А. М. Гапеев,
д-р техн. наук, проф., СПГУВК;
В. В. Кононов
канд. техн. наук, СПГУВК
ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-ГИДРОТЕХНИКОВ ДЛЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ (1930-2009)
TRAINING OF HYDRAULIC ENGINEERS FOR WATERWAYS TRANSPORT AT ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY FOR WATER COMMUNICATIONS
(1930-2009)
В статье приводятся краткие сведения о материальной базе и подготовке инженеров для водного транспорта на гидротехническом факультете ЛИИВТа — ЛИВТа — СПГУВКа.
The article gives brief information about training infrastructure and training hydraulic engineers for waterway transport at hydraulic engineering faculty at LIIWT — LIWT — SPSUWC.
Ключевые слова: гидротехнический факультет, водные пути и водные изыскания, гидротехнические сооружения, портостроение, гидротехническая лаборатория, геодезическая база, безопасность гидросооружений.
Key words: hydraulic engineering faculty, waterways and water surveying, hydraulic engineering structures, harbor erection, hydraulic engineering laboratory, geo-surveying base, safety of hydraulic structures.
1929-1930 гг. на базе водных факультетов Ленинградского института инженеров путей сообщения
Ф.Г. Зброжек, Б.Н. Кандиба, Б.Ю. Калинович, В.М. Лохтин, Н.С. Лелявский, В.Е. Ляхниц-кий, В.М.Маккевеев, А.Г. Нюберг, Н.Н. Павловский, Н.П. Пузыревский, В.Е. Тимонов и многие другие, имена которых широко известны за пределами России.
(ЛИИПС) и Московского института инженеров транспорта (МИИТ) был создан Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ, затем — ЛИВТ и ныне — СПГУВК). В составе ЛИИВТа первоначально было три факультета: гидротехнический, механический и эксплуатационный, преобразованный в 1934 г. в инженерно-экономический.
На факультете почти полностью сохранился профессорско-преподавательский состав специализированных кафедр, на работу в институт перешли многие преподаватели общеобразовательных и инженерных дисциплин из ЛИИПС и МИИТ, передана часть книг из учебного фонда библиотеки, отдельные установки учебных кабинетов и оборудование лабораторий бывшего путейского института.
Гидротехнический факультет на этот
период имел сложившуюся структуру подготовки инженеров водных путей сообщения, учебную базу и высококвалифицированный состав научно-педагогических кадров. В Институте инженеров путей сообщения сформировалась одна из лучших гидротехнических школ — ученых, педагогов и строителей, внесших огромный вклад в создание и развитие водных путей, гидротехнических сооружений и портов страны. Среди них Е.В.Близняк, Н.И.Вознесенский, В.Е. Веденеев, Н.М. Герсеванов, Г.О. Графтио, С.Я. Жук,
В 1930/31 учебном году в составе факультета насчитывалось 10 кафедр, которые возглавлялись видными учеными и педагогами — выпускниками Института инженеров путей сообщения: геодезии (д. т. н., проф. П.В.Вадковский), сопротивления материалов (д. т. н., проф. Н. М. Беляев), гидравлики (д. т. н., проф. В. Н. Евреинов), строительного искусства (к. т. н., доц. И. В. Яропольский),
[229
во
V
о X 3
<ч
архитектуры и конструкций зданий (д. т. н., проф. Л. П. Шишко), статики железобетонных конструкций (д. т. н., проф. Д. Я. Акимов-Пертц), статики металлических и деревянных конструкций (д. т. н., проф. М. Ф. Клоча-нов), водоснабжения и канализации (д. т. н., проф. А. А. Сурин), речных искусственных сооружений и свободных рек (д. т. н., проф. Б.Ю.Калинович), портов (д. т. н., проф. В. Е. Тимонов). Среди преподавательского состава были известные ученые-выпускники Института инженеров путей сообщения: Н. П. Пузы-ревский, Н. Н. Павловский, В. Е. Ляхницкий, В. М. Маккавеев, Е. В. Близняк, В. П. Петров, Н. А. Семанов, А. И. Чекренев; выпускники МИИТа — Н. В. Бобков. ИМ. Коновалов, Н. А. Панчурин и другие. Первым деканом гидротехнического факультета был Борис Юлианович Калинович (1930-1933).
