Научная статья на тему 'ПИТЧИНГ-МОДЕЛИРОВАНИЕ PR-БИОГРАФИИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО РОК-ПОЭТА'

ПИТЧИНГ-МОДЕЛИРОВАНИЕ PR-БИОГРАФИИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО РОК-ПОЭТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
питчинг / PR-биография / рок-поэт / жанр / новые медиа.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Локтевич Е. В.

В статье осмысляется жанровый потенциал питчинг-моделирования биографии как культурного продукта. Предлагается стратегия создания успешного питча, презентирующего жизнеописание творческой личности. На примере PR-биографии рок-поэта исследуются теоретические основания предпитчингового медийного этапа, собственно питчинга и постпитчинговой коммуникативной рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПИТЧИНГ-МОДЕЛИРОВАНИЕ PR-БИОГРАФИИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО РОК-ПОЭТА»

УДК 82.02/.09+82-192

Локтевич Е.В.

канд. филол. наук, доцент БГУ, г. Минск, РБ

ПИТЧИНГ-МОДЕЛИРОВАНИЕ РР-БИОГРАФИИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО РОК-ПОЭТА

Аннотация

В статье осмысляется жанровый потенциал питчинг-моделирования биографии как культурного продукта. Предлагается стратегия создания успешного питча, презентирующего жизнеописание творческой личности. На примере РК-биографии рок-поэта исследуются теоретические основания предпитчингового медийного этапа, собственно питчинга и постпитчинговой коммуникативной рефлексии.

Ключевые слова

питчинг, РК-биография, рок-поэт, жанр, новые медиа.

Теоретико-методологическое осмысление структуры PR-биографии современного русского рок-поэта находится в стадии оформления. Актуальным биографическое направление в креативной пиарологии делает тенденция к распространению жизнеописательного материала, реализующего оптимизированный имидж творческой личности в новых медиа, в интернет-среде. Питчинг-моделирование - это не одноэлементная и однонаправленная стратегия, а продуманная система медиа-дискурсов. В этой связи питчинг, реализующий потенциал РК-биографии, необходимо рассматривать в фокусе предшествующих («подготовительных») жанровых структур, связанных с репрезентацией биографического факта в СМИ.

РК-биография включает повествовательный эмотивный контент, передающий уникальность событийного хода жизни и творчества публичной личности: «в зависимости от своего ресурсного потенциала публичные люди конструируют медийные события, всякого рода провокации, а также выступают с лекциями, тренингами, концертами и различными шоу» [3, с. 31]. Совокупность культурных ивентов, репрезентированных посредством PR-биографии, оформляет самопрезентационный потенциал жизнеописательного текста. Безусловно, такой биографический жанр воздействует на литературоведческое представление о категории Автора, о субъектно-объектной парадигме рок-поэзии как синтетического вида искусства.

Предпитчинговый формат PR-биографии, реализованной в том числе в Сети, может быть воплощен посредством письменных жанров СМИ: оперативно-новостных (пресс-релиз, приглашение), исследовательско-новостных (бэкграундер), фактологических (факт-лист), исследовательских (заявление для СМИ), образно-новостных (байлайнер) [6, с. 212].

К ведущим тактикам самопрезентации медийной личности посредством интервью, пресс-релиза и медиа-кита можно отнести: 1) тактику акцентирования внимания реципиента на положительной информации в PR-биографии; 2) тактику акцентирования негативных качеств интервьюируемого (создание образа «обычного человека») для укрепления в сознании реципиента лояльного отношения к недостаткам рок-героя; 3) тактику ценностного нейтралитета, позволяющего расширить целевую аудиторию и сохранять перспективу продвижения творчества; 4) тактику утверждения музыкальной и иной коллаборации с целью демонстрации творческой толерантности. Отметим, что последние две тактики используются скорее рок-группами, которые выступают как бизнес-проекты. Рок-поэты, придерживающиеся классических ценностных ориентиров русской рок-культуры, намеренно устраняются от нейтральной мировоззренческой позиции и поддержки других музыкальных направлений (особенно

это очевидно в творчестве панк-рок- и метал-групп).

Пресс-релиз - «жанр PR-текста, предоставляющий СМИ актуальную оперативную информацию о новостном событии в деятельности субъекта PR» [1, с. 65]. На полисубъектность пресс-релиза указывает специфика его функционирования в коммуникативном пространстве Сети: для пресс-релиза «не характерна персонификация авторства, поскольку отправителем данного сообщения считается PR-субъект в целом» [4, с. 102]. «Я» не эксплицируется в PR-дискурсе, поэтому субъектное «Я» имиджа рок-героя, о котором создается биографический материал, также становится частью субъектной организации PR-биографии - имиджевое «Я» есть гейм-герой, генетически связанный с ролевым героем, как субъектом сознания поэтического текста.

