УДК 94 (47).084.9:338.124.4
Плановая экономика -фактор возникновения продовольственных кризисов
А.Ю. Просеков, д-р техн. наук, профессор РАН Кемеровский государственный университет
В XIX в. государственное регулирование сельскохозяйственной деятельности было незначительным и всегда имело своей целью постепенный рост производительности и общее улучшение жизни крестьян. Наиболее радикальная из всех произошедших в дореволюционный период столыпинская реформа предполагала создание условий для роста производительности, но выход из общины и использование передовых аграрных технологий осуществлялись только по личной инициативе самого крестьянина. Однако в Советской России государство принимало деятельное участие во всех сферах производства, руководящая роль партии определила плановый характер экономики страны.
Вследствие национализации всех природных ресурсов и средств производства государство взяло под полный контроль аграрный комплекс страны. Принятый во второй половине 1920-х гг. руководством СССР курс на модернизацию затронул и сферу сельского хозяйства: задача «преобразования и объединения мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства»1 была поставлена на XV съезде ВКП (б), а в начале 1930 г. были установлены планы по коллективизации, причем добиваться их выполнения часто приходилось путем принуждения и раскулачивания.
С момента своего создания колхозы находились под жестким
1 О работе в деревне. Пятнадцатый Съезд ВКП (б). Москва. 2 - 19 декабря 1927 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. - Ч. II: 1925 - 1953. -М., 1953. - С. 353.
административным контролем: государство распределяло инвестиционные ресурсы и устанавливало производственные задания. Произведенной продукцией колхозы не могли распоряжаться по своему усмотрению: существовала система государственных закупок, в которой единственным покупателем выступало государство, оно же устанавливало и закупочные цены на продукты. Производственные нормы установили очень высокие, более того, выполнение плана по хлебозаготовкам было настолько приоритетной задачей, что из деревни нередко вывозился и необходимый для пропитания хлеб, как это случилось в 1931 г.
В период Великой Отечественной войны в условиях сильнейшего продовольственного дефицита система государственных закупок не позволила производителям сельхозпродукции нажиться на продаже продовольствия, так как при падении в абсолютных цифрах государственные заготовки росли в процентном отношении. Если в 1940 г. государственные заготовки зерна составляли 38% от общего производства, то в 1941 г. - 43 %, заготовки мяса увеличились с 43% в 1940 г. и до 70% в 1943 г. При этом следует учитывать, что за время войны цены по государственным заготовкам не пересматривались и к концу войны стали почти символическими. Так, государство платило колхозам за один килограмм зерна 7 - 8 копеек, за килограмм картофеля - 3 копейки, за голову крупного рогатого скота - 41 - 53 руб., за свинью - 32 - 48 руб. При этом к концу войны мясо на рынке стоило в десятки раз дороже: в мае 1943 г. килограмм свинины стоил 400 руб.,
говядины - 320 руб., муки - 230 руб. А овощи - в сотню: картофель -76 руб., капуста - 70 руб.2
Стремление выполнить и перевыполнить производственные планы в период военного времени, вызванное не только административным нажимом, но и патриотическим подъемом, позволило обеспечить страну продовольствием. В результате в послевоенный период истощенное сельское хозяйство требовало значительных капиталовложений, в частности для восстановления машинного парка. Но обострение международной обстановки заставило правительство СССР сделать сферой приоритетного внимания промышленность.
14 июля 1946 г. вышло постановление Совета министров СССР и ЦК ВКП (б) «О хлебозаготовках», согласно которому план хлебозаготовок на 1946 г. нужно было выполнить любой ценой. Применительно к некоторым регионам Постановление увеличивало объемы поставок зерна государству на 50 %, также хозяйствам необходимо было погасить задолженности по поставкам зерна за прошлые годы. Как отмечает исследователь голода 1946 - 1947 гг. В.Ф. Зима, в целом план заготовок зерновых культур на 1 декабря 1946 г. был выполнен на 76,9%, с огромным трудом заготовки хлеба проходили в Поволжье, на Урале и на Украине. Районы Сибири и Казахстана стали лидерами и выполнили план на 90%, то есть превзошли показатели прошлого года на 1,21 млн т зерна. Однако этот объем не покрыл недостачи даже одной Украины, равной 1,36 млн т3.