В первые годы студенты гидротехнического факультета имели возможность пользоваться лабораторной базой бывшего путейского института, но уже с первых дней в новом институте создавалась собственная учебная база. Современными приборами и инструментами в достаточном количестве для организации занятий и проведения практик была оснащена лаборатория геодезии и водных изысканий. С 1934 г. учебные практики по геодезии и гидрологии со студентами двух первых курсов стали проводится на собственной геобазе, расположенной на берегу р. Луги вблизи пос. Толмачево. До 1935 г. был создан кабинет строительных работ, лаборатория строительных материалов и сопротивления материалов. В 1936 г. в новом учебном здании ЛИИВТа были смонтированы основные стенды гидротехнической лаборатории им. проф. В. Е. Тимонова. На ее открытии присутствовал Г. О. Графтио — крупный специалист в области гидроэнергетического строительства, в то время начальник строительства Нижне-Свирского гидроузла, оказавший помощь в ее становлении в новом институте. В ней проводились учебные занятия по гидравлике, гидротехническим сооружениям, водным путям и портам. Здесь были проведены и научные исследования по обоснованию систем питания Цимлянского, Усть -Каменогорского и Пермского шлюзов.
До 1941 г. в институте было организовано 8 лабораторий и 24 кабинета. Институт интенсивно развивался: образовывались новые факультеты, создавалась материальная база для подготовки инженеров водного транспорта. Была создана широкая сеть курсов по подготовке молодежи к поступлению в институт, открыт прием на заочное отделение и образованы научно-исследовательские сектора при факультетах. Подготовка специалистов водного транспорта, в том числе и инженеров-гидротехников, отвечала нуждам отрасли и была связана с развитием крупного гидротехнического строительства в стране.
1930-е гг. были наиболее благоприятными для речного судоходства и речной гидротехники. Со строительством Волховского гидроузла значительно улучшились условия плавания судов по р. Волхов. В 1933 г. был введен в эксплуатацию Нижнесвирский гидроузел, обеспечивший увеличение глубин в нижнем течении р. Свирь. В том же году завершено шлюзование р. Шексны и строительство Беломорско-Балтийского канала (Белое море — Онежское озеро), на котором возведены 19 судоходных шлюзов и большое количество других гидротехнических сооружений. С 1934 по 1936 г. осуществлялось шлюзование р. Маныч, а в 1936 г. было завершено строительство Днепровского (Запорожского) гидроузла с трехкамерным шлюзом, обеспечившим сквозное судоходство по р. Днепр. В 1937 г. введен в эксплуатацию крупный гидротехнический комплекс сооружений — канал им. Москвы, имеющий огромное транспортно-энергетическое и водоснабженческое значение. После завершения строительства канала им. Москвы были начаты работы по шлюзованию р. Волги — главной водной артерии России. Первые гидроузлы на ней с двумя нитками шлюзов — Иваньковский, Угличский и Рыбинский построены до Второй мировой войны. Осуществлялось также строительство многих речных и морских портов.
Интенсивное гидротехническое строительство в довоенный период потребовало значительного увеличения выпуска инженеров-гидротехников ЛИИВТа (рис. 1). Выпуск инженеров-строителей водных путей и портов, представленный на диаграмме за период
II университета
[ЖУРНАЛ в о д н ы х /_/ коммуникации
180
160
ч 140
ЕС О Ей 8 Я
8 100
а
3
ЕС О ЕС Е-
и »
В"
8
4 О &Й
120
80
60
40
20
162
1979 1980 1981 1982 1983
1984 1985 Годы
1986 1987 1988 1989 1990
0
Рис. 5. Диаграмма выпуска инженеров-гидротехников ЛИВТа (1979-1990)
ла, гидроузлов на Днепре, Дону, Волге, Каме и других реках. Для обеспечения возрастающего объема перевозок внутренним водным транспортом осуществлялось крупномасштабное строительство речных портов. Особое значение для внутреннего водного транспорта имело окончание строительства в 1964 г. нового Волго-Балтийского канала и шлюзование крупных рек европейской части страны. С вводом в эксплуатацию Волго-Балтийского канала и шлюзованием р. Камы завершилось создание Единой глубоководной системы европейской части страны.
