7universum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ожиганова Анастасия Юрьевна
преподаватель,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»,
РФ, г. Москва E-mail: [email protected]
TRAINING OF BACHELORS AND MASTERS ON A SPECIALTY «PEDAGOGICAL EDUCATION» TO THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES
Anastasia Ozhiganova
lecturer, Russian State Social University,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены основные методические вопросы организации подготовки педагогических кадров для общеобразовательной школы в области дистанционного обучения на базе основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование», профиль «Информатика».
ABSTRACT
The article describes the basic methodical questions of the organization of teacher training for secondary school in the sphere of distance learning on the basis of the basic professional educational programs of bachelors and masters programs on a specialty «Pedagogical education», profile «Informatics».
Ожиганова А.Ю. Подготовка бакалавров и магистров педагогического образования к применению дистанционных образовательных технологий //
Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 8 (18) .
URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2509
Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, дистанционное обучение, электронное обучение.
Keywords: training pedagogical personnel, distance learning, e-leaming.
Современная школа является активным участником процесса информатизации, что существенным образом сказывается на образовательном процессе. Объективную потребность изменения форм обучения можно объяснить тем, что «нарождающееся информационное общество предъявляет к каждому человеку комплекс новых профессиональных требований, ключевое из которых — требование непрерывно повышать уровень своих знаний, совершенствовать навыки, приобретать новые умения. Сегодня в школе допускается сочетание различных форм получения образования, форм обучения, «...организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.» [1]. На сегодняшний день, это нашло отражение в «Законе об образовании»: основными формами обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность остаются очная, очно-заочная и заочная, они являются лицензируемыми и финансируемыми.
Вопросам развития дистанционных образовательных технологий в нашей стране посвящены работы таких дидактов-исследователей, как А.А Андреев, М.Е. Бершадский, М.П. Карпенко, Е.С. Полат, В.П. Тихомиров, А.Н. Тихонов А.В. Хуторской, и сегодня её по праву называют образовательной системой нового века.
«Под дистанционным обучением будем понимать обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты и объекты образования, имея пространственную или временную удаленность, участвуют в учебном процессе, направленном на создание образовательных продуктов и соответствующих внутренних приращений субъектов образования» [4, с. 230].
Объективная необходимость развития дистанционной формы обучения продиктована направленностью государства на общедоступность обучения, на реализацию права каждого человека на образование независимо от социального положения или своего места нахождения. Обучающиеся не всегда имеют возможность посещать образовательные организации в силу различных причин, связанных с ограниченными возможностями здоровья, получением образования в форме экстерната, иными причинами. Важными факторами являются направленность образования на его индивидуализацию, открытость, доступность, эффективность.
В связи с модернизацией образования в вопросах применения информационных и коммуникационных технологий, развития новых форм образования предъявляются высокие требования к теоретическому и технологическому уровню профессиональной готовности будущего педагога. «В процессе обучения у студентов должен сформироваться широкий кругозор в области использования средств и методов компьютерных технологий, знание широкого спектра программного обеспечения, специализированных пакетов программ» [5].
Особую роль в этой связи приобретает подготовка бакалавров и магистров педагогического образования, профиль «Информатика», как специалистов, имеющих высокий уровень знаний в области информатики, информационных и коммуникационных технологий, владеющих знаниями по методике обучения информатике, а также организации информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Именно на них в большинстве случаев ложится задача организации и координации процесса дистанционного обучения школьников.
На наш взгляд, одной из наиболее значимых для сферы подготовки будущего школьного преподавателя является задача организации подготовки учителя, способного активно работать в рамках различных инновационных форм обучения. Готовность педагога к реализации дистанционного обучения предмету, по сути, становится одним из наиболее значимых компонентов
не только его ИКТ-компетентности, но и профессиональной компетентности в целом [3].
В целях осуществления подготовки по данному направлению в учебные планы вузов целесообразно ввести дисциплины, знакомящие обучающихся с требованиями и особенностями профессиональной деятельности в рамках дистанционного образования.
Рассматривая учебные планы направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»), мы видим достаточное количество дисциплин, таких как «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиатехнологии», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Аудиовизуальные средства обучения», «Образовательные ресурсы сети Интернет», «Информационные технологии в образовании», «Информатизация управления образовательным процессом», «Информационные системы» и т. д., формирующие профессиональные компетенции, необходимые будущим преподавателям информатики. Однако содержание данных дисциплин ориентировано преимущественно на традиционные формы обучения с применением информационных и коммуникационных технологий. Вопросы подготовки к профессиональной деятельности в рамках системы дистанционного обучения в программах подготовки преподавателей информатики рассматриваются вскользь, ознакомительно, без глубокой подготовки по данному направлению.
Очевидно, что одной лишь предметной подготовки становится явно недостаточно, возникла потребность в организации специальной подготовки в области методики применения технологий дистанционного обучения в общеобразовательной школе.
