Научная статья на тему '"почин дело красит". Две модели первого исследования по истории в школе или университете'

"почин дело красит". Две модели первого исследования по истории в школе или университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / УСТНАЯ ИСТОРИЯ / СИБИРСКАЯ МЕМУАРИСТИКА / МЕСТА ПАМЯТИ / SCHOOLCHILDREN'S RESEARCH ACTIVITIES / STUDENT'S SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITIES / ORAL HISTORY / SIBERIAN MEMOIRISTICS / PLACES OF MEMORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверев В. А., Зверева К. Е.

Цель настоящей статьи изложение авторских подходов и практических решений при организации исследовательской деятельности старшеклассников и студентов бакалавриата в варианте создания ими под руководством педагогов собственных текстов различного формата (жанра) по тематике региональной и локальной истории.Методологической основой статьи является системно-деятельностный подход в педагогике, предусматривающий формирование и развитие личности ученика при включении его в процесс собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Используются также методологические наработки современной исторической науки: «новой» локальной истории, устной истории, memory studies. Предлагаемые модели организации исследовательской деятельности обучающихся предусматривают запись и презентацию ими воспоминаний пожилых людей «о жизни в старое время» и / или характеристику конкретных мест памяти локальных человеческих сообществ. Подготовительный этап работы в школе предусматривает организацию элективного курса по региональной и локальной истории. Основной этап осуществляется во внеурочное время в рамках работы краеведческого кружка или клуба, иногда и в индивидуальном порядке. В вузе оба этапа организуются в рамках образовательных курсов теоретико-методологической и регионально-исторической направленности. Заключительный этап включает презентацию результатов работы в устных выступлениях и публикацию наиболее интересных текстов.В заключении статьи характеризуются результаты работы, под которыми понимается удовлетворительная степень овладения обучающимися основными процедурами работы историка и приобретение ими опыта ценностно-смысловой деятельности, оказывающей позитивное влияние на формирование мировоззренческих установок личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“The first blow is half the battle”. Two Models of the First Historical Research in School or University

The purpose of this article is author’s approaches presentation and exposition of practical solutions in research activity organization. High school students and undergraduate (bachelor) students create their own texts of various formats (genres) on regional and local history subject under the guidance of teachers. Methodological basis of the article is system-activity approach in pedagogics. This approach provides student’s personality formation and development by the process of his own activity aimed at “new knowledge discovery”. Methodological developments of modern historical science are also used: the “new” local history, oral history, memory studies.The proposed models of students’ research activity organization cover recording and presentation of elderly people’s memories “about life in the old time” and/or characteristic of specific places of memory of local human communities. The preparatory stage of work at school provides the organization of an elective regional and local history course.The main stage is accomplished in extracurricular time as part of the work of a local history group or club, or, sometimes, individually. At university, both stages are organized within the framework of educational courses with theoretical-methodological and regional historical orientation. The final stage involves presentation of the work results in oral presentations and the publication of the most interesting texts. In conclusion of the article, work results are characterized. These results are understood as satisfactory acquisition level of the basic historian’s work procedures by students and getting experience in value-semantic activity, which has a positive impact on the person’s worldview formation.

Текст научной работы на тему «"почин дело красит". Две модели первого исследования по истории в школе или университете»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

DOI: 10.15293/1813-4718.1902.01 УДК 370.179+372

Зверев Владимир Александрович

Доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет; главный научный сотрудник сектора историко-демографических исследований, Институт истории СО РАН, [email protected], ORCID 0000-0003-0108-4499, Новосибирск

Зверева Капитолина Емельяновна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный пе-дагогическийуниверситет, [email protected], ORCID 0000-0002-3161-1408, Новосибирск

«ПОЧИН ДЕЛО КРАСИТ». ДВЕ МОДЕЛИ ПЕРВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ В ШКОЛЕ ИЛИ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. Цель настоящей статьи - изложение авторских подходов и практических решений при организации исследовательской деятельности старшеклассников и студентов бакалавриата в варианте создания ими под руководством педагогов собственных текстов различного формата (жанра) по тематике региональной и локальной истории.

Методологической основой статьи является системно-деятельностный подход в педагогике, предусматривающий формирование и развитие личности ученика при включении его в процесс собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Используются также методологические наработки современной исторической науки: «новой» локальной истории, устной истории, memory studies.

