ПОДЪЕМ КОНФУЦИАНСТВА В СИНГАПУРЕ В НАЧАЛЕ ХХ В.
Т.А. Горбунова
Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198
В условиях успешного развития российско-китайских и российско-сингапурских отношений очень важно обратить внимание на историко-культурные институты, которые существуют в данном регионе. Конфуцианство - это философско-религиозное учение, которое оказало огромное влияние на Китай и его ближайших соседей, включая страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, в Сингапуре, как и в других странах данного региона, проживает многомиллионная китайская диаспора, в руках которой сосредоточены значительные финансово-экономические ресурсы. Китай является не только экономическим лидером в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и ориентиром для всех китайцев, проживающих в этих странах, что вызывает соответствующий рост этнического самосознания.
Статья посвящена подъему национального движения в Сингапуре в начале XX в. и одному из его главных деятелей Лим Бун Кенгу. Произведена попытка дать общую характеристику социально-экономического положения китайской, малайской и индийской общин. Особое внимание уделяется конфуцианству как стимулу подъема национального самосознания у китайского этноса, живущего за пределами Китая.
Ключевые слова: Сингапур, Китай, иммиграция, конфуцианство, национальное самосознание, Лим Бун Кенг.
Период конца XIX - начала XX в. в Сингапуре отмечен демографическими ростом, социальными изменениями, быстрым экономическим развитием и интеллектуальным брожением.
В то время Сингапур был колонией Британской империи (1).
С момента обретения Сингапуром статуса колонии в 1819 г. англичане проводили политику неограниченной иммиграции преимущественно из Китая и Индии. Первоначально иммиграция была исключительно мужской: китайские и индийские переселенцы использовались в качестве дешевой рабочей силы на оловянных рудниках, плантациях каучука и лесоразработках.
Результатом иммиграции стало формирование полиэтнического населения, где численно преобладали китайцы, а индийцы и малайцы составляли две другие основные этнические группы. С 1824 по 1860 г. население Сингапура выросло с 11 до 81 тыс. чел., 62% его составили китайцы, 16% - индийцы, а малайцев было менее 14% [3. С. 74]. С конца XIX в. в связи с эко-
номическим развитием колонии иммиграция усилилась. К 1891 г. население Сингапура насчитывало около 180 тыс. человек, две трети из которых принадлежали китайской диаспоре [2. С. 47]. В первом десятилетии XX в. ежегодное число китайцев, прибывающих в Сингапур, колебалось от 150 до 220 тыс. человек [6. С. 79]. Возросло и индийское население: более 267 тыс. человек (10,1% населения) в 1911 г. [6. С. 79].
Каждая из общин - малайская, китайская и индийская - заняла свою социально-экономическую нишу в сингапурском обществе. Власть колонии сосредоточилась в руках малайской феодально-бюрократической верхушки, но основная масса малайцев занималась сельским хозяйством и жила в деревнях. Тем не менее, в высшие эшелоны власти не допускались представители немалайской общины.
К концу XIX - началу XX в. из китайских переселенцев-наемников сформировалась собственная средняя и крупная буржуазия и интеллигенция. Китайцы заняли прочные позиции в экономике, торговле, из их числа формировалась значительная доля городского населения. Индийцы в своей массе были рабочими-кули, военными и полицейскими. Таким образом, для сингапурского общества конца XIX - начала XX в. характерно социальное неравенство, национализм и дискриминация по национальному признаку.
Еще одним барьером между малайской, китайской и индийской общинами была религиозная принадлежность.
Малайцы и индийцы-мусульмане являются последователями ислама. Следы проникновения ислама на территорию нынешнего Сингапура относятся еще к XI-XIII вв. [1. С. 247]. Большинство местных мусульман - малайцев, арабов и китайцев - были суннитами, выходцы из Индостана - шиитами. Малайцы - глубоко верующее мусульмане, для которых свойственна нетерпимость к иноверцам. Поэтому религиозный фактор, а именно фанатичность малайцев, не способствовал их сближению с другими мусульманами и представителями иных конфессий.
Индуизм получил распространение в 20-30-е гг. XIX в. с прибытием в Сингапур тамилов [1. С. 250]. В 1827 г. был возведен первый индуистский храм [Там же]. Подавляющее число приверженцев индуизма были выходцами из Индостана. Для индуизма характерно кастовое деление общества. Но в отличие от канонических индуистских культов в индуизме Сингапура были и свои особенности: например, храмы могли посещать и члены низших каст. Национализм и кастовый строй делали индийскую общину закрытой для других этносов.
Говоря о религиозной принадлежности населения Сингапура, стоит упомянуть и христианство (католицизм и протестантизм), которое распространилось благодаря деятельности европейских миссионеров в начале XIX в. Приверженцами христианства в основном были европейское население колонии
и китайцы. Тем не менее, доля христиан в Сингапуре на рубеже XIX-XX вв. еще не была столь существенна, как в наше время (2).
