DOI 10.15826/umpa.2018.05.048
ПОДГОТОВКА И АТТЕСТАЦИЯ КАДРОВ ВЫСШЕЙ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ИЗ ЧИСЛА ГРАЖДАН ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ*
С. И. Пахомовa, В. А. Гуртовь, А. В. Стасевичь, Л. В. Щеголеваь
aНациональный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Россия, 115409, Москва, Каширское ш., 31 b Петрозаводский государственный университет Россия, 185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33; [email protected]
Аннотация. Исследовательская статья. Целью написания статьи является анализ подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации из числа граждан иностранных государств в российских университетах за последние 5 лет. Поставленная цель достигнута путем использования обширного статистического материала по системе высшего образования, включая уровень аспирантской подготовки; по сети диссертационных советов. Предметная область охвата включает все уровни высшего образования; систему аттестации кадров высшей научной квалификации; территориальное распределение по странам студентов, аспирантов и соискателей ученой степени; российские университеты, обеспечивающие подготовку и аттестацию иностранных граждан. Результатом проведенного исследования является выявление Топ-10 стран, граждане которых в большей степени используют российскую систему присвоения ученой степени кандидата и доктора наук. В ходе исследования выявлено, что 41 % иностранных граждан закончил аспирантуру с защитой кандидатской диссертации, что в два раза выше общероссийского показателя (21 %). Как следствие, этот факт может служить обоснованием для увеличения в среднесрочной перспективе объемов подготовки аспирантов, а также кандидатов наук в российских университетах. Проведенное исследование послужит базисом для выработки управленческих решений на федеральном уровне по обоснованию целевых индикаторов программы «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Оригинальность и ценность статьи заключается во введении в научный оборот новых фактических сведений о деятельности системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации для граждан иностранных государств.
Ключевые слова: граждане иностранных государств, кандидат и доктор наук, бакалавры, специалисты, магистры, аспиранты, диссертационный совет
Для цитирования: Пахомов С. И., Гуртов В. А., Стасевич А. В., Щеголева Л. В. Подготовка и аттестация кадров высшей научной квалификации из числа граждан иностранных государств. Университетское управление: практика и анализ. 2018; 22(5): 43-53. DOI 10.15826/umpa.2018.05.048.
DOI 10.15826/umpa.2018.05.048
POSTGRADUATE TRAINING AND ACADEMIC DEGREE CERTIFICATION
FOR FOREIGNERS
S. I. PakhomoV, V. A. Gurtovb, A. V. Stasevichb, L. V. Shchegolevab
a National Research Nuclear University 31 Kashirskoe shosse, Moscow, 115409, Russian Federation b Petrozavodsk State University 33 Lenina ave., Petrozavodsk, 185910, Russian Federation; [email protected]
Abstract. The purpose of the article is to analyze training foreigners in Russian universities and conferring academic degrees to them during the latest five years. There has been used extensive statistical material on the system of higher education, including the level of postgraduate training and data on the network of dissertation councils. The subjects of the article include all levels of higher education, i. e. the system of certifying highly qualified scientific personnel, geographical distribution of students and postgraduates, Russian universities providing foreigners' training and certification. The result of this research is the identification of top 10 countries using the Russian system of conferring academic candidate and doctor degrees. The study showed that 41 % of foreigners completed postgraduate studies with the defense of PhD thesis, which is twice as high
* Статья подготовлена при выполнении проекта в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации № 2.13261.2018/12.1.
as the average level of defenses in Russia (21 %). This fact can prove the necessity to increase in the medium term the number of PhD students and candidates of science in Russian universities. The study can also be a basis for developing managerial decisions at the federal level to work out the target indicators of the program «Development of the Export Potential of the Russian Education System». The article is approvingly supposed to introduce into the scientific circulation certain new factual data about the system of training and certifying higher scientific qualification staff, as provided for the foreigners. Keywords: foreigners, candidate and doctor of science, bachelors, specialists, masters, postgraduate students, dissertation council
For citation: Pakhomov S. I., Gurtov V. A., Stasevich A. V., Shchegoleva L. V. Postgraduate training and academic degree certification for foreigners. University Management: Practice and Analysis. 2018; 22(5): 43-53. (In Russ.) DOI 10.15826/ umpa.2018.05.048.
Введение
Рынок образования является привлекательным видом экономической деятельности, в том числе на международном уровне. Экспорт образования не только способствует развитию научно-образовательной среды страны, но и приносит заметную прибыль [1]. Поэтому повышение конкурентоспособности в этой сфере является одной из государственных задач.
