СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Е. ЧМЕЛЁВА, доцент Смоленский государственный университет
«Ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать первые слова, женщины становятся первыми зодчими общества; краеугольный камень кладется их руками» - эта мысль Н. И. Пирогова [1, с. 51] стала концептуальной основой выделения в конце
XIX в. из общей педагогики самостоятельной области знаний о первоначальном воспитании детей. Именно в это время начались активные поиски новых способов подготовки родителей к воспитанию собственных детей.
Мнение о недостаточности подготовки родителей к делу воспитания своих детей разделяли представители различного общественного положения, самых разных партий и направлений, как профессионалы-педагоги, так и частные лица. Яркую картину нарисовал известный деятель просвещения того времени Н.В. Казмин. «У нас нет среды, где прививались бы разумные педагогические взгляды, давались бы хоть общие знания надежных основ воспитания. Поэтому особенно трудна задача семьи -поставить воспитание на новых разумных основаниях, и часто приходится ей бродить ощупью, действовать наугад, быть непоследовательной » [2, с. 40].
Е. Кричевская в «Письмах о материнстве », исходя из личного опыта «рядовой » матери, отмечала, что одним из основных настроений современной матери, вдумчиво и серьезно относящейся к своим обязанностям, является настроение, вызванное сознанием своей неподготовленности к делу воспитания своих детей. «Ни один работник не возьмется уверенно и смело, обещая
Подготовка к «родительской» профессии 1
выполнить ее хорошо, за ту работу, которая ему совершенно незнакома: лишь женщина, выходя замуж, т.е. берет на себя воспитание своих детей; ни одна женщина не поручит сшить платье девушке, никогда не бравшей иголки в руки, - лишь современные матери считают себя вправе коверкать душу ребенка, как им вздумается, не считаясь с тем, что она собою представляет, каковы ее, детской души, потребности, законы и стремления» [3, с. 20].
Материнство должно было быть осознано как общественная деятельность, требующая не только призвания, таланта, но и солидной научной подготовки, систематической и напряженной работы. В начале
XX в. эта проблема была поставлена на повестку дня самой жизнью. Об этом красноречиво свидетельствуют материалы I Всероссийского женского съезда (10-16 декабря 1908 г.). В резолюциях съезда особо подчеркивалось, что воспитание детей с самого раннего возраста - необходимое условие демократизации общества. Государство должно заботиться о создании наряду со школами учреждений для воспитания детей дошкольного возраста. Однако еще до того, как государство и общественные учреждения приступят к осуществлению этой задачи, на открытие этих учреждений должна быть направлена частная инициатива, и прежде всего - инициатива родителей [4, с. 825-827].
Проблемы подготовки квалифицированных воспитателей рассматривались и на I Всероссийском съезде по семейному воспитанию (30 декабря 1912 г. - 6 января 1913 г.). В первой секции съезда было за-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 07-06-00124а.
144 Высшее образование в России • № 11, 2008
слушано и обсуждено более десятка докладов о матери-воспитательнице (Казмина, Калмыковой, Гордона, Соломина, Словцо-вой, Сулимы, Фриденберга и др.). Но и на заседаниях остальных секций постоянно вырывался как бы вопль общества: «Нет матерей, способных проводить в жизнь высокий воспитательный идеал». Съезд выделил главную причину дилетантизма матери в вопросах воспитания своих детей. Она виделась в неудовлетворительной постановке в России учебно-воспитательного дела вообще и женского воспитания в частности. Всесторонняя подготовка родителей, особенно матерей, к делу воспитания детей, по мнению делегатов съезда, имела огромное значение не только для самого воспитываемого, но и для благосостояния всей страны [5, с. 64].
На рубеже веков по частной инициативе открылись многочисленные курсы по подготовке специалистов для воспитания детей дошкольного возраста. Это прежде всего курсы при фребелевских обществах в разных городах страны, занимавшиеся подготовкой слушательниц к работе с детьми дошкольного возраста по системе Ф. Фребеля.