Предлагаемые модели организации исследовательской деятельности обучающихся предусматривают запись и презентацию ими воспоминаний пожилых людей «о жизни в старое время» и / или характеристику конкретных мест памяти локальных человеческих сообществ. Подготовительный этап работы в школе предусматривает организацию элективного курса по региональной и локальной истории. Основной этап осуществляется во внеурочное время в рамках работы краеведческого кружка или клуба, иногда и в индивидуальном порядке. В вузе оба этапа организуются в рамках образовательных курсов теоретико-методологической и регионально-исторической направленности. Заключительный этап включает презентацию результатов работы в устных выступлениях и публикацию наиболее интересных текстов.

В заключении статьи характеризуются результаты работы, под которыми понимается удовлетворительная степень овладения обучающимися основными процедурами работы историка и приобретение ими опыта ценностно-смысловой деятельности, оказывающей позитивное влияние на формирование мировоззренческих установок личности.

Ключевые слова: исследовательская деятельность школьников, научно-исследовательская деятельность студентов, устная история, сибирская мемуаристика, места памяти.

Постановка задачи. Одной из педагогических проблем общеобразовательной и высшей профессиональной школы, актуальных в научном и практическом плане,

является эффективная организация исследовательской деятельности школьников-старшеклассников и студентов бакалавриата. Исследовательская деятельность имеет

в своей основе дидактический потенциал, способствующий становлению мировоззрения личности, овладению ею универсальными способами деятельности (УУД), если говорить языком стандарта для старшей школы (ФГОС СОО), или компетенций, на языке стандарта для высшей школы. Так, стандарт среднего (полного) общего образования предусматривает в качестве личностных результатов освоение обучающимися основной образовательной программы «сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме» [17, с. 5]. Среди требований к мета-предметным результатам - «способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности», а предметная составляющая результатов обучения требует освоения видов деятельности «по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в <...> учебно-проектных и социально-проектных ситуациях», формирования «научного типа мышления», владения «научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами» [17, с. 5].

Заложенные в старшей школе траектории развития личности должны получить свое развитие и на первой ступени обучения в вузе, что также нашло свое отражение в нормативных документах высшей школы. Среди профессиональных компетенций, которые должны стать результатом обучения в вузе по программе академического бакалавриата направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», фигурируют способности «использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательной процесса средствами

преподаваемого учебного предмета, <... > использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач...» [18, с. 7-8]. В рабочие учебные планы Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета по историческим профилям в качестве ожидаемого результата обучения включена специальная профессиональная компетенция, требующая от студента умения применять различные периодизации исторического процесса, описывать и интерпретировать исторические факты и явления в рамках определенной научной концепции. Предполагается овладение будущим бакалавром различными методами и приемами исследования при написании собственных работ.

Практика обучения делает актуальным вопрос о том, как наиболее эффективно достичь указанных результатов. Возникшая под влиянием ряда обстоятельств своеобразная интерпретация ФГОС привела иных школьных педагогов к построению урока, который ориентирован на самостоятельное определение учениками его темы и задач. Этот способ реализации названных выше требований стандарта противоречит самой логике обучения как управляемого процесса, отнимает много времени, часто превращается в простое угадывание темы урока и снижает его эффективность. Таким образом, возникло определенное противоречие между требованием стандарта сформировать умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и практической реализацией этого требования. Организация исследовательской деятельности преимущественно во внеурочное время, которая имеет место в нашем опыте, способна разрешить это противоречие, показав способы формирования многих регулятивных, познавательных и коммуникативных умений через отличные от урока формы деятельности.

Обращение к теме организации исследовательской деятельности имеет в ме-тодико-педагогической науке и практике обучения свои традиции. Так, реальный и лабораторный методы восходят к началу XX в. Современными педагогами-исследователями сделан существенный вклад в разработку проблемы. Определены основные характерные черты школьного научного исследования, его этапы, условия организации. Охарактеризован потенциал исследовательской деятельности для формирования ключевых компетенций школьников (Н. Ю. Басик, А. В. Леонтович и А. С. Саввичев, Е. И. Мусихина, Г. Д. Чиж, О. М. Хлытина, Т. В. Шарма-нова и др.) [1; 9; 10; 19-21]; обобщены элементы опыта организации школьных исследований по истории в Новосибирске (Е. Ф. Бехтенова, В. А. Зверев, К. Е. Зверева, О. М. Хлытина и др.) [5; 6; 8]. Для идентификации школьного исследования, которое по определению не может быть в чистом виде научным, зачастую употребляется термин «учебно-исследовательская деятельность». И хотя школьники, как правило, не получают в процессе работы над своей темой таких результатов, которые явились бы вкладом в «большую» историческую науку, какие-то ранее неизвестные факты, сделанные выводы по локальному сюжету могут конкретизировать, дополнить выводы профессиональных историков. И конечно, сам процесс создания своего «исследовательского труда» в любой форме требует обязательного овладения некоторыми процедурами работы историка.