Учитывая потребность в кадрах водно -го транспорта для отдельных речных регионов страны, в 1962 г. был создан Киевский заочный факультет, а в 1967 г. — Московский филиал ЛИВТа, преобразованный в 1980 г. в Институт водного транспорта, в которых наряду с другими специалистами велась и подготовка инженеров-гидротехников. С открытием этих учебных центров прием на факультет водных путей и портов ЛИВТа существенно сократился: сначала до 100 чел, а затем до 75 чел.
Динамика подготовки инженеров-гидротехников ЛИВТа с 1951 по 1990 г. представлена на рис. 3, 4 и 5.
Выпуск специалистов с 1951 по 1966 г. (рис. 3) характеризуется увеличением их числа в периоды строительства и эксплуатации Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов. На эксплуатацию этих объектов институт направил значительную часть инженеров-гидротехников выпусков 1952 и 1965 гг. Сокращение выпуска в 1964 г. связано с переходом в 1963 г. со срока обучения 5,6 года на срок до 4 лет и 10 месяцев, а увеличение выпуска в период с 1956 до 1961 г. — с увеличением плана приема и подготовкой специалистов для стран народной демократии (Китая, Кореи, Венгрии, Албании и др.). Диаграмма выпуска инженеров с 1967 по 1978 гг. (рис. 4) является более равномерной (изменения в пределах от 70 до 114 чел.), а с 1979 по 1990 г. (рис. 5) — некоторым увеличением выпуска за счет расширения заочного факультета и возобновлением приема иностранных студентов. В этот пери- ы
од были открыты учебно-консультационные К
пункты в Петрозаводске, Архангельске, Котласе, Гомеле, Пинске и других городах. В 1979 г. на дневное отделение факультета была принята группа студентов из Кубы и Вьетнама, первый выпуск которой состоялся в 1984 г.
После создания ЛИВТа учебная и научная база института интенсивно развивались
числе для ЛИВТа и его факультетов. Переход к рыночным отношениям в 1991 г. и ухудшение экономического положения в стране усложнили финансовое положение отрасли, вузов и развитие их материальной базы. Объемы перевозок грузов внутренним водным транспортом резко сократились, уменьшились и объемы гидротехнического строительства: отдельные гидроузлы, в основном энергетического назначения, продолжили строить только на реках Сибири и Дальнего Востока. Было отменено распределение специалистов после окончания вузов и осуществлялся частичный переход к подготовке специалистов на коммерческой основе.
Прием студентов на факультет водных путей и портов ЛИВТа сократился до 50 человек в год и в связи с этим существенно сократился и выпуск инженеров-гидротехников (рис. 6).
В 1993 г. ЛИВТ был преобразован в Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций (СПГУВК), интенсивное развитие в нем получили экономические и гуманитарные специальности, наиболее востребованные в условиях рынка. В середине 1990-х гг. была расширена специализация подготовки инженеров-гидротехников за счет введения в учебные планы
// университета
[ЖУРНАЛ в о д н ы х /_/ коммуникации
дисциплин: водолазное дело и производство подводно-технических работ. Выпускникам присваивалась квалификация инженера-гидротехника с правом производства общестроительных и подводно-технических работ, а после перехода на новые образовательные стандарты — инженера-гидротехника-строителя. В 1992 г. на факультете была открыта новая специальность «Комплексное использование и охрана водных ресурсов» (КИОВР) и прием на специальность «Гидротехническое строительство» (ГТС) снова сократился: на обе специальности выделялось по 25 бюджетных мест в год. В 1994 г. факультет вновь преобразован в гидротехнический. Динамика выпуска специалистов по двум специальностям с 1996 по 2008 г. представлена на рис. 7 и 8. Выпуск инженеров по специальности 270104.65 — ГТС (рис. 7) является более равномерным (в среднем 24 чел. в год), а по специальности 280302.65 — КИОВР (рис. 8) характеризуется заметным увеличением их числа за счет заочного отделения и обучения на контрактной основе.
