ПИСЬМО
от 9 июля 2007г. № ЧД-6-25/536@
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ СВЕДЕНИЙ О СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ
В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН
В связи с поступающими обращениями от налогоплательщиков по вопросу представления в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за 2006 год превышает 250 человек, представляют сведения о среднесписочной численности за 2006 год в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя) в течение одного месяца со дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ. Положение данного абзаца применяется до 1 января 2008 года в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за 2006 год превышает 250 человек.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 80 Кодекса сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации.
Учитывая изложенное, начиная с 1 января 2008 года все организации, независимо от среднесписочной численности работников, должны представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).
Указанную информацию необходимо довести до сведения подведомственных налоговых органов и налогоплательщиков.
Заместитель руководителя Федеральной налогвой службы Д. А. ЧУШКИН
ПИСЬМО
от 13 июля 2007г. №ХС-6-02/559@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ ОТ 27.04.2007 № 03-03-05/104 «О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ»
Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2007 № 03-03-05/104 «О порядке налогообложения прибыли при совершении лизинговых операций».
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и Межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам довести указанное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
С. Н. ХУРСЕВИЧ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27апреля 2007г. № 03-03-05/104
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли при совершении лизинговых операций и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 665 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) на основании договора финансовой аренды (лизинга) предмет лизинга передается лизингополучателю за плату во временное владение и пользование. Вместе с тем на основании договора лизинга предмет лизинга может быть выкуплен лизингополучателем в соответствии со статьей 624 ГК РФ и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В этом случае в общую сумму договора лизинга включается выкупная цена предмета лизинга (пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ).
Принимая во внимание, что договор финансовой аренды (лизинга) является подвидом договора аренды (статья 625 ГК РФ), к нему применяются общие положения об аренде, не противоречащие установленным правилам о договоре финансовой аренды.
Порядок выкупа арендованного имущества установлен статьей 624 ГК РФ. Согласно указанной статье в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену.
Учитывая, что вышеизложенные положения не противоречат правилам о договоре финансо-
вой аренды (лизинга), предусмотренным ГК РФ и Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ, выкупная цена, полная уплата которой является основанием для перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, должна быть определена в договоре лизинга или в дополнительном соглашении сторон.
Договор аренды, которым предусмотрен выкуп арендованного имущества, следует рассматривать как смешанный договор, содержащий элементы договора аренды и договора купли-продажи. Данный вывод также подтверждается постановлением президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 1 марта 2005 г. № 12102/04. Указанное применимо и к договорам финансовой аренды (лизинга).
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в составе прочих расходов учитываются арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.
При этом согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
В случае, если условиями договора лизинга предусмотрен выкуп лизингополучателем предмета
лизинга, общая сумма договора лизинга включает следующие платежи:
— плату за право владения и пользования предметом лизинга;
— плату за приобретение предмета лизинга в собственность по окончании договора лизинга (выкупная цена предмета лизинга).
В соответствии с пунктом 5 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества.
Для целей налогообложения прибыли расходы лизингополучателя в виде выкупной цены предмета лизинга, уплачиваемой при переходе права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, по нашему мнению, являются расходами на приобретение амортизируемого имущества и на основании указанного пункта статьи 270 НК РФ не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Таким образом, лизинговый платеж может быть отнесен к прочим расходам в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ только в той части, в которой он уплачивается за получение предмета лизинга во временное владение и пользование, а выкупная цена предмета лизинга для целей налогообложения прибыли не учитывается.
Необходимо отметить, что согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. В связи с этим гражданское законодательство не запрещает сторонам договора лизинга установить в договоре лизинга любой
размер платы за пользование предметом лизинга, а также выкуп лизингового имущества, т. е. распределить общую сумму договора лизинга между текущими лизинговыми платежами и платой в виде выкупной цены предмета лизинга по своему собственному усмотрению.
Обоснованность применения тех или иных цен в рамках договора лизинга для целей налогообложения должна устанавливаться в соответствии с положениями статьи 40 НК РФ, регламентирующей принципы определения цены товаров, работ или услуг. При этом статья 40 НК РФ не содержит каких-либо ограничений в отношении порядка определения рыночной цены выкупа предмета лизинга, а также платы в виде лизинговых платежей.
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
При этом подпунктом 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ установлено, что если обязанность организации по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, взыскание налога производится в судебном порядке.
Учитывая изложенное, вопрос правовой квалификации сделки, в том числе договора лизинга, должен рассматриваться в каждом конкретном случае с учетом существа сделки и фактических отношений, возникающих между ее сторонами.
С. Д. ШАТАЛОВ
ПИСЬМО
от 18 октября 2007г. № ГИ-6-04/793@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ
Федеральная налоговая служба направляет для сведения письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.08.2007 № 03-04-07-02/40 о порядке применения статей 217 и 238 Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом выплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса И. Ф. ГОЛИКОВ