Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурлакова Елизавета Сергеевна

В современных условиях возникает необходимость организации в вузах профессиональной подготовки поликультурно ориентированных педагогов. Учебная деятельность на уроке в условиях поликультурного образования должна реализовываться с учетом культурных особенностей обучающихся различных этносов. В поликультурном диалоге личность обретает адекватный общественный и этнический статус, который дает возможность определиться в отношении к культуре, национальным традициям, ценностным установкам как целого государства, так и собственного этноса. На уроках иностранного языка создаются условия, способствующие поликультурному образованию, так как основная цель освоения иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, которая обеспечивается коммуникативным обучением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARATION OF FUTURE TEACHERS FOR THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Modern conditions necessitate polycultural orientation of professional teacher training. Education in the conditions of multicultural education is to be realized taking into account cultural peculiarities of students of different ethnic groups. In a multicultural dialogue, an individual acquires an adequate social and ethnic status, defines their attitude towards the culture, national traditions, values of the whole state and their own ethnic group. A teacher-to-be must learn to work in conditions of constant consideration of the factors of possible conflict situations. Realization of educational activities in the conditions of multicultural educational environment is easier and more effective in foreign language classes, because the main purpose of learning a foreign language is the formation of the communicative competence, which is provided by communicative learning.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Подготовка специалистов в учреждениях

высшего профессионального образования

Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 2. С. 54-58. Innovative projects and programs in education. 2022:2(80):54-58.

УДК 378.14

Е. С. Бурлакова

Подготовка будущих педагогов к организации учебной деятельности на уроках иностранного языка в условиях поликультурной

образовательной среды

Аннотация

В современных условиях возникает необходимость организации в вузах профессиональной подготовки поликультурно ориентированных педагогов. Учебная деятельность на уроке в условиях поликультурного образования должна реализовываться с учетом культурных особенностей обучающихся различных этносов. В поликультурном диалоге личность обретает адекватный общественный и этнический статус, который дает возможность определиться в отношении к культуре, национальным традициям, ценностным установкам как целого государства, так и собственного этноса. На уроках иностранного языка создаются условия, способствующие поликультурному образованию, так как основная цель освоения иностранного языка — формирование коммуникативной компетенции, которая обеспечивается коммуникативным обучением.

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, учебная деятельность, профессиональная подготовка педагога

Для цитирования: Бурлакова Е. С. Подготовка будущих педагогов к организации учебной деятельности на уроках иностранного языка в условиях поликультурной образовательной среды // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 2. С. 54-58.

S. Burlakova

I

E.

Preparation of future teachers for the organization of educational activities in foreign language lessons in a multicultural educational

environment

Abstract

Modern conditions necessitate polycultural orientation of professional teacher training. Education in the conditions of multicultural education is to be realized taking into account cultural peculiarities of students of different ethnic groups. In a multicultural dialogue, an individual acquires an adequate social and ethnic status, defines their attitude towards the culture, national traditions, values of the whole state and their own ethnic group. A teacher-to-be must learn to work in conditions of constant consideration of the factors of possible conflict situations. Realization of educational activities in the conditions of multicultural educational environment is easier and more effective in foreign language classes, because the main purpose of learning a foreign language is the formation of the communicative competence, which is provided by communicative learning.

Бурлакова Е. С. Подготовка будущих педагогов к организации учебной деятельности на уроках иностранного языка в условиях поликультурной образовательной среды 55

Keywords: multicultural educational environment, educational activities, professional teacher training

For Citation: Burlakova, E. S. (2022) Preparation of future teachers for the organization of educational activities in foreign language lessons in a multicultural educational environment. Innovative projects and programs in education, 2, 54-58 (In Russian)

В условиях стирания границ и увеличившегося

миграционного потока появляется необходимость организации в вузах профессиональной подготовки поликультурно ориентированного педагога. В современной школе особую значимость приобретает организация целенаправленного процесса формирования у обучающихся нравственных качеств личности и навыков конструктивного поведения, способствующих активной жизнедеятельности в многонациональной и мультикультурной среде; воспитание граждан, понимающих и уважающих не только собственную, но и другие культуры, умеющих жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и конфессий [8, с. 293]. Поликультурная образовательная среда представляет собой систему обучения и воспитания, направленную на лучшее понимание иных культур, содействие установлению благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания в различных сферах жизнедеятельности граждан [Там же, с. 172].

Урок сегодня выступает основной формой организации учебного процесса в школе. Именно на уроке осуществляется решение конкретных познавательных, воспитательных и развивающих задач, которые обеспечивают достижение личностных и метапредметных результатов средствами преподаваемого предмета. Урок характеризуется постоянным составом обучающихся определенного возраста и уровня подготовки. По содержанию каждый урок представляет собой часть учебного курса, имеет дидактическую цель, обусловленную его местом в учебном курсе, разделе, теме, и определенную организационную структуру, логическую последовательность [Там же, с. 238]. Для урока характерно преобладание коллективных форм обучения в сочетании с различными формами индивидуализации учебного процесса [1, с. 326].

Воспитание на уроке в условиях поликультурного образования должно реализовываться с учетом культурных особенностей детей — представителей иных этносов, чему необходимо научить будущих педагогов. В поликультурном диалоге личность способна обрести адекватный общественный и этнический статус, определиться в отношении к культуре, национальным традициям, ценностным установкам не только нашего государства, но и собственного этноса [6].

В процессе воспитания обучающихся на уроках в общеобразовательной организации может возникнуть ряд проблем:

1. Языковой барьер. По мнению Федерико Феллини, другой язык — это другое видение жизни. Каждый народ обладает уникальными чертами, включающими картину мира, понимание жизни, богатство языка. Поэтому в процессе изучения как русского языка, так и иностранного языка, ученики общеобразовательной организации, прибывшие с родителями из других стран, сталкиваются со множеством трудностей и проблем. Прежде всего — это трудности, связанные с изучением чужого языка и адаптацией к иному мировоззрению. Те ученики, которые не справляются с такими трудностями, имеют проблемы на уроках, так как жить среди людей и не понимать языка, на котором они говорят, думают и чувствуют, — значит ощущать себя одиноким, изолированным от общества человеком. Эта ситуация может быть сложной для взрослого человека, тем более — для ребёнка.

2. Религия. Влияние религиозных догм на восприятие целостной картины мира велико, и это необходимо учитывать. Религиозные различия часто являются конфликтогенами в поликультурной образовательной среде общеобразовательных школ.

3. Национальные традиции, культурные особенности и ценностные установки. У каждого народа свои морально-этические нормы, правила поведения и взаимодействия в социуме, которые усваиваются детьми с раннего возраста и могут сохраняться на протяжении всей жизни. Данный аспект важно учитывать при организации воспитательной работы в полиэтническом классе.

Будущему педагогу нужно научиться работать в новых условиях, учитывая факторы возможного возникновения проблем в процессе организации воспитательной деятельности на уроках иностранного языка в условиях поликультурной образовательной среды общеобразовательной организации, которая является светским учебным заведением, где отсутствует место для какой-либо религиозной конфессии [10].

В рамках светского учебного заведения урок иностранного языка обладает спецификой, которую будущий педагог должен знать и уметь учитывать. Основная цель освоения иностранного языка — межкультурная коммуникация. При этом учитель является специалистом, который хорошо знает язык, культуру и историю стран преподаваемого языка. Он интересный собеседник и способен грамотно преподнести обучающимся культуру, традиции, обычаи, информацию о людях, оказавших значительное влияние на развитие культуры, искусства, на историю страны изучаемого языка и т. д. [2].

Учитель обучает, воспитывает и развивает учащихся, вдохновляет их на изучение иностранного языка, организует процесс овладения им. Учитель создает атмосферу иностранного языка, условия для овладения им, обеспечивая ощутимое продвижение вперед. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на «вхождение» в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий.

Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Чем более уместно учитель использует игровые приемы, наглядность, разнообразие форм работы, тем интереснее проходят уроки, прочнее усваивается материал.

Всё вышесказанное в большей мере касается организации учебного процесса в условиях поликультурной образовательной среды, так как сегодня в общеобразовательных организациях мы наблюдаем картину резкого увеличения представителей иных этносов, что заставляет перестраивать учебный процесс с целью безболезненной интеграции детей других национальностей в систему российского образования [4].

С другой стороны, в высших учебных заведения недостаточно внимания уделяется вопросам готовности будущих педагогов к организации воспитательной деятельности в условиях поликультурной образовательной среды. Это связано с тем, что в педагогических вузах акцент делается на классической подготовке будущих учителей, что определяет в дальнейшем неготовность молодых педагогов к работе в поликультурной образовательной среде [7].

Новизна, коммуникативность, индивидуальный подход, гибкость в обучении, актуальность содержания учебного материала, учет поликультурной составляющей образовательной среды и грамотное использование методики на уроках иностранного языка позволяют молодому педа-

гогу воспитывать, развивать и образовывать обучающихся.

Создавая подходящие условия для общения с грамотно подобранным содержанием и формой работы, мы получим возможность научить общаться на иностранном языке и создадим необходимую атмосферу оказания воспитательного воздействия на обучающегося [5].

В процессе обучения речевой деятельности личностная индивидуализация приобретает чрезвычайную значимость, ибо речь всегда индивидуальна, а общение между представителями разных народов в классе — одна из наиболее эффективных форм воспитания толерантности и формирования межнациональной дружбы. Речь тесно связана с сознанием, со всеми психическими сферами человека как личности. Нельзя эффективно обучать речевой деятельности, не обращаясь к индивидуальности обучающегося и не учитывая его культуру. Следовательно, учителю необходимо изучить обучающихся класса, их интересы, характеры, взаимоотношения, жизненный опыт, мотивационную сферу и многое другое, сведя все данные в специальную схему-таблицу — методическую характеристику класса (МХК), которая и используется при подготовке и проведении урока. Выполнить данную рекомендацию очень сложно, так как она на первых этапах включает в себя большой объем работы по сбору информации. Кроме того, эти знания нужно использовать при определении содержания упражнений, организации уроков, следовании программе и учебному пособию. Однако не только содержание обучения, но и одни и те же приемы и методы по-разному влияют на обучающихся в зависимости от их индивидуальных особенностей. Например, парная работа не даст никакого эффекта, если «собеседники» данной пары не питают симпатии друг к другу; бессмысленно обращаться с вопросами к обучающему, если речевой статус его в коллективе низок; не стоит подгонять флегматика или предлагать индивидуальное задание тому, кто по характеру общителен и любит беседу в группе [7].

Всё разнообразие методов, оказывающих воспитательное и обучающее воздействие на учеников в поликультурной образовательной среде, можно свести к четырем группам:

• методы актуализации социокультурной идентификации и целеполагания — исторические рассказы, беседы, дискуссии, драматизация, изучение местных обычаев, этикета, рассказов о предках;

• методы получения практических умений и навыков;

• рефлексивные методы — анализ, проблема-тизация, депроблематизация;

• методы моделирования и проектирования деятельности [Там же].

Бурлакова Е. С. Подготовка будущих педагогов к организации учебной деятельности на уроках иностранного языка в условиях поликультурной образовательной среды

Поликультурное образование связано также с патриотическим воспитанием, и здесь есть характерные методические приемы, например сопоставление писателей из разных культур [3].

Именно практической речевой деятельности следует посвящать почти всё время урока. Каждый урок должен решать конкретные практические задачи и приближать обучающего к его цели. Не только учителю, но и обучающимся надо знать, каким речевым навыком или каким умением они овладеют к концу урока.

Поликультурная среда позволяет воспитывать студентов в духе толерантности в условиях реального диалога культур. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям [9]. Поликультурное воспитание предполагает стирание национальных различий между этносами, оно создает основу для взаимообогащения культур в учебно-воспитательном процессе [7, с. 23].

Список источников

1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва: ИКАР, 2010. - 448 с. - ISBN 978-5-7974-0207-7.

2. Болотина, Т. В. Формирование поликультурных компетенций педагогов средствами межкультурного диалога в поликультурной (многокультурной) образовательной среде / Т. В. Болотина, И. А. Мишина // Управление образованием: теория и практика. — 2014. — № 2 — С. 108-129.

3. Бурлакова, И. И. Профессионально-педагогическая подготовка студентов к работе по патриотическому воспитанию учащихся в рамках национально-регионального компонента: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: дис. ... канд. пед. наук / И. И. Бурлакова. — Калуга, 2005. — 186 с.

4. Джуринский, А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Джуринский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2017. — 257 с. — ISBN 978-5-9916-5986-4.

5. Жукова, О. Г. Поликультурное образование / О. Г. Жукова. — Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2008. — 89 с.

6. Загрекова, Л. В. Поликультурное воспитание в современной теории и образовательной практике: проблемы и пути их решения / Л. В. Загрекова, Т. А. Краснова // Наука и школа. — 2015. — № 1. — С. 159-166.

7. Поликультурное образование в системе профессиональной подготовки студентов — будущих педагогов: учебно-методическое пособие / автор-сост. В. С. Зайцев. — Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2019. — 71 с. — ISBN 978-5-93-162-192-0.

8. Полонский, В. М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. — Москва: Народное образование, 2017. — 840 с. — ISBN 978-5-87953-436-8.

9. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность: учеб. пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. — Москва: Юрайт, 2018. — 162 c. — ISBN 978-5-534-06234-2.

10. Хухлаева, О. В. Поликультурное образование: учеб. для бакалавров / О. В. Хухлаева, Э. Р. Хакимов, О. Е. Хухлаев. — Москва: Юрайт, 2017. — 283 с. — ISBN 978-5-9916-3321-5.

References

1. Azimov, E. G. & Shchukin, A. N. (2010). Novyj slovar metodicheskikh terminov iponiatij (teoriia i praktika obucheniia ia-zykam) [New dictionary of methodological terms and notions (foreign language teaching theory and practice). Moskva: IKAR.

2. Bolotina, T. V. & Mishina, I.A. (2014). Formation of multicultural competencies of teachers by means of intercultural dialogue in a multicultural (multicultural) education environment. Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika, 2, 108-129. (In Russian).

3. Burlakova, I. I. (2005). Professionalno-pedagogicheskaia podgotovka studentov k rabote po patrioticheskomu vospitaniyu uchashchikhsia v ramkakh natsionalno-regionalnogo komponenta: spetsialnost 13.00.08 «Teoriia i metodikaprofessionalnogo obrazovaniia»: dis. ... kand. ped. nauk [Professional pedagogical preparation of students to patriotic education within the framework of the national-regional component: specialty 13.00.08 "Theory and methodology of professional education": PhD thesis]. Kaluga.

4. Dzhurinsky, A. N. (2017). Polikulturnoe obrazovanie v mnogonatsionalnom sotsiume: uchebnik ipraktikum dlia bakalavriata i magistratury [Multicultural education in a multinational society: textbook for bachelor's and master's degree courses]. Moskva: Yurait.

5. Zhukova, O. G. (2008). Polikulturnoe obrazovanie [Multicultural education]. Kazan: Izd-vo Kazanskogo gos. un-ta.

6. Zagrekova, L. V. & Krasnova, T. A. (2015). Polycultural education in the modern theory and educational practice: problems and ways of their solution. Nauka i shkola, 1, 159-166. (In Russian).

7. (2019). Polikulturnoe obrazovanie v sistemeprofessionalnmpodgotovki studentov — budushchikhpedagogov: uchebno-metodi-cheskoeposobie [Multicultural education in the system ofprofessional training of teachers-to-be: teaching aid]. V. S. Zaitsev (Comp. auth.) Cheliabinsk: Biblioteka A. Millera.

8. Polonsky, V. M. (2017). Bolshoy tematicheskiy slovar po obrazovaniyu i pedagogike [Large thematic dictionary of education and pedagogy]. Moskva: Narodnoe obrazovanie.

9. Azizova, N. R., Savotina, N. A., Bocharov, M. I. & Zenkina, S. V. (2018). Formirovanieprofessionalnoy kompetentnostipeda-goga. Polikulturnaia i informatsionnaia kompetentnost: ucheb. posobie dlia vuzov [Formation of professional competence of the teacher. Multicultural and Informational Competency]. Moskva: Yurait.

10. Khukhlaeva, O. V., Khakimov, E. R. & Khukhlaev O. E. (2017). Polikulturnoe obrazovanie: ucheb. dlia bakalavrov [Polycul-tural education]. Moskva: Yurait.

Информация об авторе

Елизавета Сергеевна Бурлакова

Средняя общеобразовательная школа № 1440, учитель английского языка, Москва, Россия, [email protected]

About the author

E. S. Burlakova

SBEI GES of Moscow № 1440, English teacher, Moscow, Russia, [email protected]

P

P

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.