На аналогичных принципах и с такими же утилитарными целями ежегодно устраивало курсы для матерей Общество содействия дошкольному воспитанию детей в Петербурге (1908 г.). Желая познакомить родителей с новыми идеями в деле воспитания и обучения детей, оно систематически проводило занятия по психологии детства, детской литературе, методике фребе-левских работ, рисованию, лепке и пр. Кроме того, усилиями общества были организованы постоянные выставки детских и педагогических книг, открыт музей игрушек и наглядных пособий, создан учебно-воспитательный кинематограф и т.д.
Просветительской деятельностью, подготовкой образованных женщин и матерей активно занимался Петербургский родительский кружок, который в народе называли «школой для родителей ». Это необыч-
ное - по своему характеру, кругу деятельности, программе занятий - учреждение, первое в своем роде не только в России, но и во всем мире, просуществовало более 30 лет и было закрыто после революции.
Образование родителей здесь проходило путем свободного обмена мнениями с педагогами, врачами и воспитателями-прак-тиками по вопросам дошкольного воспитания, обсуждения многочисленных ошибок, допускаемых в духовном, умственном и физическом развитии детей. Программа работы на каждом занятии кружка оставалась неизменной на протяжении всех лет его существования: доклад специалиста или сообщение родителя, прения по докладу, резюме председателя. С докладами здесь выступали такие лица, как профессора П.Ф. Каптерев, И.И. Ковалевский, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, доктора А.С. Ви-рениус, М.Д. Ван-Путерен, В.Я. Горинев-ский, инспектор Екатерининского института, автор многочисленных трудов по педагогике Н.С. Карцев, преподаватели Женского педагогического института В.А. Вол-кович, З.К. Столица и другие [6].
При кружке имелась библиотека педагогических сочинений, а также для родителей были организованы особые совещательные комитеты, где каждый нуждающийся мог получить индивидуальную консультацию у педагога, психиатра или врача по вопросам духовного и физического развития ребенка.
Не умаляя значения «школы для родителей», проводившей в жизнь многие правильные идеи о воспитании детей раннего и дошкольного возраста, для расширения педагогических познаний у многих родителей, приходится констатировать, что посредством такой формы невозможно было овладеть системой знаний, а тем более практическими умениями работы с детьми. Это понимали и представители педагогической общественности того времени.
Тенденции к систематическому педагогическому образованию проявились в деятельности курсов по подготовке руководи-
Страницы истории
145
телей детских садов, организаторов детских игр и занятий гимнастикой. Они были открыты в 1910 г. при Московском обществе воспитательниц и учительниц. Одной из руководительниц дошкольного отделения стала М.А. Чехова. Она же разработала учебный план курсов, рассчитанный на два года обучения. Он включал широкий круг предметов: психологию, историю педагогики, анатомию и физиологию человека, гигиену, естествознание, обзор детской литературы, рисование, лепку, ручной труд, пение, физические упражнения, подвижные игры и др. [7]. Обучение предполагало два этапа - теоретический курс и практическая подготовка в детских садах Москвы.
На аналогичных принципах по инициативе Кружка совместного воспитания и образования детей в 1914 г. при Московском народном университете им. А.Я. Шаняв-ского были созданы первые общедоступные курсы по дошкольному воспитанию. Они привлекли широкое внимание учителей, студентов вузов, матерей и др. Всего через курсы прошли 1200 человек. Теоретическая подготовка предполагала знакомство с вопросами гигиены, физического воспитания детей дошкольного возраста, санитарии, психологии первого детства, теории дошкольного воспитания. На практических занятиях слушатели занимались рисованием, лепкой, пением, играми, а также изучали основные методы работы с детьми дошкольного возраста. Здесь преподавали лучшие специалисты того времени: доктора медицины В.Я. Канель, Г.Е. Сперанский, профессора Московских женских педагогических курсов В.Е. Игнатьев, П.П. Блонский, санитарный врач Московского городского самоуправления Л.Б. Грановский, ординатор Преображенской больницы Москвы О.Б. Фельцман, приват-доцент Московского университета М.М. Рубинштейн, профессор Московского женского педагогического института Н.С. Филитис, ассистент психологического института при московском университете К.Н. Корнилов,
преподаватель «Кружка совместного воспитания и образования» К.Н. Вентцель, воспитатели-практики О.В. Зимина, В.Н. Шацкая, Л.К. Шлегер, М.Х. Свентицкая и другие.
