А.И. Романова
д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономика и управление в городском хозяйстве», ФГОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
О. В. Нуруллина
аспирант кафедры «Экономика и управление в городском хозяйстве», ФГОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЛЬЯ И КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ГОРОДА КАЗАНИ)
Аннотация. Плановые капитальный и текущий ремонт являются основой эффективной технической эксплуатации многоквартирного дома. Именно данные технические мероприятия обеспечивают надежность, безопасность и нормативные сроки службы строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, и приводят к росту качества жилищно-коммунальных услуг.
Ключевые слова: жилье, жилищно-коммунальные услуги, многоквартирные дома, капитальный ремонт.
A.I. Romanova, Doctor of Economics, professor, Kazan State University of Architecture and Engineering
O.V. Nurullina, post-graduate student, Kazan State University of Architecture and Engineering
PLANNING OF PROGRAMS OF REPRODUCTION OF HABITATION AND QUALITY OF
HOUSING-AND-MUNICIPAL SERVICES (ON AN EXAMPLE OF REPUBLIC TATARSTAN AND
THE CITY OF KAZAN)
Abstract. Planned capital and operating repair are a basis of effective technical operation of an apartment house. The given technical actions provide reliability, safety and standard service life of building designs and engineering systems of an apartment house, and lead to growth of quality of housing-and-municipal services.
Keywords: habitation, housing-and-municipal services, apartment houses, major repairs.
Особенности организации ремонтов многоквартирных домов (МКД) во многом определяются источниками финансирования. В настоящий момент основной объем капитального ремонта МКД осуществляется за счет государственных средств в рамках различных программ реформирования ЖКХ. При государственном финансировании вопросы организации ремонтно-строительных работ жестко регламентированы. Назначение домов на капремонт осуществляется в установленном порядке, подрядчик выбирается на конкурсной основе, для контроля и приемки работ привлекаются квалифицированные технические заказчики. Все это способствует соблюдению элементарных норм организации ремонтно-строительных работ и обеспечивает приемлемый уровень качества ремонтов и достаточно эффективное расходование средств на них.
Гораздо более проблемной является организация капитального и текущего ремонтов, осуществляемых за счет средств собственников жилых и нежилых помещений в МКД - ремонтных фондов товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищностроительных кооперативов (ЖСК), управляющих компаний (УК). В данных обстоятельствах руководители заказчика, как правило, в целях экономии не привлекают тех-
нических заказчиков, что позволяет недобросовестным подрядчикам игнорировать даже минимальные требования по организации ремонтно-строительных работ. Также в целях экономии в подобных ситуациях привлекаются неорганизованные бригады рабочих, в том числе мигрантов, которые в силу своей низкой квалификации просто не знакомы с элементарными требованиями по организации ремонтно-строительных работ в МКД.
Все это ведет к нарушениям в организации ремонтно-строительных работ и, как следствие, к неэффективному расходованию денежных средств.
В свою очередь, с момента принятия закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» дан был старт реализации программы на федеральном уровне, предполагающей решение проблем, связанных с необходимостью проведения капитального ремонта МКД и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Проделанная за несколько лет работа, можно сказать, впечатляет (рис. 1).
Рисунок 1 - Общее количество домов, в которых планировался и был проведён капитальный ремонт в 2008-2011 гг. по Республике Татарстан и г. Казань
Начиная с 2008 года, наблюдается значительный рост отремонтированных многоквартирных жилых домов.
В 2009 году было отремонтировано 2 267 МКД на сумму 9555,793 млрд руб.
В 2010 году - 2 431 МКД, в том числе 968 домов завершены комплексным капитальным ремонтом с общей площадью 14 035,53 тыс. кв. м на общую сумму 4 758,751 млрд руб.
На основании данных мониторинга жилищного фонда Республике Татарстан (РТ), в период с 2008-2011 гг. в Республике Татарстан достигнуты следующие результаты:
- отремонтировано 3 341 МКД, на общую сумму 16 821,35 млрд руб.
