, предпринять управленческие действия для достижения педагогами уровня квалификации, соответствующего требованиям профстандарта.
Разработчиками Стандарта предлагается своего рода «дорожная карта» его поэтапного внедрения, включающая апробацию профессионального стандарта с последующей корректировкой, развитие системы дополнительного образования и повышения квалификации для педагогических работников, а также разработку механизмов использования стандарта в системе организации трудовых отношений педагога и образовательной организации.
Конечно, большая часть «шагов» дорожной карты не относится к компетенции образовательной организации, однако уже сейчас профессиональный стандарт педагога должен стать ориентиром для управленческой деятельности руководителей общеобразовательных учреждений. Это связано, прежде всего, с тем, что «значительное место в решении вопроса обеспечения высококвалифицированными кадрами сегодня должно отводиться непосредственно самому общеобразовательному учреждению, на уровне которого должна компетентно, с точки зрения теории менеджмента, выстраиваться система управления повышением квалификации кадров с использованием разнообразных современных форм обучения. Система повышения квалификации в образовательном учреждении должна обеспечить самоопределение и саморазвитие каждого педагогического работника, своевременное овладение им актуальных профессиональных компетенций необходимых для успешного решения задач, стоящих перед
школой, эффективную помощь в преодолении профессиональных затруднений, а также реализацию потребностей в собственном профессиональном развитии» [3, с. 6].
И в первую очередь необходимо организовать изучение непосредственно Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного Минтруда Российской Федерации [5], а также развернутой концепции профессионального стандарта педагога [4]. Крайне важно не просто изучить их содержание, а, что еще более важно, понять смыслы и перспективы изменений в педагогической и управленческой деятельности, связанных с введением Стандарта.
Реальному продвижению профессионального стандарта требуется также создание условий, необходимых для освоения педагогами новых профессиональных компетенций, диагностики профессионального уровня работника на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога для определения его индивидуального маршрута обучения, проектирования персонифицированной программы повышения квалификации.
В современном тезаурусе, связанном со сферой образования, одной из наиболее часто употребляемых универсалий стало понятие «компетентность». Это понятие касается не только технологий обучения и его результатов, но и профессиональных качеств педагога -«профессиональной компетентности учителя».
По определению академика В. Д. Шадрико-ва, компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [6, с. 9].
Профессиональной компетентностью называют интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления определенной деятельности, а также готовность к принятию решений, адаптивную устойчивость к динамике внешней среды [7, с. 66]. Таким образом, про-
фессиональная компетентность, с одной стороны, - это квалификация, то есть формализованные и систематически полученные знания, умения и навыки, с другой стороны, - профессионализм, или готовность педагога реализо-вывать знания, умения и навыки в процессе профессиональной деятельности.
Сущность концептуальных требований к профессиональной компетентности сводится к расширению профессиональных качеств педагога, необходимых для повышения эффективности его деятельности. Такой подход становится все более актуальным в современных условиях, когда учитель призван реализовать стратегии образования в постоянно меняющемся мире, приобретая при этом все новые и новые компетенции в области обучения, воспитания и развития обучающихся.
Действительно, реальная ситуация в образовании требует от педагога владения такими профессиональными качествами, как умение работать с разными категориями обучающихся: с одаренными учащимися и детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе имеющими проблемы в развитии, с девиантны-ми, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми школьниками, имеющими серьезные отклонения в поведении, с детьми, для которых русский язык не является родным.
Этим отчасти и обусловлено появление профессионального стандарта педагогической деятельности, который является сегодня основным нормативным документом для определения профессиональной компетентности учителя. Стандарт разработан с позиций компетент-ностного подхода, и оценка соответствия педагога требованиям профстандарта предполагает оценивание в первую очередь уровня профессиональной компетентности и наличие компетенций, необходимых для решения функциональных задач, реализуемых учителем в своей деятельности.
Для определения стратегии внутриорганиза-ционного повышения профессиональной компетентности педагогических работников с учетом определенного дефицита компетенций в соответствии с выделенными уровнями профессионального стандарта педагога в образовательной организации должна быть спроектирована система научно-методической работы.
Методологическую основу проектирования системы научно-методической работы образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта педагога составляют положения таких научных подходов, как системно-деятельностный и технологический.
В части проектирования системы научно-методической работы системно-деятельностный подход рассматривается как совокупность идей системного и деятельностного подходов. Сущность системного подхода заключается в инте-гративном использовании теории систем, системного анализа, теорий организации и самоорганизации (синергетики), моделирования и др. Согласно идее системного подхода, процесс проектирования предполагает выделение объектов, имеющих системную природу, как, например, образовательная система образовательной организации, управление качеством образования на институциональном уровне, в нашем случае -система методической работы.
Идеи деятельностного подхода заключаются в понимании управленческой деятельности человека как специфического вида деятельности, направленного на преобразование образовательных объектов и процессов. В связи с этим в процессе работы по проектированию системы научно-методической работы у разработчиков должно быть сформировано понимание структуры и содержания деятельности.
