УДК 796
МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
А. В. Дадов
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия
Для связи с автором: shmv1978@yandex.ru Аннотация
Статья посвящена моделированию занятий по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Здесь необходимо уделять пристальное внимание формированию и совершенствованию двигательных качеств и навыков, практических навыков личной безопасности и применения боевых приёмов борьбы в условиях, максимально приближенных к реальным обстоятельствам с активно сопротивляющимися преступниками, с использованием специальных средств и табельного оружия. Особую актуальность приобретают научное и методическое обоснование процесса физического воспитания сотрудников ОВД, обучение их конкретным видам деятельности, а следовательно, и поиск новых форм, средств и методов физической подготовки, соответствующих современным реалиям и требованиям. На сегодняшний день повышение качества учебно-тренировочного процесса связано прежде всего с внедрением в этот процесс инновационных технологий, способствующих формированию соответствия двигательных заданий условиям оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Многие специалисты по физической культуре и спорту сходятся во мнении о необходимости использования в учебно-тренировочном процессе компьютерного моделирования. Совершенствовать физическую подготовленность возможно только путём систематических физических нагрузок, целенаправленное и систематическое применение которых оказывает многостороннее благоприятное влияние на состояние здоровья и функциональные возможности организма занимающихся. Ключевые слова: физическое воспитание, учебно-тренировочный процесс, сотрудник ОВД, информационные технологии, компьютерное моделирование.
PHYSICAL EDUCATION TECHNOLOGY MODELING FOR INTERNAL AFFAIRS OFFICERS IN RUSSIA АЖ Dadov
North Caucasian Institute of Professional Development (branch) of Krasnodar University under the
Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Nalchik, Russia
Abstract
The subject of this paper is physical training course modeling for internal affairs officers. In this subject the major attention should be paid to the development of motor capacities and skills, to practical abilities of self-protection, as well as to combat techniques in real to life situations with highly resisting criminals, special measures and service weapon being involved. Another aspect that is becoming vital is scientific and methodical justification of the physical education process for internal affairs officers, training them in certain activities, and consequently the search for new forms, means and methods of physical training compatible with current reality and demands. Actually the increase in the quality of educational and training process is closely connected with the implementation of innovation technologies into it, followed by compliance of motor tasks with the conditions of operative-service and official military activities. Many experts in physical culture and sports agree on need for using computer modeling in educational and training process. The only way to improve physical fitness is systematic physical exercises, which positively influence on health and functional capacities of those training. Keywords: physical education, educational and training process, internal affairs officer, information technologies, computer modeling.
Модернизация образовательной системы в Российской Федерации требует коренных преобразований в процессе обучения и воспитания. В настоящее время деятельность
преподавателей по физической подготовке в образовательном процессе МВД России направлена на решение задач по совершенствованию личности, закреплению потреб-
ности в регулярных занятиях физическими упражнениями, воспитанию моральных и волевых качеств. Ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу и его профессионализму, так как именно он должен обеспечить эффективность образовательного процесса, который должен быть направлен на развитие профессионализма сотрудников правоохранительных органов [7, 9].
Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников ОВД к выполнению оперативно-служебных задач — процесс многоплановый, требующий комплексного подхода, поэтапного и непрерывного осуществления. Современная профессионально-прикладная подготовка сотрудников ОВД должна включать:
- высокий уровень работоспособности;
- наличие достаточных физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям служебно-боевой деятельности и внешней среды;
- способности к полному восстановлению организма в заданный период времени;
- формирование мотивации в достижении цели.
