Новая система административно-территориального деления позволит создать необходимые условия для эффективного взаимодействия административно-территориальных образований Алтайского края в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов и совершенствовать систему контроля за исполнением решений на территории муниципальных образований Алтайского края.
Библиографический список
1. Рассчитано по: «Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2009 года», Федеральная служба государственной статистики / http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_109/ Main.htm.
2. Закон Алтайского края от 27 ноября 2008 г. «О преобразовании муниципального образования город Змеиногорск Алтайского края».
3. Смирнягин Л.В. Узловые вопросы районирования / Л.В. Смирнягин // Известия РАН. — Сер. Географическая. — 2005. — № 1. — С. 6.
4. Исторический атлас Алтайского края: картографические материалы по истории
Верхнего Приобья и Прииртышья (от античности до начала XXI века) / В.В. Боро-даев, А.В. Контев. — 2-е изд., испр. и доп. — Барнаул: Азбука, 2007. — 216 с.
5. Справочник административно-территориальных изменений на Алтае. 19171980. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987. — 360 с.
6. СУ РСФСР. — 1923. — № 38. — Ст. 399.
7. Западная Сибирь (экономико-географическая характеристика) / М.И. Помус.
— М.: Государственное изд-во географической литературы, 1956. — 642 с.
8. Лейзерович Е. Типология местностей России (экономические микрорайоны России: сетка и типология) / Е. Лейзерович // Социальная реальность. — 2007. — № 7. — С. 84-125.
9. Материалы по природно-экономи-ческой характеристике сельскохозяйственных микрорайонов СССР. Ч. I. РСФСР.
— М.: Изд-во экон. лит-ры, 1962. — 892 с.
10. Жидких А.А. Методический подход к определению полюсов роста на примере Алтайского края / А.А. Жидких / / Механизмы повышения эффективности инновационной деятельности региона: сб. науч. докл. 3-й Междунар. науч.-практ. конф. (г. Барнаул — Белокуриха, 13-15 мая 2007 г.). — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2007. — 319 с.
+ + +
УДК 332.1
А.С. Венецианский
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Ключевые слова: стратегия долгосрочного развития, концепция долгосрочного развития, потенциал развития, перерабатывающая промышленность АПК, стратегическая цель, приоритетные направления, механизм реализации.
Юг России имеет наиболее благоприятные условия для сельского хозяйства, высокий рекреационный потенциал, относительно низкие издержки развития пред-
приятий обрабатывающей промышленности благодаря климатическим и инфраструктурным преимуществам, развитые транзитные функции и морские порты, а также несколько крупных агломераций. Благодаря совокупности преимуществ на юге страны формируются новые зоны экономического роста.
Регионы ЮФО можно разделить на несколько групп с точки зрения экономического развития. «Флагманы» — включа-
ет два наиболее благополучных региона в составе ЮФО. Таковыми являются Ростовская и Волгоградская область, в структуре бизнес-портфеля которых традиционно большую долю занимают «тяжелые» промышленные отрасли — машиностроение, металлургия, химия и т.п. Эти же регионы являются наиболее урбанизированными и имеют в своем составе крупные города-миллионники — Волгоград и Ростов-на-Дону. В «Претенденты на лидерство» входят регионы, которые имеют более или менее приемлемый уровень душевого ВРП, но развиваются недостаточно высокими темпами. К таковым относятся Краснодарский край, Астраханская область и отчасти Ставропольский край. «Самые динамичные» — включает регионы с низким душевым валовым региональным продуктом и высокими темпами роста. В ее состав входят Дагестан, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесия и отчасти Адыгея. «Проблемные регионы» — регионы с низким душевым ВРП, невысокими или отрицательными темпами роста, но со стабильной социально-политической ситуацией. К ней относятся Кабардино-Балкарская Республика и Калмыкия.
Отдельно выделяются два региона, заслуживающих пристального внимания. Чеченская республика — постконфликтный регион с низким душевым ВРП и невысокими темпами роста. Этот регион обладает достаточными финансовыми средствами на развитие и его результаты зависят от процесса восстановления экономики. Республика Ингушетия — регион с высокой социально-политической напряженностью, высокими темпами роста населения, отрицательными темпами роста ВРП, пока не обладающий достаточными финансовыми средствами для экономического развития.