Проектирование несет в себе совокупность технологических процедур и ряд объектов -управленческих конструктов. Технологический подход выступает, с одной стороны, теоретико-практическим инструментарием проектирования управленческих объектов, с другой стороны, является особым механизмом, который позволяет выстраивать логически последовательную систему соответствующих элементов. Таким образом, проектирование системы научно-методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогических работников на институциональном уровне с учетом требований профессионального стандарта педагога может быть начата с определения этапов проектирования системы, состава ее элементов и организационной структуры. Другим методологическим основанием достижения соответствия квалификационного уровня педагогических работников выделенным уровням профессионального стандарта
педагога является компетентностный подход, согласно которому целевым ориентиром профессионального развития является становление интегральной профессионально-личностной компетентности педагога, определяющей его универсальную способность проектировать и реально обеспечивать новое качество образования.
Также при проектировании системы необходимо четко понимать отличия традиционного подхода к организации научно-методической работы от подхода к организации этого процесса в условиях введения стандарта профессионального деятельности педагога (табл. 1).
Контент-анализ локальной нормативной базы и SWOT-анализ научно-методического
Таблица 1
Отличия традиционного подхода к организации научно-методической работы от подхода к организации этого процесса в условиях введения стандарта профессиональной деятельности педагога
Критерии Традиционный подход к организации научно-методической работы Подход к организации научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога
Определение Часть системы непрерывного образования педагогов Система условий для самосовершенствования, самообразования, саморазвития педагогов, повышения профессиональной компетентности работников с учетом требований профессионального стандарта педагога
Цель Освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов, устранения индивидуального дефицита компетенций
Обобщение и внедрение передового педагогического опыта Экспертиза, внутренний и внешний аудит, технологизация опыта
Практическая помощь учителю Разработка и реализация персонифицированных программ повышения квалификации педагогов на основе внутреннего аудита профессиональной деятельности педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога
Повышение квалификации педагогов Использование механизмов формального и неформального повышения профессиональной компетентности работников образовательной организации
Работа с профессиональным (закрытым) сообществом Использование ресурса сетевых профессиональных объединений в формировании новых профессиональных компетенций педагогических работников
Выполнение инструкций по готовым алгоритмам Использование активных форм повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации, проектной деятельности
Поощрение лучших учителей Создание мотивационных условий повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации, формирование активной субъектной позиции педагога
Содержание Дидактическое Воспитательное Методическое Физиологическое Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
Результативность Педагогическое мастерство Достижение уровня соответствия компетенций педагога содержанию стандарта профессиональной деятельности педагога. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов
(методического) сопровождения повышения профессиональной компетентности работников институциональной образовательной системы помогут определить механизмы повышения профессиональной компетентности работников образовательной организации, а также спланировать содержание деятельности общественных органов в научно-методическом сопровождении повышения профессиональной компетентности педагогических работников.
Система научно-методической (методической) работы образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта педагога может представлять собой совокупность трех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: целеполагающего, содержательно-процессуального и результативного.
Первый компонент системы - целепола-гающий - включает в себя определение цели и конкретных задач, обеспечивающих направленность процесса на результат - создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога, устранения индивидуального дефицита компетенций.
При характеристике содержательно-процессуального компонента необходимо обратить внимание на то, что он включает в себя три аспекта: содержательный, организационный, мо-тивационный.
Характеризуя эти аспекты, необходимо обратить внимание на их взаимосвязь и взаимодействие, обеспечивающие достижение системности деятельности по научно-методическому сопровождению повышения профессиональной компетентности работников образовательной организации. В целом содержание системы методической работы целесообразно спроектировать, руководствуясь следующей логикой.
Шаг 1. Организация внутреннего аудита профессиональной деятельности педагогов образовательной организации поможет определить соответствие их профессиональной компетентности требованиями профессионального стандарта педагога, а также выделить профессиональные дефициты, препятствующие решению педагогических задач.
Шаг 2. Разработка на основе внутреннего аудита профессиональной деятельности педа-
гогических работников персонифицированных программ повышения квалификации педагогов.
Шаг 3. Реализация данных программ может быть организована через применение механизмов формального и неформального повышения профессиональной компетентности работников образовательной организации. Кроме этого, для формирования новых профессиональных компетенций педагогических работников эффективно использование ресурса сетевых профессиональных объединений.
Шаг 4. Создание мотивационных условий повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации и формирования их активной субъектной позиции.
