МУЗЕОЛОГИЯ, МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, КРАЕВЕДЕНИЕ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 4 (12). С. 137-140. УДК 069.01
Д. Д. Родионова
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МУЗЕОЛОГИЯ И ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ» В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Описываются подходы к созданию комплексной программы государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», квалификация «бакалавр» на основе онтологической и кластерной моделей компетенций, разработанных на кафедре музейного дела КемГИК. Приводятся примеры вопросов и заданий, направленных на оценку сформированности компетенций, выносимых на итоговую аттестацию по данному направлению подготовки.
Ключевые слова: государственный междисциплинарный экзамен; итоговая аттестация; музеология; подготовка кадров.
D. D. Rodionova
PREPARATION AND CONDUCTION OF FINAL STATE CERTIFICATION IN THE FIELD OF "MUSEOLOGY AND PROTECTION OF OBJECTS OF CULTURAL AND NATURAL HERITAGE" IN THE CONDITIONS OF MODERN SCIENTIFIC-
EDUCATIONAL PROCESSES
The article describes approaches to create a comprehensive program of state interdisciplinary examination on specialty "Museology and protection of objects of cultural and natural heritage", the bachelor, on the basis of ontological and cluster competency models, developed at the Department of museology, the Kemerovo state University of culture. Examples of questions and tasks aimed at the assessment of competences submitted for final certification on this field of study.
Keywords: state interdisciplinary examination; final examination; museology; training.
Для реализации подготовки студентов по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» профиля «Культурный туризм и экскурсионная деятельность» профессорско-преподавательским составом кафедры музейного дела Института социально-культурных технологий КемГИК разработана концептуальная модель основной образовательной программы с учётом сочетания образовательного и профессионального стандартов. На первом
© Родионова Д. Д., 2016
этапе была создана онтологическая модель общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. На втором этапе была создана профильная модель компетенций, в которой были выявлены ключевые компетенции для профиля подготовки. На третьем этапе предусмотренные ФГОС ВПО общекультурные и профессиональные компетенции были сгруппированы в зависимости от их назначения в обучении и профессиональной деятельности [6].
Общекультурные компетенции были разбиты на подгруппы базовых и инструментальных компетенций. В группе профессиональных компетенций были выделены общепрофессиональные компетенции (имеющие общее значение для деятельности в целом) и профильные компетенции (отражающие специфику деятельности в соответствии с профилем подготовки).
Онтологическая модель демонстрирует взаимосвязь между группами и подгруппами выявленных компетенций, формирующихся в процессе обучения, и компетенциями, определёнными ФГОС ВПО по данному направлению подготовки для измерения и оценки на итоговой государственной аттестации.
На четвёртом этапе была разработана модель, отражающая кластеры компетенций. Для каждого кластера были определены образующие его компетенции. Эти компетенции (ПК-10, ПК-13, ПК-17) не только образуют кластеры для компетентностно-ориен-тированного процесса обучения, но и являются системообразующими для основных видов профессиональной деятельности, закреплённых соответствующим профессиональным стандартом.
Разработка описанных моделей для направления подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» стала возможной в силу того, что к данному времени были приняты соответствующие профессиональные стандарты [4]. Поэтому данная модель является основой не только для проектирования процесса компе-тентностно-ориентированного обучения, но и для методической работы кафедры по согласованию образовательного и профессиональных стандартов [2, с. 47-51].
Основываясь на разработанных кафедрой музейного дела моделях, сформирована комплексная программа государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», квалификация - бакалавр [3].
Программа государственного междисциплинарного экзамена составлена на основе заданий текущей аттестации по дисциплинам, определяющим в совокупности основные требования к профессиональной подго-
товке бакалавра. Индивидуальные экзаменационные задания (экзаменационные билеты) содержат три вопроса, ориентированные на установление соответствующего уровня подготовленности выпускника определённым требованиям к профессиональной подготовке бакалавра-музеолога. Первый, теоретический, вопрос предполагает раскрытие причинно-следственных связей событий и явлений истории России. Данный вопрос представлен тремя кластерами. Первый кластер «Традиционные вопросы» состоит из перечня вопросов, предполагающих общую характеристику определённого периода истории России, например тема «Участие России в Первой мировой войне 1914-1918 годов». К теме прилагается аннотация, а также краткий список литературы непосредственно по теме, что, на наш взгляд, помогает студенту-выпускнику более качественно подготовиться к государственному междисциплинарному экзамену.
Второй кластер «Тестовые задания» представлен десятью тестовыми заданиями на выбор правильного ответа, на установление соответствия, на расположение в хронологической последовательности событий.
Третий кластер «Аналитические вопросы» предполагает анализ исторической темы на основе раскрытия содержания понятий, установление связи между ними, например: «Используя понятия "смерд", "закуп", "рядович", "прощенник", "изгой", охарактеризуйте процесс становления феодальных отношений в Древнерусском государстве». Примерный перечень вопросов, тестов, аналитических вопросов представлен в первом разделе комплексной программы государственного междисциплинарного экзамена. Выбор кластера и внесение вопросов из него в экзаменационный билет утверждается на заседании кафедры музейного дела на основании уровня подготовленности учебной группы и формы обучения, т. е. подбирается такой способ, который поможет максимально раскрыть сформированность общекультурных и профессиональных компетенций, выносимых на итоговую государственную аттестацию в соответствии с требования образовательного стандарта. Кроме того, кафедрой музейного дела предпринята попытка проследить уровень освоения дисциплины «История Рос-
Подготовка и проведение итоговой государственной аттестации..
