ЭКОНОМИКА
УДК 330.59; 338.266
ПОДГОТОВКА К РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВОВ МИНИМАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЫТОВЫМИ УСЛУГАМИ
Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель зав. кафедрой инновационного управления и предпринимательства, [email protected], ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Цель статьи состоит в разработке методики расчета показателей минимальной обеспеченности населения бытовыми услугами, которые в дальнейшем могут стать основой для разработки государственных минимальных социальных стандартов в сфере бытового обслуживания населения на уровне субъектов РФ. Предлагаемые в статье методические подходы к расчету показателей минимальной обеспеченности населения бытовыми услугами включают определение социально гарантированного уровня потребления бытовых услуг и их количественных значений, необходимого количества рабочих мест и производственных площадей предприятий бытового обслуживания населения, потребности в финансировании предоставления социально значимых бытовых услуг малообеспеченным и другим льготным категориям населения.
Ключевые слова: бытовые услуги, нормативы потребления, минимальная обеспеченность, финансирование социально значимых услуг
Уровень потребления населением бытовых услуг находится в прямой зависимости от уровня его материальной обеспеченности. Структура минимального потребления услуг определяется в первую очередь санитарно-гигиеническими и эстетическими требованиями, если речь идет об услугах личного характера, и эксплуатационными требованиями, предъявляемыми к промышленным товарам, если речь идет об услугах по восстановлению потребительских свойств изделий. В условиях старения населения все большее значение приобретают также такие виды бытовых услуг, как уборка квартиры, стирка белья, предоставление санитарно-гигиенических услуг и др. услуг, способствующих удовлетворению элементарных, насущных потребностей граждан.
В этой связи встает задача выявления основных потребностей, на основании которых могут быть определены перечни социально значимых услуг, которые затем будут включены в государственный минимальный социальный стандарт в области бытового обслуживания населения.
Учитывая основные положения социальной политики Российской Федерации на период до 2020 года, направленной на всестороннее повышение качества жизни населения [2], в современных условиях проблема формирования эффективной системы организации бытового обслуживания малообеспеченных и льготных категорий населения становится особенно актуальной. Объективно необходимым становится реализация следующего комплекса мероприятий:
• поддержка субъектом РФ предприятий бытового обслуживания населения, предоставляющих услуги малообеспеченным категориям граждан по льготным ценам;
• организация в системе социального обслуживания субъекта РФ предприятий бытового обслуживания населения, предоставляющих социально значимые виды бытовых услуг;
• совершенствование системы финансирования социально значимых бытовых услуг и др. В методическом плане поддержкой вышеперечисленных мероприятий должна стать вы-
работка единых для всех субъектов РФ подходов к установлению нормативов бюджетной обеспеченности населения бытовыми услугами.
Предлагаемые автором методические подходы: направлены на определение:
• показателей обеспечения социального гарантированного уровня потребления бытовых услуг;
• количественных значений показателей потребления бытовых услуг социально гарантированного уровня в разрезе отдельных видов услуг;
• необходимого количества рабочих мест и производственных площадей предприятий бытового обслуживания населения с учетом соблюдения нормативов минимальной обеспеченности населения бытовыми услугами;
• понятия социальная норма потребления социально значимых бытовых услуг с точки зрения ее закрепления на уровне субъектов РФ с целью документального подтверждения периодичности предоставления льготным категориям населения социально значимых бытовых услуг;
• потребности в финансировании предоставления социально значимых бытовых услуг льготным категориям населения. Раскроем каждый из предлагаемых подходов более подробно.
Проанализировав и обобщив результаты исследований различных авторов в сфере бытового обслуживания малообеспеченных категорий населения [4; 6; 7] в качестве показателей обеспечения социально гарантированного уровня потребления бытовых услуг нами рекомендуются следующие:
• перечни льготных категорий населения, которые имеют право на получение социальной помощи в сфере бытового обслуживания;
• перечни социально значимых услуг, которые могут оказываться льготным категориям населения на полностью бесплатной или частично платной основе;
• нормы обеспеченности льготных категорий населения бесплатными услугами, оказываемыми предприятиями бытового обслуживания населения;
• нормы обеспечения населения бытовыми услугами на частично платной основе;
• нормы материально-технической и кадровой обеспеченности по оказанию бытовых
услуг на полностью бесплатной или частично платной основе.
В качестве критериев отнесения населения субъекта РФ к льготным категориям должны выступать его социальные и доходные характеристики.
В качестве социальных характеристик, исходя из проведенного исследования, можно рассматривать принадлежность населения к одной из следующих категорий:
• инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
• лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда», медалью «За оборону Москвы» и другими аналогичными наградами;
• реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
• бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
• почетные жители субъекта РФ или какого-либо города в данном субъекте;
• Герои РФ и Герои социалистического труда;
• инвалиды;
• дети-инвалиды;
• труженики тыла;
• ветераны труда, имеющие пенсионное удостоверение;
• ветераны военной службы (женщины с 55 лет мужчины с 60 лет);
• многодетные семьи;
• лица, страдающие сахарным диабетом;
• граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации;
• пенсионеры, не имеющие льгот (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет);
• и др.
В качестве доходных характеристик следует рассматривать отнесение граждан к категории малообеспеченных, то есть если их доходы ниже уровня прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.
Дифференциацию льготных категорий населения субъекта РФ рекомендуется осуществлять исходя из формулы
L = L * Я , где
У У'
Ly — численность льготной категории населения, сформированной исходя из соответствия тем или иным социальным характеристикам или доходной характеристике (человек) (У = 1 ... п);
L — численность населения, относящегося к льготным категориям, в субъекте РФ (человек);
Яу — процент населения, отнесенного к льготной категории вследствие его соответствия тем или иным социальным характеристикам или доходной характеристике.
Для определения количества потенциальных потребителей бытовых услуг из числа льготных категорий населения в субъекте РФ можно воспользоваться формулой:
Ц = (Ц * (100 — Г) — G * Ь + Р * и) / 100, где
Ц — количество потенциальных потребителей бытовых услуг из числа льготных категорий населения в субъекте РФ (человек); L — численность населения, относящегося к льготным категориям, в субъекте РФ; Г — доля населения, относящегося к льготным категориям, проживающего в субъекте РФ, пользующегося бытовыми услугами в порядке самообслуживания или не потребляющего их вообще по различным причинам (%); G — исходящий миграционный поток льготных категорий населения из субъекта РФ (человек);
Ь — доля исходящего миграционного потока льготных категорий населения, пользующегося бытовыми услугами в другом субъекте РФ (%); Р — входящий миграционный поток льготных категорий населения в субъект РФ (человек); и — доля входящего миграционного потока льготных категорий населения, предполагающего пользоваться бытовыми услугами в данном субъекте РФ (%).
Указанный расчет рекомендуется проводить по отдельным видам бытовых услуг.
Также можно определять потенциальных потребителей из числа различных категорий льготного населения. В этом случае формула примет следующий вид:
Ц, = (Ц * (100 — у — О * Ьу + Ру * и) / 100, где:
Цу — количество потенциальных потребителей бытовых услуг из числа у-ой льготной категории населения в субъекте РФ (человек); Ц — численность у-ой льготной категории населения в субъекте РФ;
Реальные потребности льготных категорий населения в бытовых услугах в каждом субъекте РФ могут быть определены на основе результатов специальных исследований. Основыва-
ясь на исследовании вторичной информации, нами может быть рекомендован минимальный перечень социально значимых услуг, который может быть рекомендован в каждом субъекте РФ для удовлетворения основных потребностей льготных категорий населения в бытовых услугах.
Как правило, к социально значимым следует относить те услуги, которые являются жизненно важными и не могут быть выполнены самостоятельно или требуют для этого больших материальных и трудозатрат или особых специальных навыков. Это, например, услуги по ремонту обуви; услуги бань и душевых; парикмахерские услуги; услуги по ремонту одежды; услуги по химической чистке одежды и услуги прачечных; услуги по ремонту радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов; фотоуслуги; ритуальные услуги.
Однако не все из представленных видов услуг можно безоговорочно и полностью отнести к категории социально значимых с точки зрения социальной защиты определенных категорий граждан. В каждом из данных видов услуг можно выделить именно ту номенклатуру услуг, которая отвечает требованиям социальной значимости и в этой связи может предоставляться льготным категориям граждан на бесплатной и частично платной основе. Кроме того, номенклатура социально значимых видов работ в рамках каждого вида обозначенных бытовых услуг может быть расширена в зависимости от бюджетных возможностей субъекта РФ [7].
Таким образом, можно привести уточненный перечень социально значимых бытовых услуг (табл. 1).
Расчет показателей потребления бытовых услуг социально гарантированного уровня должен основываться на подходе, который отражает реальные потребности малообеспеченных категорий населения в бытовых услугах [7].
При выявлении минимальных потребно -стей в ремонте обуви необходимо учитывать следующие моменты:
• в большинстве случаев минимальный гардероб обуви у населения формируется по принципу «одна пара на сезон»;
• ремонту подвергается преимущественно повседневная кожаная обувь. Ежегодная потребность в ремонте обуви
потребителей 1-ого сегмента рассчитывается в натуральном выражении по следующим формулам:
Таблица 1
Минимальный перечень социально значимых (гарантированных) бытовых услуг
Виды бытовых услуг Номенклатура социально гарантированных бытовых услуг
Услуги по ремонту обуви Постановка набоек, заплат, молнии, ремонт подошвы и т. п.
