УДК 51:37-3
Д. И. Юнусова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Обоснована актуальность проблемы подготовки будущих учителей математики к инновационной педагогической деятельности. Как средства решения этой проблемы на основе исследований указаны инновационная среда учебно-познавательной деятельности студентов в педагогическом вузе, спецкурс, педагогическая практика.
Ключевые слова: будущий учитель математики, инновационная деятельность, методическая подготовка учителя, инновационная среда, спецкурс.
Abstract. The article substantiates the urgence of the problem of future math teachers training for innovative pedagogical activity. According to the research the author suggests solutions to this problem as follows: studing and learning media for students in a pedagogical university, special course, and pedagogical practice.
Key words: future math teacher, innovative activity, methodological teacher training, innovative media, special course.
Качественная подготовка учителей широкого профиля была и остается приоритетной областью общественной жизни любого государства. В законах Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров» определены основные принципы и направления реализации политики государства в области образования и воспитания будущих граждан страны.
Труды таких мыслителей, как аль-Хорезми, аль-Фараби, Ибн Сина, Бе-руни, Омар Хайям, Ян Амос Коменский, Песталоцци и др., показывают нам взгляды этих ученых на формы, методы, приемы, принципы обучения, требования к учителю-наставнику. Ученые-просветители Востока и Запада одними из первых научно обосновали опытно-наблюдательный, экспериментальный, алгоритмический и другие методы обучения, при этом развивали методы активизации познавательной деятельности, применения знаний на практике, системности и последовательности, логики, индукции и дедукции, эксперимента, сравнения, наблюдения, опыта. Учеными широко использовались следующие принципы: единства единичного, особенного и общего, причинно-следственных связей, посильности, изложения материала от простого к сложному, наглядности и др. А ученые-просветители Запада предлагали следующие приемы, принципы, методы и формы обучения: игровая деятельность в обучении; принцип последовательности в обучении; учет возрастных особенностей детей; учет индивидуальных особенностей ребенка; принцип наглядности; формирование активности ребенка; практическая направленность образования; знание возрастных и индивидуальных особенностей детей; развитие наблюдательности детей, доступность в обучении; соединение обучения с трудом; метод индуктивного и дедуктивного обучения; применение активных методов обучения; самостоятельность мышления и др. [1].
Подчеркивая большое значение ранее проведенных исследований по подготовке учителей математики в педагогическом вузе, отметим, что они
были актуальны для соответствующего периода развития общества и государства. Однако возникновение новых типов учебных заведений, интенсификация обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами, новыми учебными планами и программами, перспективы социально-экономического развития страны обусловили особенности и тенденции развития педагогического вуза, профессионального колледжа, академического лицея и школы.
Исследованиями ученых установлено, что, несмотря на необходимость и неизбежность нововведений в системе образования, прогрессивность многих из них, существуют и альтернативные оценки изменений, сопротивление нововведениям, внедрение в практику важного и полезного не так, как нужно.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Основными критериями эффективности тех или иных новшеств являются следующие: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инноваций в массовом опыте [2].
По утверждению М. С. Бургина, к инновационным процессам «относятся все связанное с передовым педагогическим опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере народного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику» [3, с. 36].
Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды.
В. А. Сластенин, Л. С. Подымова, исследуя вопросы инновационной педагогической деятельности, утверждают, что инновационная деятельность учителя состоит из структурных и функциональных компонентов. Если в структурные компоненты входят мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный компоненты, то критериями инновационной деятельности учителя являются: творческая восприимчивость к педагогическим инновациям, творческая активность, методологическая и технологическая готовность к введению новшеств, педагогическое инновационное мышление, культура общения [2].
Гармонизация интересов общества и личных интересов и мотивов деятельности студентов определяет следующие цели и задачи подготовки учителя математики к инновационной деятельности в организационной структуре целостного педагогического процесса:
— обеспечить подготовку учителя математики на высоком предметном, педагогическом, гуманитарном и методическом уровне с широким спектром реализации профессиональных возможностей для работы в инновационной среде;
— сформировать в ходе педагогического процесса личность учителя-новатора;
— сформировать творческую активность личности будущего учителя математики;
- обеспечить условия для накопления личного опыта инновационной педагогической деятельности.
