Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / бакалавриат / магистратура / внеклассная работа / кружок / клуб / секция / студия / театр / мастерская / формы внеклассной работы / индивидуальная форма / групповая форма / массовая форма / students / bachelor’s degree / master’s degree / extracurricular work / circle / club / section / studio / theater / workshop / forms of extracurricular work / individual form / group form / mass form

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С А. Павлова, Г С-х Дудаев

В статье рассматриваются особенности внеклассной работы и её роль в обучении школьников, а также формы организации внеклассной работы: кружок, клуб, секция, студия, театр, мастерская. В современной профессиональной подготовке будущих педагогов необходимо уделять особое внимание формированию необходимых знаний, навыков организации внеклассной воспитательной работы со школьниками с учётом современных реалий социума. Сделан вывод о том, что при выборе содержания и организации форм всегда нужно обращать внимание на возрастные и индивидуальные особенности учеников, а также учитывать психологические особенности не только отдельно взятого ученика, но и всего коллектива, то есть уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства. При профессиональной подготовке будущих педагогов необходимо готовить их к использованию технологий воспитательной работы как в условиях бакалавриата, так и в магистратуре. Особенно надо уделять пристальное внимание методике организации инновационных воспитательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR THE ORGANIZATION OF EDUCATION OF SCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF PROFESSIONAL TRAINING

The article discusses features of extracurricular work and its role in the education of schoolchildren, as well as the forms of organization of extracurricular work: circle, club, section, Studio, theater, workshop. In modern professional training of future teachers, it is necessary to pay special attention to the formation of the necessary knowledge and skills for organizing extracurricular educational work with students, taking into account the modern realities of society. It is concluded that when choosing the content and organization of forms, it is always necessary to pay attention to the age and individual characteristics of students, but also to take into account the psychological characteristics of not only an individual student, but also the entire team, that is, the level of its development, the degree of organizational, psychological, intellectual and emotional unity. In the professional training of future teachers, it is necessary to prepare them for the use of educational technologies as in the conditions of a bachelor’s and master’s degree. It is especially necessary to pay close attention to the methods of organizing innovative educational technologies

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

на включать в свой состав проектно-исследовательские технологии, поскольку без них она не может быть полноценной и считаться гармонично развитой, а такие технологии, в свою очередь, должны ориентироваться на развитие профессиональной сферы человека соответственно.

В заключительной части работы хотелось бы отметить, что «миссией» про-ектно-исследовательской культуры является не просто развитие профессиональных способностей студента, но и активизация у него познавательной активности к окружающей действительности и к самому себе. Особенно важно заметить, что такая деятельность позволяет ему актуализировать собственные силы и умения, а также выстраивать новые концепции взаимодействия с окружающей действительностью. Таким образом, она выполняет сразу несколько функций: профессионально ориентированную, личностно-систематизирующую, мотиваци-онно-прикладную.

В ходе такой деятельности у человека формируется интерес к получению знаний, активизируется механизм, отвечающий за желание приобретения регулярного и непрерывного образования. Это важно для дальнейшего разви-

Библиографический список

тия человека как личности, специалиста, как творческого деятеля. Именно в связи с этим в современной педагогической науке особое место должно быть отведено изучению сущности и специфики проектно-исследовательской культуры как важнейшего феномена профессионального и личностного становления человека.

Выполняя массу важнейших функций, проектно-исследовательская культура ложится в основу самостоятельной деятельности человека. Как указано ранее, существует система непрерывного образования, или образования длиною в жизнь. Оно на сегодняшний день является крайне актуальным и специфическим. Специалисту необходимо быть готовым не только в плане знаний и умений, но и в плане моральной возможности регулярно пополнять собственную базу знаний и следить за ключевыми тенденциями. Непрерывное образование сможет сделать специалиста наиболее востребованным, интересным для работодателей на рынке труда, переполненном перспективными специалистами и уже состоявшимися профессионалами. Именно поэтому развитие проектно-исследовательской культуры становится такой важной и насущной проблемой.

1. Васина О.Н., Пономарева О.Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры. Известия ПГУ имени В.Г. Белинского. 2012; № 28.

2. Исаева М.А. Педагогические условия совершенствования процесса формирования проектно-исследовательской культуры студентов. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72).

3. Исаева М.А. Проектно-исследовательская культура студентов педагогических специальностей в процессе изучения математики. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70).

4. Исаева М.А. Структура проектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 6 (61).

5. Исаева М.А. Технология реализации модели формирования проектно-исследовательской культуры студентов. Kant. 2018; № 1 (26).