Например, Германия является третьей (после США и Великобритании) по привлекательности страной, в которую приезжают на учебу иностранные студенты. По данным DAAD [2], каждый девятый студент в вузах Германии - иностранец.
В Германии ежегодно степень PhD получают около 30 тыс. человек, из них 5 тыс. - это граждане иностранных государств (17 %) [3].
Интеграция России в европейское образовательное пространство потребовала от российских вузов выполнения дополнительных условий, одним из которых является повышение уровня интернационализации [4].
Интернационализация способствует мобильности и более тесному сотрудничеству между учеными разных стран, развитию образования и науки в целом, формированию профессиональной карьеры выпускников на мировом экономическом рынке [5].
Интернационализация является одним из показателей в оценке университетов. Например, в рейтингах Quacquarelli Symonds World University Rankings (QS) рассчитывается доля иностранных студентов, отражающая степень привлекательности учебного заведения. В рейтинге Times Higher Education World University Rankings (THE) также оценивается соотношение иностранных и местных студентов. В Международном рейтинге университетов Round University Ranking (RUR), созданном российской компанией «Рейтинговое Агентство RUR», интернационализация составляет 10 % рейтинга.
При этом встраивание российских университетов в общемировую систему образования про-
исходит на разных уровнях. С одной стороны, это обучение иностранных граждан в российских образовательных учреждениях, с другой стороны, это привлечение иностранных ученых к проведению учебных занятий со студентами российских вузов и выполнению совместных научных исследований. Между этими двумя факторами стоит подготовка самих ученых и преподавателей с учеными степенями из числа граждан иностранных государств, которые также могут обучаться в аспирантуре и получать ученые степени в российских вузах.
Система присуждения ученых степеней в России значительно отличается от присуждения степени PhD и аналогичных степеней в зарубежных странах. Следует отметить, что в России признаются ученые степени и ученые звания, полученные в иностранных научных и образовательных организациях, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень1. В свою очередь, иностранные государства также признают ученые степени, полученные в России.
1. Обзор литературы
Вопросы экспорта образования, являющиеся государственной задачей, а также непосредственно связанные с образовательной и научной деятельностью, с академической мобильностью, широко обсуждаются научно-педагогическим сообществом с разных сторон. В России исследованиями в этой области активно занимается Центр социологических исследований. Большое количество публикаций выполнено А. Л. Арефьевым в соавторстве с другими исследователями [6-10 и др.]. В этих статьях анализируются данные ведомственной статистики по подготовке кадров для зарубежных стран в российских вузах, сбор которых осуществляет Центр социологических исследований Министерства образования и на-
1 Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 23 мая 2016 г.) «О науке и государственной научно-технической политике».
уки Российской Федерации с 2002 г., а также результаты массовых социологических опросов иностранных студентов [6, 9]. Исследуются процессы унификации образовательных стандартов, разработки совместных образовательных программ, признание дипломов других стран, обмен студентами и преподавателями [7]. Исследователи рассматривают общие вопросы развития экспортного потенциала российской системы образования [8].
Особенностям обучения иностранных граждан в российских вузах посвящены статьи
A. П. Костюкова [11], Т. Р. Рахимова [12]. Описаны перспективы развития экспорта российских образовательных услуг, в том числе доходность. Проведен анализ положительных и отрицательных сторон экспорта российских образовательных услуг. Сетевое международное взаимодействие вузов представлено в статье А. С. Сухристиной, Ю. Н. Зиятдиновой и А. М. Кочнева [13]. Условия реализации образовательных программ для учащихся из стран СНГ, ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП обсуждаются в статье С. Г. Иванова и Т. Ф. Черноус [14]. Технологии привлечения иностранных студентов с использованием современных информационных ресурсов описываются в статье Г. А. Красновой,
B. В. Гриншкуна и Н. А. Пыхтиной [15]. Большое количество публикаций посвящено адаптации иностранных студентов к системе российского образования [16-18].
В целом мировой рынок образовательных услуг и их экспорт рассматриваются в статье Х. Ю. Балкизовой [19]. В данной статье представлены показатели для оценки деятельности международного образовательного рынка, проанализированы изменения основных показателей, отражены главные направления экспорта образовательных услуг в ведущих странах-экспортерах. Особенностям организации экспорта образования в зарубежных странах посвящены работы Г. А. Красновой, Ш. В. Тагировой, В. Ф. Ницевича [1, 20].
Особое место в экспорте образования занимает аспирантская подготовка и защита диссертаций. В монографии А. Л. Арефьева «Подготовка кадров высшей квалификации для зарубежных стран в российских вузах» [10] собран обширный материал по подготовке кадров высшей научной квалификации для других государств в 1990-е - начало 2000-х гг. Результаты исследования опираются на данные статистики и социологических опросов. Вопросы интеграции систем аттестации научных кадров в рамках Союза Беларуси и России рассмотрены в работе А. А. Венедиктова[21].