Выстраивая систему деятельности образовательной организации по научно-методическому сопровождению педагогических работников в условиях введения профстандарта, крайне важно принять во внимание и использовать возможности стратегии самообучающейся организации, заключающейся в следующих позициях:
- формирование стойкой мотивации педагогов к выполнению профессиональных функций на качественно высоком уровне; активизация потребности в повседневном прогрессивном развитии в части решения задач педагогической деятельности;
- непрерывное улучшение профессиональных знаний и способов эффективной деятельности, культивирование творческого педагогического поиска; использование широкого арсенала методов поддержки (консалтинг стажировка, наставничество, партнерство и т. п.) для развития профессиональных качеств педагогов;
- формирование у педагогов установок на изучение и творческое осмысление эффективного опыта деятельности, развитие умений представлять собственный позитивный опыт в различных целевых аудиториях;
- концептуализация опыта педагогов в осуществлении педагогической деятельности; расширение видов деятельности педагогов по обобщению и распространению эффективного педагогического опыта;
- активизация рефлексивной деятельности педагогов; предотвращение и нивелирование профессиональных деформаций педагогов [8, с. 124].
При проектировании результатов деятельности системы научно-методической работы в
условиях введения профессионального стандарта педагога необходимо учитывать показатели развития образовательной организации в части обеспечения кадрового потенциала.
Они же в свою очередь станут одним из механизмов оценки результатов реализации системы научно-методической работы образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта педагога, наряду с такими как локальная нормативная база образовательной организации, обеспечивающая непрерывное профессиональное развитие педагогов, и мониторинг соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических кадров требованиям профессионального стандарта педагога.
Таким образом, спроектированная в образовательной организации система научно-методической (методической) работы, учитывающая требования профстандарта, обеспечит, с одной стороны, достижение современного уровня профессиональной компетентности педагогических кадров, с другой стороны - их психологическую готовность к введению нового нормативного документа в практику работы институциональной системы образования.
Библиографический список:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Проспект, 2014. - 160 с.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.
3. Коптелов А. В., Маликова Н. С. Проектирование системы повышения квалификации в образовательном учреждении на основе программно-целевого принципа // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013. - № 2. - С. 5-11.
4. Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ipk74.ru/ virtual-cab/norm/doshko lnoe-obrazovaшe/professionalnyj -standart-pedagoga-koncepciya-i-soderzhanie.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10. 2013 г.
6. Шадриков В. Д. Базовые компетенции педагогической деятельности / В. Д. Шадриков // Сибирский учитель. - 2007. - № 6. - С. 5-15.
7. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. - Брянск : Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн. 1 -С. 66.
8. Ильясов Д. Ф. Стратегия самообучающейся организации в практике обучения персонала общеобразовательной школы / Д. Ф. Ильясов // Педагогическое образование и наука. - 2013. -№ 5. - C. 124.
References:
1. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Ros-siyskoy Federatsii" [Federal Law "On Education in the Russian Federation"], M., 2014, 160 p.
2. Kontseptsiya Federal'noy tselevoy program-my razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody [The Concept of the Federal Target Program of Education Development for 2016-2020 Years]. URL:http://government.ru/media/files/mlorxfXbb Ck. pdf.
3. Koptelov A. V., Malikova N. S. Proektirova-nie sistemy po-vysheniya kvalifikatsii v obrazova-tel'nom uchrezhdenii na osnove programmno-tselevogo printsipa [Designing the System of Professional Development in an Educational Institution on the Basis of Special-Purpose Programme Principle] Nauchnoe obespechenie sistemy povy-sheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of A System of Advanced Training], 2013, N 2, pp. 5-11.
4. Professional'nyy standart pedagoga (kontseptsiya i soderzhanie) [Professional Standard of the Teacher]. URL: http://ipk74.ru/virtualcab /norm/dosh kolnoe-obrazovanie/professionalnyj -standart-pedago ga-koncepciya-i-soderzhanie.
5. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zash-chity Rossiyskoy Federatsii ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544-n "Ob utverzhdenii profession-al'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obsh-chego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')" [The order of the Ministry of Labour and Social Protec-
tion of the Russian Federation of October 18, 2013 No. 544-n "About the Approval of the Professional Standard "The Teacher (Pedagogical Activity in the Sphere of the Preschool, Primary General, Main General, Secondary General Education) (the Educator, the Teacher)"].
6. Shadrikov V. D. Basic Competencies of Educational Activities [Bazovye kompetentsii pe-dagogicheskoy deyatel'nosti] Sibirskiy uchitel' [Siberian Teacher], 2007, N 6, pp. 5-15.
7. Simonenko V. D., Retivykh M. V. Obsh-chaya i professional'naya pedagogika: Uchebnoe
posobie dlya studentov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti "Professional'noe obuchenie" [General and Professional Pedagogy: Study Guide for Students Enrolled in the Specialty "Vocational training"], Bryansk, 2003, V. 1, p. 66.
8. Il'yasov D. F. Strategy of Learning Organization in the Practice of Secondary School Personnel Training [Strategiya samoobuchayushcheysya or-ganizatsii v praktike obucheniya personala obsh-cheobrazovatel'noy shkoly] Pedagogicheskoe ob-razovanie i nauka [Pedagogical Education and Science], 2013, N 5, p. 124.