Услуги бань и душевых Санитарно-гигиенические услуги.
Парикмахерские услуги Простая стрижка (мужская, женская); детская стрижка.
Услуги по ремонту одежды Вставка молнии, наложение заплат, восстановление соединительных швов и т. п.
Услуги по химической чистке одежды и услуги прачечных Услуги стирки белья и химической чистки одежды в рамках социального заказа.
Услуги по ремонту радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов Ремонт холодильников, стиральных машин, электроплит, телевизоров, радиоприемников и т. п.
Фотоуслуги Выполнение документальных снимков.
Ритуальные услуги Оформление документов, необходимых для погребения; Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; Перевозка тела (или останков) умершего на кладбище (крематорий); Погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) [1]
^ = I ( (& * Т * Б^ / (30 * Bi * ^)), где
qi — усредненная ежегодная потребность в услугах по ремонту обуви потребителя 1-ого сегмента в натуральном выражении; 1 — индекс сегмента потребителей социально гарантированных бытовых услуг (потребителей, относящихся к льготным категориям), проживающих в субъекте РФ; ] — индекс сезона времени года с точки зрения носки обуви;
ё — количество сезонов времени года; Gj — минимальное количество сезонной обуви в пользовании у потребителей, требующей ежегодного ремонта (шт.); Т — нормативный срок носки обуви в j-ый сезон (устанавливаются с учетом продолжительности данного времени года в регионе) (дней); Б1 — средняя продолжительность носки обуви потребителями 1-ого сегмента в сутки (ч);
— нормативный срок носки обуви между ремонтами (определяется эксплуатационными характеристиками обуви: для мужской обуви — 4 месяца, для женской обуви — 3,5 месяца). Qi = Li * qi, где
Qi — общая ежегодная потребность в услугах по ремонту обуви потребителей 1-ого сегмента в натуральном выражении; Li — количество потенциальных потребителей услуг по ремонту обуви, относящихся к 1-ому сегменту (льготным потребителям), в субъекте РФ (человек);
qi — усредненная ежегодная потребность в услугах по ремонту обуви потребителя 1-ого сегмента в натуральном выражении.
Число посещений общественных бань и душевых потребителями 1-ого сегмента рассчитывается по формулам
qi = Е * к, где
qi — усредненная ежегодная потребность в посещении общественных бань и душей потребителем 1-ого сегмента (количество посещений);
1 — индекс сегмента потребителей социально гарантированных бытовых услуг (потребителей, относящихся к льготным категориям), проживающих в субъекте РФ; Е — нормативное число посещений бани (или душа) одним человеком в год (по данным экспертов Е = 36);
к — коэффициент корректировки числа посещений бани (душа), который может быть установлен субъектом РФ в зависимости от природно-климатических условий, культурных традиций и ряда других факторов;
Qi = Li * где
Qi — общая ежегодная потребность в посещении бань и душей потребителями 1-ого сегмента в натуральном выражении; Li — количество потенциальных потребителей услуг бань и душей, относящихся к 1-ому сегменту (льготным потребителям), в субъекте РФ (человек);
qi — усредненная ежегодная потребность в посещении общественных бань и душей потребителем 1-ого сегмента (количество посещений).
Ежегодная потребность в парикмахерских услугах потребителей 1-ого сегмента в натуральном выражении рассчитывается по формулам:
а. = U * к, где qix — усредненная ежегодная потребность в парикмахерских услугах х-ого вида потребителя 1-ого сегмента в натуральном выражении; 1 — индекс сегмента потребителей социально гарантированных бытовых услуг (потребителей, относящихся к льготным категориям), проживающих в субъекте РФ; их — нормативная частота получения х-ого вида парикмахерских услуг в течение года (раз) (таблица 2);
к — коэффициент корректировки частоты получения парикмахерских услуг, который может быть установлен субъектом РФ в зависимости от природно-климатических условий, культурных традиций и ряда других факторов.
Таблица 2 Нормативная частота получения парикмахерских услуг в течение года
Индекс вида парикмахерских услуг (x) Вид парикмахерских услуг Нормативная частота получения парикмахерской услуги в течение года (и)
1 Стрижка детская 6
2 Стрижка простая (мужская, женская) 8
Q1 = Li * где
Q1 — общая ежегодная потребность в парикмахерских услугах потребителей 1-ого сегмента в натуральном выражении; Li — количество потенциальных потребителей парикмахерских услуг, относящихся к 1-ому сегменту (льготным потребителям), в субъекте РФ (человек);
— усредненная ежегодная потребность в парикмахерских услугах потребителя 1-ого сегмента в натуральном выражении.