В последние годы произошли существенные изменения в российской системе аспирантской подготовки и системе присуждения ученых степеней. В то же время в научной литературе эти вопросы применительно к экспорту образования практически не освящены. В настоящей статье восполняется этот пробел посредством представления аналитических материалов на основе статистических данных за последние пять лет.
2. Студенты
С целью повышения престижности российского образования в 2017 г. был утвержден проект развития экспортного потенциала российской системы образования2. Количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, включая аспирантуру, к 2018 г. должно составлять 240 тыс. человек, а к 2025 г.- 710 тыс. человек.
В настоящее время доля иностранных студентов в российских вузах небольшая - 6 %. В табл. 1 представлено распределение численности студентов, приема и выпуска в 2016 г. по уровням образования для граждан иностранных государств, обучающихся на условиях общего приема, по международным договорам Российской Федерации, федеральным законам или по установленной Правительством Российской Федерации квоте.
Как видно из табл. 1, выпуск граждан иностранных государств, обучающихся на условиях общего приема в российских вузах, существенно ниже приёма по всем уровням высшего образования. Наибольшее расхождение наблюдается при обучении в бакалавриате - до выпуска доходят лишь 35 % иностранных граждан от общего числа принятых студентов.
Наибольшее количество студентов (более половины) приезжают учиться в Россию из Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Украины (рис. 1-3). Не из стран СНГ - Китай, Индия, Марокко, Вьетнам. В основном это азиатские страны, для которых Россия находится территориально ближе, чем страны Европы и Америки. Вторым фактором активности этих стран являются давние дружественные отношения, в том числе и в сфере образования [22]. Основная часть студентов - граждан иностранных
2 Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. № 6).
Таблица 1
Численность иностранных студентов в российских вузах
Table 1
Number of foreign students in Russian universities
Уровень образования Обучающиеся граждане иностранных государств
Общий прием (за счет бюджетных ассигнований и по договорам об оказании платных образовательных услуг) По международным договорам РФ, федеральным законам или установленной Правительством РФ квотой (за счет бюджетных ассигнований)
прием численность выпуск прием численность выпуск
Бакалавриат 53 844 150193 18 949 4852 19 179 3599
Специалитет 12 859 43 504 8737 1420 6658 730
Магистратура 10 340 18 495 4982 2582 5936 1987
государств для всех уровней образования приезжает в Россию из Республики Казахстан. Причем доля казахов в бакалавриате и магистратуре составляет более 30%.
По уровням образования (бакалавриат, спе-циалитет, магистратура) доли стран несколько отличаются. Так, поступающие в бакалавриат граждане иностранных государств, приезжают (помимо Казахстана) из Узбекистана и Туркменистана, в специалитет - из Индии и Узбекистана, в магистратуру - из Китая и Украины.
Далее рассмотрим наиболее востребованные направления подготовки студентов-граждан иностранных государств, обучающихся в соответствии с международными договорами России, с федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой, по различным уровням образования.
Наиболее востребованными направлениями подготовки в бакалавриате являются экономика и юриспруденция (19 %).
Наиболее востребованным направлением подготовки в специалитете является медицинское образование (48 %), подготовка по которому осуществляется только на уровне специалистов (рис. 4). По специальностям атомной энергетики осуществляется отдельный набор по особому договору со странами, где Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» строит атомные электростанции.
В магистратуре распределение по направлениям подготовки значительно отличается от бакалавриата и специалитета (рис. 5). Так, наиболее востребованным направлением подготовки в магистратуре является экономическое образование (16 %).
1242
Бакалавры
3573
4002 Ш
Щ
464-0
20870
В Республика Казахстан Ш Республика Узбекистан = Туркменистан
Республика Таджикистан Украина Ф Китай
щ Республика Беларусь : Азербайджанская Республика ^ Киргизская Республика « Республика Молдова
5512
5В58
Рис. 1. Распределение численности приема студентов по гражданству из 10 стран с максимальным числом поступивших студентов в 2016 г. (бакалавры) Fig. 1. Number of admissions of students by citizenship from 10 countries with the maximum number of enrolled
students in 2016 (bachelors)
Специалисты
551
753
щ Республика Казахстан ^ Индия
= Республика Узбекистан У/ Республика Таджикистан
Туркменистан К Украина й Марокко
= Киргизская Республика ^ Республика Беларусь 58 Азербайджанская Республика
1644
Рис. 2. Распределение численности приема студентов по гражданству из 10 стран с максимальным числом поступивших студентов в 2016 г. (специалисты)
Fig. 2. Number of admissions of students by citizenship from 10 countries with the maximum number of enrolled
students in 2016 (specialists)
285 265
Магистры
36Z .