Южный федеральный округ имеет важнейшее значение для страны, здесь проживает 15% населения страны, а также он является важнейшим поставщиком сельского хозяйства и крупный транспортный узел (39% объема перевозок совершается в этом округе). Также здесь находится крупнейшая туристическая зона страны. Среди базовых ресурсов для ЮФО можно назвать выгодное географическое положение, лучшие климатические условия, благоприятная относительно других регионов демографическая ситуация, низкая стоимость рабочей силы и богатые природные ресурсы. Для развития округа важным фактором является победа стра-
ны в конкурсе на право проведения Олимпиады в 2014 г. В мировой практике регионы со схожими природно-климатическими условиями и потенциалом занимают довольно сильное положение в экономике своих стран.
Но пока преимущества ЮФО реализованы далеко не в полной мере. Производительность труда также находится на низком уровне, регион испытывает нехватку рабочих мест, а структура экономики не обеспечивает занятость в секторах, где это возможно. Даже в сегментах-лидерах уровень производительности существенно отстает от среднего по стране: в сельском хозяйстве — 74%, транспортная сфера — 71, строительство — 60, промышленность — 54, торговля — 40% от среднероссийского уровня.
Согласно Стратегии развития ЮФО до 2025 г. у региона должны быть три отраслевых приоритета: туризм, сельское хозяйство, строительство. Туристическая отрасль повлечет развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности, строительства, будет способствовать появлению инфраструктуры. Однако в долгосрочной перспективе эти секторы не обеспечат высокой добавленной стоимости, их потенциал роста ограничен. Поэтому после развития базовых секторов необходимо сконцентрироваться на глубокой переработке сырья, развитии химической промышленности, металлургии, лесного комплекса, машиностроения, легкой промышленности, то есть тех отраслей, где можно создавать конечный продукт с более высокой добавленной стоимостью. В ряде регионов существуют хорошие возможности для развития инновационных направлений.
Одним из препятствий реализации предложенной стратегии являются существующие инфраструктурные ограничения. В первую очередь возможности транспортного обеспечения. Объемы грузоперевозок к 2025 г. вырастут в 3-5 раз. Объёмы пассажироперевозок за счёт реализации туристического потенциала — в два раза. Наибольший прирост спроса со стороны отраслей промышленности придётся на автомобильный и трубопроводный транспорт за счёт разработки Каспия, а развитие туризма повлечёт увеличение спроса на авиационный транспорт. Объем российских транзитных перевозок через территорию юга России может увеличиться в 6 раз, что обеспечит дополнительную нагрузку на морские
порты и железнодорожный транспорт, автомобильные дороги. Средняя загруженность дорог в ЮФО к 2025 г. превысит их пропускную способность в 1,5-2 раза, и наиболее перегруженными окажутся как раз дороги Краснодарского края. Здесь будет превышение пропускной способности в 3-4 раза. Поэтому необходимо разгрузить центральные магистрали путем создания объездов, а также реконструировать дороги, имеющие стратегическое значение.
Необходимо возведение скоростной ветки железной дороги в обход Украины. Эта дорога сократит время проезда от Москвы до столицы Зимних игр 2014 г. до 14 ч. Делается упор на организацию системы интермодальных перевозок, сооружение железнодорожных дворов. Отдельные участки железной дороги следует укрыть специальными саркофагами, чтобы они не доставляли неудобства курортникам, построить безопасные пешеходные переходы.
На морском и внутреннем водном транспорте будет улучшена инфраструктура портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов, Таманского полуострова. Завершится реконструкция ВолгоДонского судоходного канала со строительством второй нитки шлюзов. Предстоит восстановить речные маршруты это приведёт к тому, что перевозки грузов морским и внутренним водным транспортом многократно возрастут. Объемы транзитных перевозок по внутренним водным путям увеличатся в два раза, а перевалка грузов в портах вырастет до 309,6391,8 млн т.
Большой потенциал у воздушного транспорта, полагают авторы концепции развития южного федерального округа до 2025 г. Сейчас его состояние явно не отвечает потребностям экономики. Выходом может стать использование небольших самолетов для обслуживания межрегиональных перевозок. Для развития воздушного транспорта предстоит также провести реконструкцию существующих и построить новые аэропорты в тех городах, где их пока нет, например, в Черкесске [3].
Развитие малого и среднего бизнеса заслуживает отдельного внимания. В большинстве регионов ЮФО включая лидеров малый бизнес не отличается высоким уровнем развития. При этом северокавказские республики вообще попадают в разряд депрессивных по индексу условий для развития малого предпринимательства.