Научная экспозиция, введение в проблему. Цель настоящей статьи - характеристика подходов и практических решений при организации исследовательской деятельности старшеклассников и студентов бакалавриата в варианте создания собственных исследовательских текстов различного формата (жанра) по тематике, связанной с изучением региональной и ло-

кальной истории, позволяющей формировать многие УУД и компетенции школьников и студентов. Далее мы охарактеризуем элементы практического опыта организации исследовательской деятельности учащихся старших классов и студентов первого курса бакалавриата по истории, накопленный в практике ряда учителей новосибирских школ и преподавателей Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ Речь пойдет об исследовательской работе по двум связанным друг с другом направлениям: 1) запись и презентация воспоминаний пожилых людей, родственников и знакомых обучающихся, «о жизни в старое время»; 2) характеристика мест памяти локальных сообществ сибиряков. Эта исследовательская работа в идеале предполагает подготовительный этап в виде усвоения школьниками материалов элективного курса по региональной и локальной истории, где они знакомятся с методологией и проблематикой предполагаемого исследовательского поля, пробуют себя в выполнении частных поисковых и творческих заданий, учебных проектов. Основной этап осуществляется под руководством учителя во внеурочное время, в рамках работы краеведческого кружка или клуба, иногда и в индивидуальном порядке. В вузе оба первых этапа организуются в рамках образовательных курсов теоретико-методологической и регионально-исторической направленности. В работе по каждому из названных направлений можно выделить два блока: 1) определение конкретной темы и формулирование проблемы, формирование замысла исследования; 2) реализация замысла, выполнение исследовательской работы, написание письменного сочинения по ее результатам. Заключительный этап включает презентацию результатов работы в виде устных выступлений и публикации наиболее интересных и ценных текстов.

При организации ученических и студенческих исследований, согласно теории

деятельности, важнейшее значение имеет ее мотивация. Начинающий исследователь выбирает тему самостоятельно, если она ему содержательно интересна, близка его устремлениям, и он видит в ней собственный смысл. Поэтому предлагаемая тематика исследований не случайна, она имеет прямой выход на историю «вокруг нас», историю семьи школьника, на памятные места и людей, находящихся в его окружении и лично значимых для него. Согласившись в принципе работать по одному из выделенных нами направлений, обучающиеся сами выбирают конкретных личностей для записи их воспоминаний, примечательные места или фигуры памяти для их характеристики.

Начинающий исследователь, как показывает опыт, испытывает особые трудности в формировании замысла своего самостоятельного исследования. Поэтому мы разработали рабочие модели, содержащие в себе в «свернутом» виде основные элементы методологии исследования по каждому из выбираемых учащимися направлений. Исследования ведутся с ориентацией на предложенную модель, возникающие у обучающихся трудности преодолеваются при консультации с учителем / преподавателем вуза. На первом курсе студент, приобщившийся к этой работе еще на школьной скамье, имеет возможность расширять и углублять замысел работы, расширять круг привлекаемых исторических источников, совершенствовать выводы.

Результаты каждой конкретной работы оформляются в виде письменного текста объемом до 10 страниц. В школе на заседании исторического или краеведческого кружка, в вузе на очередном занятии спецкурса / спецсеминара заслушиваются и коллективно обсуждаются итоги всех исследований, лучшие из них рекомендуются к публикации и / или для представления на научно-практическую конференцию школьников, студентов. В Новосибирске и Новосибирской области ежегодно прово-

дятся такие конференции, и работа, имеющая исследовательский результат, может быть отмечена на любом из туров (школьном, районном, городском, региональном). Возможность публикации исследовательских сочинений представляет рубрика «Библиотека сибирского краеведения» в электронной газете «Интерактивное образование» и одноименный интернет-портал (оба ресурса поддерживаются Городским центром информатизации «Эгида»). Там же, а также в сборниках материалов ежегодных научно-практических конференций регулярно публикуются результаты работы студентов.