4174
К Республика Казахстан ^ Китай = Украина
# Республика Таджикистан Й Республика Узбекистан Киргизская Республика Й Туркменистан = Республика Беларусь ^ Азербайджанская Республика Вьетнам
1800
Рис. 3. Распределение численности приема студентов по гражданству из 10 стран с максимальным
числом поступивших студентов в 2016 г. (магистры) Fig. 3. Number of admissions of students by citizenship from 10 countries with the maximum number of enrolled
students in 2016 (masters)
3. Аспиранты
Подготовка кадров высшей научной квалификации относится к третьему уровню высшего образования - аспирантуре - и заканчивается защитой научной работы. В случае успешной защиты соискатель получает ученую степень и вливается в мировое научное сообщество. Система аспирантур в России является основным институтом подготовки кандидатов наук. В 2017 г. 82 % соискателей ученой степени, защитивших кандидатскую диссертацию, проходили подготовку в аспирантуре.
Для обучения в российскую аспирантуру поступают не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане. Хотя аспирантура открыта в российских научных и образовательных организациях, иностранные граждане традиционно выбирают для обучения в аспирантуре организации высшего образования. Полученная в России ученая степень кандидата наук признается в других странах мира. В первую очередь в государствах СНГ, наследовавших в той или иной мере структуру и традиции системы высшего и послевузовского образования СССР.
Специалисты
27 27
28
30 - Ш
579
Я Лечебное дето Ш Стоматология
= Аюмные аанции. праеК1 ирииание,
оксппуатэцил и инжиниринг /у Таможенное дело Фармация Ветеринария Я Эксплуатация железных дорог = Компью1ернан Оеэипасноогь ^ Информационно-аналитические
системы безопасности я Горное да ю
Рис. 4. Распределение численности приема студентов по областям знаний из 10 областей с максимальным числом поступивших студентов в 2016 г. (специалисты) Fig. 4. Number of students in the fields of knowledge from 10 areas with the maximum number of students
enrolled in 2016 (specialists)
Магистры
102
205
Ш Экономика ж Менеджмент ц Филология
у, Международные отношения к: Лингвистика <:: Юриспруденция 3 Политология
= Зарубежное регионоведение
Нсфтогазоооодспо й Строительство
153
Рис. 5. Распределение численности приема студентов по областям знаний из 10 областей с максимальным числом поступивших студентов в 2016 г. (магистры) Fig. 5. Number of students in the fields of knowledge from 10 areas with the maximum number of students
enrolled in 2016 (masters)
В 2012-2016 гг. обучение в аспирантуре прошли 4684 гражданина иностранных государств. Из них 41 % закончили аспирантуру с защитой кандидатской диссертации (рис. 6), что в два раза выше общероссийского показателя (21 %).
Стоит также отметить, что 4684 гражданина иностранных государств, прошедших за период с 2012 по 2016 г. подготовку в институте аспирантуры, составляют только 3 % от общего числа лиц, обучавшихся в аспирантурах образовательных организаций России за 5 лет (2012-2016).
4. Кандидаты и доктора наук
За период с 2012 по 2016 г. защитили кандидатскую диссертацию 2910 граждан иностранных государств, что составляет 4 % от всех защит. Из них 85 % защитились после прохождения аспирантской подготовки, остальные 15 % подготовили кандидатскую диссертацию, используя форму соискательства.
Наибольшим приоритетом пользуется ученая степень кандидата технических наук (табл. 2). Почти треть кандидатских диссертаций было выполнено соискателями ученой степени - гражданами иностранных государств - по техническим на-
2500
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Рис. 6. Распределение численности, приема и выпуска аспирантов - граждан иностранных государств
за 2012-2016 гг.
Fig. 6. Number of admission and graduation of graduate students - citizens of foreign States for 2012-2016
укам (для всей сети российских диссертационных советов эта доля составляет не более 20 %). Второе место занимают медицинские науки (11 % соискателей). Следует также отметить большую долю защит по филологическим наукам.
