УДК 378 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-154-156
ПОДГОТОВКА ИНСТРУКТОРОВ И ТРЕНЕРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Анзор Хадисович ГУБЖОКОВ,
старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Рустам Леонидович ТХАЗЕПЛОВ,
преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки инструкторов и тренеров. Выявлены трудности и предложены пути их решения.
Ключевые слова: тренер; инструктор; физическая подготовка; профессиональная деятельность.
TRAINING OF TRAINERS AND TRAINERS FOR THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA: CURRENT STATE AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT
Anzor Hadisovich GUBZHOKOV,
Senior Lecturer at the Department of Physical Training,
North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of Krasnodar
University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Rustam Leonidovich THAZEPLOV,
Teacher of the Department of Physical Training,
North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of Krasnodar
University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. The article focuses on the training of trainers and trainers, identified difficulties and proposed ways to solve them.
Keywords: trainer; instructor; physical training; professional activity.
Постановка проблемы. Кадровый потенциал системы подготовки инструкторов и тренеров по физической подготовке в образовательных организациях МВД России, в частности регулирование их профессиональной деятельности, свидетельствует, что ключевыми проблемами данной сферы выступают недоста-
точный уровень квалификации и низкая привлекательность работы в государственных учреждениях.
Как известно, для успешной деятельности инструкторов и тренеров требуется надлежащий уровень профессионализма, который формируется в процессе овладения профессиональными
умениями и навыками, сознательного саморазвития и формирования индивидуального творческого подхода к профессии [1; 4].
Обоснование. На сегодняшний день в системе МВД России нет ни одной образовательной организации, подготавливающей и выпускающей специалистов (инструкторов, тренеров) по физической подготовке. В результате система вынуждена приглашать на такую работу бывших спортсменов, не имеющих специального образования. Что касается вузов физической культуры и спорта, здесь реализуются программы, в которых часто отсутствует кадровое, методическое, материально-техническое обеспечение по видам спорта (в частности, самбо — широко применяемый вид единоборства при подготовке кадров для системы МВД России). Вместе с тем рамочная структура федеральных государственных образовательных стандартов современного поколения привела к тому, что название профиля «Спортивная подготовка» основано на реализации программы широкого профиля, не ориентированной на вид спорта. Как известно, система МВД России является заказчиком кадров специализированного профиля спортивной подготовки — инструкторов и тренеров по виду спорта, способных решать поставленные задачи на всех этапах учебно-тренировочного процесса. Однако запись в дипломе о направлении (специальности) и присвоенной квалификации не дает работодателю исчерпывающей информации о профессиональной подготовленности выпускника по виду спорта [2; 5; 6].
Принимая во внимание, что инструкторы и тренеры по физической подготовке, осуществляющие свою профессиональную деятельность в образовательных организациях МВД России, являются центральной фигурой, системообразующим началом педагогического процесса — носителем содержания образования, организатором педагогических условий, обеспечивающих результативность деятельности, следует указанные вопросы решать в кратчайшие сроки. Считаем целесообразным организовать подготовку соответствующих специалистов в вузах физической культуры и спорта, а для действующих специалистов в этой области — организовать курсы повышения квалификации при кафедрах физической подготовки образовательных организаций системы МВД России [3].
Следует обратить внимание, что процесс подготовки инструкторов и тренеров требует наличия материально-технической базы, соответствующей требованиям федеральных стандартов спортивной подготовки, что должно быть отра-
жено в требованиях к условиям реализации образовательных программ в федеральных государственных образовательных стандартах. Введение специальности направлено на увеличение практической подготовки, внедрение непрерывной практики и стажировок обучающихся в организациях спортивной подготовки с целью их закрепления на рабочих местах. Вместе с тем при подготовке инструкторов и тренеров требуется уделить внимание интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности. Только специалист, обладающий знаниями о передовых достижениях научной мысли, способен работать на опережение, обеспечивая повышение конкурентоспособности сотрудников МВД России [4]. Поэтому при разработке образовательных программ особое внимание следует уделять вопросам спортивной подготовки, практике разработки программ спортивной подготовки, документального оформления аттестации (переводных испытаний), разработке планов и т.д.
В свете изложенного отметим, что инструкторская и тренерская работа в образовательном пространстве системы МВД России выступает такой формой профессиональной деятельности, которая ориентирована на процесс и только потом — на достижение результата [5]. К специалистам данного профиля системой МВД России предъявляются довольно высокие требования, среди которых:
■ знание дидактически обоснованных закономерностей в физической культуре и спорте;
■ владение методикой и спецификой организации учебно-тренировочного занятия с занимающимися разного возраста и уровня физической подготовленности;
■ знание анатомических, физиологических и психолого-педагогических основ процесса физической подготовки;
■ знание оценочных методик для осуществления комплексного контроля физической подготовки тренирующихся;
■ умение формулировать задачи на каждое учебно-тренировочное занятие;
■ умение обучать занимающихся двигательным действиям и формировать у них двигательные навыки;
■ умение обучать занимающихся профилактическим мерам по предупреждению травматизма и оказывать первую медицинскую помощь;
■ умение обучать занимающихся применению навыков страховки и самостраховки;
2021 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры
155
■ умение оценивать эффективность учебно-тренировочного занятия;
■ умение консультировать тренирующихся по актуальным для них вопросам;
■ умение применять научно-методические знания в процессе проведения учебно-тренировочных занятий;
■ умение определять причины ошибок в процессе освоения тренировок и находить возможности для их устранения [4; 6].
Наряду с этим в процессе осуществления профессиональной деятельности от инструкторов и тренеров требуется демонстрация знаний и умений в самых различных сферах — спортивной, педагогической, конструктивной, проектировочной, исследовательской, организаторской, коммуникативной, информационной и др. [2; 3; 6]. Полностью поддерживаем, что труд инструкторов и тренеров как педагогических работников можно отнести к четвертой группе психической напряженности, которая предусматривает высокую степень эмоционального и интеллектуального напряжения и мотивационного содержания [4; 5].
Заключение. Таким образом, инструкторы и тренеры по физической подготовке, осуществляющие свою профессиональную деятельность в образовательных организациях МВД России, выступают ключевой фигурой, обеспечивающей результативность деятельности, способной решать поставленные задачи на всех этапах учебно-тренировочного процесса. Следовательно, уровню их подготовленности следует уделять особое внимание. Считаем целесообразным организовать подготовку соответствующих специалистов в вузах физической культуры и спорта, а для действую-
щих специалистов в этой области — организовать курсы повышения квалификации при кафедрах физической подготовки образовательных организаций системы МВД России.
Список литературы
1. Бештоев P.O. Основы формирования профессиональной компетентности преподавателей физической подготовки в образовательных организациях МВД России / / Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 129—131.
2. Губжоков А.Х., Хежев АА. Психолого-педагогические проблемы успешной деятельности инструкторов и тренеров по физической подготовке // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5-1. С. 476—483.
3. Губжоков А.Х. Особенности и проблемы профессиональной деятельности инструкторов и тренеров по физической подготовке // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 161 — 164.
4. Карданов АК. Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России как педагогический процесс // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 163—165.
5. Клычков К.Е., Сергеева М.Г. Некоторые особенности и виды профессиональных компе-тентностей тренера-преподавателя / / Казанский педагогический журнал. 2018. № 5 (130). С. 177—182.
6. Щенникова М.Ю., Петров С.И. Подготовка кадров для спорта: современное состояние и направления развития / / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 5 (147). С. 203—211.