УДК 378
ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.Ю. Петрова, С.В. Сайгушкина, Н.В. Поликарпова, Ю.Н. Феофанова, Ю.Б. Шутько
В статье представлен опыт проектно-целевого управления реализацией образовательных программ в учреждении дополнительного профессионального образования, описаны этапы реализации проекта, их специфика, основанная результатах процедур, проведенных в рамках внутренней оценки качества образования.
Ключевые слова: система образования, дополнительное профессиональное образование, образовательные программы, дополнительные профессиональные программы, программа повышения квалификации, внутренняя система оценка качества, проектно-целевое управление, учебный план, годовой календарный учебный график.
Одним из основных видов деятельности учреждения дополнительного профессионального образования является реализация дополнительных профессиональных программ, к которым, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», относятся программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки [4].
В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) реализуются программы повышения квалификации, которые предназначены для педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области.
Дополнительное профессиональное образование сегодня переживает период преобразований правовых, организационных и экономических. Прежде всего это переход на систему договоров с образовательными организациями на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию в рамках реализации государственного задания. Отсюда стремление быстро, в опережающем режиме
реагировать на потребности в образовательных услугах специалистов системы образования Челябинской области. Несомненно, закономерным является обращение к практике проектно-целевого управления реализацией образовательных программ в ГБУ ДПО РЦОКИО.
В общем понимании, проектно-целевой подход - это единая методология распределения ресурсов для достижения поставленной цели (решение проблем), при этом достижение цели имеет измеримые показатели (индикативы), которые обладают объективной способностью позитивного влияния на управляемый объект. Данный подход основан на концепции управления по результатам, такой механизм управления позволяет оперативно реагировать и пересматривать ранее поставленные цели при изменении внешнего окружения [2].
Применение проектно-целевого управления реализацией образовательных программ предполагает, что любая деятельность «начинается с анализа исходного состояния проблемы, выявления тенденций, противоречий и определения способов их преодоления» [1, с. 18].
Реализация образовательных программ в ГБУ ДПО РЦОКИО осуществляется в соответствии с формируемым ежегодно учебным планом ГБУ ДПО РЦОКИО и годовым календарным учебным графиком ГБУ ДПО РЦОКИО. При формировании данных нормативных документов учитываются результаты мероприятий внутренней системы оценки качества ГБУ ДПО РЦОКИО: анализ востребованности реализуемых в ГБУ ДПО РЦОКИО в текущем году дополнительных профессиональных программ и мониторинговое исследование запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО.
Анализ востребованности осуществляется в соответствии с циклограммой проведения мероприятий внутренней системы оценки качества (ВСОКО) ГБУ ДПО РЦОКИО в
январе-феврале каждого года. На данном этапе происходит изучение заявок, поступивших от муниципалитетов Челябинской области на повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций по программам повышения квалификации, реализуемых ГБУ ДПО РЦОКИО в рамках государственного задания на текущий год.
Востребованность реализуемых ГБУ ДПО РЦОКИО дополнительных профессиональных программ рассматривается в двух аспектах. Первый аспект - это обеспечение повышения квалификации по приоритетным направлениям региональной политики в сфере оценки качества образования (повышение квалификации целевых групп по запросу Министерства образования и науки Челябинской области). Второй аспект - это востребованность реализуемых ГБУ ДПО РЦОКИО программ повышения квалификации с позиции отражения текущих запросов специалистов системы образования Челябинской области.
В 2019 году возросло на 20% количество программ повышения квалификации, предлагаемых к реализации учебным планом ГБУ ДПО РЦОКИО на 2019 год (24 программы в 2019 году против 20 - в 2018 году). По запросу Министерства образования и науки Челябинской области в рамках 8 (33%) программ повышения квалификации определен целевой набор 2230 мест (60%). Значительную долю составляют программы повышения квалификации для специалистов, привлекаемых к государственной итоговой аттестации в 2019 году - 1820 человек (49% от всех целевых мест). Из них в рамках 4 программ повышения квалификации пройдут обучение:
330 членов государственной экзаменационной комиссии по проведению ГИА по образовательным программам среднего общего образования;
200 руководителей пунктов проведения экзаменов ГИА-11;
350 руководителей пунктов проведения экзаменов ГИА-9;
380 технических специалистов ППЭ ГИА-
11;
400 технических специалистов ППЭ ГИА-
9;
100 руководителей общеобразовательных
организаций, показавших результаты ГИА-2019 ниже региональных показателей;
60 педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющие высокий процент неудовлетворительных результатов участников ЕГЭ в 2019 г.
