II университета
[ЖУРНАЛ в о д н ы х /_/ коммуникации
6. РГИА. Ф. 190. — Оп. 4, 1899-1918 гг.
7. Сборник декретов по Народному комиссариату путей сообщения от 1 января 1919 г. — М.: Изд. НК ПС, 1919. — Кн. 1. — 219 с.
8. Марухин В. Ф. История речного судоходства в России (Х1Х век, волжский бассейн). — М.: Орехово-Зуевский пед. ин-т, 1996. — 410 с.
9. Краткий исторический очерк развития водяных и сухопутных сообщений и торговых портов в России. — СПб.: Тип. МПС, 1900. — 372 с.
10. Транспортная стратегия Российской Федерации: Всерос. конф., Москва, 3 декабря 2003 г. — М., 2003. — 28 с.
А. М. Гапеев,
д-р техн. наук, проф., СПГУВК;
В. В. Кононов
канд. техн. наук, СПГУВК
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН,
СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАФЕДР И ФАКУЛЬТЕТА ВОДНЫХ СООБЩЕНИЙ В ПЕТЕРБУРГСКОМ ИНСТИТУТЕ ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (1809-1930)
HISTORY OF ESTABLISHING ENGINEERING DISCIPLINES, CREATING SPECIAL DEPARTMENTS AND FACULTY OF WATER COMMUNICATINS IN ST. PETERSBURG INSTITUTE OF ENGINEERS OF WAYS OF COMMUNICATIONS (1809-1930)
В статье приводятся сведения о формировании и развитии специальных и общеинженерных дисциплин и становлении факультета водных сообщений.
The article gives brief information about forming and developing special and general engineering disciplines and establishing faculty of water communications.
Ключевые слова: водные пути сообщения, гидротехническое строительство, шлюзованные водные пути, портовые сооружения, строительное искусство.
Key words: waterways communications, hydraulic engineering construction, locked waterways, harbor structures, art of construction.
Формирование специальных и общеинженерных дисциплин
История подготовки инженеров-строителей для водного транспорта начинается с момента создания в России первого транспортного высшего учебного заведения — Института Корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений, преобразованного в 1864 г.
в Петербургский институт инженеров путей сообщения (ПИИПС). Согласно Манифеста, подписанного императором Александром I 2 декабря 1809 г., Департамент водяных коммуникаций и Экспедиция устроения дорог в государстве были преобразованы в Управле -ние водяных и сухопутных сообщений, образован Корпус инженеров путей сообщения и
о X 3
третьей части курса строительное искусство — внутренние водные сообщения.
Строительное искусство, как и курс построений, считалось главным предметом инженерного образования. При десятибалльной системе оценки знаний баллы по нему умножались на 3. Изучение дисциплины сопровождалось демонстрацией моделей зданий, гидротехнических сооружений, каналов, шлюзов, мостов и других инженерных сооружений. В дальнейшем эта дисциплина пополнилась новым разделом «О мастерствах», в котором рассматривались: технология обработки дерева и металлов, литейное производство, производство кровельных, штукатурных и других видов строительных работ. В 1850/51 учебном году курс состоял из пяти разделов: общие начала строительного искусства; сухопутные сообщения (железные дороги, шоссе и мосты); внутренние водные сообщения; приморские и другие гидротехнические сооружения; составление проектов, смет, пояснительных записок, технических и денежных отчетов. На базе разделов, относящихся к сопротивлению материалов и теории инженерных конструкций, был создан самостоятельный курс строительная механика. Большое значение в научном развитии и изучении дисциплины имела механическая лаборатория, открытая в 1853 г.
В разделе строительного искусства «Внутренние водные сообщения» излагались следующие основные вопросы: естественные судоходные пути; искусственные судоходные пути (каналы и плотины); эксплуатация водных путей сообщения. Раздел «Приморские и другие гидротехнические сооружения» включал изучение следующих вопросов: приливы и отливы, действие моря на берега; наружные портовые сооружения (волнорезы, молы и маяки); внутренние портовые сооружения (судостроительные эллинги и сухие доки).
