ментальности.
Таким образом, междисциплинарный подход, специфика которого состоит в сочетании концептуально различных познавательных практик, является наиболее адекватным феномену ментальности, понимаемому в контексте взаимодействия сознательного и бессознательного, и открывает перед философской антропологией новые исследовательские возможности. Он позволяет понять ментальность социума, не сводя ее к сумме менталитетов индивидов. Психоаналитическая традиция, важнейший элемент этого подхода, помогает расшифровать глубинную составляющую ментальности, сделав ее предметом рационального познания, или «понимающего толкования». Вместе с тем вербально-когнитивные практики позволяют реконструировать область объективного содержания ментальности и национальной идентичности и исследовать их во взаимосвязи с историческим и социокультурным контекстами.
Литература
1. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории. Собр. соч., т. 1, М., 2000.
2. Дюби Ж. История ментальности // История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
3. Касьянова Ксения. О русском национальном характере. М., 2001.
4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
5. Юнг К.-Г. Аналитическая психология. М., 1995.
6. Мария Луиза фон Франц. Толкование волшебных сказок //www.koob.ru
Подготовка инженерных кадров в условиях гуманитаризации и гуманизации
высшего образования в XXI веке
к.и.н. доц. Мещангина Е.И. Университет машиностроения 8-903-128-96-33, m-i-elena@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы гуманитаризации и гуманизации высшего образования в условиях модернизации российского образования в XXI веке. Решение этих вопросов возможно только при развитии мировоззренческой культуры общества, которая задает образовательному пространству смысл и значение.
Ключевые слова: гуманитаризация, гуманизация, инженерные кадры, модернизация, мировоззрение, образование
Кардинальные изменения в мировом сообществе, характеризующиеся нарастанием тенденций к открытости, глобализации, преодолению барьеров между народами, обусловили возникновение новых приоритетов в сфере образования.
Раздумья мировой общественности о глобальных проблемах, угрозе человеческому существованию значительно актуализировали проблему оценки общественного развития. Поэтому XXI век назвали веком образования, веком науки, веком высоких технологий и веком глобализации.
Одним из наиболее значимых приоритетов развития российского общества является гуманитаризация и гуманизация высшего образования. Сегодня перед российским обществом стоит задача - обеспечить гармоничное развитие человека. В решении этой проблемы первоочередная роль должна отводиться мировоззренческим установкам и качествам личности. Современные реалии развития человечества требует от каждой личности быть культурной и образованной, нести ответственность за свои решения, поступки, действия, обладать качествами специалиста-управленца, т.е. формировать новое мировоззрение, позволяющее каждому осознавать свою роль в глобализирующем мире.
Проблемы развития российской государственности, становления гражданского общества отодвинули на второй план человека как личность с ее разнообразными интересами, по-
требностями, мнениями и нравственностью. Смена моральных приоритетов, разрушение личности определили духовный кризис, в который оказалось ввергнуто все человечество [1,
с.].
Все это говорит о роли и значении в жизни человека гуманитарного знания, которое не только развивает мировоззрение любого человека, но и способствует развитию всех сфер жизнедеятельности общества.
Широкое внедрение научно-гуманитарных знаний в практику социальных отношений означает не только цивилизованность общества, но и культуру общения, поведения и деятельности человека.
С особой остротой сегодня встают проблемы формирования «человека гуманного», способного осознавать свое историческое предназначение, понимать взаимозависимость своей и другой жизни, готового к преодолению опасностей, которые несет обострение глобальных проблем. Впервые человечество сталкивается с ситуацией сохранения человека и человечества как социального индивида, носителя социальных свойств и качеств, решающего звена целостности социального образования; общества такого, что любая остановка в его развитии означает застой, стагнацию, регресс, именно поэтому осознание необходимости развития человека в проекции на перемены в быстро развивающемся мире усиливает актуальность проблемы гуманизации на основе современного понимания гуманизма. В этой связи проблема гуманизации мировоззрения и сознания личности, социальных групп общества выступает в качестве усиливающейся общественной потребности, которую нельзя не учитывать. Процесс гуманизации человека, имеющий своей целью формирование «гуманного человека» с целостным гуманистическим сознанием и мировоззрением, выступает не только как практическая проблема, но и как цель дальнейшего развития человечества.
Одним из ключевых условий гуманизации общества является гуманизация образования, так как через систему образования идет процесс социализации, профессионализации индивида, и именно в данной структуре он усваивает нормы, правила и ценности культуры общества, в котором живет.
С точки зрения философского осмысления гуманизация как процесс очеловечивания социальной жизни является одним из важнейших составляющих, реализующих гуманистическую функцию философии, которая направлена на воспитание личности в духе реального гуманизма, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования.
Жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него - ориентиры в выборе своей судьбы, принятие обществом подлинно гуманистических ценностей как приоритетных является важным условием успешного существования общества. Гуманизация системы образования в конечном итоге должна привести к осознанию человека как определяющей ценности в педагогическом процессе. Такое понимание предполагает переход от знаниево-ориентированного образования (в центре внимания педагогического процесса находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поиска и исторического опыта) к личностно-ориентированному (гуманистически-ориентированному) образованию.