При моделировании занятий по физической подготовке необходимо уделять пристальное внимание формированию и совершенствованию двигательных качеств и навыков, практических навыков личной безопасности и применения боевых приёмов борьбы в условиях, максимально приближенных к реальным обстоятельствам с активно сопротивляющимися преступниками, с использованием специальных средств и табельного оружия [9]. В наставлении по физической подготовке сотрудников ОВД указано [1]:
- физическая подготовка сотрудников направлена на приобретение умений и навыков, физических качеств;
- учебные программы предусматривают наращивание, прирост знаний, умений и навыков. При организации учебно-тренировочного процесса в образовательных организациях МВД России преподаватели по физической подготовке должны обучать специалистов таким образом, чтобы они могли использовать
полученные знания, умения и навыки в своей оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. И здесь перед преподавателями ставится вопрос: как наиболее эффективно организовать педагогический процесс подготовки сотрудников ОВД, профессиональная деятельность которых связана с предупреждением и раскрытием преступлений? Ответ на этот вопрос требует тщательного изучения, осмысления и моделирования технологии физического воспитания как наиболее важной составляющей профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Особую актуальность приобретает научное и методическое обоснование процесса физического воспитания сотрудников ОВД, обучение их конкретным видам деятельности, а следовательно, и поиск новых форм, средств и методов физической подготовки, соответствующих современным реалиям и требованиям. Известно, что совершенствование профессионально значимых качеств у сотрудников ОВД происходит с активным использованием средств физической культуры в их повседневной деятельности. Практика показывает, что физическая подготовка, кроме развития физических качеств, совершенствования необходимых двигательных навыков, укрепления здоровья и поддержания высокого уровня работоспособности сотрудников ОВД, даёт возможность обучиться профессиональным навыкам и умело действовать в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Обратим внимание, что формирование сотрудника ОВД как профессионала начинается с освоения им определённого багажа знаний в образовательных организациях МВД России.
Основными недостатками в организации физической подготовки являются:
- нерегулярное посещение занятий сотрудниками ОВД по причине выполнения ими своих служебных обязанностей;
- недостаточная взаимосвязь между обучением и практической деятельностью;
- отсутствие должного контроля за учебно-тренировочным процессом со стороны руководителей.
Профессионально-прикладную физическую
подготовку сотрудников ОВД необходимо проводить с использованием различных педагогических технологий, которые позволят наиболее эффективным образом реализовать интеллектуальный и физический потенциал занимающихся [6]. Здесь необходимо активно использовать возможности научных образовательных учреждений МВД России, представителей науки, ветеранского движения и т.д. для предупреждения гибели и ранений сотрудников ОВД в ходе выполнения оперативно-служебных задач. Уровень физической (а также тактической и огневой) подготовленности сотрудников ОВД должен соответствовать реалиям современной службы. Необходимо владеть устойчивыми навыками силового пресечения противоправных деяний, обоснованно применять физическую силу для защиты, умело действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях и не уступать преступникам в единоборствах.
В последнее время мы наблюдаем необходимость подбора таких средств и методов организации процесса подготовки сотрудников ОВД, которые смогли бы обеспечить высокий уровень физической и морально-психологической подготовленности в решении ими оперативно-служебных задач. В этой связи, руководствуясь принципом соответствия (который заключается в том, что содержание нормативно-правовых актов и дидактических материалов должно соответствовать практической деятельности ОВД), процесс формирования профессионально-прикладной подготовленности необходимо обеспечивать средствами физической подготовки [5].
Методические и дидактические разработки, предназначенные для формирования и совершенствования методики физической подготовки сотрудников ОВД, требуют постоянной модернизации в условиях современной криминогенной обстановки. Появляется периодическая необходимость в регулярном перераспределении учебного времени и внесении корректив в организацию и методику физической подготовки с целью оптимизации средств физического воспитания сотруд-
ников ОВД, способствующих решению поставленных задач по повышению уровня их профессиональной подготовленности. Следовательно, на занятиях по физической подготовке необходимо развивать, формировать и отрабатывать:
- физические качества и двигательные навыки;
- быстроту, взрывную и абсолютную силу;
- навыки преследования правонарушителей;
- навыки длительного и ускоренного передвижения на местности, в том числе с преодолением водных, естественных и искусственных преград;
- готовность к действиям в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
- готовность пресекать противоправные действия;
- готовность к поиску, преследованию и задержанию активно сопротивляющихся правонарушителей;
- систему практических умений и навыков самозащиты, а также соблюдение мер личной и коллективной безопасности. Реализацию образовательного процесса необходимо осуществлять на базе образовательной программы, включающей в себя: цели образовательной деятельности, учебный план, учебные программы, используемые педагогические технологии и методы обучения, систему диагностики промежуточных и итоговых результатов, систему дополнительного образования (повышение квалификации), учебно-методическое, нормативно-правовое, материально-техническое обеспечение учебного процесса [8].
