УДК 630*28 В.Н. Косицын
Косицын Владимир Николаевич родился в 1959 г., окончил в 1985 г. Московский государственный университет, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник, начальник отдела Управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ. Имеет более 240 печатных трудов в области побочного лесопользования, лесоустройства и лесной таксации.
ПОБОЧНОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Рассмотрены в общероссийском и региональном масштабах аспекты правого регулирования побочного лесопользования в рамках многоцелевого лесопользования и устойчивого управления лесами на принципах непрерывности и неистощи-тельности.
Ключевые слова: побочное лесопользование, лесхозы, управление лесами.
В современных условиях устойчивого управления лесами лесной сектор должен развиваться на принципах многоцелевого лесопользования, когда учету, оценке и использованию подлежат все виды лесных ресурсов, в том числе и продукция побочного лесопользования. В соответствии с лесным законодательством (ст.80 Лесного кодекса Российской Федерации) к видам побочного лесопользования относятся сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущего растительного сырья.
Важной основой устойчивого управления лесами, находящимися в федеральной собственности, является рациональное и эффективное разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области использования продукции побочного лесопользования (недревесные растительные ресурсы).
Из-за существенного разнообразия ресурсного потенциала недревесного растительного сырья субъектов РФ законодательная инициатива организации побочного лесопользования передана из федерального центра в регионы. Так, один из основных нормативно-правовых документов - Правила пользования лесным фондом для осуществления побочного лесопользования - утверждается органами государственной власти субъектов РФ. Ими же устанавливаются ставки взимаемых при этом лесных податей.
Нормы бесплатного пользования участками лесного фонда для заготовки продукции побочного лесопользования для собственных нужд, кроме растений, занесенных в Красную книгу РФ или конкретного субъекта РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, также устанавливаются законодательными актами субъектов РФ. Сбор гражданами дикорастущих недревесных продуктов леса сверх установленных норм в промысловых (коммерческих) целях производится только через
оформление разрешительных документов (лесных билетов) и оплату лесных податей. Нормы бесплатного пользования существенно различны по субъектам РФ. Так, норма бесплатной заготовки черемши на 1 чел. в Республике Тува составляет 10 кг, Республике Хакасия - 20 кг, Кемеровской области -30 кг.
Пользование недревесными ресурсами леса на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ определяется федеральным законом от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ. Имеется ряд нормативных документов по побочному лесопользованию, требующих первоочередной переработки на федеральном уровне с учетом их привязки к планированию лесного хозяйства и лесопользования: Основные положения по осуществлению побочных лесных пользований в лесах Российской Федерации (1994); Правила сенокошения и пастьбы скота в лесах СССР (1983); Правила по технике и технологии подсочки березы (1976); Методика выявления дикорастущих сырьевых ресурсов при лесоустройстве (1987).
Лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством целенаправленно занимаются заготовкой дикорастущего растительного сырья с 1966 г. Согласно ст. 104 Лесного кодекса РФ, с лесхозов не взимают лесные подати, однако в связи с отсутствуем в лесхозах необходимых финансовых, технических и трудовых ресурсов в настоящее время объемы заготовок дикорастущего сырья незначительны. Это не позволяет рационально использовать весь его ресурсный потенциал.
Лесхозы, на которые возложены функции оперативного управления лесным фондом, являются одним из основных потенциальных заготовителей недревесного растительного сырья. На рисунке приведены сведения об объемах заготовок (в тоннах) основных видов недревесного растительного сырья лесхозами Министерства природных ресурсов (МПР) России.
По данным отраслевой статистической отчетности 2002 г. наибольший валовой сбор дикорастущих плодов и ягод (в тоннах) отмечен в лесхозах республик Башкортостан (100), Татарстан (28) и Удмуртской (22); наибольшие объемы заготовок клюквы и брусники - в Республике Бурятия (10), Вологодской области (3) и Республике Коми (1); орехов дикорастущих (преимущественно кедровые) - в Республике Бурятия (13) и Читинской области (2); съедобных грибов - в Алтайском крае (14), Удмуртской Республике (10) и Вологодской области (5); лекарственного сырья - в Алтайском (287) и Приморском краях (55), Республике Саха (41); папоротника орляка и черемши - в Республике Алтай (127), Алтайском крае (123), Республике Хакасия (50 т); березового сока - в Республике Татарстан (81), Брянской области (80), Республике Башкортостан (35).
Как видно из приведенных данных, серьезное внимание развитию побочного лесопользования уделяется в республиках Башкортостан и Удмуртской, Алтайском крае.
600
536
ш-1
200
400
100
300
500
0
492 П _2
255
Плоды, ягоды В том числе Орехи клюква, брусника
Грибы Папоротник Лекарственно- Березовый орляк техническое сок
черемша сырье
техническое
сок
Объемы заготовок дикорастущего растительного сырья лесхозами МПР России: 1 - в среднем за 1998-2002 гг.; 2 - 2002 г.