Исходя из специфики содержания, М. Гундарин и Е. Гундарина выделяют следующие разновидности пресс-релизов: 1) пресс-релиз - сенсация; 2) пресс-релиз - портрет; 3) пресс-релиз -любопытный факт; 4) пресс-релиз - вопрос (проблема); 5) пресс-релиз - комментарий; 6) пресс-релиз -цитатник и др. [2, с. 15]. Очевидно, что вторая и третья разновидности пресс-релиза максимально сближаются с биографическим жанром и, прежде всего, с жанром PR-биографии. Успешность в этой связи пресс-релиза будет определяться следующими коммуникативно-эмотивными показателями, способствующими выигрышной презентации PR-биографии рок-поэта: 1) активизировал необходимость дополнительной, более детальной биографической информации (поиск сведений о творчестве, увлечениях, личной жизни, фотографии и видеоматериалы, «присутствие» в социальных сетях и др.); 2) способствовал привлечению внимания СМИ к фактам, представленным в пресс-релизе (публикация статей о творчестве, материалов о концертах и акциях, интервью и др.); 3) стал основой для активного распространения во всех возможных информационных каналах и для различных целевых аудиторий вторичных материалов (репосты / перепосты, профессиональные и непрофессиональные интерпретации, художественные дополнения и уточнения (например, по аналогии с фанфикшеном) и др.); 4) сформировал лист предложений для творческой коллаборации и других культурных событий (акции, конкурсы, шоу, и радиопрограммы, концерты, фестивали, креативные питчи, интернет-ивенты и др.). В контексте названных коммуникативно-эмотивных показателей уместно упоминание о таких жанрах, содействующих оформлению современной PR-биографии творческой личности и ее питчинговому представлению, как приглашение, бэкграундер и факт-лист.

Приглашение исследователи нередко рассматривают в качестве разновидности пресс-релиза [1, с. 76], однако Л. В. Балахонская считает его самостоятельным жанром, который своей целью имеет не информирование о событии, а обеспечение «присутствия представителей групп общественности на каком-либо мероприятии, касающемся деятельности субъекта PR» [1, с. 77]. Рок-поэты нередко разыгрывают среди своих поклонников билеты на концерты, фестивали, другие культурные события, что делает приглашение частью РК-стратегии по продвижению положительного образа-имиджа.

Бэкграундер - «жанр PR-текста, представляющий расширенную, фоновую информацию о субъекте PR и служащий цели поддержания паблицитного капитала данного субъекта» [1, с. 96]. Бэкграундер (история успеха) о рок-поэте может включать рассказ о его лидерской роли в рок-команде, о ходе создания группы и специфике ее функционирования, об уникальном облике творчества и альбомографии, географии концертов и совместных креативных проектах с другими рок-группами, представителями сферы культуры и искусства.

Факт-лист - жанр PR-текста, содержащий информацию дополнительного характера об организации, ее лидерах, товарах, предоставляемых услугах [1, с. 116]. В контекте значения и назначения РК-биографии современного русского рок-поэта факт-лист выполняет функцию краткой биографической справки нередко схематического характера, позволяющей представителям СМИ ознакомиться с основными сведениями о динамике творчества рок-поэта и его творческой команды.

Заявление для СМИ - жанр, используемый «чаще всего в кризисных ситуациях с целью донесения

до групп внешней общественности позиции субъекта PR относительно какого-либо события» [1, с. 125]. Рок-поэт делает заявления для СМИ, когда есть необходимость внести коррективы в созданный посредством PR-стратегии имидж, для диалога с поклонниками на актуальную тему, с целью оценки культурного события, что может прояснить ценностную и мировоззренческую позицию рок-творца. Заявление для СМИ демонстрирует успешность разрешения кризисных коммуникаций, возможность положительного позиционирования рок-искусства в фокусе возникающих культурных трансформаций современной постпостмодернистской эпохи.

Байлайнер во многом схож с жанром заявления для СМИ, однако носит более индивидуальный, личностный характер. Как правило, байлайнер представлен в форме «авторской статьи, целью которой является стремление первого лица организации выразить свою позицию, представить свое понимание существующих проблем в обществе и тем самым поддержать паблицитный капитал субъекта PR» [1, с. 147]. Рок-поэт может применить художественное (/ медийно-художественное) оформление байлайнера и предложить его реципиенту в форме небольшого прозаического произведения, написанного от лица биографического автора и представляющего субъективную позицию, выраженную словесно.

Поздравление как образно-новостной жанр также важен для создания PR-биографии современного рок-поэта и используется в социальных сетях для позиционирования круга контактов рок-поэта, демонстрирующего творческие, дружеские, родственные, деловые и иные виды контактов медийной личности.