Исследовательская часть. Первая из моделей исследования, предлагаемых начинающим историкам, сформирована в научном поле устной истории. Устная история как историческая субдисциплина обладает собственным концептуальным подходом к изучению «человеческого измерения истории», предполагающим организацию исследовательских опросов участников и очевидцев исторических событий, явлений и процессов с последующей интерпретацией собранной таким образом информации. Специалисты по методике обучения истории в школе высоко оценивают образовательный, развивающий, воспитательный (ценностно-коммуникативный) потенциал работы школьников с устными источниками [8, с. 20-21]. Реализуя дея-тельностный (компетентностный) подход в образовании, педагоги должны понимать, что устную историю удобно применять в организации исследовательской работы обучающихся в образовательных учреждениях разного уровня, поскольку: 1) ее методология посильна и старшеклассникам, и студентам-первокурсникам; 2) социальное окружение исследователей-неофитов является доступным информационным полем; 3) устная история привлекает молодежь концентрацией своих дискуссионных вопросов и креативными технологиями.

Разработанная нами модель предпо-

лагает, что старшеклассник или студент сам выявляет в своем окружении носителей интересной и важной исторической информации. Предпочтительны бабушки и дедушки, другие старшие родственники или хорошие знакомые семьи - с ними легче наладить контакты, их рассказы или ответы на вопросы будут откровеннее и содержательнее. В подготовительной беседе начинающего исследователя и его информатора определяются тема и проблематика будущих интервью, беседы или рассказа. Это могут быть события, явления «большой» истории (жизнь в сибирском тылу в годы Великой Отечественной войны, освоение целинных и залежных земель в 1950-х гг., деятельность пионерской или комсомольской организации в 1970-1980-х гг. пр.) в их преломлении через судьбу информатора, его родственников и земляков либо сюжеты из семейной или частной жизни информатора и его окружения (например, «история любви бабушки и дедушки», «как я учился в школе»). Нами накоплен опыт организации и групповых проектов, в которых индивидуальные работы всех школьников или студентов посвящены одной общей теме (история переселений, школьное детство, бедствия военного времени и пр.).

Следующим шагом в работе является основная беседа, интервью или рассказ информатора, посвященные заранее намеченному сюжету из «жизни в старое время». Разговор информатора и исследователя-корреспондента обычно записывается на диктофон или видеокамеру, а затем транскрибируется, т. е. дословно воспроизводится в письменном виде. Если аудио-или видеозапись невозможна (например, против нее возражает информатор), то во время интервью, беседы, рассказа обучающимся делаются письменные пометки, по которым в тот же день восстанавливается все содержание воспоминаний. Исследователь составляет свое предисловие к ним: дает словесный портрет информа-

тора, включающий те детали, без которых невозможно адекватно понять записанный текст, а также раскрывает обстоятельства и методику записи. Кроме того, составляются примечания: пишутся краткие комментарии к возможным «темным» местам текста, «расшифровываются» непонятные большинству современных читателей слова и выражения.

Таким образом, создается новый исторический источник и памятник локальной народной культуры. Исследовательская сущность работы в этом случае заключается в том, что автор выступает инициатором и организатором сбора научно значимых сведений (а позже и их публикатором), а при транскрибировании, написании предисловия и комментариев становится фактическим соавтором информатора и первым интерпретатором записанной информации. Студенты могут реализовать такой же проект уже более профессионально, пользуясь методологическими и методическими советами научного руководителя, специалистов по устной истории [14; 15, с. 217-220; 22]. Многочисленные примеры студенческих работ, выполненных под нашим руководством, содержат тематические подборки, опубликованные в сборниках материалов всероссийских научно-практических конференций, проведенных в ИИГСО НГПУ [2; 3].

Вторая исследовательская модель предусматривает характеристику мест памяти тех локальных сообществ, в которые биографическими обстоятельствами или через сознательное конструирование своей идентичности включены начинающие исследователи - школьники и студенты.

Среди иных тем в современной «новой» социальной истории, интеллектуальной истории и активное всего - в рамках междисциплинарного научного направления «memory studies» изучается историческая память людей - совокупность донаучных, научных, квазинаучных и вненауч-ных знаний и представлений социума об

общем прошлом. Одним из основателей «memory studies» считают французского социолога Мориса Хальбвакса [23]. Изучая функционирование исторической памяти, Хальбвакс подчеркивал значение мест памяти (пространства памяти, мнемонических мест, фигур памяти - сейчас используется разнообразная терминология). Историки во главе с Пьером Нора, изучавшие места памяти в родной стране, описали некрополи, коммеморативные монументы, национальные исторические хроники, учебники истории, гражданские справочники, публичные архивы и музеи, поддерживающие идентичность Франции [9]. Среди новосибирских историков места памяти крупных городов Западной Сибири применительно к межвоенному периоду 1920-1930-х гг. активно изучает сегодня Е. И. Красильникова [7].

Наш опыт подсказывает, что приобщение подростков и молодежи к основам исторических знаний и представлений в общеобразовательной и высшей профессиональной школе может быть более успешным, если пользоваться наработками специалистов, изучающих места памяти. Студенты создают творческие работы, посвященные описанию конкретных мест и фигур памяти, находящихся в их непосредственном окружении. Это деревенские и городские кладбища, сельские или школьные музеи, места былого расположения исчезнувших ныне населенных пунктов, традиционные встречи выпускников школы или вуза, вечера чествований ветеранов-юбиляров, альбомы пожелтевших семейных фотографий, старинное церковное или школьное здание, самая старая вещь, которая хранится в родительском доме. Каждый автор самостоятельно выявляет объект для своего изучения.

Разработанная нами и рекомендуемая начинающим исследователям модель предполагает следующий план описания места памяти: 1) физический, материальный облик этого объекта; 2) ментальное вос-

приятие и символическое значение этого места; 3) его функционирование (использование) в качестве основы тех коммемо-ративных практик, которые организуют и поддерживают память об общем прошлом представителей конкретной социальной группы - семьи, церковного прихода, сообщества бывших одноклассников, жителей городского микрорайона и т. д. В качестве источников для разработки темы наряду с иными (письменными, вещественными, визуальными) активно используются устные источники.

В практике преподавания на младших курсах бакалавриата образовательных дисциплин «Введение в историческую науку», «Региональная и локальная история», «Этнология», «Историческая демография России» уже в течение многих лет мы осуществляем такой проект. В одних случаях по заданию преподавателя, в других - по собственному желанию студенты пишут эссе об известных и значимых для них и нашего социального окружения местах (фигурах) памяти. Эссе, как известно, -это небольшая творческая работа, выполненная в свободной композиции, где автор передает свое личное мнение и впечатление по конкретной проблеме.

Большинству участников такого проекта идея тематического эссе нравится, они успешно выбирают объект для изучения, знакомятся с некоторым кругом учебной литературы [13; 15, с. 267-271] и лучшими публикациями предшественников [4; 12; 16]. Большинству оказывается вполне по силам выявление и создание необходимых источников, их интерпретация. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, но проделанную работу при коллективном разборе, как правило, все признают весьма полезной. Участвуя в обсуждении результатов, студенты определяют познавательное и развивающее значение такой работы, достоинства и темы, и формы ее представления в виде эссе.

Результаты исследования. Под ре-

зультатами работы по организации исследовательской деятельности обучающихся нами понимается степень овладения начинающими исследователями основными процедурами работы историка и приобретение опыта ценностно-смысловой деятельности, оказывающей влияние на формирование мировоззренческих установок личности. Говоря об итогах работы в таком смысле, можно отметить следующее: для получения положительного результата необходимо соблюдение уже известных условий (наличие всех этапов организации исследовательской деятельности, сотрудничество исследователя и его руководителя). При этом как в школе, так и в вузе это сотрудничество должно иметь преимущественно консультативный характер. Возможна помощь в подборе литературы и источников, в формулировании цели и задач исследования, но недопустимо предоставление готовых фрагментов будущих итоговых работ, как это иногда случается в школьной практике. На этапе написания итогового варианта текста неизбежно переписывание фрагментов, а зачастую и всего текста, что требует и от исследователя, и от руководителя определенного терпения и настойчивости - качеств, столь необходимых во «взрослой жизни» при выполнении любой работы.

