готовки студентов в условиях модернизации инженерного бакалавриата / Н.В. Патяева, Е.Б. Михайлова // Приволжский научный журнал. 2015. №3 (35). С. 252256.
4. Русанов Е. К. Требования рынка труда к специалистам со знанием иностранного языка / Е.К. Русанов // Ярославский педагогический вестник: Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 4, Т. 1. С. 146-150.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство: утв. 31.05.2017 № 481 / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. М, 2017. 31 с.
Пиджоян Л.А.
подготовка Будущих педагогов-музыкантов в вузе к реализации музыкально-просветительских проектов (из опыта егу им. и.А.БунинА)
Компетентного специалиста в области музыкальной культуры и образования отличает владение широким спектром компетенций, готовность вести образовательную, музыкально-исполнительскую, просветительскую деятельность, а также профессиональная мобильность, позволяющая успешно адаптироваться в динамично изменяющихся социокультурных условиях. Стоит отметить, что основные требования и концептуальные положения об универсальных способностях педагога - музыканта, сформулированные в педагогике музыкального образования еще в двадцатом столетии, не теряют актуальности и сегодня, подчеркивая многогранность профессиональной деятельности будущего специалиста.
Музыкант «широкого профиля», отмечает Г.Круглова, обладающий широкой эрудицией, профессиональной мобильностью, стремлением к расширению профессиональных и культурных интересов, способностью к самосовершенствованию и саморазвитию, способен отвечать на социокультурные вызовы современной действительности XXI века. Этим обусловливается необходимость переосмысления традиционных представлений о профессии музыканта, ее роли и месте в российском обществе [4].
Содержание высшего музыкально-педагогического образования на современном этапе ориентировано на подготовку компетентных, квалифицированных
педагогов-музыкантов, готовых выполнять разнообразные профессиональные функции в области образования, социальной сферы и культуры. важно особенно отметить, что именно культурно-просветительская работа пронизывает все многогранные сферы будущей профессиональной деятельности педагога-музыканта. в связи с этим вполне правомерно акцентировать внимание сегодня на просветительской миссии педагога-музыканта, способного решать важнейшие задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием участников социума и формированием массовой аудитории для адекватного восприятия достижений музыкальной культуры.
успешность и эффективность музыкально-просветительской деятельности во многом определяется наличием подготовленных компетентных специалистов в данной области.
К исследованию различных аспектов готовности профессиональных кадров к организации музыкально-просветительской работы обращались многие известные педагоги-музыканты: О.А.Апраксина [1], Л.г.Арчажникова [2], Д.Б.Кабалевский [3], Л.А.Рапацкая [4], [5], Е.Н.Яковлева [12],[13],[14].
в последние десятилетия отечественные исследователи обращаются к изучению вопроса организации музыкально-педагогической деятельности, где данный вид представлен в аспекте функционирования концертно-филармонических организаций (Савельева Н.Л.) [10]; изучаются методические аспекты организации концертно-просветительской деятельности преподавателей музыкальных колледжей (мельникова Л.Л) [6]; проблемы возрождения традиции музыкального просветительства в молодежной среде на материале региональной культуры (Тулинова О.в., Яковлева Е.Н) и др. [11], [12].
Рассмотрение проблемы подготовки будущего педагога-музыканта в вузе к реализации музыкально-просветительских проектов представляется возможным на основе взаимодействия культурологического, средового, личностно-деятель-ностного, компетентностного подходов.
Так, средовой и культурологический подходы (м.Я. виленский, в.п. Зин-ченко, И.Ф. Исаев, м.С. Каган, Л.И. Новикова, Ю.С. мануйлов, в.Я. Ясвин и др.) позволяют рассмотреть готовность будущего педагога-музыканта в вузе к музыкально-просветительской деятельности в контексте уникальности культурно-образовательного пространства города и региона, а также с учетом культурно-образовательного потенциала университетской среды.
Личностно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Н.в. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.в. мудрик и др.), в основе которого лежит идея развития личности через деятельность, акцентирует внимание на формировании музыкально-просветительских умений и навыков в процессе подготовки будущего педагога-музыканта в вузе.
Компетентностный подход (г.Б. голуб, И.А. Зимняя, А.К. маркова, м.м. митина и др.) способствует решению исследовательской задачи с учетом требований, предъявляемых к современному педагогу - музыканту и позволяет раскрыть специфику его будущей профессиональной деятельности.
