Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 371,378 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10034
Акулова О.В., Ивченко Т.А., Конохова Е.С.
Значение общественного движения поддержки первоначального воспитания на рубеже Х1Х-ХХ веков в становлении теории и практики дошкольного образования
Акулова Ольга Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), akow10@yandex.ru
Ивченко Татьяна Анатольевна - заведующая кабинетом института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), taiv01@mail.ru Конохова Екатерина Сергеевна - помощник директора института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), katya9377@list.ru
Методология. В статье представлены результаты осмысления предпосылок становления науки и практики воспитания детей на основе анализа деятельности общественного движения по организации дошкольного дела на рубеже Х1Х-ХХ веков.
Цель: описание истории общественного движения в поддержку первоначального образования детей для выявления предпосылок становления отечественной научной школы дошкольного воспитания и подготовки специалистов для детских садов.
Методы и построение исследования: статья построена на основе анализа архивных документов кафедры дошкольной педагогики и музея РГПУ им. Герцена, исторических статей, посвященных становлению дошкольного образования. Использован нарративный метод для освещения деятельности обществ по поддержке дошкольного воспитания. Компаративный метод применен для выявления общих направлений деятельности общественного движения в Санкт-Петербурге в поддержку первоначального воспитания детей. Ретроспективный анализ позволил выявить предпосылки становления отечественной системы дошкольного образования.
Результаты. Описана деятельность обществ: «содействия первоначальному воспитанию» («Фребелев-ское общество»), «содействия дошкольному воспитанию» и «свободного воспитания». Освещены идеи педагогов - участников различных обществ, стоящих у создания отечественной дошкольной педагогики и учреждений по подготовке специалистов для работы с детьми. Раскрыта роль общественного движения в становлении теории и практики дошкольного образования.
Выводы. Анализ деятельности обществ поддержки дошкольного дела помогает осознать основные предпосылки развития научных взглядов на воспитание и развитие ребенка и выявить традиции отечественного опыта подготовки специалистов для детского сада, зародившиеся в общественном движении рубежа Х1Х-ХХ веков и воплощенные в деятельности ПИДО.
Ключевые слова: общественное движение, «Общество содействия первоначальному воспитанию», «Фребелевское общество», «Общество содействия дошкольному воспитанию», «Общество свободного воспитания», предпосылки дошкольного образования.
Для цитирования: Акулова О.В., Ивченко ТА., Конохова Е.С. Значение общественного движения поддержки первоначального воспитания на рубеже Х1Х-ХХ веков в становлении теории и практики дошкольного образования // Современное дошкольное образование. - 2018. - №8(90). - С. 38-53. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10034 Материалы статьи получены 02.09.2018.
UDC 371,378
DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10034
Importance of the Public Movement in Support of the Early Childhood Education at the Turn of the XIX and XX Centuries with Regard to the Development of the Early Childhood Education Theory and Practice
Olga V. Akulova, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Preschool Pedagogy Department, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, akow10@yandex.ru Tatiana A. Ivchenko, Head Teacher, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, taiv01@mail.ru
Ekaterina S. Konokhova, Assistant Director, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, katya9377@list.ru
Methodology. This paper presents the results of reflection on the assumptions for the development of science and practice of child-rearing based on the review of activities of the public movement on the organization of the early childhood education at the turn of the XIX and XX centuries. Methods and organization of the study. The paper is based on the review of the records of the Early Childhood Education Department and the Museum of the Herzen State Pedagogical University of Russia and historical articles on the formation of the early childhood education. A narrative method has been used to highlight the activities of public movements in support of the early childhood education. The comparative method has been applied to identify the general activities of the public movement in the city of St. Petersburg in support of the initial child-rearing. A retrospective analysis revealed the assumptions for the development of the Russian system of the early childhood education.
Results. The activities of the following public movements have been described: the Movement for Promoting Initial Education (hereinafter the International Froebel Society, IFS), Movement for Early Childhood Education and Movement for Free Education. The ideas of teachers who are participants of various public movements standing by the creation of the system of national childhood education and setting standards for training specialists for work with children have been highlighted. The role of a public movement in the development of the theory and practice of the childhood education has been explained. Conclusion. A review of the activities of the public movements in support of the childhood education helps to understand the basic assumptions for the development of academic insights related to the upbringing and development of a child and to reveal the traditions of national experience in preparing the kindergarten specialists that originated from the public movement at the turn of the XIX and XX centuries and which were crystallized in the activities of the Pedagogical Institute of Early Childhood Education. Keywords: public movement, Movement for Promoting Initial Education, International Froebel Society (IFS), Movement for Early Childhood Education, Movement for Free Education, assumptions for the formation of the early childhood education.
For citation: Akulova O.V., Ivchenko T.A., Konokhova E.S. (2018). Importance of the public movement in support of the early childhood education at the turn of the XIX and XX centuries with regard to the development of the early childhood education theory and practice. Preschool Education Today. 8:12, 38-53 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10034 Original manuscript received 02.09.2018.
Введение
В общественном сознании просвещенных людей конца XIX века в Европе и России во всей полноте была сформулирована идея о необходимости образования всех слоев населения, начиная с самого раннего возраста. Именно в этом философы, общественные де-
ятели, писатели, педагоги видели основу для переустройства общества на разумных началах. Постепенно разрозненные мыслители и деятели образования стали объединяться в так называемые «общества», имеющие филантропический характер. Их участники активно обсуждали проблемы обучения и воспитания, предлагали идеи по переустройству школьного
дела, а также продвигали новую для того времени мысль о необходимости целенаправленного развития маленьких детей, выбирая для этого либо правильно организованное семейное воспитание, либо образование в специальных учреждениях.
Именно под влиянием этих взглядов активизировалось общественное движение, призывающее к организации системы дошкольного воспитания детей. Показателем такой активности являлось существование в Санкт-Петербурге в начале ХХ века около 10 таких обществ: «Общество содействия первоначальному воспитанию» (так называемое «Фребелевское общество»); «Общество содействия дошкольному воспитанию»; «Детский городок»; «Детский мир»; «Помощь детям рабочих»; «Петроградский родительский кружок»; «Петроградское общество содействия физическому развитию»; «Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества»; «Российское общество педагогического ручного труда»; «Общество детских врачей» (Морозова, Тихеева, 1916); «Общество свободного воспитания» (Сороков, 2010).
При всем разнообразии задач и содержания деятельность каждого общества включала 3 основных направления (Савинова, 1992; Логинова, 1992; Гогоберидзе, 2010).
Во-первых, при них функционировали дошкольные учреждения, созданные по инициативе и содействии того или иного общества. В этом и заключался их филантропический характер.
Во-вторых, организовывались курсы по подготовке педагогов, что объясняется пониманием необходимости целенаправленного обучения профессионалов для работы с маленькими детьми.
И, в-третьих, членами общества осуществлялась издательская деятельность для пропаганды передовых педагогических взглядов, что позволяло в полной мере реализовать просветительскую функцию.
Работа каждого общества оригинальна и подлежит тщательному изучению. В этой статье представлена лишь деятельность трех из них, которые имели непосредственное влияние на становление научной школы и практики подготовки педагогов дошкольного образования в Педагогическом институте дошкольного образования (далее ПИДО). Институт, созданный в Петрограде в 1918 году, стал первым в стране высшим учебным заведением этого профиля (Савинова, 1992; Логинова, 1992).
