DOI: 10.15293/1813-4718.1902.03 УДК 372.016:94(47)+372.016:908+371
Бехтенова Елена Федоровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], ORCID 0000-0002-7763-7240, Новосибирск
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье актуализирована важность организации проектной деятельности школьников на уроках истории согласно ФГОС.
Постановка проблемы заключается в важности организации проектной деятельности, использования регионоведческого материала на уроках истории и отсутствии нормативной базы использования краеведческого материала в школе. Автор обосновывает важность использования регионального и краеведческого материала на уроках истории в формировании личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников. Цель статьи: описать и выявить структурные компоненты технологии проектной деятельности как основу достижения предметных, метапредметных и личностных результатов школьников и продемонстрировать это на примере реализации проекта.
Представлены теоретические положения организации проектной деятельности на уроках истории представлены системно-деятельностным подходом в обучении. Обоснована необходимость комплексной содержательной основы при реализации проектов (история Сибири, история России, всеобщая история). Охарактеризованы компоненты и этапы проектной деятельности.
В практической части предложен методический вариант исследовательского проекта для школьников «Путешествие в прошлое: по старым улочкам Новониколаевска» на основе использования экспонатов краеведческого музея города Новосибирска.
В заключении статьи делается вывод о важности технологии проектной деятельности на уроках истории с использованием краеведческого материала, что обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучающимися.
Ключевые слова: технология проектной деятельности, региональная история, краеведческий материал, личностные, метапредметные, предметные результаты.
Постановка проблемы. Современное информационное общество, процесс глобализации, связанное с этим быстрое обновление знаний требуют и новых подходов в образовании. Социальные запросы диктуют новые цели образования. В связи с этим федеральный государственный образовательный стандарт одним из приоритетных направлений выделяет обеспечение достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов [10]. Это ведет к важности организации мотивационного аспекта в обучении,
обеспечению готовности и способности обучающихся к саморазвитию, освоение универсальных учебных действий, а также специальных предметных умений. Требования федерального государственного стандарта нацеливают учителя на поиск новых подходов в обучении, организации познавательной деятельности школьников, на индивидуализацию в обучении с помощью применения технологии проектной деятельности.
Реализация проектов и проектная деятельность в последнее время является
основой не только организации учебного процесса, но и жизни современного человека во всех сферах. Так, американские ученые, предлагают весь современный мир, а не только систему образования рассматривать как совокупность разнообразных проектов (появился даже специальный термин «project-based world» - мир, основанный на проектах) [12, с. 67]. Учебный проект как способ учебной деятельности сейчас практически повсеместно применяется в обучении от дошкольного образования до средней школы. Опыт российской школы в области организации проектной деятельности позволяет выделить ее основные черты. К ним относится: деятельностный («учение через делание»), лично стно-ориентированный, индивиду -альный и проблемный подход в обучении, а также использование индивидуальных, коллективных и групповых форм работы.
В настоящее время в методической науке представлен богатый материал теоретико-методологической основы организации проектной деятельности по отдельным школьным предметам, во внеурочной деятельности на разных ступенях обучения [1-3; 6; 7; 9; 11]. Исследования и публикации отечественных и зарубежных ученых, а также собственный педагогический опыт позволяют определить особенности организации технологии проектной деятельности в обучении истории и выявить специфику ее использования на уроках истории с применением краеведческого материала по Истории Сибири и истории Новосибирска.
Сегодня региональный компонент достаточно необходим в преподавании истории в школе. К сожалению, в современных нормативных документах он не отображен. Но, не смотря на это, региональный компонент востребован и продолжает развиваться. Об этом свидетельствуют разрабатываемые концепции развития регионов, областей, написание учебников по истории края, области, города и др. [8; 4; 5]. Учитывая важность организации проектной дея-
тельности в обучении, востребованности регионоведческого и краеведческого материалов на уроках истории, целью статьи будет описать и выявить структурные компоненты технологии проектной деятельности как основы достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников и предложить методический вариант проекта по истории.
Теоретическое обоснование проблемы. Проектная деятельность как форма (модель) организации процесса обучения включает следующие компоненты: потреб-ностно-мотивационный, целевой, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный и рефлексивно-оценочный. Все компоненты являются основой формирования личностных, ме-тапредметных и предметных результатов школьников.