Все обозначенные предпитчинговые жанровые структуры влияют на создание и последующее восприятие питча разными реципиентными группами. Специалист в сфере финансового моделирования, автор книг по деловым коммуникациям и ютьюб-канала «Transform the way you pitch your ideas» О. Клафф замечает, что успех питча определяется методом, который используется питчером, а не количеством приложенных им усилий [5, с. 14]. Одним из механизмов, способствующих реализации успешного питча, является включение в презентацию интригующей истории, которая в случае с распространением PR-биографии рок-поэта имеет прямую связь и зависимость от биографического материала. Необычная история (полностью или частично вымышленная) может быть рассказана как самим рокером, так и участниками рок-коллектива или менеджером группы, выступающим в качестве питчера, предлагающего культурно-значимые материалы (музыкальные, литературные, синтетические, медийные произведения), продвигающие личность и творчество рок-поэта. Интригующая история, которая привлекает внимание аудитории спонтанностью и даже видимой обычностью своей образной стилистики, может внезапно прерваться с целью сохранения интриги и переноса внимания на необходимый питчеру предмет презентации - рок-альбом, книга, документальный фильм, мобильное приложение, компьютерная игра и др.

Ошибкой питчера будет стремление к материальной выгоде - только в случае, когда деньги становятся ресурсом, средством достижения цели (реализация PR-биографии рок-поэта и других культурно-значимых материалов), питч будет успешным. О. Клафф рекомендует не обращать внимания на обхождение пришедших на питчинговое мероприятие, быть веселым, наслаждаться своим выступлением: «Нет ничего привлекательнее человека, которому нравится то, чем он занимается» [5, с. 152]. По этой причине нельзя рассматривать участие рок-поэтов и их агентов, менеджеров в музыкальных, литературных и иных питчингах, как исключительно стремление к обогащению. Сегодня, по нашему мнению, в медиасреде питч становится одной из стратегий реализации творческого продукта с целью просвещения общества и развития культуры в целом.

Представляя свою идею, проект или продукт, питчер должен соблюдать несколько основных правил: 1) показать объект питча в экономическом контексте (что в сфере экономических изменений привело к рождению идеи, культурного продукта); 2) пояснить, каким образом представленная идея связана с изменениями в социуме; 3) рассмотреть идею в фокусе технологических изменений [5, с. 163-

164]. В связи со спецификой презентуемого продукта (биография рок-поэта и культурные продукты его творчества) необходимо дополнить эту предложенную О. Клаффом схему: 4) утвердить свою идею как новаторский культурный продукт; 5) сблизить объект питча (биографический материал) с ценностными ориентациями и мировоззренческой позицией разных реципиентных групп; 6) осветить статус и содержание PR-биографии рок-поэта в контексте преемственности традиций русской и зарубежной рок-культуры.

При создании питча важно учитывать два условия, определяющие успех выступления: 1) умение приспособить информацию для восприятия слушателей; 2) сохранение временного «лимита» презентации (не более двадцати минут), по истечении которого большинство присутствующих перестанут слушать и воспринимать питчера.

Самое сложное в коротком питче, считает О. Клафф, - «определить то главное, что должно остаться в памяти клиента, когда за вами закроется дверь» [5, с. 201], поэтому не стоит игнорировать некоторые правила питчинг-моделирования, развитие ораторского мастерства и эмотивных качеств для создания креативного питча. Правильно выбранная стратегия питчинга, представляющего PR-биографию рок-поэта как культурный продукт, поможет привлечь внимание ко множеству других культурных объектов и субъектов не только из сферы рок-искусства, но и из других областей творческой мысли человека, его индивидуально-авторской философии.

Список использованной литературы:

1. Балахонская Л.В. PR-текст: структура, содержание, оформление. СПб.: Свое издательство, 2015. 198 с.

2. Гундарин М., Гундарина Е. Пресс-релиз. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 189 с.

3. Жилавская И.В. Медиаповедение личности. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. 91 с.

4. Казиева Д.А. PR-дискурс в коммуникативном пространстве интернета: прагмалингвистические особенности пресс-релизов // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 839. С. 101104.

5. Клафф О. Идеальный питч. Революционный метод заключения сделок. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 256 с.

6. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. СПб.: Питер, 2012. 384 с.

© Локтевич Е.В., 2024

УДК 8

Мударова Д. М.,

преподаватель

Туркменский государственный институт финансов

CROSS-CULTURAL LANGUAGE LEARNING: THE TANDEM METHOD FOR TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO STUDENTS

Abstract

The tandem method, which involves pairs of learners from different language backgrounds teaching each other their native languages, has gained traction as an effective approach to foreign language education. This article examines the principles, benefits, and challenges of the tandem method in the context of teaching foreign languages to students across different countries. It reviews current research, explores case studies, and provides recommendations for optimizing tandem learning programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.