Если говорить о дидактическом потенциале двух описанных направлений исследований, то опыт нашей работы показывает, что наиболее явно проявляются результаты, связанные с эмоционально-ценностными личностными характеристиками участников процесса; зачастую даже изменяется их взгляд на своих близких. Студентка В. Тур пишет: «Четыре года назад я разыскала бабу Машу и даже побывала у нее в гостях. Светлый человек, полный доброты и энергии. В свои 75 лет она поразила меня своим чистым умом, жизнерадостностью, тонким чувством юмора, активностью и способностью говорить на любые темы. Интересно говорить. После

общения с ней у меня полностью поменялось представление о старушках» [16]. И школьники на конференциях, и студенты в личных разговорах с авторами неоднократно высказывали благодарность руководителям, которые «дали им такое задание». Вот слова А. Бунькова: «Эти воспоминания никогда бы не появились, если бы не наш преподаватель <...> который дал нам задание: записать воспоминания родственников или знакомых. <.> Именно с его помощью я смог уговорить бабушку поделиться воспоминаниями, ставшими бесценным достоянием семьи, нашей коллективной памятью» [2, с. 379].

Формирование процедур исследовательской деятельности, которые являются частью УУД - процесс длительный и сложный. Одним из показателей результативности работы школьников в этом направлении является их успешная учеба в вузе, умение самостоятельно выбрать предмет исследования и даже издать свои работы. Большинство студентов (процентов 70 из тех, кто пишет работы) достигают уровня выступления на научно-практической конференции под руководством преподавателя. Если говорить о степени завершенности работы, выражающейся в итоговой отметке на зачете или экзамене по предмету, в рамках которого выполнялась работа, то, как правило, почти у всех студентов фиксируется положительный уровень сформированности требуемых компетенций (от высокого до порогового). При этом доминирующим является средний уровень.

Исследовательская работа в описанных вариантах ее организации и содержания приносит удовлетворение как студентам, так и преподавателю. Мы уверены, что некоторые из студентов, став практикующими учителями высокой квалификации в школах Сибири, постараются заинтересовать этой тематикой и своих учеников, разнообразить формы приобщения школьников к исторической памяти нашего общества, т. е. реализовывать требуемую

стандартом высшего образования компетентность - «способность руководить

учебно-исследовательской деятельностью обучающихся».

Библиографический список

1. Басик Н. Ю. Исследовательская и про- во НГТУ, 2015. - 572 с.

ектная деятельность в обществознании (10-11 классы) // Преподавание истории и обществоз-нания в школе. - 2015. - № 1. - С. 32-38.

2. Белозерская О. Е., Неволина А. В., Каминский С. А. и др. Региональное образовательное пространство ХХ в. в воспоминаниях сибиряков (находки и записи студентов-историков) //Образованиевистории,история в образовании: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. «Интеграция исторического и образовательного пространства». -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - С. 326-391.

3. Власенко Т. П., Клименко Л. Г., Кравченко Д. В. и др. Образы военной и послевоенной Сибири в мемуарах ветеранов (новые записи студентов-историков) // Образы России и ее регионов в историческом и образовательном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - С. 324-357.

4. Громова О. А. Карганская средняя школа как место памяти [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. - URL: http://bsk.nios.ru/content/karganskaya-srednyaya-shkola-kak-mesto-pamyati (дата обращения: 10.01.2019).

5. Зверев В. А. «Сперва аз да буки, а потом и науки»: о школьных музеях и научно-исследовательской работе старшеклассников по истории // Сибирскш трактъ: книга для школьников об истории Сибири. - Новосибирск: Сиб. горница, 2008. - С. 6-16.

6. Зверева К. Е., Хлытина О. М, Бехте-нова Е. Ф. Историко-краеведческие исследовательские проекты школьников: 30-летний опыт Научного общества учащихся «Сибирь» // Исследовательская работа школьников. -2014. - № 4. - С. 7-23.

7. Красильникова Е. И. Помнить нельзя забыть? Памятные места и коммеморативные практики в городах Западной Сибири (конец 1919 - середина 1941 г.). - Новосибирск: Изд-

8. Лейбова Е. К., Хлытина О. М. Устные исторические источники на школьных уроках истории. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. -134 с.

9. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников, 5-11 классы. - М.: Вако, 2014. - 160 с.

10. Мусихина Е. С. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в обучении истории как условие реализации ФГОС // Преподавание истории в школе. - 2014. - № 5. -С. 54-58.

11. Нора П., Озуф М., де Пюимеж Ж., Ви-нок М. Проблематика мест памяти // Франция-память. - СПб.: Изд. дом С.-Петерб. ун-та, 1999. - С. 17-50.

12. Симонова М. Е. Место памяти - святой колодец Половинка [Электронный ресурс] // Образование и православие. - URL: http:// www.orthedu.ru/kraeved/14408-mesto-pamyati-svyatoy-kolodec-polovinka.html (дата обращения: 10.01.2019).

