УДК 378.452
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМУ КОМПОНЕНТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.И. Коломок,
д-р пед. наук, Московский финансово-юридический университет МФЮА, Волгоградский филиал E-mail: oksana_kolomok@mail.ru С.А. Винокурова,
Московский финансово-юридический университет МФЮА, Волгоградский филиал E-mail: svetlana-v79@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования ценностного отношения к социально-гуманитарному компоненту профессионального образования, решение которой позволяет проектировать учебный процесс сквозь призму универсальных гуманистических ценностей. Главным результатом решения данной проблемы является ценностно-смысловая коммуникация, которая заключается в субъективном опыте обучающегося, в опыте ценностного самоопределения, и позволяет рассматривать учебный материал в социокультурном контексте.
Ключевые слова: ценностно-смысловая компетентность менеджера, социально-гуманитарное образование, гуманитарное знание, социально-гуманитарный компонент профессионального образования, ценностное отношение к социально-гуманитарному компоненту профессионального образования.
Abstract. In the given article the problem the valuable attitude formation to a social and humanities component of the vocational training is considered. The solution of this problem allows investigating the educational process through a prism of universal humanistic values. The main result of the solution of the problem is the valuable-semantic communication to be concluded in the subjective student experience, experience of valuable self-determination and allows considering the tutorial material in a socio-cultural context.
Keywords: valuable-semantic competence of the students of management faculty, social and humanities education, humanities knowledge, social and humanities component of the vocational training, valuable attitude to a social and humanities component of the vocational training.
Особое место в реализации ценностно-смысловой компетентности менеджера занимает социально-гуманитарное образование.
Это объясняется тем, что гуманитарное знание имеет сложное и многоуровневое значение для практики. Оно ощутимо влияет на естествознание, технику, воспитание и образование, материальное производство и общественно-политическую деятельность людей, их быт и досуг. Будучи совместным продуктом научно-теоретического и практического типов познания, гуманитарное знание в своих лучших, подлинных образцах, представляет живую душу человеческой культуры, основу личного и общественного сознания.
Процесс гуманизации рассматривается как важнейший социально-педагогический феномен, который является условием гармоничного развития личности и отражает современные тенденции развития всей системы образования.
Многие исследователи (Н. Крылова, Ю. Громыко, В. Давыдов, Е. Шиянов и др.) согласны с тем, что гуманизация является основным элементом нового педагогического мышления, одной из важнейших задач которого является выявление гуманистического потенциала образования, его отношения к человеку как субъекту познания, общения и творчества.
Основной целью гуманитаризации образования является формирование у студентов нового восприятия социальной реальности, в центре которой стоит человек с его потребностями и интересами. Следует отметить, что гуманитаризация - это не просто увеличение числа дисциплин гуманитарного профиля, но и изменение внутренних приоритетов образования, учитывающих гуманистически ценности, потому что, как известно, общество не может успешно развиваться без учета ценностных устремлений человека.
Проведенный анализ понятий гуманитаризации и гуманизации позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на неоднократное обращение к ним исследователей и накопленные теоретические знания, они нуждаются в дальнейшей разработке.
Гуманистическая направленность образования меняет привычное представление о его цели как формировании систематизированных знаний, умений и навыков. При рассмотрении вопроса о смысле и назначении гуманитарной составляющей учебной программы почти всегда возникает проблема восприятия студентами гуманитарных знаний. Студенты, занимающие такую позицию, утверждают, что знание истории,
философии, иностранного языка или других гуманитарных дисциплин в их будущей профессиональной деятельности им не понадобится, потому гуманитарная информация ими воспринимается избирательно. Эта избирательность и неприязнь зачастую усиливается скучным, по словам студентов, наполнением гуманитарных дисциплин.