Гуманистически ориентированное образование не может готовить человека лишь к выполнению каких-либо социальных или профессиональных функций, не учитывая интересов и потребностей самого человека. Как объективное следствие складывающейся в настоящее время культурологической ситуации гуманизация образования, являясь ключевым элементом нового педагогического мышления, требующего пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции, предполагает организацию особых взаимосвязей между педагогом и обучаемым. В контексте субъект-субъектного подхода целью современного образования является не воспроизведение готовых знаний, понятий, приемов и навыков, а развитие неповторимой личности человека. Смыслом педагогического процесса становится развитие обучаемого, обращенность к его внутреннему
миру, его индивидуальности.
Гуманистически ориентированный учебный процесс предполагает новые цели образования, в которых приоритетными являются общечеловеческие ценности и индивидуальность человека, и, одновременно, обеспечение самореализации педагога; новое содержание образования, в котором ведущую роль играет общечеловеческий ценностный аспект, а не обезличенная информация о внешнем мире.
Несомненно, что современный человек должен иметь качественную подготовку в общекультурном и профессиональном духовном развитии. Общегуманитарное развитие сознания и мышления предохраняют от агрессивности, зависимости, черствости, антигуманизма и многих других проявлений.
Развитая общая гуманитарная мировоззренческая культура выступает непременным духовным условием и основой оптимального проявления профессиональных качеств. Только духовно обогащенная, профессионально-подготовленная личность способна к качественному выполнению своих обязанностей.
Необходимо разработать систему нового мировоззрения, которая будет опираться на науку, философию, общественное сознание, естествознание, историю, культуру, нравственность и веру.
В настоящее время положение высшей школы оказывается внутренне конфликтным, особенно в части профессиональной подготовки инженеров. С одной стороны, в условиях повышения профессионализации всех сфер жизни общества необходимо сохранять специфическую составляющую. С другой стороны, присоединение России к Болонскому процессу предполагает не только формирование единого образовательного пространства, но и требует увеличения гуманитарного и научного компонентов.
Современный уровень развития технологий, средств и способов профессиональной деятельности требует превознесение технических наук. Такая позиция есть технократизм. Узкоутилитарное, вотчинное видение процесса подготовки кадров не способствует формированию современной личности.
Для современного инженера важна не столько сумма знаний, сколько умение правильно распорядиться ими. Он постоянно имеет дело с людьми, что требует знания философии, психологии, экономики и других гуманитарных дисциплин. В связи с этим возникает необходимость гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования.
Ускоряющаяся динамика структурных изменений в экономике обусловливает необходимость постоянного обновления содержания профессионального образования. Принятие Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения для всех уровней профессионального образования стало отражением реальных потребностей в подготовке инженерных кадров.
Новые стандарты профессионального образования построены на компетентностном подходе, при котором от образовательного учреждения требуется обеспечить не столько набор определенных дисциплин, сколько приобретение обучающимися востребованных компетенций как способности самостоятельно добывать и применять знания, а также использовать умения, навыки и личностные качества в профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики.
Совершенствованию образовательного процесса в соответствии с задачами инновационной экономики должно обеспечить формирование конкурентоспособной на рынке труда личности. Именно гуманитарная среда является духовной составляющей в процессе социализации молодых специалистов. Система социализации личности молодого специалиста включает ее взаимодействие в ходе образования и воспитания и формирования гармоничной структуры личности, ядром которой выступает мировоззренческая культура. Мировоззренческая культура является результатом не только процесса социализации молодого специалиста, но и показателем всего образовательного процесса.
Гуманитарная среда выступает как совокупность элементов, воздействующих на про-
цесс гуманитарного образования и характеризующихся гуманистической направленностью. Расширение гуманитарной составляющей высшего образования является основой целостного и системного восприятия мира.
Сегодня высшие учебные заведения должны обеспечить гармоничное развитие будущего специалиста, формирование не только аналитических (строгое математическое фундаментальное мышление), но и синтетических (продуктивное воображение) способностей.
Профессиональная деятельность инженера осуществляется в конкретном социальном (институциональном, рыночном, правовом, межличностном и т.д.) контексте, поэтому подготовка инженерных кадров должна быть основа на гуманитарной составляющей.
В реализации идеи гуманитаризации содержания высшего профессионального образования возможны два подхода. Один, уже реализуемый в практике, предусматривает включение в учебные планы всех профессиональных направлений подготовки специалистов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Единство системы ценностей задает всему образовательному пространству смысл и значение. Ценности - это внутренние стандарты для направления действий как стойкая уверенность в себе.
Развитие личности невозможно без формирования у человека культурных качеств: ориентации на истину, правду, доброту. Одним из показателей высокой культуры мышления человека является способность не обходить познавательные противоречия, а стремиться их разрешить, преодолеть.