В нем работали выдающиеся педагоги, внесшие существенный вклад в развитие отечественной дошкольной педагогики и методики подготовки специалистов дошкольного образования всех уровней (воспитателя, заведующей, методиста, инспектора). Поэтому интересно разобраться в истоках данной педагогической школы, понять, как повлияло время и люди на этот процесс.
«Общество содействия первоначальному воспитанию» или «Фребелевское общество»
Первым следует рассмотреть наиболее известное, многочисленное и раннее по срокам возникновения «Общество содействия первоначальному воспитанию» благотворительно-просветительского профиля, которое было названо именем Ф. Фребеля.
Фридрих Вильгельм Август Фребель - известный педагог первой половины XIX века, создатель теории и методики организации детского сада для всестороннего развития детей с 3 до 8 лет. Основная цель детских садов состояла в содействии развитию природных способностей ребенка. Педагог и «натурфилософ» Фребель рассуждал так: дети растут как цветы и задача педагога в том, чтобы заботиться и способствовать наиболее полному раскрытию их природных способностей и основных «инстинктов» (познания, общения, созидания и творчества). В системе Фребеля главный акцент делается на необходимости побуждения к организации собственной активной деятельности ребенка (Акулова, 2012).
По замыслу Фребеля, Kindergarten должен состоять из четырех взаимосвязанных учреждений: образцовое заведение для воспитания малолетних детей; заведение для обучения и подготовки детских «садовников и садовниц»; заведение для распространения полезных детских игр; периодическое издание, способствующее поддержанию связи между родителями, воспитателями и воспитанницами детских садов (Акулова, 2012).
Особое значение для распространения этой авторской системы в России имело именно «Санкт-Петербургское Фребелевское общество содействия первоначальному воспитанию», созданное в 1871 году. У истоков общества стояли педиатр К.А. Раухфус, П.К. Задлер, Е.А. Вертер и редактор журна-
Один из первых детских садов Ф. Фребеля
ла «Учитель» И.И. Паульсон, которыми в 1869 был организован сначала педагогический кружок и разработан устав общества, утвержденный 28 мая 1871 года (Зайцева, 2002-2012). В Уставе была сформулирована цель общества: «посредством распространения воспитательных идей Фребеля возбуждать и поддерживать в семействах интерес к рационализации воспитания детей и тем самым содействовать улучшению воспитания вообще» (Онищенко, Романюк, 1998).
Члены общества вели активную педагогическую пропаганду и научную деятельность. Среди них особо выделялись такие известные педагоги, как П.Ф. Каптерев, Г.Г. Тумим, А.М. Калмыкова, О.Г. Светаева и другие. Активное участие в работе этого общества принимала Н.А. Альмединген (в замужестве -Тумим), которая в течение 10 лет (1908-1918) состояла в должности товарища председателя «Фребелевского общества».
Первой заботой общества стало учреждение Фребелевских курсов для подготовки «первоначальных семейных воспитательниц и руководительниц детских садов», открытых 1 февраля 1872 года. Программа курсов, составленная И.И. Паульсоном, включала: анатомию, физиологию, гигиену; психологию; общую педагогику и теорию воспитания Фребеля; зоологию и ботанику, рисование
и лепку, пение, гимнастику, фребелевские рукоделия, практические занятия в детском саду. На курсы принимались лица женского пола, окончившие среднее учебное заведение или имеющие диплом домашней учительницы и «нелишенные музыкального слуха». Плата за годовой курс составляла 30 рублей. Матери и учительницы, не имеющие возможности поступить на курсы, допускались к слушанию отдельных предметов с платой по 5 рублей за предмет (Зайцева, 2002-2012; Князев, 2016).
С 1876 года учебный план курсов стал двухгодичным и строился концентрически: первый курс - для помощниц детских садовниц (с преобладанием практической подготовки), которые не имели права вести самостоятельную работу в детском саду; второй курс - для детских садовниц и семейных воспитательниц. С 1907 года курсы предусматривали уже трехлетнюю подготовку лиц со средним образованием к работе в качестве руководителей детских садов и преподавателей средних учебных заведений. В 1914 году срок обучения был продлен до четырех лет (Онищенко, Романюк, 1998; Акулова, Гогоберидзе, Солнцева, Сомкова, 2017; Акулова, Савинова, 2017).
Обучение на курсах предполагало проведение практических занятий в детском саду на Малой Мастерской (ныне Мастерской) ули-
це, дом 9, открытом Е.А. Вертер и П.К. Задлер в 1873 году. Работа этого учреждения стала возможной, в том числе, благодаря содействию великой княгини Александры Петровны и принцессы Евгении Ольденбургской. Именно это заведение посещал в детстве художник А.Н. Бенуа (1870-1960) и позже написал о нем интересные воспоминания:
«...Киндергартен госпожи Вертер занимал весь второй (верхний) этаж углового особняка, при котором был обширный и тенистый сад... Киндергартен обслуживался целым штатом воспитательниц и учительниц, а в систему воспитания входили и уроки рисования, гимнастики и танцев. Меня сразу подкупило то, что на стенах висели большие, отпечатанные в красках картины, из которых одна изображала жизнь города, другая - жизнь деревни (разумеется немецкой), третья - железную дорогу и т. д. Несколько картин поменьше изображали сцены из Библии. Еще интереснее были те коробки под стеклом, которые тоже висели по стенам и в которых к картону были прикреплены разные миниатюрные предметы - в одной все, что относится к производству хлеба, начиная с плуга, кончая приоткрытыми мешками, которые содержали разные зерна и крупы; в другой все, что требуется в столярном деле.
Над всем витал дух Фребеля. Вообще же о Фребеле и его системе было тогда среди мамаш и воспитателей столько разговоров, что и детям имя знаменитого реформатора-педагога было знакомо. Слово «фребеличка» являлось вроде диплома полной и доброкачественной подготовленности для детского воспитания. Под фребеличкой подразумевались особы, самоотверженно отдавшиеся этому делу согласно новейшим данным науки. В моем же представлении это были очень милые, очень скромно, но опрятно одетые девицы, на редкость ласковые, но всегда некрасивые и немного. скучные. Поступив в детский сад на Малой Мастерской, я попал в самое царство Фребеля и фребеличек... Вообще я привык к школе довольно скоро... я должен был подчиняться всем тем приемам, которые были объединены задачей «занять детей посредством приятных и одновременно полезных упражнений». Некоторые из этих упражнений, вроде, например, нанизывания на нитки пестрого бисера или плетения узоров из цветных бумажных полосок или еще лепки из глины, занимали меня и
даже доставляли известное удовольствие...»
(Бенуа, 2003; Князев, 2016).
В 1895 году с целью «удовлетворить потребности среднего класса населения в хорошей и опытной няне» обществом на Малой Итальянской улице была открыта «Школа нянь». В заведение принимались девушки от 14 лет (позже - с 12 лет), окончившие курс городской школы. По окончании школы все выпускницы определялись на рабочие места. С 1899 года на содержание школы Городской Думой выплачивалась годовая субсидия в 500 рублей с условием ежегодного бесплатного обучения 20 городских стипендиаток, что подчеркивает признание властями высокого уровня подготовки в этом учебном заведении.