Для обеспечения планируемого экономического роста численность занятых в малом бизнесе ЮФО должна возрасти более чем в 4 раза и составить не менее 25% занятых в экономике (в 2006 г. — около 8%). Наибольший (многократный) прирост численности занятых в малом бизнесе для обеспечения планируемого экономического роста должен быть обеспечен в северо-кавказских республиках.
Перспективным направлением развития северо-западной части округа (Ростовская область) связаны с Ростовской агломерацией, отраслями специализации которой являются транспортное, энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение, металлургия, угледобывающая промышленность, транспортно-логистический комплекс (в том числе порт Тамань), а также секторы новой экономики (информационные технологии, научно-образовательный комплекс, инновационные транспортные технологии).
Центрами развития Азово-Черноморс-кой части округа становятся группы городов Новороссийск — Анапа — Геленджик (рекреационно-курортный комплекс и туризм, транспортно-логистические услуги, промышленность стройматериалов, нефтедобыча, специализированное сельское хозяйство), Сочи — Адлер — Туапсе (рек-реационно-курортный комплекс и туризм), Краснодар — Армавир — Горячий Ключ — Кропоткин (машиностроение, рекреационно-курортный комплекс,
транспортно-логистические услуги, агропромышленный комплекс).
Потенциал развития Северного Кавказа определяется курортно-рекреационными ресурсами и агропромышленным комплексом Ставропольского края, возможностями развития туризма и рекреации (горный туризм) в республиках Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия — Алания, перспективами освоения Каспийского побережья Республики Дагестан (курортно-рекреационный комплекс, нефтедобыча, портовый транс-портно-логистический комплекс).
Республики Чечня и Ингушетия являются зоной восстановления экономики с перспективной специализацией в нефтедобыче и нефтепереработке, промышленности строительных материалов.
Зонами опережающего развития региона нижнего течения Волги выступают Волгоградская область (металлургия, химия, машиностроение, научно-образовательный комплекс, транспортно-логис-
тический узел, агропромышленный комплекс) и Астраханская область (судостроение, нефтедобыча, нефтепереработка, агропромышленный комплекс). Экономические перспективы Республики Калмыкия связаны с переходом на современные технологии выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции в ее традиционной специализации -агропромышленном комплексе.
Освоение нефтегазовых месторождений на Юге России, в частности, в Прикаспийском регионе, будет иметь важное значение, поскольку по мере истощения нефтяных запасов Западной Сибири и удорожания стоимости нефти российские компании будут все больше переносить свою деятельность в данный макрорегион.
Площадь российской акватории Каспия составляет 64 тыс. км2. По прогнозам специалистов общие ресурсы Каспия равны около 8 млрд т условного топлива, из которых 24%, или 2 млрд т, приходится на долю России. При этом Россия начинает освоение каспийского шельфа с большим опозданием по сравнению с другими прикаспийскими государствами.
Международное сотрудничество в области добычи углеводородного сырья в Южном федеральном округе будет носить инвестиционно-воспроизводственный характер. Наряду с этим нефтегазовая отрасль обеспечивает крупные налоговые поступления в бюджеты разных уровней, что будет иметь положительное влияние на социально-экономическое положение региона. Использование уникального природно-климатического потенциала Южного федерального округа позволяют расширять производство зерновых и технических культур, сублимированных дикорастущих плодов и ягод, плодоовощной и животноводческой продукции и т.д.
Внутренний рынок России сегодня пересыщен продукцией растениеводства, и потому особое стратегическое направление приобретает развитие экспортной специализации агропромышленного комплекса (АПК), что окажет значительное влияние на перспективы социально-экономического развития округа [7].
Следует рассматривать также и перспективы расширения перерабатывающей сферы АПК, экспорта ее продукции, поскольку именно этот сегмент должен обеспечивать дополнительное создание добавленной стоимости в регионе, более эффективную интеграцию в МРТ. В результате, учитывая большой удельный вес
АПК в экономике Юга России, можно рассчитывать на существенное повышение уровня жизни населения [1, 2, 4, 5].
В январе-октябре 2009 г. объёмы выпуска мяса и субпродуктов первой категории возросли по отношению к аналогичному периоду 2008 г. на 12%, составив 2,7 млн т. Производство мясных полуфабрикатов составило 1,2 млн т. Объёмы выпуска колбасных изделий сократился на 9% к январю-октябрю 2008 г. (1,9 млн т).