По мнению А. Андреева, скучными эти предметы становятся из-за слабой связи между изучаемым материалом и теми проблемами, которые волнуют студентов. Г. Сорокин видит здесь проблему в качестве преподавания, подобной точки зрения придерживаются и другие авторы, в том числе и Е. Акулова, которая определяет проблему профессионального преподавания гуманитарных наук в вузе как чрезвычайно острую. Принцип интеграции естественных, технических и гуманитарных наук больше декларируется, чем реализуется. Почти не разрабатываются междисциплинарные курсы и предметы, преподаватели привыкли действовать в рамках своего предмета, да и Государственные образовательные стандарты высшего образования не раскрывают данной проблемы. Для ее решения А. Андреев предлагает разрабатывать технологию современной гуманитарной педагогики прицельно, принимая во внимание связь между содержанием учебного процесса и его формами с одной стороны и культурно-психологическими особенностями студенческой среды вуза - с другой. Информацию об отношении студентов к гуманитарным дисциплинам можно получить из материалов исследований, проводившихся на протяжении нескольких последних лет. Например, по данным социологических исследований, в среднем 60% опрошенных студентов уверены в полезности дисциплин гуманитарного и социально-экономического циклов. Остальные 40% считают эти дисциплины бесполезными для своей будущей профессиональной деятельности либо затрудняются оценить их значимость. Соответствующими социальными качествами в своей профессиональной деятельности будут руководствоваться не более 1/3 выпускников вузов.
Результаты исследований лаборатории социологических исследований Московского финансово-юридического университета МФЮА показывают, что подавляющее большинство респондентов отдало предпочтение максимально широкой модели образования, включающей в себя изучение не только профессиональных дисциплин, но и наук, позволяющих успешно адаптироваться к условиям современной жизни, а также способных удовлетворить духовные запросы человека, сформи-
ровать общее понимание жизни. Около 1/3 респондентов твердо уверены в том, что гуманитарные знания им понадобятся, столько же считают, что получение ими таких знаний скорее нужно, чем бесполезно, и лишь каждый десятый студент младших курсов и 6% старшекурсников не видят в них никакой необходимости.
По данным этого исследования можно судить и о задачах изучения гуманитарных дисциплин, среди которых наибольшую поддержку получили задачи развивающего характера, такие как расширение кругозора, повышение общей культуры, развитие самостоятельного мышления и творческих способностей. Таким образом, авторы исследования делают вывод о том, что узко профессиональный подход к образованию среди студентов не так популярен, как это кажется на первый взгляд. Большая часть студенчества считает гуманитарную подготовку неотъемлемым признаком образованности.
В процессе изучения гуманитарных дисциплин достоянием личности студента становится опыт открытия и субъективизации ценностей гуманитарного знания, отраженных в содержании гуманитарных наук. Поэтому особую актуальность приобретает проблема формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарным знаниям, в частности к дисциплине «Иностранный язык». В современном представлении университетский специалист - это широко образованный человек с фундаментальной подготовкой, соответственно, иностранный язык такого специалиста представляет собой и орудие производства, и часть культуры, и средство гуманитаризации образования. С. Третьяк описывает эту дисциплину как важное звено между специальными и гуманитарными общеобразовательными дисциплинами. Потенциал данного учебного предмета настолько велик, что позволяет использовать его для освоения как гуманитарных, так и естественно-научных знаний.
Анализ содержания гуманитарного знания в культурно-историче ском контексте позволил прийти к выводу, что содержанием гуманитарного знания является вопрос о ценности и смысле жизни человека. Способом существования гуманитарного знания является диалог: диалог личностей, диалог культур. Поскольку гуманитарное познание означает совпадение субъекта с объектом познавательного процесса, то рефлексивно по самой своей сути в нем воплощаются стремления человечества осмыслить себя, свое место и назначение в мире. Следовательно, гуманитарное знание - основа гуманистического общественного сознания.
Перевод гуманитарного знания в гуманистическое сознание - это, по сути, вопрос социального заказа образованию. Однако это отражает не только социальный заказ, но и интересы каждой личности, т.к. становится все более очевидным, что только действенное общественное гуманистическое сознание способно ответить на «вызов» природы и сохранить человечество как род. Перевод гуманитарного знания в гуманистическое сознание предполагает присвоение личностью универсальных гуманистических ценностей, становление ценностного сознания личности студента. Универсальные гуманистические ценности - основа современного гуманитарного образования.
