УДК 378.22:069.01
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ НА ОСНОВЕ СОГЛАСОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (на примере направления 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия») Д. Д. Родионова, Е. А. Кагакина
TRAINING BACHELORS AT ON THE BASIS OF MATCHING EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARDS (the example of the educational standard 072300 "Museology and Protection of Cultural and Natural Heritage") D. D. Яойюпоуа, Е. А. Kagakina
На примере направления подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» квалификация «бакалавр» рассматривается возможность разрешения противоречия в несоответствии результатов подготовки будущих бакалавров и нормативного обоснования тенденций развития профессии. В статье проанализированы компетенции ФГОС направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и знания, умения и необходимые навыки в соответствии с принятыми профессиональными стандартами в области музейного дела. На основе данных документов разработаны компетентно-стная, онтологическая и профильная модель, позволяющие осуществлять подготовку конкурентоспособных, высококвалифицированных бакалавров-музееведов.
The authors use the example of the educational standard 072300 "Museology and Protection of Cultural and Natural Heritage", Bachelor's Degree, to consider the possibility of resolving the contradictions of the disparity between the results of training future Bachelors and the norms substantiating the trends of the development of the profession. The paper analyzes the competences listed in the educational standard "Museology and Protection of Cultural and Natural Heritage" and the knowledge, skills and practical abilities in accordance with the accepted professional standards in the field of Museology. On the basis of these documents, competence, ontological and profile models of competency allowing to train competitive, highly skilled Bachelors-Museologists was developped.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, компетенции, музеология.
Keywords: professional standard, competence, Museology.
Подготовка бакалавров в условиях университетского образования осуществляется с учётом развития не только системы высшего образования и рынка труда, но и в соответствии с тенденциями развития мира профессий. В своём исследовании мы выделяем две группы тенденций развития профессий в современных условиях: профессиографически обусловленные и нормативно обусловленные.
К группе профессиографически обусловленных относятся следующие тенденции:
- изменения в задачах, содержании и технологиях существующих профессий, что делает их вариативными, дифференцированными, полифункциональными;
- появление новых профессий [1].
К группе нормативно обусловленных тенденций мы отнесли:
- обновление номенклатуры профессий;
- стандартизация профессиональной деятельности.
М. М. Безруких, Н. В. Жданько полагают, что «характерной чертой последних десятилетий является не столько появление новых профессий, сколько изменение границ старых, связанное с новыми задачами деятельности, новыми технологиями и методами работы, новыми требованиями к результатам и оценке эффективности» [4, с. 3]. В любом случае, идёт ли речь о возникновении и развитии новых профессий или о дифференциации и вариативности (диверсификации) уже существующих, междисциплинарного подхода требует разрешение противоречия между
развитием профессий и недостаточной изученностью этого явления в науке [3].
Применительно к университетскому образованию это противоречие конкретизируется в несоответствии результатов подготовки будущих бакалавров профес-сиографически и нормативно обусловленным тенденциям развития профессий.
Рассмотрим возможности разрешения указанного противоречия на основе междисциплинарного подхода применительно к направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».
Современная концепция образовательной программы подготовки специалиста в сфере музееведения прошла путь длительного формирования. В настоящее время широко обсуждаются вопросы номенклатуры специальностей музейного специалиста [9 - 11].
В музейной сфере на сегодняшний день утверждены два профессиональных стандарта «Хранитель музейных ценностей» и «Специалист по учету музейных предметов» [7]. Кроме того, утвержден проф-стандарт «Экскурсовод (гид)». Сегодня это особо актуально для вузов осуществляющих подготовку по ФГОС ВПО «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (бакалавр) профиль подготовки «Культурный туризм и экскурсионная деятельность». Однако требования к образованию и обучению, заложенные в данном профессиональном стандарте, включают в себя только направление подготовки «Туризм».
Особо хочется обратить внимание на то, что знания, умения и действия из выше указанных профессиональных стандартов относительно соотносятся со знаниями, умениями, владениями, общекультурными и профессиональными компетенциями, заложенными в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Музеоло-гия и охрана объектов культурного и природного наследия».
В целях обеспечения качества подготовки будущих музейщиков не только в соответствии с ФГОС ВПО, но и с учётом тенденций развития профессий музейных работников необходима работа в области согласования образовательных и профессиональных стандартов.
Государственный образовательный стандарт третьего поколения по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» 2009 г. стал более практикоориентрованным [12]. На наш взгляд, данный документ во многом рассчитан именно на воплощение идей, заложенных в концепции новой музеологии. Следовательно, реализация этого стандарта предполагает проектирование процесса подготовки с учётом тенденций развития профессий музейных работников в соответствии с новой концепцией музеологии [6].