При содействии «Фребелевского общества» были открыты и функционировали детские учреждения в Петербурге (Петрограде):
Первый Летний детский сад на «Прудках» открыт (в1894 году вместе с Обществом дешевых столовых) с целью приютить летом детей, «проводящих целые дни на улице...». За ними был установлен уход и постоянный врачебный надзор. В саду имелись классная комната, крытая беседка, большая площадка с грядками для огорода и дешевая столовая. Общее руководство садом было возложено на О.С. Клокову, хозяйственное заведывание -на опытную «фребеличку» С.Д. Салтыкову; медицинский надзор осуществлял врач В.И. Вержейский. В конце сезона некоторые дети по ходатайству общества устраивались в начальные школы за городской счет (Зайцева, 2002-2012).
Народный зимний детский сад (открыт 1 ноября 1894 года) бесплатно принимал около 50 детей от 4 до 8 лет обоего пола. Надзор за детьми поручался воспитательнице, окончившей Фребелевские курсы, и двум нянькам с обязанностями прислуги. Воспитательнице помогали дежурные, которые были слушательницами курсов (Зайцева, 2002-2012). В народных детских садах в ежедневный круг дел входили простые задания, приучающие ребенка к чистоте, порядку и ответственности: уборка комнат и игрушек, накрывание столов, мытье посуды, уход за растениями и живыми обитателями. Большое удовольствие доставляли детям музыкальные занятия, проводившиеся ежедневно, а также прогулки и экскурсии.
«Фребелевское общество» было первым организатором летних выездов за город
и бесплатных детских праздников. Организация детского досуга основывалась на принципах доступности, соответствия его содержания детскому возрасту и необходимости создания условий для творчества. Так, в 1896 году по инициативе Н.А. Нечаева была устроена летняя детская санитарная колония для слабых здоровьем детей. Городская Комиссия по народному образованию выделила обществу на эти цели 8700 рублей. Для бесплатного оздоровительного отдыха было отобрано 250 ослабленных детей из беднейших семей. Колонисты делились на три возрастных группы (11-13 лет, 8-11 лет и 6-7 лет), каждая из которых имела свою «садовницу» (Зайцева, 2002-2012).
Летний детский сад в Таврическом саду (1899 г.) ежедневно посещали до 600 детей. Ежегодно 21 июня устраивался праздник в память Фребеля. Сад наполнялся детьми всех сословий, с флагами, бантами и венками в руках под музыку колонны двигались к бюсту Фребеля, украшенному зеленью и лентами с надписью «Будем жить для наших детей». Затем устраивался летний театр, где рассказывалось о жизни и заслугах Фребеля, а в заключение предлагалось угощение (Зайцева, 2002-2012).
В 1899 году обществом был открыт еще и Платный детский сад (руководитель Л.О. Петцель), в который принимались дети в возрасте 4-8 лет с ежегодной платой в 60 рублей. Это заведение стало важным источником дохода общества. Программа дня в платном детском саду была насыщенной. Дети занимались грамотой, французским языком, музыкой и пением, гимнастикой, спокойными и подвижными играми, а также ручным трудом. Они делали постройки из бумажных квадратов, вырезали по контуру, плели из бумаги и клеенки, вышивали по картону, холсту и канве, делали работы из спичек, цветы из бумаги, шили, вязали.
Была открыта Начальная четырехклассная школа (в 1909 г., руководители С.И. Шохор-Троцкий, М.А. Булыгина), в которой бесплатно обучались дети в возрасте от 6 до 9 лет из малообеспеченных семей. Расходы на завтраки для детей из беднейших семей покрывались за счет средств общества (Зайцева, 2002-2012).
В задачи деятельности общества входила пропаганда педагогических идей Фребеля через осуществление издательской деятельности в двух направлениях. Оно издавало книги для детей, а также педаго-
гическую литературу для «садовниц». На литературе, которая выходила при содействии общества, значилась надпись «Издание Санкт-Петербургского Фребелевского общества», а на самых ценных публикациях -«Удостоены премии Санкт-Петербургского Фребелевского общества». Среди известных книг для детского чтения можно найти рассказы для детей Н.Г. Вучетича «Красный фонарь», «Митина Нива», «Утенок» и др. Известны издания, раскрывающие основы педагогики: «Народный детский сад. Отчет о первом народном детском саде, открытом СПб. Фребелевским обществом за 1893-1894 год» (1895); П.Ф. Каптерев. «Новая русская педагогия, ее главные идеи, направления и деятели» (1897, переиздание 1914). Для подготовки педагогов осуществлялись публикации в журнале «Воспитание и обучение» (редактором с 1908 года была Н.А. Альмединген), где освещались передовые идеи семейного и общественного воспитания.
Таким образом, «Фребелевское общество» было ориентиром для организации дошкольного дела в России. В жарких спорах определились два основных подхода к наследию великого педагога. Сторонники одного стремились внедрить в российскую практику все элементы фребелевской системы. Представители другой - критиковали ее механическое перенесение в Россию и выступали за творческое использование педагогических идей в соответствии с российскими традициями.
«Общество содействия дошкольному воспитанию детей»
Большое значение в развитии отечественной системы дошкольного образования имело и «Общество содействия дошкольному воспитанию детей», созданное в Петербурге в 1908 году с целью содействия родителям в деле дошкольного воспитания детей. Председатель общества до 1915 года Н.В. Чехов, затем А.М. Калмыкова, вице-председатель -сначала М.И. Сулима, потом Е.И. Тихеева. Деятельность общества организовывалась за счет членских взносов, пожертвований, доходов от предприятий, изданий общества1 и ос-
1 Архив кафедры дошкольной педагогики. Проспект-летучка о деятельности общества содействия дошкольному воспитанию детей. С. 2-3.
вещалась в ежегодных отчетах (отчет, 1911; отчет, 1913; деятельность, 1914). Члены общества (Л.И. Чулицкая-Тихеева, С.И. Пфейфер, Е.И. Иорданская, М.Я. Морозова, К.М. Лепилов и др.) старались провести в жизнь идею о необходимости общественного воспитания с малых лет.
Одной из основных задач деятельности данного общественного объединения была подготовка работников по дошкольному воспитанию2. Сначала она решалась через устройство лекций по трем направлениям: физическое развитие и воспитание ребенка; психическое развитие детей и педагогические вопросы. Лекции, проходившие регулярно, привлекали многочисленную аудиторию, что способствовало притоку новых членов общества. В 1916 году были открыты одногодичные вечерние курсы по подготовке дошкольных работников, на которые принимались лица обоего пола с 18 лет, с образовательным цензом средних учебных заведений, а также высших городских и епархиальных училищ. Курсы были платными - 50 рублей за полный курс и по 5 рублей за отдельные предметы, такая невысокая цена позволяла привлечь широкие массы слушателей. В содержание обучения включались лекции по разным направлениям развития ребенка: «Психология детства и педагогическая психология» (лектор -доктор К.И. Поварнин); «Гигиена детского возраста в связи с анатомией и физиологией» (доктор Л.И. Чулицкая-Тихеева); «Введение детей в мир природы» (Л.Н. Никонов); «Книга в дошкольном возрасте и рассказывание детям» (А.М. Калмыкова); «Ручной труд» (Г.К. Соломин); «Рисование и лепка» (Е.В. Разыграев); «Практика детского сада» (М.Я. Морозова); «Пение и музыка» (Е.В. Петрова); «Физическое образование (игры)» (С.М. Познер); «Элементарная грамота» (Е.Е. Соловьев); «Развитие речи детей» (Е.И. Тихеева); «Краткий обзор педагогических учений» (Е.И. Тихеева)3.
Практическая часть подготовки воспитателей заключалась в непосредственном участии слушателей в экскурсиях, наблюдениях за детьми, занятиях в учреждениях. Тем, кто прослушал весь курс лекций и выполнил необходимый круг практической работы, выдавалось удостоверение.
2 Архив кафедры дошкольной педагогики. Проспект-летучка о деятельности общества содействия дошкольному воспитанию детей. С. 2-3.
3 Архив кафедры дошкольной педагогики. Программа одногодичных курсов по дошкольному воспитанию общества содействия дошкольному образованию детей (1 91 6-1 91 7 учебный год).
На курсах освещались вопросы, связанные как с особенностями развития ребенка, так и со средствами и методами его воспитания. Содержание работы было основано на идее Е.И. Тихеевой о «естественном воспитании детей», что подразумевало обстоятельное изучение физической и духовной природы ребенка и законов ее развития. Роль воспитателя при этом состоит в создании благоприятных условий для свободного проявления самостоятельности и индивидуальности ребенка (отчет, 1913). Идея, высказанная в те далекие годы, звучит очень современно в контексте становления субъектной позиции дошкольника.
Система подготовки специалистов дошкольного дела в «Обществе содействия дошкольному воспитанию» во многом схожа с особенностями ее организации при «Фребелевском обществе». Сходство в названии обществ и содержании работы приводит к тому, что в некоторых публикациях по вопросам истории организации дошкольного дела в России эти два общества практически не разделяются, а рассматриваются как единая организация. Как правило, ее деятельность относят к «Фребелевскому обществу».
Можно предположить, что возникновение «Общества содействия дошкольному воспитанию детей» связано со стремлением более ярко выделить именно отечественные истоки воспитания детей. Вероятно, энтузиасты этого дела объединились вокруг идей Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870), великого русского педагога, который призывал к пониманию и изучению растущего человека как основе его развития с первых лет жизни с учетом принципа народности, что предполагало овладение культурным наследием народа, его языком, традициями, приобщение к родной природе. Одной из последовательниц учения К.Д. Ушинского была Е.И. Тихеева, чья первоначальная деятельность тесно связана с «Обществом содействия дошкольному воспитанию детей».
В задачи деятельности общества входило учреждение детских садов, яслей, начальных школ, детских клубов, летних колоний, детских библиотек и других воспитательных учреждений. Эта деятельность была эффективной, так, уже в 1911 году под покровительством общества функционировало большое число дошкольных учреждений. Среди них:
два Народных детских сада (на Таврической улице, дом 25 и Разъезжей улице, дом 37-39), детский сад на Пудожской улице и на станции «Удельная». Для организации воспитания детей в летний период была организована летняя колония. Функционировала зимняя детская колония у станции «Териоки» (сейчас Зеленогорск). Создавались учреждения и для детей младшего школьного возраста - это элементарная школа на Рузовской улице, детский сад и школа на Свечном переулке, детский сад и элементарная школа на Васильевском острове (отчет, 2011). В 2013 году прибавился Всесословный детский сад и школа на Обводном канале (дом 147 - «Дом просветительных учреждений»); вечерние детские собрания на Таврической улице, впоследствии названные клубом (отчет, 2013).
Следует отметить, что детские учреждения организовывались для всех слоев населения, включая бедноту. Приведем пример из отчета о работе народного детского сада на Таврической улице, дом 25. Детский сад существовал с 1911 года, занимал 5 комнат. Заведующая детским садом Я.А. Дзюбинская и врач А.Л. Дынкин работали на безвозмездной основе. Педагогический коллектив состоял из двух руководительниц, учителя пения, педагога по рисованию, которые за свою работу получали денежное вознаграждение. За время деятельности численность детей увеличилась до 60 человек. Принимались дети в возрасте от 4 до 8 лет, обоего пола, различных сословий и достатка. Посещение детского сада для детей было бесплатным. При поступлении ребят в детский сад проходила оценка их физического развития и здоровья. Каждое утро, приходя в детский сад, дети чистили свою обувь, платье, умывались и чистили зубы, переодевались в халатики. Ежедневно был горячий обед из двух блюд. Дошкольники свободно передвигались и размещались в детском саду. Иногда в одной комнате образовывалось несколько маленьких групп, каждая занята своим делом.
«В соседней комнате тоже кипит работа. Ребята притащили табуретки, приготовляют поезд. Тут налицо вся администрация железной дороги: начальник станции, кондуктора, смазчики, раздаются звонки, свистки, появляются пассажиры, поезд отправляется в Финляндию. В мастерской комнате тоже работа: строгают, пилят или лепят. А в комнате для игр в это время идут разнообразные игры...» (отчет, 2014).
В помещении детского сада была организована «кухня-лаборатория», где дети знакомились с различными пищевыми продуктами и производили всякие опыты.
Руководительницы ходили от одной группы к другой, наблюдали за детьми, помогали, если нужно, беседовали. Проводились занятия с пением и рисованием. Дошкольники много гуляли в Таврическом саду, богатом растительностью и животным миром, наблюдали сезонные изменения в природе, выполняли массу художественных работ под обаянием природных впечатлений. Для игр дети делились на две группы: младшую и старшую. Любимые игры младшей группы: «Кошки-мышки», «Рыбки», «Лошадки», «В гнездах воробышки живут». Старшая группа увлекалась играми в «Жмурки», «Тише едешь, дальше будешь», «Пустое место», «Здравствуй, король». Кроме подвижных игр, дети занимались хоровым пением, ритмической гимнастикой, водили хороводы. Организовывались праздники, устраивались экскурсии в сельскохозяйственный и зоологический музеи (отчет, 2014).
Содержание работы данного детского учреждения во многом похоже на опыт организации детских садов «Фребелевским обществом», но уже чувствуется стремление приобщить малышей к культуре русского народа через использование народных игр, наблюдений за родной природой.
Работа детского сада и школы на Обводном канале, дом 147 (заведующая Е.И. Тихеева, руководитель занятий М.Я. Морозова) имела свою специфику. Учреждение было платным, но предполагало освобождение от платы родителей, имеющих низкое материальное положение. Плата установлена - 1 рубль 50 копеек в месяц для большинства родителей, а для имущих семей - 65 рублей в год, 35 детей посещали детский сад бесплатно. Своеобразием работы в данном учреждении было то, что при приеме дети опрашивались по анкетному листу, с целью определения степени их развития и сознательного отношения к окружающему (отчет, 2014). То есть, используя современную терминологию, проводилась первичная диагностика, что позволяло выстроить работу адресно, в соответствии с учетом особенностей детского развития.
Материалы отчета об анкетировании дошкольников раскрывают особенности мира детства этой эпохи: половина детей никог-
да не покидали Петроград. Представления о природе у них фактически отсутствуют; зато им известна трудовая сторона жизни, все знают, чем занят отец, что делает мать, какую работу выполняют по дому; почти никто из детей не имел правильного представления о времени, о цвете; у них плохо развита связная речь. В связи с этим в первом полугодии с детьми велись только индивидуальные занятия. Беседы чередовались с легкими рассказами по картинам и без них, особое значение придавалось чтению народных сказок. Много времени отводилось рисованию и лепке, вырезанию по контуру. Были оборудованы аквариум и террариум, посажены тюльпаны, крокусы и другие растения для развития наблюдательности детей. Благодаря такой организации обучения, удалось обогатить представления детей, развить элементарные познавательные умения, способствовать развитию связной речи.