Значительная часть заготовленного зерна поступала в государственные резервы, кроме того на внешнем рынке было продано более 1 млн т зерна. Вырученные средства пошли на закупку материалов, станков и оборудования для восстанавливающейся после войны промышленности. такое распределение продовольственных ресурсов привело к голоду в 1946 г.
В том же 1946 г. был принят закон «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг.», который определил основные направления и ключевые показатели восстановления производства в стране, в том числе
2 Кусков, С.А. Цены военного вре-мени/С.А. Кусков // Объединенный архив Челябинской области. URL: http://archive74.ru / tseny-voennogo-vremeni (дата обращения: 13.08.2017).
3 Зима В.Ф. Голод в СССР 1946 - 1947 годов: происхождение и послед-
ствия/В.Ф. Зима. - М., РАН, 1996. - С. 27.
в аграрной сфере. Пятилетний план предусматривал, что уже к концу 1950 г. будет восстановлен и превышен довоенный уровень сельскохозяйственного производства. Для этого рост объемов выпуска зерновых культур должен был составить 27% от уровня 1940 г., а в валовых показателях равняться 127 млн т при урожайности в 12 ц с га. Для сравнения, в 1945 г. урожайность составляла в среднем 5,6 ц с га. Производство сахарной свеклы планировалось довести до 26 млн т (в 1945 г. производилось лишь 5,5 млн т) и практически в 3 раза увеличить урожайность -до 190 ц с га. В животноводстве за пять лет предполагалось увеличить поголовье лошадей на 46 %, крупного рогатого скота - на 39 %, овец и коз - на 75 %, свиней - в 3 раза по сравнению с 1945 г. Для достижения всего за пять лет таких высоких показателей в сфере сельского хозяйства государство запланировало сравнительно небольшой объем капиталовложений - 19 млрд руб. Для сравнения, на развитие промышленности за годы пятилетки направили не менее 157 млрд руб.4
Недостаток капиталовложений в сельское хозяйство со стороны государства должны были восполнять сами колхозы из своих доходов. План определял, что колхозы должны внести сумму в размере 38 млрд руб. С учетом низких цен по государственным заготовкам, это означало, что капиталовложения будут происходить за счет невысокой оплаты труда колхозников.
В 1948 г. было принято Постановление Совмина СССР и ЦК ВКП (б) «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». В публицистической литературе того времени Постановление получило вполне звучные наименования: «Сталинский план преобразования природы», или «Великий план преобразования природы», или «Великое преобразование природы», что в полной мере отражало значимость обозначенных мероприятий. Постановление предписывало всем колхозам и совхозам степных и лесостепных районов обязательный
4 О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг. - ОГИЗ: Государственное издательство политической литературы, 1946 - С. 38 // Интернет-проект «Исторические MATериалы»/URL http://istmat.info/fi les/uploads/52096/zakon_o_pyatiletnem_ plane_vosstanovleniya. pdf
переход на травопольную систему земледелия, высадку защитных лесополос, применение удобрений, обустройство водоемов для орошения почвы, применение определенных методов обработки почвы. «Великое преобразование природы» должно было во многом осуществляться силами колхозов: например, было запланировано в период 1949 - 1965 гг. силами Министерства лесного хозяйства СССР создать защитные лесонасаждения на площади 1536,5 тыс. га, а силами и средствами колхозов - на площади 3592,5 тыс. га5. И хотя в документе были обозначены обязательства государства по предоставлению колхозам и совхозам финансовой и консультационной помощи, также были зафиксированы высокие плановые показатели и жесткие сроки. «Великолепная динамика» восстановления сельского хозяйства в послевоенные годы стала результатом продолжения эксплуатации деревни.