Подготовку музыкантов-просветителей невозможно представить без активного вовлечения будущих специалистов в региональное культурно-образовательное пространство, представленное музыкально-просветительской деятельностью учреждений образования, культуры и искусства, культурно-историческим контекстом, выдающимися представителями музыкальной культуры. Изучение, сохранение и популяризация регионального культурного наследия, «погружение» будущих специалистов в активную культурно-музыкальную жизнь города и области (участие в организации и проведении творческих программ и конкурсов, проектах, фестивалях, культурно-событийных мероприятиях, тематических вечерах в музеях и библиотеках) позволяет смоделировать будущую музыкально-просветительскую деятельность еще на этапе вузовской подготовки.
Важно подчеркнуть: просветительская деятельность организуется традиционно в конкретном регионе, в контексте его музыкально-образовательного пространства и, с характерной только для него, культурно-исторической атмосферой. Без учета этой специфики довольно проблематично говорить о результативности просветительской деятельности. Именно знание региональной культуры и культурных традиций является одной из важнейших профессиональных характеристик будущего специалиста-просветителя.
возникшая острая необходимость в создании в регионах России постоянно действующих музыкально-просветительских центров, акцентирует внимание на особой миссии университета в популяризации просветительства. Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина довольно часто является источником новых творческих идей, культурно-просветительских и музыкально-образовательных проектов, фестивалей (Международный фестиваль им. Т.Н.Хренникова, межрегиональный туристский событийный фестиваль «Антоновские яблоки», межрегиональный фестиваль вокально-хоровой музыки «Она жива, великая Россия», конкурс народного творчества «Играй, гармонь елецкая»).
Социокультурная среда данного вуза обладает не только образовательным, но и «культуротворческим» потенциалом за счет накопленного опыта, сложившихся традиций, а также способности формировать единое межкультурное пространство с целью реализации личностно-творческого потенциала и развития профессиональных качеств обучающейся молодежи. Акцентируя внимание на важнейшей роли образовательного учреждения в личностном становлении, Д.С. Лихачев отмечал: «университет - это не столько здание, библиотека, компьютеры, и даже не столько преподаватели и студенты, сколько человеческая общность, базирующаяся на тех или иных ценностях. Каковы ценности - такова общность» [5, с.293].
Рассматривая вузовскую подготовку педагога-музыканта в контексте готовности к организации музыкально-просветительской работы, необходимо отметить, что процесс формирования компетенций, знаний, умений сложный и длительный. Успешное освоение студентами дисциплин профессионального и гуманитарно-социального циклов становится прочной основой просветительской деятельности будущего педагога-музыканта. Преподаватели вуза ориенти-
руют обучающихся на формирование:
- базовых знаний основных закономерностей историко-культурного развития человечества, широкой осведомленности в предметной области;
- ценностных основ просветительской деятельности;
- навыков использования различных форм и видов коммуникации; анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем;
- умений и навыков проектирования и организации учебной урочной и внеурочной деятельности обучающихся; использования современных технологий в процессе образовательной и просветительской деятельности;
- готовности организовывать музыкально-образовательный процесс с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей обучающихся различного возраста.
Специальные музыкальные дисциплины (история музыки, класс основного музыкального инструмента, вокальная подготовка, хоровой класс и т.д.) способствуют развитию специальных профессиональных компетенций, среди которых:
- способность анализировать отечественные и зарубежные музыкально-педагогические концепции в контексте развития историко-педагогического процесса в сфере музыкального образования;
- владение музыковедческими знаниями: умение анализировать музыкальные сочинения различных направлений, жанров, форм, стилей, а также представить словесный комментарий в доступной и интересной форме в соответствии с возрастом обучающихся;
- владение музыкально-исполнительскими способностями (инструментальными, вокальными, вокально-хоровыми и т.д.);
- способность осуществлять вокально-хоровую, хормейстерскую работу с детьми различных возрастов;
- способность организовывать различные виды и формы музыкально-просветительской деятельности.
С целью формирования готовности будущего педагога-музыканта к реализации музыкально-просветительских проектов в Елецком государственном университете им. И.А.Бунина разработаны и внедрены в образовательный процесс программы, помимо обязательных дисциплин вариативной части учебного плана, ряд курсов по выбору и факультативов, среди которых «музыкально-просветительский практикум», «Организация досуговой деятельности детей», «Историко-культурное наследие Ельца и Липецкой области», «музыкальное краеведение», «Технологии культурно-просветительской деятельности».
Как показывает практика, широкий спектр дисциплин по выбору позволяет познакомить обучающихся:
- с историей становления музыкального просветительства и музыкально-просветительских институтов в России и за рубежом;
- с основными формами и видами музыкально-просветительской деятельности, спецификой и особенностями их организации и проведения;
- с современными технологиями реализации просветительской деятельно-
сти в музыкальном образовании;
овладеть навыками и умениями:
- музыкально-исполнительской, лекторской, организаторской деятельности в процессе осуществления музыкально-просветительской работы с различной возрастной аудиторией;
- использования возможностей современных информационных и коммуникационных технологий в осуществлении музыкально-просветительских мероприятий;
- вовлечения обучающихся различного возраста в различные музыкально-просветительские мероприятия;
- планирования, организации и проведения музыкально-просветительских проектов (концерт, литературно-музыкальная композиция, музыкальный лекторий и др.).