Разработка минимальных нормативов потребления данного вида услуг основывается на следующих положениях:
• размер и состав минимального гардероба одежды у населения (за исключением верхней одежды) определяется на основе гигиенических требований;
• минимальный гардероб верхней одежды у населения в большинстве случаев форми-
руется по принципу «один предмет сезонной одежды на сезон»; • наборы предметов, входящих в гардеробы одежды мужчин и женщин, значительно различаются между собой. Годовую потребность в услугах по ремонту одежды потребителей i-ого сегмента в натуральном выражении можно определить следующим образом:
q = I (Wik / Dk), где k=1
qi — усредненная ежегодная потребность в услугах по ремонту одежды потребителя i-ого сегмента в натуральном выражении; i — индекс сегмента потребителей социально гарантированных бытовых услуг (потребителей, относящихся к льготным категориям), проживающих в субъекте РФ; k — индекс вида швейного изделия, входящего в минимальный гардероб одежды потребителя i-ого сегмента и требующего ремонта; c — количество видов швейных изделий, входящих в минимальный гардероб одежды потребителя i-ого сегмента;
Wik — количество швейных изделий k-ого вида, входящих в минимальный гардероб одежды потребителя i-ого сегмента и требующих ремонта (шт.);
Dk — нормативный срок носки швейного изделия k-ого вида до ремонта (определяется эксплуатационными свойствами изделия — табл. 3).
Таблица 3
Нормативные сроки носки швейных изделий до ремонта [5]
Вид швейного изделия Нормативный срок
носки швейного из-
делия до ремонта
лет
Мужская одежда:
— пальто зимнее 3
— пальто демисезонное 2
— куртка 2
— плащ 2
— пиджак 2
— брюки 1,5
— сорочка 1
Женская одежда:
— пальто зимнее (шуба) 2
— пальто демисезонное 2
— платье (костюм) 2
— юбка 1,5
Q. = L * q., где
Q. — общая ежегодная потребность в услугах по ремонту одежды потребителей i-ого сегмента в натуральном выражении; L — количество потенциальных потребителей услуг по ремонту одежды, относящихся к i-ому сегменту (льготным потребителям), в субъекте РФ (человек);
qi — усредненная ежегодная потребность в услугах по ремонту одежды потребителя i-ого сегмента в натуральном выражении.
Ежегодная потребность в услугах химической чистки потребителя i-ого сегмента рассчитывается в натуральном выражении по следующим формулам:
q = I (Wik / Dk), где k=1
qi — усредненная ежегодная потребность в услугах химической чистки одежды потребителя i-ого сегмента в натуральном выражении; i — индекс сегмента потребителей социально гарантированных бытовых услуг (потреби-тел ей, относящихся к льготным категориям), проживающих в субъекте РФ; k — индекс вида изделия, подлежащего химической чистке, у потребителей i-ого сегмента; b — количество видов изделий, подлежащих химической чистке, у потребителей i-ого сегмента;
Wik — количество изделий k-ого вида, подлежащих химической чистке, у потребителей i-ого сегмента (шт.);
Dk — средний срок носки изделия k-ого вида между химическими чистками (определен экспертным путем — табл. 4).
Таблица 4
Средний срок эксплуатации изделия между химическими чистками [5]
Qi = Li * где
Qi — общая ежегодная потребность в услугах химической чистки одежды потребителей 1-ого сегмента в натуральном выражении; Li — количество потенциальных потребителей услуг химической чистки одежды, относящихся к 1-ому сегменту (льготным потребителям), в субъекте РФ (человек);
— усредненная ежегодная потребность в услугах химической чистки одежды потребителя 1-ого сегмента в натуральном выражении.
Одним из расчетных показателей при определении минимальных нормативов потребления услуг прачечных является показатель рационального объема накопления белья, подлежащего стирке. С учетом величины данного показателя ежегодная потребность в услугах прачечных потребителей 1-ого сегмента рассчитывается в натуральном выражении по следующим формулам:
% = I (М / Dk), где к=1
— усредненная ежегодная потребность в услугах прачечных потребителя 1-ого сегмента в натуральном выражении;
1 — индекс сегмента потребителей социально гарантированных бытовых услуг (потребителей, относящихся к льготным категориям), проживающих в субъекте РФ;
к — индекс вида изделия, подлежащего стирке, у потребителей 1-ого сегмента; g — количество видов изделий, подлежащих стирке, у потребителей 1-ого сегмента; М1к— рациональный объем накопленного белья к-ого вида, подлежащего стирке, у потребителей 1-ого сегмента (кг); Dk — средний срок эксплуатации белья между стирками (табл. 5).