Проблема теоретического обоснования сущности подготовки будущих учителей математики к инновационной педагогической деятельности в педагогическом вузе, условий, необходимых для ее достижения, в настоящее время еще недостаточно разработана. Кроме того, сложилось определенное противоречие между социальным заказом общества на подготовку будущего учителя и фактическим уровнем его готовности к выполнению профессиональной функции. Как показал научный анализ, возникшее противоречие обусловлено несоответствием:
- между функционированием сложившейся системы подготовки учителей в условиях педвуза и изменением социокультурных требований к деятельности в различных образовательных системах;
- между возрастающими требованиями к подготовке учителей-бакалав-ров и недостаточной дидактической, методической и психологической их подготовленностью к инновационной педагогической деятельности;
- между спецификой подготовки учителей-бакалавров по новым государственным образовательным стандартам и необходимостью создания профессионально ориентированного стиля их учебно-познавательной деятельности, пониманием роли и возможностями каждого преподавателя вуза в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности;
- между объективными потребностями страны в компетентных, интеллигентных специалистах и недостаточным уровнем подготовленности будущих учителей к практической инновационной деятельности в профессиональных колледжах, академических лицеях, школах;
- между разнообразием конкретных условий для осуществления инновационного учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе и отсутствием отработанной системы теоретико-методической подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности, недостаточной вариативностью содержания, форм и методов обучения студентов;
- между сложившейся в традиционном вузовском образовании ориентации педагогической практики на формирование практических умений и навыков педагогической деятельности, основанной на копировании студентами деятельности учителя, и необходимостью успешного решения в ходе непрерывной практики задач индивидуального развития личности каждого студента, формирования готовности к творчеству, к восприятию и созданию новшеств.
Технология подготовки учителей различных учебных дисциплин постоянно находится в центре внимания специалистов. По мнению М. Б. Шаш-киной, в процессе предметной подготовки в педвузе студент - будущий учитель математики должен быть вовлечен, с одной стороны, в деятельность по овладению математическими знаниями, умениями, навыками; с другой - в учебную деятельность, в процессе которой будущий учитель «учится учиться», где происходит формирование его готовности к профессиональному самообразованию; с третьей - в квазипрофессиональную деятельность, в процессе которой усваиваются элементы основных профессиональных умений и навыков учителя математики [4]. Под квазипрофессиональной деятельностью автор понимает деятельность студентов, в ходе которой реализуются связи
изучаемых математических дисциплин с будущей профессиональной деятельностью учителя математики.
На наш взгляд, вовлечение студента в квазипрофессиональную деятельность на основе инновационной учебно-познавательной деятельности будет способствовать осуществлению межпредметных связей математических, психолого-педагогических дисциплин, методики преподавания математики и спецкурсов, направленных на формирование готовности будущего учителя математики к инновационной педагогической деятельности, а также решению проблемы изолированности вузовских математических дисциплин от методики преподавания математики в инновационной среде.
Подготовку будущих учителей математики к инновационной педагогической деятельности, по нашему убеждению, обеспечивают следующие факторы:
1) проявление интереса к избранной педагогической профессии;
2) знание требований, предъявляемых к современному уроку;
3) формирование мотивации и устойчивого стремления к инновационной педагогической деятельности;
4) понимание особенностей инновационного учебного процесса, его места в общей системе работы учителя-бакалавра;
5) целенаправленное восприятие, осмысление и запоминание теоретических основ инновационной деятельности как наиболее важного в педагогической деятельности;
6) систематическая самостоятельная работа над изучением дидактической, методической литературы, опыта работы учителей-новаторов;
7) разнообразная практическая деятельность по приобретению необходимых умений и навыков организации инновационной учебной работы с учащимися;
8) самооценка результатов своей инновационной педагогической деятельности;
9) активное внедрение инноваций в подготовку и проведение внеаудиторной работы, пополняющей объем практических знаний студентов;
10) умение будущих учителей математики работать целеустремленно, ответственно, творчески в учебно-познавательной деятельности инновационной среды высшего педагогического образования и в создании такой среды.