Обращая внимание на практико-ориентированную функцию профессиональной подготовки обучающихся вуза, необходимо отметить: комплекс знаний и умений, получаемых ими в ходе изучения дисциплин, должен претворяться в содержании и внеаудиторных видов деятельности. вовлечение студентов в различные формы внеаудиторной деятельности способствует развитию просветительских навыков, формированию музыкально-исполнительских умений, лекторского искусства, а также развитию организаторских и проектировочных способностей обучающихся.
К разнообразным формам музыкально-просветительской работы традиционно относят культурно-просветительские и музыкально-образовательные мероприятия, распространяющие музыкальные знания и приобщающие людей различного возраста к достижениям художественной культуры. Каждая из них имеет свои особенности не только в плане организации и проведения, но и в процессе восприятия зрителями представленного музыкального материала.
Рассматривая музыкально-просветительскую деятельность в историческом контексте, стоит отметить, что многие ее формы, используемые в настоящее время, прошли определенный путь становления и развития. В исследовании Е.Н.Яковлевой представлена классификация основных видов музыкального просветительства, акцентирующих внимание на форме, объеме, организационной сложности, тематике, аудитории, социально-экономическом статусе, жанрах, музыкально-исполнительском составе, связи с медиа-пространством. Автор дает краткие комментарии к различным видам и формам: концерту, музыкально-просветительскому салону, литературно-музыкальной гостиной и т.д. Культурно-просветительский проект, по мнению исследователя, представлен культурно-просветительскими мероприятиями, включающими экскурсии, выставки, творческие встречи, цикл концертов, концертные марафоны, фестивали [14].
Сложившаяся традиция в системе музыкального образования - объединения подготовки педагога-музыканта в вузе с концертной практикой позволяет активно вовлекать обучающихся в различные музыкально-просветительские проекты (концертные программы, музыкальные гостиные, творческие, исполни-
тельские конкурсы, фестивали и т.д.).
важную роль в формировании умений, связанных с музыкальным просветительством, занимает «Студенческая филармония» как творческое объединение студентов и преподавателей, занимающихся организацией и проведением музыкальных программ для школьников и студентов.
Основой музыкально - просветительской деятельности данной филармонии являются тематические концерты («музыкальный мир романтизма», «музыка 20 века», «музыка военных лет», «Сказка в музыке» и мн.др.). Обучающиеся выступают в роли организатора, солиста, участника хора или ансамбля, обретая бесценный опыт сценических выступлений, так необходимый для будущей педагогической и концертно-просветительской деятельности.
Студенческая филармония, организованная на кафедре музыкального образования, несмотря на свой скромный статус, выполняет важнейшую просветительскую, воспитательную и образовательную функции. Организуемые концерты, в основе которых положена определенная концепция - художественная идея, объединенные тематическим, жанровым принципом, позволяют планомерно выстраивать репертуарную политику, способствуют раскрытию творческого потенциала исполнителей.
Активное участие в концертной деятельности «Студенческой филармонии» стимулирует обучающихся к пополнению своего музыкально-теоретического багажа, положительно влияет на повышение музыкально-исполнительского мастерства, способствует освоению методических и практических аспектов организации различных форм музыкально-просветительской деятельности. многолетняя практика организации таких концертных программ позволила сделать следующие выводы: у студентов и преподавателей появляется личная заинтересованность в дальнейшем профессиональном совершенствовании, предоставляются широкие возможности для творческой самореализации каждого обучающегося в университете, повышается их успеваемость.
Как известно, одной из самых масштабных форм музыкального просветительства, является фестиваль. по инициативе музыкально-педагогического факультета Егу им. И.А.Бунина (в настоящее время - музыкальное отделение) с 2009 года организуется международный фестиваль-конкурс творческой молодежи им. Т.Хренникова, в котором принимают участие творческие коллективы, ансамбли и солисты из России и зарубежных стран.
Столь масштабное культурное событие организуется один раз в два года и носит имя известного земляка не случайно. Культурная жизнь древнего города ельца неразрывно связана с именем выдающегося композитора Т.Н.Хренникова. Его многогранный талант позволял вести не только композиторскую и исполнительскую деятельность, но и активно заниматься сохранением и развитием музыкальной и художественной культуры родного края. На протяжении многих лет композитор сотрудничал и помогал преподавателям и студентам музыкально-педагогического факультета в их концертной и творческой деятельности, поддерживал юных музыкантов провинциального города, являлся организатором
незабываемых концертов.