В рамках целевого набора продолжено обучение команд по отдельным программам повышения квалификации в рамках приоритетных направлений региональной политики в сфере оценки качества образования: «Управление качеством образования в образовательной организации на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования», «Управление качеством образования в муниципальной образовательной системе на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования».
Впервые в 2019 году по программе повышения квалификации «Экспертная деятельность в сфере государственной регламентации образовательной деятельности» пройдут обучение 60 педагогических и руководящих работников образовательных организаций, специалистов МОУО, претендующих на участие в процедурах и мероприятиях в сфере государственной регламентации образовательной деятельности и третий год - по программе повышения квалификации «Актуальные аспекты управления образовательной организацией во взаимодействии с профсоюзом» - 50 работников образовательных организаций Челябинской областной осуществляющих взаимодействие с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации.
В рамках организации повышения квалификации работников системы образования Челябинской области по целевому набору предусмотрено обучение специалистов из 43 (100%) муниципальных образований, в том числе: муниципальных районов - 27, городских округов - 16 городских округов.
Востребованность, реализуемых ГБУ ДПО РЦОКИО программ повышения квалификации, с позиции отражения текущих запросов специалистов системы образования Челябинской области рассматривается посредствам анализ востребованности реализуемых в ГБУ ДПО РЦОКИО в текущем году дополнительных профессиональных программ. Получен-
ные данные позволяют выявить наиболее востребованные программы повышения квалификации среди слушателей из дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования, а также других образовательных организаций системы образования Челябинской области. Кроме того, проведенный анализ позволяет определить оптимальную трудоёмкость программ повышения квалификации (с точки зрения слушателей), а также наиболее предпочтительную форму обучения [3]. По результатам анализа востребованности реализуемых в ГБУ ДПО РЦОКИО в текущем году дополнительных профессиональных программ разрабатываются предложения по формированию учебного плана ГБУ ДПО РЦОКИО на следующий год.
Проведенный в 2019 году анализ востребованности реализуемых в ГБУ ДПО РЦОКИО дополнительных профессиональных программ показал, что запрос превысил количество плановых бюджетных мест, предоставленных для свободного распределения. В 2019 году этот показатель равен 1093 заявившимся на повышение квалификации, в 2018 году подали заявку 1320 человек, в 2017 году - 1731 человек, а в 2016 году - 870 человек. При этом
следует отметить, что в 2019 году среднее количество человек, заявившихся на одно бюджетное место, предлагаемое к свободному распределению, составило - 1,6 потенциальных слушателей, что ниже показателя 2018 года (2 человека на место).
В ходе анализа заявок напрямую затруднительно выявить предпочтения специалистов образовательных организаций по выбору трудоемкости программ повышения квалификации, поскольку учебный план ГБУ ДПО РЦОКИО на 2019 г. не предполагает возможности такого выбора, однако, наличие 2554 заявки на программы повышения квалификации трудоемкостью от 16 до 24 часов контекстно подтверждает востребованность предлагаемой трудоемкости программ повышения квалификации.
Наиболее предпочтительной формой повышения квалификации согласно данным представленным в таблице 1для потенциальных слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО стала очная с применением дистанционных образовательных технологий 1477 (58%). Формой очного обучения с применением электронного обучения (вебинар) предпочли воспользоваться 722 (28%) потенциальных слушателя, очному обучению отдали предпочтение - 355 человека (14%).
Таблица 1
Сведения о предпочтительной форме повышения квалификации в рамках государственного
задания в 2019 году
№ Наименование ппк Число реализуемых ППК всего, единиц* Численность специалистов, заявившихся на ППК, чел Число ППК, предлагаемых в форме:
очной очной с прнмененне электронного обучения (вебпнар) очной с применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
1 Программы повышения квалификации в том числе (сумма строк2,3): 16 2554 355 7">? 1477
2 Трудоемкостью 16 часов 2 295 30 265 0
3 Трудоемкостью 24часа 14 2259 325 457 1477
Мониторинговое исследование запросов на нии. образовательные услуги потенциальных По результатам исследования запросов,
потребителей, слушателей ГБУ ДПО проведенного в 2018 году, можно сделать
РЦОКИО также проводится ежегодно. Его вывод, что большинство респондентов среди
цель - «обеспечение стратегического управле- предложенных форм обучения наиболее
ния совершенствованием спектра предостав- удобными считают сочетание форм обучения
ляемых образовательных услуг на основе (35%) и очную с применением электронного
внешней оценки соответствия содержания обучения (дистанционные образовательные
реализуемых программ повышения квалифи- технологии) - 30%. Следует отметить, что по
кации запросам потребителей образователь- результатам мониторингового исследования,
ных услуг, современным тенденциям дополни- проведённого в 2017 году, наиболее удобными
тельного профессионального образования» [3, для большинства респондентов являются те же
с. 152]. формы обучения.