Во втором полугодии стали преобладать коллективные формы работы. Коллективные беседы сопровождались демонстрацией пособий и картин, дополнялись чтением соответствующих теме рассказами. Дети уже сами воспроизводили рассказы по картинам, открыткам, игрушкам. В детском саду придавалось большое значение трудовому воспитанию, дети соблюдали чистоту, с удовольствием подметали, производили посильную работу, проявляя усердие и самостоятельность.
В работе данного детского сада прослеживаются истоки авторского подхода, который впоследствии уже в стенах ПИДО оформится в «метод Тихеевой», где разумно сочетается программность и плановость с гибким изменением содержания взаимодействия с детьми в соответствии с их развитием, особенностями интересов и сиюминутных потребностей (Онищенко, 1999).
«Общество содействия дошкольному воспитанию детей» выполняло и просветительскую функцию. Причем эта задача решалась с использованием оригинальных форм, новых для того времени и актуальных для наших дней. С этой целью устраивались педагогические библиотеки, музеи, выставки, издавались книги для детей, родителей и воспитателей.
Огромное значение для пропаганды идей общественного воспитания имело создание библиотеки-читальни с постоянной выставкой детских и педагогических книг (заведу-
ющая М.Я. Морозова), в задачи ее работы входило: рецензия детских книг, пропаганда лучших педагогических изданий путем выставки и продажи, организация детской библиотеки. Сначала библиотека-читальня находилась на Кабинетной улице (дом 18, квартира 1), затем ее фонды увеличились настолько, что учреждение в 1916-1918 годах занимало 7 больших княжеских квартир на Таврической улице, дом 17. Это был уже полноценный музей, посвященный дошкольному воспитанию в Петербурге. В музее проходили выставки, собранные здесь методические пособия использовались на занятиях курсов для руководительниц детских садов, а также были образцом, по которым создавали пособия педагоги-энтузиасты, желающие обеспечить благоприятные условия для развития детей. Сотрудниками музея осуществлялось распространение изданных книг по проблемам воспитания и развития детей до школы4.
Редакционная комиссия под председательством Е.И. Иорданской отвечала за публикацию книг. Сначала ею были разработаны так называемые «проспекты-летучки», в которых излагался Устав общества, программы лекций и курсов. Вторым шагом в направлении популяризации идей общества стало издание ежегодных «Сборников Общества по вопросам общественного дошкольного воспитания». За время существования общественной организации было выпущено два таких сборника. Содержание второго сборника описано в отчете общества за 2013 год: «Сборник издан обществом в количестве 1000 экземпляров, печатался в типографии «Родник» (издательство г.г. Альмединген)...» (отчет, 2013). Сборник иллюстрировал содержание лекций на курсах по подготовке специалистов для дошкольного воспитания. Кроме того, члены общества подготовили методические пособия, которые впоследствии много раз переиздавались, дополнялись и составили золотой фонд отечественной дошкольной педагогики. Среди них следует отметить книги: Лепилов К.М. Лепка в семье и школе (1912); Иорданская Е.И. Народные детские сады (1913); Тихеева Е.И. Родная речь и пути к ее развитию (1913); Чехов Н.В. Введение и изучение детской литературы (1915); Морозова М.Я. и Тихеева Е.И. Современный
4 Архив кафедры дошкольной педагогики. Воспоминания М.Я. Морозовой. Рукопись.
детский сад, его значение и оборудование (1916).
Таким образом, деятельность «Общества содействия дошкольному воспитанию детей» способствовала оформлению отечественных традиций развития дошкольников, базировалась на самых современных для того времени идеях об учете особенностей ребенка при проектировании работы с ним. Особой заслугой членов общества было создание музея - прообраза городского методического кабинета, где была собрана информация о передовом педагогическом опыте, как основе для творческого преобразования воспитательной деятельности практикующими педагогами.
«Общество свободного воспитания (метод Монтессори)»
Оригинальным оказалось влияние «Общества свободного воспитания (метод Монтессори)», которое было организовано С. И. Созоновым, директором Коммерческого училища М.А. Шидловской в 1916 году с целью распространения идей М. Мон-тессори.
Необходимо заметить: на рубеже Х1Х-ХХ веков в Америке, Западной Европе, а затем и в России растет недовольство существующей системой образования. Общество и производство ожидало активных, самостоятельных людей «дела», а школьное обучение, основанное на зубрежке, не могло этого обеспечить. В результате, возникает широкомасштабное педагогическое движение - «Реформаторская педагогика», призывающая к необходимости подготовки самостоятельных, инициативных и деловых людей, умеющих творчески использовать полученные знания в деятельности. Многие представители различных течений реформаторской педагогики: «прагматической педагогики», «трудовой школы» и «школы действия», «свободного воспитания», -размышляли о необходимости раннего развития ребенка. Однако более полно идеи в отношении воспитания и развития ребенка с ранних лет раскрыты в педагогике Марии Монтессори, которую по праву считают выдающимся наблюдателем за миром детства. Характеризуя свою методику, она назвала ее «методом свободного саморазвития ребенка в специально подготовленной развиваю-
щей среде». Девиз Монтессори-педагогики -«Помоги мне сделать это самому» - предполагает, что среда позволяет ребенку самостоятельно и свободно познавать свойства и качества мира, а взрослый лишь наблюдает и при необходимости приходит ему на помощь.
Важную роль в популяризации идей М. Монтессори в России сыграла Ю.И. Фа-усек, которая опубликовала более 40 своих книг и статей, издала на русском языке несколько работ М. Монтессори. Ею собран бесценный дневниковый материал наблюдений за детьми, проведен анализ развития ребенка на основе этих сведений. Ю.И. Фаусек в 1913 году при поддержке С.И. Созонова создала при Коммерческом училище М.А. Шидловской маленький детский сад, работавший по системе Монтессори и названный Ю.И. Фаусек «Дом детей» (Сороков, 2010; Фаусек, 2010).
Созоновым С.И. и Фаусек Ю.И. были открыты семестровые курсы по системе Монтессори, которые просуществовали полтора года. На открытие курсов была получена небольшая субсидия от Министерства народного просвещения. Курс лекций включал разнообразные дисциплины, раскрывающие вопросы возрастных и психологических особенностей детей, а также методики развития ребенка: «Теория и практика системы Монтессори»; «Методы начального воспитания»; «Психология»; «Биология и воспитание»; «Гигиена детского возраста»; «Рисование»; «Ритмика». Интересно, что большинство слушательниц уже имели высшее образование. Но были и те, кто окончил только среднее учебное заведение. Для них в учебном плане предусматривались такие дисциплины, как анатомия, физиология, физика, биология, а также практическая работа в ботанической или зоологической лаборатории для развития способности к наблюдению. То есть яркое отличие этих курсов состояло в вариативности их содержания в зависимости от уровня образованности курсисток (Сороков, 2010).
Многие слушательницы по окончании курсов стали работать по системе Монтессори в уже имеющихся детских садах, а некоторые открыли собственные детские сады:
«Так, две выпускницы открыли детские
сады в предместье Петербурга - Лесном.