- на капитальный ремонт МКД выделено 15 271,523 млрд руб. (табл.1);
- на работах занято: 2009г. - 21,2 тыс. чел; 2010г. - 28,9 тыс. чел.
Рисунок 2 - Общая площадь МКД, в которых проведен капитальный ремонт в 2008-2011 гг. по Республике Татарстан
Однако в настоящее время полностью отсутствуют схемы финансирования капитального ремонта, в том числе кредитные, практика осуществления сторонними инвесторами ресурсосберегающих мероприятий в МКД, применения энергосервисных контрактов. Развитие данных направлений составит одно из основных задач при управлении домом.
Фактически в настоящее время комплексный капитальный ремонт МКД осуществляется в основном за счёт средств федерального бюджета, выделяемых из Фонда, и средств консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также за счёт средств обязательных взносов от населения (не менее 5%). К 2012 году планируется завершить реализацию всех заложенных в Федеральном законе №185-ФЗ мероприятий в части реформирования жилищно-коммунального комплекса. При этом существенной проблемой остается создание устойчивой системы финансирования работ по капитальному ремонту домов после прекращения деятельности Фонда по финансированию региональных адресных программ капитального ремонта МКД. С созданием Фонда работы по капитальному ремонту МКД стали финансироваться на уровне необходимого норматива.
С учётом указанных обстоятельств становится очевидным, что после завершения деятельности Фонда финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества МКД в необходимом размере не будет возможным без создания в ближайшее время на региональном уровне эффективных механизмов, которые позволят аккумулировать средства собственников жилья и бюджетов различных уровней на капитальный ремонт домов, обеспечить сохранность и целевое использование этих денег.
Таблица 1 - Финансирование капитального ремонта по Республике Татарстан на
2008-2011 гг., млрд руб.
Источники финансирования Общий объем финансовых средств, млрд руб. (%)
Средства Федерального Фонда 6 124, 669 (40%)
Средства бюджета РТ 5 044, 197 (33%)
Средства бюджетов МО 2 157, 278 (14%)
Средства населения 1 945, 378 (13%)
ИТОГО: 15 271,523
В рамках пилотного проекта в РТ предложено создание Республиканского фонда финансирования капитального ремонта общего имущества в МКД. В качестве основного источника поступлений денежных средств в Фонд рассматриваются ежемесячные поступления от собственников жилья (платежи на проведение капитального ремонта в размере не ниже федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц).
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ №357-р от 09.03.2010 «О порядке накопления и использования денежных средств Республиканского фонда финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в рамках реализации пилотного проекта модернизации жилищного фонда в Республике Татарстан», предусмотрен следующий порядок участия, накопления и учета денежных средств:
а) желание со стороны управляющих организаций (ТСЖ) об участии в пилотном проекте носит добровольный характер;
б) накопления перечисляются на счета Главного инвестиционно-строительного управления Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее ГИСУ РТ);
в) накопленные на счетах ГИСУ РТ средства перечисляются управляющим организациям (ТСЖ) на проведение капитального ремонта на основании утвержденных муниципальных программ по проведению капитального ремонта;
г) управляющая организация (ТСЖ) обеспечивает сбор и контроль за поступлением на свои расчетные счета платежей собственников помещений за капитальный ремонт в размере не ниже федерального стандарта;
д) средства, накопленные управляющими организациями, зарегистрированными на территории одного муниципального образования Республики Татарстан, за счет платежей собственников за капитальный ремонт, могут предоставляться только зарегистрированным на территории того же муниципального образования управляющим организациям;
е) средства, предназначенные на проведение капитального ремонта в рамках реализации пилотного проекта, не могут быть использованы ГИСУ РТ на другие цели.
Этот способ решения проблемы показал себя с положительной стороны. За не-
сколько месяцев работы Фонда в пилотном проекте уже приняли участие 54% МКД; процесс их включения в данный проект продолжается.
