Научная статья на тему 'Пищевая промышленность как фактор устойчивого развития сельской местности'

Пищевая промышленность как фактор устойчивого развития сельской местности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пищевая промышленность как фактор устойчивого развития сельской местности»

Ферма КРС и

Свинокомплекс ш ІШ2

Птицефабрика ■■■■ —

0% 10 % 20% 30% 40 % 50% 60% 70 % 80% 90% 100 %

обеспечение электроэнергией

Рис. 1. Обеспечение электроэнергией сельскохозяйственных потребителей производственного сектора:

1 - электроэнергия, получаемая отАО-энерго, 2 - электроэнергия, получаемая при использовании биогаза.

При современном развитии техники и технологий малой энергетики крупным и средним сельхозпредприятиям целесообразно включать в хозяйственный оборот возобновляемые энергоресурсы, являясь одновременно их производителем и потребителем. Для получения явного эффекта у них имеются в достаточном количестве исходное сырье, финансовые ресурсы, обслуживающий персонал.

Литература

1. Петриков, А.В. Устойчивое сельское развитие в России: направления и проблемы / А.В. Петриков // Науч. тр. /ВИАПИ им. А.А. Никонова. - М.: ВИАПИ: ЭРД, 2005. - Вып. 15. - С. 209 - 240.

2. Проблемы развития российской энергетики: материалы научной сессии Президиума СО РАН, г. Новосибирск, 24 февр. 2005 г. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. - 226 с.

3. Moreaux, М., Ricci, F The simple analytics of developing resources from resources / Moreaux, М., Ricci, F. // Resource and Energy Economics. - Volume 27, Issue 1. - January 2005. - С. 41 - 63

4. Кадастр возможностей / под ред. Б.В. Лукутина. -Томск: Изд-во НТЛ, 2002. - 280 с.

5. Вайцзеккер, Э., Ловинс, Э., Ловинс, Г Фактор четыре: затрат - половина, отдача - двойнаяН-новый доклад Римскому клубу / Э.Вайцзеккер, Э.Ловинс, Г. Ловинс / под ред. Г.А. Месяца. -М.: Academia, 2000. - 400 с.

Информация с сайтов:

1. http://www.erec-renewables.org (European Renewable Energy Council),

2. http://www.eren.doe.gov/biopower Biomass Systems - Energy Efficiency and Renewable Energy

3. http://www1.eere.energy.gov (U.S. Department of Energy)

4. http://www.ars.usda.gov (U.S. Department of Agricultural)

5. http://www.reeeep.org (Institute for the Diversification and Saving of Energy),

6. http: //www.bwea.com (British Wind Energy Association), ibidem European Wind Energy Association and American Wind Energy Association

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

О. В. Борисова, к.э.н., доц., вед. науч. сотр. Алтайского ф-ла Сибирского НИИ

экономики сельского хозяйства

Одним из важнейших направлений деятельности, необходимой для стабильного развития сельской местности Российской Федерации, является активизация органов управления на местах, мобилизация местных ресурсов и возможностей при массовом осознании населением необходимости развития инициативной предпринимательской деятельности. Одной из важнейших составляющих развития регионов Российской федерации является восстановление производственного потенциала предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, которое должно строиться на базе стратегического планирования регионального развития, является эффективным методом обеспечения конкурентоспособности регионов в условиях растущей конкуренции и глобализации экономики.

В обеспечении продовольствием граждан России особая роль принадлежит пищевой и перерабатывающей промышленности, которая является жизненно важной сферой агропромышленного комплекса. Пищевая и перерабатывающая промышленность России, преодолев спад производства, имевший место с 1991 по 1998 г., начала с 1999 г. устойчиво наращивать производство пищевой продукции как в целом, так и по основным видам продовольствия. По данным Госкомстата России, темп роста в пищевой промышленности в 2004 г. по сравнению с

1999 г. составил 10,5% [1].

Пищевая промышленность является одной из составляющих бизнес-сообщества, в Алтайском крае -наиболее быстро развивающейся промышленной отраслью.

Главными целями региональной пищевой промышленности являются:

- улучшение конкурентоспособности предприятий и их продукции;

- привлечение в регион новых инвестиций за счет строительства новых предприятий;

- создание международного и национального уровня известности;

- разработка единого бренда для региональных предприятий.

Определим основные направления развития пищевой промышленности Алтайского края исходя из особенностей рынка сырья и потребностей населения.

Проведенные исследования показали, что даже в таком аграрном регионе, каким является Алтайский край, потребление животноводческой продукции и продовольственных товаров ее переработки значительно ниже нормы (табл. 1), следовательно, развитие мясоперерабатывающей и молочной промышленности является перспективным направлением предпринимательской деятельности в сельской местности.

Регион / Рекомендуемая норма Фактическое потребление (в % к норме)

товарная группа (кг в год на человека) 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Мясо и мясопродукты

По России 81 92,6 62,9 61,7 59,2 55,5

По Алтайскому краю 81 50,3 62,1 63,7 66,6 74,1

Молоко и молокопродукты

По России 390 98,9 94,5 58,7 56,7 55,1

По Алтайскому краю 390 62,1 61,3 59,5 61,0 59,4

Яйцо, шт.

По России 291 102,1 71,1 72,2 74,9 76,3

По Алтайскому краю 291 61,8 66,0 66,0 74,2 70,1

* Собственные расчеты по материалам Госкомстата РФ.

Переработкой мяса в Алтайском крае занимается свыше 140 крупных и средних предприятий, включая цеха сельскохозяйственных предприятий, потребкооперации и мелкие частные. Мясная промышленность является одной из основных бюджетообразующих и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Алтайского края. Удельный вес отрасли в общекраевом объеме промышленной продукции превышает 32%, вклад отрасли в бюджетную систему составляет шестую часть всех поступлений. Инвестиции в эту отрасль в последние три года увеличились более чем в 2 раза и составляют в среднем 35% всех инвестиций в промышленность края. На ближайшую перспективу ожидается дальнейший их прирост в размере 10-15% ежегодно [2].

Мясная промышленность Алтайского края с

2000 г. устойчиво наращивает производство пищевой продукции в широком ассортименте. Значительный темп прироста в 2004 г. по сравнению с 2000 г. достигнут по производству всех видов мясной промышленности: мяса и субпродуктой 1-й категории -166%, колбасных изделий - 208%, мясных полуфабрикатов - 982%. Предприятиями мясной промышленности Алтайского края вырабатывают свыше 300 наименований мясной продукции [3].

Таким образом, мясная промышленность в Алтайском крае переживает период подъема производства и характеризуется тенденциями устойчивого роста производства продукции, расширением ассортимента, а также выведением на рынок новых видов мясных продуктов, ориентированных на вкусы потребителей.

Перспективным направлением для региона является развитие зерноперерабатывающей промышленности. По площадям, занимаемым зерновыми культурами (около 3,6 млн га), Алтайский край занимает первое место среди регионов Российской Федерации и входит в первую пятерку по валовому сбору зерна. Главной зерновой культурой является пшеница, занимающая примерно треть пашни.

С 1999 г. обозначился рост объемов валового производства молока и продуктивности молочного стада, что позволило предприятиям молочной промышленности увеличить производство молочной продукции по всему ассортименту. Наиболее значительно выросло производство сухого цельного молока (194%) и сыра жирного (122%). Это - третье направление развития пищевой промышленности региона.

Четвертым перспективным направлением развития региональной пищевой промышленности яв-

ляется плодоовощная консервная промышленность, для развития которой имеется прочная сырьевая база.

Ассортиментная стратегия может строиться по таким направлениям, как товарная диверсификация, товарная дифференциация, товарная вертикальная интеграция, товарная узкая специализация. По мнению автора, предприятия пищевой промышленности края в качестве ассортиментной стратегии могут использовать товарную дифференциацию, основанную на отличительных особенностях экологически чистых товаров и использовании в качестве сырья дикорастущих плодов, ягод, грибов.

Глобальная стратегия предприятий пищевой промышленности Алтайского края заключается в том, чтобы за счет своих конкурентных преимуществ, перемен, инноваций и улучшения качества продукции расширить свою долю на региональном рынке Сибири и выйти на национальный рынок.

Развитие пищевой промышленности Алтайского края будет способствовать интенсификации сельскохозяйственного производства, созданию новых рабочих мест в сельской местности, стабилизации продовольственного рынка.

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности необходимо размещать в сельской местности, формировать экономические взаимоотношения, выгодные как производителям сырья, так и перерабатывающим предприятиям, т.е. система их экономических взаимоотношений должна складываться на основе общих экономических интересов. Исходя из этого, на наш взгляд, наиболее целесообразно создавать сельскохозяйственные производственные кооперативы, включающие в себя сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности, которые и будут открывать новые перерабатывающие предприятия. Это позволит значительно шире охватить сельское население как поставщиков продукции.

