ПОДГОТОВКА ЭЛИТНЫХ НАУЧНЫХ И ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© Коротков А.В.*
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва
Проведено рассмотрение различных программ подготовки инженерных и научных кадров с дополнительными компетенциями в области управления инновационными проектами и предпринимательства в ведущих технических университетах России. Выявлены различия и общие черты в части формата подготовки и содержания образовательной части программы. Особое внимание уделено содержательной стороне системы подготовки кадров на кафедре технологического предпринимательства Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский физико-технический институт (государственный университет)».
Ключевые слова: инженерное образование, дополнительные компетенции, инновационные проекты, предпринимательство.
Во многих странах мира, реализующих государственную инновационную политику, важная роль отводится сфере образования [1]. В России инновационная политика [2] включает в себя значительный блок, целью которого является повышение инновационной активности и готовности к ведению предпринимательской деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых, особенно технических университетов. На данный момент уже создано достаточно большое количество профильных образовательных программ, а также центров поддержки предпринимательства в технических университетах [см., напр.: 3, 4, 5], которые прямо или косвенно помогают
Аспирант кафедры Управления наукой и инновациями, магистр.
122 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
студентам, аспирантам и молодым ученым овладеть необходимым набором знаний и навыков для коммерциализации своих научных разработок. Однако большинство этих программ направлены исключительно на развитие управленческих или предпринимательских компетенций и слабо интегрированы с базовыми программами инженерной или научной направленности, как, например, это реализовано в программе элитного инженерного образования Национального исследовательского Томского политехнического университета [6]. В результате, совмещение обеих компетенций в реальной практике остается на усмотрение слушателей данных образовательных программ, что сильно понижает вероятность успешной реализации ими собственного инновационного проекта.
В данной статье рассматриваются образовательные программы, которые совмещают в себе подготовку и по научно-техническому и по управленческому или предпринимательскому направлениям в рамках единого образовательного процесса и требуют от обучающегося их применения на практике в реальном инновационном проекте.
В качестве целей подобных программ чаще всего заявляется подготовка элитных инженерных и научных кадров, готовых к предпринимательской и инновационной деятельности. Все это требуется для решения нетривиальных задач, включающих не только разработку конкурентоспособной наукоемкой продукции, но и создание устойчивых социотехнических систем, необходимых для их коммерциализации.
Примем за определение социотехнической системы систему, состоящую из «машин» (различного рода овеществленных и не овеществленных технологических решений, включая программное обеспечение), людей и набора правил взаимодействия людей с машинами и друг с другом. Граница между людьми и машинами проходит ровно там, где человеческий труд был заменен машинным, или где в помощь человеку было предоставлено технологическое решение частично либо полностью заменяющее его деятельность. Внедрение новой технологии означает чаще всего создание новой машины и нового вида взаимоотношений человека с машиной - более мощного и эффективного, чем предыдущий. Это означает, что технологический предприниматель вносит изменение не только в техническую часть системы, но
Формирование инновационных компетенций выпускников вузов
123
и в социальную. В результате, вместе с новой технологией он формирует новую социальную среду, поскольку новый вид деятельности, связанный как с использованием, так и с производством нового технологического решения, требует нового типа поведения от взаимодействующих с новой техникой людей. Таким образом, технологический предприниматель в процессе реализации своего проекта создает новую социотехническую систему или вносит изменения в уже сложившуюся.
Основываясь на данном понимании предмета деятельности технологического предпринимателя, был проведен поиск образовательных программ в ведущих технических вузах России по версии журнала «Эксперт» [7], а также в вузах входящих в ассоциацию CDIO [8], которые потенциально нацелены на подготовку технологических предпринимателей и удовлетворяют трем основным критерия:
1. Совмещение двух направлений подготовки: научно-технического или инженерного и управленческого или предпринимательского в рамках одной образовательной программы (обучение знаниям и навыкам работы с техническими и социальными системами в рамках одной программы).
2. Работа над реальным инновационным проектом, имеющим перспективы коммерциализации, в процессе работы над которым от студентов требуется применение знаний, полученных по обоим направлениям подготовки (закрепление полученных знаний и навыков на практике).
3. Программа подготовки реализуется на базе одного или нескольких высших учебных заведений.
Также было применено одно дополнительное ограничение: среди требований к кандидатам на обучение по данным программам нет требования о наличии у них значительного опыта работы. Это ограничение позволяет не рассматривать программы, которые нацелены лишь на развитие уже сформированных навыков и знаний, а не на формирование новых.
В результате анализа информации, находящейся в свободном доступе в интернете, под выбранные критерии подошло 11 образовательных программ или форматов обучения или структурных подразделений университета, реа-
124 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
лизующих обучение в соответствующем формате (полный список представлен в табл. 1). Часть программ или форматов обучения или подразделений университета, реализующих обучение в соответствующем формате, открывается только в 2014 году, и на момент проведения исследования, результаты которого представлены в данной статье, в свободном доступе не было представлено о них полной информации:
1. Магистерская программа «Менеджмент биотехнологий» (МГУ им М.В. Ломоносова) [9];
2. Магистерская программа «Биоинженерия, биотехнология и биоэкономика» (МГУ им. М.В. Ломоносова) [10];
3. Магистратура Междисциплинарного Магистерского Центра Инжиниринговой Подготовки (Новосибирский национальный исследовательский государственный университет) [11];
4. Инженерная межвузовская магистратура (Новосибирский национальный исследовательский государственный университет и Новосибирский государственный технический университет) [12];
Таблица 1
Перечень образовательных программ, форматов дополнительного образования и структурных подразделений университетов, реализующих обучение в формате, соответствующем критериям отбора
№ Название Университет
1 Менеджмент биотехнологий [9] МГУ им М.В. Ломоносова
2 Биоинженерия, биотехнология и биоэкономика [10] МГУ им. М.В. Ломоносова
3 Междисциплинарный Магистерский Центр Инжиниринговой Подготовки [11] ННИТУ
4 Инженерная межвузовская магистратура [12] НГУ и НГТУ
5 Кафедра «Инновационное предпринимательство» [13] МВТУ им. Н.Э. Баумана
6 Кафедра технологического предпринимательства [14] МФТИ
7 Элитное техническое образование [15] ТПУ
8 Специальное инженерное образование [16] СФУ
9 Технологическое предпринимательство и развитие инноваций [17] ИТМО
10 Групповое проектное обучение [18] ТГУСУР
11 Магистратура (все магистерские программы) [19] СИНТ
Формирование инновационных компетенций выпускников вузов
125
Рассмотрим некоторые наиболее интересные примеры программ подготовки соответствующих специалистов, с точки зрения цели и формата подготовки.
Программа «Элитное техническое образование» (Томский политехнический университет) [15] нацелена на подготовку специалистов нового поколения, обладающих глубокими фундаментальными знаниями, развитыми личностными качествами, навыками командной и проектной работы, способных к комплексной исследовательской, проектной, инновационной и предпринимательской деятельности. Используемый формат подготовки похож на формат, используемый в Масачуссетском технологическом институте (США) [20] в виде программы инженерного лидерства Бернарда М. Программа поделена на три этапа, каждый из которых длится по два года (последний этап может длиться год). На первом этапе обучается до 200 студентов, на втором - до 100, и на третьем - до 50. Все этапы идут параллельно основному базовому обучению по научно-технической или инженерной специальности, дополняя и расширяя ее различными курсами. В рамках данной программы студенты имеют возможность занимаются разработкой проблемно-ориентированных проектов совместно с преподавателями профилирующих кафедр, специалистами производственных фирм, научно-исследовательских и проектных институтов. Идеи проектов могут быть взяты как из потребностей коммерческих компаний, так и быть предложены студентами или сотрудниками университета.