Стоит отметить положительный опыт и активную работу управляющих организаций (далее УО) и товариществ собственников жилья по привлечению денежных средств на проведение капитального ремонта вследствие контрактов с местными властями и разъяснительной деятельности с собственниками жилья. За 2008-2011 гг. собственниками было собрано и направлено на эти цели 1 945 млрд руб. При этом, если к началу деятельности Фонда приходилось уговаривать собственников жилья принять участие в программах капитального ремонта МКД с учётом их предполагаемых затрат в размере 5% от общей стоимости работ по капитальному ремонту, то теперь, видя положительные результаты реализованных программ, они готовы участвовать в программах с более высокой долей софинансирования работ за их счёт (до 30%).
По данным Фонда, уже сегодня граждане осознают необходимость предусматривать затраты на проведение капитального ремонта своих домов и в добровольном порядке накапливают средства на эти цели.
Рассмотрим планирование программ воспроизводства жилья на примере Республики Татарстан и г. Казань.
Для проведения ремонтно-восстановительных работ по основным жилым фондам, имеющим большую степень износа, в РФ осуществляется планирование развития ремонтно-восстановительных работ. Основной социальной целью планирования ремонтно-строительных работ является обеспечение сохранности жилых домов и поддержание их в безотказном состоянии путем предотвращения возможных аварий и преждевременного их износа.
Планы капитального ремонта жилых зданий являются составной частью государственного плана экономического и социального развития и разрабатываются на всех уровнях: федеральном, республиканском, городском и районном.
Система планирования капитального ремонта представляет собой один из функциональных блоков в единой системе эксплуатации и ремонта жилых зданий [1, 2]. В ней техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты выступают как взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы. Планирование работ и затрат по каждому из них должно обеспечивать планово-предупредительный характер функционирования системы в целом и в конечном итоге надежную безотказную эксплуатацию жилых зданий и их инженерного оборудования, равно как своевременное устранение возникающих неисправностей. Потому необходимым условием эффективного планирования для всей системы является взаимодействие блоков основных ее элементов. Планирование работ по техническому обслуживанию должно увязываться с планированием текущего ремонта, а планы текущего ремонта образовывать общий ремонтный цикл с ремонтами капитальными.
Заблаговременная разработка контрольных заданий по капитальному ремонту зданий, сооружений в городском хозяйстве позволит обеспечить сбалансированность планов капитального ремонта как с мощностями ремонтно-строительных организаций, так и с ресурсами, потребляемыми в процессе производства ремонтно-строительных работ. Это создает предпосылки для определения конечных социальных результатов, достигаемых ремонтно-реконструктивными мероприятиями.
Стабильность плановых заданий по капитальному ремонту объектов городского хозяйства обеспечит гармоничное развитие городов, развитие долговременных хозяйственных связей с поставщиками, а также непрерывность финансирования ремонтно-строительных работ.
Существенным принципом при разработке плановых заданий по капитальному ремонту жилых домов является разработка долговременных прогнозов, позволяющих распределить задания по годам.
Процессы прогнозирования и планирования капитального ремонта жилых домов в крупном городе должны включать следующие основные этапы [3, 4]:
- анализ состояния жилищного фонда на текущий момент;
- составление долгосрочных прогнозов состояния (износа) жилищного фонда;
- разработка перспективного плана проведения капитального ремонта на срок не менее 5 лет;
- разработка годовых адресных программ капитального ремонта жилых зданий в соответствии с перспективным планом капитального ремонта жилфонда города.
Для обеспечения точности прогнозов и своевременной корректировки перспективных планов капитального ремонта необходимо проводить частичные и общие (сплошные) обследования городского жилфонда. Составим перспективные планы капитального ремонта и очередность постановки зданий в программы воспроизводства жилья. Исходными данными для планирования капитального ремонта будут следующие критерии:
- уровень физического и морального износа здания;
- ремонт основных конструктивных элементов здания;
- ремонт внутридомовых инженерных систем здания;
- продолжительность эксплуатации многоквартирного дома относительно года ввода в эксплуатацию.