Администрация края принимает меры по всемерной поддержке развития пищевой и перерабатывающей промышленности: предприятиям предоставляется возможность получать кредиты в коммерческих банках на льготных условиях с компенсацией части банковской процентной ставки за счет бюджетных средств; стимулируется процесс создания различных форм интегрированных структур по взаимодействию предприятий переработки с сельскохозяйственными товаропроизводителями. Вкладывая средства в земледелие и животноводство, перерабатывающие предприятия создают условия

для гарантированного обеспечения сырьем и загрузки производственных мощностей

В данной ситуации важно определить главную цель стратегического управления сельским административным районом, которая, на наш взгляд, должна быть сформулирована с учетом потенциальных возможностей района и существующей экономической ситуации, направлена на формирование положительного имиджа у населения и бизнес-сообщества. Это позволит активно использовать средства в рамках региональных целевых программ, направленных на развитие АПК.

Литература

1. http://www.gks.ru/

2. www.altairegion.ru

3. Дли, В.Г., Уваров С.В. Барнаул радушно встречает гостей/ В.Г.Дли, С.В. Уваров //Мясная индустрия.

- 2005.- № 1. - С. 74-75.

4. Кузьмичева, М.Б. Российский рынок колбасных изделий/ М.Б. Кузьмичева //Мясная индустрия. -2005. - № 2. - С. 10-15.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В АПК ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА

З.А. Мусаева, соискатель Дагестанской государственной сельскохозяйственной академии

Предпринимательство в структурах АПК депрессивного региона призвано выполнять чрезвычайно важные экономические и социальные функции. Оно должно быть ориентировано на обеспечение нормального, в стационарном режиме функционирования регионального АПК, развитие которого, о чем свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, оказывает сильное позитивное влияние на состояние всей экономики, на обеспечение продовольственной безопасности и нормализации воспроизводственных процессов в депрессивном регионе. Депрессивные, экономически недостаточно развитые регионы с точки зрения типологии относят к территориям аграрно-индустриального типа, поскольку в структуре их народного хозяйства, как правило, преобладает аграрный сектор. Например, в Республике Дагестан - типичном представителе депрессивного региона - доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте достигает 30%. Более того, оно является источником доходов и условием жизнедеятельности сельских жителей, удельный вес которых в общей численности населения Дагестана составляет 60%.

В настоящее время многие хозяйственные структуры АПК республики после глубокого системного кризиса находится в стагнации. Объемы производства сельскохозяйственной продукции едва достигают уровня 1990 г. Потребности населения Дагестана, численность которого за последние 15 лет выросла более чем на 40%, за счет собственного производства не обеспечиваются практически ни по одному виду сельскохозяйственной продукции, что негативно влияет на продовольственную безопасность в Дагестане.

Объективно в условиях рынка выход из создавшегося положения, дальнейшее развитие сельского хозяйства путем его интенсификации, технического перевооружения, реструктуризации, реорганизации и в целом переводом на современную индустриальную основу возможены только при условии форсированного формирования и активного функционирования современного предпринимательского сектора в аграрном секторе экономики.

Успешное функционирование и достижение целей предпринимательства в системе регионального АПК представляется возможным лишь при нали-

чии определенной предпринимательской среды -совокупности соответствующих условий и возможностей реализации предпринимательских функций. С точки зрения теории, эта среда включает в себя следующие элементы: экономическая свобода; личная заинтересованность; рынок и рыночное пространство; рыночная конкуренция; законодательная база и государственное регулирование.

Общеизвестно, что среда, основные характеристики, цель и общая логика предпринимательства едины и независимы от вида, форм и масштабов экономической деятельности. Однако в рамках единых исходных положений и принципов в различных отраслях экономики объективные условия формирования и функционирования предпринимательства имеют свои особенности. Такой спецификой с позиций предпринимательской деятельности отличается и сельскохозяйственное производство, к ней можно отнести следующие факторы:

- условия жизни сельского населения определяют особенности жизнедеятельности и воспроизводства сельской социально-территориальной общности;

- сельское хозяйство как биологический процесс нуждается в обеспечении условий для поддержания плодородия земли и сохранения природной среды;

- для сельскохозяйственного производства находится в сильной зависимости от погодных условий, сезонных колебаний, наличия и уровня развития материально-технической базы;

- скоропортящийся характер и низкая транспортабельность продукции биологического происхождения определяют необходимость развития в рамках АПК системы ее хранения, транспортировки и переработки;

- сельскохозяйственному производству характерен медленный оборот капитала;

- сельскому хозяйству свойственен повышенный производственный риск.

С учетом этих особенностей в сельском хозяйстве региона могут осуществляться производственные, коммерческие, инновационные, информационно-консультативные виды и соответствующие им подвиды малого предпринимательства.

Вместе с тем приоритетным видом предпринимательства в сельском хозяйстве и в АПК в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.