Таблица 5
Периодичность стирки бельевых изделий [5]
Вид изделия, подлежащий химической чистке Средний срок эксплуатации изделия между химическими чистками Dk, лет
Верхняя одежда из текстиля 1,5
Верхняя одежда из кожи и меха 2,6
Текстильные и трикотажные изделия 0,8
Головные уборы из натурального и искусственного меха 5
Головные уборы из велюра, замши, фетра и шерсти 3,1
Вид бельевых изделий, подлежащих стирке Средний срок эксплуатации белья между стирками согласно санитарно-гигиеническим требованиям Dk, дней
Простыни 15
Пододеяльники 15
Наволочки 15
Банные полотенца 12
Личные полотенца 5
Qi = Li * где Qi — общая ежегодная потребность в услугах прачечных потребителей 1-ого сегмента в натуральном выражении;
Li — количество потенциальных потребителей услуг прачечных, относящихся к 1-ому сегменту (льготным потребителям), в субъекте РФ (человек);
— усредненная ежегодная потребность в услугах прачечных потребителя 1-ого сегмента в натуральном выражении.
Расчет годового объема минимальной потребности в услугах по ремонту бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры 1-ого сегмента рассчитывается по следующим формулам:
Я, = КИц / Dk), где к=1
— усредненная ежегодная потребность в услугах по ремонту бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры потребителя 1-ого сегмента в натуральном выражении;
1 — индекс сегмента потребителей социально гарантированных бытовых услуг (потребителей, относящихся к льготным категориям), проживающих в субъекте РФ; к — индекс вида предмета бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, подлежащего ремонту, у потребителей 1-ого сегмента; f — количество видов предметов бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, подлежащих ремонту, у потребителей 1-ого сегмента (табл. 6);
И1к — количество предметов бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры к-ого вида, подлежащих ремонту, у потребителей 1-ого сегмента (шт.);
Dk — нормативный срок эксплуатации предметов бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры к-ого вида до ремонта (определяется экспертным путем с учетом эксплуатационных свойств изделия — табл. 7).
Qi = Li * где
Qi — общая ежегодная потребность в услугах по ремонту бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры потребителей 1-ого сегмента в натуральном выражении; Li — количество потенциальных потребителей услуг по ремонту бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, относящихся к 1-ому сегменту (льготным потребителям), в субъекте РФ (человек);
Таблица 6
Количество предметов бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, минимально необходимое домохозяйствам [5]
Вид предмета бытовой тех- Количество предме-
ники и радиоэлектронной ап- тов бытовой техни-
паратуры ки и радиоэлектронной аппаратуры шт./чел
Холодильники 0,25
Газовые/электрические плиты 0,25
Стиральные машины 0,21
Пылесосы 0,16
Швейные машины 0,11
Кухонные бытовые машины и комбайны 0,6
Телевизоры 0,25
Видеомагнитофоны (DVD-плееры) 0,14
Радиоприемники 0,18
Аудиомагнитофоны 0,16
Аудиоплееры 0,1
Таблица 7 Нормативный срок эксплуатации бытовых машин, приборов и радиоэлектронной
аппаратуры до первого ремонта [5]
Вид предмета бытовой тех- Нормативный
ники и радиоэлектронной ап- срок эксплуатации
паратуры до первого ремонта Dk импортной техники / отечественной техники, лет
Холодильники 10 / 7
Газовые/электрические плиты 7 / 7
Стиральные машины 5 / 4
Пылесосы 5 / 3
Швейные машины 10 / 5
Кухонные бытовые машины и комбайны 3 / 2
Телевизоры 7 / 4
Видеомагнитофоны (DVD-плееры) 5 / 4
Радиоприемники 10 / 7
Аудиомагнитофоны 7 / 3
Аудиоплееры 2 / -
— усредненная ежегодная потребность в услугах по ремонту бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры потребителя 1-ого сегмента в натуральном выражении.
Минимальное число обращений к услугам фотоателье и фотолабораторий потребителя 1-ого сегмента определяется по следующим формулам:
01 = и
— усредненная ежегодная потребность в социально значимых фотоуслугах потребителя 1-ого сегмента в натуральном выражении;
1 — индекс сегмента потребителей социально гарантированных бытовых услуг (потребителей, относящихся к льготным категориям), проживающих в субъекте РФ; и — частота получения социально значимых фотоуслуг в течение года (раз),
Qi = Li * где
Qi — общая ежегодная потребность в социально значимых фотоуслугах потребителей 1-ого сегмента в натуральном выражении; Li — количество потенциальных потребителей социально значимых фотоуслуг, относящихся к 1-ому сегменту (льготным потребителям), в субъекте РФ (человек);
— усредненная ежегодная потребность в социально значимых фотоуслугах потребителя 1-ого сегмента в натуральном выражении.