Анализ компетенций, стандарта бакалавриата показывает, что они ориентированы именно на организацию работы музея нового типа в современных условиях, например: применять современные информационные технологии при разработке новых культурных продуктов; использовать нормативные документы, определяющие параметры и стоимость проведения работ в разных сферах социокультурной деятельности и др. [12, с. 8 - 9].
На наш взгляд, объектом специально организованной оценки должны стать общекультурные и профессиональные компетенции, в соответствии с профилем подготовки по данному направлению 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», профиль «культурный туризм и экскурсионная деятельность»: быть способным выполнять все виды работ, связанные с учётом и обеспечением сохранности музейных коллекций и объектов культурного и природного наследия; быть готовым к участию в разработке выставочных и экспозиционных проектов; быть готовым к участию в разработке культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров, экскурсионных и туристических фирм. В утвержденных профессиональных стандартах необходимые умения, знания, а также трудовые действия направлены на раскрытие данных профильно-ориентированных компетенций, которые, на наш взгляд, требуют особой оценки при проведении итоговой государственной аттестации. Именно это позволит в дальнейшем при утверждении следующих профессиональных стандартов в области музейного дела развивать музейные профессии.
В соответствии с выявленными тенденциями развития профессий и результатами анализа образовательных и профессиональных стандартов мы считаем правомерным выделение профессиографического и результативного подходов к подготовке будущих специалистов в университетах. Профессиографиче-
ский подход предполагает организацию подготовки будущих специалистов в соответствии с содержанием и задачами их будущей работы и с перечнем общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Результативный подход обеспечивает качество подготовки будущих специалистов в университетах. Качество понимается как соответствие процесса и результата подготовки будущих специалистов ФГОС ВПО по соответствующему направлению и профессиональным стандартам [5].
На наш взгляд, оба указанных подхода отражают такую особенность современного образования, как его проективный характер. «Проективный подход (проективная стратегия) - это организация образовательных систем, образовательных программ, методических систем обучения, а также учебного процесса и методики обучения и воспитания обучаемых на основе перспективного и непрерывного их планирования, исследования и развития» [2]. Одним из вариантов реализации проективного подхода в образовании является педагогическое проектирование. Ключевые для рассматриваемой нами проблемы сочетания образовательного и профессионального стандарта аспекты педагогического проектирования выявлены в работе С. Л. Фоменко: «Педагогическое проектирование рассматривается в отечественной педагогике в двух аспектах:
- как этап любой отдельной педагогической деятельности при решении конкретной учебно-воспитательной задачи или как особый вид педагогической деятельности, который является «непременным условием осуществления регулятивной функции педагогики» (В. В. Краевский);
- второй аспект предполагает проектирование педагогических систем разных типов и уровней, педагогического процесса и педагогических ситуаций как результата функционирования этих систем» [13, с. 76].
Проектирование представляет собой процесс разработки проекта, и в качестве методологии в нём выступает структура деятельности, её принципы и нормы, объект, методы, модели и этапы реализации. Как отмечается в научной литературе, проектирование направлено на создание будущих (планируемых) процессов, параметров и других характеристик, которые на момент начала проектирования ещё не определены. Одной из задач проектирования является разработка критериев и показателей, существенных характеристик объекта проектирования.
В настоящее время под педагогическим проектированием исследователи понимают:
- построение развивающейся образовательной практики;
- управление развивающимися образовательными практиками;
- разработку новых специальных условий для реализации спроектированных образовательных практик в целях их массового использования.
В. М. Монахов определил следующие возможные результаты педагогического проектирования: педагогическая система, система управления образованием, система методического обеспечения, образователь-
ный процесс [8]. В качестве проекта в педагогике могут выступать план, программа, таблица, описание, частные модели и др.
На кафедре музейного дела Института социально-культурных технологий КемГУКИ модель для направления подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» с учетом сочетания образовательного и профессионального стандартов разрабатывалась в несколько этапов. Алгоритм разработки модели представляет собой последовательность определённых этапов.
На первом этапе была создана онтологическая модель общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. На втором этапе была создана профильная модель компетенций, в которой были
выявлены ключевые компетенции для профилей подготовки. На третьем этапе предусмотренные ФГОС ВПО общекультурные и профессиональные компетенции были сгруппированы в зависимости от их назначения в обучении и профессиональной деятельности.
Общекультурные компетенции были разбиты на подгруппы базовых и инструментальных компетенций. В группе профессиональных компетенций были выделены общепрофессиональные компетенции (имеющие общее значение для деятельности в целом) и профильные компетенции (отражающие специфику деятельности в соответствии с профилем подготовки). Разработанная модель представлена на рис. 1.