Универсальные гуманистические ценности придают активность всем остальным звеньям системы ценностей. Они выступают логическим центром ценностно-мировоззренческой системы и поэтому являются основой оценочно-аналитической и творческо-поисковой работы со знанием. Универсальные гуманистические ценности имеют не только функционально-личностное значение, но и ориентируют личность в культурно-историческом времени и пространстве, в социальном взаимодействии. Субъективация универсальных гуманистических ценностей происходит в процессе их присвоения.
Это обостряет внимание к проблеме индивидуальности человека, связанной с необходимостью значительно повысить творческий потенциал личности и в целом человечества, которому для выживания предстоит решать комплексы нетипичных задач, что исключает действия по образцу, с опорой на опыт предшествующих эпох. Признание приоритета гуманитарного миропонимания общественного развития несет в себе огромное конструктивное начало, является важнейшим ценностным ориентиром, который позволяет человеку находить баланс устойчивости в потоке социальных перемен.
В связи с этим наблюдается радикальный пересмотр оснований образовательной практики, педагогической деятельности. Образование выходит в центр осмысления опыта и перспектив общества, поскольку оно выступает как основной фактор обеспечения необходимого обновления всех сторон жизнедеятельности социума.
Важнейший аспект обновления содержания образования - гуманизация, направленность на сохранение и развитие нравственных и эстетических ценностей, высоких общественных идеалов, не подверженных сменам идеологических парадигм. Таким образом, содержанием ценностно-ориентированного гуманитарного образования выступает
присвоение личностью универсальных гуманистических ценностей, в которых заключен культурно-исторический опыт предшествующих поколений.
Присвоение ценностей понимается как освоение опыта культурных достижений, приобретение которого происходит не в форме прямой трансляции, а в активной совместной деятельности субъектов обучения. Присвоение универсальных гуманистических ценностей предполагает актуализацию ценностного потенциала гуманитарного знания через построение ценностной картины мира в сознании студента.
Ценностные отношения являются ядром ценностного сознания личности, которое есть, прежде всего, обращенность к жизни, традициям, к человеку, к принципам гуманизма. Это выражается в таких характеристиках ценностного сознания, как ответственность, толерантность, патриотизм, гражданственность, конструктивность. Сегодня ответственность становится главной, доминирующей чертой ценностного сознания личности. Это связано с изменением картины мира, со спецификой ее ценностного содержания. Поэтому правомерно в качестве цели ценностно-ориентированного гуманитарного образования рассматривать создание условий для становления ценностного сознания личности студента.
Обозначенные позиции в проектировании содержания ценностно-ориентированного гуманитарного образования предопределяют необходимость создания, развития и совершенствования аксиологической среды, где организуется процесс формирования системы ценностных отношений студентов-менеджеров к миру и к себе в этом мире.
Моделирование аксиологической среды гуманитарного образования нацеливает на определение интегрирующего фактора. Представляется, что таковым является ценностно-смысловая коммуникация как деятельность особого рода, в которую включаются субъекты образовательного процесса, которая, актуализируя ценностный потенциал гуманитарного знания, создает условия для становления ценностного сознания личности.
Итак, сущность гуманитарного познания заключается в изучении ситуации деятельности субъекта, изучении содержания, процесса, результатов и последствий его деятельности. Естественно, что гуманитарное познание не рассматривается в отрыве от субъекта этой деятельности - конкретного человека, социальной группы, класса, культуры, эпохи и т.д. Более того, субъектность гуманитарного познания предпо-
лагает рассмотрение человека в контексте его ответственности за свои действия перед другим человеком как самим собой, перед своей совестью. Гуманитарное познание напрямую связано с развитием человека как сознательного субъекта своей деятельности, которая непосредственно связана с существующей реальностью; в ней ему предстоит действовать и преобразовывать.
Таким образом, студент, как субъект гуманитарного познания, отражает не объекты окружающей действительности, а субъекта, который также как и он сам является частью человеческого рода. Гуманитарное познание также призвано помочь раскрыть ему собственную сущность, ценность и смысл жизни.
В плане педагогического рассмотрения значимым является факт, что в ценностно-смысловой коммуникации студент «... как бы непосредственно ощущает себя в мире как целом, без всяких промежуточных инстанций, помимо всякого социального коллектива, к которому он принадлежал бы» [2, с. 170 - 171].
