ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2012. № 5
«По ступеням света»: К 90-летию Вениамина
Блаженного: Сборник статей / Сост. У.Ю. Верина. Минск: Право и экономика, 2012. 119 с.
Сборник научных статей «По ступеням света» — итог Первых Международных научно-литературных чтений, посвященных 90-летию со дня рождения Вениамина Блаженного. Целая неделя мероприятий, посвященных памяти поэта, была организована доцентом кафедры русской литературы Белорусского государственного университета, докторантом МГУ Ульяной Юрьевной Вериной при поддержке кафедры русской литературы БГУ. Популяризации творчества поэта среди белорусских студентов и в целом любителей поэзии способстовали просмотр документального фильма «Блаженный Вениамин», поэтические вечера, презентация книги В. Блаженного «Верлибры», а также Международные научные чтения, материалы которых и составили рецензируемый сборник.
Статьи сборника «По ступеням света» различны по своему характеру: здесь представлены воспоминания, эссеистика и научные работы. В данном случае «многоцветие» уместно: это воспроизведение фигуры поэта с разных ракурсов, с использованием различных подходов, исследовательских методов и способов развертывания мысли. Заметно целенаправленное выстраивание композиции книги: от исследования поэтического «самоопределения» В. Блаженного через соотнесение его судьбы с уже нашедшими свое место в родственной русской культуре творческими индивидуальностями — к философским, метафизическим мотивам поэзии Блаженного, имеющим глубокую связь с его убеждениями, восприятием себя.
Заявленный в программе и сборнике международный характер чтений действительно представляет уже сравнительно широкую географию и, кроме того, охват сфер деятельности участников. Помимо представителей Белорусского государственного университета участниками чтений стали С.Н. Ефимова — студентка филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, А.А. Александрова — кандидат филологических наук, выпускница МГУ, в настоящее время редактор издательства Института психологии РАН, Н.И. Ильинская — профессор кафедры мировой литературы и культуры Херсонского государственного университета (Украина), И.Б. Савелова — аспирант кафедры педагогики и философии образования Академии последипломного образования (Беларусь).
Основную объединяющую тему сборника можно обозначить так: «Блаженный как фигура литературного процесса». Характерные черты этого явления стремятся отобразить авторы сборника, чтобы из совокупности разнородных фактов предстало некое «лицо».
Невостребованность, «недостаток читательского внимания» (с. 8), исключительно трудный путь к читателю (первая публикация поэта состоялась, когда ему было более 60 лет) находят идеолого-культурное объяснение во вступительной статье Т.В. Алешки. Столь долго ожидавшаяся связь с читателем была важна для В. Блаженного: «Важно быть услышанным...» — эти слова поэта стали заглавием статьи.
Даже в чисто биографических, бытовых описаниях В. Блаженный предстает как Поэт — «поэт в самой чистой, беспримесной его ипостаси» (с. 13), живущий исключительно поэзией. Таков В. Блаженный в воспоминаниях Л.Н. Турбиной.
Новой ступенью в осознании его фигуры в «культурном поле» становится изучение смыслового наполнения взятого им псевдонима. Предложенный Г. Кориным псевдоним «Блаженный» (первоначально — «Блаженных») был не только принят поэтом, но и творчески осмыслен им. В статьях И.С. Скоропановой, Т.В. Алешки, Н.И. Ильинской, А.А. Александровой, Т.А. Светашевой анализ мотивов его поэзии, связанных с семантикой юродства, странничества, бого-познания, инфантилизма, наслаждения творчеством, объединяется определением «блаженный». Предлагаются и трактовки имени поэта — Вениамин, которое неизмененным вошло в состав псевдонима и в соединении с ним обрело новые смысловые оттенки.