Большинство китайцев исповедовало буддизм и придерживалось традиционных верований, таких как конфуцианство и даосизм. Религиозный синкретизм сделал китайцев исключительно веротерпимыми. Огромную роль в этом сыграло конфуцианское учение, благодаря своей идеологической гибкости и адаптивности к различным формам правления и организации, в том числе и семейной [5. С. 7].
Китайские переселенцы воспитывали своих детей в конфуцианских традициях. В 1906 г. в Сингапуре функционировало 6 китайских школ [6. С. 81]. Строительство китайских школ в Британской Малайе поддерживало цинское, а затем и гоминьдановское правительсво. Образование в духе конфуцианских традиций способствовало сохранению духовных связей с Китаем, преемственности его культурного наследия, воспитанию чувства этнической общности и обособлению китайцев от других этнических групп.
Широкий приток китайского населения в колонию, зависимость местной буржуазии от английских колонизаторов, разобщенное состояние основных этнических групп, оживление национального самосознания в Китае стали основными причинами подъема конфуцианства в Сингапуре в начале XX в. Видным деятелем местного национального движения был Лим Бун Кенг (1868-1957 гг.).
Лим Бун Кенг, перанакан (3) по происхождению, получил медицинское образование в Эдинбурге, в 1895 г. был назначен представителем китайской общины в Законодательном совете Стрейтс-Сетлментс [2. С. 48]. После революции 1911 г., он был назначен в качестве конфиденциального секретаря и личного врача Сунь Ятсена. Лим вернулся в Сингапур после прихода Юань Шикая к власти в Китайской Республике. В 1918 г. он был удостоен ордена Британской империи.
Во враждебной обстановке Сингапура периода британского колониального правления Лим Бун Кенг выступал за возрождение конфуцианства как способа стимулирования национального самосознания китайского общества. В частности, он утверждал, что интеллектуальные ресурсы конфуцианства могут быть использованы для поддержки мирного сосуществования различных общин мультиконфессионального общества государства.
Согласно Лим Бун Кенгу конфуцианство включает в себя ряд тесно взаимосвязанных категорий: философию, теологию, антропологию, этику и политику. По мнению Лима, этот диапазон проблем сделал конфуцианство полноценным гуманистическим учением, а также «полноценной религией» [2. С. 49].
Ссылаясь на авторитет Конфуция (551-479 гг. до н.э.), Мэн-цы (371-289 гг. до н.э.) и более позднего конфуцианского философа, Кана Ювэя (1858-1927 гг.), Лим Бун Кенг сделал значительные выводы о надлежащим функционировании конфуцианского государства: «Народ - основа государства. Страна для
блага народа. Правитель и чиновники для службы народу... Единственный смысл существования государства - защита и жизнеобеспечение граждан, а также предоставление им возможности жить в мире и процветании» [2. С. 51].
Как и большинство ученых-конфуцианцев, Лим Бун Кенг подчеркивал первостепенное значение «Золотого века» китайской истории, этот период может быть датирован примерно 2800-2200 гг. до н.э., до правления первой династии Ся (2100-1600 гг. до н.э.). Лим характеризует этот период становления китайского государства как период «социального равенства».
Лим Бун Кенг понимал, что эти конфуцианские идеалы не всегда реали-зовывались на практике. Он признал, что «время от времени тираны угнетали народ», но отметил, что Китай был «не единственной страной, где высокие идеалы не были поностью поняты» [Там же]. Тем не менее, Лим Бун Кенг считал конфуцианство идеологией, обладающей динамичным, прогрессивным потенциалом, которая способна оказать позитивное воздействие на развитие сингапурского общества.
В конечном итоге Лиму удалось задействовать интеллектуальные ресурсы конфуцианства для пробуждения национального самосознания китайского населения колонии. Оно оказало значительную финансовую поддержку революционной деятельности Сунь Ятсена в Китае. В декабре 1912 г. в Сингапуре возникло отделение Гоминьдана, во главе которого стоял Лим Бун Кенг [6. С. 81-82].
Таким образом, сингапурское общество на рубеже Х1Х-ХХ вв. представляло собой разрозненные этнические группы малайцев, китайцев и индийцев, две последние из которых были иммигрантами и составляли основное население колонии. В условиях экспансии Британской империи, социального неравенства и активизации революционного движения в Китае конфуцианство в Сингапуре выступило в качестве основы этнической общности китайского этноса и стимула подъема его национального самосознания. Большую роль в этом сыграл лидер национального движения Сингапура Лим Бун Кенг.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) В 1819 г. Сингапур заключил с султаном Джохора договор о создании на острове британской фактории. В 1824 г. весь остров перешел под британский контроль. В 1826 г. Сингапур вместе с островом Пинанг и портом Малакка вошел в состав колонии Стрейтс-Сетлментс («Поселения в проливе»), а с 1832 г. стал его административным центром. До 1867 г. Стрейтс-Сетлментс были в составе Британской Индии, затем стали отдельной колонией Британской империи, входящей в состав Британской Малайи.
(2) По данным переписи населения Сингапура 2010 г., христианство исповедовали 18,3% [1. С. 240].
(3) Перанакан - потомоки китайских иммигрантов, переселившихся на территорию полуострова Малакка и Зондского архипелага до середины XX в.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Астафьева Е.М. Религиозные меньшинства в Сингапуре (христианство, ислам, индуизм и сикхизм) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. М.: Институт Востоковедения РАН, 2013. № 20. С. 240-256.
[2] Doran K. The Chinese origins of democracy: Dynamic Confucianizm in Singapore // Nebula: A Journal of Multidisciplinary Scholarship. Glebe: Samar Habib, Ed. & Pub., 2010. № 4. P. 47-53.
[3] Иванова И. С. Социально-экономическая география зарубежной Азии. Юго-Восточная Азия. М.: МГУ, 2005.
[4] Решетов А.М. Китайская община в Малайзии (некоторые аспекты исторического развития) // Индонезийцы и их соседи / под. ред. М.В. Станюкович. СПб: МАЭ РАН, 2008. Вып. 1. С. 386-399.
[5] Ту Вэймин. Подъем «конфуцианской» Восточной Азии: истоки и исторический смысл // Полис. Политические исследования. М.: Полис, 2012. № 1. С. 7-25.
[6] Тюрин В.А. История Малайзии. Краткий очерк. М.: Наука, 1980.
REFERENCES
[1] Astafieva E.M. ReligiozniemenshinstvavSingapure (christiansnvo, islam, induizm I sikhizm) [The religious minorities in Singapore (Christianity, Islam, Hinduizm and Sikhizm)] // Yugo-Vostochnaya Azia: aktualnie problem razvitiya. M.: InstitutVostokovediniya RAN, 2013. № 20. P. 240-256.
[2] Doran K. The Chinese origins of democracy: Dynamic Confucianizm in Singapore // Nebula: A Journal of Multidisciplinary Scholarship. Glebe: Samar Habib, Ed. & Pub., 2010. № 4. P. 47-53.
[3] Ivanova I.S. Socialno-economicheskaya geografia zarubezhnoi Azii. Yugo-Vostochnaya Azia [The socio-economic geography of foreign Asia. Southeast Asia]. M.: MGU, 2005.
[4] Reshetov A.M. Kitaiskaya obschina v Malaizii (nekotorie aspekti istoricheskogo razvitiya) [The Chinese community in Malaysia (some aspects of the historical development] // Indoneziici i ih sosedi. Pod. red. M.V. Stanyukovich. SPb.: MAE RAN, 2008. Issue 1. P. 386-399.
[5] Tu Weimin. Podyom «konfucianskoi» Vostochnoi Azii: istoki I istoricheskii smisl [The rise of «Confucian» East Asia: the origins and historical meaning] // Polis. Poli-ticheskie issledovaniya. M.: Polis, 2012. № 1. P. 7-25.
[6] Tyurin V.A. Istoria Malaizii. Kratkii ocherk [The history of Malaysia.A short essay]. M.: Nauka, 1980.
THE RISE OF CONFUCIANISM IN SINGAPORE AT THE BEGINNING OF THE 20 CENTURY
T. Gorbunova
Department of World History People's Friendship University of Russia Miklukho-Maklay Str., 10-2, Moscow, Russia, 117198
In the context of the successful development of Russian-Chinese and Russian-Singapore relations, it is very important to pay attention to the historical and cultural institutions that exist in the region. Confucianism - is philosophical and religious teaching, which had a huge impact on China and its immediate neighbors, including South-East Asia. Moreover, in Singapore, as well as in other countries in the region, lives a multi-million Chinese diaspora, in whose hands are concentrated significant financial and economic resources. China is not only an economic leader in the Asia-Pacific region, but also the reference point for all Chinese living in these countries, which causes a corresponding rise of ethnic consciousness.
The article concerns to the rise of the national movement in Singapore at the beginning of the 20 century and one of its major figures - Lim Boon Kang. The author also makes an attempt to give a general description of the socio-economic situation of Chinese, Malay and Indian communities. A special attention is directed to Confucianism as an incentive to rise of national consciousness among the Chinese ethnic group living outside of China.
Key words: Singapore, China, immigration, Confucianism, national identity, Lim Boon Keng.