Одна ... из них приобрела в Нью-Йорке дидактический материал и открыла потом
детский сад Монтессори в городе Кириллове Новгородской губернии. Трое работали в детском саду Монтессори для детей беженцев... Еще одна работала в детском саду для детей рабочих при Литовском народном доме графини Паниной» (Сороков, 2010). Основная проблема в организации детского сада по Монтессори-методу заключалась в недостатке дидактического материала, который нужно было выписывать из-за границы, что было практически невозможно в военное время.
В 1916-1917 годах знаменитый российский пианист и дирижер А.И. Зилоти, один из действительных членов «Общества свободного воспитания», организовал в зале Городской думы ряд бесплатных народных концертов, в которых принимали участие лучшие артисты того времени. Целью был сбор средств на постройку первого городского Детского дома по системе Монтессори (Сороков, 2010).
Эта затея не увенчалась успехом, однако на собранные с концертов деньги были устроены две детские площадки. Одна из них открылась в июне 1917 года на базе Женского педагогического института для 125 детей. Режим работы детской площадки соответствовал традиционному для детских садов и школ Монтессори: утренние часы дети проводили за занятиями с материалом в аудитории, после обеденного перерыва, на который дети расходились по домам (кормить их обедом летом 1917 года не было финансовой возможности), начиналась работа художественной студии.
Вторая площадка открылась в начале июня 2018 года на Петроградской стороне. Ввиду тяжелых условий жизни воспитанников и голода летом 1918 года расписания занятий не было - дети занимались тем, что их больше интересовало: работа на грядках, ручной труд (плетение туфель), умеющие читать брали книги, другие просто играли или загорали на траве. Но большое количество детей все же предпочитали проводить время в павильоне для работы с материалами Монтессори. Старшие (шести-девятилетки) осваивали грамоту, учились читать, писать, считать и рисовать.
В июле 1916 года было созвано особое совещание по вопросам призрения детей всех возрастов под председательством графини Паниной, где был прочитан ряд докладов: С.И. Созоновым - «О курсах по начальному
воспитанию»; В.Н. Половцовой - «Основные принципы в деле детского призрения» и «Некоторые стороны системы Монтессори с психологической точки зрения»; Ю.И. Фаусек -«Дидактический материал Монтессори»; В.В. Половцовым - «Биологические основы системы Монтессори». Впоследствии они были напечатаны в журнале «Трудовая помощь» за 1916-1917 годы (Сороков, 2010).
Издательская деятельность «Общества свободного воспитания» не смогла развернуться в полной мере. Участниками общества пропагандировались книги, раскрывающие идеи М. Монтессори, изданные в Москве: «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка» (1915); «Руководство к моему методу» (1916), а также публикации Ю.И. Фаусек, отражающие зарубежный опыт воспитания детей: «Месяц в Риме в «Домах детей» Марии Монтессори» (Петроград, 1915). В литературе был отражен также и собственный авторский подход в ведении предметных уроков: Ю.И. Фаусек «Бумажное царство» (СПб., 1912).
После Великой Октябрьской социалистической революции деятельность всех обществ была прекращена, детские учреждения были национализированы. Организация дошкольного воспитания стала важной государственной задачей. Начала развиваться система общественного дошкольного образования, о которой так мечтали участники общественного филантропического движения в России на рубеже Х1Х-ХХ веков.
Выводы
Прогрессивная деятельность просветительных обществ по дошкольному воспитанию с многообразием подходов к развитию детей дошкольного возраста обеспечила научно-практическую основу для исследовательской и образовательной деятельности Педагогического института дошкольного образования, объединив в одном учреждении лучшие преподавательские таланты Петербурга-Петрограда.
В деятельности ПИДО были сохранены исторические традиции и основные направления в работе рассматриваемых нами общественных организаций. Так, в уставе института записаны как наиболее важные направления его деятельности именно те, которые повторяют идеи общественных движений конца XIX - начала ХХ века. Это:
• систематическая подготовка деятелей дошкольного воспитания путем слушания теоретических лекций и практики в лабораториях и учебно-воспитательных учреждениях;
• организация вспомогательных показательных учреждений: музеев, выставок, консультационных и справочных бюро, открытых для широких масс;
• публикация научных трудов и справочных изданий по теории и практике дошкольного воспитания (Акулова, 2017; Акулова, Гогоберидзе, Солнцева, Сомкова О.Н., 2017; Акулова, Савинова, 2017).
И это неудивительно, ведь в институте дошкольного образования работали те, кто ярко проявил себя в деятельности этих обществ: Н.А. Альмединген-Тумим, Е.С. Дедюлина-Ус-пенская, Е.И. Иорданская, Е.Л. Привалова, В.В. Таубман, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Л.И. Чулицкая, Е.Н. Янжул и другие (Акулова, Савинова, 2017).
В ПИДО функционировало несколько кафедр, и деятельность некоторых из них была ориентирована на педагогические системы, знакомые по данным филантропическим обществам. Так, преподаватели кафедры, возглавляемой профессором Е.И. Тихеевой, обеспечивали курсы по организации дошкольного воспитания: «Современный Петроградский детский сад» или детский сад по методу Е.И. Тихеевой, а также знакомили с системой Ф. Фребеля (соответствующий курс вел профессор В.В. Успенский). Кафедра по системе М. Монтессори, которой заведовала профессор Ю.И. Фаусек, реализовывала курсы, знакомящие с этой системой. Следует отметить, что в ПИДО царила атмосфера толерантного отношения к разным системам дошкольного образования. Студенты на первых курсах проходили практику сразу в трех детских садах, работающих по разным системам, что давало возможность реально понять их особенности, увидеть результативность в развитии личности дошкольника. На старших курсах обучающиеся самостоятельно, по своему осмысленному желанию, выбирали ту систему, по которой хотели бы далее специализироваться (Акулова, Савинова, 2017).
Таким образом, общественное движение конца XIX - начала ХХ века оказало существенное влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания.
В первую очередь, позволило сформулировать концептуальные идеи, являющиеся теоретической основой отечественной дошкольной
педагогики. Среди них особое место занимает подход к воспитанию и образованию детей на основе изучения их возрастных, психологических и индивидуальных особенностей. Это прослеживается в содержании курсов по подготовке специалистов для детского сада, в публикации опросных анкет для изучения особенностей детей в материалах Е.И. Тихеевой, Л.И. Чулицкой, М.Я. Морозовой, а также интересной практике ведения дневников развития детей в экспериментальном опыте Ю.И. Фаусек.
Труды представителей общественного движения стали фундаментальной основой для формулирования основных положений разных методик работы с детьми: методики развития речи, развития изобразительной деятельности, познавательного развития ребенка средствами взаимодействия с природой, приобщения детей к детской литературе (Маневцова, Ивченко, Никонова 2005; Гогоберидзе 2010). Ведущим средством развития ребенка признавалась развивающая предметно-пространственной среда, как об этом и писалось в трудах последователей Ф. Фребеля, М. Монтессори и в работах Е.И. Тихеевой.
Во-вторых, обществами были апробированы разные по структуре и направленности учреждения для дошкольников: детские сады, площадки, элементарные школы, клубы. Их деятельность сыграла важную роль в становлении системы детских садов, их режима дня, содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками (Онищенко, 1998; Байдукова, 2017). В состав ПИДО в качестве экспериментальных учреждений - лабораторий входили: детский сад по методу Фребеля (опыт работы «Фребелевского общества»), детский сад по методу Е.И. Тихеевой (опыт деятельности «Общества содействия дошкольному воспитанию ...») и детский сад по системе М. Монтессори (наследие «Общества свободного воспитания»). В их деятельности были существенные различия: по-разному формулировались задачи развития ребенка, понимались способы взаимодействия педагога с детьми, выдвигались различные требования к воспитателю. Однако, анализ и выявление наиболее сильных сторон каждой системы позволили сформулировать главные принципы организации педагогического процесса отечественного детского сада.