Производство муки в России в сравнении с январем-октябрем 2008 г. выросло на 1%, а крупы — на 8%, составив, соответственно, 8,5 млн т и 0,988 млн т. Объёмы производства хлеба и хлебобулочных изделий в октябре выросли на 1% к сентябрю текущего года, при этом к октябрю 2008 года снижение составляет 4%. В целом за январь-октябрь произведено 6 млн т данного вида изделий. По оперативным данным Росстата, индекс производства пищевых продуктов за январь-сентябрь 2009 г. составил 98,0 против 103,8% в январе-сентябре 2008 г.
За указанный период предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности увеличили производство мяса и субпродуктов 1-й категории (на 12%), мясных консервов (на 3%), сыров жирных (на 5%), кофе натурального (на 40%), овощных консервов (на 12%), масел растительных (на 47%), макаронных изделий (на 3%), круп (на 11%), быстрозамороженной плодоовощной продукции (на 32%), спирта этилового из пищевого сырья (на 3%), коньяков (на 25%). Производство цельномолочной продукции осталось практически на уровне прошлого года, ее произведено 7,8 млн т при темпе роста 100,9%.
Поскольку сельхозорганизации являются основными поставщиками сырья для перерабатывающих предприятий, увеличение производства скота и птицы на убой в этой категории хозяйств способствовало росту производства мяса и субпродуктов 1-й категории. Промышленное производство свинины в январе-сентябре текущего года составило 442,0 тыс. т, или 120% к соответствующему периоду прошлого года, мяса птицы — 1711,5 тыс. т, или 113,1%. Производство говядины (включая телятину) снизилось на 14% и составило 173,1 тыс. т.
В общем объёме производства мяса и субпродуктов 1-й категории наибольший удельный вес имеет мясо птицы (72%) и свинина (19%). Снижено производство
колбасных изделий (на 9%), масла животного (на 10%), плодоовощных консервов (на 14%), кондитерских изделий (на 6%), водки и ликёро-водочных изделий (на 14%), пива (на 8%) [6].
Объёмы производства продукции перерабатывающей промышленности в значительной мере определяются состоянием сырьевой базы муниципального образования и его сельскохозяйственного производства, степенью применения современных технологий хранения и переработки сельскохозяйственного сырья.
Решение поставленных задач обеспечит опережающий рост ВРП ЮФО в период до 2025 г., а переход к целевой структуре экономики и повышению производительности позволит значительно сократить разрыв по уровню доходов населения.
Реализация стратегии развития позволит достичь к 2025 г. как минимум уровня экономического развития стран Восточной Европы, а реализация экономического потенциала приведёт к многократному увеличению объёмов поступлений в бюджеты субъектов ЮФО и фактически устранит дотационность этих регионов и укрепит позиции России в мировом сообществе.
Но реализация Стратегии развития до 2025 г. трудновыполнима, т.к. регионы ЮФО сильно различаются по своим социально-экономическим показателям, например, в регионах Северного Кавказа очень тяжело идут экономические проекты, что приводит к массовой безработице, увеличению преступности на экономической почве, взяточничеству, с чем необходимо бороться, используя не только
правоохранительные методы, но и прежде всего экономические методы. Тем самым назрела необходимость из Южного Федерального округа выделить СевероКавказский федеральный округ, в который входят Ставропольский край, республики: Карачаево-Черкесская, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Северная Осетия — Алания.
Библиографический список
1. Иванова С. Южный потенциал / С. Иванова // http://www.real-business.ru/subpage.php?material=968.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
3. Калиновский И. Дорожная логика. Обходные магистрали могут улучшить эффективность транспортной системы ЮФО / И. Калиновский, К. Погонцева / / http://www.rg.ru/2008/07/01/reg-jugrossii/dorogi.html.
4. Приоритеты экономического развития субъектов Российской Федерации / В.А. Гуртов и др. — М.: Кучково поле, 2005. — 496 с.
5. Стратегия экономического развития ЮФО до 2025 г.
6. Федеральная служба государственной статистики // http://www. gks.ru/wps/portal.
7. Цуканов А.А. Развитие региональной стратегии внешнеэкономических отношений в современной России / А.А. Цуканов. — Волгоград, 2002. — 152 с.
+ + +
УДК 339.166.82.001.25(470.42) А.В. Иванов,
И.Г. Нуретдинов
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Ключевые слова: региональные особенности, продовольственная безопасность, социальный аспект, покупательная способность, дифференциация доходов, прожиточный минимум, поляризация общества, качество товаров, критиче-
ские параметры продовольствия, экономическая доступность.
Рынок сельскохозяйственных и продовольственных товаров является особой сферой стратегических интересов и целых