6. Исаева М.А. Факторы и условия формирования проектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей. Kant. 2018; № 2 (27).

7. Кузнецова С.В. Использование проектной деятельности в формировании исследовательской культуры студентов. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010; № 14.

8. Шахмарова РР Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения. Педагогика и просвещение. 2017; № 2.

9. Юркина Л.В., Махотин Д.А. Проектные технологии формирования исследовательской культуры студентов. ГИАБ. 2012; № 4.

References

1. Vasina O.N., Ponomareva O.N. Proektnaya issledovatel'skaya deyatel'nost' shkol'nikov: formirovanie 'ekologicheskoj kul'tury. Izvestiya PGU imeni V.G. Belinskogo. 2012; № 28.

2. Isaeva M.A. Pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya processa formirovaniya proektno-issledovatel'skoj kul'tury studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72).

3. Isaeva M.A. Proektno-issledovatel'skaya kul'tura studentov pedagogicheskih special'nostej v processe izucheniya matematiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70).

4. Isaeva M.A. Struktura proektno-issledovatel'skoj kul'tury studentov pedagogicheskih special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 6 (61).

5. Isaeva M.A. Tehnologiya realizacii modeli formirovaniya proektno-issledovatel'skoj kul'tury studentov. Kant. 2018; № 1 (26).

6. Isaeva M.A. Faktory i usloviya formirovaniya proektno-issledovatel'skoj kul'tury studentov pedagogicheskih special'nostej. Kant. 2018; № 2 (27).

7. Kuznecova S.V. Ispol'zovanie proektnoj deyatel'nosti v formirovanii issledovatel'skoj kul'tury studentov. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2010; № 14.

8. Shahmarova R.R. Proektno-issledovatel'skaya deyatel'nost' obuchayuschihsya v kontekste FGOS: problemy i puti resheniya. Pedagogika iprosveschenie. 2017; № 2.

9. Yurkina L.V., Mahotin D.A. Proektnye tehnologii formirovaniya issledovatel'skoj kul'tury studentov. GIAB. 2012; № 4.

Статья поступила в редакцию 20.11.20

УДК 378.147

Pavlova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Psychology), Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Russia),

E-mail: [email protected]

Dudaev G.S-Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR THE ORGANIZATION OF EDUCATION OF SCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF PROFESSIONAL TRAINING. The article discusses features of extracurricular work and its role in the education of schoolchildren, as well as the forms of organization of extracurricular work: circle, club, section, Studio, theater, workshop. In modern professional training of future teachers, it is necessary to pay special attention to the formation of the necessary knowledge and skills for organizing extracurricular educational work with students, taking into account the modern realities of society. It is concluded that when choosing the content and organization of forms, it is always necessary to pay attention to the age and individual characteristics of students, but also to take into account the psychological characteristics of not only an individual student, but also the entire team, that is, the level of its development, the degree of organizational, psychological, intellectual and emotional unity. In the professional training of future teachers, it is necessary to prepare them for the use of educational technologies as in the conditions of a bachelor's and master's degree. It is especially necessary to pay close attention to the methods of organizing innovative educational technologies.

Key words: students, bachelor's degree, master's degree, extracurricular work, circle, club, section, studio, theater, workshop, forms of extracurricular work, individual form, group form, mass form.

С.А. Павлова, канд. пед. наук, доц., Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор, E-mail: [email protected]

Г.С-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются особенности внеклассной работы и её роль в обучении школьников, а также формы организации внеклассной работы: кружок, клуб, секция, студия, театр, мастерская. В современной профессиональной подготовке будущих педагогов необходимо уделять особое внимание формированию необходимых знаний, навыков организации внеклассной воспитательной работы со школьниками с учётом современных реалий социума. Сделан вывод о том, что при выборе содержания и организации форм всегда нужно обращать внимание на возрастные и индивидуальные особенности уче-

ников, а также учитывать психологические особенности не только отдельно взятого ученика, но и всего коллектива, то есть уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства. При профессиональной подготовке будущих педагогов необходимо готовить их к использованию технологий воспитательной работы как в условиях бакалавриата, так и в магистратуре. Особенно надо уделять пристальное внимание методике организации инновационных воспитательных технологий.

Ключевые слова: студенты, бакалавриат, магистратура, внеклассная работа, кружок, клуб, секция, студия, театр, мастерская, формы внеклассной работы, индивидуальная форма, групповая форма, массовая форма.

Школьная практика доказывает, что самые лучшие результаты воспитания полноценно развитой личности могут достигаться только при грамотном сочетании уроков и внеклассной воспитательной работы. Уроки и внеклассные мероприятия взаимосвязаны, они должны дополнять и совершенствовать друг друга. Благодаря внеклассной работе у учеников развивается чувство морали и нормы поведения, что обеспечивает подходящие условия для нравственно-этического воспитания [1 - 9].

Между тем, несмотря на особую значимость внеклассной воспитательной работы в процессе формирования личности школьников, тем не менее нельзя сказать, что этому уделяется большое внимание в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов.

Внеклассной работой называют специально организуемые внеурочные занятия, которые способствуют углублению знаний, развитию этих знаний и полученных навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся. Внеклассная работа носит не только образовательный, но и воспитательный характер. В большей степени, безусловно, в содержании образования будущих педагогов в рамках бакалавриата и магистратуры направления «Педагогическое образование» речь идет о подготовке педагогов-предметников и, прежде всего, затрагиваются аспекты обучения. Мы считаем, что необходимо актуализировать внимание на вопросах, касающихся воспитания школьников.

Прежде всего, в условиях бакалавриата при изучении дисциплины «Общая педагогика» разделы, относящиеся к проблеме воспитания, должны быть существенно дополнены содержанием, касающимся организации внеклассной воспитательной работы со школьниками разных возрастных групп. При этом необходимо сделать упор на современные формы воспитания.

В условиях магистратуры при преподавании предмета «Педагогические технологии» необходимо обратить внимание на воспитательные технологии. Необходимо показать опыт периода активного внедрения идей педагогов-новаторов, в том числе в области воспитания. Особенно надо уделить внимание тем технологиям, которые могут быть востребованы и в современных условиях при их адаптации к современным реалиям.

В этой связи большой воспитательный потенциал имеет дисциплина «Педагогика инноваций», преподаваемая в магистратуре. В ее рамках важно показать современные инновационные технологии в области воспитания и, в частности, в процессе организации внеклассной воспитательной работы со школьниками.

При этом необходимо учитывать в процессе преподавания данных дисциплин тот факт, что в связи с регулярно меняющимися условиями к организации учебно-воспитательного процесса и качеству обучения учащихся школа обязана не только ставить перед собой все новые задачи, но и хорошо их решать. Главной такой задачей является, конечно же, улучшение качества обучения, а также трудового и нравственного воспитания. Учебная работа, несмотря на огромное разнообразие не только ее форм, но методов и содержания, не способна удовлетворить постоянно растущие потребности и интересы учащихся. По этой причине внеклассная работа предоставляет наиболее расширенные возможности для демонстрации детьми своих творческих способностей для всестороннего формирования личности. Внеклассная работа является самой многоплановой деятельностью школьников. Именно школа обязана организовать ее во внеурочное время, одновременно сочетая воспитание в ходе обучения [1].

По мнению Н.И. Шелиховой, внеклассная воспитательная работа считается организацией педагогом различных видов деятельности школьников во внеу-чебное время, которые обеспечивают необходимые условия для социализации личности ребенка [3].

Как говорилось ранее, внеклассная работа подразумевает совокупность разных типов деятельности и имеет широкие возможности воспитательного влияния на ребенка.

Для того чтобы лучше понять, о каких возможностях идет речь, следует рассмотреть их на примерах работы Л.М Николаевой, описанных в ее трудах. Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность дает возможность для полного и разностороннего открытия индивидуальных особенностей школьника, которые, к сожалению, не всегда удается обнаружить во время занятий.

Во-вторых, внедрение разнообразных видов внеклассной работы пополняет личный опыт ребенка, его знания о многообразной деятельности людей. Также школьник получает нужные практические умения и полезные навыки [9].

В-третьих, различная внеклассная работа способствует возникновению у школьников увлечения разнообразными видами деятельности, а также желания и мотивации, чтобы принимать участие в полезной деятельности, которая поощряется обществом [9].

В-четвертых, в разнообразных видах внеклассной работы школьники не только демонстрируют свои характерные особенности, но и стараются уживаться друг с другом в коллективе, то есть учатся сотрудничать, распределять обя-

занности, заботиться об остальных членах коллектива [9]. Из этого следует, что внеклассная воспитательная работа считается независимой сферой работы учителя в плане воспитания, которая проявляется во взаимосвязи с воспитательной деятельностью во время занятия.

Поставленной задачей внеклассной работы является не только развитие способностей и умений учеников, но и привитие им навыков общественной деятельности, а также навыков профориентации, воспитание самостоятельности и ответственности не только за окружающих, но и за свои поступки.