Непосредственно семантическое наполнение псевдонима поэта изучается в статье И.С. Скоропановой «Семантика псевдонима Вениамина Блаженного». Автор отмечает, что использование псевдонима объясняется «стремлением репрезентировать себя как представителя русской, а не еврейской культуры» (с. 19); к последней наверняка отсылала бы читателя настоящая фамилия поэта — Айзенштадт. Одновременно это и «псевдоним-характеристика» (с. 19), отсылка к Василию Блаженному, а также актуализация архетипа юродивого в противовес советской тоталитарной идеологии. С этим архетипом связывается восприятие поэзии как «священного безумия» (с. 20), свойственное, скорее, романтизму и модернизму и совершенно чуждое «установкам», навязывавшимся советской властью состоящим «на государственной службе» поэтам. И.С. Скоропанова указывает также на возможность использования образа сумасшествия как формы самозащиты (сумасшедших, как и шутов, не стоит принимать всерьез). Одновременно отмечается иное, по сути, омонимическое значение псевдонима: «в высшей степени счастливый» (с. 20) благодаря причастности к творчеству, высокой поэзии. Объединяя понятия
нищеты как «нищеты духа» (в первую очередь в связи с Нагорной проповедью Христа), «духовного странничества» (с. 21) и позицию «вечного мальчика», И.С. Скоропанова определяет их общий библейский, христианский контекст.
Т.В. Алешка проясняет «родовые корни» псевдонима писателя, присутствующие в его стихотворении «Родословная» (здесь как «блаженный», во всем богатстве смыслов этого слова, описан отец поэта), и приходит к выводу, что псевдоним «отражает наследственную особенность, столь важную для поэта, положенную в основу его личного мифа» (с. 26), а при этом определяется и «главное на-следство<...> блаженство, убогость как избранность у Бога, доброта, сочувствие, совесть» (с. 27). Исследуя стихотворения, так или иначе связанные с псевдонимом или с настоящей фамилией, или с именем поэта, Т.В. Алешка отмечает, что практически «все стихи, озаглавленные "Блаженный", — о духовном опыте личности, о Боге и душе, о призвании Поэта<...> Там же, где присутствует подлинное родовое имя Айзенштадт, появляются и автобиографические детали и факты» (с. 29-30).
Отдельные позиции, связанные с заложенными в псевдониме поэта смыслами, раскрываются и в его творчестве, составляют основу круга наиболее значимых для него тем. Псевдоним — и неотъемлемая деталь образного мира. Н.И. Ильинская в статье «Память юродства в поэзии Вениамина Блаженного» рассматривает его как исходную посылку, «которая задает параметры "жития" поэта» (с. 38), намеренно, через ряд автохарактеристик, устанавливающих связь с архетипической «памятью юродства». Автор указывает, что явление юродства в русской культуре, имевшей, несомненно, определяющее влияние на творчество В. Блаженного, маркирует «национальную ментальность и православную религиозность» (с. 36), и отмечает, что интерес к юродству обостряется в переходные эпохи. Так, в культуре Серебряного века феномен юродства покидает пределы преимущественно религиозного контекста, формируя модель «светского», «эстетизированного юродства» (с. 37), которая «окажется востребованной в новейшей русской поэзии поколением 90-х» (с. 38) и которая релевантна и для творчества В. Блаженного. Мало того, для его поэзии она становится основополагающей, определяя как компоненты ее содержания, так и характеристики лирического героя: «В юродстве лирического субъекта В. Блаженного ярко выражено мироощущение, презирающее "пределы", пассионарно попирающее любую ограниченность, закрепленность, частность» (с. 40).
У.Ю. Верина обращает внимание на «поэтологический» аспект творчества В. Блаженного, вполне соотносимый с тезисами о богоизбранности «блаженного» поэта и о поэтическом творчестве как «блаженстве», призвании, несущем в себе и наслаждение, и неиз-
бежную жертву: житейскую неустроенность и зачастую раннюю, мучительную смерть. В статье «Поэтический космос Вениамина Блаженного. Новые векторы и пройденные пути» постулируется особенность хронотопической организации стихов: категории пространства и времени здесь замещаются категориями вечности и бесконечности в соответствии с пониманием поэта как «космической фигуры». Таким образом, тема поэта и поэзии оказывается в прямой связи с поэтической «космологией» В. Блаженного. Эта тема в контексте изучения устоявшейся в русской литературе традиции, своего рода «надындивидуального цикла» (с. 55), рассматривается У.Ю. Вериной в статье «Ситуация "смерть поэта" в лирике В. Блаженного». Примечательно, что анализ лирики В. Блаженного, связанного с этой темой, приводит автора статьи к мотиву, уже рассматривавшемуся другими исследователями в связи с религиозным аспектом псевдонима В. Блаженного, — мотиву диалога с Богом, в данном случае обретающему новый смысл. У.Ю. Верина воссоздает достаточно объемный фрагмент системы образов В. Блаженного, скомпонованных вокруг ситуации «смерть поэта». В статье он представлен в виде графической схемы.
