УДК 378
ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТОВ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ НА СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
В.А. Першукова, Е.А. Солодкова
Актуализированы необходимость и задачи переподготовки педагогических и руководящих кадров, привлекаемых к экспертизе в сфере оценки качества общего образования. Представлено описание программы профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных организаций «Экспертиза в сфере оценки качества общего образования» в качестве модели формирования экспертных компетен-тностей педагогов. Обоснована актуальность подготовки экспертов в условиях развития единой системы оценки качества образования и региональных систем, охарактеризованы планируемые результаты освоения программы. Дана характеристика структуры и содержания учебных дисциплин. Показана целесообразность реализации программы в образовательных организациях дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: единая система оценки качества образования, региональная система оценки качества образования, экспертиза в сфере оценки качества общего образования, программа профессиональной переподготовки, эксперт в сфере оценки качества образования, совершенствование профессиональной компетентности в сфере оценки качества образования.
Проблема организации и содержания экспертной деятельности педагога в сфере оценки качества образования приобрела в настоящее время особую актуальность в свете решения одной из главных задач государственной политики в области образования - обеспечения качества образования. Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Ф3-273, федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, профессиональных стандартов педагога и педагога-
психолога повлекло за собой целый ряд серьезных изменений в организации и осуществлении профессиональной деятельности педагогических и руководящих кадров, привлекаемых к экспертизе в сфере оценки качества общего образования. Современные требования к качеству деятельности экспертов ставят задачу совершенствования профессионально значимых компетентностей эксперта в сфере оценки качества образования.
Экспертная деятельность в сфере оценки качества образования - это особый вид экспер-тно-аналитической деятельности, для осуществления которой необходимы специальные знания об объекте и предмете экспертизы и профессиональные умения по проектированию, анализу, оценке, контролю и управлению в сфере образования; результатом экспертной деятельности является предоставление мотивированного экспертного заключения [3].
Увеличение спектра оценочных процедур системы оценки качества образования актуализирует необходимость привлечения к ним большего количества экспертов. В сфере образования компетенции в области экспертной деятельности формируются у специалистов разных специальностей: педагогов, педагогов-психологов, иных педагогических работников, госслужащих и др.
Существующее многообразие в определении объектов экспертизы: экспертизе подвергаются проекты, программы, нормативные документы, образовательная среда, образовательные технологии, индивидуальные особенности развития детей и особенности социальной среды, с одной стороны, и неуклонный рост числа процедур оценки качества образования на различных уровнях системы образования, с другой, и определяют особенности подготовки к данному виду деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций.
Такая подготовка, на наш взгляд, должна
включать изучение нормативного, методологического, технологического и компетентнос-тного аспектов экспертной деятельности в образовании.
Изучение нормативного аспекта позволит систематизировать представления о нормативно-правовых основаниях профессиональной деятельности эксперта; определить и закрепить нормативные основания для решения задач экспертизы в сфере оценки качества образования. Нормативное закрепление касается определения нормативных оснований для формирования перечня экспертных процедур, заложенных в структуру оценки качества образования, а также оснований, регламентирующих деятельность экспертов в рамках экспертных оценочных процедур федерального и регионального уровней.
Так, распорядительные документы федерального уровня (Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки), регламентирующие процедуры единой системы оценки качества образования государственная итоговая аттестация обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийские проверочные работы, национальные исследования качества образования, всероссийские олимпиады школьников нормативно закрепляют деятельность экспертов, задействованных в процедурах федерального уровня.
Региональное закрепление регламентов проведения экспертных оценочных процедур осуществляется в соответствии с распорядительными документами регионального уровня (Министерство образования и науки Челябинской области) и, соответственно, определяет порядок привлечения экспертов на региональном уровне.
Знание методологических основ необходимо для системной работы по подготовке, организации, проведению экспертизы в образовании, анализу и интерпретации ее результатов. Оно позволяет объективно оценивать методики отбора и проведения экспер-
тных процедур и их инструментария в соответствии с объектом экспертирования и требованиями профессиональных стандартов; анализировать отчётно-аналитические материалы по результатам анализа и интерпретации результатов экспертизы для принятия управленческих решений; применять различные методы экспертирования в зависимости от объектов и видов экспертизы на различных этапах проведения исследований в сфере оценки качества образования; определять показатели качества образования полученные рамках данных исследований.
Документационное обеспечение деятельности эксперта в сфере оценки качества образования имеет особую актуальность, поскольку оно претерпевает постоянные преобразования в связи с нормативно-правовыми изменениями в сфере оценки качества образования, а также с изменениями в процедурах при проведении экспертных мероприятий. Совершенствование профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников, привлекаемых к экспертизе в сфере оценки качества образования в области документаци-онного обеспечения деятельности должно основываться на:
систематизации представления о нормативных требованиях документационного обеспечения экспертизы в сфере оценки качества образования;
владении понятием документооборота в деятельности эксперта и способностью его организации;
умении заполнять отчетные форм по результатам экспертизы и применять эффективные приемы электронного документооборота при проведении экспертизы;
формировании умений практической работы эксперта с информационно-справочными системами.
Информационная компетентность является составной частью информационной, технологической культуры, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений. Кроме того, информационная компетентность
проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации как в профессиональной педагогической деятельности, так и деятельности эксперта в сфере оценки качества образования.
Информационная компетентность формируется через: систематизацию нормативно-правовых и теоретических представлений педагогических и руководящих работников образовательных организаций об информационной открытости и информационных системам в сфере оценки качества образования; знание методологических основ информационной компетентности эксперта; совершенствование информационной компетентности при работе с федеральными и региональными информационными системами в образовании.
Педагогические и руководящие работники, привлекаемые к экспертизе в сфере оценки качества образования, должны уметь:
применять теоретические знания о нормативных основах функционирования информационных систем и обеспечения информационной безопасности при работе с данными в электронном виде в рамках правовой компетентности;
использовать различные приемы поиска и отбора, анализа и интерпретации информации как фактора совершенствования информационно-управленческой культуры эксперта в сфере оценки качества образования рамках психолого-педагогической компетентности;
применять эффективные приемы работы с данными, полученными из федеральных, региональных информационных систем и открытых ресурсов, при проведении процедур оценки качества образования в рамках методической компетентности;
использовать приемы работы с большими объемам информации в различных формах и видах, выбирать активные стратегии коммуникации в рамках коммуникативной компетентности.
Решение перечисленных задач возможно через профессиональную переподготовку педагогических и руководящих работников образования по различным аспектам экспертизы в сфере оценки качества общего образования стало возможным, прежде всего, в условиях ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (г. Челябинск), так как именно эта образовательная организация содержательно охватывает сопровождение и проведение достаточного спектра оценочных процедур различных уровней системы образования [3].
Цель разработанной и утвержденной в сентябре 2019 г. программы профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества общего образования» (далее -Программа) - содействие в формировании и развитии у педагогических и руководящих работников системы образования компетенции экспертизы в сфере оценки качества образования [2]. Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре и содержанию программы профессиональной переподготовки [4].
Общая трудоемкость данной Программы -250 часов, срок обучения - 1 год. Структура Программы включает восемь учебных дисциплин, четыре из которых - общепрофессиональные и четыре - специальные профессиональные дисциплины (таблица 1), сформированных с учетом необходимости достижения цели и планируемых результатов освоения Программы.
Таблица 1
Наименование учебных дисциплин Программы
Общепрофессиональные дисциплины Специальные профессиональные дисциплины
«Основы деятельности эксперта в сфере оценки качества образования» «11нформационная компетентность эксперта в сфере опенки качества образования»
Общепрофессиональные дисциплины Специальные профессиональные дисциплины
«Методология экспертизы в образовании» «Аналитическая компетентность эксперта в сфере оценки качества образования»
«Технологии экспертизы в сфере оценки качества образования» «Оценочная компетентность эксперта в сфере оценки качества образования»
«Основы профессиональной этики эксперта в сфере оценки качества образования» «Документационное обеспечение деятельности эксперта в сфере оценки качества образования»
Данное разделение дисциплин следует логике формируемых групп компетенций в рамках основной - экспертиза в сфере оценки качества образования. Общепрофессиональные дисциплины развивают, главным образом, такие группы компетенций как правовую, психолого-педагогиче скую, коммуникативную. Специальные профессиональные дисциплины направлены на качественное изменение одной группы компетенций - методической.
Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. При организации учебного процесса большая часть часов отводится на проведение практических занятий с использованием интерактивных методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания. Количество часов на самостоятельную работу в программе составляет 75 часов (30% от общего количества часов). Такое соотношение основывается на достаточном потенциале самостоятельной деятельности и соответствует современным направлениям организации учебного процесса, а также основному принципу андрагогики -приоритетности самостоятельного обучения [1].
В результате обучения по Программе педагогические и руководящие работники, привлекаемые к экспертизе в сфере оценки качества образования, систематизируют представления о нормативно-правовых и методологических основаниях профессиональной деятельности эксперта; овладеют
приемами работы при поиске и отборе, анализе и интерпретации информации из информационных систем и открытых ресурсов; освоят содержание и технологию проведения экспертизы
в ходе национальных исследований качества образования;
в рамках региональных исследований качества образования;
в ходе мониторинга объективности проведения внешних оценочных процедур (МСИ, ВПР, РИКО, НИКО);
в период государственной итоговой аттестации;
в ходе олимпиад школьников; в рамках государственной регламентации образовательной деятельности;
профессионально-общественной в сфере оценки качества образования.
в рамках всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
Таким образом, мы предполагаем, что обучение педагогических и руководящих работников по разработанной ГБУ ДПО РЦОКИО Программе позволит сформировать и развить заявленную компетентность -экспертиза в сфере оценки качества образования, как особо актуальную в условиях развития единой системы оценки качества образования и реализации региональной политики в сфере оценки качества образования.
Программа, созданная на основе комплекса нормативных и концептуальных документов системы образования, в условиях возрастающего количества экспертиз в ходе оценочных
процедур позволит подготовить специалистов с системным пониманием содержания экспертной деятельности. Формирование сообщества экспертов - профессионалов в сфере оценки качества образования обеспечит выполнение социального заказа к системе оценки качества образования.
Список литературы
1. Новые педагогические парадигмы вопросы дидактики и компетентность / М.Г. Романцов, И.Ю. Мельникова, Г.Г. Дани-ленкова [и др.] - М. : Академия естествознания, 2012. - URL: https://monographies.ru/ru/ book/section?id=4892
2. О программе профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества образования» для руководящих и педагогических работников системы образования» : приказ ГБУ ДПО РЦОКИО от 18.09.2019 № 464-ОД - URL: https://rcokio.ru/files/upload/ nmd/prikaz_ekspertiza_oko.pdf (дата обращения: 22.11.2019)
3. Об утверждении Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и Дорожной карты по ее реализации на 2018-2020 гг : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 № 03/3758 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/reg_ conc/koncepciya_rses.pdf (дата обращения: 22.11.2019)
4. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 - URL: http://base.garant.ru/70440506/#ixzz66aUJkjnC
References
1. Novye pedagogicheskie paradigmy voprosy didaktiki i kompetentnost' / M.G. Romantsov, I. Yu. Mel'nikova, G.G. Danilenkova [i dr.] - M. : Akademiya estestvoznaniya, 2012. - URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=48 92
2. O programme professional'noy perepodgotovki «Ekspertiza v sfere otsenki kachestva obrazovaniya» dlya rukovodyashchikh i pedagogicheskikh rabotnikov sistemy obrazovaniya» : prikaz GBU DPO RTsOKIO ot 18.09.2019 № 464-OD - URL: https://rcokio.ru/files/upload/nmd/prikaz_ekspert iza_oko.pdf (data obrashcheniya: 22.11.2019)
3. Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya i Dorozhnoy karty po ee realizatsii na 2018-2020 gg : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 24.12.2018 № 03/3758 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/reg_conc/koncepciy a_rses.pdf (data obrashcheniya: 22.11.2019)
4. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym programmam: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 1 iyulya 2013 g. N 499 - URL: http://base.garant.ru/70440506/#ixzz66aUJkjnC
Сведения об авторах Першукова Вероника Анатольевна -
методист отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Солодкова Екатерина Александровна -начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors Pershukova V.A. - Methodologist of the Department of Scientific Activity Organization, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Solodkova E.A. - Head of the Department of Scientific Activity Organization, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk