ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ _7 (244) - 2014
УДК 004.9, 378.1
почему системы дистанционного обучения не отвечают потребностям вузов? •
е. Р. ОРЛОВА,
доктор экономических наук, профессор,
заведующая лабораторией
E-mail: orlova@isa. ru
Е. Н. КОШКИНА,
кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник
E-mail: e-kosh@yandex. ru
Институт системного анализа РАН
Гоамотное использование дистанционных технологий в обучении для многих вузов сегодня представляет важную и сложную задачу. При этом следует определиться, в каком объеме необходимо реализовывать дистанционные технологии, какие курсы следует обогатить дистанционными технологиями, на какую систему дистанционного обучения (СДО) нужно опираться. Этим вопросам и посвящена данная статья. Делается попытка выяснить, чего не хватает существующим СДО для реализации полноценного учебного процесса.
Ключевые слова: дистанционное обучение, система дистанционного обучения (СДО), карта возможностей организации системы дистанционного обучения, навигация дистанционных курсов, образовательная сеть для преподавателей дистанционных курсов.
Введение. Для применения дистанционных технологий в вузе необходима такая система дистанционного обучения (СДО), которая позволяла бы просто и эффективно управлять процессом, получать отчеты о результатах, проводить их учет и качественный мониторинг. Российский рынок дистанционных технологий предлагает достаточно много собственных или русифицированных СДО,
* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 13-0600012.
60-
например: WebTutor, Прометей, Moodle, eLeaning Server, Blackboard и др. К сожалению, все они рассчитаны, прежде всего, на обучение индивидуальным курсам, а не на реализацию учебного процесса. Как известно, учебный процесс представляет собой целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся, а также организации обучения во взаимосвязи всех компонентов [1]. Личный опыт работы в деканате позволяет авторам сделать вывод, что СДО решают лишь ограниченную часть задач учебного процесса. А хотелось бы, чтобы они обладали главным качеством системы, целостностью.
Целью данной статьи является освещение наиболее существенных проблем, связанных с выбором и организацией работы СДО, а также поиск приемлемых вариантов решения этих проблем.
Следует помнить, что дистанционное обучение — это не просто технология, это система, которая способствует реализации учебного процесса, а информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются не сутью, но лишь одной из ее составляющих. Технологии должны не управлять образовательными решениями дистанционного обучения, а лишь эффективно поддерживать образовательные решения [9]. Поэтому важно, чтобы
СДО, при помощи которой преподаватели создают, а студенты получают образовательные ресурсы, соответствовала бы предъявляемым требованиям к содержанию необходимых инструментов и ресурсов.
Проблемы использования системы дистанционного обучения и предложения по их решению.
Во-первых, одной из важнейших проблем рационального внедрения СДО до сих пор продолжает оставаться проблема терминологии. Зачастую СДО воспринимают не как самостоятельную систему, а лишь как вспомогательную дистанционную технологию.
Система дистанционного обучения — это новая самостоятельная система, являющаяся важной компонентой непрерывного образования. Между понятиями «дистанционные технологии» и «система дистанционного обучения» существует огромная разница, а именно:
• дистанционная технология — это совокупность методов и инструментов, предназначенных для обучения на расстоянии, метод преобразования классического курса обучения в электронный ресурс, способ показа электронного курса. Отметим, что определение включает в себя два понятия — «дистанционная» и «технология». Технология (от греч. искусство, мастерство, умение, изучение) — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства [5];
• система дистанционного обучения (СДО) — группа упорядоченных и взаимосвязанных элементов учебного процесса, обладающих единством, внутренней целостностью и автономностью этих элементов в рамках данной системы (определение включает в себя понятие «дистанционная система»). Система представляет собой группу определенным образом упорядоченных и взаимосвязанных элементов, обладающих устойчивым единством, внутренней целостностью и автономностью существования в окружающей среде. Системность всегда связана с определенной формой организованности, с иерархичностью строения целостного объекта, с системообразующими связями [5, 10]. Таким образом, дистанционные технологии —
это лишь составная часть системы дистанционного обучения, с помощью которой реализуются электронные курсы.