Потребности и мотивы изучения истории, система ценностей школьников, эмоциональные переживания по вопросам исторического прошлого - все это составляет потребностно-мотивационный компонент проектной деятельности. Узнать историю своей семьи, села, города, края, осмыслить и прочувствовать свою роль в истории возможно путем реализации проектов, основанных на материале региональной истории и краеведческого материала. Итогом проекта становится продукт, применяемый в дальнейшем школьниками в самостоятельной жизни и значимый для его ближнего окружения, социума - это есть основа формирования личностных результатов. Примером могут стать проекты, посвященные изучению истории семьи «Откуда родом мои предки?», «Далёкий путь в Сибирь (Наша семья в начале XX века)», и другие, увиденные через призму событий истории России и всемирной истории.
Постановка и реализация комплекса воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения истории, реализуемых с помощью проектной дея-
тельности - составляют ее целевой компонент. Проблемная организация мышления школьников, являющаяся основой проектной деятельности, становится эффективным способом достижения целей и результатов современного школьного исторического образования и развитием универсальных учебных умений (информационных и аналитических), а также исторического мышления. Это возможно осуществлять за счет того, что история Сибири может рассматриваться не только как часть истории России, но и часть всеобщей истории. При привлечении подобного исторического материала при реализации проекта становится возможным создание представлений о взаимосвязи региональной истории со всеобщей историей и историей России, что формирует умение мыслить на локальном, региональном и глобальном уровнях.
В комплексе эти компоненты при организации проектной деятельности направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Личностные результаты заключаются в понимании цели своей учебной деятельности, формировании системы ценностей, смысла своей жизни. Предметные умения в ходе реализации проектной деятельности способствуют овладению базовыми знаниями по изучаемой теме, формированию и развитию умений работы с инструментарием историка: анализ различных видов источников, сопоставление и анализ, оценивание и аргументированное выражение своей точки зрения на проблему.
Огромный потенциал проектной деятельности заключается в формировании метапредметных умений школьников. ФГОС представляет регулятивные, познавательные и коммуникативные действия как метапредметные результаты способствующие освоению основными компетенциями, которые составляют основу учебных умений [10]. Формируемые учебные
умения в рамках одного учебного предмета в последствии могут применяться на других предметах и применяются в повседневной жизни. Реализация проекта дает возможность овладения обучающимся умений постановки цели и задач при решении личностно или социально-значимой проблемы, планирование самостоятельной деятельности, отбор, анализ и систематизация материала и др.
Предметное содержание курсов всеобщей истории, истории России и региональной истории обеспечивает содержательный компонент проектной деятельности. Интегрирование курсов всеобщей истории, истории России и истории региона позволяет более полно и всесторонне реализовать содержательный аспект предмета. Такой подход в обучении обеспечивает возможность для школьников сопоставлять исторические явления и процессы на различных уровнях; объяснять происходящее с точки зрения «часть - целое», «общее - особенное»; рассматривать историю Сибири, своего края, города, села, своей семьи на фоне исторических процессов, происходящих в стране и в мире. Таким образом, локальная история вписывается в контекст российской и мировой истории.
Осуществление основных учебных действий во время реализации проекта, его выполнение и презентация результатов составляют операционно-деятельностный компонент проектной деятельности. Проектная деятельность на уроках истории позволяет школьникам успешно освоить предметные умения: отбор и анализ исторических источников, историографических ситуаций, применение исторических карт и хронологии, отображение полученных результатов в различной знаковой форме, различных жанрах и др.
Уровень достижения результата проекта, решения возникшей личностной или социально-значимой проблемы, понимание его востребованности, умение регулировать, оценивать свою деятельность,
простраивать перспективу дальнейшей реализации проектной деятельности обеспечивают ее контрольно-регулировочный компонент. Продуктом проекта на уроках истории могут стать буклеты для музея, виртуальная или реальная экскурсия по музею, фильм по истории города, села, школы, семьи, макет чего-либо, страницы учебника истории Сибири, страница сайта в интернете, доклад на научно-практической конференции школьников и др.