Инновационная учебно-познавательная деятельность студентов - это процесс, направленный на решение различных учебных задач, в результате которого студент овладевает определенной системой знаний, умений, навыков, способов инновационной педагогической деятельности. Кроме того, в процессе этой деятельности формируется комплекс качеств творческого характера будущего учителя-новатора, которые в дальнейшем послужат основой проявления готовности и способности к системному и осознанному использованию полученных знаний, умений и способов инновационной деятельности в будущей педагогической деятельности, дальнейшему профессиональному самообразованию и самосовершенствованию.
Как отмечает Р. А. Низамов, «творческая активность - это сложное отношение человека к действительности, комплекс его свойств, где в единстве выступают интеллектуальные, волевые, эмоциональные процессы. Творческая активность есть стремление студента проникнуть в сущность изучаемых вещей, явлений, стремление к применению новых приемов преодоления за-
труднений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания, решения задач» [5, с. 38].
Обобщив и переосмыслив вышесказанное, мы считаем, что для творческой личности будущего учителя математики характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творческую учебно-познавательную, мотивационную, научную активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем резерва творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть желаемых творческих результатов в инновационной педагогической деятельности.
Студенты также должны знать, что творчество учителя базируется на следующих главных психолого-педагогических факторах:
- понимании цели и задач педагогической деятельности, ее социальной необходимости и целесообразности;
- умении программировать желаемые результаты и четко планировать деятельность на разных этапах;
- умении отбирать и творчески использовать наиболее эффективные формы и методы деятельности; вносить свои элементы нового, оригинального;
- умении постоянно прослеживать результаты своей работы и делать из них соответствующие выводы.
Все компоненты психолого-педагогической, математической и методической подготовки к инновационной педагогической деятельности взаимосвязаны и составляют интегрированную целостность, включающую: главный объект изучения - инновационный педагогический процесс, в котором взаимодействуют педагог и студент, содержание инновационного обучения и воспитания, личность учителя и учащегося; единую направленность содержания - закономерности развития, обучения, воспитания учащихся в инновационной среде, пути научной организации инновационного учебно-воспитательного процесса в учебном заведении; активное взаимодействие с инновационной средой (постоянная корректировка содержания, форм и методов преподавания математики в соответствии с требованиями общества к школе, колледжу, лицею, учителю и изменениями в содержании педагогической деятельности); систематическую тесную связь вузовского преподавания с практикой школы, научный анализ передового инновационного педагогического опыта.
Анализ научных работ, проведенная нами экспериментальная работа по подготовке будущих специалистов к инновационной деятельности показывает, что основными средствами подготовки будущего учителя математики к инновационной деятельности являются:
- инновационная среда учебно-познавательной деятельности студентов в вузе не только по психолого-педагогическим, но и по математическим дисциплинам;
- спецкурс, направленный на формирование теоретических и практических знаний и умений инновационной педагогической деятельности;
- непрерывная педагогическая практика студентов в школах, в колледжах и в академических лицеях, направленная на осмысление инновационной педагогической деятельности учителя математики.
Спецкурс по инновационной деятельности учителя математики занял важное место в нашей системе подготовки будущего учителя к инновационной деятельности. Он способствовал, во-первых, углублению теоретических
знаний студентов по инновационной педагогике, во-вторых, вооружению их практическими умениями и навыками инновационной деятельности, в-третьих, приобщению студентов к научно-исследовательской работе и, в-четвертых, развитию инновационного педагогического мышления.
При разработке программы спецкурса мы руководствовались следующими основными требованиями: содержание спецкурса должно быть адекватно сущности и структуре инновационной педагогической деятельности учителя математики; необходимо выполнение студентами специальных заданий, направленных на формирование у них инновационных профессионально-педагогических умений и навыков, а также профессионально значимых качеств личности учителя-новатора.