К моменту смерти Сталина в 1953 г. ресурсы села оказались крайне истощены. Решения Пленума 1953 г. наглядно демонстрировали наличие серьезных проблем в отрасли, связанных с отрывом производителя от результатов своего труда. Тем не менее, решение этих проблем виделось руководству страны в установлении новых плановых показателей.
В следующем 1954 г. была поставлена задача «в течение ближайших лет увеличить производство зерна на 35 - 40 %». Источником такого колоссального роста производства зерна в стране должны были стать целинные земли Казахстана, Поволжья, Урала, Сибири и Северного Кавказа. В частности планировалось получить «с этих земель 1 млрд 100 - 1 млрд 200 млн пудов зерна, в том числе 800 - 900 млн пудов товарного зерна»6. Для решения этой грандиозной задачи в указанные сжатые сроки требовалось привлечение значительных материальных и трудовых ресурсов.
5 О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР. 20 октября 1948 г. // Интернет-проект «ИСТорические МAТериалы»/URL: http://istmat.info/node/17970 (дата обращения: 30. 04. 2017).
6 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988) в 16 тт./КПСС; Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А.Г. Егорова, К.М. Боголюбова. - 9-е изд., доп и испр. -М., 1983 - 1990. - Т. 8. - С. 366.
Форсированное освоение целинных земель вызвало кризисные явления в традиционных зерновых районах СССР. На протяжении нескольких лет на новые зерновые территории перебрасывалась почти вся современная техника, лучший семенной фонд, направлялись работать наиболее квалифицированные специалисты из совхозов и МТС, распределялись выпускники училищ. Все это привело к падению производства зерна в традиционных районах.
Еще менее продуманной оказалась программа по увеличению производства мяса в стране - так называемая «мясная целина». В 1957 г. в СССР не было реальных и объективных условий для быстрого и интенсивного развития животноводства, поскольку в этом сегменте отрасли преобладал ручной труд, степень механизации оставалась крайне низкой; недостаточным было и научное обеспечение животноводства. Несмотря эти обстоятельства от всех местных органов власти требовалось принятие решительных мер для увеличения производства мяса уже к 1959 г. Широко известно так называемое «рязанское чудо» - обещанное рязанским обкомом трехкратное перевыполнение плана. Для достижения этих предельно завышенных показателей пришлось отправить под нож на мясокомбинаты практически весь скот области. В принудительном порядке закупали скот из личных подсобных хозяйств колхозников, а также в соседних регионах. Одновременно с этим в Рязанской области всем организациям и учреждениям выдавались задания по производству мяса: работники сфер, совершенно не связанных с сельским хозяйством, начали активно разводить гусей и кроликов. Но все эти меры не помогли выполнить принятые обкомом партии обязательства. мясо исчезло из свободной продажи. Так как была забита часть молочного стада, возник дефицит молочных продуктов. Нарастало социальное напряжение, были подорваны финансовые ресурсы области в целом и сельского хозяйства в частности. Сложившееся в области положение дел расследовала специальная комиссия ЦК КПСС.
Использование разрушительных для экономики методов для перевыполнения плана происходило и в других областях и районах СССР, в результате, по сравнению с 1959 г., общее производство мяса в стране в 1960 г. уменьшилось на 200 тыс. т. Таким образом, волюнтаристская программа быстрого увеличения производства мяса нанесла колоссальный ущерб животноводству.