В разрезе научных специальностей подготовка кандидатов наук выглядит следующим образом. Наибольшее количество защит прошло по научной специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам
Таблица 2
Распределение соискателей по отраслям наук
Table 2
Number of applicants for academic degrees by branches of science
Отрасль науки 20l2 г. 2013 г. 20l4 г. 20l5 г. 20l6 г. Всего
Д К Д К Д К Д К Д К Д К
01 - Физико-математические науки б S3 2 43 4 34 2 S9 2 43 1б 232
02 - Химические науки 1 19 1 2б l 2 2S 14 4 91
03 - Биологические науки 2 3S l S2 3 ll 22 3 2O 1S 149
04 - Геолого-минералогические науки 1 б 2 11 2 3 1 l S б 32
05 - Технические науки 9 19O S 233 3 14S 2 222 S 141 2l 934
06 - Сельскохозяйственные науки 2 11 3 19 2 S 2 13 2 1O 11 б1
07 - Исторические науки 1 12 2 13 S 1O S 12 S S2
08 - Экономические науки 9 l2 ll S 2S l 34 1 21 22 22б
09 - Философские науки 1 S 1 б 3 1 б 2 3 22
10 - Филологические науки 2 SO 2 бб 2 39 1 4l 1 39 S 241
11 - Географические науки 3 3 3 l S O 21
12 - Юридические науки S 23 4 2O S 19 4 3S 2 1S 2O 11S
13 - Педагогические науки 2 S2 4 31 2б 2 4б 2 ll 1O ll2
14 - Медицинские науки 1O 9б 1O l3 б S6 l S9 4 3l 3l 321
15 - Фармацевтические науки 3 1 б 1 2 4 2 2 ll
16 - Ветеринарные науки 1 9 1 S 1 4 1 3 б 4 3O
17 - Искусствоведение 1 1б 11 б 1 1O 11 2 S4
Окончание табл. 2 table 2
Отрасль науки 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 201б г. Всего
Д К Д К Д К Д К Д К Д К
18 - Архитектура 1 9 3 2 0 15
19 - Психологические науки 1 9 2 11 4 1 11 4 4 39
22 - Социологические науки 7 2 3 3 2 0 17
23 - Политические науки 10 19 1 10 16 5 1 60
24 - Культурология 2 3 1 2 2 1 9
Общий итог 54 687 50 736 36 425 34 644 27 418 201 2910
деятельности) - 133 защиты. На втором месте научная специальность 10.02.01 Русский язык.
Технические науки представлены большим спектром научных специальностей, поэтому не эти специальности не заняли первые позиции в ТОП научных специальностей. По группам технических специальностей лидирует группа 05.13.00 Информатика, вычислительная техника и управление - 255 защит и 05.23.00 Строительство и архитектура - 116 защит.
Наибольшее число защит соискателей ученой степени - граждан иностранных государств - состоялось в диссертационных советах Российского университета дружбы народов (190 защит). Из общего числа кандидатских защит в советах этого вуза более 15 % представленных диссертаций было выполнено иностранными гражданами. Следующие позиции занимают Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (119 защит), Санкт-Петербургский государственный университет (73 защиты), Воронежский государственный университет (70 защит) и Национальный исследовательский университет МЭИ (50 защит), в котором доля защит кандидатских диссертаций иностранными гражданами составила 14 %.
География гражданства соискателей ученой степени кандидата наук в первую очередь включает страны Азии (табл. 3) и СНГ.
Иностранными гражданами (в основном из стран СНГ) также готовятся и защищаются докторские диссертации (табл. 2-3). Здесь лидирующие позиции занимаю Таджикистан и Белоруссия.
Республика Таджикистан имеет такую же систему подготовки кадров высшей научной квалификации, как и в Российской Федерации.
За период с 2012 по 2016 г. в Республике Таджикистан функционировали 72 диссертационных совета, которые принимали к защите
диссертации по 59 уникальным научным специальностям и 15 отраслям науки. За период с 2012 по 2016 г. в этих диссертационных советах защитились с положительным решением диссертационного совета 147 докторов наук и 1443 кандидатов наук.
Наиболее популярными научными специальностями у соискателей ученой степени в диссертационных советах Таджикистана являются специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования (26 % кандидатских диссертаций и 15 % докторских диссертаций),
Таблица 3
Гражданство соискателей ученой степени кандидата наук (ТОП-10 по количеству защит кандидатских диссертаций)
Table 3
Citizenship of applicants for the degree of candidate of Sciences (TOP 10 in the number of defenses of candidate dissertations)
Страна Количество защит кандидатских диссертаций Количество защит докторских диссертаций
ВЬЕТНАМ 566 4
КАЗАХСТАН 281 55
КИТАЙ 268 0
ИРАК 147 0
МЬЯНМА 133 3
ТАДЖИКИСТАН 129 49
БЕЛОРУССИЯ 108 31
ИРАН 88 0
ЙЕМЕН 85 0
УКРАИНА 81 8
а также специальность 10.01.03 Литература народов стран зарубежья (9 % кандидатских диссертаций и 8 % докторских диссертаций).