Интерес, проявленный к курсам при университете им. А.Я. Шанявского со стороны общественности, побудил организаторов в 1915 г. выпустить печатный вариант лекций. Это было первое и долгое время основное пособие по организации и содержанию подготовки специалистов по дошкольномувоспитанию. На основе лекций, прочитанных на курсах, был создан целый ряд фундаментальных пособий по дошкольной педагогике, суммировавших материал по различным проблемам физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Среди них, в частности, книги М.М. Рубинштейна «Педагогическая психология в связи с общей педагогикой» (1913 г.), П.П. Блонского «Введение в дошкольное воспитание» (1915 г.), К.Н. Вентцеля «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» (1915 г.) и др. Научность содержания сочеталась в них с доступной формой изложения. Строго логическая последовательность построения курса, методическое мастерство авторов способствовали популяризации проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста среди широких масс, подчеркивали важность научно обоснованной подготовки родителей к своей высокой миссии.
Аналогичные тенденции еще ярче проявлялись при организации курсов для родителей и воспитателей частными лицами. Под влиянием опыта общественных организаций происходили изменения в практике организации и проведения курсов для матерей и воспитательниц как в столице, так и в провинциальных городах. Если и раньше считалось, что для подготовки воспитателей недостаточно теоретических занятий и что им важно овладеть практическими умениями, то теперь стали говорить о необходимости приобретения воспитательни-
146 Высшее образование в России • № 11, 2008
цами навыков практической деятельности с детьми, особенно раннего возраста, на выработанных наукой основаниях.
Этот подход лежал в основе деятельности курсов для матерей и воспитательниц, организованных Милевской-Шмидт в 1915 г. в Петрограде [8]. Курсы преследовали две цели: 1) дать теоретическую и практическую подготовку лицам женского пола, желающим посвятить себя дошкольному воспитанию детей в детских садах, яслях, приютах и т. п.; 2) дать возможность всякой матери восполнить пробелы в своем собственном образовании и приобрести необходимые для семейного воспитания познания и практические навыки. На курсы принимались лица только женского пола не моложе 16 лет. Для того чтобы дать возможность большему числу лиц обучаться на курсах, их распределяли на категории сообразно их научной подготовке и времени, которым они располагали. К первой категории относились те, кто окончил полный курс гимназии. Ко второй - лица с подготовкой не менее четырех классов гимназии; к третьей относились слушательницы, которые записывались на один или несколько предметов по собственному выбору.
Теоретические занятия на курсах велись вечером, а практические занятия с детьми проходили утром в детском саду и в училище при курсах. Программа включала следующие предметы: история педагогики, анатомия и физиология человека, педагогическая психология, гигиена, методика обучения чтению, письму и чистописанию, методика бесед, внеклассного чтения, экскурсий, ручного труда, практика детского сада, пение, рисование, гимнастика, лепка. Кроме того, слушательницам предлагались необязательные предметы: французский и немецкий языки.
На курсах Милевской-Шмидт огромное внимание уделялось практическим занятиям и подготовке к практической деятельности. При этом слушательницы знакомились с новейшими методами воспитания
детей, с системой М. Монтессори и другими. Их учили выбирать упражнения, развлечения, игры для детей раннего и дошкольного возраста с учетом научных рекомендаций.
Те же самые тенденции можно проследить и в организации курсов при обществе «Детский труд и отдых» (1915 г.). В их основе лежал практический метод подготовки дошкольных работников. Работа курсов опиралась на следующие принципы: подготовка воспитателей должна целиком основываться на непосредственной работе с детьми; прежде чем предложить детям какой-то материал или деятельность, воспитатель должен проверить на себе всю ту работу мысли, которую предстоит совершить ребенку; следует исходить из потребностей слушателей и текущего момента, поэтому нельзя намечать заранее программу занятий на длительный срок.
