Научная статья на тему 'Питание населения в условиях экологического неблагополучия'

Питание населения в условиях экологического неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
7620
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КСЕНОБИОТИКИ / ПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧУЖЕРОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА / АДАПТАЦИЯ / НУТРИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Байтлесова Лаура Ильясовна, Джубаялиева Алия Куспановна, Гумарова Алима Карикеновна, Суханбердина Фарида Хасановна, Кабаева Светлана Маратовна

В данной работе изложены проблемы безопасности продуктов питания, рассматриваются вопросы обеспечения профилактическим питанием населения проживающего в условиях чужеродной нагрузки. Приведены основные принципы построения рационов питания взрослого и детского населения на загрязненной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Байтлесова Лаура Ильясовна, Джубаялиева Алия Куспановна, Гумарова Алима Карикеновна, Суханбердина Фарида Хасановна, Кабаева Светлана Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Питание населения в условиях экологического неблагополучия»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ Байтлесова Л.И.1, Джубаялиева А.К.2, Гумарова А.К.3, Суханбердина Ф.Х.4, Кабаева С.М.5

1Байтлесова Лаура Ильясовна - кандидат химических наук, доцент;

2Джубаялиева Алия Куспановна - кандидат биологических наук, доцент, кафедра экологии и биотехнологии;

Западно-Казазхстанский инновационно-технологический университет; 3Гумарова Алима Карикеновна - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;

4Суханбердина Фарида Хасановна - кандидат медицинских наук, доцент;

5Кабаева Светлана Маратовна - старший преподаватель, магистр, кафедра технологии пищевых и перерабатывающих производств, Западно-Казазхстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана, г. Уральск, Республика Казахстан

Аннотация: в данной работе изложены проблемы безопасности продуктов питания, рассматриваются вопросы обеспечения профилактическим питанием населения проживающего в условиях чужеродной нагрузки. Приведены основные принципы построения рационов питания взрослого и детского населения на загрязненной территории.

Ключевые слова: ксенобиотики, питание, экология, безопасность, чужеродные вещества, адаптация, нутриенты.

УДК 541.1/378

В последнее время многолетняя нерациональная практика использования планетарных ресурсов, нарушение структурных связей в биосфере и интенсивное изменение элементного и структурного состава биосферы (загрязнение окружающей среды) поставило под угрозу безопасность существования человека. Неотъемлемой составляющей существования, благополучия и качества жизни человека является качество продуктов питания. С продуктами питания в организм человека из окружающей среды поступает около 70% загрязнителей различной природы, называемыми ксенобиотиками [2].

Проживание в условиях экологического неблагополучия характеризуется постоянным пролонгированным (в течение длительного времени) действием широкого спектра чужеродной нагрузки на население, проживающее на данной территории.

95 % общего объема ксенобиотикой поступает в организм с пищевыми продуктами и питьевой водой, оказывая неблагоприятное влияние на внутреннюю среду организма. Всевозрастающее загрязнение ксенобиотиками внешней среды и увеличивающееся их поступление в организм человека серьезно угрожает здоровью и даже жизни всех живых существ, включая человека, так как повреждает клетки и вызывает мутации, ведущие к злокачественным процессам или наследственным заболеваниям.

Ксенобиотики - это вещества, чужеродные для организма. Их разделяют на три группы: продукты хозяйственной деятельности человека (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), вещества бытовой химии (моющие средства, вещества для борьбы с паразитами, парфюмерия), большинство лекарств [1,2,4].

Спектр возможного патогенного воздействия ксенобиотиков, поступающих в организм, очень широк.

Они могут:

1. неблагоприятно влиять на пищеварение и усвоение пищевых веществ;

2. снижать иммунитет;

3. сенсибилизировать организм;

4. оказывать общетоксическое действие;

5. вызывать гонадотоксический, эмбриотоксический, тератогенный и канцерогенный эффекты;

6. ускорять процессы старения;

7. нарушать функцию воспроизводства.