Большинство соискателей ученой степени кандидата и доктора наук (68 %), защитившихся в диссертационных советах Таджикистана за период 2012 по 2016 г. имели гражданство Республики Таджикистан. На втором месте соискатели из Ирана (21 %).
Заключение
Тенденции развития образования в России включают повышение интернационализации образования как на уровне бакалавриата, специ-алитета и магистратуры, так и на уровне аспирантуры и аттестации кадров высшей научной квалификации. Сформирован консорциум организаций-участников приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».
В то же время только каждый третий иностранный студент, поступивший на обучение на первый курс бакалавриата, заканчивает обучение с получением диплома. Увеличение к 2025 г. числа зарубежных студентов почти в три раза по сравнению с настоящим моментом требует анализа причин такого высокого отсева и разработки мер по достижению запланированных показателей экспорта образования для каждого вуза.
Успешный опыт аспирантской подготовки граждан иностранных государств, заключающийся в высоком удельном весе защит диссертаций в аспирантский срок, необходимо закреплять с тем, чтобы достичь уровня стран-лидеров экспорта образовательных услуг.
Система присуждения ученых степеней активно развивается в сторону международного сотрудничества. В диссертационных советах предоставляется возможность защиты диссертаций на английском языке, привлечения ученых из иностранных государств в качестве экспертов.
Все это должно способствовать повышению привлекательности российского образования для иностранных студентов.
Список литературы
1. Тагирова Ш. В., Краснова Г. А., Ницевич В. Ф. Новая стратегия развития экспорта образования Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии // Ученые записки Орловского государственного университета. № 5 (68). 2015. С. 372-376.
2. German Academic Exchange Service [Электронный ресурс]. URL: https://www.daad.de/en/ (дата обращения: 01.08.2018).
3. Research in Germany. [Электронный ресурс]. URL: http://www.research-in-germany.org/en/jobs-and-careers/ info-for-phd-students.html (дата обращения: 01.08.2018).
4. Международные программы высшего образования: генезис и перспективы развития / Под ред. д-ра экон. наук, проф. И. А. Максимцева. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. 195 с.
5. Бахтаулова А. С. Интернационализация образовательной деятельности университета (на примере ЖГУ им. И. Жансугурова) // Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста: сборник материалов. 2012. Издательство: Алтайский государственный университет (Барнаул). С. 188-192.
6. Арефьев А. Л. Тенденции экспорта российского образования в 2005-2015 гг. // Вестник российской академии наук. Т. 86. № 10. 2016. С. 902-908.
7. Арефьев А. А., Арефьев П. А., Гоблик В. В. Направления академической мобильности в странах СНГ и Балтии // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: сборник научных трудов. 2017. Издательство: Институт социально-политических исследований РАН (Москва). С. 148-170.
8. Арефьев А. Л., Арефьев П. А. Показатели экспорта российских образовательных услуг // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: сборник научных трудов. 2017. Издательство: Институт социально-политических исследований РАН (Москва). С. 231-275.
9. Арефьев А. Л. Иностранные студенты в российских вузах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 3. 2004. С. 85-94.
10. Арефьев А. Л. Подготовка кадров высшей квалификации для зарубежных стран в российских вузах. М.: Изд-во Центр социал. прогнозирования, 2004. 148 с.
11. Костюков А. П. Особенности экспорта российских образовательных услуг // Казачество. № 7 (20). 2016. С. 51-65.
12. Рахимов Т. Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития // Язык и культура. № 4 (12). 2010. С. 123-136.
13. Сухристина А. С., Зиятдинова Ю. Н., Кочнев А. М. Сетевое взаимодействие вузов как форма интернационализации: опыт КНИТУ // Высшее образование в России. № 11. 2016. С. 103-110.
14. Иванов С. Г., Черноус Т. Ф. Формирование общего образовательного пространства Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Казахстан // Человек и образование. № 2 (35). 2013. С. 18-25.
15. Краснова Г. А., Гриншкун В. В., Пыхтина Н. А. Сетевые медиа-ресурсы как инструмент рекрутинга иностранных студентов в российские вузы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». Т. 14. № 2. 2017. С. 171-179.
16. Ларин А. Г. Китайские студенты в России (по материалам социологического исследования) // Проблемы Дальнего Востока. № 4. 2009. С. 91-111.
17. Гурулева Т. Л. Педагогические технологии интеграции иностранных студентов в образовательное пространство вуза (на примере студентов из КНР) // Высшее образование в России. № 3. 2016. С. 144-153.