«Курс прикладной (практической) механики», введенный в учебные планы в 1822 г., также считается важным специальным предметом инженерного образования. Первоначально он содержал сведения о воде, воздухе и тепле как источниках движения, общие принципы устройства машин и отдельных механизмов, применявшихся в то время в строительстве, а начиная с 1844 г. в учебных планах
// университета
[ЖУРНАЛ в о д н ы х /_/ коммуникации
предусматривалось проведение практических занятий по составлению проектов устройства механизмов различных наименований. В 1851 г. в курсе появились новые разделы: о водоотливных и землечерпательных машинах; о пароходах, а в начале 1860-х гг. он пополнился разделами: общие начала механики; аэростатика; аэродинамика.
Курс прикладной механики 1860-х гг. состоял из трех частей: общей части; гидравлики; приложения гидравлики к инженерному делу. В общей части рассматривалась теория и устройство паровых машин и машин для подъема и перемещения грузов, в гидравлике — движение воды в трубах, реках и каналах, а в третьей части механики стали изучать элементы гидрометрии, турбины, насосы и другие гидравлические машины. Для проведения практических занятий по дисциплине в институте была создана гидравлическая лаборатория, открытие которой состоялось в 1855 г.
Образование специализированных кафедр и становление водного факультета
В связи со значительным увеличением изучаемых разделов в профилирующих курсах инженерного образования в 1864 г. произошло их разделение на самостоятельные дисциплины и в институте были созданы специализированные кафедры. На базе курса строительного искусства созданы кафедры: строительного искусства; строительной механики; внутренних водных путей и морских сооружений; сухопутных сообщений (шоссе, мосты и железные дороги), а курс прикладной механики был разделен на кафедры: гидравлики и водоснабжения; паровые машины и паровозы.
Кафедра строительного искусства преподавала дисциплину «Общие начала строительного искусства», в которой изучались применяемые в то время строительные материалы, основания и фундаменты, строительные машины и ведение строительных работ. С 1884/85 учебного года кафедра вела самостоятельные курсы: строительные материалы; технология строительных материалов; основания сооружений; осушение и орошение.
Кафедра строительной механики проводила занятия по следующим разделам курса:
университета в о д н ы х коммуникаций
Рис. 1. Диаграмма выпуска инженеров водных путей сообщения в ЛИИПС (1923-1930)
жений и инженерных конструкций — д. т. н., проф. М. Ф. Клочанов (1923-1930).
Первым деканом факультета водных сообщений был избран Нестор Платонович Пузыревский, д. т. н., проф., крупнейший специалист в области гидротехники, именем которого в 1925 г. был назван кабинет курсового проектирования факультета, а после него — д. т. н., проф. Борис Юлианович Ка-линович (1927-1929).
На водном факультете Ленинградского института инженеров путей сообщения в то время образовалось два отделения: речное и
морское. Первый выпуск инженеров водных путей сообщения состоялся в 1923 г., а с 1924 г. в удостоверениях об окончании института начали указывать название факультета. Выпуски инженеров первых лет были сравнительно небольшими из-за последствий Гражданской войны, но они постепенно увеличивались (рис. 1). С 1920 г. начали создаваться рабочие факультеты и проводилась огромная работа по подготовке к поступлению в институт рабочей и крестьянской молодежи. С 1923 по 1930 г. на водном факультете ЛИИПС было подготовлено 570 инженеров для водного транспорта.
Список литературы
1. Ляхницкий В. Е. 130 лет высшей технической школы водного транспорта. — М.: Водный транспорт, 1939.
з 2. Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. 1809-1959 гг. — Л.:
пдо випо мпс, 1960.
3. Ляхницкий В. Е., Сурин А. А. Тимонов В. Е. История развития гидротехники и водоснабжения: учеб. пособие. — Л.: ЛИИЖТ, 1959.
4. Гапеев А. М., Кононов В. В. История гидротехники и гидротехнического факультета СПГУВК: учебное пособие. — СПб.: СПГУВК, 2006.