По ритуальным услугам в силу их специфики расчет норматива обеспеченности в количественном выражении неактуален. Рассмотренный выше перечень ритуальных услуг оказывается родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя при необходимости обязанность осуществить погребение умершего. В данном случае можно говорить о социальном пособии, которое выплачивается в случае осуществления погребения за счет перечисленных категорий граждан, в размере, равном стоимости услуг по гарантированному перечню, но не превышающем 10-кратный МРОТ [1].
Таким образом, можно рассчитать нормативы обеспеченности населения субъекта РФ социально гарантированными бытовыми услугами. Расчет следует производить в разрезе отдельных видов бытовых услуг по двум направлениям:
1) бытовые услуги, гарантированные населению на бесплатной основе;
2) бытовые услуги, гарантированные населению на частично платной основе.
Расчет нормативов рекомендуется осуществлять по следующим формулам.
Норматив обеспеченности населения субъекта РФ социально гарантированными бытовыми услугами на бесплатной основе
0 норм. беспл. = 2 (Цу) / N * 10000, где у=1 а. , — норматив обеспеченности населе-
норм. беспл. г
ния субъекта РФ социально гарантированными бытовыми услугами --ого вида на бесплатной основе;
- — индекс вида социально гарантированной бытовой услуги;
у — индекс льготной категории населения, которой бытовые услуги могут предоставляться на бесплатной основе (у = 1 ... п); Qy — общая ежегодная потребность в бытовой услуге населения льготной категории, которой бытовые услуги могут предоставляться на бесплатной основе;
N — численность населения субъекта РФ.
Норматив обеспеченности населения субъекта РФ социально гарантированными бытовыми услугами на частично платной основе
а = 2 Ю-) / N * 10000, где у=1
норм. част. пл. * -у7 '
а — норматив обеспеченности населе-
норм. част. пл. г
ния субъекта РФ социально гарантированными бытовыми услугами --ого вида на частично платной основе;
- — индекс вида социально гарантированной бытовой услуги;
у — индекс льготной категории населения, которой бытовые услуги могут предоставляться на частично платной основе (у = 1 ... к); Qy — общая ежегодная потребность в бытовой услуге населения льготной категории, которой бытовые услуги могут предоставляться на частично платной основе; N — численность населения субъекта РФ.
Расчет необходимого количества рабочих мест для обеспечения населения социально гарантированными бытовыми услугами должен производиться исходя из величины ежегодной потребности в бытовых услугах льготных категорий населения (показатель Qi) и в соответствии с существующими методиками расчета пропускной способности рабочих мест по каждому виду бытовых услуг.
В наиболее общем виде расчет потребности в рабочих местах для оказания социально гарантированных бытовых услуг (на бесплатной и частично платной основе) представлен формулой
К = Ю.* 1 ) / Т , где
р. м. х норм/ ' реж.'
К р м — необходимое количество рабочих мест для оказания отдельных видов социально гарантированных бытовых услуг в субъекте РФ; Qi — общая ежегодная потребность в бытовых услугах отдельного вида потребителей 1-ого сегмента (потребителей, относящихся к льготным категориям) в натуральном выражении; ^норм — средневзвешенная норма трудоемкости одной услуги ассортиментного ряда (часов); Треж — режимный фонд времени в расчете на одно рабочее место (определяется числом дней в году, за исключением праздничных, выходных и санитарных дней, умноженных на время, отработанное на одном рабочем месте за один день) (часов).
Указанной методикой рекомендуется пользоваться, если при оказании услуги превалирующим является живой труд, который может подлежать нормированию.
Для отдельных видов бытовых услуг, оказание которых связано с применением специального оборудования, существуют и другие способы расчета количества рабочих мест [6].
Например, расчет потребности в рабочих местах для оказания услуг прачечных может быть осуществлен по следующей формуле:
К р. м. = (М * X) / (П * Тж.), где
К р.м.— необходимое количество рабочих мест, оборудованных машинами для стирки, для оказания социально гарантированных услуг прачечных в субъекте РФ; М — рациональный объем накопленного белья, подлежащего стирке, у потребителей 1-ого сегмента (потребителей, относящихся к льготным категориям) в год (кг); X — время стирки одной загрузки бельевых изделий в машине конкретного типа (часов); П — производительность машины (разовая загрузка белья) (кг);
Треж. — режимный фонд рабочего времени за один год в расчете на одну машину (определяется числом дней в году, за исключением праздничных, выходных и санитарных дней, умноженных на среднее время работы машины в сутки), (часов).