Эта информация составляет основу для планирования ремонтно-восстановительных работ, разработки и технико-экономического обоснования перспективных планов капитального ремонта, определения требуемых объемов работ.
Она должна удовлетворять следующим требованиям: быть полной и достоверной, отражать текущие изменения, т.е. постоянно обновляться, предоставлять возможность для предварительной оценки стоимости объемов необходимого ремонта. На основании информации о техническом состоянии жилищного фонда, его планировке и уровне благоустройства должны формироваться исходные данные для планирования капитального ремонта.
В нашем исследовании за основу взяты данные информационно-аналитической системы «БАРС. Web-Мониторинг Жилищного Фонда». Это система представляет собой единую базу данных всего жилищного фонда РТ.
В настоящее время по Республике Татарстан количество зданий, требующих проведения капитального ремонта по критерию физического износа составляет 7 374 жилых дома, общей площадью 33 609 686 кв. м, большая часть из которых распределена между основными муниципальными образованиями:
г. Казань - 2 471 дом, с площадью МКД 11 760 975 кв. м;
г. Набережные Челны - 796 домов, с площадью МКД 8 326 557 кв. м;
ю
со I
го о
Зепенодо
Дрожадноаскии
■ - менее 50
-от 50 до 100
■ - от 100 до 800
1СКИИ
СП
«о
Рисунок 3 - Карта Республики Татарстан по потребности в проведении капитального ремонта
-а £ Ш
О
*
0 т;
5с
1
ш <
■С X Г
5с
л го о
г
Нижнекамский р-н - 652 дома, с площадью МКД 4 745 892 кв. м;
Альметьевский р-н - 558 домов, с площадью МКД 1 953 579 кв. м;
Зеленодольский р-н - 396 домов, с площадью МКД 1 534 243 кв. м;
Бугульминский р-н - 393 дома, с площадью МКД 1 105 209 кв. м.
На основе критерия физического износа муниципальные районы Республики Татарстан можно разделить на группы в зависимости от количества многоквартирных домов, подлежащих включению в программы воспроизводства жилья (рис. 3).
Рассмотрим влияние критерия продолжительность эксплуатации многоквартирного дома относительно года ввода в эксплуатацию [5]. Для проведения анализа разделим весь жилой фонд на категории по периодам постройки и характеристикам архитектурно-планировочных решений этих временных рамок (табл. 2).
На основе оценок специалистов, старые кирпичные дома (особенно построенные в период с 1860 по 1917 год) по качеству лучше современных. Они простоят еще долго. Современные же кирпичные здания, за исключением «элитных» новостроек, строятся из полого недолговечного кирпича.
Ниже приведены данные зависимости периода постройки многоквартирных домов от их потребности в проведение капитального ремонта в настоящее время (рис. 4).
Рисунок 4 - Потребность в проведение капитального ремонта по годам ввода
в эксплуатацию жилых домов по РТ
Из рис. 4 можно сделать вывод, что наибольшее количество домов, подлежащих капитальному ремонту относятся к 1965-1995 гг. постройки, в большей степени на так называемые «хрущёвки», «кирпичные пятиэтажки», а также сравнительно современные панельные строения. Таким образом, из 2471 дома, нуждающихся в проведение капитального ремонта по г. Казань, 1005 домов 19651995 гг. обладают приоритетным значением при формировании титульных списков программ воспроизводства жилья.
Однако такой анализ является не объективным, так как в нём не учитывается общее количество домов по годам постройки к количеству строений, подлежащих ка-
питальному ремонту.
Таблица 2 - Характеристики многоквартирных домов по годам постройки
Период постройки Характеристика жилых домов Срок эксплуатации, лет
1930-1940 гг. - «сталинки» довоенной постройки: стены кирпичные, фундаменты - ленточные с монолитной заливкой, столбчатые; перекрытия - деревянные или комбинированные; крыша обычно двух- или многоскатная, образует большой чердак; стропила и обрешетка - деревянные; материал кровли-шифер или кровельное железо. Недостатками «сталинок» являются износ зданий (прежде всего, коммуникаций), отсутствие современной инфраструктуры. Деревянные перекрытия тоже являются недостатком - они подвержены гниению и пожароопасны. 125
1940-1955 гг. - «сталинки» послевоенные: стены кирпичные, позднее появляются крупнопанельные дома; фундаменты - свайные; перекрытия - железобетонные плиты; крыша - шифер или кровельное железо 150
1955-1970 гг. - «хрущёвки»: кирпичные пятиэтажные дома с максимальным использованием сборных железобетонных конструкций: фундаменты были ленточными, составленными из сборных бетонных и железобетонных блоков, стены - кирпичными или панельными, перекрытия - из плоских или шатровых панелей (чаще шатровых), крыши - преимущественно плоские, совмещенные. В настоящий момент все «хрущёвки» подверглись большому физическому износу. Нередки проблемы со стенами и фундаментами. Сегодня «хрущёвки» перестали удовлетворять современным требованиям по теплозащите, морально устарело инженерное оборудование и, прежде всего, внутридомовая электропроводка, вводно-распределительные устройства и тепловые пункты. 50
- «кирпичные пятиэтажки»: фундаменты ленточные, перекрытия - железобетонные плиты; крыша - шифер - панельные и блочные дома 9-16-ти этажные 100
1970-2010 гг. -современные кирпичные и монолитные 125
- современные панельные 100
Используя данные таблицы 3, можно составить объективную потребность в проведение капитального ремонта относительно групп постройки МКД по годам.
Составим диаграмму удельных весов каждой группы постройки к общему количеству домов данной группы используя данные рис. 4 и табл. 3.
Таким образом, в отношение к общему объему застройки большей потребностью обладают «сталинки» довоенной постройки 1921-1945 гг., то есть 420 домов от общего объема МКД данной группы 5 076 объектов по РТ (с учётом городского жилищного фонда).
Таблица 3 - Распределение жилищного фонда РТ по годам постройки
Число жилых зданий, единиц
всего город село
Всего по РТ 497383 155216 342167
- до 1920 г. 5233 2643 2590
- 1921-1945 гг. 19596 5076 14520
- 1946-1970 гг. 201052 63493 137559
- 1971-1995 гг. 170292 42987 127305
- после 1995 г. 101210 41017 60193
Рассмотрим более подробно планирование капитального ремонта на примере города Казань.
Анализируя программу капитального ремонта 2011 года, можно заметить, что в этом году приоритет при формировании планов на год был отдан домам со значительной степенью износа кровель.
- до 1920г.
- 1921-1945 гг.
- 1946-1970 гг.
- 1971-1995 гг.
- после 1995 г.
Рисунок 5 - Объективная потребность в проведении капитального ремонта МКД
по годам постройки
Также в преддверии проведения в Казани Универсиады 2013 года, значительно возросла степень ремонтно-восстановительных работ фасадов центральной части города, в частности в Вахитовском районе.
Однако при формировании долгосрочных планов капитального ремонта жилищного фонда должно учитываться целевое использование имеющихся ресурсов, сосредоточение их на главных направлениях плана, мобилизацию на эти цели всех имеющихся резервов и изыскание источников и путей обеспечения планомерного наращивания дополнительных финансовых и материально-трудовых средств.
Уровень условий проживания в старых домах диктует необходимость увеличения объемов ремонта. Поэтому сейчас важнейшей и первоочередной научной задачей становится обоснование реального принципа оптимального сочетания экономических и
0,26%
социальных факторов капитального ремонта жилых домов, заключающееся в выработке, в первую очередь, путей и методов достижения наибольшей эффективности использования финансовых и материально-трудовых ресурсов.
Для определения наиболее оптимального количества домов для проведения капитального ремонта составим зависимость в проведение капитального по степени изношенности жилищного фонда и по годам постройки многоквартирных домов.
Так зависимость показателя физического износа (в том числи экономической целесообразности) и показателя потребности в капитальном ремонте по г. Казани можно представить на рис. 6.