18. Погукаева А. В., Коберник Л. Н., Омельянчук Е. Л. Адаптация иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. № 3. 2016. 8 с.
19. БалкизоваХ. Ю. Мировой рынок образовательных услуг высшей школы // Вестник университета (Государственный университет управления). № 6. 2017. С. 130-133.
20. Краснова Г. А. Стратегия международного образования: опыт Великобритании // Аккредитация в образовании. № 5 (81). 2015. С. 69-71.
21. Венедиктов А. А. Аттестация научных кадров в Российской Федерации и Республике Беларусь: сравнительный анализ // Вооружение и экономика. № 1 (38). 2017. С. 71-83.
22. Еремеев А. Э., Патласов О. Ю. Интеграционные связи вузов приграничных территорий России и Казахстана в условиях модернизации правового поля образовательных систем // Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста: сборник материалов. 2012. Издательство: Алтайский государственный университет (Барнаул). С. 232-237.
References
1. Tagirova Sh. V., Krasnova G. A., Nitsevich V. F. Novaya strategiya razvitiya eksporta obrazovaniya Soedinennogo Korolevstva Velikobritanii i Severnoi Irlandii [New export development strategy for the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland] // Scientific notes of Orel State University. Vol. 5, no. 68, 2015, pp. 372-376. (In Russ.).
2. German Academic Exchange Service, available at: https://www.daad.de/en/ (accessed 01.08.2018).
3. Research in Germany, available at: http://www. research-in-germany.org/en/jobs-and-careers/info-for-phd-students.html (accessed 01.08.2018).
4. Maksimtsev I. A. Mezhdunarodnye programmy vysshego obrazovaniya: genezis i perspektivy razvitiya [International Higher Education Programs: Genesis and Development Prospects]. Saint-Petersburg: SPbGEU. 2015. 195 p. (In Russ.).
5. Bakhtaulova A. S. Internatsionalizatsiya obrazovatel'noi deyatel'nosti universiteta (na primere ZhGU im. I. Zhansugurova) [Internationalization of educational activities of the University (on the example of the Zh. U. Zhansugurov State University)] Modernizatsiya professional'nogo obrazovaniya v Rossii i mire: novoe kachestvo rosta: sbornik materialov [Modernization of vocational education in Russia and the world: a new quality of growth: the materials]. 2012, pp. 188-192. (In Russ.).
6. Aref'ev A. L. Tendencii eksporta rossijskogo obrazovaniya v 2005-2015 gg. [Export trends of Russian education in 2005-2015]. Bulletin of the Russian Academy of Sciences, 2016, vol. 86, no.10, pp. 902-908. (In Russ.).
7. Aref'ev A. A., Aref'ev P. A., Goblik V. V. Napravleniya akademicheskoj mobil'nosti v stranah SNG i Baltii [Directions of academic mobility in the CIS and Baltic countries]. Education and science in Russia: state and development potential, 2017, Institut social'no-politicheskih issledovanij RAN (Moskva), pp. 148-170. (In Russ.).
8. Aref'ev A. L., Aref'ev P. A. Pokazateli eksporta rossijskih obrazovatel'nyh uslug [Indicators of export
of Russian educational services]. Obrazovanie i nauka v Rossii: sostoyanie i potencial razvitiya: sbornik nauchnyh trudov [Education and science in Russia: state and development potential], 2017, Institut social'no-politicheskih issledovanij RAN (Moskva), pp. 231-275. (In Russ.).
9. Aref'ev A. L. Inostrannye studenty v rossijskih vuzah [Foreign students in Russian universities]. Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny [Monitoring public opinion: economic and social change], 2004, no.3 (71), pp. 85-94. (In Russ.).
10. Aref'ev A. L. Podgotovka kadrov vysshej kvalifikacii dlya zarubezhnyh stran v rossijskih vuzah [Training of highly qualified personnel for foreign countries in Russian universities]. Moscow, Centr social prognozirovaniya, 2004, 148 p. (In Russ.).
11. Kostyukov A. P. Osobennosti eksporta rossijskih obrazovatel'nyh uslug [Features of export of Russian educational services]. Kazachestvo [Cossack], 2016, no.7 (20), pp. 51-65. (In Russ.).
12. Rahimov T. R. Osobennosti organizacii obucheniya inostrannyh studentov v rossijskom vuze i napravlenie ego razvitiya [Features of the organization of training of foreign students in the Russian University and the direction of its development]. Language and culture, 2010, no. 4 (12), pp. 123-136. (In Russ.).