В Сибирском федеральном университете в 2012 году была запущена программа «Специальное инженерное образование» [16]. В первую очередь данный проект нацелен на подготовку современных инженеров для высокотехнологичных производств (ежегодно программа выпускает от 15 до 20 специалистов), а также на отработку образовательных подходов и технологий организации подготовки современных инженеров для развивающихся инновационных производств. Особенностью формата обучения на данной программе является то, что весь модуль производственной и научно-исследовательской практики продолжительностью 8 недель и часть учебных базовых курсов выполняют зарубежные компании-партнеры. Для этих целей организаторы программы формируют пул партнеров, в который входят как ино-
126 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
странные компании, так и научно-исследовательские университеты, а также банк актуальных образовательных программ магистерского уровня и стажировок инженерных кадров с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом.
В НИУ Институте Точной Механики и Оптики, начиная с 2010 года, реализуется уникальная по формату и содержанию программа «Master of technology entrepreneurship (MTE)» [17] (кафедра технологического предпринимательства и управления инновациями НИУ ИТМО). Данная кафедра была создана на базе инкубатора QD. Благодаря этому у каждого магистранта есть отдельное рабочее место в бизнес-инкубаторе, где он может работать над проектом со своей командой. Изначально данная программа позиционировала себя, как магистратура для проектов, что выражается в нескольких ключевых особенностях:
1. Поступить на программу можно не только с помощью успешной сдачи вступительного экзамена, но еще и с помощью портфолио, в котором одно из центральных мест занимает проект, который абитуриент планирует реализовывать в магистратуре.
2. Всех студентов программы нацеливают на создание за два года обучения либо своего собственного технологического бизнеса, либо присоединение к команде основателей чужого.
3. В качестве менторов проектов привлекаются ведущие эксперты из профильных областей и успешные технологические предприниматели.
Исходя из такого позиционирования, строится вся остальная образовательная программа, которая сконцентрирована на удовлетворение потребностей студентов по развитию собственных проектов, но с учетом академических регламентов.
Одним из наиболее известных мест реализации образовательных программ, подходящих под заданные критерии, является Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) [19]. В основу всех магистерских программ, реализуемых в Сколтехе, заложена идеология CDIO, разработанная в конце 1990-х в США как ответ на недовольство работодателей тем, что университетское инженерное образование слишком отдалилось от практики. Авто-
Формирование инновационных компетенций выпускников вузов
127
ром и соучредителем инициативы CDIO является Эдвард Кроули (Edward F. Crawley), профессор аэронавтики, астронавтики и инженерных систем MIT, который в настоящее время возглавляет Сколтех. Образование в Сколтехе обеспечивает выпускникам института целый набор ключевых компетенций в научной и предпринимательской областях:
- прочные знания и навыки в науке и инженерных технологиях в различных областях;
- знание и свободное понимание междисциплинарной деятельности;
- практические знания, способствующие пониманию социального контекста науки и технологий;
- навыки системного мышления для решения сложных задач в изменяющихся условиях;
- понимание инноваций и предпринимательства как связующего звена науки, технологии и бизнеса.
Еще один пример внедрения стандартов CDIO в России представляет Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Данные стандарты образования были внедрены в ТУСУР не в рамках определенной образовательной программы, а в виде организационного механизма, позволяющего студентам с различных кафедр, факультетов и курсов участвовать в разработке общих проектов. Данный механизм получил название «Групповое проектное образование» (ГПО) [18]. Работа над проектами в рамках ГПО начинается с выбора тематики проектирования через поиск и конкурсный отбор идей и предложений. В конкурсе могут принимать участие студенты, аспиранты, сотрудники вузов, представители НИИ и коммерческих компаний. Идеи и предложения могут быть реализованы в форме создания новых наукоёмких изделий, технологий, программных продуктов и услуг, востребованных на рынке. Основные требования, предъявляемые к проекту, - инновационный и / или наукоёмкий характер разработки, а также перспективы коммерциализации проекта. Проект может быть предложен студентами, сотрудниками университета, внешними коммерческими компаниями и предприятиями, заинтересованными в выпуске новой наукоемкой продукции. Для выполнения проектов на каждой кафедре организуются специализированные лаборатории ГПО, в которых оборудо-
128 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
ваны рабочие места для студентов, а также монтажные, макетные, испытательные участки и прочее.
Студенты - участники проектов группируются в творческие коллективы по 5-7 человек. Во главе каждого проекта стоит руководитель, который помогает сформулировать и развить тематику проекта, спланировать сроки и наметить индивидуальные задачи для каждого участника. Работа проектной группы организуется как составная часть учебного процесса подготовки специалистов, бакалавров, магистров. В итоге, на примере разработки реального проекта создания устройств, систем или программных продуктов, ориентированных на дальнейшее их коммерческое использование, происходит практическое закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.
Одной из наиболее самобытных и уникальных моделей подготовки технических специалистов с дополнительными навыками в области предпринимательства и инновационного развития бизнеса является программа «GameChangers» [21], реализованная при поддержке Российской венчурной компании. Данная программа не вошла в представленный в табл. 1 перечень по причине того, что она не базируется ни в одном высшем учебном заведении. «GameChangers» является бесплатной двухгодичной образовательноисследовательской программой об индустрии ИТ, реализуемой для 20 студентов в формате вечернего дополнительного образования. Также программа является площадкой для открытых инноваций, создания бизнес-направлений внутри организаций-партнеров и общения между студентами, представителями компаний, академической среды и медиа.
Программа обучения состоит из:
- занятий с экспертами и ключевыми представителями индустрии информационных технологий, а также академической среды, маркетинга и менеджмента;
- интенсивного обмена знаниями и опытом;
- проектной работы;
- стажировок в ведущих ИТ компаниях, бизнес-инкубаторах и венчурных фондах.
Формирование инновационных компетенций выпускников вузов
129
Цели программы:
- подготовить кадры в области трансфера технологий, управления научными и прикладными исследованиями, образования и предпринимательства;
- сформировать сеть специалистов, хорошо знающих отрасль информационных технологий и ориентированных на работу по развитию российской инновационной экосистемы.
Программа задает набор тем и систему оценки успеваемости студентов. У каждого набора студентов есть куратор, задача которого состоит в обеспечении коллаборативного учебного процесса. Основное содержание формируется самими студентами и гостевыми лекторами в виде семинарских выступлений, дискуссий и соответствующих подготовленных электронных материалов. Для каждого студента выстраивается индивидуальная учебная траектория, чтобы максимально реализовать его индивидуальные интересы и потенциал. Одним из краеугольных камней всей программы является проактивное участие студентов в реализации самой программы, в формировании своей траектории обучения, а также в обеспечении согласованности с траекториями других студентов. Значительная часть материалов, заданий и документации по программе ведется на английском языке. Продолжительность программы - 2 года, разбитые на 4 семестра.
- 1 семестр - занятия проходят в вечернее время раз в неделю по 4 часа (базовое направление - «Введение в ИТ индустрию»), 45 дополнительных встреч, самостоятельная работа - 8-12 часов в неделю.
- 2 семестр - изучение тематических направлений, соответствующих сферам интересов студентов, например: биоинформатика, цифровое производство, экосистемы и предпринимательство, будущее образования и другие. Занятия проходят в вечернее время два раза в неделю по 3 часа (тематические направления) и 6-7 дополнительных встреч. Самостоятельная работа - 8-12 часов в неделю.
- Во время летних каникул студенты программы имеют возможность пройти стажировку в одной из компаний-партнеров.
130 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
- 3 и 4 семестр - реализация выпускных проектов (по желанию студентов и при возможном согласовании с организациями-партнера-ми) и кураторство очередного набора программы. Идея проекта может быть придумана студентами программы, а может быть предложена компанией-партнером, как полноценный заказ, за выполнение которого компания готова платить.