На сегодняшний день повышение качества учебно-тренировочного процесса связано прежде всего с внедрением в этот процесс инновационных технологий, способствующих формированию соответствия двигательных заданий условиям оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности [9]. Многие специалисты по физической культуре и спорту сходятся во мнении о необходимости использования в учебно-тренировочном процессе компьютерного моделирования. Создание компьютерных моделей сотрудника полиции и правонарушителя (преступника) в
мультимедийном образе позволит, во-первых, обеспечить покадровый просмотр процессов, обладающих очень малыми временными характеристиками; во-вторых, осуществить выборку и просмотр промежуточных кадров процессов, характеризующихся очень большими временными интервалами; в-третьих, прослушать аудиокомментарии авторов — ведущих специалистов, тренеров, спортсменов; в-четвёртых, осуществлять контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков при выполнении упражнений. В этой связи мы предлагаем видоизменить учебные планы и скорректировать занятия по физической подготовке таким образом, чтобы основной целью обучения была подготовка сотрудников ОВД, отвечающих современным требованиям в контексте их профессиональной деятельности в экстремальной ситуации, с очертанием процесса внедрения современных технологий, к которым можно отнести [7]:
- создание и использование программ контроля и самоконтроля знаний по различным спортивным дисциплинам;
- обучающие мультимедийные системы;
- создание и использование базы данных;
- использование компьютерных и информационных технологий для обслуживания учебно-тренировочных занятий;
- использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований;
- автоматизированные методы спортивно-педагогической деятельности;
- организацию дистанционного обучения и т.д. Существующий на сегодняшний день подход к предназначению физической подготовки (физическая подготовка используется лишь для повышения индивидуального уровня за-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Бобровик, А.П. Совершенствование служебной, физической и огневой подготовки сотрудников подразделений специального назначения МВД России на современном этапе / А. П. Бобровик, А. А. Любаков // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии : материалы IV
нимающихся) устарел, т.к. он ограничивает возможности в решении задач, связанных с коллективными действиями в реальной обстановке [2]. Также хотим обратить внимание на то, что этот процесс усугубляется недостатком специальной литературы по проблеме использования средств физической подготовки и формирования специальных знаний, умений и навыков современного сотрудника ОВД в смежных с физической культурой областях знаний (тактической и огневой). Однако необходимо помнить, что совершенствовать физическую подготовленность возможно только путём систематических физических нагрузок, целенаправленное и систематическое применение которых оказывает многостороннее благоприятное влияние на состояние здоровья и функциональные возможности организма занимающихся. Правильная организация и регулярное использование физических упражнений повышают уровень разносторонней физической подготовленности сотрудников, являясь основным средством их физического совершенствования, которое заключается в следующем[3]:
- повышении служебно-боевых навыков;
- совершенствовании морально-волевых и психологических качеств;
- повышении устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям.
В заключение хотим ещё раз отметить, что физическая подготовка сотрудников ОВД является сложным психологическим и педагогическим процессом, имеющим целью формирование у них профессионально значимых качеств, в связи с чем необходимо включать в этот процесс не просто новые технические средства, но и новые образовательные технологии [4].
международной научно-практической конференции, 27 февраля 2015, г. Екатеринбург. - С. 369-375.
3. Губжоков. А. Х. Современный подход к совершенствованию физической подготовки слушателей и курсантов в системе МВД России / А. Х. Губжоков // Современный учёный. - 2017. - Т. 1, № 1. - С. 75-78.