Таковы в общих чертах принципы построения программ педагогических курсов для подготовки родителей и воспитателей. Они все более последовательно опирались на идею создания такой системы, в которой бы сочетались теоретическая, методическая и практическая составляющие подготовки воспитателей. Считалось, что курсы могут и должны знакомить слушателей со всем тем, что признавалось в то время последним словом в дошкольной педагогике и методике. Кроме того, они в обязательном порядке включали педагогическую практику с детьми раннего и дошкольного возраста.
В противоположность рутине семейного воспитания прогрессивная педагогическая мысль утверждала исключительную ценность педагогических курсов для пробуждения внимания общественности к делу воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В связи с этим предлагалось открывать педагогические курсы по всей России. Считалось, что это поможет осуществить высказанное на съезде по семейному воспитанию пожелание: «Создадим мать культурную, просвещенную, способную
Страницы истории
147
отречься от родительского эгоизма; воспитателя и учителя умного, независимого, соответствующего тем требованиям, которые должны быть к нему предъявляемы; образованного, подготовленного общественного деятеля, берущегося за общественное дело не очертя голову, а опирающегося на безусловное знание дела, способного интересы этого дела ставить выше личностей, - и только тогда будем надеяться, что дело воспитания наших детей вырвется из тех пут, среди которых всякая теория является голосом, звучащим в пустыне» [8, с. 22].
Как отмечалось прогрессивными деятелями того времени, широкая философская, психологическая, общеобразовательная и практическая подготовка сделает родителей проводниками современной культуры, поможет им ближе подойти к детям и лучше понять их душевные переживания.
Литература
1. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Н.И. Пи-
рогов. Избранные педагогические произведения. - М., 1985.
2. Казмин Н.В. Современное семейное вос-
питание в России // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. - СПб., 1908.
- Вып. 55.
3. Кричевская Е. Письма о материнстве. - Пг.,
б/г.
4. Труды I Всероссийского женского съезда
при русском женском обществе в С.-Петербурге. 10-16 декабря 1908 г. - СПб., 1909.
5. См.: Чарнолуский В. Съезды по народному
образованию. - Пг., 1915.
6. См.: Либрович С.Ф. Школа для родителей.
- СПб.; М., 1912.
7. ЦГИА. - Ф. 459. - Оп. 4. - Д. 4255.
8. Милевская-Шмидт Е.И. Проблемы в обра-
зовании интеллигентных матерей. - Пг.; М., 1915.
А. ВОВК, аспирант Московский педагогический государственный университет
Петр Бернгардович Струве - одна из ярких фигур русской эмиграции. Мыслитель и практик, реалист и романтик, провозвестник многих идей и событий, долгое время он был почти неизвестен на родине. Сегодня мы имеем возможность в полном объеме обратиться к анализу его творческого наследия.
Среди трудов П.Б. Струве в области политики, экономики, философии и социологии особое место занимают работы, посвященные вопросам воспитания и образования молодежи в условиях зарубежья. Многое из того, о чем писал Струве в 2030-е г. ХХ в., звучит сегодня неожиданно актуально. Тем интереснее проследить некоторые направления педагогической мысли Петра Бернгардовича.
Кому передать историческую нить...
(П.Б. Струве об образовании и воспитании эмигрантской молодежи)
Следует отметить, что современники давали высокие оценки его трудам. Например, Семен Франк, называя Струве одним из выдающихся русских умов, писал, что многогранность его знаний и интерес к «фактическому содержанию жизни » сочетались с глубоким духовным осмыслением жизни [1, с.496]. А эмигрантский историк Полторацкий дал ему такую характеристику: «Мыслитель-крестоносец, несший крест борьбы с духовным равнодушием и предрассудками» [2, с. 61]. Идеи Петра Бернгардовича ценны не только тщательностью анализа того, что уже случилось. «Он предвозвестник нашего времени, самый современный мыслитель из прошлого России, это можно констатировать ясно, откровенно, без всяких натяжек», - счита-