Отсутствие ограничений со стороны академических регламентов и активная вовлеченность в процесс обучения ведущих сотрудников инновационно-ориентированных компаний ИТ отрасли, позволили организаторам этой программы сосредоточится на содержательной стороне процесса обучения и за короткое время (программа была запущена осенью 2010 года) завоевать популярность и уважение среди профессионального сообщества специалистов ИТ-сферы Санкт-Петербурга.
В Московском физико-техническом институте в 2011 году была создана кафедра технологического предпринимательства [14], как интерфейс между малыми инновационными компаниями и институтом. До 2011 года существовало два общеизвестных и широко используемых пути, которыми пользовались компании, желающие привлечь к себе студентов последних курсов МФТИ:
1. Организация собственной кафедры. Эта задача требует значительных ресурсов, а также у компании появляются обязательства ежегодно набирать определенное количество студентов и обеспечивать их не только научной темой, но и научным руководителем.
2. Посещение дней карьеры. Молодой инновационной компании сложно выиграть конкурентную борьбу с другими крупными фирмами и корпорациями, предлагающими надежные перспективы роста, стабильную зарплату, постоянное обучение и другие, интересные для начинающего специалиста условия работы.
Однако, несмотря на небольшой размер и молодость малых инновационных компаний, разрабатываемый в них продукт часто имеет в свой основе научную разработку достаточно высокого по международным меркам уров-
Формирование инновационных компетенций выпускников вузов
131
ня. Это позволяет таким компаниям обеспечить одного, двух или трех студентов научным руководителем и работой направленной на создание коммерческого продукта, достаточной по уровню сложности для защиты на ее основе магистерской диссертации. Для предоставления таким молодым инновационным компаниям доступа к студентам МФТИ была создана кафедра технологического предпринимательства.
На данный момент, любая малая инновационная компания, желающая привлечь в свой проект магистрантов МФТИ, может это сделать предоставив проект, к работе над которым планируется привлечь студента, научную задачу в рамках этого проекта, научного руководителя для студента, а также взять на себя обязательства по выполнению студентом магистерской диссертации. Кафедра технологического предпринимательства МФТИ, со своей стороны, обязуется вовлечь в проект как можно больше студентов в процессе наборной кампании и помочь студентам, отобранным компанией с помощью собеседования, оформить индивидуальный план обучения в соответствии с тематикой проекта. Также студентам кафедры выплачивается стипендия, сравнимая с заработной платой начинающего специалиста, что позволяет им не отвлекаться от учебы в институте и работе над проектом. Ежегодно кафедра выпускает от 10 до 20 студентов.
Образовательный процесс магистранта кафедры технологического предпринимательства МФТИ состоит из 4 частей:
1. Обязательные курсы для всех магистрантов института и обязательные курсы для всех магистрантов факультета, на котором обучается студент (философия, иностранный язык и другие).
2. Дополнительные курсы по тематике проекта. Данные курсы включаются в индивидуальный учебный план студента по рекомендации научного руководителя.
3. Инновационный блок дисциплин, включающий такие дисциплины как системная инженерия, управление проектами, экономика интеллектуальной собственности, прикладная экономика фирмы, институциональная экономика, тренинг по деловым переговорам, проектирование и запуск венчурного предприятия и другие. Задачей дан-
132 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
ного блока является формирование управленческих и предпринимательских компетенций у студентов кафедры. Все практические задания в рамках курсов данного блока выполняются студентами на основе проектов, в которых они работают.
4. Работа в проекте инновационной компании. На первом курсе магистратуры студент работает в компании над проектом в течение одного или двух дней в неделю, и постепенно по мере приближения к концу второго курса магистратуры это время увеличивается до 4-5 дней в неделю (подготовка к защите магистерской диссертации и проектного предложения включаются в работу над проектом). Над одним проектом может работать от одного до трех студентов кафедры одного или разных наборов.