Гуманизация - это процесс реализации человеческого потенциала того или иного социального субъекта посредством его жизнедеятельности. Гуманизация образовательной деятельности, как частный случай гуманизации, выполняет роль механизма выявления студентом, а иногда и преподавателем, своего личностного интеллектуально-нравственного потенциала, формирования разумно-ценностного отношения к этому потенциалу и потребности в реализации своих возможностей.
В ходе общественного развития образование фиксирует в общественном сознании образ мира и образ жизни людей в ту или иную эпоху, но кроме этого, особенно на переломных этапах, оно должно генерировать новые жизненные смыслы и ценности и транслировать их в будущее. В этом плане образование выступает, с одной стороны, как отражение глубинных оснований культуры, а с другой - как своеобразный проект возможных изменений.
Пусковым механизмом любой деятельности принято считать потребности индивида, социальной группы, общества в целом. С этой точки зрения потребность в гуманизации является критерием цивилизованности общества, показателем гуманистической наполненности того или иного типа общественной деятельности. Потребность в гуманизации проявляется в стремлении к свободе, творческому поиску, самореализации.
Формирование нового миропорядка в XXI в. требует изменения содержания гуманизма, научного знания, мировоззрения и веры в человека, противостоящему жестокому насилию. Эти и другие проблемы сохранения многонационального мирового сообщества, условий его жизни, образования и деятельности требуют глубокого изучения протекающих социальных процессов в мировом пространстве, социологического анализа и философского осмысления фундаментальных проблем становления новой глобальной безопасности.
Действительно, сегодня перед Россией стоит ряд сложных задач формирования новой мировоззренческой доктрины, определенной системы гуманитарных знаний и идей, взглядов и убеждений. Гуманистическая идея новой доктрины должна быть ориентирована на создание научной и нравственной теории, учить людей оперировать жизненными фактами и социальными процессами, вырабатывая теоретическое, нравственное сознание, всесторонне развивая гражданское сознание и т.п. Все это требует совершенствования и развития системы образования, научных знаний, формирования профессионально-нравственных качеств личности в современном глобальном мире. Личность должна нести в себе черты широкого и глубокого мировоззренческого горизонта, общих знаний о мире и общества, обладать нрав-
ственными и духовными ценностями.
В заключение можно сделать вывод о том, что сегодня необходимо преодолеть узко-профильность подготовки и совершенствовать гуманитарное образование в подготовке инженерных кадров.
Литература
1. Баркова И.Н. Пути и свободы преодоления социального зла в русской философии // Известия МГТУ «МАМИ» № 1 (15), 2013.
2. Музяков С.И. Ценностные основания модернизации высшего профессионального образования в России. // Социология образования № 2, 2000.
3. Недина О.В. Гуманизация высшего образования и ее влияние на развитие личности студента. М., 1993.
4. Петрий П.В. Мировоззрение и образование (размышления о формировании научного мировоззрения XXI века и его взаимосвязи с образованием личности). // Социология образования № 2, 2008.
5. Черницкая А.Л. Гуманизация как принцип общественного развития. // Социология образования № 1, 2007.
6. Худолей С.С., Матисов С.К. Особенности изучения философии и социологии студентами технических специальностей. // Известия МГТУ «МАМИ», № 1, 2013.
7. Ивлева М.Л., Иноземцев В.А., Ивлев В.Ю. Теоретическое обоснование разработки проблемы экологического образования студентов технического вуза. // Известия МГТУ «МАМИ», 2013, № 1.
Модернизация и перспективы развития системы высшего образования
России
к.ф.н. доц. Сокуренко Е.Г., Крючкова Е.А. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
egsokurenko@yandex.ru
Аннотация. Модернизация системы высшего образования обусловлена объективными процессами изменения в экономической, политической и культурных сферах. Реформирование образовательной системы в России во многом продиктовано политическим влиянием, ориентированным на внешнеэкономическое сотрудничество с зарубежными странами. Перспективы вхождения в единое образовательное пространство неразрывно связаны с противоречиями понимания образовательного процесса с философской, культурной и правовой точек зрения.
Ключевые слова: Болонский процесс, единое европейское пространство, глобализация, система образования, высшее образование, Всемирная Торговая Организация, Генеральное соглашение по торговле услугами, противоречия, перспективы развития Проблемы образования, в том числе высшего образования, в настоящее время многие учёные относят к глобальным проблемам современности.
Мировая система в целом подвержена влиянию множества процессов в различных сферах. Политика, экономика, культура имеют общий характер изменений, но с учетом национальных особенностей страны. Система образования, признаваемая в настоящее время одной из самых важных, относится к сферам, особо нуждающимся в постоянном развитии, совершенствовании и соответствии современным реалиям. Поэтому мировые процессы развития, характеризующиеся глобализацией и интеграционным движением, безусловно, отражаются и на сфере образования, особенно явно проявляются они в системе высшего образования.
В мире признают высокую ценность знания, считая эту сферу основным двигателем прогресса. Высшее образование содействует развитию каждого государства, сохранению его культуры и наращиванию научно-технического потенциала. В связи с этим высшее образо-