Уровень достижения личностных, ме-тапредметных и предметных результатов с учетом формирования у школьников ценностно-мировоззренческой, социально-коммуникативной и историко-познава-тельной компетенции, а также презентация и рефлексия по поводу выполнения проекта составляют рефлексивно-оценочный компонент проектной деятельности.
Охарактеризовав основные компоненты проектной деятельности можно заключить, что этот вид работы на уроках истории с применением регионоведческих и краеведческих материалов обеспечивает возможность школьникам использовать полученные знания и умения на других школьных предметах и в повседневной жизни, позволяет в комплексе решать новые задачи школьного исторического образования, обозначенные в образовательном стандарте [10]. Иными словами, опыт реализации проектной деятельности способствует достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Практический вариант применения технологии проектной деятельности в школе рассмотрим на примере учебного проекта по истории «Путешествие в прошлое: по старым улочкам Новониколаевска». Проект рекомендуется проводить в 9 классе.
Средства: учебники по Истории Сибири и истории Новосибирской области [4; 5], экспонаты краеведческого музея города Новосибирска, сайт краеведческого музея.
Тип проекта: интегрированный (история России с привлечением регионального материала), долгосрочный (до месяца).
Личностные результаты, реализуемые в ходе проекта:
- формирование мотивации и интереса к изучению прошлого своей малой родины и страны в целом;
- воспитание уважения к истории своих предков, которые трудились на благо нашего города и нашей родины;
- формирование коммуникативной компетенции в выполнении исследовательской и творческой деятельности в сотрудничестве с одноклассниками, учителем, работниками музея и другими взрослыми - участниками проекта.
Метапредметные результаты предполагают формирование следующих умений:
- самостоятельно ставить цели и задачи своей деятельности по разрешению проблемы, планировать пути их достижения;
- отбирать необходимый материал, проводить анализ, обобщение, классификацию, делать выводы, готовить презентацию, владеть ИКТ;
- проводить контроль своей деятельности в процессе выполнения проекта при достижении результата;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи в проекте.
Предметные результаты заключаются:
- в понимании и представлении событий региональной истории (появление новых поселков, городов на карте России) как части истории России (строительство Транссибирской железной дороги стало началом экономического подъема страны в начале XX в.);
- в овладении знаниями о жизни российского общества, нашего города в начале XX в. в социально-политической, экономической и духовной сферах;
- в развитии умений анализировать и оценивать различные исторические источники, в том числе и музейные экспонаты об одном периоде или событии истории
Новосибирска и России конца XIX - начала XX в.
Подготовительный этап проекта. Предполагается посещение краеведческого музея и знакомство с экспозицией музея из истории города Новониколаевска конца XIX - начала XX в., начала строительства Транссибирской железной дороги. На экскурсии учащиеся знакомятся не только с историей города, но и с общероссийским процессом строительства Транссибирской железной дороги. Школьники изучают экспонаты музея (вещественные и письменные источники). Во внеучебное время участникам проекта предлагается подобрать по теме проекта материал и из учебных пособий по истории Сибири и других доступных источников. По завершении выполнения проекта и оформления его продукта проводится презентация, на неё отводится двухчасовое занятие.
Содержательные вопросы проекта. Постановка проблемы. Для выполнения проекта школьникам необходимо ответить на ряд вопросов, обеспечивающих мотива-ционную среду понимания практической значимости результатов их работы:
- в чем заключается важность понимания соотнесения мировых событий, истории страны и истории малой родины?
- как понимание истории страны, мировых и региональных событий может помочь в понимании и объяснении современных событий?
- каким был Новониколаевск в конце XIX - начале XX в.?
- почему наш город называли «Сибирский Чикаго»?
- как это связано с историей США?
- в чем заключалось экономическое чудо России и молодого города на реке Обь в начале XX в.?
- какие трудности приходилось преодолевать первым жителям поселка Кривощё-ково, а затем города Новониколаевска?
- как протекала повседневная, духовная жизнь горожан?
- какие источники можно привлечь для реализации проекта по истории нашего города?
Для реализации проекта формируются группы по личной заинтересованности обучающихся к сюжетам истории нашего города, которые в дальнейшем осуществляют работу по поиску, анализу, обработке и систематизации исторического материала.