В результате, с самого начала обучения в магистратуре и работы в проекте, студенты выполняют сразу две роли: роль инженера-разработчика и роль управленца-предпринимателя. В первой роли, студент занимается решением научной или инженерной задачи под научным руководством сотрудника компании, и защищает результаты работы по этому направлению на государственной аттестационной комиссии, так же как и в классическом варианте обучения в институте. Во второй роли, студент занимается решением задач, направленных на развитие проекта, как бизнеса. Данные задачи студенту ставит руководитель проекта или компании. Благодаря инновационному блоку дисциплин, студент осваивает необходимые для выполнения этих заданий знания и навыки и, в итоге, защищает результаты работы по данному направлению в виде проектного предложения. Защита проектного предложения проходит на экспертном совете, который по своему составу и функциям похож на состав инвестиционного комитета венчурного фонда. В рамках проектного предложения студент должен предоставить обоснованный план развития проекта как бизнеса и отразить в нем ответы на такие вопросы, как анализ потребности в разрабатываемом продукте, ценностное предложение для различных групп потребителей, ключевые ресурсы проекта, ключевые партнеры проекта, структура издержек, анализ рисков, финансовый план и другие.
Формирование инновационных компетенций выпускников вузов
133
Работа студента в проекте сразу в двух ролях сильно расширяет его кругозор и дает возможность познакомиться со всем спектром ведущих ролей в инновационном высокотехнологичном проекте. В итоге, студент кафедры имеет возможность за два года сделать осознанный выбор в пользу той или иной роли или профессии, которая ему больше понравилась в процессе обучения и работы.
В течение трех лет работы кафедры часть проектов, над которыми работали студенты, остались внутрикорпоративными, малая часть из них была выделена из компании в виде спин-офа и один из проектов был реализован в качестве самостоятельного стартапа, основателем и владельцем которого является выпускник кафедры. Некоторые из проектов были закрыты или переформатированы в результате анализа коммерческой составляющей проекта, проведенного студентами за два года учебы.
В результате проведенного рассмотрения образовательных программ с точки зрения цели и формата можно сделать несколько выводов:
- В последние несколько лет в явном виде проявляется тренд, который выражается в том, что во многих технических вузах пытаются создать систему подготовки специалистов способных разрабатывать и вносить изменения не только в технологические, но и в социальные системы, затрагиваемые в процессе внедрения вновь разработанных технологических решений.
- Отсутствие стандартов деятельности в области инновационного технологического предпринимательства порождает большое разнообразие форм и видов подобных программ. Большинство программ уникально, несмотря на наличие общих черт, однако ряд российских вузов на данный момент приняли решение о внедрении у себя международного стандарта CDIO.
- Одним из ключевых требований к проектам, над которыми работают студенты всех рассмотренных образовательных программ является большая вероятность успешной коммерциализации или благоприятные коммерческие перспективы проекта. Данное требование является нетрадиционным для ведущих технических исследователь-
134 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
ских университетов, где вся система обучения ориентирует студентов практически исключительно на профессиональное развитие в сфере фундаментальной или прикладной науки, а не на коммерциализацию результатов научных исследований и разработок.
- Предпринимаются попытки внедрение командной работы над проектом. На сегодняшний день становится очевидным, что заниматься коммерциализацией каких-то разработок невозможно в одиночку и это всегда требует работы команды, в которой представлены специалисты различного профиля. С другой стороны, на сегодняшний день у вузов нет возможности выдавать студентам диплом о получении высшего образования за единую итоговую аттестационную работу от всей команды студентов. Ситуация осложняется еще сильнее, если единую итоговую аттестационную работу представляют студенты различных направлений обучения или факультетов. Но несмотря на это, каждый из вузов пытается найти свое собственное компромиссное решение, для того чтобы максимально приблизить условия обучения к реальным.
Рассмотрение существующих систем подготовки специалистов показало, что несмотря на отсутствие общих стандартов реализации подобных программ или четких директив инновационной политики в данном вопросе, они похожи друг на друга как в целях, так и в форматах реализации.