13. Соколова М. В. Теория и методология истории: историческая память: учеб. пособие для акад. бакалавриата. - М.: Юрайт, 2018. -113 с.

14. Соколова М. В. Устная история: теоретические и педагогические основания: учеб. пособие для акад. бакалавриата. - М.: Юрайт, 2017. - 124 с.

15. Теория и методология истории: учебник и практикум для акад. бакалавриата / под ред. А. И. Филюшкина. - М.: Юрайт, 2017. - 323 с.

16. Тур В. А. «Закон нам суровый стоял»: воспоминания М. А. Кочетковой (Устиновой) о тяжелой, но хорошей жизни [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. - URL: http://bsk.nios.ru/content/ zakon-nam-surovyy-stoyal-vospominaniya-m-kochetkovoy-ustinovoy-o-tyazheloy-no-horoshey (дата обращения: 10.01.2019).

17. Федеральный государственный образо-

вательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс] // ФГОС. -URL: https://fgos.ru/#001d1b20ca6240844 (дата обращения: 05.01.2019).

18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования «Бакалавриат». Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] // ФГОС. -URL: https://fgos.ru/#20718f54f80778141 (дата обращения: 05.01.2019).

19. Хлытина О. М. Методологические проблемы организации исследовательской деятельности школьников в области истории и пути их решения // Преподавание истории и обществоз-

нания в школе. - 2012. - № 7. - С. 24-31.

20. Чиж Г. Д. Исследовательская работа школьников по истории: несколько простых правил // Преподавание истории и обществоз-нания в школе. - 2012. - № 6. - С. 53-55.

21. Шарманова Т. В. Научно-исследовательская деятельность по истории как способ формирования ключевых компетенций в соответствии с ФГОС // Преподавание истории в школе. - 2016. - № 1. - С. 41-48.

22. Щеглова Т. К. Устная история: учеб. пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - 364 с.

23. Halbwachs M. La mémoire collective et le temps // Cahiers internationaux de sociologie. -1996. - Vol. 101. - P. 45-65.

Поступила в редакцию 12.01.2019

Zverev Vladimir Aleksandrovich

Dr. Sci. (Hist.), Assoc. Prof. of the Department of Russian and Global History, Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University; Chief Researcher of the Sector of Historical and Demographic Studies, Institute of History, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, [email protected], ORCID 0000-0003-0108-4499, Novosibirsk

Zvereva Kapitolina Emelianovna

Cand. Sci. (Hist.), Assoc. Prof. of the Department of National and Universal History, Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], ORCID 0000-0002-3161-1408, Novosibirsk

"THE FIRST BLOW IS HALF THE BATTLE". TWO MODELS OF THE FIRST HISTORICAL RESEARCH IN SCHOOL OR UNIVERSITY

Abstract. The purpose of this article is author's approaches presentation and exposition of practical solutions in research activity organization. High school students and undergraduate (bachelor) students create their own texts of various formats (genres) on regional and local history subject under the guidance of teachers.

Methodological basis of the article is system-activity approach in pedagogics. This approach provides student's personality formation and development by the process of his own activity aimed at "new knowledge discovery". Methodological developments of modern historical science are also used: the "new" local history, oral history, memory studies.

The proposed models of students' research activity organization cover recording and presentation of elderly people's memories "about life in the old time" and/or characteristic of specific places of memory of local human communities. The preparatory stage of work at school provides the organization of an elective regional and local history course.

The main stage is accomplished in extracurricular time as part of the work of a local history group or club, or, sometimes, individually. At university, both stages are organized within the framework of educational courses with theoretical-methodological and regional historical orientation. The final stage involves presentation of the work results in oral presentations and the publication of the most interesting texts.

In conclusion of the article, work results are characterized. These results are understood as satisfactory acquisition level of the basic historian's work procedures by students and getting experience in value-semantic activity, which has a positive impact on the person's worldview formation.

Keywords: schoolchildren's research activities, student's scientific research activities, oral history, Siberian memoiristics, places of memory.

References

1. Basick, N. Yu., 2015. Research and project activities in social studies (10-11 classes). The teaching of history and social science at school, No 1, pp. 32-38. (In Russ.)

2. Belozerskaya, O. E., Nevolina, A. V., Kaminskii, S. A. at al., 2011. Regional educational space of the 20th century in a flashback of the inhabitants of Siberia (finds and records of students-historians). Education in history, history in education: Proc. Sci. and pract. conf. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 326-391. (In Russ.)