Осознание масштаба и места фигуры поэта в литературном процессе естественным образом происходит через проведение параллелей с поэтами, либо занимавшими сходную творческую и личностную позицию, либо обнаруживающими родственные творчеству В. Блаженного интересы, выражающиеся в лейтмотивах, ключевых образах. В статье С.Н. Ефимовой проведена параллель с поэтом Константином Васильевым — маргиналом, пожалуй, не в меньшей степени, чем В. Блаженный. Помимо прямых биографических совпадений обнаруживаются и общие мотивы их лирики, и даже близость в трактовке таковых: это мотивы странничества, образы птиц, души, в которых воплощается «образ одинокого путника» как «метафора вечных скитаний души» (с. 73). Отмечается и сходство в оценке высокого значения поэтического творчества, его божественной природы: «И для К. Васильева, и для В. Блаженного творчество было высокой духовной миссией, диалогом с Вечностью» (с. 74). Отмечая, что взаимное влияние поэтов исключено, автор статьи устанавливает возможные векторы общих источников их вдохновения, значимых как для К. Васильева, так и для В. Блаженного. Это поэзия А. Тарковского, Ф. Сологуба.
В статье А.А. Александровой «Мотивы богоборчества и богоо-ставленности в творчестве И. Бродского и В. Блаженного», напротив, в первую очередь постулируется непохожесть, а в чем-то диаме-тральность творческих индивидуальностей сравниваемых поэтов. Роднит их между собой, во-первых, связь с еврейской культурой, а во-вторых, определяемое этой культурной связью понимание Бога как
возможного участника полноценного диалога: «Разговаривать с Ним может лишь богоизбранный народ, отличающийся особенной близостью ко Всевышнему» (с. 86). Однако и в этом диалоге И. Бродский и В. Блаженный занимают разные позиции: «Там, где у Бродского огромная дистанция между человеком и Богом, молчащие в ответ на мольбы человека небеса, у В. Блаженного, наоборот, близость, почти теснота» (с. 88).
Статья О.П. Рудой «Богопознание в поэзии Вениамина Блаженного» становится своеобразным итогом, резюме всего предшествующего рассмотрения (примечательно, что автор статьи в отдельных пунктах опирается на исследования, помещенные ранее в сборнике). Две статьи, завершающие книгу, можно сказать, выводят общий ход рассуждений за пределы выстраивания «канонических представлений» о В. Блаженном, формирование которых, действительно, на этом этапе уже можно считать состоявшимся. Т.А. Светашева исследует инфантилизм как элемент поэтики В. Блаженного, имеющий не только литературное, но и культурфилософское значение. Попытка сопоставить творчество и творческое самоопределение В. Блаженного с метафизическими построениями каббалы и древнеегипетской мифологии предпринята в статье И.Б. Савеловой «В поисках души: витальное и сакральное в поэзии Вениамина Блаженного». Ее оригинальность состоит в том, что рассмотрение творчества В. Блаженного осуществлено с точки зрения не столь очевидных в связи с творчеством поэта мыслительных парадигм и, по существу, выходит за границы собственно филологии.
Первый сборник научных работ о В. Блаженном состоялся не только как научный факт, но и как некоторое культурное построение, обладающее целостностью, близкой к художественной. Это впечатление подкрепляется общностью стиля входящих в сборник статей, возможно, объясняющейся «заражением» авторов индивидуальным стилем исследуемого автора.
Отмечая целенаправленность статей сборника, конечно, можно высказать суждение и об узости предмета рассмотрения, в данном случае объяснимой и целесообразной, но приводящей к неоднозначным эффектам, таким, как, например, цитирование одних и тех же стихотворений в разных статьях, ссылки на одни и те же источники (видимо, в силу их малочисленности). Однако эти упреки несущественны по сравнению с задачей, которую смог выполнить сборник, и, надеемся, они будут преодолены новыми исследованиями творчества Вениамина Блаженного.
В.Ю. Жибуль
Сведения об авторе: Жибуль Вера Юрьевна, канд. филол. наук, старший преподаватель кафедры русской литературы Белорусского государственного университета. E-mail: [email protected]