Не менее спорной оказалась и так называемая «кукурузная революция», которая не учитывала уровень материальной оснащенности хозяйств и экономическую обоснованность увеличения посевов кукурузы в каждом сельскохозяйственном районе страны. В результате посевы кукурузы (на зерно, силос и зеленый корм) увеличились в 1955 г. скачкообразно, достигнув около 18 млн га (по сравнению с 3,5 млн га в 1954 г.) . Однако химическая промышленность и машиностроение оказались не готовы к «кукурузной кампании», также не хватало квалифицированных кадров: агрономы и механизаторы зачастую имели весьма смутное представление о кукурузе, об особенностях ее выращивания и применения в животноводстве. К началу «кукурузной кампании» СССР не обладал своим гибридным посевным материалом, его приходилось покупать в США. Цены на семена росли из-за возросшего спроса на них, а также в связи с ухудшением отношений между СССР и СшА. В итоге практически сразу после отставки Н. С. Хрущева «кукурузная кампания» завершилась.
Негативные последствия имел и принятый 31 марта 1958 г. закон «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций», предполагавший продажу техники колхозам и организацию ремонтно-технических станций (РТС). Реорганизация МТС шла быстрыми темпами: на 1 января 1959 г. из 8 тыс. МТС сохранилось лишь 385. На выкуп сельхозмашин колхозы тратили средства, предназначенные для закупки семян, мелиорацию, закупку удобрений и т. д. Быстрая передача дорогостоящей техники колхозам при отсутствии какой-либо финансовой помощи от государства нанесла экономике сельскохозяйственной сферы существенный ущерб. Значительные разовые траты колхозов на покупку техники у МТС привели к тому, что у них не осталось средств на новые производимые сельскохозяйственные машины. Уже в 1958 - 1959 гг. деревня получила вдвое меньше новых комбайнов, грузовиков и других машин, чем до начала реорганизации МТС.
В середине 1960-х гг., проанализировав причины медленного
7 Народное хозяйство СССР в 1958 г. Статистический сборник. - М., 1959. -С. 403.
и неравномерного развития сельского хозяйства в стране, партийное руководство обозначило несколько ключевых направлений дальнейшего развития отрасли: увеличение закупочных цен и усиление материальной заинтересованности колхозников в результатах собственного труда, улучшение технического оснащения предприятий сельского хозяйства и, наконец, повышение уровня социально-бытового обеспечения жителей села. С целью реализации одной из поставленных задач уже в апреле 1965 г. вышло Постановление Совета министров СССР «О капитальных вложениях на развитие сельского хозяйства. Об оказании финансовой помощи колхозам». Данное решение правительства резко увеличило капиталовложения в отрасль с 26 млрд руб. в VII пятилетке до 45 млрд руб. в VIII пятилетке. Госбанк СССР списал более 2 млрд руб. задолженности колхозов и в полном объеме долги по ссудам, выданным на покупку техники из МТС. Также при формировании плана восьмой пятилетки Госплан уменьшил число показателей для сельского хозяйства, которые наконец-то стали реалистичными и достижимыми.
Однако дальнейшее повышение эффективности сельского хозяйства не представлялось возможным без последующей реорганизации этой отрасли, связанной с усилением фактора личной заинтересованности работников в результатах своей работы. Производительность труда в сельском хозяйстве страны по-прежнему оставалась ниже, чем в США и Западной Европе. Кардинальное решение вопроса означало необходимость отказа от плановой экономики и проведения политических преобразований, предполагавших внедрение в отрасль механизмов рыночной экономики и частной собственности на средства производства.
Таким образом, на протяжении десятилетий плановая экономика оказывала негативное влияние на сельское хозяйство, поскольку планы по производству значительно превышали запланированные инвестиции в отрасль. Однако и после пересмотра отношения к аграрной сфере и резкого усиления финансирования в течение многих лет сельское хозяйство оставалось дотационным в силу незаинтересованности производителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. О работе в деревне. Пятнадцатый Съезд ВКП (б). Москва. 2 - 19 декабря 1927 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. II: 1925 - 1953. - М., 1953. - С. 350 - 368.
2. Кусков, С.А. Цены военного времени/ С.А. Кусков // Объединенный архив Челябинской области. URL: http://archive74.ru / tseny-voennogo-vremeni (дата обращения: 13.08.2017).