Ценностно-смысловая коммуникация дает возможность студенту-менеджеру пережить информацию как событие, и как следствие привнесения нового качества в нашу целостность [1; 2]. Таким образом, происходит восполнение целостности видения субъектов диалога собственного «Я» и предмета диалога, а значит - нахождение смысла.
Главный результат ценностно-смысловой коммуникации заключается в субъективном опыте обучающегося, в опыте ценностного самоопределения. В этом случае проблема знания и проблемы понимания включены в процесс ценностного освоения человеком мира. Вне этой деятельности они утрачивают свой смысл. Ценностно-смысловая коммуникация позволяет рассматривать учебный материал в социокультурном контексте.
Стоит отметить, что переход России в единое европейское пространство высшего образования в рамках Болонского процесса также стимулирует изучение иностранных языков и других культур. К тому же передача информации по специальности, общение с зарубежными коллегами зачастую осуществляются специалистами через Интернет, а это связано прежде всего с владением иностранными языками. Техническая литература по многим специальностям, языки программирования, профессионально важные материалы в сети Интернет предоставлены на иностранном языке, чаще всего на английском. Эти факторы являются благодатной почвой для эффективного формирования ценностного
отношения студентов к гуманитарному компоненту образования, в том числе и на базе иностранного языка.
На наш взгляд, целесообразно говорить о разработке специального методического обеспечения языковой подготовки в вузе, направленного на формирование общечеловеческих ценностей. Нами была разработана система ситуаций, направленная на развитие гуманитарно-ориентированного сознания будущего специалиста в условиях личностно-ориентированной системы преподавания иностранного языка в вузе. Был подобран комплекс материалов (статей, данных социологических исследований), включающий такие темы, как требования работодателей к молодым специалистам, рекомендации по трудоустройству выпускников, влияние СМИ на формирование мировоззрения молодежи, вопрос понимания, что такое перспективная работа, влияние природных катаклизмов на международные отношения, цена славы, истоки жестокости среди молодежи, специализированные периодические издания на иностранном языке.
Метод комплексного анализа обсуждаемой проблемы позволил сформировать о ней целостное представление и выработать обоснованную позицию по данному вопросу. Разработанная система ситуаций создает условия для осознания студентами значимости владения иностранным языком как средством саморазвития, самообразования и самореализации; подобранные ситуационные задания обеспечивают положительный эмоциональный фон при изучении иностранного языка.
Таким образом, при соответствующем подходе к языковой подготовке в вузе иностранный язык становится средством профессионального самовыражения и самосовершенствования, создает необходимые условия для эффективной гуманитаризации образования, способствует формированию ценностного отношения к гуманитарному компоненту образования в целом.
Дисциплины гуманитарного цикла способствуют формированию мировоззренческих позиций будущего специалиста, знаний и умений, мотивации самосовершенствования и самовоспитания в учебной и будущей профессиональной деятельности, творческого мышления. Именно они способствуют, будучи неотъемлемой частью образования, пониманию студентами места и значения своей профессии в научно-техническом прогрессе, стимулируют осознание возможностей использования гуманитарных знаний как средства решения профессиональных задач, социального престижа профессии, т. е. содействуют углублению профессионального мировоззрения.
Таким образом, процесс формирования ценностного отношения к социально-гуманитарному компоненту профессионального образования предполагает способность педагога проектировать учебный процесс сквозь призму универсальных гуманистических ценностей, т.е. в данном контексте осуществлять целеполагание, моделировать аксиологическую среду образования, включать студентов в ценностно-смысловую коммуникацию: деятельность, в процессе которой происходит присвоение личностью ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
2. Мамардашвили М.К. Стрела познания (набросок естественно-исторической гносеологии). - М., 1997.
3. Разбегаева Л.П. Ценностные основание гуманитарного образования: теория и практика. - Волгоград, 2010.
4. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М., 1994.
5. Андреев А. Гуманитарная педагогика высшей технической школы // Высшее образование в России. 2008. № 5.
6. Шиянов Е. Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1991.
7. Третьяк С. В. Формирование у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003.