Проектные группы:
- «Точка на карте Сибири» (Строительство моста через реку Обь: как это было);
- «Роль личности в истории» (инженеры-строители, основатели нашего города (Г. М. Будагов, Н. Г. Гарин-Михайловский, Н. А. Белелюбский, Н. Б. Меженинов, Н. М. Тихомиров и др.);
- «Портрет города начала XX века» (первые жители нашего города - кем они были? Социальный, национальный, конфессиональный состав города);
- «Они были первыми в Новониколаев-ске» (первое каменное здание города; первая школа; первый городничий, первая газета, первый театр, первый синематограф и т. д.);
- «Один день из жизни горожанина», «Новосибирск сквозь столетие», «Моя семья в истории города» и др. Направления исследования могут быть предложены и самими учениками.
В работе над проектом обучающиеся используют экспонаты не только краеведческого музея, но и других музеев Новосибирска: портреты первых строителей, деятелей города, карты города разных лет, орудия труда путейцев, одежда, посуда, предметы быта горожан, мещан, игрушки, учебники и тетради школьников, фотографии жителей Новониколаевска рубежа веков.
Продуктом проекта могут стать: разработка и проведение экскурсии (или виртуальной экскурсии) в краеведческом музее об основании города Новониколаевска для одноклассников или младших школьников; буклет для музея «Прогулки по старым улочкам Новониколаевска»; разработка
маршрута по знаковым историческим местам города; семейный альбом с историческими сюжетами города.
Презентация результатов проекта. На заключительном этапе участники проектных групп представляют результаты своего исследования, в классе проходит обсуждение, задаются вопросы, проходит также рефлексия и оценивание работы каждого участника и проектной группы в целом, а также дальнейшая перспектива проекта.
Заключение. Таким образом, применение технологии проектной деятельности на уроках истории с применением краеведческого материала с использованием исторических источников разных видов и экспонатов краеведческих музеев, выполнение познавательных, исследовательских действий, творческих заданий способствует формированию универсальных учебных действий. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории с применением краеведческого материала, таким образом, способствуют
формированию личностных, предметных и метапредметных умений школьников.
При реализации проекта на первом его этапе школьники учатся определять цели и задачи своей деятельности и самостоятельно планировать пути их достижения. Во время подготовки проекта - отбирать, систематизировать, классифицировать исторический материал; проводить обобщения и аналогии; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; осуществлять поиск информации в сети интернет. На завершающем этапе школьники имеют возможность оценивать результаты своей деятельности; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; овладевать умениями коммуникации, работы в группе; приобщаться к самостоятельной работе, поиску информации в различных источниках информации. Таким образом, все компоненты проектной деятельности нацелены на формирование комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов развития школьников.
Библиографический список
1. Бехтенова Е. Ф., Зверева К. Е., Хлыти-на О. М. Проектная деятельность школьников на уроках региональной истории: методическое пособие. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. - 52 с.
2. Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе: практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 168 с.
3. Иванова С. В. Проектная деятельность в образовании и работе с молодежью // Сборник материалов Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - Моя Россия» 2015 г -М., 2015. - С. 41-43.
4. Инновационный учебно-методический комплекс «История»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений РФ. Модуль 5.1: История Сибири: история России через историю регионов / отв. ред. В. А. Зверев, О. М. Хлытина. - М.: Интеграция: Образование
и Наука, 2015. - 218 с.
5. История Новосибирской области (История России через историю регионов): учебное пособие / науч. ред. В. И. Молодин. - М.: Интеграция: Образование и Наука, 2017. - 382 с.
6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в общеобразовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед. вузов. - М., 2003. - 112 с.
7. Воронцов А. Б., Заславский В. М., Егорки-на С. В. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Б Воронцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
8. Стрелова О. Ю. Разработка регионального компонента общего образования в условиях ФГОС: концепция развития региональной информационно-образовательной среды // Преподавание истории и обществознания в школе. -2018. - № 8. - С. 28-35.
9. Тагиров Ф. Р. Проектная деятельность как основа формирования коммуникативных уни-
версальных учебных действий у учащихся основной школы // Филологическое образование в период детства. - 2016. - № 23. - С. 164-167.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
11. Татарченкова С. С., Телешов С. В. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2008. - 160 с.