13. Suhristina A. S., Ziyatdinova Yu. N., Kochnev A. M. Setevoe vzaimodejstvie vuzov kak forma internacionalizacii: opyt KNITU [Network University cooperation as a form of internationalization: the experience of KNRTU]. Higher education in Russia, 2016, no.11, pp. 103-110. (In Russ.).
14. Ivanov S. G., Chernous T. F. Formirovanie obschego obrazovatel'nogo prostranstva Rossijskoj Federacii, Kyrgyzskoj Respubliki i Respubliki Kazahstan [Formation of the common educational space of the Russian Federation, the Kyrgyz Republic and the Republic of Kazakhstan]. Human and education, 2013, no. 2 (35), pp.18-25. (In Russ.).
15. Krasnova G. A., Grinshkun V. V., Pyhtina N. A. Setevye media-resursy kak instrument rekrutinga inostrannyh studentov v rossijskie vuzy [Network media resources as a tool for recruiting foreign students to Russian universities]. Bulletin of the peoples' friendship University of Russia. Series «Informatization of education», 2017, vol. 14, no. 2, pp. 171179. (In Russ.).
16. Larin A. G. Kitajskie studenty v Rossii (po materialam sociologicheskogo issledovaniya) [Chinese students in Russia (based on sociological research)]. Problems Of The Far East, 2009, no.4, pp. 91-111. (In Russ.).
17. Guruleva T. L. Pedagogicheskie tekhnologii integracii inostrannyh studentov v obrazovatel'noe prostranstvo vuza (na primere studentov iz KNR) [Pedagogical technologies of integration of foreign students in the educational space of the University (on the example of students from China)]. Higher education in Russia, 2016, no. 3, pp. 144-153. (In Russ.).
18. Pogukaeva A. V., Kobernik L. N., Omel'yanchuk E. L. Adaptaciya inostrannyh studentov v rossijskom vuze [Adaptation of foreign students in Russian University]. Modern problems of science and education, 2016, no. 3, 8 p. (In Russ.).
19. Balkizova H. Yu. Mirovoj rynok obrazovatel'nyh uslug vysshej shkoly [World market of higher education services]. University Bulletin (State University of management), 2017, no. 6, pp. 130-133. (In Russ.).
20. Krasnova G. A. Strategiya mezhdunarodnogo obrazovaniya: opyt Velikobritanii [International education strategy: the UK experience]. Accreditation in education, 2015, no. 5 (81), pp. 69-71. (In Russ.).
21. Venediktov A. A. Attestaciya nauchnyh kadrov v Rossijskoj Federacii i Respublike Belarus': sravnitel'nyj analiz [Certification of scientific personnel in the Russian Federation and the Republic of Belarus: comparative analysis]. Armament and Economics, 2017, no.1 (38), pp.71-83. (In Russ.).
22. Eremeev A. E., Patlasov O. Yu. Integratsionnye svyazi vuzov prigranichnykh territorii Rossii i Kazakhstana v usloviyakh modernizatsii pravovogo polya obrazovatel'nykh sistem [Integration ties between higher education institutions of the border territories of Russia and Kazakhstan in the context of modernizing the legal field of educational systems]. Modernizatsiya professional'nogo obrazovaniya v Rossii i mire: novoe kachestvo rosta: sbornik materialov [Modernization of vocational education in Russia and the world: a new quality of growth: the materials], 2012, Altai state University (Barnaul), pp. 232-237. (In Russ.).
Информация об авторах / Information about the authors:
Пахомов Сергей Иванович - доктор химических наук, профессор, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; 8 (499) 237-70-84; [email protected].
Гуртов Валерий Алексеевич - доктор физико-математических наук, профессор, директор Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета; 8 (8142) 71-10-96; [email protected].
Стасевич Андрей Васильевич - научный сотрудник, Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета; 8 (8142) 71-32-52; [email protected].
Щеголева Людмила Владимировна - доктор технических наук, доцент, начальник отдела Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета; 8 (8142) 71-32-55; [email protected].
Sergey I. Pakhomov - Dоctor of Sciences (Chemistry), Professor, Professor of National Research Nuclear University; +7 (499) 237-70-84; [email protected].
Valery A. Gurtov - Dоctor of Sciences (Physics and Mathematics), Professor, Head of Center of Budget Monitoring, Petrozavodsk State University; +7 (8142) 71-10-96; [email protected].
Andrey V. Stasevich - Researcher of Center of Budget Monitoring, Petrozavodsk State University; +7 (8142) 71-32-52; [email protected].
Liudmila V. Shchegoleva - Dоctor of Sciences (Engineering), Head of Department of Center of Budget Monitoring, Petrozavodsk State University; +7 (8142) 71-32-55; [email protected].