Обучающиеся университета - будущие педагоги-музыканты выступают как в роли участников-исполнителей, так и в роли организаторов фестиваля. Как известно, такие масштабные мероприятия требуют огромной организационной работы, связанной со встречей, размещением, сопровождением гостей.
Традиционно свое участие подтверждают творческие коллективы (академические, народные, эстрадные) и солисты Липецкой, Орловской, Курской, Белгородской, Воронежской областей, гг. Санкт-Петербурга, Москвы, Белгорода, Таганрога и зарубежных стран (Болгария, Казахстан). Из года в год география участников фестиваля расширяется. В разные годы в работе фестиваля принимали участие видные деятели искусств (Леонид Милованов, Виктор Хайкин, Борис Тевлин, Маргарита Сорокина, Петер Петров (Болгария) и мн.др.). В 2017 году прошел юбилейный V фестиваль, участниками которого стали 85 коллективов, а количество заявок превышало число 700.
Обучающиеся-студенты и все участники фестиваля всегда воспринимают его как торжественное, праздничное действо. Участие в подобного рода мероприятиях способствует культурно-творческому обмену между исполнителями, налаживанию творческих связей. Мастер-классы, творческие встречи с именитыми педагогами-музыкантами расширяют границы музыкального кругозора участников, способствуют осмыслению собственных профессиональных позиций и взглядов.
В процессе организации и проведения фестиваля предполагается активное сотрудничество и взаимодействие с различными учреждениями - общеобразовательными школами, школами искусств, колледжами искусств, институтами искусств и культуры, академиями музыки, культурно-досуговыми центрами и т.д. Столь масштабные культурно-просветительские мероприятия в целом положительно влияют на музыкально-образовательный и общекультурный уровень подрастающего поколения, воспитывают заинтересованного слушателя, способствуют выявлению творчески одаренных детей, а также вовлекают большое количество детей и взрослых в творческую деятельность.
Резюмируя вышесказанное необходимо отметить: в процессе обучения в вузе необходимо готовить студентов к осуществлению музыкально-просветительской деятельности, организуя процесс профессиональной подготовки так, чтобы просветительство рассматривалось не как отдельная сторона будущей деятельности, а как закономерность его профессии. Осознание особой роли музыканта-просветителя сегодня определяет новые подходы и формы работы с обучающимися вуза. Освоение образовательной программы, факультативных курсов и курсов по выбору, активное участие в концертно-просветительской деятельности, наличие опыта в организации и проведении творческих конкурсов и фестивалей, являются важнейшими показателями, определяющими степень готовности будущего педагога-музыканта к осуществлению музыкально-просветительской деятельности в современных социокультурных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983. - с.224.
2. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: кн. для учителей // Л.Г.Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
3. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? - М.: Просвещение,
1989.
4 Круглова М.Г. Профессиональная подготовка музыканта широкого профиля как проблема современного музыкального образования // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2016. № 8(26). URL: http://7universum. com/ru/psy/archive/item/3466 (дата обращения: 16.08.2018).
5. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб.,
2006.
6. Мельникова Л.Л. Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе: ав-тореф.дис. ...канд. пед. наук.: 13.00.02. -М., 2005.
7. Мансурова А.П. К вопросу содержания модели профессионального музыканта широкого профиля // Вестник МГУКИ. - 2013. - № 1 (51). - С. 191-196.
8. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителей музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: автореф.дис. ...д-ра пед. наук. - М., 1991.
9. Рапацкая Л.А. Культурологический подход как методологическая основа подготовки педагога-музыканта широкого профиля // вопросы музыкальной культуры и образования. Сборник научных трудов.- М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. - Вып. 7. - С. 3-8.
10. Савельева Н.Л. Музыкальное просветительство в деятельности концер-тно-филармонических организаций. Теория, история, практика: автореф. дис. ...канд.иск.:17.00.09. Саратов, 2013.
11. Тулинова О.В. Организация музыкально-просветительской работы в школе: учебно-методическое пособие. - Вып. 3.: Музыкальная буниниана. -Елецкий государственный университет., 2016. - 76 с.
12. Яковлева Е.Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области): автореф. дисс. ... докт. искусств. - Саратов, 2016.-59 с.
13. Яковлева Е.Н. К вопросу о методическом подходе по обучению студентов музыкально-просветительской деятельности (учебно-организационная работа) // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1.;URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=20296 (дата обращения: 19.09.2018).
14. Яковлева Е.Н. Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности. //Научный журнал Куб ГАУ, № 117 (03), 2016 г.