3. Vlasenko, T. P., Klimenko, L. G., Kravchen-ko, D. V. at al., 2010. Images of military and postwar Siberia in memoirs of Veterans (new students-historians records). Images of Russia and its regions in the historic and educational space: Proc. Sci. and pract. conf. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 324-357. (In Russ.)

4. Gromova, O. A., 2016. Karganskaja secondary school as a place of memory [online]. Available at: http://bsk.nios.ru/content/kargan-skaya-srednyaya-shkola-kak-mesto-pamyati (accessed: 10.01.2019). (In Russ.)

5. Zverev, V. A., 2008. "First alphabet, and then the science": the school museums and scientific-research work of high school students on the history. Sibirskij trakt: book for students about the history of Siberia. Novosibirsk: Sibirskaya gornitsa Publ., pp. 6-16. (In Russ.)

6. Zvereva, K. E., Khlytina, O. M., Bechten-ova, E. F., 2014. Historical, regional research projects pupils: 30 years of experience of the scientific society of students "Siberia". Research students, No 4, pp. 7-23. (In Russ.)

7. Krasilnikova, E. I., 2015. Remember you can't forget? Memorials and commemorative practices in cities of Western Siberia (the end of the 1919 - mid 1941). Novosibirsk: NSTU Publ., 572 p. (In Russ.)

8. Lejbova, E. K., Khlytina, O. M., 2011. Oral

historical sources on school history lessons. Novosibirsk: NSPU Publ., 134 p. (In Russ.)

9. Leontovich, A. V., Savvichev, A. C., 2014. Research and project work of pupils, 5-11 classes. Moscow: Wako Publ., 160 p. (In Russ.)

10. Musikhina, E. S., 2014. Educational and research activities of high school students in the teaching of history as a condition for the implementation of FSES. The teaching of history in schools, No 5, pp. 54-58. (In Russ.)

11. Nora, P., Ozuf, M., de Puimierz, J., Vi-nok, M., 1999. Perspective places of memory. France-memory. St. Petersburg: SPSU Publ., 1999, pp. 17-50. (In Russ.)

12. Simonova, M. E., 2013. Place of memory - Holy Spring Polovinka [online]. Available at: http://www.orthedu.ru/kraeved/14408-mes-to-pamyati-svyatoy-kolodec-polovinka.html (accessed: 10.01.2019). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Sokolova, M. V., 2018. Theory and methodology of history: historical memory. Training manual. Moscow: Urait Publ., 113 p. (In Russ.)

14. Sokolova, M. V., 2017. Oral history: theoretical and pedagogical reasons: training manual. Moscow: Urait Publ., 124 p. (In Russ.)

15. Filjushkin, A. I., 2017, ed. Theory and methodology of history: tutorial and workshop. Moscow: Urait Publ., 323 p. (In Russ.)

16. Tour, V. A., 2016. "Act us harsh installed": memories of M. Kochetkova (Ustinova) on heavy, but good life [online]. Available at: http:// bsk.nios.ru/content/zakon-nam-surovyy-stoy-al-vospominaniya-m-kochetkovoy-ustino-voy-o-tyazheloy-no-horoshey (accessed: 10.01.2019). (In Russ.)

17. Federal State educational standard of general secondary education (10-11 cl.) [online]. Available at: https://fgos.ru/#001d1b20ca6240844 (accessed: 05.01.2019). (In Russ.)

18. Federal State educational standard of

higher education. Higher education level "Bachelor" [online]. Training direction 44.03.01 teacher education. Available at: https://fgos. ru/#20718f54f80778141 (accessed: 05.01.2019). (In Russ.)

19. Khlytina, O. M., 2012. Methodological problems of research students in the field of history and ways of their solution. Teaching history and social studies in school, 7, pp. 24-31. (In Russ.)

20. Chizh, G. D., 2012. Research schoolchildren in history: a few simple rules. The teach-

ing of history and social science at school, No 6, pp. 53-55. (In Russ.)

21. Sharmanova, T. V, 2016. Scientific-research work on history as a way of creating core competencies in accordance with FSES. The teaching of history in schools, No 1, pp. 41-48. (In Russ.)

22. Shcheglova, T. K., 2011. Oral history. Textbook. Barnaul: AltSPA Publ., 364 p. (In Russ.)

23. Halbwachs, M., 1996. Collective memory and time. International Journal of Sociology, Vol. 101, pp. 45-65. (In Fr.)

Submitted 12.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.