Важно запомнить, что внеклассная работа только дополняет, увеличивает образовательное пространство, и поэтому формы обязаны отличаться от тех, которые используются непосредственно на уроке: это такие как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, научные конференции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и многие другие.

Существует много форм внеклассной работы. При их различении необходимо обратить внимание на то, что следует исходить не только от количества учеников, которые принимают участие во внеклассной работе, но и от принципа систематического или эпизодического поведения.

Рассмотрим основные формы внеклассной воспитательной работы, сущность и содержание которых необходимо донести в процессе профессиональной подготовки студентов бакалавриата и магистратуры - будущих педагогов.

Кружок - форма добровольного объединения детей, образцовая форма организации внеурочной деятельности.

Данной форме присущи следующие функции:

1) расширение, углубление и компенсация знаний по определенным дисциплинам;

2) приобщение школьников к различным социокультурным видам деятельности;

3) увеличение коммуникативного опыта; организация детского досуга и отдыха.

Чаще всего эта форма воплощается в определенных внешне впечатляющих показательных выступлениях, семинарах и так далее.

Клуб - это форма объединения детей на основе одинаковых взглядов, интересов, а также огромное желание к общению. К принципам клуба относятся: добровольность членства, самоуправление, единая цель, совместная деятельность в контакте друг с другом. Клуб также может иметь собственный свод правил, программу, даже девиз и другие атрибуты. Во главе клуба стоит совет, который избирается непосредственно его членами. Стоит отметить, что состав клуба не стабилен, он может меняться. Результатом деятельности у детей является наличие способов, различных техник мышления, деятельности, а также поведения.

Секция - форма объединения учеников для занятия спортом, например, секция дзюдо. Секция является средой формирования физической культуры и здорового образа жизни. Результатом будет являться проявление у ребенка техники спортивного мастерства.

Студия - форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в конкретном виде деятельности. Например, театр-студия, киностудия. Задачи деятельности данных студий - развитие заложенных художественных и творческих способностей детей, выявление таланта к творчеству на ранних стадиях, а также оказание поддержки.

Театр - форма добровольного объединения детей, где присутствует распределение труда и ролей, это определяется характерными особенностями и единым желанием добиться успеха в исполнении совместного художественного действия на сцене. Театр является объединением, которое в силах организовать свою деятельность в совокупности с самыми различными формами, видами занятости, методами развития потенциала личности и его актуализации.

Мастерская - форма добровольного объединения детей для занятий конкретной деятельностью. Педагог берет на себя роль мастера, то есть автора или творца. Характерными чертами такой формы являются:

1) принадлежность содержания деятельности к конкретному виду прикладного творчества, искусства;

2) приоритет целей обучения и предметно-практических задач;

3) направленность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности.

Проект - более перспективная форма организации внеурочной деятельности по сравнению с остальными формами. Его всесторонность дает возможность для реализации всех направлений внеклассной деятельности [5].

Классный час также является одной из форм массовых работ с детьми. Он проводится на протяжении отведенного для него времени и считается обязательной частью образовательной деятельности. Каждая форма внеклассной работы обязана быть наполнена полезным содержанием. Отличительной чертой данного вида работы является старшие, более опытные ученики передают свой

опыт младшим детям. Этот способ считается одним из эффективных способов исполнения образовательных функций команды.

Тематические кружки. Чаще всего они создаются специально для учеников средней и старшей школы, но тем не менее могут организовываться и для младших учеников. Работа в таких кружках помогает развивать познавательный интерес учеников, мотивировать к познанию, хорошо влияет на отношение к учебе, и, конечно же, совершенствует качество образования.

Рассмотрим еще одну форму внеклассного обучения - экскурсию. Данная форма урока дает возможность непосредственно исследовать объекты и явления. Они обеспечивают реализацию дидактического принципа теории коммуникации с практикой, то есть с жизнью. Экскурсии бывают нескольких видов:

1) вводными, обобщающими, текущими;

2) производство, естественная история, в памятных местах, в музеях и выставках (местная история, история, литература).

Для учеников младших и средних классов обычно проводятся экскурсии на природе, для того, чтобы наблюдать различные природные явления. Часто

Библиографический список

ученики проявляют интерес к сложным экскурсиям, в которых содержание позволит ученику пополнить свои знания в области пары академических предметов.

Можно сделать вывод о том, что при выборе содержания и организации форм всегда нужно обращать внимание на возрастные и индивидуальные особенности учеников, а также учитывать психологические особенности не только отдельно взятого ученика, но и всего коллектива, то есть уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства.