Работа в спецкурсе подразделялась на следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные части:
1) теоретическое изучение основ инновационной педагогической деятельности учителя математики, знакомство с основной и дополнительной литературой; выбор темы по изучению формы или метода инновационной деятельности для самостоятельного теоретического и практического осмысления;
2) самостоятельное изучение и сбор фактического материала по избранной теме; проектирование и подготовка учебного процесса на основе избранной инновации;
3) осуществление инновационной педагогической деятельности - презентация урока; корректировка, самооценка, оценка инновационной деятельности студента;
4) осуществление инновационной педагогической деятельности во время педагогической практики.
Отработка контрольных работ студентов по спецкурсу, анализ учебнопознавательной деятельности студентов, наблюдение за ними в процессе педагогической практики позволили сделать следующие выводы:
1. Тесная связь спецкурса с будущей профессиональной деятельностью обусловила высокий интерес к инновационной педагогической деятельности.
2. На основании знаний, полученных при изучении обязательных пси-холого-педагогических, математических дисциплин и данного спецкурса, студенты могут прогнозировать свою перспективную инновационную педагогическую деятельность и описывать свое поведение в конкретной инновационной среде.
3. Проведение спецкурса открывает большие возможности для синтезирования знаний по психолого-педагогическим, математическим дисциплинам и установления тесной связи между теорией и практикой.
4. Настоящий спецкурс дает возможность реализовать целостный подход к анализу инновационной педагогической деятельности и формированию личности учителя-новатора, что вооружает студентов методологией инновационной педагогической деятельности, т.е. такой научной теорией, которая лежит в основе практики, и без чего не может быть овладения педагогическим мастерством.
5. Проведение спецкурса позволило также установить, что ценности для будущего учителя-новатора порождаются в глубоком изучении, осмыслении своей инновационной педагогической деятельности, представленной в теории, и в процессе ее непосредственного осуществления на практике.
Так как понятийная номенклатура «инновации в образовании», «инновационная деятельность», «инновационная педагогическая деятельность учителя математики», «бакалавриат», «педвуз», «Республика Узбекистан» до сего времени не была предметом пристального научного рассмотрения и так как в Узбекистане в период независимости начали функционировать новые для страны типы учебно-воспитательных учреждений (академический лицей, профессиональный колледж), новые направления высшего образования (бакалавриат, магистратура), опыт работы которых еще недостаточно изучен и обобщен, вследствие чего теоретически не осмыслен и экспериментально не апробирован, то постановка научно-исследовательской проблемы, ориентированной на подготовку будущих учителей математики к инновационной педагогической деятельности в системе бакалавриата высших педагогических учебных заведений Узбекистана, весьма актуальна.
Список литературы
1. Юзликаев, Ф. Р. Интенсификация процесса дидактической подготовки будущего учителя в педагогическом институте : моногр. / Ф. Р. Юзликаев. - Ташкент : Фан, 1995. - 203 с.
2. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М. : Магистр, 1997. - 224 с.
3. Бургин, М. С. Инновация и новизна в педагогике / М. С. Бургин // Советская педагогика. - 1989. - № 2. - С. 36-40.
4. Шаш кина, М. Б. Содержание учебно-познавательной деятельности студентов -будущих учителей математики в процессе предметной подготовки / М. Б. Шаш-кина. - иКЬ: www.kspu.ru/uop7/art_show.php?
5. Низамов, Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р. А. Низамов. - Казань : КГУ, 1975. - 302 с.
Юнусова Дильфуза Исраиловна
кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра математики и методики ее преподавания, Ташкентский государственный педагогический университет (Узбекистан)
E-mail: dilfuza.yunusova@mail.ru
Yunusova Dilfuza Israilovna Candidate of physical anf mathematical sciences, associate professor, sub-department of mathematicals and math teaching methodology, Tashkent State Pedagogical University (Uzbekistan)
УДК 51:37-3 Юнусова, Д. И.
Подготовка будущих учителей математики к инновационной педагогической деятельности / Д. И. Юнусова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1 (21). -
С.167-173.