ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА ФИЗИКИ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Ж.С. Раимбаева,
кандидат педагогических наук, доцент Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата, Республика Казахстан
Кардинальные изменения в экономической, политической и административной системах всего постсоветского общества поставили в кризисное состояние сложившиеся традиции непрерывного образования в стране. Многие специалисты высшей квалификации становились невостребованными, а система продолжала их подготовку по сложившимся программам. Все это потребовало активного поиска новых резервов качественной подготовки специалистов, структурной перестройки и совершенствования высшего образования вообще и педагогического в частности.
Необходимость повышения качества и обновления содержания высшего образования явилась одной из основных причин быстрого перехода к многоуровневому высшему образованию в Республике Казахстан.
Согласно Государственному общеобязательному стандарту образования Республики Казахстан (ГОСО РК 3.08.010 - 2004, далее - Стандарт), бакалавриат определен как уровень высшего базового образования с нормативным сроком освоения образовательной программы 4 года, с присуждением академической степени «бакалавр».
Бакалавр по специальности 050110 - «Физика» может осуществлять педагогическую деятельность в средних и средних специальных учебных заведениях, научно -исследовательскую деятельность в рамках исследовательских программ вузов, НИИ.
В квалифицированной характеристике бакалавра специальности 050110 - «Физика» отмечено, что бакалавр должен быть подготовлен для самостоятельной творческой научно-исследовательской или практической педагогической и производственной деятельности, требующей фундаментального образования и углубленной профессиональной подготовки по специальности, включающей владение традиционными и современными технологиями педагогической и научно-исследовательской работы и иностранным языком.
Квалифицированная характеристика содержит также перечень требований к ключевым компетенциям бакалавра, который должен:
■ иметь представление о процессах и явлениях живой природы, общественной жизни, понимать и владеть методами познания на уровне, необходимом для решения профессиональных задач;
■ знать основы науки - физики, а также философские и методологические основы педагогической культуры исследований;
■ уметь применять полученные знания при решении конкретных научно-практических, производственных задач, решать физические задачи исследовательского и прикладного характера;
■ иметь навыки владения правильного и логического оформления своих мыслей в устной и письменной форме, участия в дискуссиях по профессиональным проблемам;
■ быть компетентным в использовании дидактических принципов и методов преподавания физики в средней школе, в вузе, в применении методов образовательных технологий в учебном процессе, в определении и конкретизации общественных и личностно-значимых целей и задач обучения в конкретных условиях и т.д.
Подготовка бакалавров осуществляется в рамках компе-тентностного подхода. В Стандарте представлены требования к уровню образованности бакалавра: к общей образованности, к образованности по основным циклам учебных дисциплин, к образованности по отдельным дисциплинам, к социально-личностным, экономическим, организационно-управленческим компетенциям, к профессиональной и специальным компетенциям и т. д.
Образовательные программы подготовки бакалавров по специальности 050110 - «Физика» содержат следующие циклы дисциплин:
- общеобразовательные дисциплины (ООД);
- базовые дисциплины (БД);
- профилирующие дисциплины (ПД).
Каждый из указанных циклов, представляющий собой конечный набор дисциплин с указанием объема в кредитах, включает в себя два компонента:
- обязательный компонент, устанавливаемый Стандартами;
- компонент по выбору, предлагаемый вузами и определенный самостоятельно студентами (перечень образовательных программ в рамках специальности устанавливается Советом высшего учебного заведения).
Цель цикла общеобразовательных дисциплин (ООД) -обеспечение социально-гуманитарного образования на основе знания законов социально-экономического развития, истории Казахстана, современных информационных технологий, государственного языка, иностранного и русского языков как средств межнационального общения.
Цикл ООД бакалавра по специальности 050110 - «Физика» содержит 32 кредита (1440 часов), из них 20 кредитов по обязательному компоненту и 12 кредитов по компоненту по выбору.
В цикле ООД наибольшее количество кредитов (6) выделено на изучение иностранного языка, что отмечено в требованиях к ключевым компетенциям: бакалавр должен иметь навыки владения казахским, русским и одним из иностранных языков в сферах социально-бытового и научного общения, быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде. По существу, бакалавр должен быть «полиязычным».
Цель цикла базовых дисциплин (БД) - обеспечение углубленных знаний естественнонаучного, общетехнического и экономического характера как фундамента профессионального образования. Цикл БД содержит 64 кредита (2880 часов), из них обязательный компонент - 34 кредита, компонент по выбору - 30.
Цель цикла профилирующих дисциплин (ПД) - обеспечение глубоких теоретических знаний и практических навыков в области физики. Цикл ПД содержит 32 кредита (1440 часов), из которых обязательный компонент составляет 22 кредита, а компонент по выбору - 10.
Для получения академической степени бакалавра студент должен освоить не менее 128 кредитов (5760 часов) теоретического обучения, из которых не менее 78 кредитов (3510 часов) по обязательному компоненту и 50 кредитов (2250 часов) по компоненту по выбору.
Кроме того, за весь период обучения в вузе бакалавр должен освоить не менее 10 кредитов (450 часов) профес-
сиональной практики.
В Стандарте отмечено, что практика имеет статус, приравниваемый к учебной дисциплине, и является составляющей образовательной траектории студента. Все виды практик (учебная, педагогическая, технологическая, профессиональная, преддипломная) имеют кредитные выражения, а результаты прохождения практик оцениваются по 4-балльной системе и учитываются при подсчете GPA студента при переводе его с курса на курс.
В Стандарте большое место отведено самостоятельной работе студентов. В учебном плане бакалавра по специальности 050110 - «Физика» вся самостоятельная работа студентов разделена на две части: организуемая преподавателем самостоятельная работа студентов (СРСП) и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (СРС).
В среднем 1/3 времени отводится на аудиторные занятия (лекции, практические (семинарские) и лабораторные занятия) и 2/3 времени разделены поровну на СРСП и СРС.
Одним из требований к образовательной среде подготовки бакалавра является методологическое сопровождение с последовательным усилением акцента на самостоятельную работу студентов, включающее:
- внедрение кредитной системы обучения;
- организация и контроль блочно-рейтинговой системы;
- организация индивидуальных учебных планов (ИУП) студентов;
- организация и контроль проведения текущих экзаменов;
- изучение академических показателей сессии, итоговых аттестаций, контрольных срезов студентов;
- ведение статистики знаний студентов и др.
Все вышеперечисленные мероприятия (кредитная система обучения, рейтинговый контроль и др.) направлены на то, чтобы стимулировать активную самостоятельную работу обучающихся. Так, индивидуальный учебный план (ИУП) составляется студентом самостоятельно (на основании рабочего учебного плана специальности) и содержит перечень дисциплин (с указанием количества кредитов), выбранных им самим.
Болонская декларация предполагает использование единой системы кредитов, аналогичной ECTS, как средства повышения мобильности студентов. Все кредитные системы создавались и все еще создаются в контексте основных процессов реформы высшего образования, часто связанных с крупномасштабными политическими, экономическими и социально-культурными процессами реформирования в странах и регионах. Причины введения кредитных систем были продиктованы необходимостью разработки модернизированных программ обучения, которые допускали бы гибкость по отношению к рыночному спросу и были бы более приспособлены к потребностям рынка труда в широком географическом аспекте.
В мире наблюдается широкое разнообразие кредитных систем обучения. В целом все кредитные системы во всех странах мира могут быть отнесены к трем основным типам [1].
1. Системы накопления кредитов с недостаточной степенью их перезачета. Например, система, используемая в США, когда учащиеся получают кредиты за учебную работу во всех институтах, но не все кредиты признаются другими образовательными учреждениями.
Американская кредитная система (US Credit System),
имеющая более чем столетнюю историю, с разной степенью модификации получила распространение с 1901 года на Филиппинах, после 1945 года - в Японии, Корее и Тайване, затем в некоторых африканских и множестве латиноамериканских стран. Она также доказала свою привлекательность после 1990 года многим центрально- и восточноевропейским институтам.
Как правило, большинство кредитных систем во всем мире - системы накопления кредитов в пределах одного образовательного учреждения.
2. Системы перезачета кредитов с недостаточными условиями их накопления, т.е. когда учащемуся начисляют кредиты с целью возможности их перезачета для академического признания в других странах, но это не является необходимым для накопления кредитов в их родных или в принимающих институтах. Системы перезачета кредитов (Швейцарская схема мобильности, Североамериканская региональная программа академической мобильности (RAMP) и др.) прежде всего обеспечивают в национальном или международном масштабе перезачет учебным заведением академических кредитов, полученных в другом образовательном учреждении.
3. Системы накопления и перезачета кредитов. Например, кредитная система Великобритании (CATS), которая пытается объединить преимущества систем кредитного накопления и систем кредитной передачи, а также Европейская система перезачета кредитов (ECTS).
Если первоначально ECTS предназначалась для расширения мобильности студентов и создания привлекательности европейской системы образования, то в настоящее время ECTS рассматривается как трансфертно-накопительная система.
Следует отметить, что ECTS не заменяет национальных систем измерения трудоемкости и оценки знаний, а служит только инструментом в процессе интернационализации высшего образования.
Согласно ГОСО РК 3.08.010 - 2004, кредитная система обучения - образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории и учета объема знаний в виде кредитов.
Кредит - это унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося. 1 кредит равен одному академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода, который обязательно сопровождается двумя часами самостоятельной работы.
Академический час равен одному контактному часу (50 минутам) лекционных, практических (семинарских), занятий или 1,5 контактным часам (75 минутам) студийных занятий, или двум контактным часам (100 минутам) лабораторных занятий и занятий физического воспитания, или пяти контактным часам (250 минутам) любых видов практик.
Академический период устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в одной из трех форм: семестр (продолжительностью 15 недель), триместр (10 недель), квартал (8 недель).
Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата одним из первых начал эксперимент по внедрению кредитной системы обучения. В университете используют многобалльную буквенную систему оценок - это A, B, C, D, E со знаками "плюс" и "минус".
Оценка по буквенной системе Баллы Процентное содержание Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 Отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 Хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 Удовлетворительно
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
Д+ 1,33 55-59
Д 1,0 50-54
F 0 0-49 Неудовлетворительно
Максимальное количество баллов (100%) складывается из следующих позиций, с учетом специфики преподаваемой дисциплины:
- работа в аудитории - 50% (посещаемость, активность на занятиях, реферат, эссе, доклад, выполнение логических упражнений, решение задач, формирование кейса и пр.);
- СРС - 20% (выполнение заданий СРС);
- два рубежных контроля (модуля) по 10% - 20%$
- экзамен - 10%.
Применяют также такой вид оценивания, при котором буквенное и цифровое оценивание совмещаются. Так, средний балл успеваемости студента в данном семестре рассчитывается по формуле:
^ к ■ й
GPA =
I *
изучаемому в данном семестре; d - оценка студента по одному предмету.
При расчете среднего балла учитываются все кредит-предметы, изучаемые в данном семестре.
По каждому предмету может определяться свой GradePoint: GPA = k ■ d.
Кредитная система обучения стимулирует активную самостоятельную работу обучающегося, обеспечивает выборность индивидуальной образовательной траектории, мобильность, большую степень академической свободы бакалавров, магистрантов и докторантов, способствует признанию документов об образовании в мировом образовательном пространстве.
Литература
1. Козырев В.А., Шубина Н.А. Высшее образованиеи России в зеркале Болонского процесса. - СПб., 2005.
где: k - количество кредит-часов по одному предмету,
РУССКИИ ЯЗЫК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ТАДЖИКИСТАНА
Х.Д. Шамбезода, кандидат филологических наук, доцент Российско-филологического факультета, Т. В. Гусейнова,
доктор педагогических наук, профессор Российско■
2007 год объявлен годом русского языка. Конституцией Республики Таджикистан русскому языку придан статус языка межнационального общения, что предполагает меры по обеспечению условий для реального выполнения этого статуса.
Республика Таджикистан - многонациональное государство, в связи с чем в стране образование для всех на уровне получения полного среднего образования (11 классов) ведётся на пяти национальных языках: таджикском, узбекском, русском, туркменском, киргизском, что вносит определенные трудности в дело организации обучения как в общеобразовательной, так и в среднеспециальной и высшей школе. По данным на 2004-2005 учебный год, 73,7% от общего количества учащихся обучаются на таджикском языке; 25,5% - на узбекском; 2,2% - на русском; 0,8% - на киргизском; 0,2% - на туркменском и (новая тенденция, характерная для образования последних лет) 0,04 % учащихся республики обучаются на английском языке [2]. Разумеется, обучение на английском языке является платным, дорогостоящим.
Таджикского (славянского) университета, декан
Таджикского (славянского) университета
В период гражданского противостояния образовательная система всех уровней в Республике Таджикистан пострадала как в материальном, так и в кадровом отношении. Долгое время понадобилось для восстановления пострадавших школ, для обеспечения образовательных учреждений кадрами высшей квалификации, для поднятия жизненного уровня работников просвещения. Все это незамедлительно сказалось на качестве образования от начальной до высшей школы. Образование, как одна из важнейших сфер социальной жизни, требует к себе особого заботливого подхода, особенно в республике, где средний возраст жителя составляет 22,9 года. По темпам естественного прироста населения Таджикистан занимает первое место среди стран СНГ. Среднегодовой темп роста населения составил 2,1%. Дети до 15 лет составляют 44% всего населения, в связи с чем закономерной и постоянной является тенденция увеличения количества учащихся общеобразовательных школ. Только несколько последних лет количество школ увеличилось 184, а количество учащихся в них на 305818 человек (таблица 1) [4].