С 1990 по 2008 г. на гидротехническом факультете произошли следующие структурные изменения: заведующим кафедрой гидравлики и гидромеханики с 1990 г. был к. т. н., доц. Н. Н. Лимарь, выпускник фа-
Рис. 6. Диаграмма выпуска инженеров-гидротехников ЛИВТа-СПГУВКа (1991-1995)
культета 1960 г., а в 1997 г. она вошла в состав кафедры ГТСиК, которая получила название гидротехнических сооружений, конструкций и гидравлики. Кафедрой ГТС, КиГ с 1992 г. заведовал д. т. н., проф. М. А. Колосов, выпускник факультета 1956 г., а с 2002 г. — д. т. н., проф.
А. М. Гапеев, выпускник факультета 1968 г. Заведование кафедрой водных путей и водных изысканий с 1994 г. перешло к д. т. н., проф. Г.Л.Гладкову, выпускнику факультета 1977 г., а кафедрой ПСПОФ с 1990 г. — к д. т. н., проф. Р М. Нарбуту и с 2007 г.—к д. т. н. доц. П.А. Гари-
Рис. 7. Диаграмма выпуска инженеров-гидротехников СПГУВКа (1991-1995)
Рис. 8. Диаграмма выпуска инженеров по комплексному использованию и охране водных ресурсов на гидротехническом факультете СПГУВКа (1996-2009)
бину. Заведующим кафедрой СМиСМ с 1992 г. стал д. т. н., проф. В. Б. Чистов. В 2008 г. на кафедру СМиСМ были переданы дисциплины по теоретической механике и она получила название сопротивления материалов и механики. Кафедра охраны окружающей среды и труда, созданная в 1980 г., неоднократно меняла свое название и в 2000 г. была разделена на две: охраны водных ресурсов и безопасности жизнедеятельности (зав. каф. — д. т. н., проф. С. П. Зубрилов — выпускник факультета 1956 г.); химии и экологии (зав. каф. — д. т. н., проф.
B.И. Решняк). Деканом факультета с 1995 г. был к. т. н., доц. Ю. А. Перевязкин, выпускник факультета 1969 г., а с 2007 г. — к. т. н.
C.А.Головков, выпускник 1995 г.
Профессорско-преподавательский состав в 2008/09 учебном году включает 61 чел., среди которых — 17 докторов и 33 кандидата технических наук, 22 профессора и 29 доцентов.
После некоторого застоя в экономике вопросы развития внутренних водных путей вновь становятся актуальными. Важным этапом в развитии водных путей является принятие в 1996 г. Постановления Правительства РФ О Федеральной целевой программе «Внутренние водные пути России на 1996-2000 гг.», в которой дана оценка современного состояния и рассматриваются проблемы развития водных путей. В 1997 г. был подписан Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению устойчивого функционирования водных путей России», контролирующий выполнение целевой программы, а в 1998 г. принят Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», предписывающий обязательное декларирование безопасности ГТС с целью локализации и предотвращения аварийных ситуаций. В Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства РФ в 2003 г., определены основные направления развития водного транспорта на период до 2015 г. В ней предусматривается интеграция российских внутренних водных путей в международную систему и постоянное их открытие для иностранных судов. В связи с этим особое внимание приобретают вопросы улучшения условий судоходства и повыше-
// университета
[ЖУРНАЛ в о д н ы х /_/ коммуникации
ния требований безопасности за счет реконструкции водных путей и портов, улучшения эксплуатации судоходных ГТС и повышения их пропускной способности, строительства новых ниток шлюзов и водно-транспортных соединений, дальнейшего развития инфраструктуры водного транспорта и других мероприятий.