В-третьих, общественное движение в поддержку дошкольного образования сыграло важнейшую роль в организации высшего педагогического образования для подготовки специалистов для детских садов. Именно по инициативе членов «Фребелевского общества», с которой они обратились в Народный комиссариат просвещения о преобразовании четырехгодичных педагогических курсов в высшее учебное заведение, и был создан Педагогический институт дошкольного образования (ПИДО) в Петрограде, столетний юбилей которого отмечается в 2018 году.
Благодаря сохранению исторических традиций, заложенных в деятельности общественных организаций в поддержку общественного воспитания, в Педагогическом институте дошкольного образования была создана основа оригинальной отечественной научной школы дошкольной педагогики. Для нее характерно уважительное отношение к личности ребенка, понимание ценности детства как значимого этапа развития личности, преемственность ведущих идей, общность теоретических взглядов, целостность методологии и методов исследования. Эти идеи продолжают развиваться и сейчас в институте детства РГПУ им. А.И. Герцена. ■
Литература
1. Акулова О.В. Дидактические материалы Ф. Фребеля как средство педагогического сопровождения развития и саморазвития дошкольников // Инновационные процессы в дошкольном образовании. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. РГПУ им. А.И. Герцена, Институт детства. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - С. 218-224.
2. Акулова О.В. История факультета дошкольного образования // Институт детства Герценовского университета: коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - С. 15-34.
3. Акулова О.В., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Кафедра дошкольной педагогики // Институт детства Герценовского университета: коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - С. 54-99.
4. Акулова О.В., Савинова Л.Ю. От Воспитательного дома... // Институт детства Герценовского университета. Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - С. 8-15.
5. Байдукова Е.Н. Становление и развитие дошкольных образовательных учреждений в России второй половины XIX - начала XX веков / Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 4(51). Июль 2017 стр. 1-5. [Электронный ресурс]. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1501090499. pdf. Дата обращения: 30.07.2018.
6. Бенуа А.Н. Живопись, воспоминания, размышления. Книга 2. Глава 5. Первая школа. -М.: Изд-во Захаров, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.benua.su/book_2_g5_2. Дата обращения: 30.07.2018
7. Гогоберидзе А.Г. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: традиции и инновации // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Сборник научных статей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 12-17.
8. Деятельность Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию детей за 1914 г. - Петроград, 1915. - 71 с.
9. Зайцева В. Санкт-Петербургское Фребелевское общество для содействия первоначальному воспитанию // Энциклопедия благотворительности. Санкт-Петербург. -СПб., 2002-2012. [Электронный ресурс]. URL: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject. do?object = 2853547719. Дата обращения: 30.07.2018
10. Князев Е. К 145-летию создания первых дошкольных организаций в России: Фребелевское общество // Дошкольное воспитание № 12, 2016. - С. 109 -113. [Электронный ресурс]. URL: http://dovosp.ru/wp-content/ uploads/2016/12/knyazev_12_2016.pdf. Дата обращения: 30.07.2018
11. Логинова В.И. Становление теории дошкольного воспитания на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена // Становление теории и практики дошкольного воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. - СПб.: Образование, 1992. -С. 10-23.
12. Маневцова Л.М., Ивченко ТА., Никонова Н.О. Развитие идей воспитания детей средствами природы в истории кафедры дошкольной педагогики // Педагогика детства: Петербургская научная школа: коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - С. 190-202.
13. Морозова М.Я., Тихеева Е.И. Современный детский сад, его значение и оборудование. - Петроград: Р. Шварц, 1916. - 125 с.
14. Онищенко Э.В. Анализ метода Е.И. Тихеевой как гуманистически-ориентированной педагогической технологии // Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия. Сборник научных статей и материалов XX Всероссийской научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия. -СПб.: Verba Vagistra, 1999. - С. 20-25.
15. Онищенко Э.В. Организация вариативных дошкольных образовательных учреждений в России: исторические параллели. // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: проблемы, поиски, перспективы. Герценовские чтения: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во: НИИ химии СПбГУ, 1998. - С. 63-64.
16. ОнищенкоЭ.В.,РоманюкЛ.В. История факультета дошкольного образования РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1998. - 76 с.
17. Отчет о деятельности общества содействия дошкольному воспитанию детей за 1913 год. - СПб., 1914. - 48 с.
18. Отчет Санкт-Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию детей за 1911 год. - СПб., 1912. - 19 с.
19. Савинова Л.К. 70 лет факультету дошкольного воспитания РГПУ им. А.И. Герцена // Становление теории и практики дошкольного воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. - СПб.: Образование, 1992. -С. 3-10.
20. СороковД.Г. Русская учительница. Семейные истории и метод научной педагогики Юлии Фаусек. Книга 2. - М.: Форум, 2010. -384 с.
21. Фаусек Ю.И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори-педагога. Кн. 1; под ред. Д.Г. Сорокова. - М.: Форум, 2010. -400 с.
References
1. Akulova O.V. (2012) Didakticheskie materialy F. Frebelja kak sredstvo pedagogicheskogo soprovozhdenija razvitija i samorazvitija doshkol'nikov [Didactical materials of the preschool children as a means of pedagogical support of development and self-development of preschool children. Innovative processes in preschool education]. Innovacionnye processy v doshkol'nom obrazovanii. Sbornik nauchnyh statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Collection of scientific articles on the materials of the international
scientific-practical conference]. Saint Petersburg. Herzen University Publishing. 218-224.
2. Akulova O.V. (2017) Istorija fakul'teta doshkol'nogo obrazovanija [History of the Faculty of Preschool Education]. Institut detstva Gercenovskogo universiteta: kollektivnaja monografija [Herzen University Institute of childhood: a collective monograph]. Saint Petersburg. Herzen University Publishing. 15-34.
3. Akulova O.V., Gogoberidze A.G., Solnceva O.V., Somkova O.N. (2017) Kafedra doshkol'noj pedagogiki. Institut detstva Gercenovskogo universiteta: kollektivnaja monografija [Department of preschool pedagogy. Herzen University Institute of childhood: a collective monograph]. Saint Petersburg. Herzen University Publishing. 54-99.
4. Akulova O.V., Savinova L.Ju. (2017) Ot Vospitatel'nogo doma... Institut detstva Gercenovskogo universiteta. Kollektivnaja monografija [From the Educational Home. Herzen University Institute of childhood: a collective monograph]. Saint Petersburg. Herzen University Publishing. S. 8-15.
5. Bajdukova E.N. (2017) Stanovlenie i razvitie doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij v Rossii vtoroj poloviny XIX - nachala XX vekov [Formation and development of preschool educational institutions in Russia in the second half of XIX - early XX centuries]. Jelektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal VGSPU «Grani poznanija» [Electronic scientific and educational journal of VSPU „Facets of knowledge"]. 4(51). [Elektronnyj resurs]. URL: http://grani.vspu.ru/files/ publics/1501090499.pdf. Date: 30.07.2018.