Расчет потребности в рабочих местах для оказания услуг химической чистки может быть осуществлен аналогичным образом: К р. м. = ^ * X) / (П * ГжЛ где
Крм— необходимое количество рабочих мест, оборудованных машинами для чистки,
для оказания социально гарантированных услуг химической чистки в субъекте РФ; W — количество вещей, подлежащих чистке, у потребителей 1-ого сегмента (потребителей, относящихся к льготным категориям) в год (шт.);
X — время чистки изделий в машине конкретного типа (часов);
П — производительность машины (разовая загрузка изделий) (шт.);
Треж. — режимный фонд рабочего времени за один год в расчете на одну машину (определяется числом дней в году, за исключением праздничных, выходных и санитарных дней, умноженных на среднее время работы машины в сутки), (часов).
В зависимости от видов изделий, подлежащих химической чистке, может потребоваться различное оборудование. В этом случае расчет количества оборудования для химической чистки необходимо производить дифференцированно по видам изделий, подлежащих чистке, а затем суммировать полученные результаты.
Для обеспечения населения услугами бань и душевых актуальным является создание определенного количества посадочных (помы-вочных и соответствующих им раздевальных) мест. Указанный расчет целесообразно производить по формуле
К п. м = (^ * X) / (Р * Треж), где
К п м — необходимое количество посадочных мест для оказания социально гарантированных услуг бань и душевых в субъекте РФ; Qi — общая ежегодная потребность в посещении бань и душей потребителями 1-ого сегмента в натуральном выражении; X — время пребывания потребителями в бане (продолжительность одного сеанса) (часов); Р — количество человек на одно посадочное место;
Треж.— режимный фонд работы бани в течение года (определяется числом дней в году, за исключением праздничных, выходных и санитарных дней, умноженных на среднее время работы в течение суток) (часов).
По ритуальным услугам расчет обеспеченности рабочими местами необходимо производить по каждому виду объектов отдельно, в том числе по кладбищам, крематориям, агентствам ритуальных услуг, магазинам ритуальных принадлежностей, исходя из складывающегося в субъекте РФ уровня смертности.
Численность работников для обеспечения населения субъекта РФ социально гарантированными бытовыми услугами должна быть адекватна количеству рабочих мест и рассчитываться по формуле
Ч б = К * С, где
раб. р. м. ' ^
Ч — численность рабочих, соответствующих рабочим местам, необходимым для оказания населению социально гарантированных бытовых услуг;
К р м — необходимое количество рабочих мест для оказания отдельных видов социально гарантированных бытовых услуг в субъекте РФ; С — сменность работы персонала в соответствии с технологией оказания отдельных видов бытовых услуг.
Для расчета необходимой производственной площади помещений для предоставления населению субъекта РФ отдельных видов социально гарантированных бытовых услуг можно воспользоваться формулой
8 = К * п, где
р. м.
8 — минимальный размер производственной площади, необходимый для предоставления населению субъекта РФ социально гарантированных бытовых услуг;
К р м — необходимое количество рабочих мест для оказания отдельных видов социально гарантированных бытовых услуг в субъекте РФ; п — норматив площади на одно рабочее место для предприятий бытового обслуживания населения (дифференцированно для различных видов бытовых услуг).
Для бань и душевых площадь производственных помещений может быть рассчитана по формуле
8= К * п, где
п. м. ' ^
8 — минимальный размер производственной площади, необходимый для предоставления населению субъекта РФ социально гарантированных услуг бань и душевых; К п м — необходимое количество посадочных мест для оказания социально гарантированных услуг бань и душевых в субъекте РФ; п — норматив площади на одно посадочное место в банях и душевых.
Под социальной нормой потребления социально значимых бытовых услуг следует понимать установленную в субъекте РФ и документально подтвержденную периодичность предоставле-
ния льготным, в том числе малообеспеченным, категориям населения социально значимых бытовых услуг, допускаемую к использованию и определяющую нормативный уровень расходования материалов и затрат времени при оказании этих услуг.
В ГОСТ Р 52492-2005 «Бытовые услуги. Социальные нормы и нормативы к услугам» приведены рекомендуемые социальные нормы потребления (периодичность оказания) социально значимых бытовых услуг:
• фотоуслуги — по мере необходимости;
• услуги по ремонту обуви — 2 пары в год;
• услуги по ремонту одежды — 2 единицы в год;
• услуги по ремонту бытовой и радиоэлектронной аппаратуры — 1 единица в год;
• услуги по химической чистке — 2 вещи в год;
• услуги прачечных — 3 кг в месяц;
• услуги бань и душевых — 52 раза в год;
• услуги парикмахерских — 6 раз в год;
• ритуальные услуги — по мере необходимости [3].