В настоящее время сдана в эксплуатацию вторая нитка шлюза Кочетовского гидроузла на нижнем Дону, завершается строительство новых портов на Балтике для перевозки массовых грузов (угля, минеральных удобрений, леса и нефтепродуктов), осуществляется реконструкция отдельных гидроузлов. Постепенно увеличиваются перевозки грузов по водным путям России, и на отдельных направлениях они уже достигли докризисного уровня (1991).
В новых условиях развития внутреннего водного транспорта стала заметно обновляться учебная база его вузов и повысились требования к качеству подготовки инженерных кадров. В учебные планы подготовки инженеров-гидротехников СПГУВКа введены новые дисциплины: исследования, эксплуатация и ремонт ГТС; безопасность ГТС. Кафедры факультета и его лаборатории оснащаются современной техникой и компьютерами. В настоящее время на факультете имеются два компьютерных класса и две учебные мультимедийные аудитории. На геобазе в пос. Тол-мачево завершено строительство жилого дома для студентов и к 100-летнему юбилею осуществлена реконструкция гидротехнической лаборатории им. проф. В. Е. Тимонова. В ней полностью обновлен состав стендов, которые позволяют выполнять широкие гидравлические исследования в области русловых процессов и работы различных гидротехнических сооружений. В лаборатории установлен также крупномасштабный универсальный шлюзовой стенд, не имеющий на момент создания аналогов в России. С 2005/06 учебного года увеличен до 50 чел. прием студентов на бюджетный основе по специальности «Гидротехническое строительство».
Гидротехнический факультет СПГУВК с его обновленной и новой базой, как и в прежние годы, продолжает осуществлять под-
готовку высококвалифицированных инже- в ЛИИВТе-ЛИВТе-СПГУВКе подготовлено
нерных кадров — гидротехников широкого 7286 инженера-гидротехника и 429 инжене-
профиля по проектированию, строительству ров по комплексному использованию и охра-
и эксплуатации водных путей, портов и гид- не водных ресурсов. Выпускники факультета
ротехнических сооружений, а также инже- востребованы как в системе внутреннего вод-
неров по комплексному использованию и ного транспорта и гидротехнического строи-
охране водных ресурсов. За 79 лет суще- тельства, так и в других отраслях народного
ствования гидротехнического факультета хозяйства страны.
Список литературы
1. Ляхницкий В. Е. 130 лет высшей технической школы водного транспорта. — М.: Водный транспорт,1939.
2. Ленинградский институт инженеров водного транспорта. XXV лет (1930-1955). — Л.: ЛИ-ИВТ, 1956.
3. Перевязкин Ю. А. Гидротехника и гидротехнический факультет // Водные пути и гидротехнические сооружения. — СПб.: СПГУВК, 1999.
4. Гапеев А. М., Кононов В. В. История гидротехники и гидротехнического факультета СПГУВК: учеб. пособие. — СПб.: СПГУВК, 2006.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ РОССИЙСКОГО ФЛОТА И ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
TRAINING SPECIALISTS FOR RUSSIAN FLEET AND MAIN STAGES IN HISTORY OF SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF WATER COMMUNICATIONS
Данная статья посвящена подготовке кадров российского гражданского флота, становлению и развитию высшего образования в области водных коммуникаций. Предпосылки формирования государственной системы подготовки кадров для водных коммуникаций начали складываться в XVIII в. В статье раскрыта периодизация истории Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, которая в основном совпадает с историей российского высшего образования в данной области. g This article is devoted to the training specialists for Russian marine fleet, establishment and development
E higher education in the field of waterway communications. Preconditions of creating state system of training
00 specialists for waterway communications appeared in the XVIII th century. The article gives main stages of history
240 of Saint-Petersburg State University of Water Communications which in general coincide with the history of Russian higher education in this field.
Ключевые слова: история водного транспорта, транспортное образование, Корпус инженеров водяных и сухопутных сообщений, ЛИВТ, СПГУВК.
Key words: history of waterway transport, transport education, Corps of Engineers of Waterway and Land Communications, Leningrad Institute of Water Transport, SPBUWC.
В. Г. Павенков,
канд. ист. наук, доц., СПГУВК