12. Larmer J. It's a project-based world // Educational Leadership. - 2016. - Vol. 73, № 6. - P. 66-70.
Поступила в редакцию 11.01.2019
Bekhtenova Elena Fedorovna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of History, Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], ORCID 0000-00027763-7240, Novosibirsk
THE TECHNOLOGY OF PROJECT ACTIVITY AT LESSONS OF HISTORY AS A BASIS OF FORMING PERSONAL, METASUBJECT AND DISCIPLINARY SKILLS OF SCHOOL CHILDREN
Abstract. The article highlights the importance of organizing the project activities of schoolchildren in history lessons according to the federal educational standard. The purpose of the article: to describe and identify the structural components of the technology of project activities as the basis for the achievement of subject, meta-subject and personal results of schoolchildren. The author proves the importance of using local history material in history lessons in shaping the personal, metasubject and subject results of schoolchildren. The theoretical positions of the organization of project activities in the history lessons are presented, the necessity of a comprehensive substantive basis for the implementation of projects (history of Siberia, history of Russia, general history) is substantiated. The components and stages of the project activity are characterized.
In the practical part, a methodical version of a research project for schoolchildren "A Journey to Novonikolaevsk at the Beginning of the 20th Century" was proposed. This version is based on the use of exhibits from the local history museum of the city of Novosibirsk. In the conclusion of the article, stress is laid on the importance of the technology of project activities in history lessons with the use of local history material, which ensures the achievement of personal, metasubject and subject results by students.
Keywords: technology of project activity, regional history, local history material, personal, metasubject, subject result.
References
1. Bekhtenova, E. F., Zvereva, K. E., Khlyti-na, O. M., 2004. Project activities of schoolchildren in the lessons of regional history. Methodological manual Novosibirsk: NGPU Publ., 52 p. (In Russ.)
2. Beloborodov, N. V., 2006. Social creative projects at school. A Practical Guide. Moscow: ARKTI Publ., 168 p. (In Russ.)
3. Ivanova, S. V., 2015. Project activities in education and youth work. In: Collection of materials of the All-Russian competition of youth author pro-
jects and projects in the field of education, aimed at the socio-economic development of Russian territories "My country is My Russia" 2015. Moscow, pp. 41-43. (In Russ.)
4. Zverev, V. A., Khlytina, O. M., 2015, eds. Innovative educational and methodical complex "History". Textbook for educational institutions of the Russian Federation. Module 5.1: History of Siberia: the history of Russia through the history of its regions. Moscow: Integration Publ.: Education and Science Publ., 218 p. (In Russ.)
5. Molodin, V. I., 2017, ed. History of the Novosibirsk Region (History of Russia through the history of the regions). Tutorial. Moscow: Integration Publ.: Education and Science Publ., 382 p. (In Russ.)
6. Pakhomova, N. Yu., 2003. The method of educational project in the educational institution. Moscow: ARKTI Publ., 112 p. (In Russ.)
7. Vorontsov, A. B., Zaslavsky, V. M., Egorki-na, S. V. at al., 2011. Project tasks in primary school. Teacher's manual. Moscow: Enlightenment Publ., 176 p. (In Russ.)
8. Strelova, O. Yu., 2018. Development of a regional component of general education in the context of the Federal State Educational Standards: a concept for the development of a regional information educational environment. Teaching histo-
ry and social studies at school, No 8, pp. 28-35. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Tagirov, F. R., 2016. Project activity as a basis for the formation of communicative universal educational activities for students of primary school. Philological education in the period of childhood, No 23, pp. 164-167. (In Russ.)
10. The federal state educational standard of basic general education, 2011. Moscow: Enlightenment Publ., 48 p. (In Russ.)
11. Tatarchenkova, S. S., Teleshov, S. V., 2008. Formation of key competences of students through project activities. Teaching guide. St. Petersburg: KARO Publ., 160 p. (In Russ.)
12. Larmer, J., 2016. It's a project-based world. Educational Leadership, Vol. 73, No 6, pp. 66-70. (In Eng.)
Submitted 11.01.2019