Одним из путей решения указанной проблемы может выступать включение в учебный план основной профессиональной образовательной программы бакалавриата и магистратуры «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») специальных дисциплин (дисциплин по выбору), в частности, дисциплины «Применение современных электронных
образовательных технологий в образовании» в программе бакалавриата и «Дистанционное обучение младших школьников» в программе магистратуры.
Программа дисциплины «Применение современных электронных образовательных технологий в образовании» предполагает формирование у будущих бакалавров специальных компетенций в области применения дистанционных технологий в образовательном процессе. Данная дисциплина призвана расширить знания обучающихся по предметам профессионального цикла информационной направленности и обучить их особенностям работы в рамках дистанционных технологий. В содержание дисциплины включено:
. разработка модели дистанционного обучения с использованием открытых банков информации, коллекций образовательных ресурсов;
. методика дистанционного обучения;
. автоматизированные информационные системы дистанционного обучения;
. моделирование курса дистанционного обучения;
. техническое оснащение дистанционного обучения;
. подбор материала для дистанционного обучения;
. разработка программных модулей дисциплины и рабочей программы курса дистанционного обучения.
Методическое и техническое обеспечение дисциплины включает учебные пособия, специализированные аудитории, компьютерные классы с соответствующим программным обеспечением, технические и иные аудиовизуальные средства обучения.
При разработке программы достигнуто сочетание фундаментальной подготовки студентов с практической направленностью. Учебная работа по освоению курса содержит в себе лекции, в том числе проблемные, лабораторные практикумы, проведение круглых столов, дискуссий, семинаров с применением интерактивных средств обучения. Разработана система исследовательских работ, которая позволяет студентам реализовать в реальной
педагогической практике различные формы дистанционного обучения в общеобразовательной школе.
Существует потенциальный запрос у работающих школьных преподавателей и специалистов сферы начального образования к новым образовательным программам, включающим изучение методики и технологий применения технологий дистанционного обучения в общеобразовательной школе.
В качестве ресурса профессиональной подготовки на кафедре социальной и педагогической информатики Российского государственного социального университета разработана программа и учебно-методическое обеспечение дисциплины «Дистанционное обучения младших школьников» в структуре подготовки магистра педагогического образования по профилю «Информатика» (магистерская программа «Информатизация начального образования») [2].
Учебный курс «Дистанционное обучение младших школьников» направлен на подготовку магистрантов в области применения технологий дистанционного обучения в учебном процессе начальной школы.
Основными задачами дисциплины выступают:
. сформировать понятийный аппарат проблематики дистанционного обучения в начальной школе;
. сформировать понимание педагогических оснований для применения технологий дистанционного обучения в начальной школе;
. рассмотреть возможности информационно-образовательной среды начальной школы для поддержки реализации дистанционного обучения;
. сформировать представление о методических особенностях дистанционного обучения младших школьников;
. рассмотреть спектр педагогических технологий дистанционного обучения младших школьников;
. сформировать представление о новых функциях субъектов дистанционного образовательного процесса;
. сформировать умения по организации учебного процесса в начальной школе с использованием специализированной информационной среды дистанционного обучения;
. сформировать умения использовать выбранный оригинальный инструментарий (программное обеспечение, методические пособия для учебных курсов) для поддержки дистанционного обучения младших школьников.
В содержание обучения включено:
. теоретико-методологические основы дистанционного обучения;
. цифровые образовательные ресурсы, технологии их создания и применения для дистанционного обучения и аттестации школьников;
. организация учебного процесса в начальной школе с использованием информационно-образовательной среды дистанционного обучения;
. основы работы в системе дистанционного обучения.
Результатом изучения специализированных дисциплин «Применение современных электронных образовательных технологий в образовании» в программе бакалавриата и «Дистанционное обучение младших школьников» в рамках магистерской программы «Информатизация начального образования» будет являться решение задачи подготовки специалистов в области внедрения дистанционных технологий обучения в образовательную практику
общеобразовательной школы.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) //Система
ГАРАНТ / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:
http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3fOS1mKpw (дата обращения: 09.07.2015).
2. Федосов А.Ю. Дистанционное обучение младших школьников: проблемы, тенденции, подготовка кадров // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего: сборник научных статей. Труды XVIII объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2015), Санкт-Петербург, 23—25 июня 2015 г. — СПб: Университет ИТМО, 2015. — С. 146—152.
3. Федосов А.Ю. Обучение информатике и информационным и коммуникационным технологиям в средней школе в контексте решения задач воспитания: Дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2008.
4. Хуторской А.В., Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
5. Ярыгина Т.А., Зайчикова С.А. формирование компетенций в сфере компьютерных технологий у студентов социально-гуманитарных направлений подготовки // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 6 частях. ООО «АР-Консалт». — 2015. — Ч. V. — С. 143—145.