Список литературы:
1. OECD Reviews of Innovation Policy. OECD [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.oecd.org/science/inno/oecdreviewsofinnovationpo-licy.htm. (дата обращения: 17.09.2014).
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/mi-nec/activity/sections/innovations/doc20120210_04 (дата обращения: 17.09.2014).
3. Основы предпринимательской деятельности и бизнес-планирования. СФУ Программы ДПО. Сибирский Федеральный Университет [Электрон-
Формирование инновационных компетенций выпускников вузов
135
ный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.sfu-kras.ru/node/2688 (дата обращения: 17.09.2014).
4. Семинары и тренинги. МАИ. Центр начинающего предпринимательства МАИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mai.ru/cnp/ consultations (дата обращения: 17.09.2014).
5. Основы предпринимательства (9 семестр). МГТУ им. Н.Э.Баумана. Кафедра системы обработки информации и управления. МГТУ им. Н.Э. Баумана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iu5bmstu.ru/index. php?title=Категория:Основы_предпринимательства_(9_семестр) (дата обращения: 17.09.2014).
6. Подготовка элитных специалистов в области техники и технологий / П.С. Чубик, А.И. Чучалин, М.А. Соловьев, О.М. Замятина. - М.: Вопросы образования, 2013.
7. Таблица 1. Лучшие вузы по техническим направлениям подготовки [Электронный ресурс] // Журнал «Эксперт». - Режим доступа: http://www.ra-expert.ru/rankmgtable/?table_Mder=/unrversity/top_trainmg_direction/mam (дата обращения: 17.09.2014).
8. География CDIO. Национальный исследовательский Томский Политехнический Университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tpu.ru/education/edu-policy/cdio/about/2 (дата обращения: 17.09.2014).
9. Направление «Менеджмент». Программа «Менеджмент биотехнологий». Экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econ.msu.ru/students/mag/curricula/bio-tech (дата обращения: 17.09.2014).
10. Новая магистерская программа «БИОИНЖЕНЕРИЯ, БИОТЕХНОЛОГИЯ И БИОЭКОНОМИКА». Биологический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.bio.msu.ru/news/view.php?ID=985 (дата обращения: 17.09.2014).
11. Магистерские программы в НГУ Новосибирский Государственный Университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nsu.ru/exp/ magistratura (дата обращения: 17.09.2014).
136 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
12. Инженерная межвузовская магистратура. НГУ и НГТУ Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Новосибирский региональный ресурсный центр» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rcnso.org/napravleniya (дата обращения: 17.09.2014).
13. О кафедре «Инновационное предпринимательство» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Кафедра «Инновационное предпринимательство» МГТУ им. Н.Э. Баумана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ibm.bmstu.ru/ibm7/ (дата обращения: 17.09.2014).
14. Кафедра технологического предпринимательства МФТИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusnano.fizteh.ru (дата обращения:
17.09.2014) .
15. Отдел элитного образования. Томский политехнический университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portal.tpu.ru/departments/ otdel/oeo (дата обращения: 17.09.2014).
16. Специальное инженерное образование СФУ Сибирский Федеральный Университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.sfu-kras.ru/engineering/special (дата обращения: 17.09.2014).
17. Технологическое предпринимательство и развитие инноваций. ИТМО. Магистерский корпоративный факультет. ИТМО [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mkf.ifmo.ru/tpui (дата обращения: 17.09.2014).
18. Групповое проектное обучение (ГПО). ТГУСУР. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tusur.ru/ru/education/edu-process/gpo/ (дата обращения: 17.09.2014).
19. Master Programs. Skolkovo Institute of Science and Technology. Skolko-
vo Institute of Science and Technology [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skoltech.ru/en/admissions/msc-programs (дата обращения:
17.09.2014) .
20. Gordon-MIT Engineering Leader [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.mit.edu/gordonelp/ (дата обращения: 17.09.2014).
21. GameChangers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://game-hangers.ru (дата обращения: 17.09.2014).