Приведенные показатели отвечают минимальным бытовым и физиологическим потребностям людей. Однако исходя из бюджетных возможностей отдельных муниципальных образований и субъекта РФ в целом, периодичность оказания социально значимых бытовых услуг может быть увеличена до предела рыночного спроса. В данном случае периодичность оказания социально значимых бытовых услуг можно определить по формуле
г = Qi / где
г — периодичность оказания социально значимых бытовых услуг (социальная норма) (раз в год);
Qi — общая потребность в социально значимых бытовых услугах льготных категорий населения (единиц услуг);
Li — количество потенциальных потребителей бытовых услуг из числа льготных категорий населения (человек).
Расчет потребности в финансировании предоставления социально значимых бытовых услуг льготным категориям населения может осуществляться на основе двух подходов: затратного и компенсационного.
Затратный подход является переходным от чисто дотационного к рыночному механизму финансирования. Он предполагает полное
или частичное покрытие из бюджетов муниципальных образований или субъекта РФ (исходя из принципа разграничения бюджетных полномочий) расходов предприятий бытового обслуживания на оказание бытовых услуг льготным категориям населения на бесплатной или частично платной основе. В данном случае объем финансирования по каждому виду социально значимых бытовых услуг рассчитывается по формуле
V = Qi * 8, где
V — объем финансирования предоставления социально значимых бытовых услуг льготным категориям населения (руб.); Qi — общая потребность в социально значимых бытовых услугах льготных категорий населения (единиц услуг);
8 — объем бюджетного финансирования, выделяемого на одну услугу, исходя из бюджетных возможностей (руб.).
Объем бюджетного финансирования, выделяемого на одну услугу (8), может быть утвержден соответствующим нормативно-правовым актом на уровне субъекта РФ или муниципального образования как норматив финансовых затрат на оказание социально значимых бытовых услуг для льготных категорий населения. Этот норматив может быть положен в основу расчета объема социального заказа на предоставление социально значимых бытовых услуг для льготных категорий населения. Но в любом случае при затратном подходе получателем бюджетных ресурсов остаются хозяйствующие субъекты, что делает сам подход квази-рыноч-ным. Такой подход может быть рекомендован для субъектов РФ или муниципальных образований с невысоким уровнем социально-экономического развития.
Компенсационный подход к расчету по-
требности в финансировании предполагает, что получателем бюджетных ресурсов в виде определенных субсидий будут непосредственно получатели бюджетных услуг. В данном случае объем финансирования рассчитывается не на одну услугу, а на одного льготника. Для этого может быть применена формула
V = ^ * 8, где
V — объем финансирования предоставления социально значимых бытовых услуг льготным категориям населения (руб.); Р — количество потенциальных потребителей бытовых услуг из числа льготных категорий населения (человек);
8 — размер субсидий, выделяемых на одного льготника, исходя из бюджетных возможностей (руб.).
Размер субсидии на потребление социально значимых бытовых услуг может быть определен на основе социальных норм потребления и среднерыночных цен на бытовые услуги по формуле
8 = I г * рр где ]=1
8 — размер субсидии, выделяемой на одного льготника, исходя из бюджетных возможностей (руб.);
] — индекс вида социально значимой бытовой услуги;
п — количество видов социально значимых бытовых услуг;
г — периодичность оказания социально значимых бытовых услуг (социальная норма) (раз в год);
р — среднерыночная цена на бытовые услуги .Ього вида.
Размер субсидии может быть также определен исходя из величины прожиточного минимума и структуры потребительских расходов.
Литература
1. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года / Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
3. ГОСТ Р 52492—2005 «Бытовые услуги. Социальные нормы и нормативы к услугам».
4. Абрамова Е.В. Формирование социально-экономической политики в сфере потребительского рынка товаров и услуг (на примере г. Москвы) / Дис... канд. экон. наук. М., 2005.
5. Колгушкина А. В. Информационное обеспечение планирования развития бытового обслуживания на региональном и внутрифирменном уровне. М., 1997.
6. Коржнева Л.А. Территориальное размещение предприятий бытового обслуживания населения в крупном городе (на примере г. Москвы) / Дис. канд. экон. наук. М., 2002.
7. Кузнецова Н.Н. Совершенствование нормативной базы государственного регулирования бытового обслуживания населения / Дис. канд. экон. наук. М., 1999.