Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурлакова Елизавета Сергеевна

Деятельностный характер федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определяет главную задачу обучения и воспитания - развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков в пользу достижения личностных и метапредметных результатов средствами преподаваемого предмета. Инновационные технологии - это новые способы и методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. Инновационные технологии являются наиболее приемлемыми в условиях поликультурного образования, так как позволяют всем без исключения детям интегрировать в российскую образовательную систему и успешно адаптироваться в образовательной среде. Уход от традиционного урока посредством использования в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, дает возможность реализовать принципы равенства и здоровьесбережения в поликультурном образовательном пространстве урока. В статье представлен обзор самых распространенных технологий, которые приносят качественные результаты именно в поликультурной образовательной среде. Даны рекомендации, как осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE POTENTIAL OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE CLASSROOM IN THE CONTEXT OF MULTICULTURAL EDUCATION

The peculiarity of Federal State Education Standards of general education is its activity-based character which sets the main target - students’ personality development. Modern education abandons the traditional representation of learning outcomes in the form of knowledge, skills and abilities in favor of achieving personal and meta-disciplinary results using the taught subject. Innovative technologies are new ways and methods of interaction between teachers and students, ensuring the effective achievement of the result of pedagogical activity. Innovative technologies are the most acceptable in the conditions of multicultural education, as they allow all children, without exception, to integrate into the Russian educational system and successfully adapt to the educational environment. The withdrawal from the traditional lesson through the use of new technologies allows us to eliminate the monotony of the educational environment and the monotony of the educational process creates conditions for a change of student activities, allows the realization of the principles of equality and health preservation in the multicultural educational space of the lesson. The authors of the article offer an overview of the most common technologies which bring qualitative results in a multicultural educational environment. We recommend choosing the technology depending on the subject content, the goals of the lesson, the level of readiness of students, the possibility of meeting their educational needs, and the age category of students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 1. С. 70-76. Innovative projects and programs in education. 2022:(1):70-76.

УДК 373. 1

Е. С. Бурлакова

Использование потенциала инновационных технологий на уроке

в условиях поликультурного образования

Аннотация

Деятельностный характер федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определяет главную задачу обучения и воспитания — развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков в пользу достижения личностных и метапредметных результатов средствами преподаваемого предмета. Инновационные технологии — это новые способы и методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. Инновационные технологии являются наиболее приемлемыми в условиях поликультурного образования, так как позволяют всем без исключения детям интегрировать в российскую образовательную систему и успешно адаптироваться в образовательной среде. Уход от традиционного урока посредством использования в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, дает возможность реализовать принципы равенства и здоровьесбережения в поликультурном образовательном пространстве урока. В статье представлен обзор самых распространенных технологий, которые приносят качественные результаты именно в поликультурной образовательной среде. Даны рекомендации, как осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

I Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство, педагогические технологии, воспитательная деятельность

Для цитирования: Бурлакова Е. С. Использование потенциала инновационных технологий на уроке в условиях поликультурного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 1. С. 70-76.

E. S. Burlakova

Using the potential of innovative technologies in the classroom in

the context of multicultural education

Abstract

The peculiarity of Federal State Education Standards of general education is its activity-based character which sets the main target — students' personality development. Modern education abandons the traditional representation of learning outcomes in the form of knowledge, skills and abilities in favor of achieving personal and meta-disciplinary results using the taught subject.

Innovative technologies are new ways and methods of interaction between teachers and students, ensuring the effective achievement of the result of pedagogical activity. Innovative technologies are the most acceptable in the

conditions of multicultural education, as they allow all children, without exception, to integrate into the Russian educational system and successfully adapt to the educational environment. The withdrawal from the traditional lesson through the use of new technologies allows us to eliminate the monotony of the educational environment and the monotony of the educational process creates conditions for a change of student activities, allows the realization of the principles of equality and health preservation in the multicultural educational space of the lesson. The authors of the article offer an overview of the most common technologies which bring qualitative results in a multicultural educational environment. We recommend choosing the technology depending on the subject content, the goals of the lesson, the level of readiness of students, the possibility of meeting their educational needs, and the age category of students.

I Keywords: multicultural educational space, pedagogical technologies, educational activities For Citation: Burlakova E. S. (2022) Using the potential of innovative technologies in the classroom in the context of multicultural education. Innovative projects and programs in education, 1, 70-76 (In Russian)

Одним из главных приоритетов и ценностей

в нашей стране всегда считалось получение качественного образования, которое модернизирует свои достижения, ориентируясь на личностный подход в процессе учебной деятельности. Инновационные технологии в образовании становятся вполне обыденной частью учебного процесса.

Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) является их деятельност-ный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков в пользу достижения личностных и метапредметных результатов средствами преподаваемого предмета; формулировки ФГОС ОО указывают на реальные виды деятельности. Инновационные технологии — это новые способы и методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Многие педагоги часто используют в своей речи такие понятия, как «интерактивные технологии и методы», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие другие. Эти слова имеют похожий смысл. Дело всё в том, что школа на современном этапе развития обязана отвечать требованиям инновационной экономики. Это касается не только оснащенности учебных кабинетов компьютерами, проекторами, то есть информационными ресурсами. В школьное образование приходят различные инновации из социальной сферы и бизнеса, и каждый педагог использует наиболее «удобные» для него инновационные технологии на уроке.

Задача повышения качества образования потребовала перехода к системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с изменениями деятельности учителя. Также инновационные технологии являются наиболее приемлемыми в условиях поликультурного образования, так как этнический состав школьных ученических коллективов значительно расширился, особенно в центральных районах нашей страны. Названные технологии позволяют всем без исключения детям интегрировать в российскую образовательную систему и успешно адаптироваться в образовательной среде.

Уход от традиционного урока посредством использования в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, дает возможность реализовать принципы равенства и здоро-вьесбережения в поликультурном образовательном пространстве урока. Мы рекомендуем осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Педагогическую технологию часто определяют таким образом:

• совершенствование структуры повышения эффективности учебного процесса, а именно совокупность рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств (технология обучения) [1];

• система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной педагогической задачи [5];

• совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели [8];

• система взаимосвязанных методов, приемов, средств и форм организации учебно-воспитательного процесса, создающая заданную совокупность условий, обеспечивающих соответствие результатов педагогической деятельности поставленным целям и задачам образования [6];

• система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой с целью получения гарантированных результатов обучения, воспитания и развития обучающихся и воспитанников [7].

В условиях организации учебного процесса в поликультурной образовательной среде наиболее актуальными становятся следующие технологии:

• информационно-коммуникационные технологии;

• технология развития критического мышления;

• проектная технология;

• технология развивающего обучения;

• здоровьесберегающие технологии;

• технология проблемного обучения;

• игровые технологии;

• кейс-технологии;

• технологии сотрудничества. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям и обладающей информационной культурой.

Достигнуть поставленных целей можно путем решения следующих задач:

• сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;

• использовать ИКТ в учебном процессе;

• направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению посредством использования ИКТ на уроке.

Внедрение ИКТ в учебный процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого

учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, анализировать и синтезировать ее, пользоваться и создавать новое содержание. Широкое использование ИКТ на уроке открывает для ученика новые возможности в освоении предмета, а также в значительной степени облегчает работу, повышая эффективность обучения.

Конструктивную основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса.

На этапе вызова актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся работает с новой информацией. Происходит систематизация полученных знаний. Ученик задумывается о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. На данном этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс усвоения материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. В ходе работы с данной технологией все без исключения обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся выражать собственное мнение на основе осмысления опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепочки доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Каждый этап технологии развития критического мышления выполняет ряд функций. Этап вызова характеризуется такими функциями, как:

• мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, развитие интереса к теме);

• информационная (актуализация имеющихся знании по теме).

Этап осмысления предполагает реализацию следующих функций:

• освоение содержания;

• коммуникативная (бесконфликтный обмен мнениями);

• систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания). Этап рефлексии выполняет такие функции:

• оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса);

• коррекционная (исправление и переосмысление допущенных ошибок). Основными методическими приемами технологии развития критического мышления выступают: прием «Кластер»; заполнение таблицы; мозговой штурм; интеллектуальная разминка; зигзаг, зигзаг-2; прием «Инсерт»; написание эссе; приём «Корзина идей»; приём «Составление синквейнов»; метод контрольных вопросов; приём «Знаю.../Хочу узнать.../ Узнал...»; круги по воде; ролевой проект; вопросы «да — нет»; приём «Чтение с остановками»; приём «Взаимный опрос»; приём «Перепутанные логические цепочки»; приём «Перекрёстная дискуссия» [3].

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале ХХ столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать ученикам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в дальнейшей жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, для решения которой ему необходимо использовать уже полученные знания, приобрести новые знания. Учитель может подсказывать источники информации или направлять мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате ученики самостоятельно или совместными усилиями решают поставленную проблему, применив необходимые знания, возможно из разных областей, получая при этом реальный результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности [12].

Цель проектной технологии — стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, для решения которых необходимо овладеть определенной суммой знаний. Проектная деятельность способствует решению обозначенных проблем и требует умения практически применять полученные знания.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик активно участвует в получении новых знаний. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная технология:

1) характеризуется высокой коммуникативностью, что способствует объединению груп-

пы обучающихся в условиях поликультурного образования;

2) предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

3) является особой формой организации коммуникативно -познавательной деятельности школьников в условиях поликультурной образовательной среды;

4) основывается на цикличной организации учебного процесса.

Проектную технологию следует применять в конце изучения темы или модуля на повтори-тельно-обобщающем уроке. Одним из элементов проектной технологии является дискуссия, которая направлена на подготовку и защиту проекта по определенной теме.

Игра наряду с ученьем — один из основных видов деятельности ребенка. По определению Г. К. Селевко, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [9].

В результате применения технологии игрового обучения в поликультурном образовании достигаются следующие цели:

• стимулируется познавательная деятельность;

• активизируется мыслительная деятельность;

• самопроизвольно запоминаются сведения;

• формируется ассоциативное запоминание;

• усиливается мотивация к изучению предмета [4].

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Они противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т. п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, который приводит к этому решению. Кейсы же имеют несколько решений и множество альтернативных путей.

Кейс-технологии — это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Данные технологии помогают повысить интерес обучающихся к предмету, развивают у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Однако самым результативным и эффективным, на наш взгляд, является обучение в сотрудничестве. В технологии сотрудничества акцент делается на развитии познавательного интереса.

Учебное сотрудничество предоставляет возможность каждому ученику, опираясь на его способности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении; обеспечивает развитие и самореализацию личности ученика, учитывая его индивидуальные особенности. Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, ориентируют обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, осуществлять самоконтроль и самооценку [10].

Обучение в сотрудничестве было разработано тремя группами американских педагогов. Основной идеей этой технологии является создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Обучающиеся объединяются в группы по 3-4 человека, получают одно задание, при этом определяется роль каждого ребенка. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому неуспевающие учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые поняли задание и разобрались, что конкретно от них требуется. Обучающиеся все разные, они различаются по уровню сформированности умений и навыков слушания, чтения, письма, по коммуникативным умениям, по своему творческому потенциалу, но если каждый несет ответственность за результат всей группы, то и работа его будет направлена на ликвидацию возможных пробелов при изучении материала. Такова общая идея обучения в сотрудничестве [2].

Организация учебного сотрудничества позволяет достичь следующих образовательных результатов, обозначенных в ФГОС:

• улучшение понимания учебного материала;

• сокращение времени на усвоение новых знаний и формирование умений по сравнению с фронтальным обучением;

• увеличение количества детей, включенных в работу;

• рост познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся;

• изменение характера взаимоотношений между детьми в классе;

• появление у школьников самокритичности, способности точно оценивать свою работу;

• приобретение учениками таких качеств, как ответственность, умение действовать с учетом позиций других людей; умение совершенствовать свое знание и способ действия с учетом позиции другого ученика;

• понимание школьниками относительности, субъективности мнений и возможности су-

ществования разных точек зрения на один предмет.

Известно несколько вариантов технологии обучения в сотрудничестве:

1. Jigsaw «ажурная пила, ножовка» (разработан профессором Эллиотом Аронсоном в 1978 году).

Учащиеся разбиваются на группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который состоит на логических и смысловых блоков. Вся команда работает над одним и тем же материалом, но каждый член группы получает свою тему для тщательного изучения и становится в ней экспертом. Далее проводятся встречи экспертов разных групп. Каждый из экспертов затем рассказывает членам своей группы о проделанной работе. Необходимо всем участникам внимательно слушать друг друга, делать записи. На завершающем этапе учитель может задать любому ученику из группы вопрос по теме, или же учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивает их работу. Результаты всех учащихся суммируются, команда, набравшая большее количество баллов, награждается [11].

2. Исследовательская работа учащихся в группах (Шломо Шаран, Университет Тель-Авива, 1976 г.).

Главным принципом этого метода выступает самостоятельная деятельность учащихся. Они могут работать индивидуально или в группах до шести человек, выбирать подтему общей темы, намеченной для изучения всем классом. Далее эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Совместно составляется общий доклад, который учащиеся презентуют всему классу [Там же].

3. Learning Together «Учимся вместе» (разработан в Университете Миннесота в 1987 году). Класс разбивается на разные (по уровню

обученности) группы по 3-5 человек, где для каждой группы предусмотрено одно задание, являющееся подзаданием большой темы, над которой работает весь класс. В группах учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. В результате такой совместной работы достигается усвоение всего материала. Учителю остается лишь контролировать деятельность учащихся [Там же].

На уроках английского языка я регулярно использую технологию «Учимся вместе», особенно в поликультурных классах. Вот один из примеров задания по данной технологии: класс разбивается на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием большой темы. Например, весь класс (т. е. языковая группа) работает над темой «Лондон». Все вместе вырабатывают маршрут путешествия по городу. Каждой группе дается

задание подготовить свою часть: разработать программу экскурсий для группы туристов (музеи, театры, парки Лондона); заказать билеты для всей группы, гостиницу; подготовить багаж и т. д. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение содержания темы. По ходу работы группы общаются между собой. В процессе коллективного обсуждения уточняются детали, предлагаются различные варианты, задаются друг другу вопросы. Надо иметь в виду, что вся лексика, необходимая по теме, усвоена в ходе предыдущей работы на других уроках. Поэтому на данном уроке идет тренировка монологической и диалогической речи. На следующем уроке учащимся в группах предложена следующая речевая ситуация: «Вы только что вернулись из Лондона. Обсудите поездку с одноклассниками». Данную работу можно организовать в парах, где задающий вопросы следит за правильностью информации в ответах соседа и отмечает свои замечания в листе взаимной оценки.

Необходимо отметить, что при использовании технологии сотрудничества, недостаточно разбить класс на группы и дать задания. Суть состоит в том, чтобы ученики захотели приобретать знания самостоятельно. Обучение в сотрудничестве помогает не только развить у детей самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к предложенной ситуации, умение работать со справочной литературой, но самое главное — самостоятельно добывать знания, самореализовываться и социализироваться.

В заключение необходимо особый акцент сделать на сохранении здоровья школьников в период обучения, на формировании у них необходимых знаний и умений ведения здорового образа жизни. Организация учебной деятельности с учетом комплекса здоровьесберегающих технологий предполагает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

• рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу, должно составлять не менее 60% и не более 75-80%;

• четкая организация учебного труда;

• строгая дозировка учебной нагрузки;

• смена видов деятельности;

• обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т. д.);

• место и длительность применения ТСО;

• включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

• построение урока с учетом работоспособности учащихся;

• индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

• формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

• благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха;

• профилактика стрессов и конфликтов, особенно в поликультурном классе;

• проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

• целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части. Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления обучающихся на уроках; улучшение психологического климата в детском поликультурном коллективе; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания.

Таким образом, положительными сторонами использования инновационных технологий в процессе преподавания в условиях поликультурной образовательной среды выступают:

Во-первых, повышение мотивации обучающихся к познавательной деятельности.

Во-вторых, создание комфортного психологического климата для ученика, в частности, снижение напряжения при общении с учителем.

В-третьих, открытие для ребенка творческого пространства, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.

В-четвертых, мотивация педагогов к повышению производительности собственного педагогического труда.

В-пятых, формирование системы научного поиска, передача опыта учителей и даже целых педагогических коллективов, что способствует распространению и расширению инновационной деятельности в образовании.

Список источников

1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва: ИКАР, 2010. - 448 с. - ISBN 978-5-7974-0207-7.

2. Бурлакова, И. И. Использование интерактивных технологий в системе профессиональной подготовки студентов / И. И. Бурлакова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 5 (61). - С. 335-338.

3. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — Москва: Просвещение, 2011. — 223 с. — ISBN 978-5-09-019218-7.

4. Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В. В. Петрусинского. — Москва: Новая школа, 1994. — 363 с. — ISBN 5-7301-0038-8.

5. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий /А. М. Новиков. — Москва: ИЭТ, 2013. — 268 с.

6. Педагогический словарь / авт.-сост. И. П. Андриади, С. Ю. Темина. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 222 с. — ISBN 978-5-16-011752-2.

7. Полонский, В. М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. — Москва: Народное образование, 2017. — 840 с. — ISBN 978-5-87953-436-8.

8. Профессионально-педагогические понятия: словарь / сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Та-расюк; под ред. Г. М. Романцева. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. — 456 с. — ISBN 5-80-50-0168-3.

9. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г. К. Селевко. — Москва: НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 1 — 816 с. — ISBN 5-87953-24-9.

10. Стрекалова, Н. Д. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство / Н. Д. Стрекалова, В. Г. Беляков; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». — Санкт-Петербург: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2013. — 80 с. — ISBN 978-5-00055-008-3.

11. Дэн, Ц. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся с использованием групповой формы аудиторной работы / Ц. Дэн, И. И. Бурлакова // Русский язык за рубежом. — 2019. — № 4 (275). — С. 113-118.

12. Шихваргер, Ю. Г. Метод проектов в профессиональном обучении педагогов: монография / Ю. Г. Шихваргер. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. — 142 с. — ISBN 978-5-00023-064-0.

References

1. Azimov, E. G. & Shchukin, A. N. (2010). Novyi slovar metodicheskikh terminov iponiatii (teoriia ipraktika obucheniia ia-zykam) [A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Moskva: IKAR.

2. Burlakova, I. I. (2014). Ispolzovanie interaktivnykh tekhnologii v sisteme professionalnoi podgotovki studentov [The use of interactive technologies in the system of professional training of students]. Uchenye zapiski Orlovskogogosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i sotsialnye nauki, 5, 335-338.

3. Zair-Bek, S. I. & Mushtavinskaia I.V. (2011). Razvitie kriticheskogo myshleniia na uroke: posobie dlia uchitelei obshcheobra-zovatelnykh uchrezhdenii [The development of critical thinking in the classroom: a guide for general education teachers], 2-e izd., dorab. [2nd ed., revised]. Moskva: Prosveshchenie.

4. Petrusinsky, V. V. (Ed.). (1994). Igry: obuchenie, trening, dosug [Games: education, training, leisure]. Moskva: Novaia shkola.

5. Novikov, A. M. (2013). Pedagogika: slovar sistemy osnovnykhponiatii [Education: a dictionary of the system of basic terms]. Moskva: IET.

6. Andriadi, I. P. & Temina, S. Yu. (Comp. auth.). (2020). Pedagogicheskiislovar [Dictionary of education]. Moskva: INFRA-M.

7. Polonsky, V. M. (2017). Bolshoi tematicheskii slovarpo obrazovaniiu ipedagogike [Unabridged dictionary of education and pedagogy]. Moskva: Narodnoe obrazovanie.

8. Romantsev, G. M. (Ed.). (2005). Professionalno-pedagogicheskie poniatiia: slovar [A dictionary of educational terms]. G. M. Romantsev, V. A. Fedorov, I. V. Osipova, O. V. Tarasiuk (Comp.); Ekaterinburg: Izd-vo RGPPU.

9. Selevko, G. K. (2006). Entsiklopediia obrazovatelnykh tekhnologii: v 2 t. [Encyclopedia of educational technologies: in 2 vols]. Moskva: NII shkolnykh tekhnologii.

10. Strekalova, N. D. & Beliakov, V. G. (2013). Razrabotka i primenenie uchebnykh keisov: prakticheskoe rukovodstvo [The development and application of teaching cases]. Sankt-Peterburg: Otdel operativnoi poligrafii NIU VSHE.

11. Den, D. & Burlakova, I. I. (2019). Formirovanie kommunikativnoi kompetentsii u obuchaiushchikhsia s ispolzovaniem gruppovoi formy auditornoi raboty [ Formation of communicative competence of students using the group forms of classroom work]. Russkii iazyk za rubezhom, 4, 113-118.

12. Shikhvarger, Yu. G. (2013). Metod proektov v professionalnom obuchenii pedagogov: monografiia [The project method in teacher training: monograph]. Novosibirsk: Izd-vo NGPU.

Информация об авторе

Елизавета Сергеевна Бурлакова

Средняя общеобразовательная школа № 1440, учитель английского языка, Москва, Россия, [email protected]

Information about the author

P

P

P

E. S. Burlakova

SBEI GES of Moscow № 1440, English teacher, Moscow, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.