сии» студентами-бакалаврами с учётом того, что данный предмет является профильным ЕГЭ при поступлении на данное направление подготовки.
Второй вопрос в экзаменационном билете носит теоретический характер и направлен на решение методологических проблем и прикладных вопросов в области музеологии и охраны объектов культурного и природного наследия. Он представлен в программе практически в той же форме, что вопрос из первого кластера: формулировка вопроса, дисциплина, к которой относится вопрос, аннотация и список литературы с указанием страниц. Например, Тема «Государственные услуги музея и принципы формирования государственного и муниципального задания». Дисциплина «Менеджмент и маркетинг в музейном деле». Аннотация: понятие государственной услуги. Получатель государственных услуг музея. Оценка качества оказанной государственной услуги. Модельные стандарты оказания государственных услуг музеями Российской Федерации. Принципы формирования государственного задания для музея. Список литературы. Данные вопросы включены во второй раздел комплексной программы.
Третий вопрос экзаменационного билета носит практический характер и направлен на решение конкретных задач по профилю подготовки. В соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» на основе практических занятий необходимо сформировать у обучающихся умения и навыки в области основных направлений музейной деятельности и др. [7, с. 19].
Уровень сформированности необходимых компетенций и соответствие будущей профессиональной деятельности возможно проверить в ходе решения предлагаемого ситуационного задания. Третий раздел программы государственного междисциплинарного экзамена включает в себя ситуационные задания по дисциплинам базовой и вариативной частей основной образовательной программы бакалавров-музеологов, таким как «Вспомогательные исторические дисциплины», «Источниковедение», «Комплектование, учёт и хранение музейных фондов»,
«Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия», «История материальной культуры», «Основные направления музейной деятельности», «Технология экскурсионной деятельности», «Маршруты культурного туризма Сибири», «Менеджмент и маркетинг музейной деятельности». Структура ситуационного задания следующая: дисциплина, к которой относится вопрос, методические указания по выполнению задания, список рекомендуемой литературы для подготовки, задание, обеспечивающие средства, оформление результатов. Например: Ситуационные задания по дисциплине «Технология экскурсионной деятельности». Методические указания: целью ситуационных заданий является формирование практических умений и навыков при разработке экскурсии и использование основных методов и приёмов при проведении туристской экскурсии. Ниже приведены задания, направленные на проверку знаний приёмов показа, рассказа, специальных методических приёмов и на проверку умений их использования в экскурсионной деятельности, а также на проверку навыков отбора объектов экскурсионного показа и формирования экскурсионного маршрута. При подготовке к выполнению ситуационных заданий следует обратиться к следующей литературе: Тема «Приёмы показа в экскурсии». Дисциплина «Технология экскурсионной деятельности». Задание: выберите приёмы показа и рассказа для демонстрации экскурсионного объекта и обоснуйте свой выбор. Обеспечивающие средства: фото объекта. Оформление результатов: устный аргументированный ответ.
Вопросы второго и третьего раздела программы междисциплинарного экзамена составлены на основе федерального образовательного стандарта, а также с учётом утверждённых профессиональных стандартов, что позволяет оценить уровень сформиро-ванности общекультурных и профессиональных компетенций выпускника и степень его готовности к дальнейшей профессиональной деятельности прежде всего в музеях и учреждениях музейного типа, а также к другим видам профессиональной деятельности, утверждённым образовательным стандартом [7] .
Особо хочется обратить внимание, что к подготовке программы были подключены и ведущие специалисты таких музеев, как историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница», музей «Археология, этнография и экология Сибири», экомузей «Тюльберский городок», что позволило составить ситуационные задания на основе предметов из фондов музеев [5].
Критерии оценки знаний при сдаче государственного междисциплинарного экзамена разработаны с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и профилю «Культурный туризм и экскурсионная деятельность». Ответы на все основные и дополнительные вопросы оцениваются исходя из степени раскрытия проблем, полноты анализа исторических событий и явлений, знания действующей музейной и памятникоохра-нительной практики в России и за рубежом.
Для удобства подготовки студентов к итоговой государственной аттестации все необходимые материалы, такие как комплексная программа государственного междисциплинарного экзамена [3], методические указания по написанию выпускных квалификационных работ, стандарт на выпускную квалификационную работу [1], дополнительные информационные ресурсы, размещены в электронной образовательной среде ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры».
ЛИТЕРАТУРА
1. Выпускные квалификационные работы : стандарты ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» / разраб. Н. И. Гендина, Н. И. Колкова. - Кемерово, 2012. - С. 44-77.
2. Измерение и оценка сформированное™ общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС ВПО : научно-методические рекомендации / Г. М. Брагина и др. - Кемерово : КемГУКИ, 2015. - 111 с.
3. Комплексная программа государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 072300.62 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», профиль «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / отв. ред. Д. Д. Родионова, А. А. Насонов, П. В. Глушко-ва. - Кемерово : Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2015. - 100 с.
4. Министерство труда и социальной защиты РФ. - ЫЯЬ: http://profstandart.rosmintrud.ru.
5. Родионова Д. Д., Покровская А. Ф. Анализ потребности в квалифицированных кадрах музеев Кемеровской области // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1 (44). -С. 318-321.
6. Родионова Д. Д., Кагакина Е. А. Модель подготовки бакалавров на основе согласования образовательных и профессиональных стандартов (на примере направления 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия») // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. -№ 2. - С. 121-125.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», квалификация «бакалавр» : утверждён приказом Министерства образования РФ от 22 декабря 2009 г. № 810.