4. Доттуев, Т. И. Специфика профессиональной физической подготовки сотрудников ОВД / Т. И. Доттуев // Развитие научных направлений в современных условиях : сборник статей по материалам между-
народной научно-практической конференции. В 2-х частях. - 2017. - С. 29-32.
5. Карданов, А. К. Некоторые аспекты совершенствования физической подготовки слушателей по программам профессиональной подготовки МВД России / А. К. Карданов, В. А. Хажироков // Современное общество и власть. - 2017. - № 3 (13). - С. 90-94.
6. Кодзоков, А. Х. Модель деятельности сотрудников полиции по применению средств физического воздействия на правонарушителей / А. Х. Кодзо-ков // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7, № 6-1. - С. 144-148.
7. Кодзоков, А. Х. Оптимизация структуры физической подготовки в образовательных организациях МВД России / А. Х. Кодзоков, А. М. Канукоев // Развитие
LIST OF REFERENCES
1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 01 July 2017 № 450 « On approval of Manual on physical training organization in internal affairs bodies of the Russian Federation».
2. Bobrovik, A. P. Refinement of service, physical and firearms training of special forces personnel of Ministry of Internal Affairs of Russia at the current time / A. P. Bobrovik, A. A. Ljubakov // Issues of physical culture and sports development in the new millennium. Materials of IV International Conference on Science and Practice, 27 February 2015, Ekaterinburg. - P. 369-375.
3. Gubzhokov, A. КЬ|. Contemporary approach to the refinement of physical training for students in the system of Ministry of Internal Affairs of Russia / A. КК Gubzhokov // Sovremenny uchony [Modern scientist].
- 2017. - Vol. 1, № 1. - P. 75-78.
4. Dottuev, T. I. Specifics of professional physical training of internal affairs officers / T. I. Dottuev // Development of research pathways in contemporary environment : collection of articles after materials of International Conference on Science and Practice. 2 parts.
- 2017. - P. 29-32.
5. Kardanov, A. K. Certain aspects of physical training development for students based on professional training programs of Ministry of Internal Affairs of Russia
научных направлений в современных условиях : сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. В 2-х частях. -2017. - С. 41-43.
8. Скрипкина, А. В. Формирование индивидуального педагогического стиля преподавателя вуза в процессе повышения квалификации / А. В. Скрипкина, И. Х. Мешев // Культурная жизнь Юга России. - 2014. - Т. 55, № 4. - С. 46-48.
9. Хыбыртов, Р. М. Влияние физической подготовки на физическое состояние сотрудников органов внутренних дел / Р. М. Хыбыртов, А. И. Ушенин, В. А. Торопов // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии : Материалы IV международной научно-практической конференции, 27 февраля 2015 г., Екатеринбург. - С. 69-75.
/ A. K. Kardanov, V. A. КЬ^Ыю^ // Sovremennoe obshhestvo i vlast' [Modern society and authority]. -2017. - № 3 (13). - P. 90-94.
6. Kodzokov, A. КК Model of police officers activity on using physical means towards offenders / A. КК Kodzokov // Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl' [Historical and socio-educational thought]. -2015. - Vol. 7, № 6-1. - P. 144-148.
7. Kodzokov, A. КК Optimization of physical training structure in educational institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia / A. КЬ|. Kodzokov, A. M. Kanu-koev // Development of research pathways in contemporary environment : collection of articles after materials of International Conference on Science and Practice. 2 parts. - 2017. - P. 41-43.
8. Skripkina, A. V. Development of individual pedagogic style of a university educator in the process of advanced training / A. V. Skripkina, I. КК Meshev // Kul'turnaja zhizn' Juga Rossii [Cultural life of the South of Russia]. - 2014. - Vol. 55, № 4. - P. 46-48.
9. Кь1уьуг^, R. M. Impact of physical training on physical fitness of internal affairs officers / R. M. Кь^уг^^, A. I. Ushenin, V. A. Toropov // Issues of physical culture and sports development in the new millennium : Materials of IV International Conference on Science and Practice, 27 February 2015, Ekaterinburg. - P. 69-75.