Прибыль от заготовки и реализации дикорастущей продукции побочного лесопользования лесхозами МПР России в 2002 г. составила 2,50 млн р., в том числе папоротника орляка и черемши - 1,50; лекарственного сырья - 0,47; орехов - 0,18; плодов и ягод - 0,15; грибов (в переводе на свежие) - 0,15 млн руб.
Важным элементом внедрения рыночных отношений в деятельность лесного хозяйства является развитие института аренды. До настоящего времени аренда участков лесного фонда для осуществления побочного лесопользования была развита относительно слабо, что во многом связано с отсутствием крупных заготовительных и перерабатывающих организаций, действующих на перспективу, и низкими размерами лесных податей за пользование продуктами побочного лесопользования, устанавливаемых субъектами Российской Федерации.
В таблице приведены усредненные за 1998-2002 гг. сведения по РФ и федеральным округам о числе и площадях участков лесного фонда, переданных в аренду для осуществления основных видов побочного лесопользования.
Распределение арендных участков по федеральным округам отражает особенности ресурсного потенциала растительного сырья и традиции его эксплуатации. Так, наибольшее число участков (90 %) лесного фонда, переданных в аренду для осуществления пастьбы скота, приходится на республики Башкортостан (2645) и Алтай (116), Омскую область (81), т.е. на те регионы, где имеются значительные площади пастбищных угодий для крупного рогатого скота. Оленьи пастбища занимают 98 % площадей, переданных в аренду для осуществления пастьбы скота (10,1 млн га).
ISSN 0536 - 1036. ИВУЗ. «Лесной журнал». 2005. № 4
87
Федеральный Пастьба скота Сенокошение Размещение ульев и пасек Заготовка дикорастущих ягод и грибов Заготовка лекарственных растений и технического сырья
округ Число участков, шт. Площадь участков, га Число участков, шт. Площадь участков, га Число участков, шт. Площадь участков, га Число участков, шт. Площадь участков, га Число участков, шт. Площадь участков, га
Северо-Западный 19 3 260 902 10 25 - - - - - -
Центральный 246 49 11 2 1 1 - -
Приволжский 2 657 62 614 10 574 33 284 377 448 1 1 - -
Южный 16 361 23 237 - - - - - -
Уральский 15 3 042 522 7 387 33 67 1 10 123 1 4
Сибирский 221 135 067 546 15 851 31 4 754 30 319 900 5 108 368
Дальневосточный 21 6 818 572 14 3 090 19 798 11 42 555 12 1 123
Всего по РФ 2 949 10 280 558 11 935 59 923 471 6 069 44 372 580 18 109 495
Аренда лесных сенокосов распространена в Республике Башкортостан (10 424 участка на площади 32,3 тыс. га), Свердловской (494 и 4,9), Читинской (239 и 4,1) и Омской областях (225 и 87,4).
Аренда участков лесного фонда для размещения ульев и пасек наиболее развита в местах компактного произрастания липовых насаждений. В Удмуртской Республике имеется 228 таких участков на площади 33 га, Республике Башкортостан - 77 и 339, Республике Татарстан - 42 и 37, Челябинской области - 26 и 6, Кемеровской области - 18 и 92, Еврейской автономной области - 13 и 10.
Аренда угодий дикорастущих ягод, съедобных грибов и лекарственного сырья наиболее широко распространена в районах достаточно интенсивных промысловых заготовок Сибири и Дальнего Востока: Алтайский и Хабаровский краи, Республика Хакасия, Томская, Иркутская и Камчатская области.
К наиболее важным и перспективным направлениям научно-технической политики в области использования недревесных растительных ресурсов леса относятся:
формирование банка нормативных показателей для экономической (кадастровой) оценки продукции побочного лесопользования; определенный опыт в этом направлении уже имеется [1];
создание при территориальных органах МПР России маркетинговых центров по изучению спроса и предложения на недревесное сырье как на внутреннем, так и на внешнем рынке;
организация крупных агрофирм, функциями которых, в том числе, были бы промышленная заготовка (закупка у населения, плантационное выращивание), первичная или глубокая переработка и целенаправленная реализация недревесного растительного сырья;
координация научных исследований с проработкой комплексных (межведомственных) тем [2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Русова И.Г. Экономическая оценка лесных земель, переводимых в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изымаемых земель лесного фонда / И.Г. Русова [и др.] // Лесохозяйственная информация. - 2002. - № 5. - С. 24-53.
2. Черкасов А.Ф. Исследования недревесного растительного компонента лесных ресурсов (на примере ВНИИЛМ) / А.Ф. Черкасов, К.А. Миронов, В.Н. Ко-сицын // Лесохозяйственная информация. - 2002. - № 1. - С. 22-30.
Министерство природных ресурсов РФ Поступила 11.08.03
V.N. Kositsyn
Secondary Forest Use in Conditions of Sustainable Forest Management
The aspects of legal regulation of the secondary forest use are viewed at the all-Russia and regional levels within the multi-purpose forest use and sustainable forest management based on the principles of continuity and inexhaustibility.