3. Зима, В. Ф. Голод в СССР 1946 - 1947 годов: происхождение и по-следствия/В.Ф. Зима. - М., РАН, 1996. -265 с.
4 О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг. - ОГИЗ: Государственное издательство политической литературы, 1946 // Интернет-проект «ИСТорические МАТериалы»/URL: http://istmat.info /fil.es/upl.oads/52096/zakon_o_pyatil.etnem_ p[ane_vosstanov[eniya. pdf
5. О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР. 20 октября 1948 г. // Интернет-проект «ИСТорические МАТериалы»/URL: http://istmat.info/node/17970 (дата обращения: 30. 04. 2017).
6. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988) в 16 тт./ КПСС; Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А.Г. Егорова, К.М. Боголюбова. - 9-е изд., доп и испр. - М., 1983 - 1990. - 16 т.
7. Народное хозяйство СССР в 1958 г. Статистический сборник. - М., 1959. -958 с.
REFERENCES
1. O rabote v derevne. Pjatnadcatyj Sjezd VKP (b). Moskva. 2 - 19 dekabrja 1927 g. [About the work in the village. Fifteenth Congress of the CPSU (b)] // Kommunisticheskaja partija Sovetskogo Sojuza v rezolijucijah i reshenijah sezdov, konferencij i plenumov CK. Ch. II: 1925 - 1953. - M., 1953. - P. 353.
2. Kuskov S.A. Ceny voennogo vremeni [Price of the war time]/S.A. Kuskov // Obedinennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti. URL: http://archive74.ru/ tseny-voennogo-vremeni
3. Zima V.F. Golod v SSSR 1946 - 1947 godov: proishozhdenie i posledstvija
[The famine of 1946 - 1947 in the USSR: genesis and consequences]/V.F. Zima. -M., RAN, 1996. - 265 p.
4 O pjatiLetnem plane vosstanovLenija i razvitija narodnogo hozjajstva SSSR na 1946 - 1950 gg. [] OGIZ: Gosudarstvennoe izdateL'stvo poLiticheskoj Literatury, 1946 [About the five-year plan for the restoration and development of the national economy of the USSR in 1946 - 1950]// Internet-proekt «ISToricheskie MATeriaLy» / URL: http://istmat.info/fiLes/upLoads/52096/zako n_o_pyati[etnem_p[ane_vosstanovl.eniya. pdf
5. O plane poLezashhitnyh Lesonasazhdenij, vnedrenija travopoL'nyh
sevooborotov, stroiteL'stva prudov i vodoemov dLja obespechenija vysokih i ustojchivyh urozhaev v stepnyh i Lesostepnyh rajonah evropejskoj chasti SSSR. 20 oktjabrja 1948 g. [ About the pLan for fieLd-protective afforestation, the introduction of grass crop rotation, construction of ponds and reservoirs to ensure high and stable harvests in steppe and forest-steppe regions of the European part of the USSR] // Internet-proekt «ISToricheskie MATeriaLy»/ URL: http://istmat.info/ node / 17970 (data obrashhenija: 30. 04. 2017).
6. Kommunisticheskaja partija Sovetskogo Sojuza v rezoLjucijah i reshenijah sezdov, konferencij i PLenumov CK (1898-1988) v 16 tt. [The communist party of the Soviet Union in resoLutions and decisions of congresses, conferences and PLenums of the centraL Committee]/ KPSS; In-t Marksizma-Leninizma pri CK KPSS; Pod obshh. red. A.G. Egorova, K.M. BogoLjubova. Moscow, 1983 - 1990.
7. Narodnoe hozjajstvo SSSR v 1958 g. Statisticheskij sbornik. [The nationaL economy in 1958 StatisticaL Yearbook] Moscow, 1959. 958 p.