Для того, чтобы сформировать у студентов бакалавриата и магистратуры направления «Педагогическое образование» готовность к организации внеклассной воспитательной работы, необходимо не только теоретически освещать данные вопросы в рамках вышеобозначенных и др. дисциплин, но и обязательно закреплять это всё на практике, разрабатывая соответствующие задания, включающие необходимость разработки и апробации современных форм организации внеклассной воспитательной работы.

1. Алексеева Л.В. Внеклассные занятия в школе. Москва, 2017.

2. Алимова Ю.С. Воспитательная роль внеклассной деятельности школьника. Москва: Просвещение, 2016.

3. Баринова И.И. Внеурочная работа в школе. Москва: Просвещение, 2008.

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2018.

5. Внеклассная работа в школе. Воронеж, 2012.

6. Внеклассная работа в начальных классах средней школы. Москва, 2014.

7. Вопросы внеклассной и внешкольной работы с детьми. Сборник статей. Москва, 2016.

8. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по внеклассной деятельности. Москва: Просвещение, 2016.

9. Николаева Л.М., Звягинцева З.И., Захаров М.В. Воспитательная работа с учащимися вне школы: В микрорайоне школы. Москва,1981.

References

1. Alekseeva L.V. Vneklassnye zanyatiya v shkole. Moskva, 2017.

2. Alimova Yu.S. Vospitatel'naya rol' vneklassnoj deyatel'nosti shkol'nika. Moskva: Prosveschenie, 2016.

3. Barinova I.I. Vneurochnaya rabota vshkole. Moskva: Prosveschenie, 2008.

4. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2018.

5. Vneklassnaya rabota v shkole. Voronezh, 2012.

6. Vneklassnaya rabota v nachal'nyh klassah srednej shkoly. Moskva, 2014.

7. Voprosy vneklassnoj i vneshkol'noj raboty s det'mi. Sbornik statej. Moskva, 2016.

8. Gerasimova T.P., Krylova O.V. Metodicheskoe posobie po vneklassnoj deyatel'nosti. Moskva: Prosveschenie, 2016.

9. Nikolaeva L.M., Zvyaginceva Z.I., Zaharov M.V. Vospitatel'naya rabota s uchaschimisya vne shkoly: V mikrorajone shkoly. Moskva,1981.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 14.11.20

УДК 378

Rabadanov M.Kh, Doctor of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Rector of Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Aliyevа B.Sh, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY AMONG DAGESTANI YOUTH BASED ON PROJECT ACTIVITIES. The article substantiates the pedagogical conditions for the formation of social activity among Dagestani youth based on project activities. Turning the research view to the use of project activity mechanisms that contribute to the formation of social activity in young people of such qualities: responsibility, initiative, independence, the ability to feel and act. The use of innovative project methods in working with young people will help to master the skills of professional self-education and personal growth. The authors conclude that the main areas of improvement of the system of formation of ethnopedagogical competencies include systematic training of teachers in ethnopedagogics as a science of "national salvation", ethnopedagogic orientation of public education, integration of existing organizational forms of continuous pedagogical education, additional professional education, retraining of teachers within the framework of the authors' technology for ethnopedagogization of the educational process in higher education.

Key words: formation of social activity among Dagestani youth, project activity, pedagogical conditions, innovative project methods, methods of working on multimedia project, stimulating environment, creative forms of educational work.

М.Х. Рабаданов, д-р физ.-мат. наук, проф., ректор Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected] Б.Ш. Алиева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. общей и социальной педагогики Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье обосновываются педагогические условия формирования социальной активности у дагестанской молодежи на основе проектной деятельности. Исследовательский взгляд обращается к рассмотрению механизмов проектной деятельности, способствующих формированию социальной активности у молодежи и таких качеств, как ответственность, инициативность, самостоятельность, способность чувствовать и действовать. Использование инновационных проектных методов в работе с молодежью будет способствовать овладению умениями профессионального самообразования и личностного роста. Авторы делают вывод о том, что к основным направлениям совершенствования системы формирования этнопедагогических компетенций относятся следующие: систематическая подготовка учителей по этнопедагогике как науке «национального спасения»; этнопедагогическая направленность просвещения населения; интегрирование существующих организационных форм непрерывного педагогического образования, дополнительного профессионального образования, переподготовки педагогических кадров в рамках авторской технологии по этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в вузе.

Ключевые слова: формирование социальной активности у дагестанской молодежи, проектная деятельность, педагогические условия, инновационные проектные методы, методика работы над мультимедийным проектом, стимулирующая среда, творческие формы воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.