Во-вторых, ни одна из систем дистанционного обучения не объединяет в себе всех элементов учебного процесса системы, хотя СДО имеют богатые возможности по наполнению обучающего контента. Так, они позволяют содержать в себе текстовые материалы (учебные пособия, практические задания, методические пособия и др.), видеоматериалы, форумы, тесты, доски объявлений (новостные ленты), осуществлять обратную связь со студентами и преподавателями. Некоторые СДО позволяют организовывать интерактивные занятия, проводить вебинары, онлайн-занятия и др.
Но не нужно забывать о такой части учебного процесса, как сбор результатов работы студентов, их учет и хранение. Для реализации этой деятельности требуется иная программа, обладающая функциями электронного деканата. Так зачем же одну работу выполнять дважды? Почему СДО не оснащены таким функционалом, который бы отвечал последним требованиям и стандартам учебного процесса? Ответ прост: отсутствует согласованность в работе участников учебного процесса — администраторов, организаторов, компьютерщиков, преподавателей и др.
Зачастую процесс выбора СДО осуществляется поверхностно, администрация учебных заведений принимает решение выбора СДО исходя из минимизации расходов, а не в соответствии с выполняемыми функциями.
Решением этой проблемы является планомерный, поэтапный подход к выбору информационной составляющей СДО (см. таблицу). Причем в указанном процессе должны участвовать не только программисты, технические работники, администраторы, организаторы, но и преподаватели, работники деканатов, библиотекари.
Выбор информационной составляющей системы дистанционного обучения
Номер этапа Содержание этапа работы
1 й Создание межфункциональной рабочей группы для разработки технического задания
2 й Построение архитектуры/структуры будущей СДО
3 й Выбор СДО на рынке либо ее разработка
4 й Внедрение системы (тестирование, адаптация и разработка дополнительных форм)
5 й Запуск в опытную эксплуатацию. Запуск в практическую эксплуатацию
6 й Обучение персонала пользованию СДО и сопровождение системы компанией-разработчиком
Рассмотрим возможный вариант поэтапного подхода к выбору информационной составляющей СДО:
1-й этап: создание межфункциональной рабочей группы для разработки требований к внедряемой системе. Результатом работы этой группы будет формирование функциональных и нефункциональных требований, которые должны быть указаны в техническом задании (ТЗ).
2-й этап: построение архитектуры будущей системы. Система внедряется в конкретное учебное заведение, поэтому необходимо соответствие структуры СДО структуре вуза.
При разработке архитектуры СДО должны быть проработаны следующие основные элементы:
• процессы, которые требуются для функционирования СДО;
• объекты управления;
• события, управляющие изменениями процессов
и объектов.
3-й этап: анализ существующих систем и определение наиболее подходящей, т. е. выбор системы на рынке. Стоит отметить, что при разработке системы сторонней компанией необходимо постоянное участие и контроль со стороны созданной рабочей группы по внедрению СДО.
4-й этап: внедрение системы. Данный этап заключается в развертывании системы, ее тестировании, адаптации и разработке дополнительных форм.
5-й этап: запуск системы, выполняемый в два приема:
1) запуск в опытную эксплуатацию, при которой система тестируется с помощью студентов одной из групп;
2) запуск в практическую эксплуатацию, когда система начинает работать в обычном режиме и устанавливается всем пользователям.
Как правило, на стадии опытной эксплуатации идет доработка интерфейса, шаблонов документов и др. На осуществление данной стадии отводится не менее одного семестра. И только после того, как система внедрена, доработана, оттестирована локально хотя бы на одной опытной учебной группе, можно приступать к ее установке всем пользователям.
Одновременно с опытной эксплуатацией осуществляются обучение персонала пользованию данной системой и сопровождение компанией-разработчиком системы, что и составляет содержание 6-го этапа.
Необходимым условием внедрения системы является ее адаптация к существующим стандартам [7]. От степени адаптивности системы в дальнейшем зависит ее эффективность при управлении учебным процессом.
Крайне важно максимально внимательно осуществлять данные этапы, ведь конечный результат, эффективность использования СДО будут в дальнейшем полностью зависеть от корректности формулировки и содержания задач, решаемых в ходе учебного процесса.
Система дистанционного обучения не может эффективно работать вне системы по управлению СДО, с помощью которой должны быть решены следующие задачи:
1) мониторинг хода учебного процесса;
2) моделирование хода учебного процесса при изменении условий, количества студентов и др.;
3) определение и анализ ограниченных образовательных ресурсов в целях контроля и пополнения контента;
4) сравнение и анализ эффективности образовательных ресурсов;
5) мониторинг результатов учебного процесса;
6) установка приоритетов и моделирование учебного процесса;
7) подготовка отчетных документов.
Из-за отсутствия системного похода к выбору, внедрению и использованию СДО каждое подразделение учебного заведения, как правило, работает с узконаправленными программами для выполнения конкретных задач. При правильном подходе данные программы интегрируются с СДО для решения последующих задач. К сожалению, сегодня в большинстве случаев специалисты учебных заведений одновременно ведут по нескольку однотипных баз данных, а не единую интегрированную систему.
В-третьих, нерешенной остается проблема обеспечения сервиса наполнения и управления контентом, разработки конкретных сценариев использования учебных средств и платформ. В настоящее время не хватает методик, которые помогали бы студенту правильно ориентироваться в потоке информации, требующейся в процессе обучения. Информации становится настолько много, что студенту чрезвычайно сложно самостоятельно выбрать необходимые источники. Методы решения этой проблемы были описаны авторами в ранее опубликованных статьях [2, 3].
В-четвертых, проблема качества контента также пока остается нерешенной. Существуют значительные трудности в создании высокопрофессиональной дистанционной услуги, в первую очередь из-за отсутствия «школ» подготовки преподавателей по использованию инструментов СДО. Кроме того, для разработки качественного контента необходимы квалифицированные технические специалисты, которые бы доводили до «продажного» состояния контент и поддерживали его в рабочем состоянии. Но главное в том, что нужно понять, что всем этим нужно заниматьсяfull time, а не урывками в перерывах между лекциями «на коленке», как это делают сейчас преподаватели.
Карта возможностей СДО. Полноценная система дистанционного обучения должна содержать в себе образовательные и сервисные ресурсы (централизованные хранилища данных), образовательные технологии и общий сервис. Если предположить, что перечисленные технологии и ресурсы имеются и синхронно работают, карту возможностей системы дистанционного обучения можно представить в виде единого механизма, каждая из деталей которого является неотъемлемой частью СДО (см. рисунок).
Систему дистанционного обучения необходимо регулярно освежать в соответствии с обновлением информации в Интернете, а основные модули должны содержать и обеспечивать синхронную работу таких элементов, как:
1. Модуль «Электронный кампус»:
• инструменты для преподавателей по созданию полноценных электронных курсов, содержащих различные виды подачи материала (видео-, аудиоматериалы, текст, интерактив и др.) и тестовые задания;
• контент для студентов, включающий:
- учебные курсы;
- электронную библиотеку;
- тесты;
- возможность обратной связи с преподавателем и обмена учебными материалами (сдача рефератов, курсовых работ и др.);
- возможность обратной связи с методистом;
- портал для общения между студентами;
- портал для внеучебных мероприятий (викторин, конкурсов и др.);
- учебно-методический ресурс, содержащий учебные планы, календарные планы, графики учебного процесса, расписание и т. п.
2. Модуль «Электронная библиотека»: электронные библиотечные ресурсы, постоянно
обновляющиеся, имеющие гиперссылки и навигацию по изучению курса.
3. Модуль «Электронный деканат»:
• составление индивидуальных траекторий обучения, контроль за процессом обучения;
• ведение личных дел студентов, возможность его заполнения, обновления, дополнения и т. п.;
• документооборот по составу студентов (формирование приказов, протоколов и т. п.);
• учет результатов учебного процесса, автоматическое заполнение документов по учебному процессу (зачетные книжки, учебные карточки, ведомости и др.);
• формирование различных справок по требованию для студентов;
• формирование академических справок, дипломов и приложений к ним;
• хранение результатов учебного процесса. При этом, как и при традиционной системе
обучения, должна сохраняться связка «преподаватель — студент — методист», но при постоянной поддержке разработчиков программ, программистов и технических специалистов. Совместными усилиями можно добиться того, чтобы все элементы системы дистанционного обучения были удобными, доступными, согласованными между собой и легко интегрировались по запросу [4].