Плановая экономика - фактор возникновения продовольственных кризисов
Planned economy - a factor of food crises occurrence Key words
famine; planned economy; food security; food crisis; grain procurements; decade of the Khrushchev; grain exports
Ключевые слова
голод; плановая экономика; продовольственная безопасность; продовольственный кризис; хлебозаготовки; хрущевское десятилетие; экспорт зерна
Реферат
Хотя экспорт зерна в XIX в. являлся существенным источником дохода для Российской империи, способов прямого влияния на количество производимого зерна не было. Идея принудительного изъятия сельскохозяйственной продукции у крестьян возникла в период Первой мировой войны в связи с продовольственным кризисом, с которым сначала царское, а затем Временное правительство не могли справиться. В период Гражданской войны большевики также практиковали принудительное изъятие хлеба согласно продразверстке, объясняя необходимость крайних мер бедственным положением городского населения и армии. В дальнейшем, и в военное, и в мирное время советская деревня обязана была поставить государству определенное планом количество сельскохозяйственной продукции, необходимой не только для пропитания населения, но и для экспорта и финансирования промышленности. Колхозы являлись средством государственного контроля над аграрной сферой, получая от правительства инвестиционные ресурсы и обязательные для выполнения планы производства. Планы по хлебозаготовкам формировались исходя из потребностей страны, а не из возможностей деревни, что приводило к изъятию необходимых для пропитания продуктов и вызывало голод в деревне. Сельское хозяйство воспринималось как регулируемый ресурс для обеспечения промышленности, особенно необходимый в период модернизации и гонки вооружений. Необходимость достижения завышенных плановых показателей привела к «рукотворному» голоду 1946 году. Системные недостатки, такие как государственные закупки сельскохозяйственной продукции по фиксированным ценам, выработка по трудодням и высокие планы производства привели к снижению мотивации колхозников и глубокому кризису сельского хозяйства в СССР. Осознание проблем аграрной сферы, произошедшее в середине 1950-х гг., привело к возникновению таких неоднозначных проектов, как освоение целины, массовые посадки кукурузы, реформирование МТС. Потребность отрасли в кардинальных изменениях и отказе от плановой экономики была осознана только к концу 1980-х гг.
Abstracts
Although grain exports in the nineteenth century was a significant source of income for the Russian Empire, there were no direct ways to govern the quantity of the wheat. The idea of compulsory withdrawal of agricultural production from the peasants arose during the First World war because of the food crisis, which tsar and the Temporary government could not deal with. During the Civil war the bolsheviks also practiced forced removal of bread under the surplus-appropriation system, explaining the extreme measures the plight of urban population and the army. In the future in war and in peacetime, a Soviet village was obliged to deliver to the state a certain amount of agricultural products - not only for sustenance of the population but also for export and for financing the industry. The collective farms receiving government funding, logistical support and binding production plans were means of state control over agricultural production. Plans for grain procurement based on the needs of the country, not the capabilities of the village owing necessary for food products were seizured that caused famine in the countryside. Agriculture was seen as managed resource for providing industry, especially necessary in a period of modernization and arms race. The need to achieve inflated planned targets has led to «man-made» famine of 1946. System weaknesses, such as state procurement of agricultural products at fixed prices, workdays and inflated plans led to lower motivation of collective farmers and a deep crisis of agriculture in the USSR. Awareness of the problems of the agrarian sector that occurred in the mid-1950s, led to the emergence of such controversial projects as the development of virgin lands, the massive planting of corn, the reform of the MTS. Just at the end of the 1980s it became clear that the agricultural industry needs changes and the refusal of the planned economy
Авторы
Просеков Александр Юрьевич, д-р техн. наук, профессор РАН Кемеровский государственный университет, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6, [email protected]
Authors
Prosekov Aleksandr Jur'evich, Doctor of Technical Sciences, Professor Kemerovo State University, 6, Krasnaya Street, Kemerovo, 650000, [email protected]