6. Benua A.N. (2003) Zhivopis', vospominanija, razmyshlenija. Kniga 2. Glava 5. Pervaja shkola [Painting, memories, reflections. Book 2. Chapter 5. First school.]. Moscow: Zaharov Publishing. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. benua.su/book_2_g5_2. Date: 30.07.2018
7. Dejatel'nost' Petrogradskogo obwestva sodejstvija doshkol'nomu vospitaniju detej za 1914 [The activities of the Petrograd society for the promotion of preschool education of children in 1914] (1915). Petrograd. 71.
8. Fausek Ju.I. (2010) Russkaja uchitel'nica. Vospominanija Montessori-pedagoga [Russian teacher. Memories of Montessori teacher]. Vol. 1; Edited by D.G. Sorokov. Moscow. Forum Publishing. 400.
9. Gogoberidze A.G. (2010) Kafedra doshkol'noj pedagogiki Gercenovskogo universiteta: tradicii i innovacii. Razvitie idej
nauchnoj shkoly kafedry doshkol'noj pedagogiki Gercenovskogo universiteta. Sbornik nauchnyh statej [Department of preschool pedagogy: tradition and innovation. Development of the ideas of the scientific school of the Department of preschool pedagogy of Herzen University. Collection of scientific articles]. Saint Petersburg. Herzen University Publishing. 12-17.
10. Knjazev E. (2016) K 145-letiju sozdanija pervyh doshkol'nyh organizacij v Rossii: Frebelevskoe obwestvo [To the 145th anniversary of the first preschools in Russia: Froebel Society]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool Education]. 12, 109-113. [Elektronnyj resurs]. URL: http:// dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/12/ knyazev_12_2016.pdf. Date: 30.07.2018
11. Loginova V.I. (1992) Stanovlenie teorii doshkol'nogo vospitanija na kafedre doshkol'noj pedagogiki RGPU im. A.I. Gercena. Stanovlenie teorii i praktiki doshkol'nogo vospitanija. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov [Formation of the theory of preschool education at the Department of preschool pedagogy, Herzen University. Formation of the theory and practice of preschool education. Interuniversity collection of scientific works]. Saint Petersburg. Obrazovanie Publishing. 10-23.
12. Manevcova L.M., Ivchenko T.A., Nikonova N.O. (2005) Razvitie idej vospitanija detej sredstvami prirody v istorii kafedry doshkol'noj pedagogiki. Pedagogika detstva: Peterburgskaja nauchnaja shkola: kollektivnaja monografija [Development of ideas of education of children by means of nature in the history of the Department of preschool pedagogy. Pedagogy of childhood: St. Petersburg scientific school: Collective monograph]. Saint Petersburg. Herzen University Publishing. 190-202.
13. Morozova M.Ja., Tiheeva E.I. (1916) Sovremennyj detskij sad, ego znachenie i oborudovanie [Modern kindergarten, its value and equipment]. Petrograd: R. Shvarc. 125.
14. Onischenko Je.V. (1998) Organizacija variativnyh doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij v Rossii: istoricheskie paralleli. Pedagogika i psihologija doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovanija: problemy, poiski, perspektivy. Gercenovskie chtenija: Tezisy dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The variable organization of pre-school educational institutions in Russia: historical Parallels. Pedagogy and psychology of preschool and primary education: problems, searches, prospects. Herzen readings: Abstracts of the international scientific-practical
conference]. Saint Petersburg. NII himii SPbGU Publishing. 63-64.
15. Onischenko Je.V. (1999) Analiz metoda E.I. Tiheevoj kak gumanisticheski-orientirovannoj pedagogicheskoj tehnologii. Metody, priemy i tehnologii v pedagogike nenasilija. Sbornik nauchnyh statej i materialov XX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam pedagogiki nenasilija [Analysis method of E.I.Miheeva as humanistically oriented pedagogical technologies. Methods, techniques and technologies in the pedagogy of non-violence. Collection of scientific articles and materials of the XX all-Russian scientific-practical conference on pedagogy of nonviolence]. Saint Petersburg. Verba Vagistra Publishing. 20-25.
16. Onischenko Je.V., Romanjuk L.V. (1998) Istorija fakul'teta doshkol'nogo obrazovanija RGPU im. A.I. Gercena [The history of the Faculty of Preschool Education, Herzen University]. Saint Petersburg. NII himii SPbGU Publishing. 76.
17. Otchet o dejatel'nosti obschestva sodejstvija doshkol'nomu vospitaniju detej za 1913 god [Report on the activities of the Society for the promotion of pre-school education of children in 1913] (1914). Saint Petersburg. 48.
18. Otchet Sankt-Peterburgskogo obschestva sodejstvija doshkol'nomu vospitaniju detej za 1911 god [Report of the St. Petersburg Society for the promotion of pre-school education of children for 1911] (1912). Saint Petersburg. 19.
19. Savinova L.K. (1992) 70 let fakul'tetu doshkol'nogo vospitanija RGPU im. A.I. Gercena. Stanovlenie teorii i praktiki doshkol'nogo vospitanija. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov [70 years of the Faculty of Preschool Education, Herzen State University. Formation of the theory and practice of preschool education. Interuniversity collection of scientific works]. Saint Petersburg. Obrazovanie Publishing. 3-10.
20. Sorokov D.G. (2010) Russkaja uchitel'nica. Semejnye istorii i metod nauchnoj pedagogiki Julii Fausek. Kniga 2 [Russian teacher. Family history and method of scientific pedagogy Montessori's theory of Yulia Fausek. Book 2]. Moscow. Forum Publishing. 384.
21. Zajceva V. Sankt-Peterburgskoe Frebelevskoe obwestvo dlja sodejstvija pervonachal'nomu vospitaniju. Jenciklopedija blagotvoritel'nosti [St. Petersburg Froebel Society for the promotion of primary education. Encyclopedia of charity]. Sankt-Peterburg. Saint Petersburg. [Elektronnyj resurs]. URL: http://encblago.lfond. spb.ru/showObject.do?object = 2853547719. Data obrawenija: 30.07.2018
ОВРЕМЕННОЕ
ОШКОЛЫЧОЕ /1ГЧБРАЗОВАНИЕ
Уважаемые читатели!
Журнал «Современное дошкольное образование» публикует оригинальные научно-популярные, учебно-методические или прак-тико-ориентированные работы, посвященные проблемам развития дошкольников и дошкольного образования в России и за ее пределами.
Журнал «Современное дошкольное образование», в первую очередь, рассматривает обзорные статьи, раскрывающие состояние дел в рамках заданной проблемы; эмпирические (исследовательские) статьи; статьи, в которых представлен оригинальный методический инструментарий. Особое внимание уделяется статьям, раскрывающим опыт воспитания и обучения детей в конкретных странах. Журнал также публикует сообщения, посвященные прошедшим международным научным и другим значимым событиям в мире дошкольного образования.
Журнал «Современное дошкольное образование» включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (Перечень ВАК) по научным специальностям:
• 19.00.00 Психологические науки
• 13.00.00 Педагогические науки.
Все номера журнала «Современное дошкольное образование» размещаются в научной электронной библиотеке www.eLibrary.ru «Российского индекса научного цитирования» (РИНЦ). Таким образом, размещая статью в нашем журнале, вы формируете индивидуальный индекс
научного цитирования.