Рисунок 6 - Потребность в проведении капитального ремонта МКД по процентам физического износа по г. Казань
Из рис. 6 можно сделать вывод, что при планировании долгосрочных программ капитального ремонта стоит обратить внимание на дома с физическим износом 3040 %. Данная категория домов обладает наибольшей потребностью в проведение капитального ремонта, а также затраты на ремонтные работы будут экономически целесообразны, так как остаточный срок службы таких многоквартирных домов значительно больше, чем сроки службы новых заменяющих конструкций, инженерных систем и других элементов и их частей (табл. 3)
Таким образом, из 2471 дома (71,3% от общего количества МКД), нуждающихся в проведение капитального ремонта по г. Казань, 716 домов (20,6% от общего количества МКД) с физическим износом 30-40 % обладают приоритетным значением при формировании титульных списков программ воспроизводства жилья.
По критерию потребности в проведения ремонта конструктивных элементов, можно выделить следующие показатели:
- 1 226 домов по ремонту кровель (35,4% от общего количества МКД);
- 49 домов по потребности усиления фундаментов (1,41% от общего количества МКД).
Относительно потребности в ремонте и замене внутридомовых инженерных сетей проведем анализ по видам работ по ремонту инженерных коммуникаций (рис. 7):
О 500 1000 1500 2000
Кол-во домов в программе потребности капитального ремонта по I.Казань
Рисунок 7 - Потребность в проведение капитального ремонта по видам ремонта внутридомовых инженерных сетей домов по г. Казань
Справедливо можно сделать вывод, что замены и ремонта инженерных коммуникаций требует преобладающее количество домов. Это говорит о том, что работы по замене этих систем в первую очередь подлежат включения в краткосрочные планы программ воспроизводства жилья (капитального, текущего ремонтов). В особенности стоит обратить внимание на ремонтные работы систем холодного водоснабжения (подлежат ремонту 1 725 МКД - 49,7% от общего количества домов) и систем электроснабжения (подлежат ремонту 1 658 МКД - 47,8% от общего количества домов).
Относительно степени потребности в отделочных и восстановительных работах можно разделить на следующие виды ремонтных мероприятий:
- по фасаду жилых домов;
- в подъездах и местах общего пользования домов (коридоров, санузлах общежитий);
- в подвальных помещениях.
Из рис. 8 можно сделать вывод, что в отделочных работах нуждаются в большей степени подъезды 2 001 дома, доля в общем жилфонде г. Казань 57,7%, ремонту фасадов подлежит 1 861 дом - 44,4% общего кол-ва МКД.
Ремонт фасада
Ремонт подъездов
Ремонт подвальных помещений
18 61
2001
145
О 500 1000 1500 2000 2500
Кол-во домов в программе потребности капитального ремонта по [.Казань
Рисунок 8 - Потребность в проведение капитального ремонта МКД по степени потребности в отделочно-восстановительных работах по г. Казань
На основании данных мониторинга Жилищного Фонда РТ, можно определить потребность в проведение капитального ремонта по районам г. Казань относительно приоритетных критериев отбора при формировании программ воспроизводства жилья в процентном соотношение ко всему жилфонду города (рис. 9).
На основании рис. 9 следует, что в отношение к общему количеству МКД г. Казань:
- наибольшим показателем изношенности жилфонда обладает Московский район по степени физического износа, он составляет 88,4% от общего количества МКД;
- наибольшей потребностью в проведении ремонта инженерных коммуникаций обладает Авиастроительный район, его доля составляет 62,12% от общего количества МКД;
- наибольшей потребностью в проведении ремонта конструктивных элементов обладает также Авиастроительный район, его доля составляет, его доля 50,17% от общего количества МКД.
На основании вышеизложенных таблиц, в заключение статьи можно сделать следующие выводы:
- по критерию физического износа капитальному ремонту подлежат 71,3% от общего количества МКД по г.Казань, в наибольшей степени дома с физическим износом 30-40, их доля в общем количестве МКД- 20,5%;
- по критерию ремонта конструктивных элементов: ремонту кровель подлежат -34,4% от общего количества МКД, усилению фундаментов - 1,41%;
- по критерию ремонта внутридомовых инженерных коммуникаций: ремонту системы холодного водоснабжения подлежат 49,7% от общего количества МКД; ремонту систем электроснабжения - 47,8%.
Также нами были выделены основные районы, доля которых в общем финансировании программ по ремонту должна преобладать, из-за значительной потребности в проведении работ приоритетного характера (ремонта конструктивных элементов и инженерных сетей).
о> о>
Советский р-н
Приволжский р-н
Ново-Савиновский р-н
Московский р-н
Кировский р-н
Вахитовский р-н
Авиастроительный р-н
0%
51,51%
39,20%
81,78%
26,96% 87%
56,
55,16 %
80,65%
49,00%
88,40%
50,74%
23,65%
73,40%
41,03%
50,26%
62,12%
82,59%
20% 40% 60% 80%
процент необходимого проведения капитального ремонта по видам работ
100%
ю СО I
м о
по ремонту инженерных сстсй I по ремонту конструктивных элементов ■ по % физического износа Рисунок 9 - Потребность в проведении капитального ремонта по районам города Казань
тз
ГО О
X о
£ X
а> <
X
(Г
Е<
го ф о
2
В итоге, нами были обозначены ключевые виды работ при формировании программ воспроизводства жилья и проведен анализ по районам города, с выделением наиболее проблемных участков, на которые необходимо обратить внимание при финансировании программ капитального ремонта.
Эффективность прогнозирования потребности жилфонда крупного города в капитальном ремонте, а также перспективное планирование и реализация планов ре-монтно-восстановительных работ выразятся в снижении уровня износа жилых зданий и приросте их стоимости после ремонта, а социальный эффект - в улучшении условий жизни жителей г. Казань.
В заключение следует отметить, что Республика Татарстан является лидером в части применения инновационных решений, способствующих улучшению жилищных условий ее граждан. Вместе с тем остается и множество нерешенных проблем, преимущественно связанных с отсутствием должного уровня частной инициативы в поддержке государственных начинаний.
Список литературы:
1. Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счёт средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования ЖКХ».
2. Анисимова Н.А., Шарапова Е.А. Планирование затрат на текущий ремонт жилых домов на основе укрупненных показателей // «Справочник экономиста». №12. -2006. - С. 51-56.
3. Гордеев Д. П. Особенности установления и применения платы за содержание и капитальный ремонт жилого помещения // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2009. - № 6.- Часть 1. - С. 22-29.
4. Олтяну А. А. Повышение эффективности управления в сфере содержания и ремонта МКД // Управление многоквартирным домом. - 2009. - №5. - С.23-29.
5. Травин В. И. Капитальный ремонт и реконструкция жилых и общественных зданий: учебное пособие для архитектуры и строительных спец. вузов - Ростов-на-Дону: «Феникс». - 2002. - 256 с.
List of references:
1. Methodical recommendations about formation of structure of works about major repairs of the apartment houses financed at the expense of means, provided by the Federal law from July, 21st 2007г. № 185-FZ «About Fund of assistance of reforming of housing and communal services».
2. Anisimova N.A., Sharapova E.A. Costs planning on operating repair of apartment houses on the basis of the integrated indicators // "the Directory of the economist". Vol. 12. -2006. - P. 51-56.
3. Gordeyev D.P. Feature of an establishment and application of a payment for the maintenance and premises major repairs//housing and communal services. Economy and housing and communal services operation of business. - 2009. - Vol. 6. - part 1. - P.22-29.
4. ültayny A.A. Povyshenie of management efficiency in maintenance and repair МКД sphere//Management of an apartment house. - 2009. - Vol. 5. - P.23-29.
5. Travin V.I. Major repairs and reconstruction of inhabited and public buildings: the manual for architecture and building спец. High schools - Rostov-on-Don: "Phoenix", 2002. - 256 p.