Карта возможностей организации системы дистанционного обучения
Представленная карта возможностей СДО включает в себя основные составляющие учебного процесса, которые должны работать неразрывно, синхронно и желательно в одном программном продукте, а не в разных «коробочных» решениях, как это происходит сегодня. Таким образом, основными компонентами данной карты возможностей СДО являются три модуля: электронный кампус, электронная библиотека, электронный деканат, включающие в себя перечисленный выше набор возможностей, которые не должны использоваться в изоляции, а включены в единую систему.
Заключение. Следует особо отметить, что проблемы организации и работы в СДО возникают из-за следующих причин:
1) неверной терминологии, когда СДО воспринимают не как самостоятельную систему, а лишь как технологию;
2) неправильного подхода к выбору СДО, подбору информационной составляющей, отсутствия плана внедрения и апробации СДО перед запуском в учебный процесс;
3) недостаточного количества методик по обучению студентов в СДО, построению траектории обучения;
4) отсутствия образовательной сети по обучению преподавателей созданию электронных курсов для СДО;
5) малой согласованности внедрения и использования дистанционного обучения между всеми участниками образовательного процесса.
Безусловно, проблемы, связанные с организацией СДО в России, должны решаться, прежде всего, административным путем, с применением эффективного информационного менеджмента, как это происходит в развитых странах [8]. Недостаточно просто сказать преподавателям, чтобы с завтрашнего дня все они начали применять технологии дистанционного обучения. Необходимо сначала сформулировать требования к внедрению и применению дистанционных технологий, которые должны быть обсуждены на ученых советах, причем должны быть учтены стратегия развития вуза и потребности студентов и преподавателей.
Следует еще раз подчеркнуть, что данная статья посвящена в первую очередь не технологиям в образовании, а людям, которые их используют. Возможно, требования по объединению всех элементов учебного процесса в единую СДО слиш-
ком амбициозны, но и сама проблема повышения качества дистанционного обучения нетривиальна. Разработчикам программ для дистанционного обучения давно пора создать действительно рабочую СДО, ориентированную не только на технологии, но и на человека.
Список литературы
1. КоджаспироваГ. М. Педагогический словарь: учеб. пособие / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджас-пиров. М.: Академия, 2003.
2. Кошкина Е. Н., Орлова Е. Р. Проблемы развития дистанционного обучения в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 23.
3. Кошкина Е. Н., Орлова Е. Р. Дистанционное обучение: реалии и перспективы // Вестник Международного института экономики и права. 2011. № 2.
4. Кошкина Е. Н. Проблемы организации систем дистанционного обучения, применяемых в России // Труды V Международной конференции «Системный анализ и информационные технологии» (САИТ). В 2 т. Т. 2. Красноярск: ИВМ СО РАН, 2013.С. 268.
5. Лымарь А. Т. Национальная философская энциклопедия / Философия, практическое руководство, 2004. URL: http://terme. ru/dictionary/927/ word/sistema.
6. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Национальная философская энциклопедия / Философия науки и техники, 2010. URL: http://www. terme. ru/dictionary/906/word/tehnologija.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
8. Рудская Е., Хрусталёв Е., Цыганов С. Перспективные направления инновационного развития российской экономики (опыт Российского фонда фундаментальных исследований) // Менеджмент инноваций. 2010. № 2.
9. Хрусталёв Е. Ю., Баранова Н. М. Семантико-ориентированная методология обучения студентов в информационно-коммуникативной среде университета // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 21.
10. Хрусталёв Е. Ю., Баранова Н. М. Интеллектуальные семантические модели для повышения качества образовательных и научно-исследовательских процессов // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 35.