Вместе с тем, пищевые вещества могут обеспечивать реализацию защитно -адаптационных механизмов, конкурируя с чужеродными веществами. Процесс выработки резистентности организма к экстремальным внешним условиям возникает при поступлении с рационом питания полного набора пищевых и биологически активных веществ. Это требует обеспечения населения высококачественными и доступными продуктами питания.

Профилактическое питание в условиях чужеродной нагрузки блокирует абсорбцию ксенобиотиков в желудочно-кишечном тракте, снижает откладывание ксенобиотиков в тканях и ускоряет их выведение из организма.

Блокируют абсорбцию ксенобиотиков такие пищевые вещества, как альгинаты, слизи, коллаген, пищевые волокна. Увеличение в рационе содержания неспецифических сорбентов рекомендуется на 30-50%. Более значительное их поступление приведет к снижению пищевой ценности рациона[1,2,3].

Неоторые нутриенты вступают с чужеродными веществами в конформационные взаимодействия, образуя при этом трудноабсорбируемые комплексы. Основными конкурентными нутриентами являются кальций,железо, калий, магний и йод. Их достаточное поступление в организм значительно снижает проницаемость биомембранэнтероцитов для ксенобиотиков. Потребность в данных минеральных веществах может повышаться на 50...60% по сравнению с физиологическими нормами.

Однако даже при построении оптимального профилактического питания определенное количество ксенобиотиков преодолевает защитный барьер желудочно -кишечного тракта и поступает во внутреннюю среду организма. Они, циркулируя в крови и попадая в органы и ткани,могут:

1. повреждать клетки и ткани ;

2. образовывать нетоксичные продукты с их последующим выведением из организма;

3. депонироваться (временно или долгосрочно).

Дополнительная чужеродная нагрузка, обусловленная неблагоприятной средой обитания, переводит клеточные системы в режим стрессового функционирования. Происходит затрачивание сверх физиологической потребности основных участвующих в метоболизме ксенобиотиков нутриентов[5,6].Лизосомы ,являясь защитными внутриклеточным барьером, обеспечивают уничтожение поступающих чужеродных агентов за счет наличия в них мощных ферментативных систем, это требует наличия в рационе полного набора аминокислот и достаточного числа кофакторов и коферментов.

В современной экологической обстановке большинство синтетических ксенобиотиков (пестициды, полихлорированныебифинилы, продукты деструкции полимерных материалов, ряд лекарственных средств), а также некоторые природные токсины (афлатоксинВ1) способны трансформироваться в продуктах питания, их соединения являются более опасными... В результате образуются либо эпоксидные соединения, либо свободные радикалы и эндоперекиси. Свободные радикалы кислорода, азота, гидроксильный радикал представляют серьезную опасность для клетки. Происходит процесс перекисного окисления липидов и и накопление

7

токсичных продуктов. Защитой от накопления этих ядовитых продуктов являются аскорбиновая кислота, ретинол, и бездефицитное поступление с рационом серосодержающих аминокислот (цистеина). Нейтрализуют свободные радикалы и эндоперекиси антиоксиданты а-токоферол, а-ретинол, Р-каротин, биофлавоноиды.

Дефицит большинства перечисленных нутриентов отмечаются у большого количества населения и требует первоочередной коррекции[4,5,6,7].

Реальная потребность в них может во много раз превышать физиологические нормы.

В то же время, в условиях чужеродной нагрузки основной группой нутриентов рациона, требующей максимально возможного сокращения, являются жиры ( снижение до 25% энергоценности рациона).

Уровень ПНЖК должен быть снижен до 3...4% энергетической ценности рациона (вместо 10%).В ситуации повышенного экологического риска необходимо обеспечить антиоксидантную защиту организма и достаточное поступление основных нутриентов пищи.

Особый интерес представляет разработка специальных продуктов, обладающих протекторными свойствами или повышающими резистентность организма.

Экологическая безопасность продуктов питания - это сложная комплексная проблема, требующая специальных мер для ее решения, как со стороны ученых, так и со стороны государственных органов, органов санитарно-эпидемиологических служб, потребителей и производителей.

Важен контроль за качеством и безопасностью пищевой продукции, включение в рацион питания продуктов препятствующих инкорпорации ксенобиотиков и обеспечивающих их быстрое удаление из организма; Разработан целый ряд профилактических продуктов с заданными свойствами за счет обогащения их пищевыми волокнами, витаминами, минеральными, полноценным белком[6,7].

Исходя из вышеизложенного,основными принципами построения рационов питания взрослого и детского населения на загрязненной территории являются:

• увеличение квоты белков до 15% калорийности рациона в основном за счет белков животного происхождения (которые должны составлять 60% общего поступления);

• органичение поступления жира до 30% калорийности рациона при от носительном уменьшении количества растительных масел до 30% общего поступления жира ( что приведет к снижению ПНЖК в рационе);

• повышение в рационе на 20...50% по сравнению с рекомендуемыми возрастными нормами содержания витаминов-антиоксидантов: Е,С,А, р-каротина, биофлавоноидов;

• увеличение на 20...30% содержания пищевых волокон;

• обеспечение повышенного поступления минеральных веществ: кальция, калия, йода, магния,железа, селена.

Для обеспечения населения рекомендованными количествами пищевых веществ и энергии необходимо предусмотреть следующие принципы составления рационов:

• достаточное содержание в рационе нежирных сортов мяса,птицы, рыбы , субпродуктов - источников полноценного белка, витамина А, железа, микроэлементов;

• широкое использование в питании овощей, фруктов и зелени - источников витамина С, Р- каротина ,калия, пщевых волокон, органических кислот; ежелневный прием соков с мякотью;

• достаточное потребление молока, творога, сыра -источников кальция и полноценного белка;

• введение в рацион продуктов моря (морская рыба и водоросли) - источников йода, альгинатов, микроэлементов[3].

Возможность использования профилактических продуктов и блюд в системе общественного питания и домашних условиях значительно облегчает на практике реальное обеспечение населения продуктовым набором, отвечающим гигиеническим требованиям по химическому составу и энергетической ценности.

Таким образом, очевидна необходимость организации для больших групп населения, проживающего и работающего в условиях чужеродной нагрузки, профилактического питания - питания, предназначенного для предупреждения воздействия на организм неблагоприятных факторов производства и окружающей среды, а также факторов риска развития заболеваний.

Список литературы

1. Алексеева Е.В. Взаимосвязь качества пищевой продукции с концепцией качества жизни [Текст] / Е.В. Алексеева// Пищевая промышленность. 2007. №10. С. 78-79.

2. Агаджан Н.А. Химические элементы в среде обитания и экологический портрет человека. / Н.А. Агаджан., А.В.Скальный. М: КМК, 2001. 83 с.

3. Дроздова Т.М. Физиология питания. / Т.М.Дроздова. Новосибирск: СИБ.Унив.Изд-во. 2007. 352 с.

4. Поздняковский В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов. / В.М.Поздняковский.- Сибирское университетское издательство, 2007. 456 с.

5. Поздняковский В.М. Гигиенические основы безопасности питания и экспертиза продовольственных товаров/В.М.Поздняковский// Новосибирск, 2004. С. 534

6. Мартинчик А.Н. Физиология питания, санитарии и гигиены: Учеб.пособие для образовательных учереждений / А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Л.С. Трофимченко// 3- е изд.-М. «Академия», 2004. С. 192.

7. Королев А.А. Гигиена питания: учеб.пособие для студ. высш. Учеб. заведений / А.А.Королев// 2-е изд. М. «Академия», 2007. С. 52.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ ОБУЧЕННОСТИ В ВУЗЕ КАК СИСТЕМА Иминова М.А.

Иминова Мухайё Асланбековна - старший преподаватель, кафедра дошкольного, начального и специального образования, Центр переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров народного образования Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: функционирование системы педагогической диагностики в вузе содержит два основных аспекта: диагностирование обученности; способы диагностирования. Эти аспекты и определяют составные элементы содержания системы педагогической диагностики в вузе. С позиций системно-структурного подхода система педагогической диагностики в вузе - это многокомпонентная система с многочисленными внутренними и внешними связями.

Ключевые слова: диагностика, диагностирование, педагогическая диагностика, система, личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.