Компетенции выпускника ФГОС ВПО 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
Общекультурные компетенции
Профессиональные компетенции
Инструментальные компетенции
Общепрофессиональные компетенции
Профильные компетенции
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-7 ОК-8
ПК-10 ПК-13 ПК-17
ИГА ОК-1, ОК-5, ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17
Рис. 1. Компетентностная модель выпускника направления подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (бакалавр)
Онтологическая модель, представленная на рис. 2, демонстрирует взаимосвязь между группами и подгруппами выявленных компетенций, формирующимися в процессе обучения, и компетенциями, определёнными ФГОС ВПО по данному направлению подготовки для измерения и оценки на итоговой государственной аттестации.
На четвёртом этапе была разработана модель, отражающая кластеры компетенций (рис. 3). Для каждого кластера определены образующие его компетенции (на рисунке они выделены и обведены кругами). Эти компетенции (ПК-10, ПК-13, ПК-17) не только образуют кластеры для компетентностно ориентированного процесса обучения, но и являются системообразующими для основных видов профессио-
нальной деятельности, закреплённых соответствующим профессиональным стандартом.
Разработка описанных моделей для направления подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» стала возможной в силу того, что к данному времени были приняты соответствующие профессиональные стандарты. Поэтому данная модель не только является основой для проектирования процесса компетентностно-ори-ентированного обучения, но и для методической работы кафедры по согласованию образовательного и профессиональных стандартов. Оценка качества подготовки выпускника может быть наиболее полно получена только при определении его компетентности в выбранной области профессиональной деятельности.
Таким образом, основываясь на необходимом наборе компетенций, определенных ФГОС, и знаниями, умениями, и действиями определенными профессиональным стандартом, которые проявятся в ходе вы-
полнения профессиональной деятельности и профессионального общения, позволят бакалавру-музееведу быть наиболее востребованным на конкурентном рынке труда.
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 OK -7 ОК-8
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7 ОК-8
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6
ОК-1 ОК-3 ОК-4 ОК-6
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-6 ОК-7 ОК-8
ОК-1 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9
ОК-1 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9
ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-6 ОК-8
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9
Рис. 2. Онтологическая модель общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся
ФГОС ВПО 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
Программа итоговой государственной аттестации
Профессиональный стандарт
Рис. 3. Профильная модель общекультурных и профессиональных компетенций по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (бакалавр)
Литература
1. Атлас новых профессий. Режим доступа: http://www.asi.ru/upload/iblock/d69/Atlas.pdf
2. Багинская Т. П., Котова Л. А., Пак Н. И. Сетевые образовательные программы инновационного центра повышения квалификации // Вестник Омского государственного педагогического университета. Вып. 2006. Режим доступа: www.omsk.edu
3. Балакирева Э. В. Профессиологический подход к педагогическому образованию. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 255 с.
4. Безруких М. М., Жданько Н. В. О ключевых компетенциях педагога и «границах» педагогического образования // Педагогика. 2014. № 5. С. 3 - 8.
5. Кагакина Е. А. Проектирование процесса компетентностно-ориентированного обучения в вузе на основе онтологической модели // Профессиональное образование в России и за рубежом. Вып. № 3 (15). 2014. С. 3136.
6. Мастеница Е. Н. «Новая музеология» в контексте идей экологии культуры // Фундаментальные проблемы культурологи. T.VI.- культурное наследие: от прошлого к будущему. М., СПб, 2009. С. 365.
7. Министрество труда и социальной защиты РФ. Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/
8. Монахов В. М. Технологические основы конструирования и проектирования учебного процесса: монография. Волгоград: Перспектива, 1995. 152 с.
9. Родионова Д. Д., Кулемзин А. М. О формировании новой парадигмы подготовки музееведов // Вестник КемГУ. 2012. № 2(50). С. 74-78.
10. Родионова Д. Д. Музейная профессия: выбор профиля подготовки // Вестник КемГУКИ. 2011. № 17. С. 15-19.
11. Сундиева А. А. Подготовка музейных специалистов: решаемые и нерешенные проблемы // Мир музея. 2010. № 6. С. 29 - 32.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» квалификация «бакалавр». Утвержден приказом Министерства образования РФ от 22.12.2009 г. № 810.
13. Фоменко С. Л. Проективное обучение в системе непрерывного образования взрослых // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 74 - 77.
Информация об авторах:
Родионова Дарья Дмитриевна - кандидат философских наук, доцент кафедры музейного дела Кемеровского государственного университета культуры и искусств, [email protected].
Daria D. Яойюпога - Candidate of Philosophy, Assistant Professor at the Department of Museology, Kemerovo State University of Culture and Arts.
Кагакина Елена Андреевна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
Е1епа А. Kagakina - Candidate of Pedagogics, Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University of Culture and Arts.
Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.