В ходе мониторингового исследования В годовом календарном учебном графике
запросов оценивается уровень реализации ГБУ ДПО РЦОКИО на 2019 год в рамках
запросов потребителей образовательных услуг реализации государственного задания, учтены
ГБУ ДПО РЦОКИО (педагогических и руководящих работников образовательных организа-
результаты запросов слушателей значительно увеличилось в сравнении с 2016, 2017, 2018 гг.
ций Челябинской области) по следующим увеличилось количество групп, обучающихся направлениям: комплексная оценка качества с сочетанием форм обучения, в том числе очно образования, обеспечение функционирования с применением электронного обучения (дис-информационных систем и обеспечение танционные образовательные технологии) информационной безопасности в образова- (таблица 2).
Таблица 2
Количество групп, обучающихся в рамках реализации государственного задания в 2016-2019 гг. в разрезе форм обучения
Нз них обучающиеся:
Количество очно с сочетанием форм обучения
групп, обучаю- очно с применением электронного обучения(ве-бинар) очно с применением
№ п/п Год щихся в рамках реализации госу- Кол- % электронного ооуче-нпя (дистанционные
дарственного задания во о оразо в ател ьные технологии)
Кол-во % Кол-во %
1 2016 69 57 83% 4 6% 8 11%
2 2017 64 39 61% 8 12% 17 27%
3 2018 68 34 50% 12 18% 2? 32%
4 2019 77 19 25% 9 11% 49 64%
В то же время в ходе анализа результатов проведенного мониторингового исследования выявилось «проблемное поле». Так, по мнению большинства респондентов, оптимальным объёмом программы повышения квалификации является 72 часа и 36, но большая часть программ, реализуемых ГБУ ДПО РЦОКИО, имеют трудоемкость 24 часа. В ГБУ ДПО РЦОКИО в 2018 году в рамках реализации государственного задания большая часть групп слушателей обучается по программам
повышения квалификации трудоёмкостью 24 часа, в 2019 году трудоемкость большинства программ повышения квалификации сохранена в объеме 24 часов. По данным опроса, проведенного в 2018 году, объём 24 часа оптимальным считают 246 респондентов, что составляет 12% от общего числа опрошенных и меньше на 2% в сравнении с данными опроса за 2017 год. Однако, по мнению разработчиков программ повышения квалификации, такой объем является оптимальным для освоения
программ, носящих междисциплинарный характер.
Среди форм организации занятий со слушателями, по мнению большинства опрошенных в 2018 году, наиболее интересны мастер-класс и практикум по решению образовательных кейсов, но при реализации программ повышения квалификации специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО такие формы использовали редко, поэтому для преодоления профессиональных дефицитов специалистов ГБУ ДПО РЦОКИО, реализующих программы повышения квалификации, в рамках постоянно действующего методического семинара в 2018, 2019 гг. проводится системная работа по повышению уровня: правой, коммуникативной, методической и психолого-педагогической компетентности.
Так же следует отметить, что направления деятельности, в которых респонденты мониторинговых исследований хотели бы удовлетворить профессиональные потребности в ходе освоения программ повышения квалификации, нашли свое отражение в учебном плане ГБУ ДПО РЦОКИО на 2019 год:
- оценка качества образовательных результатов обучающихся (международные исследования, НИКО, ВПР, РИКО, текущий контроль, промежуточная аттестация);
- профессиональный рост педагога посредством аттестации педагогических работников;
- обеспечение информационной безопасности в образовательной организации;
- совершенствование профессионально значимых компетентностей педагога - участника проведения государственной итоговой аттестации обучающихся.
Отдельным аспектом управления реализацией образовательных программ в ГБУ ДПО РЦОКИО является проведение экспертизы соответствия реализуемых и вновь разрабатываемых программ повышения квалификации установленным требованиям к структуре и содержанию дополнительных профессиональных программ ГБУ ДПО РЦОКИО.
Так в 2018 году членами организованной рабочей группы был проведен анализ содержания 22 программ повышения квалификации, включенных в реестр дополнительных про-
фессиональных программ ГБУ ДПО РЦОКИО, который позволил определить направления обновления их содержания с учетом:
1. изменений в нормативной базе, регламентирующей вопросы, в рамках которых осуществляется реализация программ повышения квалификации;
2. основных концептуальных идей и положений, лежащих в основе опыта сетевого межмуниципального взаимодействия для совершенствования муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) по результатам региональной системы оценки качества образования;
3. содержания разработанных в 2018 г. научно-методических пособий и экспертных материалов, необходимых для включения в содержание программ повышения квалификации с целью оптимизации практической работы со слушателями.
В соответствии с Положением о структуре и содержании дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) ГБУ ДПО РЦОКИО определены компоненты программ повышения квалификации, содержательное наполнение которых обновлено: учебный план, учебно-тематический план, рабочая программа, методические рекомендации, формы аттестации и оценочные материалы, список рекомендуемой литературы.
Кроме того, в связи с актуализацией направлений повышения квалификации в 2018 году были разработаны новые программы повышения квалификации:
1. Экспертная деятельность в сфере государственной регламентации образовательной деятельности.
2. Совершенствование управления общеобразовательной организацией в условиях проведения олимпиад школьников.
3. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы в образовательной организации.
4. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы в дошкольной образовательной организации.
5. Информационная компетентность педагога дошкольного образования в условиях
реализации ФГОС дошкольного образования и профессиональных стандартов.
6. Информационная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования и профессиональных стандартов.
Содержательное наполнение обновленных программ повышения квалификации основано на современных нормативных требованиях, отражает актуальные вопросы совершенствования и развития систем оценки качества образования, опыт сетевого межмуниципального взаимодействия для совершенствования МСОКО, а также включает разработанные специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО научно-методические пособия и экспертные материалы.
Таким образом, результативность проектно-целевого управления реализацией образовательных программ можно определить через ряд показателей:
100% выполнение государственного задания ГБУ ДПО РЦОКИО по реализации программ повышения квалификации;
участие в повышении квалификации на базе ГБУ ДПО РЦОКИО специалистов системы образования Челябинской области из 100% (43) муниципалитетов;
корректировки содержания реализуемых программ повышения квалификации с учетом результатов представленного анализа и результатов исследования запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО;
разработки новых программ повышения квалификации, отражающих актуальные аспекты региональной политики в сфере образования.
Кроме того, потенциал проектно-целевого управления позволяет получить по результатам деятельности в рамках проекта и новые положительные эффекты, служащие основанием для развития организации дополнительного профессионального образования [1].
Следует отметить также, что посредством проведения в ГБУ ДПО РЦОКИО вышеуказанных мероприятий в рамках ВСОКО, а также учёта результатов данных мероприятий при планировании и реализации образовательных программ, выполняется требование Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к
содержанию дополнительных профессиональных программ, которое должно определяться «с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование» [4].
Список литературы
1. Баранова, Ю.Ю. Проектно-целевое управление совершенствованием внутренних систем оценки качества образования [Текст] / Ю.Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2017 - №№2(3). - C.17-22.
2. Патрахина, Т.Н. К вопросу о применении проектно-целевого подхода в стратегическом управлении системой образования / Т.Н. Патрахина, // Молодой ученый. - 2015. - №16. - С. 291-293. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/96/21592 -Дата обращения: 03.04.2019.
3. Управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования [Текст]: сборник материалов / под ред. А.А. Барабаса, Ю.Ю. Барановой - Челябинск: РЦОКИО, 2017. -184 с.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_140174 - Дата обращения: 04.04.2019 г.
References
1. Baranova, Yu.Yu. Proektno-tselevoe upravlenie sovershenstvovaniem vnutrennikh sistem otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / Yu.Yu. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya -2017 - J№ 2(3). - C.17-22.
2. Patrakhina, T.N. K voprosu o primenenii proektno-tselevogo podkhoda v strategicheskom upravlenii sistemoy obrazovaniya / T.N. Patrakhina, // Molodoy uchenyy. — 2015. — №16. — S. 291-293. [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: https://moluch.ru/archive/96/21592 - Data obrashcheniya: 03.04.2019.
3. Upravlenie funktsionirovaniem vnutrenney sistemy otsenki kachestva
dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya rabotnikov obrazovaniya [Tekst]: sbornik materialov / pod red. A.A. Barabasa, Yu.Yu. Baranovoy - Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017. -184 s.
4. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174 - Data obrashcheniya: 04.04.2019 g.
Сведения об авторах Петрова Ирина Юрьевна - начальник отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Сайгушкина Светлана Валерьевна -начальник отдела планирования и организации образовательной деятельности, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Поликарпова Надежда Владимировна -методист отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Феофанова Юлия Николаевна - методист отдела планирования и организации образовательной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации
образования», г. Челябинск
Шутько Юлия Борисовна - методист отдела планирования и организации образовательной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors Petrova I.Yu. - Head of the Department of Supporting Internal Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Saigushkina S.V. - Head of the Department of Planning and Organizing Educational Activities, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Polikarpova N.V. - Methodologist of the Department of Supporting Internal Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Feofanova Yu.N. - Methodologist of the Department of Planning and Organizing Educational Activities, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Shutko Yu.B. - Methodologist of the Department of Planning and Organizing Educational Activities, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk